О том, как знатная княжна выбрала монашеский путь, как основала одну из первых женских обителей на Руси, ставшую центром просвещения, как спустя семь веков были возвращены мощи святой игумении из Киева в ее родной Полоцк, как одна за другой возрождались полоцкие святыни, и прежде всего Спасский монастырь, основанный преподобной Евфросинией b XII веке, рассказывает настоятельница Спасо-Евфросиниевской обители игумения Евдокия (Левшук). PDF-bepcuя. Елена Алексеева 27 декабря 2023 г. 13:00 Гродно, отметивший в 2023 году 895 лет со дня основания, наряду с Брестом является одним из самых западных городов Беларуси, на границе с Польшей. Близость к Польше и Литве и исторические перипетии определили для жителей этого региона непростую судьбу. Об истории, современной жизни и деятельности Гродненской епархии, сосуществовании православных и римо-католиков на западе Беларуси и о личности выдающегося белорусского иерарха митрополита Филарета (Вахромеева) «Журналу Московской Патриархии» рассказал глава епархии архиепископ Гродненский и Волковысский Антоний. PDF-bepcuя. диакон Александр Черепенин 25 декабря 2023 г. 14:00 Белорусский экзархат Московского Патриархата объединяет епархии на территории всей Беларуси. Православие на этой земле распространено с 992 года, и на протяжении более 1030 лет белорусский народ свидетельствует о своей преданности православной вере. О служении в Беларуси в преддверии 35-летия создания Белорусского экзархата, жизни Минской епархии и единстве Русской Православной Церкви в интервью «Журналу Московской Патриархии» рассказал Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Вениамин. PDF-bepcuя . диакон Александр Черепенин 20 декабря 2023 г. 14:00 В этом году одним из лауреатов Патриаршей литературной премии стала поэт Светлана Кекова. В ее творчестве ключевое место занимает православная тема. Ее стихи передают пасхальный взгляд на мир и чувство благодарности Творцу. В интервью «Журналу Московской Патриархии» Светлана Кекова поделилась своими мыслями о современной русской литературе. PDF-bepcuя.

http://e-vestnik.ru/interviews/

Святитель Мина, епископ Полоцкий. Июнь, 20 1116 Святитель Амфилохий, епископ Владимиро-Волынский. Октябрь, 10 1122 Преподобные священномученик Кукша и Пимен Постник, Печерские. Август, 27 между 1114 и 1123 Святитель Феоктист, епископ Черниговский. Август, 5 1123 Преподобные Марк Гробокопатель, Иоанн и Феофил Плачливый, иноки Печерского монастыря. Декабрь, 29 до 1125 Благоверный князь Константин и чада его Михаил и Феодор, Муромские чудотворцы. Май, 21 1129 Благоверный Великий князь Киевский Мстислав I, Во Святом Крещении Феодор, Владимирович. Апрель, 15 1132 Благоверный князь Всеволод, во святом крещении Гавриил, Псковский. Февраль, 11 1138 Преподобный Никола Святоша, князь Черниговский, Печерский чудотворец. Октябрь, 14 1143 Блаженный Игорь, Великий Князь Черниговский и Киевский. Июнь, 5 1147 Преподобный Антоний Римлянин, Новгородский чудотворец. Август, 3 1147 Преподобный Онисифор Печерский, прозорливый. Ноябрь, 9 1148 Преподобный Мартин Туровский. Июнь, 27 1150 Святитель Нифонт, епископ Новгородский. Апрель, 8 1156 Преподобный Авраамий Мирожский. Сентябрь, 24 1158 Блаженный Константин, митрополит Киевский. Июнь, 5 1159 Преподобный Еразм Печерский. Февраль, 24 ок.1160 Преподобный Иоанн Многострадальный, Киево-Печерский. Июль, 18 ок.1160 Святитель Аркадий, епископ Новгородский. Сентябрь, 18 1168 Благоверный великий князь Ростислав (во святом крещении Михаил) Киевский и Смоленский. Март, 14 1168 Преподобный Арефа Печерский. Октябрь, 24 1170 Святой благоверный Глеб, князь Владимирский. Июнь, 20 1173 Преподобная Евфросиния, игуменья Полоцкая. Май, 23 1173 Благоверный Великий князь Андрей Боголюбский. Июль, 4 1174 Преподобный Афанасий, Затворник Печерский. Декабрь, 2 1176 Преподобный Герасим Вологодский. Март, 4 1178 Благоверный князь Мстислав, во святом крещении Георгий, Храбрый, Новгородский и Смоленский. Июнь, 14 1180 Святитель Кирилл, Епископ Туровский. Апрель, 28 1183 Преподобный Поликарп, Архимандрит Печерский. Июль, 24 1184 Преподобный Никита, Столпник Переяславльский. Май, 24 1186

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Современно надписям было, видимо, появление и другой Лаврской рукописи под названием «Тропари и кондаки святым отцам Дальних пещер». Содержание их соответствует надписям (Рукопис­ный словарь). Большинство преподобных Дальних пещер подвизались в XI–XII столетии, когда затворничество еще более распространилось (История Русской Церкви Макария, епископа Винницкого. СПб., 1857 г.). Впрочем, в каноне и в кратких сказаниях не упоминается о святой Евфросинии, игумении Полоцкой, священномученике Лукиане, Анатолии, Мартирии затворнике и Феодоре молчаливом. Воз­можно, во время составления службы преподобным отцам Дальних пещер (в 1643 году) мощи этих святых, будучи скрыты, не были известны. По крайней мере, Кальнофойский в своей «Тератургиме» в 1638 году не упоминает о них. Также в 1643 году не было уже в Дальних пещерах святых мощей преподобных отцов Исидора, Евлогия и Даниила, о которых упо­минает Кальнофойский. Вероятно, при нашествиях неприятельских, бывших с 1638 до 1688 года, мощи этих святых были где-нибудь скрыты, но потом не найдены (Описание Лавры). Для нас драгоценны и оставшиеся сведения о святых отцах Дальних пещер. Извлекаем и передаем здесь все, что сказано о них в поименованных нами: рукописной тетради тропарей и кондаков, издавна находившейся в библиотеке Дальних пещер, и в другом рукописном же сказании о жизни сорока святых Дальних пещер, которое мы принимаем за список с надписей надгробных досок, переданный славянопольским языком. Эти рукописи отысканы в библиотеках Ближних и Дальних пещер в 1850 году начальником Дальних пещер, иеромонахом Иннокентием, переплетены в одну книгу, которая сохранялась в библиотеке Дальних пещер. Им же собраны и доски с надписями, еще не утраченные и лежавшие в разных местах, которые тоже сохранялись на Дальних пещерах. В «Тератургиме» Кальнофойского, в описании Киево-Печерской Лавры, в Печерском Патерике, в каноне преподобным Печерским, в «Киевском Сборнике 1840 года» собраны и сохранены также некоторые сведения о святых отцах Дальних пещер. Чтобы иметь некоторые сведения об угодниках Божиих Дальних пещер и доставить назидание другим, и были составлены эти «Краткие сказания о жизни и подвигах святых отцов Дальних пещер Киево-Печерской Лавры». Преподобный Лонгин, вратарь Печерский

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Церковь всегда высоко ценила женское служение, и первой в ряду женщин-христианок является Сама Пресвятая Богородица, жизнь Которой была целиком посвящена Богу. Из Нового Завета известны имена женщин, сопутствовавших Спасителю и Его ученикам, проповедовавших Евангелие и даже положивших жизнь за веру Христову и пополнивших сонм мучеников. В истории нашего Отечества женщины тоже сыграли важную роль: равноапостольная княгиня Ольга воспитала великого крестителя Руси, преподобная Евфросиния Полоцкая стояла у истоков женского монашества в нашей Церкви. В послереволюционный период, когда началось массовое разрушение храмов и монастырей, убийства верующих и заключение их в тюрьмы, когда глумление над святынями буквально покрыло всю нашу землю, православные женщины самоотверженно противостояли атеистическому натиску и террору советской власти. Сегодня в списке общецерковно почитаемых новомучеников и исповедников Российских значится 1294 имени, из них 141 женщина, среди которых десятки мучениц и исповедниц, инокинь и послушниц, а также игумении и схимонахини. Женщины наравне с мужчинами прошли испытания Первой и Второй Мировых войн: они выносили раненых с поля боя, оказывая им медицинскую помощь и психологическую поддержку, трудились в тылу, принимали участие в восстановлении народного хозяйства в послевоенное время. В этом служении их поддерживала любовь к ближнему, без которой невозможна подлинная христианская вера. Одновременно женщины оказались под ударом, который был нанесен по семейной нравственности. Популяризация абортов, начавшаяся с 1920-х годов, стала насилием над женской природой, она стоила счастья многим матерям, которых государственная машина подталкивала к совершению детоубийства. Эта рана не уврачевана до сих пор. Нередко приходится слышать, что роль благочестивой женщины должна сводиться только к домашним делам. Но вспомним прославленных Церковью святых жен: это женщины мудрые и сильные, женщины, воплотившие в своей жизни христианские идеалы любви и милосердия.

http://pravoslavie.ru/117560.html

«Что же у тебя в сундуке? Не золото ли?» — нахмурился Илия. Он скептически относился к постриженицам из благородных семей, считая это – не всегда необоснованно – глупостью и блажью. «То, что дороже золота», — ответила Евфросиния, с усилием открывая кованую крышку тяжелого сундука. Митрополит заглянул и – онемел. Сундук был доверху заполнен свитками и кодексами на славянском, греческом и латинском языках. «Дитя мое», — проговорил митрополит Илия, — «дитя мое, да как же ты это одна потащишь!» Он приказал двум диаконам поднять сундук в келью Евфросинии. «Вот сюда», — сказала она. – «Чтобы было удобно его открывать. И еще, владыка, я хотела бы стол, на нем я буду переписывать эти книги». «Дитя мое», — епископ покачал головой, — «а есть ли у тебя хоть шубейка какая? Скоро морозы!» «Владыко, я взяла с собою только книги», — ответила Евфросиния и добавила: — «И еще три хлеба». Так, в 1128 началась ее жизнь при полоцкой церкви Святой Софии, Премудрости Божией. Евфросинии было тогда около 25 лет. Время летело, вокруг нее собирались другие девы – дочери князей и других знатных людей. Собирались для того, чтобы изучать Священное Писание, для того, чтобы читать слова Христовы. Епископ Илия передал княжне-инокине «место» при церкви Святого Спаса на Сельце, близ Полоцка, где возник девичий Спасо-Преображенский монастырь, игуменьей которого стала Евфросиния. Подражающи дванадесятолетна дванадесятнолетну Христу, учившему во святилище Божию слову, последовала еси, Евфросиние… Не случайно названа была юная Евфросиния в честь Александрийской подвижницы. Александрия – это и знаменитый оазис учености, прославленный библиотекой и Мусеем, родина великого богословов раннего христианства Климента и Оригена, родина святителей Александра Александрийского и Афанасия Великого, борцами с ложью Ария, учившего, что Сын – не Бог. В Александрии жила и великая женщина-ученый четвертого века, Гипатия, одним из учеников которой был епископ Немесий, написавший сочинение «О природе человека». Сама Гипатия, трагически погибшая от рук толпы, так и не успела стать христианкой…

http://pravmir.ru/prepodobnaya-evfrosini...

О жизненном пути святой XII века преподобной Евфросинии Полоцкой рассказала настоятельница Спасо-Ефросиниевского женского монастыря Белорусского Экзархата Русской Православной Церкви игумения Евдокия (Левшук). Как отмечалось в ее выступлении, именно труды преподобной Евфросинии, урожденной полоцкой княжны, в двенадцатилетнем возрасте принявшей иноческий постриг, во многом положили начало новому для Древней Руси женскому служению, в котором духовное подвижничество сочеталось с просветительской деятельностью. О важности воспитания девочек на примерах лучших женских образов русской классической литературы говорил Ю.В. Корешков, учитель русского языка и литературы школы города Дорогобуж Смоленской области. Докладчик детально проанализировал описание героинь повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», отметив, что их нравственная сила и достоинство при адекватной и современной подаче пушкинского наследия на школьных уроках и сегодня способна затронуть души и умы юных читательниц. Особенностям современного девического воспитания посвятила свой доклад Ю.В. Нефёдова, методист Московской педагогической академии, кандидат педагогических наук. Она напомнила о важности воспитания в девочках и девушках подлинного целомудрия, подразумевающего не только физическую чистоту, но и цельность мыслей и чувств, способствующую сознательному и последовательному отвержению соблазнов. Как подчеркнула Ю.В.Нефедова, тему целомудрия крайне сложно обсуждать с современными детьми, находящимися под гнетом принципиально иных общественных установок. «В нашем обществе господствуют две парадигмы: казаться и быть. Какими нужно казаться наши дети знают отлично. А каким надо быть? Хорошо, если они учатся этому дома на благочестивом примере собственных родителей, хорошо, если у них есть идеал, к которому они стремятся. К сожалению, таких детей меньшинство», отметила она. Рассказав о случае с восьмиклассницей одной из московских школ, которая чуть не покончила с собой из-за того, что сверстники за нестандартное по меркам современных подростков поведение называли ее «тургеневской девушкой», докладчица с тревогой констатировала, что в детской среде происходит подмена понятий на глубинном мировоззренческом уровне. В итоге положительные примеры героев классики перестают быть понятными нынешним школьникам. Вместе с тем, у детей сохраняется тяга к высоким чувствам, стремление обрести иные, непреходящие идеалы. Педагог выразила убеждение в том, что детей и подростков стоит воспитывать не запретами и запугиванием, а положительными примерами: «Не нужно рассказывать о том, как плохо быть растленной, нужно показать как хорошо, как красиво быть по-настоящему сильной, быть цельной, быть кроткой и целомудренной». По ее мнению, современному православному воспитателю важно привести детей к пониманию необходимости нравственной борьбы за свои взгляды и убеждения, равно как и к тому, что нужно иметь мужество иногда «плыть против течения», чтобы остаться самим собой.

http://pravmir.ru/v-moskve-proshla-konfe...

Рубрика " Мероприятия " содержит разделы " Конференции " , " Семинары " , в которых помещаются информационные сообщения, программы и материалы ежегодной научно-методической конференции " Духовное возрождение общества и православная книга " , проводимой в рамках Международных Кирилло-Мефодиевских чтений, а также информация о семинарах, организуемых Методическим объединением по повышению квалификации сотрудников православных библиотек. В рубрике " День православной книги " отражаются методические материалы и ежегодные планы проведения мероприятий в БПЦ, публикации о проходящих праздниках православной книги в Епархиях Белорусского Экзархата. Раздел " Библиотеки " представлен " Справочником " , содержащим информацию о приходских и монастырских библиотеках по епархиям, отдельно по духовным школам. В нем отражается информация о библиотеках, сотрудниках, адреса и телефоны, время работы и количественный состав фонда. В разделе " Знакомимся с православными библиотеками " публикуются статьи о деятельности отдельных библиотек БПЦ, истории создания, составе фондов, обслуживаемых читателях, интересных мероприятиях, проводимых в библиотеке и передовом опыте, в сопровождении фотоматериалов. В разделе " Персоналии " помещаются материалы об интересных православных библиотекарях, опыте их работы. В рубрике " История " размещаются материалы из истории православных библиотек Беларуси, которая начинается в глубоком средневековье и связана с преподобной игуменией Полоцкой Евфросинией. На протяжении тысячелетий формировались уникальные библиотеки не только монастырей, но и отдельных церквей, духовных школ, иерархов БПЦ. В рубрике представляются архивные документы, публикации исторических документов и современные материалы о православных библиотеках Беларуси. Рубрика " Библиография " содержит библиографические пособия по различным темам в помощь комплектованию фонда библиотек, работы с читателями, например, " Читающему Священное Писание " , " Читающему Жития Святых " , " Читающему о Безплотных Силах Небесных " , Чтение в жизни православного христианина " и т. д., а также публикации по истории и современному состоянию православной библиографии в Беларуси.

http://religare.ru/2_101617.html

23 мая 1893 года в Спасо-Евфросиниевском монастыре епископ Псковский и Порховский Антонин заложил первый камень в основание нового Свято-Кресто-Воздвиженского собора. Величественный пятиглавый собор, рассчитанный на 1500 человек, был возведен по проекту архитектора В.Ф. Коршикова. Заметный след в истории обители оставила игумения Евгения (Говорович). Благодаря ее деятельности число инокинь (вместе с послушницами) к концу XIX в. достигло 117 человек. В 1910 году святые мощи преподобной были перенесены из Киева в Полоцк. Спасо-Евфросиниевская обитель в Беларуси была крупным центром духовного и общественного служения Православной Церкви. Во время Первой мировой войны, в 1915 году, когда Полоцк оказался в положении прифронтового города, нетленные мощи преподобной Евфросинии были эвакуированы в Ростов Великий и положены в Богоявленском Авраамиевом монастыре, где находились на протяжении пяти лет. После революции 1917 года Спасо-Евфросиниевский монастырь постигла участь других христианских святынь. Однако, невзирая на все гонения, Спасо-Евфросиниевская обитель продолжала действовать до 1928 года. В период немецкой оккупации православные верующие перенесли нетленные мощи преподобной Евфросинии в Витебскую Свято-Покровскую церковь, а затем — в Спасский монастырь. Жизнь в обители продолжалась, несмотря на то, что часть монастыря была переоборудована немцами под концлагерь. После окончания войны обитель продолжала действовать. Число монахинь возросло. Уже в 1952 году их было 52. Начиная с 1955 года было запрещено прописывать в монастыре новых монахинь и послушниц, а в 1960 году Спасо-Евфросиниевская обитель была закрыта. Тридцать лет обитель пребывала в запустении. 6 июля 1989 года Священный Синод Русской Православной Церкви благословил возрождение Спасо-Евфросиниевского женского монастыря. Настоятельницами монастыря были: игумения Евфросиния (Максимчук), монахиня Наталия (Скиндер), монахиня Анфиса (Шевердяева). В сентябре 1997 года, в канун праздника Воздвижения Креста Господня, в обитель был торжественно привезен Воздвизальный Крест преподобной Евфросинии.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1209652...

23 мая 1893 года в Спасо-Евфросиниевском монастыре епископ Псковский и Порховский Антонин заложил первый камень в основание нового Кресто-Воздвиженского собора. Величественный пятиглавый собор, рассчитанный на 1500 человек, был возведен по проекту архитектора В. Ф. Коршикова. Соборный храм был достроен к 1897 году. В те годы в обители подвизалась игумения Евгения (Говорович), благодаря деятельности которой число инокинь (вместе с послушницами) к концу XIX века достигло 117 человек. Спасо-Евфросиниевская обитель стала крупным центром духовного и общественного служения Православной Церкви. В 1910 году святые мощи преподобной Евфросинии были перенесены из Киева в Полоцк, но во время Первой мировой войны, в 1915 году, когда Полоцк оказался в положении прифронтового города, нетленные мощи были эвакуированы в Ростов Великий и положены в Богоявленском Авраамиевом монастыре, где находились на протяжении пяти лет. После революции 1917 года, невзирая на гонения, Спасо-Евфросиниевская обитель продолжала действовать до 1928 года. В годы Второй мировой войны, в период немецкой оккупации православные верующие перенесли нетленные мощи преподобной Евфросинии из местного антирелигиозного музея в Витебскую Покровскую церковь, где они находились до 1943 года, а затем - в Спасский монастырь. Обитель снова открылась, несмотря на то, что часть монастыря была переоборудована немцами под концлагерь. После окончания войны обитель продолжала действовать. Число монахинь возросло. Уже в 1952 году их было 52. Однако, начиная с 1955 года было запрещено прописывать в монастыре новых монахинь и послушниц, а в 1960 году Спасо-Евфросиниевская обитель была закрыта. Тридцать лет обитель пребывала в запустении. 6 июля 1989 года Священный Синод Русской Православной Церкви благословил возрождение Спасо-Евфросиниевского женского монастыря. В сентябре 1997 года, в канун праздника Воздвижения Креста Господня, в обитель был торжественно привезен Воздвизальный Крест преподобной Евфросинии. Снова увеличивается значение обители как древней твердыни Православия в Белоруссии. Здесь бывали Всероссийские патриархи во дни празднования Крестовоздвижения - Алексий II 26-27 сентября 1998 года и Кирилл 27 сентября 2009.

http://azbyka.ru/palomnik/Полоцкий_Спасо...

ЕВФИМИЙ И ХАРИТОН († не позднее 1470) и († 11.04.1509), преподобные, Сянжемские, Вологодские (пам. 20 янв. (Е.), 28 сент. (Х.), в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ЕВФИМИЙ СВЯТОГОРЕЦ [Мтацмидели (Мтацминдели); Иверский; Ивир; Афонский; Новый], прп. (пам. 13 мая и в Соборе Афонских преподобных) ЕВФРОСИН († 1661/62?), Куржеский (Курженский), Андомский, Каргопольский, пустынник, прп. (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) ЕВФРОСИН († после 1460), Тверской, Оршинский, Савватиевский, мон. Савватиева мон-ря в честь иконы Божией Матери «Знамение» (Савватиева пуст., ныне дер. Савватьево Калининского р-на Тверской обл.), прп. (пам. в 1-ю Неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ЕВФРОСИН (Ефрем Семенович; †1612), прмч. (пам. 20 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ЕВФРОСИН (Антонов; 1885-1937), прот., прмч., (пам. 31 окт., в Соборе новомучеников, в Бутово пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВФРОСИНИЯ (Предслава Святославична; ок. 1104 - 23.05 (1173 или 1167?)), Полоцкая, игумения, прп. (пам. 23, 24 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ЕВФРОСИНИЯ (Феодулия, XIII в.), прп. (пам. 25 сент., 20 сент.- в Соборе Брянских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых), Суздальская. ЕВФРОСИНИЯ Федоровна Денисова (1906-1942), мц. (пам. 29 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВФРОСИНИЯ Адамовна Джуринская (1888-1920), мц. (пам. 9 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВФРОСИНИЯ КОЛЮПАНОВСКАЯ (Вяземская Евдокия Григорьевна; ок. 1758 - 1855), блж. (пам. 3 июля и 22 сент.- в Соборе Тульских святых), Алексинская, Тульская ЕКАТЕРИНА (Декалина Екатерина Дмитриевна; 1875-1938), прмц. (пам. 4 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕКАТЕРИНА (Константинова Екатерина Григорьевна; 1887-1938), прмц. (пам. 7 марта, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/rubrics/122338_20.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010