И странное дело, Илия, который не боялся ни царя, ни народа, вступая с ними в открытое единоборство, Илия бежит от угрозы женщины. Не потому ли, быть может, что внутренней мощи его духа нанесен удар им самим там, при потоке Киссоне, в часы жестокой казни? В жизни величайших светильников веры и упования, в жизни боговидцев бывают миги величайших искушений, внутренней богооставленности, грозящей отчаянием. Светлый, прозрачный, весь струящийся лучами поток жизни святых и праведных, открытый благоговейным взорам верных, не таит ли он в себе сокровенную от мира темную пучину предельного ужаса, препобежденного тихим веянием благодати? И раскаленные пески и камни египетских пустынь, и холодная промерзшая земля наших непроходимых дебрей, где оказались такие близкие и вместе такие далекие молитвенники о нас, путевожди нашего спасения – и камни, и земля, орошенные умиленными слезами молитв и освященные легкими стопами горних видений, – не были ли они свидетелями неизреченных на человеческом языке беспомощных мук и испытаний, о которых спокойно, эпически и кратко повествуют жития: «боролся», «подвизался»? Иоанн, Предтеча и Креститель Господень, от чрева матери живший одним образом Грядущего, устремивший к Нему всю полноту своего пустынного подвига и своего пророческого служения, отдавший Ему все венцы и награды, взявший себе только радость быть другом Жениха, гласом вопиющего, уготовляющего путь, но видевший Духа и слышавший голос Отца, сам свидетельствовавший об Агнце, вземшем грехи мира, почти накануне своей мученической кончины из страшного подземелья темницы посылает вопрос, полный несказанно мучительных сомнений: «Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?» ( Мф. 11:23 ). Антоний Великий искушается долгой невыносимой борьбой в пустыне, и только в конце искушения Бог, казалось совсем отступивший, говорит в его сердце, что все время был Он Тайным Свидетелем. И преподобный целый год не может молиться от дьявольских прилетов, и обжавшие кругом его демоны немолчно хулят и прекословят – нет Бога, нет Бога!

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Zhura...

Различные наименования св. преподобных монашествующих Св. преподобные иноки подвизались и прославились своею святостию в разных странах, местах, пустынях, монастырях разными подвигами благочестия, и посему многие из них в Святцах называются: I) по имени страны, II) пустыни, III) местности, в которой родились или подвизались, монастыря, V) по сану, VI) по особенным чертам нрава и VII) подвигам. I. По имени страны По имени страны, в которой родились или подвизались и прославились, многие иноки и инокини называются в Святцах, напр.: Египтянами (января 19, апреля 1), Сиринами, или Сирианами (янв. 28); иже в Палестине, т. е. Палестинскими (5 марта); иже в Солуни, т. е. Солунскими , или Фессалоникийскими (июня 26), Римлянами, Персянами, Александрийцами (авг. 3, 7:9) и проч. II. По имени пустыни Преподобные, прославившиеся своею святостию в пустынях, называются отшельниками – по-гречески анахоретами ( ναχωρτ οι 1760 ) (сент. 29, июня 19), пустынными (дек. 2), пустынножителями (сент. 24, июня 12), пустынниками (янв. 28) и пустынницами (сент. 29). Уединяясь в пустынях, св. преподобные или постоянно пребывали на одном месте, или для избежания славы человеческой, которая неминуемо следовала за истинными сокровенными подвигами благочестия и привлекала к подвижникам любопытных и набожных, уединялись в разные места. Они жили обыкновенно в особых уединенных келлиях и пещерах, часто столь тесных, что в них с трудом можно было встать или лечь 1761 . Так, Илия, пустынник Египетский, 70 лет провел в страшной и дикой пустыне, в узкой пещере под скалою, к которой вела едва приметная и опасная тропинка. О нем очевидец Палладий, епископ Еленопольский, путешествовавший по разным странам Египта (388–404), повествует: «В пустыне близ Антиноя, главного города Фиваиды, видели мы старца 110 лет от роду по имени Илию. На нем, говорили, почил дух пророка Илии. Он знаменит был тем, что прожил семьдесят лет в этой пустыне, столь страшной и дикой, что невозможно и изобразить ее словами. Здесь-то на горе жил Илия, никогда не сходя в обитаемые места.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

42. Когда для спасения твоего приходили Ангелы? Царь, Сын Царев сотворил совет с Отцем Своим, и послано Слово, и облекшись в плоть и сокрыв Божество Свое, чтобы подобным спасти подобное, положило душу Свою на кресте. Так велика любовь Божия к человеку! Бессмертный благоволил быть за тебя распятым. Посему, смотри, как «возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единороднаго дал есть» за него ( Ин.3:16 ). «Како не и с Ним вся нам дарствует» ( Рим.8:32 )? И еще в другом месте говорит Писание: «аминь глаголю вам: над всем имением своим поставит его» ( Мф.24:47 ). И в другом еще месте показывает, что Ангелы суть служители Святых. Когда Илия был на горе, и шли на него иноплеменники, – отрок сказал: «множество людей идет на нас, а мы одни». Тогда отвечает Илия: «не видишь разве, что полки и множество помогающих нам Ангелов окрест нас?» Видишь ли, сам Владыка и множество Ангелов бывают при рабах Его? Поэтому, что же значит душа, и как высоко ценится Богом? И Бог, и Ангел взыскуют ее, чтобы иметь в собственном Своем общении и в царстве, а сатана и силы его ищут, чтобы привлечь ее на свою сторону. 43. Как в видимом мире царь на служение свое избирает не пастухов, но людей благообразных и хорошо образованных; так и в небесном чертоге небесному Царю служат те, которые непорочны, неукоризненны, чисты сердцем. И как в царских чертогах красивые девы, не имеющие никакого порока, самые благообразные вступают в царское сообщество: так и в духовном только души, украшенные всякими добрыми нравами, удостаиваются общения с небесным Царем. В видимом мире, если идет куда на пребывание князь, и в этом доме случится быть какой-нибудь нечистоте, – дом исправляют, делают в нем множество украшений, разливают благовония: кольми паче дом души, в котором упокоевается Господь, имеет нужду во многих украшениях, чтобы мог войти туда и упокоиться там Пречистый и Всесовершенный. Ибо в таком сердце упокоевается Бог и вся небесная Церковь . 44. В видимом мире, если у отца есть имение, есть также диадимы и драгоценные камни, то скрывает их в кладовых храминах, и бережет для возлюбленного сына своего, и ему отдает это. Так и Бог стяжание Свое и собственные свои драгоценности вверил душе. В видимом мире, если настоит война, и царь с воинством приходит воевать, но сторона его меньше, или слабее, – тотчас отправляет посольство просить мира. А если сходятся сильный народ с сильным же, и царь с царем, например персидский и римский; то по всей необходимости должно обоим царям двинуться со всем своим воинством. Посему, смотри, каково твое достоинство; потому что Бог с собственным Своим воинством (разумею Ангелов и духов) подвигся на брань с сопротивником, чтобы избавить тебя от смерти. Посему-то Бог пришел ради тебя.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Антония, почему старец и становится живым носителем Предания. Опыт подобного равенства всех святых во Господе запечатлен и в одном из посланий св. Аммона (греч. 1, 2), где он говорит: «Святые отцы удалялись в пустыни, как, например, Илия Фесвитянин, Иоанн Креститель и остальные отцы. Не думайте, что праведники, пребывая среди людей, достигли праведности [в мирской суете]. Нет, но подвизаясь прежде во многом безмолвии ( πολλν συχαν πρτερον σκ σαντες), они обретали Божественную силу ( τν δναμιν τν θεικν), вселяющуюся в них, и [лишь] тогда Бог посылал их, уже обретших добродетели, в среду людей для назидания человеков и исцеления болезней их». Таким образом, для св. Аммона ветхозаветные святые (Илия Пророк, Иоанн, Предтеча Господень, и др.) суть «отцы» ( πατρες), такие же подвижники, «исихасты» и целители душ, каким был его учитель авва Антоний и другие святые подвижники египетских пустынь. Ведь ветхозаветные праведники также получали благословение Божие и также лукавый воздвигал брань на них, ввергая в искушения, – пример тому Иаков, к которому приступило искушение от Исава ( Быт. 27 ), но он явил достойную подражания твердость, и диавол ничего не смог сделать с ним. Приведя этот пример ветхозаветного праведника, св. Аммон тут же обращается к своим чадам: «И я, отец ваш, претерпел великие искушения, тайные и явные, подчиняясь воле Божией; я ждал, молил [Бога], и Он спас меня» (греч. Посл. IV, 1). Таким образом, для св. Аммона ветхозаветные праведники являются «живыми современниками», служа тем образцом, который христианский подвижник должен всегда иметь пред очами своими. Соответственно, и Ветхий Завет есть для св. Аммона не «повествование о прошлом», но «живая Книга», служащая непосредственным «руководством» в деле христианского подвижничества. Тем более это значимо в отношении Нового Завета. Ибо, как говорит св. Аммон, Господь Иисус Христос «стал Образцом для нас ( τπος μν γνετο), чтобы мы следовали по стопам Его» (Наставл. II, 1). Поэтому каждая фраза и каждое слово Евангелия, согласно св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

И в этом мире, конечно, существуют силы духовные, совершенно неведомые нам. И эти силы, эти законы проявлялись не раз пред глазами человечества, когда творил Господь Иисус свои чудеса, когда творили чудеса Его великие святые. Скажите, когда преобразился Он на горе Фавор-ской, разве не осиял Его тогда свет, никому не ведомый на земле? Все Тело Его, одежды Его блистали тогда светом неизреченным, никогда прежде не блиставшим на земле. А когда св. пророк Илия вступил в спор со жрецами Ваала о том, чей Бог истинен, вызвал их на соревнование, предложил им построить жертвенник, заклать тельца и молиться своему Ваалу, чтоб ниспал огонь с неба и пожег их жертву; а сам тоже соорудил жертвенник из больших камней, приготовил дрова, возложил на них тельца и велел полить двенадцатью ведрами воды жертву, и камни жертвенника, так что наполнился он водой, — тогда, после бесплодной молитвы жрецов Ваала, воззвал Илия к своему Богу — и ниспавший с неба огонь пожег его жертву. Огонь этот сжег не только жертву и дрова, он сжег и все камни жертвенника, он уничтожил воду во рве. Разве какой-нибудь земной огонь может сжечь камни? Нет, никогда. Это был особый огонь, огонь небесный, огонь совсем особой силы и особого действия. Вспомните, что когда кровоточивая женщина в толпе народа прикоснулась к одежде Христовой, веруя, что получит исцеление, Христос остановился и спросил: «Кто прикоснулся ко Мне?» Этот вопрос удивил учеников, ибо народ со всех сторон теснил Его, Он сказал: «Прикоснулся кто-то ко Мне, ибо Я чувствовал силу, исшедшую от Меня». Какую это силу, если не высшую духовного порядка, неведомую людям, почувствовал Иисус? Итак, в чудесах Илии, в чудесах Самого Иисуса, а также и в чудесах многих других действовали силы духовные, высшие силы, которые неведомы в мире материальном, — силы особые, силы Божественные. Что же тогда удивительного в том, что совершаются чудеса? Что удивительного, что Господь ходил по водам озера Генисаретского; что преподобная Мария Египетская перешла Иордан; что удивительного, что наш Серафим Саровский, как видели многие, шел по воздуху, не касаясь земли?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

Отъ него же не тъчию реченую клтьцю покры, но ина мъногая же въ манастыри сътвори отъ него дла. Слово 284 Повдаше нкъто отъ отьць, яко нкогда каменьникъ, егоже наричють кавидарионъ, имы камень мъногоцньнъ и бисьръ, възиде въ корабль съ отрокы своими, хотя ити на куплю. Прилучи же ся по съмотрению възлюбити отрока нкого корабльника, иже творяше ему служьбу и почиваше. И сь отъ него яды, отъ нихъже дяше. Въ единъ же дьнь слышить отрокы шьпъчюща, утвьрдивъшемъ се, да врьгуть кавидара въ море камения для многоцньнаго. Абие же отроку съ мъногомь уныниемь по обычаю сътворити ему служьбу, глагола ему: «Чьто унылъ еси дьньсь, дтищю?» Онъ же потай рекы: «Ничьтоже». Пакы же въпрашаше его, глаголя: «Въ истину рьци ми, чьто ти есть?» Тъгда ражьже ся плачьмь и глагола ему, яко: «Тако съвтъ сътворишя корабльници на тя». Глагола ему, опасьно отъвща ему тако: «Утвьрьдиша ся о теб». Тогда призъва отрокы своя и рече имъ: «Еже вы реку сътворите без лности и безъ размышления нкого». Тогда простьреть поняву и начатъ глаголати имъ: «Принесте музикия», – и принесоша. И отврьзъ, начя распростирати камения, и егда положиша вься, начя тако глаголати: «Се ли е животъ? сихъ ли для бду приемлю въ мори и стражю, и по семь умираю, ничьсоже възьмъ съ собою отъ мира сего?» И глагола отрокомъ своимъ: «Исыплте вься въ море». И чюдиша ся корабльници, и разиде ся съвтъ ихъ. 640 ...егда б въ Скит... – Скит (копт. Schiet – пространная пустыня), или Скитская пустыня в Среднем Египте, была местом обитания отшельников. 645 Видив же дмони дерьзновение его... – По христианским воззрениям тех времен, в могилах язычников (эллинов) обитали демоны. 648 ...имя левытона... – Левитон (греч. λευτν) – длинная льняная рубашка, нижняя одежда египетских монахов. 649 ...братии, сущий въ Раид... – Раита, или Раифа, – лавра на юго-западном берегу Синайского полуострова у Черного моря. 652 ...помыслихъ, яко Илии...повиненъ будеть». – Неизвестно, кого именно цитирует отшельник. Это мог быть патриарх иерусалимский Илия (491–518) и преподобный Илия Скитский, живший в VI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прокимен, глас 3 Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся. Стихира, глас 6 Воспоим, вернии,/еже о нас Божия благодеяния величество:/о нашем бо прегрешении быв человек/нашим очищением очищается во Иордане:/Един чистый и нетленный,/освящаяй мене и воды,/и главы змиев сокрушаяй в воде./ Почерпнем убо воду с веселием, братие,/благодать бо Духа верно почерпающим/невидимо подавается от Христа Бога//и Спаса душ наших. Стихира, глас 8 Днесь тварь просвещается,/днесь всяческая веселятся,/небесная вкупе и земная,/Ангели и человецы смешаются,/идеже бо Царево пришествие и чин приходит./ Тецем убо на Иордан и видим вси Иоанна:/како крещает верх нерукотворенный и безгрешный?/ Темже апостольский глас припевающе согласно возопиим:/явися благодать Божия спасительная всем человеком,//озаряющи и подающи веным велию милость. Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся,//аллилуиа. Монастырь святого Иоанна Предтечи Евангелие от Иоанна 1, 19–28 (Мф 3, 1–12; Мк 1, 2–9; Лк 3, 1–18; Ин 1, 19–28) И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты? Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Христос. И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет. Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом? Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия. А посланные были из фарисеев; И они спросили его: что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк? Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его. Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн. На расстоянии полукилометра от места Крещения вглубь пустыни со времен святой царицы Елены стоит греческий монастырь во имя святого Предтечи Господня. В этом монастыре в IV веке жил преподобный Зосима, встретивший в пустыне преподобную Марию Египетскую.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Южное побережье Галлии, в отличие от внутренних ее областей, тяготело к Египту (монастырь Лерин, монастыри святого Иоанна Кассиана Римлянина). При всей строгости личной аскезы египетские отцы считали, что “Авраам был страннолюбив, — и Бог был с ним; Илия любил безмолвие, — и Бог был с ним”. Известны многочисленные поучения египетских отцов о высоте странноприимства, о необходимости оставить даже личный пост ради пришедших братий. Смысл этого выражен неким старцем в следующих словах: “ядущий по любви исполняет две заповеди: потому что он оставляет и собственную волю и исполняет заповедь, успокоив (то есть доставив удовольствие пищей — М. Н.) братий”. В Сирии такой взгляд был менее принят. Египетские патерики сохранили рассказ о сирийском старце, который, хотя и в гораздо меньшей степени, претерпел неприятности того же рода, что и святой Гоар. Подобно святому Гоару, построившему свою Келлию у старой римской дороги, этот сириец жил “при пути пустыни” и кормил всех, кто приходил к нему. Как и святому Гоару, этому старцу пришлось доказывать при помощи чуда, что его делание не греховно. Различие египетского и сирийского взглядов на странноприимство в случае святого Гоара дало основание обвинить святого в весьма тяжелом с точки зрения сирийской традиции грехе — в чревоугодии. Тот факт, что святой Гоар придерживался иной церковной традиции, чем его собратия, косвенно подтверждается тем, что клеветники называют его чужеземцем перед епископом, хотя святой Гоар прожил в окрестностях Трира много лет. Клевета оказалась живуча. Обвинения, выдвинутые против святого Гоара, повторяются теперь как истина в научной литературе (Б. С. Бахрах и — более деликатно — Ф. Х. Гутнов). При закрытии Троице-Сергиевой Лавры красноармейцы глумились над мощами преподобного Сергия. Видя это, один престарелый монах сказал: “Сколь велик Преподобный, что до сих пор его мощи не дают покоя врагу!”. Жизнь показывает, что эти же слова можно отнести и к святому Гоару. 19 Перевод Пс 138:17 наш. — М. Н. Данный перевод близок к церковнославянскому: …зело честни быша друзи, Твои, Боже, зело утвердишася владычествия их; Синод. перевод: Как возвышенны для меня помышления Твои, Боже, и как велико число их! — Ред.

http://pravmir.ru/zhitie-svyatogo-goara/

Наставления преподобных отцов и учителей-аскетов проникнуты заботой о духовном преуспеянии учеников. «Всегда прибегай к совету отцов, и всё время земной жизни своей проведешь в духовном покое», 149 – пишет святой Аммон, известный подвижник Египетской пустыни. «Если желаете преуспеть и полнее возрасти, сделаться невозмутимыми в сердце своем и ни в чем не быть посмеянными от диавола, повинуйтесь отцам своим и их во всем слушайтесь – и не падете вовеки», – наставляет преподобный Антоний Великий 150 . Пример духовного роста благодаря послушанию описывает преподобный Иоанн Кассиан Римлянин : «Из множества отцов я здесь скажу об авве Иоанне, жившем близ города фиваидского Ликона, который через послушание стяжал дар пророчества, и столько славился по всему миру, что самые цари уважали его. Сей блаженный Иоанн от юности до совершенного мужеского возраста с таким смирением повиновался своему старцу, что последний даже изумлялся его послушанию» 151 . Древние отцы-подвижники подтверждают свои наставления примерами из Священного Писания : «Иосиф также был возлюбленнейшим сыном отцу своему, потому что он исполнял его повеления, и, будучи еще семнадцати лет от роду, почитал приказания его законом своей жизни» (см. Быт.37:2–3, 14 )» 152 . Мы знаем, что впоследствии этот патриарх стал предводителем народа в чужой стране. «У святых всё старание было о том, чтобы учащихся не оставить не достигшими собственной их добродетели, – пишет преподобный Нил Синайский . – Так апостол Онисима из беглеца сделал мучеником. Пророк Илия Елисея из пахаря сделал пророком. Моисей Иисуса, сына Навина, возвел к совершенству. А священник Илий сделал Самуила даже бльшиму себя. Ибо, хотя и рачительность учеников содействовала им к приобретению добродетели, но вся причина успеха состояла для них в том, что имели учителей, которые возгоревшуюся в них искру усердия могли воспламенить в большей мере» 153 . В послушании духовному отцу проявляется любовь послушника к Богу и к своему наставнику. За одно только желание следовать этим путем Господь подает укрепляющую благодать.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/byt...

Переводчик соответственно вклинил в текст слово " помыслы " . Для современного сознания мысль и слово — это всего лшиь мысль и слово; мало ли что " вышло из уст " ; до убийства еще далеко. Однако Христос сказал то, что сказал. Не будущие поступки, а сами злые сердца в себе и своим словом делают все это — убивают, крадут, блудят. Движение сердца и языка есть поступок. Средневековье, конечно, читало это место именно так, как стоит в Евангелии, без разжижения. Было ясно, что у самых корней слова притаился убийца человека, он готов прокрасться в слово, и тогда оно выйдет в мир вредоносным " (Бибихин В. В. Философия языка. — М., 1993, С. 329). Конечно, это вряд ли пример именно конфессионального искажения смысла Евангелия. Скорее здесь искажение, идущее просто от " духа времени " . Но ведь чем менее укоренена та или иная христианская конфессия в традиции — тем меньше ее способность сопротивляться этому " духу " . Чем менее внимательно ее богословы вглядываются во всевековой соборный церковный опыт слышания Евангелия, тем больше они — незаметно, быть может, даже для самих себя — навязывают свои стереотипы, свои предпочтения, опасения и упования древним людям Библии. 89 Передача " Целительное слово " на телеканале " Санкт-Петербург " . 12. 06. 1994. 90 Преподобный Иоанн Кассиан. Писания. М., 1892. С. 599. 91 Преподобный Исаак Сирин Творения. Сергиев Посад, 1911. С. 582. 92 Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. Берлин, 1922, С. 198. 93 Догматика. Заочные библейские курсы ВСЕХБ. М., 1970, С. 56 и 58. 94 Преподобный Макарий Египетский. Новые духовные беседы. С. 107. 95 Святой Василий Великий. Творения. Издание 4-ое. Ч. 5. С. 360. 96 Святой Григорий Богослов. Творения. Т. 2. СПб. б. г. С. 17. 97 Святой Иоанн Златоуст, например, подчеркивает, что не следует судить прошлое по меркам настоящего. Илия был прав, сводя огонь с неба на грешников, ибо эта кара была необходима для того, чтобы поразить воображение народа, еще не вышедшего из поры детства, однако Иаков и Иоанн, желающие подражать пророку, были осуждены Спасителем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010