— В Древней Руси девица этого возраста считалась совершеннолетней. Но даже по тем меркам Предслава была рассудительна не по годам и имела глубокую веру. В Житии преподобной Евфросинии приводится размышление юной княжны о браке и о жизни вообще: «Что совершили прежде нас жившие предки наши? Женились, выходили замуж, княжили, но не жили вечно — жизнь их прошла, и слава их исчезла, как прах, хуже паутины. А преподобные жены мужественно пошли вслед за Христом... и имена их написаны на небесах, где они с ангелами беспрестанно славят Бога». Предслава пришла в монастырь, игуменией которого была ее тетка. Намерения племянницы оставить мир поначалу смутили настоятельницу, но вскоре она убедилась в серьезности принятого той решения. В постриге юная Предслава получила имя Евфросиния, что в переводе с греческого означает «радость». И она действительно стала радостью и утешением для людей. По благословению епископа Илии преподобная поселилась в небольшой келии при Софийском соборе, где находилась одна из самых богатых библиотек Древней Руси. В свободное от молитвенных трудов время юная Евфросиния занималась переписыванием священных книг. Это нелегкое занятие было в то время под силу в основном мужчинам. Книги писали на пергаменте, кропотливо выводя каждую букву, что требовало не только редкого умения, но и особого усердия. Деньги, вырученные от продажи книг, преподобная раздавала бедным. В ее Житии говорится, что она, как луч солнечный, осветила всю землю Полоцкую. Преподобная Евфросиния основала два монастыря — женский и мужской, которые явились просветительскими центрами в Полоцком княжестве. Вероятнее всего, при них были открыты библиотеки, скриптории, школы, богадельни, иконописные и ювелирные мастерские. Ее усердием в Спасском женском монастыре на месте деревянной церкви был возведен храм в честь Всемилостивого Спаса, до сегодняшнего дня поражающий своим совершенством. К тому же святая игумения была миротворицей, предотвращала ссоры и распри между князьями. «...Не хотела она видеть враждующими ни князя с князем, ни боярина с боярином, ни из простых людей кого со своим другом, но всех хотела видеть единодушными» , — сообщается в Житии. Ее пламенная вера и безграничная преданность Христу являли и сегодня являют назидательный пример для каждого христианина.

http://e-vestnik.ru/history/prepodobnaya...

Утраченный в годы лихолетия, сей Полоцкий Крест за шесть лет был воссоздан по образу и подобию древнего, освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием, воздвигнут в праздник Святого Крестовоздвижения и водружен на своём историческом месте в Полоцкой Спасо-Евфросиниевской обители в 1998 году. Так в тысячелетней истории белорусского народа на деле исполнилось пророческое слово Псалмопевца Давида, которое мы с полным основанием прилагаем к Православной Церкви Белой Руси: «Обновляется, подобно орлу, юность твоя» (Пс. 102: 5). В память о твердости нашего намерения следовать избранному пути сооружена многоценная ставротека — киот для хранения Креста преподобной Евфросинии. И вновь Святейший Патриарх посетил нашу Церковь и освятил сей вклад нынешнего христианского поколения в духовную, культурную и историческую сокровищницу нашего народа. Это деяние стало особым выражением единства братских народов Святой Руси в год воспоминания о 60-й годовщине начала самой страшной войны в истории нашего Отечества, Европы и всего мира. Сегодня мы торжествуем 1015-ю годовщину учреждения Полоцкой епархии. Это событие, произошедшее в 992 году от Рождества Христова, положило начало устроению Православной Церкви в белорусских землях. Нестроения и междоусобные распри были в те далекие времена отличительной чертой людских нравов. И тогда Господь благословил наше древнее Отечество дивным житием Полоцкой княжны-игумении Евфросинии. Умирение враждующих и проповедь Христова Евангелия, благоустроение Святой Церкви и просвещение соотечественников, молитвенный подвиг и труд во благо ближнего: таков был путь Преподобной, которая стала небесной покровительницей Белой Руси. Выражением глубокого почтения к преподобной Евфросинии и одновременно делом восстановления исторической правды стало воссоздание освящаемой днесь серебряной раки, в которой отныне будут покоиться её цельбоносные святые мощи. В это богоугодное дело вложена весомая лепта Главы белорусского государства и посильные пожертвования верующих людей, имена которых знает Господь. В этом деянии соединены искренние помыслы многих сердец: здесь и покаяние за безумные дела ревнителей «нового мира», и дань благодарной памяти героям Церкви и всем, кто хранил в годы гонений пламень отеческой веры.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1205175...

Административные и хозяйственные обязанности вторичны, сколько бы не отнимали времени и сил, убежден епископ Панкратий. Они не отменяют духовное наставничество и сердечное участие в жизни братии. Примером тут может быть, в частности, преподобный Сергий, который выполнял все требования общежительного монастыря и - самое главное - был отцом в своей монашеской семье. Бывает, к сожалению, это отсутствует в наших обителях. Игумен или игуменья могут быть хорошими администраторами, но не теми людьми, кого сестра или брат могут назвать своим отцом или матерью, кому открыть свою душу. К этому духовному отцовству надо стремиться каждому из нас - принимать все скорби и боли, и даже то, что раздражает в твоих чадах. «Полноценного духовного окормления не получится до тех пор, пока они не увидят в вас пример, пока не будет доверия. Какой будет наша собственная монашеская жизнь, такой она будет и у наших братьев и сестер, наши недостатки, грехи и немощи неизбежно отразятся на духовном здоровье обители», - убежден епископ Панкратий.  «В опыте греческой традиции и на святой горе Афон невозможно, чтоб игумен не был личным примером во всем для насельников монастыря. В лице настоятеля - игумена братия монастыря соединяются с Церковью. И неся послушания в Церкви, монахи должны выполнять их так, как если бы делали это для Христа и ради Христа», - добавил митрополит Лимассольский Афанасий (Кипрская Православная Церквовь). Ключом к доверию и открытости сердец монашествующих своему духовному наставнику конечно же является любовь, убеждена игуменья Евдокия, настоятельница Полоцкого Спасо-Евфросиниевского женского монастыря. Она поделилась, в частности, своим опытом, как игуменья должна вести себя по отношению к молодежи, выбирающей монашеский путь. По ее опыту, сегодня к молодым насельницам часто не применимы строгость и жесткие епитимьи, а требуются гибкость и индивидуальный подход. «Для того, чтобы они духовно раскрылись, всецело посвятили себя Христу, нужно проявлять к ним много внимания и участия»,- сказала игуменья Евдокия. Только любовь, личный пример игуменьи, ее молитва за сестер, живое действенное слово способны раскрыть истину и красоту христианства и являются главными принципами в духовном воспитании не только послушниц, но и вообще всех сестер.  

http://e-vestnik.ru/news/sobranie_igumen...

г) В путешествии ко святым местам Иерусалимским. Путешествия эти начались у нас, по всей вероятности, еще с самого введения в Россию Христианства 279 . В XI веке они были уже довольно обыкновенны: вспомним о странниках, проходивших через Курск во св. град, с которыми препод. Феодосий, еще юноша, отправился было туда же тайком от своей матери 280 ; а некоторые, наприм. препод. Варлаам, первый Игумен Киево-Печерский, совершали тогда эти странствования по два раза 281 . В XII веке они еще более усилились: Русский Игумен Даниил, бывши в начале этого века во Иерусалиме, видел там многих своих земляков богомольцев из Новгорода и Киева 282 ; вскоре путешествовала туда же препод. Евфросиния, Княжна Полоцкая, и вообще число Русских поклонников было так велико, что в Иерусалиме существовал даже, для пристанища их, особый Русский монастырь 283 , и мудрое духовенство наше принуждено было по временам брать некоторые меры предосторожности и против этой страсти к паломничеству, доходившей иногда до крайности 284 . д) В глубоком уважении к подвижникам, отличавшимся святостью жизни, каковы были препод. Антоний и Феодосий. Не только простой народ и бояре, самые Князья имели обыкновение посещать их обители, просить у них советов и благословения, особенно в важных случаях, нередко разделять с ними убогую их трапезу и принимать их в своих княжеских теремах со всеми знаками благоговения. Так В. К. Изяслав любил ходить к преподобному Феодосию для беседы уединенной, и часто довольствовался его скудной трапезою; В. К. Святополк, готовясь к войне или путешествию и по возвращении в свою столицу, всегда испрашивал молитв и благословения у Печерского Игумена над гробом препод. Феодосия 285 ; В. К. Ростислав-Михаил имел обыкновение всякую субботу и воскресенье великого поста приглашать к трапезе своей двенадцать старцев Феодосиевой обители и Архимандрита, беседуя с ними в это время о добродетелях христианских, а в субботу Лазареву и всех старцев, наделяя их, по окончании трапезы, разными дарами 286 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

    иеромонах Памфил (Осокин) 5 января 2024 г. 15:00 В этом году исполнилось 850 лет со дня преставления преподобной Евфросинии Полоцкой, просветительницы Белорусской земли, основательницы женского монашества на Руси, «матушке Русской земли», как ее с любовью именуют. О том, как знатная княжна выбрала монашеский путь, как основала одну из первых женских обителей на Руси, ставшую центром просвещения, как спустя семь веков были возвращены мощи святой игумении из Киева в ее родной Полоцк, как одна за другой возрождались полоцкие святыни, и прежде всего Спасский монастырь, основанный преподобной Евфросинией b XII веке, рассказывает настоятельница Спасо-Евфросиниевской обители игумения Евдокия (Левшук). PDF-bepcuя. Елена Алексеева 27 декабря 2023 г. 13:00 «Журнал Московской Патриархии» продолжает пополнять свой архив новыми сканами оцифрованных номеров за предыдущие годы существования нашего издания. 12 декабря 2023 г. 17:00 В Издательстве Московской Патриархии есть уникальный проект — книжная серия «Церковность», где печатается духовное наследие новомучеников: их богословские труды, проповеди, статьи, касающиеся различных сторон церковной жизни, письма, дневники, стихотворения — все, что связано с жизнью и церковным служением того или иного новомученика, о ком удается собрать разрозненные по архивам и частным собраниям уцелевшие сведения. В серии уже вышло двадцать три книги, четыре из которых содержат духовное наследие священномученика протоиерея Иоанна Востор­гова. Еще при жизни этого пастыря — видного церковного писателя, проповедника, миссионера — увидело свет его пятитомное собрание сочинений. Недавно удалось обнаружить большой корпус неизвестных материалов протоиерея Иоанна, которые легли в основу современного издания. В одном из томов — «Взыщите Господа!» — собраны слова и речи священномученика, обращенные к юной пастве. О том, как возникла эта книжная серия и каких авторов она представляет, рассказывает главный редактор «Церковности» протоиерей Максим Максимов. PDF-bepcuя.

http://e-vestnik.ru/history/

В тридцатые годы ХХ столетия церковь была закрыта и использовалась под хозяйственные нужды. В 1986 году она частично обрушилась. Летом 1994 года могила преподобного Корнилия Молчальника была вскрыта неизвестными злоумышленниками, святые мощи - разбросаны по храму и частично по дороге. Местные жители с благоговением собрали части мощей и передали их монахам вновь открывшегося в 1993 году Никитского монастыря. Но поскольку эта святыня испокон веков принадлежала Смоленско-Корнилиевской церкви, которая ныне приписана к Никольскому монастырю, по благословению архиепископа Михея 4 августа 2000 года торжественным крестным ходом было осуществлено перенесение мощей преподобного Корнилия из Никитского мужского монастыря в Никольскую обитель. Мощи прп. Корнилия, Перславского чудотворца, поставлены для поклонения в Благовещенском храме обители. Помимо мощей Корнилия, в этом храме находятся ещё и мощи святого благоверного князя Андрея Смоленского, обретённые в том же 2000-м году и по благословению Высокопреосвященнейшего Михея, архиепископа Ярославского и Ростовского, поставлены для поклонения в том же Благовещенском храме. Наместник Иоанно-Богословского монастыря Рязанской епархии архимандрит Авель (Македонов) передал в дар Никольской обители частичку мощей Святителя Николая, теперь она помещена в древний образ святого покровителя обители, также находящийся в Благовещенском храме. От наместника Китаевой пустыни города Киева архимандрита Прохора (Костюченко) были получены 89 частиц мощей Киево-Печёрских святых, под которые выполнен вызолоченный ковчег мастером П. Г. Екушевым на средства благотворителя обители В. И. Тырышкина в 2002 году. Настоятельница Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря игумения Анфиса (Шевердяева) передала обители частицу мощей преподобной княжны Евфросинии Полоцкой. Иконостас Благовещенского храма украшает древний образ Спаса Нерукотворного, переданный из запасников Спасо-Преображенского музея-заповедника города Ярославля. Эти великие святыни изливают благодать, даруют помощь и утешение всем приходящим к ним с верой и любовью.

http://sobory.ru/article/?object=05680

22-23 мая епископ Иларион в сопровождении протоиерея Анатолия Стальбовского посетил православные храмы в городах Паланга и Клайпеда. Один из клайпедских храмов расположен в здании русской школы, директором которой является его настоятель – священник Владимир Артамонов. С ним у Владыки Илариона состоялась беседа. 24 мая епископ Иларион прочитал в Вильнюсском государственном университете лекцию на тему " Христианство и секуляризм: диалог или противостояние? " На лекции присутствовали студенты университета, представители православной общественности и молодежи Вильнюса. 25 мая епископ Иларион посетил храм во имя преподобной Евфросинии Полоцкой и расположенное при нем православное кладбище. Владыку тепло приветствовал настоятель храма протоиерей Владимир Ринкевич. 26-30 мая 2005 года представитель Русской Православной Церкви при европейских международных организациях епископ Венский и Австрийский Иларион посетил Белоруссию. 26-27 мая епископ Иларион прочитал двенадцатичасовой курс лекций на тему " Православное свидетельство в современном мире " в Минской Духовной академии. На лекциях присутствовали студенты трех курсов академии. Состоялись встречи епископа Илариона с ректором академии архимандритом Леонидом (Филем), секретарем Ученого совета священником Александром Болонниковым и рядом преподавателей. 28 мая епископ Иларион прибыл в Гродненский Богородице-Рождественский женский монастырь. При входе в монастырь епископа приветствовала его настоятельница игумения Гавриила (Глухова). В тот же день, по случаю празднования Дня пограничника, епископ Иларион в сопровождении игумении Гавриилы посетил расположенный в центре Гродно памятник воинам Белорусского пограничного округа, погибшим в начале Великой Отечественной войны, и возложил к памятнику венок. На церемонии присутствовали представители краевой и городской администрации, офицеры и солдаты пограничных войск. В своем приветственном слове епископ Иларион почтил память воинов, отдавших жизнь за спасение Родины в годы Великой отечественной войны. Епископ Иларион поздравил всех присутствующих с Днем пограничника, отметив: " День пограничника – праздник для меня не чуждый, ибо я сам два года служил в пограничных войсках " . Владыка пожелал воинам-пограничникам помощи Божией в несении их ответственной службы по защите рубежей Родины.

http://pravoslavie.ru/13671.html

    Алексей Реутский 4 апреля 2024 г. 16:00 Перед поездкой добровольцем в госпитали Донбасса каждая сестра милосердия должна пройти собеседование со священником, ответственным за духовное окормление госпиталей на новых территориях. Какие требования предъявляются к ним и почему сестрам не благословляется говорить с ранеными о таинствах, каких характерных ошибок следует избегать и что самое главное в их служении, рассказал ответственный за духовное окормление госпиталей Москвы и Московской области настоятель храма Живоначальной Троицы в детской больнице святого Владимира в Сокольниках иерей Владимир Суханов . PDF-bepcuя.     Алексей Реутский 5 марта 2024 г. 14:00 В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля /1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа/1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-bepcuя.     Алексей Ордынский 5 февраля 2024 г. 17:00 Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, рассказал корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» о том, как священнослужители несут пастырское служение в зоне специальной военной операции, какие задачи решают и каковы перспективы увеличения штата военных священников. PDF-bepcuя. протоиерей Петр Иванов 9 января 2024 г. 15:00 В этом году исполнилось 850 лет со дня преставления преподобной Евфросинии Полоцкой, просветительницы Белорусской земли, основательницы женского монашества на Руси, «матушке Русской земли», как ее с любовью именуют.

http://e-vestnik.ru/interviews/

Алексий, свт. – см. также 695. 1274. Турилов А. А. Святитель Алексий, митрополит всея Руси: (По страницам «Православной энциклопедии»)//ИВ. 2000. Вып. 3–4(7–8). С. 13–18; 2001. Вып. 1(12). С. 5–16. Андрей Рублев, прп. – см. также ИУ. 1275. Воронов Л. , прот. Андрей Рублев – великий художник Древней Руси//бТ. 1975. Сб. 14. С. 77–94. 1276. Свиридов И., прот. Проповедь в день памяти прп. Андрея Рублева, иконописца//АиО. 1994. 3. С. 167–169. 1277. Сергий (Голубцов), архиеп. Новгородский и Старорусский. Воплощение богословских идей в творчестве прп. Андрея Рублева//БТ. 1981. Сб. 22. С. 3–67. 1278. Успенский Л. А. К юбилею Андрея Рублева: (600-летие со дня рождения)//ВРЗЕПЭ. 1960. 35. С. 44–53. 1279. Успенский Л. А. [Рец. на кн.:] Mainka R. M. A. Rublev " s Dreifàltigkeitsikone. Ettal, 1964 [=Майнка Р. М. Икона Пресвятой Троицы Андрея Рублева]//ВРЗЕПЭ. 1965. 50. С. 128–130. Варлаам Хутынский, прп. – ср. 2234. Геннадий Новгородский , свт. – см. также ИУ. 1280. Макарий (Веретенников) , архим. Новгородский свт. Геннадий и его церковно-просветительские труды//ИВ. 2000. Вып. 2(6). С. 30–62. Димитрий Ростовский , свт. – см. 728. 1281. Никитин В. А. Житие и труды свт. Евфимия, архиеп. Новгородского//БТ. 1983. Сб. 24. С. 260–306. 1282. Антоний (Мельников), митр. Ленинградский и Новгородский. Преподобная Евфросиния Полоцкая//БТ. 1972. Сб. 9. С. 5–14. Епифаний Премудрый , прп. – ср. 1298. Иларион Киевский , свт. – ср. 307. Иулиания Вяземская, кн., мц. – см. 3118. 1283. Феофилакт (Моисеев), еп. Брянский и Севский. Святитель ИОВ – первый русский патриарх/Игум. Феофилакт (Моисеев)//БТ. 1990. Сб. 30. С. 200–240. 1284. Макарий (Веретенников) , архим. Митрополит Макарий и прп. Иосиф Волоцкий //ЦиВр. 1992. 3. С. 66–71. 1285. Иоанн, свящ. Житие прп. Кирилла, игумена Челмогорского, Каргопольского чудотворца/Публ.: А. Б. Мороз//АиО. 1998. 3(17). С. 200–236. Корнилий Комельский, прп. – см. 1336. 1286. Кучкин В. А. Гибель в Орде Михаила Ярославича Тверского и его канонизация//ИВ. 2000. Вып. 7(11). С. 102–108.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Арханг. 205. Л. 84 об.); «...на главе клобук лазоревой со кресты, ризы преподобническия, исподняя санкирь, в руке свиток, а другая у персей» (подлинник сводной редакции нач. XVIII в. из Палеха, принадлежавший Г. Д. Филимонову). В тверских списках подлинников XVII-XVIII вв. под 13 окт. описания облика П. повторяются, иногда она уподобляется прмц. Евдокии: «…рукою взяла за подол мантии, испод санкирь з дичью, в руце свиток» (ГАТвО. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 104. Л. 10 об.); «аки Евдокия...» (Там же. Д. 105. Л. 86; Д. 149. Л. 71 об.- 72). В некоторых случаях упоминается как игумения - «а была игуменья» (Там же. Д. 150. Л. 108 об.; см. также: Там же. Д. 565. Л. 22-22 об.; Поморский иконописный подлинник кон. XVIII в.- БАН. Дружин. 998. Л. 107 об.). Редко встречается упоминание: «...ризы на неи как на пресвятыя Богородицы, в руках крест» (ГАТвО. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 104. Д. 617. Л. 57), что было отмечено в некоторых подлинниках Д. А. Григоровым: «...редким образцовым типом по одежде является Божия Матерь, а именно - при описании одежд преп. м. Парасковии Ржевской» ( Григоров. 1887. С. 53). Характерным для описания внешности П. является клобук «со кресты киноварь». Вероятно, источником для формирования иконографии П. стала иконография прп. Параскевы Эпиватской - святой XI в., память которой праздновалась 13 окт. Сохранившиеся изображения П. относятся к кон. XVIII - 1-й пол. XIX в.: поколенный образ святой включен в число св. жен на иконах «Собор российских чудотворцев», создававшихся в старообрядческих мастерских Выговской пуст. Существует неск. идентичных по композиции и составу святых списков первообраза 30-х гг. XVIII в. (каргопольский иконописец Даниил Матвеев), стоявшего в местном ряду иконостаса Богоявленской соборной часовни (МИИРК), ГТГ, ГИМ, старообрядческие и частные собрания), один из них выполнен в 1814 г. мастером Петром Тимофеевым (происходит из федосеевской Зеленковской (Зиновьевской) моленной в С.-Петербурге, ГРМ). П.- относительно молодая святая в монашеских ризах (зеленая ряса, коричневая мантия, синяя схима и куколь с красными Голгофскими крестами) в верхнем ряду правой группы, 2-я справа, между преподобными Евфросинией Полоцкой и Вассой Псково-Печерской, обращена в молении к образу Св.

http://pravenc.ru/text/2578994.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010