Достигнув преклонных лет и провидя близкую свою кончину, преподобная возжелала посетить места, связанные с земной жизнью Спасителя. На Святой Земле 23 мая 1173 года она предала свою душу Господу. Погребена она была в монастыре преподобного Феодосия Великого, недалеко от Иерусалима. В 1187 году Иерусалим был захвачен египетским султаном Салах-ад-Дином. Покидая город, христиане не пожелали оставить в руках мусульман свои святыни. Нетленные мощи преподобной княжны также были изнесены из Святой Земли и Промыслом Божиим оказались в Киево-Печерской лавре. Века расцвета и испытаний После кончины преподобной Евфросинии основанная ею обитель в течение нескольких столетий процветала, впоследствии же на ее долю выпали суровые испытания. После долгих лет упадка и забвения новый период возрождения и славы монастыря начался в конце XIX века. С 1841 года, после указа Святейшего Синода, в стенах обители начала возобновляться иноческая жизнь. Уже в 1842 году Спасский монастырь был причислен к разряду первоклассных. В 1844 году при Полоцкой обители было открыто Спасо-Евфросиниевское епархиальное женское училище, достигшее особого расцвета в начале XX века. В 1910 году Спасо-Евфросиниевская обитель, а с ней и вся земля Полоцкая, была утешена великой милостью Божией – мощи преподобной Евфросинии, находившиеся в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры, были перенесены в основанный ею монастырь. Спустя семь лет после перенесения мощей грянула революция, многие святыни подверглись разорению. В начале 1920-х годов, во время проведения кампании по изъятию церковных ценностей, из Спасской обители были реквизированы Крест преподобной Евфросинии и драгоценная серебряная рака. Мощи святой были отправлены в Витебский историко-археологический музей. В 1920-е годы насельницы монастыря подвергались жестоким гонениям, и их по праву можно считать исповедницами. В 1925 (1924) году монастырь закрыли, на тот момент в нем проживало 146 сестер. Изгнанные из монастыря, они рассеялись по Полоцку и его окрестностям. Многим из них пришлось ютиться по частным домам, сараям и баням. Некоторым удалось устроиться псаломщицами и певчими в православных храмах. Часть насельниц обители во главе с игуменией Еленой (Волковой) и монахиней Ларисой (Ксюниной) переехали на отведенный им участок земли из-под вырубленного леса, получивший название «Пеньки». Здесь была организована сельскохозяйственная артель, которая жила по монастырскому уставу.

http://pravmir.ru/pod-pokrovom-prepodobn...

Гродненский монастырь находился на месте старинного православного Пречистенского храма, построенного в конце XII в. С введением унии Пречистенская церковь в 1609 г. перешла к униатам. В 1633 г. при церкви поселились четыре монахини во главе с Василисой (Базилией) Сапегой из Вильно. В XVII в. пожары уничтожили Пречистенскую церковь. В 1720–1751 гг. был построен каменный комплекс монастыря с собором. После вхождения Гродно в состав Российской империи в 1795 г. униатский монастырь был упразднен. В 1843 г. в бывших корпусах базилианского монастыря был учрежден женский православный монастырь . Гродненский женский монастырь имел в своем распоряжении два храма — Рождества Пресвятой Богородицы и преподобного Сергия Радонежского. Также монастырю принадлежали два каменных двухэтажных корпуса для размещения монахинь. Земельный участок Гродненского монастыря был изъят местными властями и превращен в городской сквер. Бюджет монастыря складывался из доходов монастырских церквей, добровольных пожертвований и ежегодного пособия от Минского епархиального управления в сумме 60 тыс. рублей . Настоятельницей Гродненского монастыря с 1953 г. была игумения Гавриила (Рисицкая). Свято-Евфросиниевский женский монастырь. Слева — Спасо-Преображенский храм, справа — разрушенный Крестовоздвиженский собор. Полоцк. 1960-е гг. Полоцкий женский монастырь был основан святой княгиней Евфросиньей Полоцкой около 1125 г. Ее попечениями была построена каменная церковь во имя Всемилостивого Спаса. В 1582–1820 гг. (за исключением 1654–1667 гг.) Спасский монастырь принадлежал католическому ордену иезуитов, но после их изгнания был возвращен православным в 1832 г. По возвращении белорусских униатов в лоно Православной Церкви в 1839 г. через два года вышел высочайший указ о возрождении Полоцкого женского монастыря «у церкви Спаса». В 1847 г. в монастыре была построена церковь в честь преподобной Евфросинии. В 1910 г. из Киева в Полоцк были перенесены ее святые мощи, но после большевистской революции они в 1922 г. были перевезены в Витебский историко-археологический музей. В 1923 г. Полоцкий монастырь был закрыт, территория монастыря передана войсковой части, монастырские жилые дома были переоборудованы под жилье офицерских семей. После закрытия обители сестры рассеялись по Полоцку и его окрестностям, продолжая тайно в миру нести свой монашеский подвиг. Во время Великой Отечественной войны, когда Полоцк был оккупирован немцами, в Спасо-Евфросиниевский монастырь стали возвращаться сестры. Монахиням удалось получить разрешение у немецкого командования на возвращение мощей преподобной Евфросинии — в октябре 1943 г. они прибыли в Полоцк и были размещены в Софийском соборе. Настоятельницей Полоцкого женского монастыря после войны стала игумения Елевферия (Новикова), под ее руководством начала устраиваться жизнь обители, возрастало число сестер . Игумения пыталась вернуть монастырю и отремонтировать разрушенный Крестовоздвиженский собор .

http://bogoslov.ru/article/6177573

Прп. Евфросин прнимает в Трехсвятительский мон-рь прп. Савву Крыпецкого. Клеймо иконы «Святые Иоанн Богослов, Савва Сербский, Евфросин Псковский и Савва Крыпецкий, с житием прп. Саввы». Псков. Кон. XVI - нач. XVII в. (ПИАМ) Прп. Евфросин прнимает в Трехсвятительский мон-рь прп. Савву Крыпецкого. Клеймо иконы «Святые Иоанн Богослов, Савва Сербский, Евфросин Псковский и Савва Крыпецкий, с житием прп. Саввы». Псков. Кон. XVI - нач. XVII в. (ПИАМ) Стремясь к «пустынному и безмолвному житию», святой с благословения настоятеля Снетогорской обители поселился на р. Толве (в 25 верстах от Пскова). Согласно редакции свящ. Василия, это произошло в 6933 (1424/25) г. Через нек-рое время к Е. присоединился прп. Серапион Псковский († 1480), затем стали приходить др. искавшие иноческого подвига. По признанию Е., сделанному в Уставе, принимать в пустынь монахов его заставило опасение «нахождения злых человек» (грабителей), о чем предупредили его «благовернии людие» ( Серебрянский. 1908. С. 508-509). Пустынь преобразовалась в общежительный мон-рь - 1-й в Псковской земле, однако, как известно из «Повести о сугубой аллилуии» и Жития Е. в редакции свящ. Василия, всенощные бдения в мон-ре совершались по скитскому уставу. Е. удостоился явления ему святителей Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоуста , повелевших устроить в обители посвященный им храм с приделом во имя прп. Онуфрия Великого. Святой исполнил повеление. (Для Сев. Руси посвящение престола прп. Онуфрию Великому необычно, его почитание характерно больше для Полоцкой земли и Юго-Зап. Руси.) При жизни Е. в мон-ре была также построена ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы. Е. считал себя ктитором обители. По всей видимости, строительство в мон-ре велось на его средства, в завещании святого указаны его вотчина, «исады» (рыбные ловли), «клети» в городе, данные им братии в общее владение. По смирению Е. не принял духовного сана («не учитель, ни прозвитер есмь саном» - Там же. С. 510) и предоставил настоятельство своему ученику прп. Игнатию , который стал его духовным отцом. Святой подвизался в уединенной келье в лесу близ мон-ря, на ее месте позднее поставили крест, еще один крест был установлен неподалеку, на месте молитвенных подвигов преподобного. Трехсвятительский мон-рь принимал и кормил странников, помогал хлебом окрестным крестьянам, из-за чего запасы обители зачастую истощались, однако по молитвам Е. чудесным образом восполнялись. В числе учеников Е. были буд. игумены Трехсвятительского мон-ря родные братья Игнатия Харалампий (2-й игумен обители при жизни Е. и духовный отец святого) и Памфил, а также постриженики обители преподобные Савва Крыпецкий , Досифей Верхнеостровский , Онуфрий Мальский , Иоаким Опочский , Иларион Гдовский , Харитон Кудинский , основавший мон-рь на Кудинском оз. рядом с Торопцем.

http://pravenc.ru/text/187848.html

Вот ужо лопата на гумне, она отделит плевелы от пшеницы. Страшусь, сестры мои, как бы среди вас не нашлись плевелы, которые будут преданы огню неугасимому. Старайтесь же, молю вас, сохранить себя невредимыми от греховных плевел, чтобы вы могли избежать огня геенского. Приготовьте себя чистую пшеницу Христову, измельчитесь в жерновах смирения, трудами постническими, чистотою, любовью, молитвой, и тогда вы приготовите из себя хлеб приятный Богу». Мать-игуменья так молилась Господу о вверенных ей сестрах обители: «Сотвори их овцами двора Твоего и будь им Пастух и Дворник, дабы ни едина из них не была украдена волком — губителем диаволом; будь им, Господи, оружие и забрало, да не сойдет на них зло, да не приблизится рана к телам; но погуби нас с нашими беззакониями, ибо на Тебя полагаем упования наши — на Бога для знающих Тебя; Тебе возносим хвалу до последнего нашего вздоха». В 1161 г. усердием преподобной Евфросинии был воздвигнут каменный Спасо-Преображенский собор — одна из жемчужин древнерусского зодчества. Храм в перестроенном виде сохранился до наших дней. Строитель — мастер Иоанн, сам пришел к Евфросинии, наставленный Духом Святым, повелевшим ему принять участие в постройке собора. В житии Евфросинии рассказывается о том, как кирпичи, которых недоставало для постройки храма, чудесно являлись по молитве игуменьи. Просыпавшиеся утром строители видели печь, полную обожженной, готовой к укладке плинфы, услышав при этом слова святой девы, молящейся Спасителю: «Ты, даровавший нам большее, даруй нам и меньшее». В этот храм преподобная пожертвовала напрестольный крест, украшенный золотом, с частицами мощей многих святых, а также с частью Животворящего Креста Господа. Внутри Храма, по сторонам хоров, были устроены две небольшие кельи, в одной из которых жила преподобная Евфросиния. Здесь хорошо были слышны слова Богослужения и пение сестер, а сквозь небольшое окно в стене открывались ее взору поля и древний Полоцк с его храмами. Преподобная Евфросиния основала также Богородицкий мужской монастырь, построила в нем каменную церковь в честь Пресвятой Богородицы, украсила ее иконами и передала инокам. Воспользовавшись родством с Византийским императором Мануилом Комнином (1143—1180), она обратилась к нему, а также к патриарху Константинопольскому Луке (1156—1169) с просьбой прислать для обители одну из величайших святынь — икону Божией Матери Ефесскую, написанную по преданию святым апостолом и евангелистом Лукой. Евфросиния отправила им дары, и в 1162 г. икона прибыла на Русь вместе с благословенной патриаршей грамотой Полоцкой игуменьи. Икону везли через Корсунь (Херсонес), где по просьбе жителей она пробыла около года, получив название Корсунской, и наконец прибыла в Полоцк. В 1239 г. дочь Полоцкого князя Брячислава — Александра, выходя замуж за великого князя святого Александра Невского (1263; память 23 ноября (6 декабря)), взяла икону как благословение и подарила ее городу Торопцу, где состоялось венчание княгини.

http://pravicon.com/info-2284

Евфросиния имеет связи с Византией, ведет широкую переписку, общается с такими великими святыми и христианскими просветителями своего времени, как свт. Мина Полоцкий и свт. Кирилл Туровский. Евфросиния смотрит на свою жизнь, как на путь, как на бесконечное следование за Христом, странствующим и учащим о Своих грядущих Страстях и о Царстве. Ее отроческий побег в монастырь, ее переселение без вещей – только с книгами! – в Сельце в конце ее жизни венчаются последним странствованием – в Иерусалим. Она едет туда умирать, прощаясь со всеми, оставляя две обители, как две зажженные свечи на берегах Западной Двины. Она едет туда, куда стремился Христос – в Иерусалим, на смерть. «Створитеся, пшеница чиста, и смелитеся в жерновах смирением и молитвами и постом, да хлеб чист принесется на трапезу Христову», — говорит она братии и сестрам на прощание слова священномученика Игнатия Богоносца. Мартирия, мученический подвиг, свидетельствующий о Христе Воскресшем – вот исполнение ее монашеских обетов. Она вручает два своих монастыря покрову Богоматери-Одигитрии, оставляет сестру Евдокию игуменьей вместо себя и навсегда покидает родной Полоцк. Она, уже старица, достигла Гроба Господня и зажгла на нем золотую лампаду. На следующий день она слегла – и уже не вставала. Ее омыли водой из Иордана, до которого ей не пришлось дойти. Последний, предсмертный жест-символ – просьба быть похороненной в мужском монастыре преп. Саввы Освященного – вызвал недоумение у монахов, предложивших похоронить ее на кладбище для женщин. Времена, когда «женщины спорили с мужами в мужестве», как говорил свт. Григорий Богослов, остались позади. Она смиренно приняла отказ. Пролежав около месяца в болезни, она скончалась 23 мая 1173 г. Умерла Евфросиния, как и желала, в том городе, где умер и воскрес возлюбленный ею с детства Христос… Что ты пришла – по земле и по морю, с книгою в путь отправившись свой? Что ты пришла, назвавшись сестрою – Макрины и Феклы младшей сестрой? Александрия – далёко на юге, севера солнце кожу не жжет.

http://pravmir.ru/prepodobnaya-evfrosini...

После того как мощи преподобной перенесли в Киево-Печерскую лавру, жители Полоцка не оставляли надежды вернуть их в родной город. С 1580 года Спасский монастырь находился в ведении католического ордена иезуитов, затем пиаров 1 . Когда в 1832 году Спасо-Преображенский храм обители был возвращен православным, начались ходатайства о перенесении святыни в родной край; они продолжались 77 лет. Святейший Синод не давал разрешения на перенесение мощей главным образом из-за господствовавшего тогда в Полоцке иноверия. В 1870 году в Киево-Печерской лавре от мощей святой была отделена частица среднего перста правой руки и принесена в Витебск, где хранилась в ковчеге до весны 1871 года, после чего была передана в Полоцкий монастырь. И наконец, в 1909 году царь-страстотерпец император Николай II подписал резолюцию о возвращении мощей преподобной в Полоцк. Из Киева святыню перевозили по Днепру на пароходе 737 км, а затем несли на руках от Орши до Полоцка через Витебск 201 км. Эти памятные события вошли в историю как Свято-Евфросиниевские торжества, которые длились целый месяц. В местах остановок мощи преподобной встречали крестным ходом под звон колоколов. Люди в благоговении вставали на колени, держа в руках зажженные свечи. Храмы не могли вместить всех, желавших поклониться святым мощам, и часто службы проходили под открытым небом. В перенесении мощей участвовали члены императорской фамилии: греческая королева Ольга Константиновна 2 , великий князь Константин Константинович и будущая преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна. Сохранились телеграммы, передающие дух тех событий, которыми обменялись жители Киева и Полоцка. Осознавая величие переживаемого момента, киевляне пожелали присоединиться к ликованию Полоцкого края и через городского голову приветствовали Полоцк следующей телеграммой: «Древний город Киев, бывший более семисот лет хранителем святыни, ныне объединился со всею Северо-­Западною Русью в высоком чувстве духовного ликования о знаменательном торжестве перенесения святых мощей преподобной Евфросинии, Промыслом Божиим направленных в Полоцкий удел, дабы многих привести ко спасению. Да процветет же под покровом святыни древний православный Полоцк, и да возродится вновь бывшая славная Полоцкая земля» . В ответ на это полоцкий городской голова также прислал телеграмму: «Мать городов русских — Киев. В знаменательный день отправления на родину покровительницы земли Полоцкой, святой княжны Евфросинии, Полоцк, в лице городской думы, приносит тебе глубокую сыновнюю благодарность за сохранение святыни его в века тяжелого для него испытания и молит Бога, да укрепит Он тебя на бесконечные века как источник духа, нравственного света, каковым был ты доныне. Молитва эта всей земли Полоцкой будет переходить заветом из рода в род, из века в век за твое величие и процветание, колыбель Православия Киев» . Благодаря этим торжествам почитание преподобной Евфросинии вышло далеко за пределы Полоцкой епархии.

http://e-vestnik.ru/history/prepodobnaya...

Преподобная же Евфросиния начала утешать родителей своих душеспасительными беседами. Немного утешившись, они возвратились в дом свой, облегчая естественную печаль своего родительского сердца духовною радостью. В скором времени к преподобной Евфросинии пришла княжна Звенислава, ее родственница, дочь дяди ее Бориса. Звенислава принесла к преподобной все свои драгоценные одежды, приготовленные к бракосочетанию, и сказала блаженной: – Госпожа и сестра моя! Я вменяю ни во что все драгоценности мира сего; эти брачные украшения я даю в церковь Спасителеву, а сама желаю уневестить себя браком духовным Господу и Богу моему и преклонить голову свою под благое и лёгкое иго Его. Преподобная Евфросиния приняла ее с радостью и тотчас приказала постричь ее, нарекши ей имя Евпраксии, И пребывали обе подвижницы в пощениях и всенощных молитвах, единою душою служа Господу в преподобии и в правде. Заметив, что число сестер в обители день ото дня увеличивается, преподобная Евфросиния возжелала построить каменную церковь во имя Спасителя. Усердие ее, при Божием споспешествовании, увенчалось успехом. Вскоре же, в том же году была выстроена красивая каменная церковь . Надсмотрщиком за работой был некий муж, по имени Иоанн. Однажды, когда он спал ночью еще до восхождения солнца, то много раз слышал голос, говоривший ему: – Иоанн! Встань, иди и смотри за постройкой храма в честь Вседержителя. Однажды он пришел к Евфросинии и спросил ее: – Госпожа, это ты посылаешь меня будить и поскорее приниматься за дело? Евфросиния же, поняв, что голос этот был не от людей, но от Бога, отвечала Иоанну: – Хотя бы и не я посылала будить тебя, однако, ты слушайся голоса, призывающего тебя к работе и делай то, что он тебе приказывает, ибо это дело Божие. Дело постройки храма близилось уже к концу. Недоставало только кирпичей, необходимых для постройки храма. Тогда преподобная помолилась к Богу, сказав так: – Благодарю Тебя, Владыка Человеколюбец, всесильный Боже! Ты, даровавший нам большее, дай нам и меньшее, дабы могли мы довести до конца дело построения храма, созидаемого во славу пресвятого имени Твоего.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В частности, были удостоены:   «Всех еще раз с праздником! Дорогие владыки, рад был вместе с вами молиться. Да укрепляет вас Господь. Желаю вам пребывать в единомыслии, трудиться, не жалея живота своего, во благо Церкви Божией и просвещения народа. Пусть Господь хранит вас на этом западном порубежье Святой Руси от всяких скорбей, испытаний и укрепляет вас в верности и благочестии. Еще раз всех вас приветствую и радуюсь возможности сегодня с вами совершить эту Божественную литургию!» — сказал в завершение Святейший Патриарх Кирилл. Всем участникам богослужения были вручены иконки преподобной Евфросинии Полоцкой с Патриаршим благословением. Далее Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в сопровождении митрополита Минского и Заславского Вениамина, митрополита Воскресенского Дионисия, игумении Евдокии (Левшук) посетил Спасо-Преображенскую церковь Спасо-Евфросиниевского монастыря. Святейший Владыка ознакомился с фресками XII века и посетил келью преподобной Евфросинии. Игумения Евдокия рассказала Его Святейшеству о ремонтно-реставрационных и археологических работах, а также подарила альбом «Спасо-Преображенская церковь Евфросиньева монастыря и ее фрески» В.Д. Сарабьянова. Спасский храм Полоцкого Спасо-Евфросиниевского женского монастыря, возведенный в XII веке, — единственный в полном объеме дошедший до наших дней памятник истории и культуры Полоцкой земли конца X — первой трети XIII вв. Это самая древняя постройка на территории монастыря, сохранившаяся до настоящего времени.  В Патриаршем богослужении приняли участие богомольцы, пришедшие крестным ходом из древнего Софийского собора г. Полоцка, где Божественную литургию совершил епископ Полоцкий и Глубокский Игнатий . Основание Софийского собора последовало за учреждением местной епископской кафедры, и можно с уверенностью считать, что он является древнейшим каменным собором Полоцкой епархии. Возведенный в середине XI века, вскоре после построения таких же соборов в Киеве (1037) и Новгороде (1045), полоцкий храм был освящен в честь Софии Премудрости Божией.

http://patriarchia.ru/db/text/5933902.ht...

Слухи о ней распространились по местам ближним и дальним. К ней стали стекаться девицы как знатного рода, так и простолюдинки. Все они просили научить их, просветить и спасти их душу. Преподобная встречала их с радостью. Они принимали иноческий чин, и в непродолжительном времени здесь образовался женский монастырь, Игуменьей которого и сделалась преподобная Евфросиния. Трудно было преподобной устраивать без средств общежитие для многих инокинь. Но Господь не оставил ее Своею помощью. Обитель стала быстро расти и прославляться. Когда число сестер в обители умножилось, преподобная Евфросиния, вместо ветхого деревянного храма, создала в своем монастыре новую каменную церковь во имя Спасителя, устроив в ней по обе стороны хоров две тесные кельи, где она предавалась уединенной молитве. Этот храм, сохранившийся еще и доселе, называется «СпасЮрьевич». Своим наименованием он показывает, что в построении его участвовал своими пожертвованиями и отец преподобной – князь Георгий или Юрий. Для нового храма преподобная приготовила драгоценный напрестольный крест, с дорогими украшениями. Этот крест уцелел до нашего времени. Она пожелала также, чтобы в ее обители была икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Одигитрией», и именно та икона, которая была, по преданию, написана в числе других 3-х икон, евангелистом Лукою. Свое желание она выразила греческому императору Михаилу Комнину (царствовал с 1143 по 1180 г.) – своему родственнику. Император и патриарх Лука Хрисоверг исполнили желание преподобной. Из трех, бывших в Византии икон, они прислали ей эфесскую икону. Получив св. Икону Богоматери, преподобная украсила ее драгоценной ризой и поставила в своей Спасской церкви. Позднее в 1239 году, дочь полоцкого князя Брячислава, по выходе в замужество за благоверного князя Александра Невского, принесла эту икону в Троицкий соборный храм, в г. Торопец. В своих трудах и заботах о благоукрашении Спасской обители преподобная всегда полагалась на помощь Божию. И эта помощь подавалась ей. Так, во время построения храма один надсмотрщик за работами Иоанн слышал чей-то голос, звавший его к тому, чтобы он смотрел за работами. Однажды преподобная была огорчена тем, что в обители не доставало кирпича на окончание постройки. И вдруг внезапно кирпич отыскивается в одной печи – и этого кирпича было достаточно для завершения постройки.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Святитель Антоний, епископ Новгородский Блгв. кн. Феодор Новгородский Преподобный Акиндин, игумен Печерский, в Дальних пещерах Блгв. вел. кн. Георгий Всеволодович Владимирский Мученик блгв. кн. Василий (Василько) Ростовский Преподобный Ефрем Смоленский Мученик Меркурий Смоленский Преподобный Памво (затворник), иеромонах Печерскии, в Дальних пещерах Ярослав II Всеволодович (1238 – 1246) Священномученик Лукиан Печерскии, в Дальних пещерах Ок. 1243 Преподобномученица Евпраксия Псковская Блгв. кн. Феодосия Владимирская, в иночестве Евфросиния Мученик и исповедник блгв. кн. Михаил Черниговский Мученик и исповедник Феодор Черниговский, болярин блгв. кн. Михаила Черниговского Блгв. кн. Василий Ярославский Андрей II Ярославич (1249 – 1252) Преподобная Евфросиния Суздальская Преподобномученик Елисей Лавришевский Ок. 1250 Блгв. кн. Святослав (Гавриил) Юрьевский Св. Александр Ярославич Невский (1252 – 1263) Блгв. кн. Константин Ярославский Преподобный Авраамий трудолюбивый, Печерскии, в Ближних пещерах XII-XIII Преподобный Ксенофонт Робейский Блгв. вея. кн. Александр Невский Мученик блгв. кн. Роман Рязанский Ярослав III Ярославич (1263 &ndandash; 1271) Святитель Серапион, епископ Владимирский Василий I Ярославич (1272 – 1276) Преподобный Киприан Устюжский Преподобная Харитина Новгородская Димитрий I Александрович (1276 – 1294) и в Переяславле Блгв. кн. Роман Угличский Святитель Игнатий, епископ Ростовский Святитель Симеон, епископ Полоцкий, Тверской Блгв. Петр, царевич Ордынский Святитель Василий, епископ Рязанский Андрей III Александрович (1294 – 1304) Блгв. кн. Феодор Ярославский Блгв. кн. Довмонт-Тимофей Псковский Преподобномученик Василий, игумен Мирожский Преподобномученик Иоасаф, игумен Снетногорский Блгв. кн. Владимир Ржевский Блгв. кн. Агриппина Ржевская Блгв. кн. Олег Брянский Преподобный Лука (эконом), Печерскии Преподобный Мардарий (затворник), Печерскии Преподобный Константин Косинский, Старорусский Преподобный Косма Косинский, Старорусский Преподобный Савва (богоугодник), Печерскии, в Ближних пещерах

http://azbyka.ru/shemy/hronologia_russki...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010