Но вот погружают крест, и воздух оглашается необыкновенным гулом. Пальба из ружей, трезвон, громкие выражения восторга, крики и давка в погоне за колышками. Серёжка прислушивается к этому гулу, видит тысячи устремлённых на него глаз, и душа лентяя наполняется чувством славы и торжества». И именно в этот момент — совершенно неправославный или нецерковный человек — может ощутить радость и величие праздника! Зима. Крещенское водосвятие. Кустодиев Борис Михайлович Иордан принял в свои воды Того, повелением Которого начал свое течение. Как повествует Евангелие, после принятия крещения Господь тотчас вышел из воды. Об этом «тотчас” церковное предание повествует, что святой Иоанн Креститель каждого крестившегося у него человека погружал до шеи и так держал его до тех пор, пока тот не исповедовал все свои грехи. Только после этого человеку дозволялось выйти из воды. Христос же, не имевший грехов, не мог удерживаться в воде, поэтому тотчас и вышел из реки. Когда же Он выходил из воды, отверзлось небо, и Дух Святой нисшел на Него в телесном виде как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! Подобно тому, как во дни Ноя голубица возвестила об умалении воды потопа, так и здесь подобие голубя указывало на окончание потопа греховного. Дух Святой явился людям в виде голубя потому, что эта птица символ любви, чистоты и кротости. Так и Дух Святой есть источник чистоты, пучина человеколюбия, учитель кротости и мира. Согласно церковному преданию, проповедь Иоанна Предтечи, а также крещение им Спасителя происходили на месте древней переправы через Иордан, приблизительно в 5-ти километрах от впадения реки в Мертвое море. Уже во времена царя Давида здесь был устроен паром, а в 19-м столетии это место именовалось “Паломническим бродом” — из-за множества паломников, стекавшихся сюда для омовения в водах Иорданских. Именно этим путем за 12 столетий до Рождества Спасителя вступил древний Израиль, предводимый Иисусом Навином, в Землю обетованную. Здесь же, за тысячу лет до Боговоплощения, переправился за Иордан царь Давид, убегая от восставшего на него его собственного сына Авессалома. В этом же месте переправлялись через реку пророки Илия и Елисей, а уже в христианскую эпоху этим же путем ушла в заиорданскую пустыню оплакивать свои грехи преподобная Мария Египетская… Запорожские новомученики

http://pravmir.ru/chexov-novomucheniki-i...

– Они знали о том, что в пяти минутах ходьбы от гостиницы оборудован удобный спуск к реке, где паломники совершают омовение в священных водах Иордана – в том месте, где Крещение принял Сам Иисус Христос? – Погружаться в воду – это больше русская традиция. Я не видел, чтобы иностранцы купались. Сам я летом окунаюсь каждый день, в основном вечером, когда никого нет. Помимо паломников, сюда еще приезжают туристы из Акабы. Слава Богу, многие из них верующие, крещеные. То есть миссионерскую функцию это место выполняет, несмотря на то, что они не попадают на богослужения. – Едва выйдя из автобуса, мы сразу побежали к реке Иордан, чтобы успеть окунуться до темноты. Все паломнические группы так себя ведут? – Большинство. Теперь здесь самое удобное место для погружения в Иордан. Года три назад тут все облагородили. Сделали дубовую купальню и спуск к воде. Раньше дно было глинистое, а теперь в глубину ведут деревянные ступени. Спуск к реке расположен очень близко от резиденции. Холм пророка Илии и место пещеры пророка Иоанна Крестителя – На Святой Земле, как нигде, ощущается близость святых. В вашем храме Иоанна Предтечи есть большая икона «Собор иорданских святых». Большинство их имен мне неизвестно, к сожалению. – На этой иконе изображены, конечно, не все иорданские святые, а лишь основные, которые здесь подвизались. Из широко известных – это, прежде всего, пророки Илия и Иоанн Предтеча и преподобная Мария Египетская. В двух километрах от Странноприимного дома находится холм Святого пророка Илии. Здесь он перешел Иордан перед тем, как Господь взял его на небо на огненной колеснице. Гиды покажут вам холм «Тель Харрар» с руинами византийской пещерной церкви. Она почитается как жилище пророка Илии и Иоанна Предтечи. Православные христиане не могут не посетить и место усекновения главы Иоанна Предтечи. По преданию, он пребывал в заточении в местечке Макавир – в темнице замка царя Ирода Махайрос. Здесь проходил описанный в Евангелии пир в честь дня рождения Ирода, во время которого Иоанн Предтеча был усечен мечом. В 72-м году по Р.Х. римляне не оставили от замка Ирода камня на камне, но библейские руины до наших дней свидетельствуют о произошедших здесь событиях.

http://pravoslavie.ru/127119.html

Согласно церковному преданию, проповедь Иоанна Предтечи, а также крещение им Спасителя происходили на месте древней переправы через Иордан, приблизительно в 5-ти километрах от впадения реки в Мертвое море. Уже во времена царя Давида здесь был устроен паром, а в 19-м столетии это место именовалось “Паломническим бродом”, из-за множества паломников стекавшися сюда для омовения в водах Иорданских. Именно этим путем, за 12 столетий до Рождества Спасителя, вступил древний Израиль, предводимый Иисусом Навином, в Землю обетованную. Здесь же, за тысячу лет до Боговоплощения, переправился за Иордан царь Давид, убегая от восставшего на него собственного сына Авессалома. В этом же месте переправлялись через реку пророки Илия и Елисей, а уже в христианскую эпоху этимже путим ушла в заиорданскую пустыню оплакивать свои грехи преподобная Мария Египетская. Сегодня о событиях святого Богоявления, совершившегося здесь, напоминает паломникам, расположившийся неподалеку, греческий монастырь святого Иоанна Предтечи. Святая Церковь еще с апостольских времен празднует день Святого Богоявления, заповедуя в своих постановлениях так: “да будет у вас в великом уважении день, в который Господь явил нам Божество”. В воспоминание Крещения, в котором Иисус Христос погружался в водах Иорданских, Православная Церковь издревле совершает в навечерие и в сам праздник великое освящение воды. Чинопоследование, по которому соверщаются водосвятия и благодать, подаваемая в эти дни воде, одни и те же, как в день навечерия – Крещенского сочельника, так и в самый праздник Богоявления. Праздничное освящение воды ведет свое начало от традиции Церкви Иерусалимской, где уже в первые века христианства совершался праздничный выход к реке Иордан для воспоминания крещения Спасителя совершением водоосвящения. Издревле и в Церкви Русской, подражая традиции Иерусалимской, совершается в дни навечерия и Богоявления торжественное водосвятие. Благочестивые прихожане стремятся в эти дни запастись святой водой на целый год, чтобы хватило до следующего Крещения, а, приходя домой, окропляют свои жилища святой водой, сообщая им, таким образом, благодать великого праздника.

http://zavet.ru/kalendar/kr-005st.htm

Когда иноку усвоится его делание и станет его существенной необходимостью, тогда он не сможет перейти к другому деланию, хотя бы это другое делание имело свое духовное достоинство. Оставление усвоившегося делания – как бы оставление жизни. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 82,50 ) . Полезно нам искать одного: пребывания со Иисусом. Богат пребывающий со Иисусом, даже если он ничего не имеет на земле. Авва Евпрений ( 82, 123 ) Воскресение души – это соединение ее с Жизнью, Которая есть Христос... Душа не может жить сама по себе, если неизреченно не соединится и неслиянно не сочетается с Богом, Который воистину есть Жизнь Вечная. Преподобный Симеон Новый Богослов ( 60, 256 ) . Странное скажу тебе слово, но не удивляйся. Есть некое сокровенное таинство, совершающееся между Богом и душою. Бывает оно с теми, которые достигают высших мер совершенной чистоты, любви и веры, когда человек, полностью изменившись непрестанной молитвой и созерцанием, соединяется с Богом, как свой Ему. Находясь на этой ступени, Илия заключает небо на бездождие и небесным огнем попаляет жертву; Моисей пересекает море и воздеянием рук обращает в бегство Амалика... Удостоившийся единения с Богом, хотя и облечен в плоть, превзошел меру тления и смертности, он как обыкновенный сон, принимает смерть, которая к его радости переправляет его к тому, чего он всегда желал. Преподобный Феогност ( 68, 396 ) . Жизнь есть рождение от Бога свыше ( 33, 231 ) . Для того пришел Господь, чтобы здесь еще дать душе жизнь – Духа Своего. Преподобный Макарий Египетский ( 33, 233 ) . Христос есть истинная Жизнь, и наша истинная жизнь есть пребывание во Христе. Святитель Василий Великий ( 4, 56 ). Чем более христиане приобретают добродетелей исполнением заповедей, тем более усваивают себя Богу. И чем более усваиваются Ему, тем более познают Его, и Он знает их. Преподобный Авва Дорофей ( 58, 201 ). Один Бог пребывает вечным и нетленным. И с Ним будут те, которые взыскали Его и Его одного возлюбили. Преподобный Симеон Новый Богослов ( 59, 65 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

3. Со временем Отец Кирилл будет прославлен как новый Радонежский Преподобный и войдет в Собор Радонежских святых. Это обязательно будет, даже потому, что у огромного количества православных людей, это не вызывает никаких сомнений ! Нужно только необходимое до канонизации время до прославления, почитание старца как при жизни, так после смерти, до официального акта. А почитание при жизни великого лаврского духовника было поистине вселенским ! И после смерти, на его честной Могилке в Лавре, по молитвам к нему, начали происходить чудеса, и ведется запись этих чудес ! Можно только возрадоваться , что Господь явил нам, в наше, новейшее, казалось, очень страшное, смутное, соблазное время, образец настоящего святого отца---пастыря ! Преподобне отче Кирилле--моли Бога о нас ! 2. Re: Духовник Какая еще эпоха? Эпоха отступления продолжается. И насчет последнего старца М. Яблоков ошибается. Пророк Илия ошибался; что там лжепророки ... Старец Кирилл (Павлов) упокоится теперь во Царствии Небесном, а кто-то еще живым будет встречать Господа " на воздусе " ... " и тако всегда с Господем будем " . Слава Богу за всё! 1. Re: Духовник Упокой Господи, раба Твоего! С уходом последнего старца возможно начнется новая эпоха для Русской Православной Церкви... Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/analitika/2017/02/21/...

И только на четвертую ночь он твердо восстал против сомнительных мыслей. Устами пророка Гутлак громко пропел Господу такие слова: «В тесноте моей я призвал Господа и к Богу моему воззвал. И Он услышал от святого чертога Своего голос мой, и вопль мой дошел до слуха Его» . Тотчас верный помощник – святой Варфоломей – пришел к нему на помощь. Гутлак увидел святого апостола не во сне, а наяву – в ангельском великолепии и красоте. С этого момента блаженный Гутлак постоянно пребывал в радостном расположении духа, вспоминая посещение небесного гостя. Его ум и сердце просветились, и он больше не смущался прежними мыслями. Небесный гость, святой Варфоломей, утешил его, подкрепив и ободрив словами о том, чтобы он отринул сомнения, был решительным и непоколебимым. Святой Варфоломей обещал Гутлаку свою помощь во всех бедствиях. После таких слов своего верного защитника наш подвижник исполнился духовного блаженства, укрепился и всецело доверил себя Богу. Глава 5 Однажды, когда Гутлак размышлял о своем образе жизни и о том, как стать ближе к Богу, два демона внезапно подступили к нему. Они спустились с неба и дружелюбно с ним заговорили: «Мы хорошо знакомы с твоим подвижничеством и знаем, как тверда твоя вера. И еще знаем, что есть у тебя сокровенное желание никогда не быть побеждаемым искушениями. Мы испытали тебя, когда вели с тобой войну всякими злокозненными хитростями. С этого дня мы больше не будем досаждать тебе. И мы не только не будем мешать твоему подвигу, но поведаем тебе о жизни тех, кто в древние времена подвизался в посте в пустыни. Первыми постились Моисей и Илия, затем Спаситель мира, а потом многие славные египетские отшельники. От воздержания их силы истощались, но зато так они искоренили в себе все греховное. Если ты хочешь смыть с себя все грехи, которые совершил, то усмири свое тело воздержанием. Ибо, если ты будешь крайне воздержанным в этой жизни, то укрепишься в вечности; и если претерпишь много боли и страданий здесь, на земле, то получишь блаженство в будущем.

http://pravoslavie.ru/46097.html

Прп. Симеона Столпника (459) и матери его Марфы (ок. 428).   Какие бывают святые Аскеза: упражнения в приближении к Богу Азбука монашеской жизни Монашество   Преподобный Симеон Столпник положил начало новому виду подвижничества - «Столпничеству». Построив столп в несколько метров в высоту, он непрерывно молился на нем, не имея возможности для отдыха, воздерживаясь от пищи, перенося зной, дождь и холод. Проповедями и подвижническим образом жизни Симеон обратил многих язычников и еретиков в Православное Христианство.     Православные праздники 15 сентября  Прпп. Антония (1073) и Феодосия (1074) Печерских.  Имя Антоний: персонаж мультфильма и основатель русского монашества 5 поучений преподобного Феодосия Печерского Киево-Печерская Лавра и ее святые Киево-Печерская Лавра. Краткий путеводитель   Преподобные Антоний    и преподобный Феодосий основали Киево-Печерскую обитель, ставшую образцом для других русских монастырей и имевшую огромное влияние на всю духовную жизнь Русской церкви, были праведниками и аскетами, учредили монашеский устав, по которому у монашеской общины должно быть общее имущество, а время должно проходить в непрерывных молитвах и трудах.     Православные праздники 16 сентября  Блж. Иоанна Власатого, Ростовского, чудотворца (1580).   Блаженный Иоанн Власатый, Ростовский юродивый и чудотворец. Гробница Иоанна известна исцелениями страждущих.   Православные праздники 17 сентября  Прор. Боговидца Моисея (XVI в. до Р. Х.). Кто такой Моисей в Библии? У подножия гор Моисея Пророки Библии Пророчества Библии   Ветхозаветный пророк Моисей Боговидец, законодатель еврейского народа, вывел евреев из египетского плена, принял от Бога 10 заповедей на горе Синай. Его жизни посвящены четыре книги Пятикнижия: «Исход, Левит, Числа, Второзаконие». По Евангелию от Луки, во время Преображения Господня на горе Фавор, явился Иисусу Христу «И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия, явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме».

http://foma.ru/pravoslavnyie-prazdniki-v...

35. Здесь на горе Елеонской жил Мельхиседек. Придя сюда Авраам остриг ему волосы и ногти, дал ему хлеб, ел и был им благословлен. Елеонская гора находится от Св. Гроба на разстоянии одной мили. 36. Оттуда идешь на восток на разстояние одной мили. Там находится Вифания, где Христос воскресил четырехдневного Лазаря. Там храм и в нем мраморная гробница Лазаря. Висят 3 лампады. 37. Там камень, на который сел Христос после своего путешествия и пришла Марфа и сказала: Господи, если бы ты был здесь, брат мой не умер и т.д 2411 . Сюда привели Св. Апостолы осленка и Христос сел на него. Отсюда Он благословил Св. Сион и сказал: Много радуйся, дщерь Сиона; се бо царь грядет к тебе кроткий сидя на молодом осле, сыне подъяремной 2412 . Находится от Св. Гроба на разстоянии 2 миль. 38. На восток дорога к Иордану и в Иерихон. На дороге источник Св. Апостолов и тут направо на горе монастырь великого Εвфимия. Находится от Св. Гроба на разстоянии 15 миль. 39. Тут впереди на дороге монастырь Богородицы и тут же Иерихон. Находится от Иерусалима на разстоянии 20 миль. 40. Там и гора, на которой Христос постился 40 дней, а затем взалкал, так как в нем проявилась человеческая природа, пришел диавол и искушал Его и сказал: если ты Сын Божий, скажи, чтобы камни претворились в хлебы и т.д. И Христос сказал: иди за мною, сатана 2413 . 41. Там в Иерихоне те горькие воды, которые Елисей обратил в пресные. Там и место, где Иисус Навин увидел ангела и сказал: Наш ли ты, или из неприятелей наших? Он сказал: Я вождь воинства Господня, теперь пришел сюда. Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. И возьми ковчег и заветы и иди на Иерихон, да падут стены его 2414 . Там и смоковница, на которую влез Закхей, чтобы увидеть Христа, потому что он был мал ростом. И Христос сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме 2415 . 42. Отсюда впереди на восток река Иордан. Она находится от Иерусалима на разстоянии 30 миль. Там монастырь Предтечи. Там Христос был крещен Иоанном Крестителем. Там и пещера, где находился Предтеча. Там гора Ермон, малая гора. Оттуда пророк Илия вознесся на небо и плащ свой дал Елисею. Там и гробница аввы Зосимы, где он нашел преподобную Марию Египетскую и похоронил ее в пустыне.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Papad...

4 .Пиян был Илия от любве к Истине 12 , И скитался безплодный, и обличил поклонников Ахава, Презревших Творца и поклонившихся твари. Иезавель низвела последователей своих во ад. И воссияли венцы седьми тысящ мужей 13 . Благословен служителю Своему потаенное сокровище открывый! 5 . Мнози сыны Истины 14 на сей Ветви истинной, И созрели, и стали плодами, достойными Царствия. Хотя ветвь и жива, есть на ней и плоды мертвые, Лишь для взгляда цветущие. Испытал их ветер 15 и упали пустоцветы. Благословен Тот, Чей венец – утвердившимся в Нем! 6 . Всеживотворец испытал Даниила в любви Своей, Условием 16 , которое измыслили хитрецы, Да конец положат Его блаженной власти, отщетившей молитву их 17 . Они опозорили идолы свои и не поняли. Он разрушил их почитание, да Един от всех почитаем будет. Благословен, Егоже истинные ложных превозмогли! 7 . [Ветвь] склонилась долу и верже возлюбленных Своих в пламень 18 , Но на листьях ее была роса 19 , и она охладила жар 20 . Одолены были длани 21 царя победоносного 22 , он решился Величие 23 [Божие] пред идолами своими склонить. Возлюбленные Его, не оставившие Его, не были Им оставлены. Благословен еси, Иже не в статуях 24 , Но в служителях Своих восхвалится! 8 . Иисусе, преклони милость 25 Твою к нам, дабы мы стяжали ее! Се – Ветвь, склонившая побеги 26 Свои к неблагодарным, И ели, насытились и уклонились, и похулили Его. Он же напротив снизошел даже до Адама во аде, Вывел его восходом горним и возвратил его Едему. Благословен Иже к нам Ей преклониться Повелевший, Да и мы улучим и взойдем Ею! 9 . И кто не восплачет! Хотя и сильна 27 Ветвь, Тот, кто не желает принять силу Ее Заблуждается в немощи своей, ибо [хотя] немощна Ветвь сия, Но все цари победила и даровала сень Всему мipy. Страстями Его умножилась держава Его 28 . Благословен возвеличивший Ее над сею лозой египетской 29 ! 10 . И кто не ухватится за сию Ветвь истинную, что истинных [христиан] приносит, ложных же отвергает. И отнюдь не оттого, что тяжки зело были они силе Ее, Отвергла Она их. Нас ради испытал Он их порывом ветра,

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/o-...

Скитский, V в.), Зосима (4 апр.), Исаия (пр. Скитский, ΙV в.), Илия (8 янв.), Иларион (21 окт.), Исхирион (пр. Скитсткий), Ивистион (изряднославный), Иперехий (пр. ΙV в.), Исихий (Иерусалимский пресвитер, богослов V в.), Игнатий (20 дек.), Иерофей (4 окт.), Иеракс (пустынник Египетский, современник св. Иоанна Златоустог о, скончавшийся после 408 г.), Иоанн (13 и 9 нояб., а также Раифский Савваит – современники пр. Иоанна Лествичника ), Иустин преподобный, гора разумная, великий), Иувеналий (или Ювеналий, 2 июля), Иероним (15 июня), Карион (5 дек.), Коприй (9 июля), Кассиан (29 фев.), его спутник по Египту, Γерман (Вифлеемский), и современники Кассиана: Кастор и Феона (Скитский эконом), Каллист (удивлявший благословением), Ксенофонт «с сынома» (26 янв.), Киприан (31 авг.), Клим (или Климент, 25 нояб.), Кирилл (18 мар. и Александрийский 9 июня), Лаврентий (Египетский, сиявший добродеяниями), Логгин (Египетский, подвизавшийся близ Александрии при море и отличившейся благотворением), Лот (Египетский, V в., сиявший добродетелями), Леонтий (глубина богословия), Максим (21 янв.), Маркиан (10 янв.), Марк (пр. Синайский IV в., благопокорный и Богопослушный), Макарий (19 янв.), Мартиниан (13 фев.), Малх (26 мар.), Маркелл (29 дек.), Мил (мертвецевоскреситель), Мелетий (12 фев.), Митрофан (4 июня), Михаил (Синайский, 23 мая), Моисей (28 авг.), Нил (12 нояб.), Навкратий (Студит, исповедник, пострадавший за св. иконы и скончавшийся в мире 18 апр. 848 г.). Никон (пр. Синайский, V в.), Нафанаил (пр. Нитрийский, скончавшийся ок. 375 г.), Нон (еп. Илиопольский: в Сирии, скончавшийся в 471 г., – сн. 8 окт.), Никифор (2 июня), Нектарий (патр. Цареградский 381–397 г.), Николай (6 дек.), Онуфрий (12 июня), Ор (7 авг.) и его ученик Афр (пр. Египетский, V в.), Памва (18 июля) и его ученик Аммоний, Памво (или Папп, бывший 58 лет епископом на о. Кипре, в IV в.), Павел (15 янв., 4 окт. и 6 нояб.), Пахомий (15 мая), его ученики: Афинодор, Силуан, Порсисий (или Орсисий, скончавшийся в 380 г.), и Тифой, и его наставник Паламон (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010