Женщины у власти Во время недавних раскопок в Полоцке была сделана удивительная находка — три личные княжеские женские печати, одна из которых была монашеской, с погрудным портретом преподобной Евфросинии. Такими печатями, обычно с изображением правящего князя, скрепляли официальные документы, но до сих пор в истории не было случая, чтобы княжеством управляли женщины, тем более в постриге. Как это получилось? После смерти Владимира Мономаха, в 1125 году, началась феодальная усобица: полоцкие князья отказались повиноваться его сыну и преемнику Мстиславу. Правда, конфликт длился недолго: уже в 1129 году разгневанный Мстислав расправился с непокорными полочанами и, лишив их престола и всего имущества, отправил «в греки», в Царьград. Полоцкое княжество оказалось без верховного правителя. Тогда на политическую арену вышли женщины-княгини, взявшие на довольно продолжительный срок (около 20 лет) управление княжеством в свои руки. Преподобная Евфросиния, несмотря на свое игуменство, оказалась одной из них. Благодаря установившимся прямым контактам с Византией и, в частности, с Патриархом Лукой Хризоверхом, она чувствовала себя уверенно и независимо и в случае надобности рассылала в различные города Руси и, вероятно, в Константинополь, важные документы, скрепляя их личной печатью. Этот период в истории Полоцкого княжества стали называть «полоцким матриархатом». Тайна креста Полоцкий Евфросиниевский крест — национальный символ Белоруссии, одно время его изображение даже находилось на гербе страны. Однако ценность креста осознали только в наше время, когда после Великой Отечественной войны он оказался утерян. Крест-мощевик был изготовлен по заказу преподобной Евфросинии для Спасской церкви в Полоцке мастером-ювелиром Лазарем Богшей в 1161 году. Выполненный в древневизантийской технике перегородчатой эмали, крест содержал в себе частицу Животворящего Древа с каплей Крови Господней, частицу камня Гроба Господня, частицу камня гроба Божией Матери, частицы мощей первомученика архидиакона Стефана, великомученика и целителя Пантелеимона и каплю крови великомученика Димитрия Солунского. Эти святыни были присланы в Полоцк по просьбе преподобной Евфросинии ее друзьями — византийским императором Мануилом Комнином и патриархом Лукой Хризоверхом (что свидетельствует о несомненном дипломатическом таланте прп. Евфросинии).

http://pravmir.ru/polockij-matriarxat/

изображен там же, на сев. стене, коленопреклоненным, с молитвенно сложенными у груди руками; борода седая, средней длины, книзу сужается. На совр. раке К., созданной в 1999 г., помещено нагробное живописное изображение святого в рост. Он облачен в монашеские одежды (охристый подрясник, мантия, епитрахиль), на голове куколь, левой рукой придерживает Евангелие, в правой - погребальный крест. Борода клиновидная, длинная, глаза закрыты. В советский период почитание святого возрастало, о чем свидетельствует появление его икон во мн. храмах епархии. Так, во время церковного празднования в 1958 г. 400-летия основания Астрахани икону К. обносили крестным ходом вокруг кафедрального Покровского собора. В 90-х гг. XX в. Клавдия Нарышкина среди ветхих икон в подвале Покровского собора нашла икону К. академического письма (нач. XX в.). На ней святой изображен как преподобный, в рост, в надписи поименован «Преп. Кирилл Астрах. Строитель». На совр. иконах К. представлен погрудно, в монашеской мантии, с непокрытой головой (куколь на плечах), в руках держит свернутый свиток. Лит.: Марков А. С. Астрахань: Иконы, коллекции, открытия: Зап. собирателя. Астрахань, 2004. С. 67-71. Э. В. Шевченко Рубрики: Ключевые слова: ГЕРАСИМ (Григорий Михайлович; 1488/89-1554), прп. Болдинский (пам. 1 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) ДИОНИСИЙ (Димитрий; 1362/63 - 1437) Глушицкий, прп. (пам. 1 июня и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ЕВФИМИЙ (1316? - 1404/05), основатель и 1-й настоятель Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня муж. мон-ря, прп., Суздальский (пам. 1 апр., 4 июля, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святыхъ, 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ЕВФРОСИНИЯ (Предслава Святославична; ок. 1104 - 23.05 (1173 или 1167?)), Полоцкая, игумения, прп. (пам. 23, 24 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ЕЛЕАЗАР (Севрюков; кон. XVI в.

http://pravenc.ru/text/1840267.html

Но ограничение толкования этого пассажа только указанными причинами вызвало справедливое возражение А. В. Назаренко. 761 Он приводит близкий по смыслу Нифонтову ответ Константинопольского Патриаршего Собора на вопрос Сарайского епископа Феогноста (1276 г.): (Вопрос): «А что ходять в Иерусалим к святыим, вельми аз сего браню, зде им велю правду деяти, а Бога бояся жити. – (Ответ): Вельми, рече, се добро, иже абы не делал ясти чюжии хлебы, и не то еще, но и прилыгати начнеть и поведывати на иных странах бывшая, възбраням вельми, дабы не шли и не вътще трудилися». 762 Итак, ущерб от бесконтрольных «хождений» и новгородский владыка и царьградские иерархи в «праздноядении» и «прилыгании», что заменяет духовный труд внешней занимательностью путешествий, – резюмирует А. В. Назаренко. О грехе гордыни посетивших Иерусалим без должной духовной отдачи ума и сердца сокрушается и игумен Даниил: «Мнози бо доходившее святых сих мест и святый град Иерусалим и вознесшеся умом своим, яко нечто добро створивше, и погубляют мзду труда своего». 763 Паломничество, таким образом, воспринималось своеобразной формой покаяния. Иное дело – благочестивое паломничество, благословенное к тому же святыми отцами. Именно таким предстает упоминавшееся уже пребывание в Святой Земле прп. Евфросинии Полоцкой (ок. 1110–1173) в ее Житии, созданном также в домонгольский период. Внучка известного полоцкого князя Всеслава Брячиславича, дочь витебского князя Святослава в 12 лет ушла из дома, совершила монашеский постриг и несла послушание в полоцком соборном храме Святой Софии Премудрости Божией. В дальнейшем стала основательницей женской Спасо-Преображенской обители, а также мужского Мариина монастыря во имя Пресвятой Богородицы в Полоцке. В Софийском соборе Полоцка по заказу преподобной в 1161 г. был изготовлен и хранился напрестольный крест со вложенными частицами святых мощей и фрагмента живоносного Древа Креста Господня. Другим благочестивым поступком Евфросиньи Полоцкой стало ее прошение и способствование перенесению в ее обитель чудотворного Корсунского (Эфесского) образа Божией Матери, с которого было сделано на Руси множество списков. Сам образ (по сведениям Жития) был прислан византийским императором Мануилом I Комнином, с которым Евфросинья встретилась по пути в Палестину, была им принята и в Константинополе же получила благословение в путь к Святой Земле от известного Вселенского патриарха Луки Хрисоверга. Ее сопровождали двоюродная сестра Евпраксия Борисовна и брат Давид Святославич.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После перерыва работа направления продолжилась в формате заседания секции « " Возлюбленные чада Божии " : о различных образах личного монашеского подвига (на примере святых и подвижников благочестия)» (председатель — епископ Дмитровский Феофилакт, куратор — настоятельница Богородице-Рождественского монастыря игумения Викторина (Перминова)). Представитель Грузинской Православной Церкви митрополит Чиатурский и Сачхерский Даниил рассказал об исповедническом подвиге преподобного старца Гавриила (Ургебадзе). Владыка Даниил с большой точностью и многими подробностями вспомнил моменты жития святого, несшего в наши дни тяжелейший крест юродства Христа ради. Жизнь отца Гавриила стала учением о том, как христианину можно не только выстоять в последние времена, но и непрестанно ощущать великую радость бытия с Богом. Отвечая на вопрос из зала, Его Высокопреосвященство поделился личными воспоминаниями о встречах со святым подвижником. У старца Гавриила была непоколебимая вера в воскрешение Церкви и торжество Православия, он личным примером вдохновлял людей трудиться ради спасения. «Он научил нас, что истинная жертва Богу, сопряженная со смирением, совершает чудеса», — заключил владыка Даниил. Доклад игумении Евдокии (Левшук), настоятельницы Спасо-Евфросиниевского ставропигиального женского монастыря г. Полоцка (Белорусский экзархат Московского Патриархата), «О монашеском подвиге и трудах преподобной Евфросинии Полоцкой» раскрыл слушателям святость и духовное величие личности преподобной древнерусской княгини, подвижницы и просветительницы своего народа. Игумения Евдокия подчеркнула мысль, что свою просветительную деятельность и труды по устроению монастырей святая Евфросиния совмещала с заботой об умиротворении междоусобных распрей. Олицетворением духовного наследия святой явился шедевр архитектуры XII века — Спасо-Преображенский монастырский храм с фресковой росписью, показывающей монашество как один из столпов в здании Вселенской Церкви. Жизнь преподобной Евфросинии — это удивительный пример добра, любви к Богу и ближним, самоотверженного аскетического подвига, сказала в завершение своего выступления игумения Евдокия.

http://patriarchia.ru/db/text/5137184.ht...

Еще одна девушка открыла близость Христа в тяжелой болезни, в которой осталась без помощи многочисленных обеспеченных и воцерковленных родственников, правда, путающих Радоницу и Масленицу… Мать ее убеждена, что та лишилась рассудка. Как эти истории напоминают житие юной Предславы — преподобной Евфросинии Полоцкой, чья память уже совсем скоро (5 июня по новому стилю), которая слишком серьезно, по мнению ее безутешных родителей, приняла к сердцу слова Христа о следовании за Ним. Они были взволнованы, напуганы, возмущены, наконец – но потом и им открылся Христос и Его весть в ее небывалой новизне, и они были обрадованы той несказанной радостью, что отразилось в новом имени их дочурки Предиславы – Евфросиния, благорадование, радость священная… Мать многострадальной Таисии, игумении Леушинской (весьма верующая и благочестивая, считавшего свою дочку «вымоленным ребенком») которая, как и вся ее семья, была против избранного ею пути, сказав: «Если ты не хочешь раньше времени меня уложить в гроб, не повторяй мне никогда этих слов». Но на смертном одре мать произнесла о дочери-монахине: «Она вечная за нас молитвенница, ее Царица Небесная избрала Себе». И, если в вас не проснулся тот ребенок, которого Христос, поставив посреди, привел ученикам в пример, то приводить своего ребенка ко Христу опасно для вашего кажущегося благополучия. Свободный и Всемогущий Бог может сделать все, что возжелает – Он может зажечь искру любви к Себе в сердечке вашего дитяти, Он может привлечь его к Себе любовью Крестной. Даже если вы боитесь страданий, страстей и Креста, а просто хотите выполнить древний полезный для детей обряд, который, на самом деле – погружение в смерть Христову. И, быть может, тогда вы сами, пережив боль и страх, поймете, идущие вслед за чадом своим, которое уже не ваше, а Христово, что такое Таинство Крещения, через которое когда-то прошли и вы…             Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. 

http://pravmir.ru/nashi-deti-i-otrok-hri...

Поклонение кресту, устроенному прп. Евфросинией Полоцкой. Клеймо житийной иконы. 2006 г. (Евфросиниев мон-рь, Полоцк) Поклонение кресту, устроенному прп. Евфросинией Полоцкой. Клеймо житийной иконы. 2006 г. (Евфросиниев мон-рь, Полоцк) В конце жизни Е. решила совершить паломничество в Иерусалим. Поручив попечение об обоих основанных ею мон-рях сестре Евдокии, Е. в сопровождении брата кн. Давида и сестры Евпраксии отправилась в путь. Близ К-поля они встретили императора, шедшего «на Угры». Правитель «с великою честью» отправил паломников в столицу. Е. молилась в к-польском храме Св. Софии и др. церквах. Получив благословение патриарха, преподобная отправилась в Иерусалим, находившийся тогда под властью латинян. В Иерусалиме Е. остановилась в рус. мон-ре Пресв. Богородицы. Полоцкая игумения поклонилась Гробу Господню и пожертвовала для него «злата много», золотую кадильницу и «многоразличные фимианы». Вскоре святая заболела. Предчувствуя кончину, она пожелала быть похороненной в лавре св. Саввы. Однако это было невозможно для женщины, поэтому ее тело было погребено в мон-ре прп. Феодосия Великого под Иерусалимом. Год кончины Е. в Житии не указан. В западнорус. публикациях 1-й пол. XVII в. (виленское (1640) и киевское (1643) издания «Полуустава») в качестве даты смерти Е. указывается 1173 г., эта же дата принята большинством агиографов. Правдоподобность данной версии подтверждается тем обстоятельством, что в 1173 г. скончался венг. кор. Стефан и имп. Мануил I двинулся с войсками в Венгрию с целью посадить на трон своего ставленника Белу III, император остановился в Софии, ожидая прибытия венгерских послов. Во время этого похода император, по-видимому, повстречался с Е. и ее спутниками, направлявшимися в К-поль. Впрочем, также вероятной представляется гипотеза, относящая кончину Е. к 1167 г., когда имп. Мануил I Комнин предпринял масштабный поход на Венгрию. Император некоторое время стоял лагерем на берегу Дуная, куда прибыли послы рус. князей и митрополита. Мощи Странствие прп. Евфросинии Полоцкой в Св. Землю. Клеймо житийной иконы. 2006 г. (Евфросиниев мон-рь, Полоцк)

http://pravenc.ru/text/187879.html

Вход в молельню прп. Евфросинии Полоцкой на хорах Спасо-Преображенской ц. Евфросиниева мон-ря. Литография по рис. Н. П. Трутнева. 60-е гг. XIX в. (ГИМ) Вход в молельню прп. Евфросинии Полоцкой на хорах Спасо-Преображенской ц. Евфросиниева мон-ря. Литография по рис. Н. П. Трутнева. 60-е гг. XIX в. (ГИМ) Княжеские пожалования и вклады горожан укрепили материальное положение Спасского мон-ря, что позволило игумении приступить к его обустройству. Под рук. зодчего Иоанна в обители был возведен каменный храм Спасителя (сохр. до наст. времени). Житие Е. сообщает о происшедшем при строительстве чуде. Для завершения здания не хватало плинфы (широкого плоского кирпича), опечаленная Е. обратилась с молитвой к Богу, и на следующее утро в печи оказалось нужное количество плинфы. В тот же день храм был закончен, на нем был водружен крест. Позднее Е. задумала создать еще одну каменную церковь - во имя Пресв. Богородицы. Когда храм был окончен, его украсили росписью, иконами. При нем был основан муж. мон-рь. Е. решила поместить здесь находившуюся в Эфесе Эфесскую икону Божией Матери , по преданию написанную евангелистом Лукой . Между 1157 и 1169 гг. преподобная послала имп. Мануилу I Комнину и патриарху Луке Хрисовергу «дары многоценные» с просьбой «отпустить» Эфесскую икону в Полоцк. Патриарх и император откликнулись на ее просьбу: посланные ими 700 вооруженных всадников сопровождали икону до К-поля, где она была передана полоцким послам. Е. поставила икону в ц. Пресв. Богородицы, украсив ее «златом и каменьем многоценным». Каждый вторник святыню выносили из храма и обходили с ней все городские церкви. Вероятнее всего, Эфесская икона оказалась в Полоцке ок. 1160 г., поскольку в 1161 г. местный мастер Лазарь Богша выполнил для Е. крест (см. Евфросинии Полоцкой, преподобной, крест ), в к-рый были вложены реликвии, очевидно привезенные к тому времени из Византии (частица Древа Креста Господня, частицы камней от Гроба Господня и от Гроба Богоматери, кровь вмч. Димитрия Солунского , частицы мощей первомч. Стефана и вмч. Пантелеимона и др.). Эфесская икона Божией Матери, так же как и крест, не сохранилась. (С иконы, как предполагают, в кон. XIII - нач. XIV в., была сделана копия, к-рая хранится в ГРМ (см.: Шалина. 1996). В 1997 белорус. мастер Н. П. Кузьмич воссоздал крест Е., реликвия находится в Спасском монастыре.) По-видимому, успешным контактам Е. с к-польским двором и патриархом способствовали предшествующие связи полоцких князей с визант. аристократией, установившиеся после того, как в 1030 г., в княжение Мстислава Великого, полоцкие князья были высланы из своих владений в К-поль (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 293).

http://pravenc.ru/text/187879.html

Ирмос: Бога/человеком невозможно видети,/на Негоже не смеют чини Ангельстии взирати;/Тобою бо, Всечистая, явися человеком/Слово воплощенно,/Егоже величающе,/с Небесными вои Тя ублажаем.  Припев: Преподобная мати Евфросиние, моли Бога о нас. Возжелала еси имети во обители твоей икону Пречистыя Богоматере,/юже и получила еси,/и, радостно тую приемши,/многая благодарения Господу и Пречистей Матери Его воздала еси.  Припев: Преподобная мати Евфросиние, моли Бога о нас. Крест честный устроила еси усердием твоим, преподобная,/и каплю Божественныя Крове Христа Спасителя/и часть Животворящаго Древа в нем положила еси/на освящение и спасение всем, покланяющимся ему/и целующим его с любовию и страхом.  Припев: Преподобная мати Евфросиние, моли Бога о нас. Многая лета в тесной келлии, при храме Господнем,/в молитвах и коленопреклонениих препроводила еси, преподобная Евфросиние,/яко безплотна, на земли пребывающи.  Припев: Преподобная мати Евфросиние, моли Бога о нас. Текла еси, якоже царица не Южская,/но с трепетом видевше рукотворную церковь и гроб,/в нейже тридневный Всетворец, Божия Мудрость вселися,/и тамо благослови Бог прияти тя, добрая дево.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Ливан, и смирну, и злато волсви Творцу Тебе принесоша,/Евфросиния же – душу, и тело, и житие непорочно,/сраспеншися Тебе, Христе, и совоскресши Тебе и в безконечнем Царствии с Тобою царствующи.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Радость от Ангела Приемшей и мы, по проречению Твоему, Пресвятая Дево,/ублажающе Тя со всеми роды, евангельски вопием:/радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.  Светилен Преподобная Евфросиние, славна память твоя,/воистинну бо на тебе исполнися слово Духа Святаго:/в память вечную будет праведник./Темже и нас, совершающих память твою с любовию,/спасай от всякия беды и напасти. Слава: Иже древле проповедаша, радуется вечно Евфросиния о Господе,/узы плотския отрешивши, и Тебе, Зиждителя, лицем к лицу видящи, видима Тобою,/и молящи избавитися от всякия лютости в песнех присно ю похваляющим.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-prepo...

3 октября 1187 г. Иерусалим завоевал султан Саладин, который потребовал от христиан в пятидесятидневный срок покинуть город, предварительно выкупив свою жизнь. Монахи русского монастыря, возвращаясь на родину, взяли с собой святые мощи русской княгини —игуменьи и принесли их в Киев, где они были положены в дальних пещерах Киево-Печерской Лавры, в нише пещерного храма Благовещения Пресвятой Богородицы. Так преподобная Евфросиния стала первой из русских жен, погребенных в великой обители. К половине XIII века литовцы завоевали Полоцк, и Полоцкое княжество перестало существовать как самостоятельное. К XIV веку Полоцкая земля окончательно входит в состав Литовско-русского государства. В это время Православие и русская культура в Белой Руси сохранялись. Более того, к XVI веку Полоцк был едва ли не крупнейшим городом государства — население его превышало 100 тысяч жителей. Согласно Люблинской унии 1569 года Литва и Польша объединились в единое государство — Речь Посполитую. Пробыв несколько лет (1563 — 1579 гг.) и (1654 — 1657 гг.) под властью Московских царей, Полоцк оставался владением Польши до 1772 года. Наступили трагические времена для Православия. В 1579 г. польский король Стефан Баторий призвал в Полоцк иезуитов и отдал им православные церкви и монастыри города. Полоцкая епархия — одна из древнейших на Руси — перестала существовать. В 1596 году в Бресте был созван собор, на котором провозгласили Унию католической и православной Церквей. Православные западной Руси не признали решения собора. Тогда началось насильственное обращение в унию с использованием всей мощи государства. Пошли в ход самые изуверские методы — аресты, истязания, мучения, убийства. Всякий, кто осмеливался поднять голос в защиту Православия, объявлялся врагом Отечества. Относительно «схизматиков», как называли православных, было дозволено все. В 1676 году правительство Польши решило окончательно истребить православную веру в Западной Руси. Уния была провозглашена единственной законной церковью, кроме католической, в пределах Речи Посполитой. Началось тотальное преследование Православия. На Унию в Польше смотрели лишь как на переходную ступень к католицизму.

http://pravicon.com/info-2284

[ 2020-04-29 22:26:10 ] larisskin : Бог нам всем в помощь! О святие пророче Крестителю Спасов Иоанне Предтече, прп Мария Магдалина,прп Николае Студийский,прп Александре Свирский,прп Евфросиния Московская, прп Евфросиния Полоцкая и вмчц Евфимия Халкидонская, молите Бога о нас! [ 2020-04-29 23:38:21 ] marinakova : Рахиль, ещё раз простите. Лариса, пожалуйста, ознакомьтесь с самим сайтом, прочитайте всё что есть с левой стороны на главной странице. Сайт правикон ком, который создан, и на котором вы находитесь обладает достаточной информацией. Если чего-либо не найдёте здесь, тогда очень хорошие сайты и официальные и созданные другими (от ошибок никто е застрахован) и Древо православия, и официальный сайт РПЦ и др., в зависимости от того, какая информация вам необходима. Но для начала окажите всё-таки,уважение сайту, на который вы сами пришли. Простите, совсем и никак не хотела обидеть и задеть вас, просто немного остановить, для дальнейшего участия. [ 2020-04-29 23:49:01 ] marinakova : Рахиль. К сожалению, самые точные даты у тех святых, которых невозможно спутать. На ик. это Мария Магдалина,равноап.,мироносица.отм по ст.ст.22.7, иоанн Пророк,Предтеча и Креститель Господень, у него несколько дат. Остальных надо уточнять. (Николай Студийский,игумен,исповедник). Написано прп., то есть очень " простое " отношение к святым, хотя игумен (старший монах, однозначно преподобный, также как и епископ и даже Патриарх, только это уже не надо писать на иконе и в календаре. Сейчас, в этом или прошлом году игумен стал только настоятелем монастыря. Икона, к19-н20в. ,значит намолена. Молитесь и она вам раскроется, но не сразу. [ 2020-04-29 23:56:48 ] qwerty : По Православный церковный календарь 2001 г (даты по юлианскому календарю) прп Александр Константинопольский обители Неусыпающих ф.23,ил. 3 Ошевеский игумен. ап. 20 Свирскмй прп. ап. 17, ав.30 преп. Николай Славянин схимонах д.24 сСтудийский игумен ф. 4 если Никифор муч Антиохийский ф. 9 Кесарийский н. 13 Коринфский ян. 31, мр. 10 Возьмите любого года Православный церковный календарь, есть список имена святых упоминаемые в месяцеслове проверяйте если известно имя ранг святости и ищите изображение и сравнивайте, здесь на сайте не собраны не все, некоторве изображения требуют уточнения.

http://pravicon.com/unknown-2938

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010