В 1108 г. свт. Феоктист , игумен Киево-Печерского мон-ря (впоследствии епископ Черниговский), «нача възвещати» Киевскому кн. Святополку (Михаилу) Изяславичу , чтобы он приказал вписать имя прп. Феодосия Печерского († 1074) в синодик. Князь поддержал эту инициативу и «повеле» митр. Никифору I и епископам поминать преподобного «на всех зборех» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 283). Киевский архиерей в свою очередь приказал вписать в синодики имя прп. Феодосия во всех епархиях на Руси. Очевидно, что печерский постриженик М. выполнил распоряжение митрополита. Незадолго до этого кн. Глеб Всеславич Минский, вероятно по благословению М., выделил средства на постройку в Киево-Печерской обители трапезной, работа завершилась в том же 1108 г. (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 1. Стб. 283; Т. 2. Стб. 259-260; см. также: Артамонов Ю. А. Князья полоцкие - «великие милосники великой лавры Печерской»//Ad fontem: Сб. ст. в честь С. М. Каштанова. М., 2005. С. 176-182). Согласно Сказанию о св. мучениках Борисе и Глебе (1-я пол. XII в.), в мае 1115 г. М. вместе с митр. Никифором I, епископами, князьями и рус. знатью участвовал в торжественном перенесении мощей мучеников Бориса и Глеба в посвященный им новый храм в Вышгороде под Киевом. На период архиерейства М. пришлись детские годы прп. Евфросинии Полоцкой (в миру Предславы Святославичны; род. ок. 1104), дочери полоцкого кн. Святослава (Георгия) Всеславича; вполне вероятно, что святитель, выходец из крупнейшего монашеского и культурного центра Др. Руси, мог способствовать ее раннему духовному становлению. М. атрибутируют несколько булл с надписью «Дьнъслово» и изображением св. Мины ( Янин. 1970. Т. 1. С. 82, 85, 178, 186, 287, 290; Янин, Гайдуков. 1998. Т. 3. С. 40; Они же. 2001. С. 183, 194. Рис. 4; Шаланда А. [I.] Cымбoлika й геральдыка Полацкае дзяржавы X-XV стст.//Спадчына. Мн., 2003. 6(154). С. 25). Почитание Место погребения М. неизвестно; вероятнее всего, это была ц. во имя Св. Спаса в мест. Сельце, принадлежавшем Полоцкой архиерейской кафедре, которое, согласно Житию прп. Евфросинии редакции «Степенной книги» (XVI в.), в правление полоцкого кн. Бориса Всеславича († 1128) еп. Илия передал мон-рю, основанному прп. Евфросинией («есть церквица Святого Спаса в Сельцы, идеже братиа наша лежа, преже нас бывшии епископи» - ПСРЛ. Т. 21. Пол. 1. С. 210).

http://pravenc.ru/text/2563234.html

великой княгини Ольги, нареченной во святом крещении Еленой... Житие... царя и великого князя святого и праведного Владимира... О благоверном и богохранимом великом князе Георгии-Ярославе Владимировиче Житие... преподобной Евфросинии, игумении Спаса-Вседержителя в граде Полоцке О преславном великом князе Владимирском и всея Руси Всеволоде Георгиевиче О благоверном и богохранимом прямом наследнике великом князе Ярославе Всеволодовиче Житие и подвиги... великого князя Александра Ярославича, прозванного Невским О великом князе Данииле Александровиче Московском О великом князе Иване Даниловиче О житии и подвигах... великого князя и царя русского Димитрия Ивановича О... великом князе Иване Васильевиче, государе и самодержце всея Росии Краткая похвала самодержцу Василию и о пострижении его и чудесном отшествии к Богу О благородном и боговенчанном царе и государе великом князе Иване Васильевиче Послесловия к изданиям Ивана Федорова Послесловие к московскому Апостолу 1564 года Послесловие к львовскому Апостолу 1574 года   Если литература предшествующего времени приобретала государственное значение благодаря общественной весомости поднимаемых ею вопросов, то во второй половине XVI века государство, организуя огромные литературно-официальные предприятия – летописные своды, Великие Четьи Минеи, Степенную книгу и пр., сделало литературу своей служанкой, создало официальный стиль второго монументализма, отличавшегося пышностью, парадностью, традиционностью форм и главною целью: прославлять, возвеличивать, оправдывать прошлое и настоящее. Так, Степенная книга была посвящена росту и восхождению русского государства и русской церкви по ступеням лестницы, ведшей к росту значения русской истории в мировой. Автор Степенной книги открыто говорит, что его задача – идеализация русских исторических лиц. «Степени» его книги, как утверждает автор, золотые, они составляют лестницу, ведущую на небо. Утверждаются же эти степени «многообразными подвигами» в благочестии просиявших скипетродержателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Владыко небеси и земли, Предвечный Боже! Ты весь мир сотворил премудростию Твоею и Духом Святым всех просвещаеши, оживляеши и укрепляеши. Ты людской род тако возлюбил, что и Сына Своего Единороднаго на землю послал, дабы все, кто уверовал в Него, стали чадами Твоими и наследниками Небеснаго Твоего Царствия. Смиренно молим Тебе, Владыко, заступи землю нашу Белорусскую и народ ея, остави нам прегрешения наша вольная и невольная, ниспосли нам дар смирения, рассуждения и страха Твоего и избави от бед и искушений. Низпосли, Господи, мир Твой на предержащие власти страны нашея и на всех, живущих в ней. Не предаждь нас служити суете и неправде, но да призрим на вся заповеди Твоя и потщимся ко исполнению их. Даруй благодать и ревность о имени Твоем и о правде Твоей и вся ко временному житию потребная, предстательством и покровом Пречистыя и Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, молитвами в земле Белорусстей просиявших, святителей: Мины, Дионисия и Симеона Полоцких; Кирилла и Лаврентия Туровских; Георгия Могилевскаго; святых благоверных князей Ростислава Киевскаго и Бориса Туровскаго; святыя благоверныя княгини Евпраксии Псковския; преподобныя Харитины, княжны Литовския; священномученика Макария, митрополита Киевскаго, священномучеников архиепископов: Павлина, Гавриила, Иоанна и Митрофана; святых преподобномучеников: Афанасия Брестскаго, Макария Пинскаго; Серафима Жировицкаго; священномученика архидиакона Никифора; преподобных: Мартина Туровскаго, Елисея Лавришевскаго, Геннадия Могилевскаго, Феодора Острожскаго; преподобныя и богоносныя матери нашея Евфросинии, игумении Полоцкия; преподобныя Манефы Гомельския; святых мучеников Антония, Иоанна и Евстафия Виленских; мученика младенца Гавриила Белостокскаго; святаго праведнаго Иоанна Кормянскаго; святых и праведных Софии Слуцкия и Иулиании Ольшанския; святыя блаженныя Валентины Минския и святых новомучеников и исповедников земли Белорусския, и всех святых Твоих, с ними же вкупе Тебе славу, благодарение и поклонение возсылаем Безначальному Отцу, со Единородным Твоим Сыном, и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

http://pravicon.com/info-1873

Вспомним, что столетия тому назад в Великом княжестве Литовском стабильный религиозный мир и конфессиональное добрососедство были нормой жизни, потому что это отвечало главным жизненным ценностям и государства, и народа. За этими ценностями стоят имена преподобной Полоцкой игумении Евфросинии, сонма святителей во главе с Кириллом, епископом Туровским, первых христианских мучеников нашей земли Антония, Иоанна и Евстафия Виленских… Это состояние сохранялись и до, и после Люблинской унии 1569 года, когда Литовское княжество объединилось с Польшей. Принципы религиозной свободы были закреплены и в постановлениях Варшавской конфедерации 1573 года, и в Уставе Великого княжества в 1588 году, написанном, кстати, на старобелорусском языке. Нас многое может удивить и восхитить в том положении юридических, конституционных, этических дел, которое существовало в те времена. Такое положение позволяло укреплять и развивать естественную религиозность многонационального и многоконфессионального народа и определяло особый наднациональный стиль решения важнейших вопросов национального бытия. Можно лишь сожалеть о том, что этот период начал разрушаться по мере приближения 1596 года и был окончательно прерван недостойным заключением Брестской церковной унии… Не могу не вспомнить, как незадолго до этого трагического события Киевский воевода — благоверный князь Константин Константинович Острожский 24 июня 1595 года в окружном послании к православному духовенству и мирянам призвал их твердо стоять в православной отеческой вере. Это был призыв-ультиматум без права на историческую ошибку и без всякого намека на дипломатическую уклончивость или тонкую игру. « Мы не воздух и не ветер пасем, но единую истинную веру исповедаем и ее соблюдаем », — вот какими словами он взывал к своим единоверным соотечественникам. И вообще вся его жизнь, вся деятельность этого героического человека, этой по-своему трагичной личности была примером твердости в вере и гибкости в средствах ее защиты и укрепления. — В юности Вы получили музыкальное образование: оно Вам каким-то образом пригодилось? Есть ли у Вас любимые исполнители, бываете ли Вы на концертах?

http://patriarchia.ru/db/text/1138713.ht...

Вспомним, что столетия тому назад в Великом княжестве Литовском стабильный религиозный мир и конфессиональное добрососедство были нормой жизни, потому что это отвечало главным жизненным ценностям и государства, и народа. За этими ценностями стоят имена преподобной Полоцкой игумении Евфросинии, сонма святителей во главе с Кириллом, епископом Туровским, первых христианских мучеников нашей земли Антония, Иоанна и Евстафия Виленских... Это состояние сохранялись и до, и после Люблинской унии 1569 года, когда Литовское княжество объединилось с Польшей. Принципы религиозной свободы были закреплены и в постановлениях Варшавской конфедерации 1573 года, и в Уставе Великого княжества в 1588 году, написанном, кстати, на старобелорусском языке. Нас многое может удивить и восхитить в том положении юридических, конституционных, этических дел, которое существовало в те времена. Такое положение позволяло укреплять и развивать естественную религиозность многонационального и многоконфессионального народа и определяло особый наднациональный стиль решения важнейших вопросов национального бытия. Можно лишь сожалеть о том, что этот период начал разрушаться по мере приближения 1596 года и был окончательно прерван недостойным заключением Брестской церковной унии... Не могу не вспомнить, как незадолго до этого трагического события Киевский воевода – благоверный князь Константин Константинович Острожский 24 июня 1595 года в окружном послании к православному духовенству и мирянам призвал их твердо стоять в православной отеческой вере. Это был призыв-ультиматум без права на историческую ошибку и без всякого намека на дипломатическую уклончивость или тонкую игру. " Мы не воздух и не ветер пасем, но единую истинную веру исповедаем и ее соблюдаем " , – вот какими словами он взывал к своим единоверным соотечественникам. И вообще вся его жизнь, вся деятельность этого героического человека, этой по-своему трагичной личности была примером твердости в вере и гибкости в средствах ее защиты и укрепления.

http://religare.ru/2_74775.html

Далее архипастыри прибыли в Арзамасскую православную гимназию имени святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Ее директор Юлия Залялиева провела для них экскурсию по гимназии, показав, в частности, репетицию выпускного вечера. В помещении для отдыха гимназистов митрополит Вениамин сыграл с одним из них партию в шахматы. Вниманию главы экзархата всея Беларуси также была представлена музейная экспозиция «Православный Арзамас», составленная из макетов и информационных стендов храмовых комплексов города, утраченных и существующих. В отреставрированном Воскресенском кафедральном соборе архиереев встречала настоятельница Арзамасского Николаевского женского монастыря игумения Филарета (Шевченко). Она рассказала митрополиту Вениамину об истории собора и реставрации уникальных росписей. Следующим объектом посещения архиереев стал Музей русского Патриаршества, где для них была организована экскурсия по уникальной экспозиции единственного в России в своем роде музея. Затем архипастыри поклонились чтимым святыням, в частности, иконе Божией Матери «Избавление от бед страждущих», храмов Николаевского монастыря. Патриарший экзарх всея Беларуси подарил его настоятельнице на молитвенную память икону преподобной благоверной княгини Евфросинии Полоцкой. 29 июня в нижегородском кафедральном соборе в честь благоверного князя Александра Невского была совершена Божественная литургия. Богослужение возглавил Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Вениамин. Его Высокопреосвященству сослужили митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, викарии Нижегородской епархии епископ Балахнинский Илия, епископ Дальнеконстантиновский Филарет, епископ Сормовский Иннокентий, епископ Выксунский и Павловский Варнава, епископ Лысковский и Лукояновский Силуан, секретарь Нижегородского епархиального управления и ключарь этого собора протоиерей Сергий Матвеев, руководитель епархиального отдела образования и катехизации протоиерей Евгений Худин, первый проректор Нижегородской духовной семинарии (НДС) протоиерей Василий Спирин, директор и духовник епархиального Центра подготовки церковных специалистов «Покров» имени митрополита Николая (Кутепова) протоиерей Алексий Парфенов, проректор по воспитательной работе Витебской духовной семинарии иерей Дионисий Андреев, директор Витебского женского духовного училища протоиерей Александр Лесовой, а также выпускники НДС в священном сане и другие клирики Нижегородской митрополии.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Для женщин, как и для мужчин, существуют три ступени иноческого жития: рясофор, мантия и схима 724 . Ранний возраст пострижения для женщин был определен Василием Великим – 16–17 лет (правило 18). Трулльский собор (правило 40) назначает для женщин и мужчин единый возраст пострижения – не ранее 10 лет 725 . В синодальную эпоху государственное законодательство разрешало постригать мужчин не ранее 30 лет, а женщин – 40 лет 726 . Женские монастыри на Руси в XI-XVII веках Обращаясь к истории женских монастырей и женского монашества первых веков их существования на Руси, исследователь сталкивается с определенными трудностями. Вплоть до XVII в. включительно по этой теме мало источников: в основном это летописный, актовый и законодательный материалы, а также несколько жизнеописаний святых преподобныхЕвфросинии Полоцкой, Евфроси- нии Суздальской, великой княгини Евдокии и др. Кроме того, практически отсутствует один из основных источников по истории монастырей – это книги, написанные монахинями. Существует очень мало нарративных источников, авторами которых были монашествующие женщины. До сих пор невыясненным остается вопрос о возникновении женских монастырей в Киевской Руси. Первое летописное известие об основании женского монастыря относится к 1089 г. 727 В этом году для своей дочери Анны (Янки) и внучки Ярослава Мудрого Всеволод Ярославич основал Андреевский монастырь 728 , в котором была создана первая известная в истории школа для девочек: Янка «собраши младых девиц, неколико обучала писанию, такоже ремеслам: пению, швению и иным полезным им занятиям. Да от юности навыкнут разумети закон Божий и трудолюбие, а любострастие в юности воздержанием умертвят " 729 . H. Л. Пушкарева приводит версию о том, что Анна была помолвлена с византийским царевичем Константином Дукой Старшим, насильственно постриженным в монастырь. После этого события она приняла решение об уходе в монастырь. Впоследствии в этом же монастыре была пострижена в монахини сестра Анны Всеволодовны Евпраксия (Адельгейда) Всеволодовна, вдова маркграфа Генриха Штаденского. После смерти мужа она вышла замуж за германского императора Генриха IV и после скандального с ним развода вернулась в Киев 730 . Митрополит Макарий обратил внимание на факт, относящийся к истории Андреевского монастыря: в 1115–1127 гг. монастырем управлял игумен Григорий, что могло означать либо то, что монастырь стал мужским, либо то, что монастырь, оставаясь женским, подчинялся игумену 731 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как в незамутненном стекле отразилось ее влияние в душе двоюродной сестры Звениславы (в иночестве Евпраксии): «Презираю все красное в мире, а что имею, то отдаю в Церковь Спасителя, и сама желаю соединиться с Ним духовным союзом, подклонить главу мою под благое и легкое иго Его». Звенислава отдала в обитель «все свои вещи золотые и многоценные ризы», и вместе с сестрой и наставницей своей «начали они жить в монастыре в единомыслии в молитвах к Богу; и были словно единая душа в двух телах». Однажды в монастырь пришел любимый ее брат Вячеслав с супругой и детьми. После беседы с братом она сказала, что хочет оставить в монастыре двух его дочерей — Киринию и Ольгу. Родители очень огорчились такому решению игуменьи. «Однако ни Вячеслав, ни его супруга, безутешно плакавшая, не осмелились противиться словам блаженной Евфросинии, так как принимали слова ее, как бы слова Самого Христа, и знали, что она была истинной рабой Христовой и достойным вместилищем Святого Духа... Ибо, — продолжает составитель жития, — блаженная Евфросиния имела такой дар духовный, что на кого взирала очами своими, тотчас узнавала, есть ли в нем дух добродетели и может ли он быть сосудом избранным для Господа. Таким-то образом она и знала наперед, что те две юные отроковицы, дочери брата ее, добродетельною жизнью своей угодят Христу». Обе отроковицы остались в монастыре и впоследствии приняли постриг. Кириния — с именем Агафия, а Ольга — с именем Евфимия. Древний жизнеописатель передает обращенные к сестрам слова преподобной, призывающие их к подвижничеству: «Вот я собрала вас ради имени Господа, подобно тому, как птица собирает птенцов под крылья свои; я собрала вас как овец Божиих на луг божественный. Паситесь же на заповедях Господних, возрастайте в добродетелях от силы в силу, чтобы я с радостию, а не с печалью заботилась о спасении вашем и чтобы я возвеселилась духом, видя духовные плоды трудов ваших. Вот вы видите сами, со сколь великими трудами стараюсь я сеять в сердцах ваших слова Божии; но сердечные нивы ваши иногда остаются как бы не созревающими, по преуспевающими в добродетели; время же жатвы приближается.

http://pravicon.com/info-2284

Когда семь лет спустя, в 1596 году, все же была заключена Брестская уния, Экзарх Константинопольского Патриарха священномученик архидиакон Никифор (Кантакузин) продолжил дело Святейшего Иеремии даже до смерти (см.: Откр. 12:11) и был прославлен в наши дни в сонме Собора белорусских святых. По прошествии четверти века уже нельзя было и помыслить о том, что на Белую Русь будет совершен Патриарший визит… И тогда Святейший Патриарх Иерусалимский Феофан в 1620 году из Киева благословил православных белорусов и поставил правящих архиереев на разгромленные древние кафедры в Полоцк и Туров. Прошли столетия, и двадцать лет назад, когда празднование 1000-летия Крещения Руси, по Евангельскому образу, приготовило пути Господу и прямыми сделало стези Его к сердцам человеческим (см.: Мф. 3:3), белорусскую землю посетил Блаженнейший Игнатий IV, Патриарх Великой Антиохии и всего Востока. С именем Его Блаженства, освятившего стены Минской духовной семинарии и благословившего возобновление ее бытия, вошло в историю нашей Церкви начало возрождения белорусских духовных школ, которые из года в год, по слову Псалтири, преходят от силы в силу (Пс. 83:8). Предстоятель Русской Православной Церкви впервые в ее истории совершил апостольское путешествие в Беларусь в 1991 году. За минувшее с той поры время предшественник Вашего Святейшества Патриарх Алексий II, посещая наши епархии, сердечно переживал вместе с белорусским народом и радость духовного возрождения, и горечь воспоминания общих исторических трагедий, и кропотливый повседневный труд церковного строительства в городах и весях Беларуси. Ныне Священноначалие, клир, монашествующие и все верные чада Церкви нашей приветствуют Ваше Святейшество на белорусской земле в преддверии Всемирного Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. В сердце православной Белой Руси — в Спасо-Евфросиниевском монастыре града Полоцка — Вашей Святыне предлежит историческая честь и высокая ответственность: совершить чин Воздвижения Креста, приняв в свои руки воссозданный по образу древнего христианский символ нашего народа — воздвизальный Крест преподобной матери нашей Евфросинии, игумении Полоцкой.

http://patriarchia.ru/db/text/749746.htm...

Неподалёку от Вифлеема находится монастырь святого Феодосия Великого. Он родился в V веке в благочестивой семье в Каппадокии. Стремясь к уединению, пришёл в Палестину и поселился в пещере, где, по преданию, ночевали волхвы, когда шли поклониться рождённому Спасителю. Тридцать лет прожил здесь святой в посте и молитве. Вокруг него стали собираться другие иноки, а когда пещера уже не могла вместить подвижников, преподобный Феодосий неподалёку, на месте, где указал ему Господь, основал первый общежительный монастырь. Семьсот насельников насчитывала лавра преподобного Феодосия, главным призванием которого было служение людям. Он устроил в обители больницу, странноприимные заведения, помогая беднякам и немощным. В лавре находили приют люди разных стран, поэтому богослужение велось на трёх языках: греческом, армянском и грузинском. В 529 году в возрасте 105 лет Феодосий Великий скончался и был похоронен в той же пещере, где долгие годы подвизался. Рядом — гробницы святого Иоанна Мосха и святых жён: Евлогии, матери преподобного Феодосия; Феодотии, матери святых Космы и Дамиана; и Софии, матери святого Саввы Освященного. В этой же пещере была похоронена преподобная Евфросиния, мощи которой сейчас находятся в Полоцке. В нашем представлении лавра — это большой и богатый монастырь. В нашей традиции это действительно так. В Украине только трём крупнейшим обителям присвоен титул «лавра». Само слово «лавра» означает «маленькое поселение с радиально расположенними улочками». Существует три древнейших способа монашеского жизнеустройства. Первые монахи (от греческого «монахос» — уединённый) были отшельниками. Этот вид подвига, будь то в пустыне, в лесу, в пещере, — под силу далеко не каждому. Поэтому вскоре появляются киновии (общежития) — обители, где иноки живут общиной, управляемые строгим уставом и не менее строгим наставником — игуменом. Настоятелей лавр избирали сами насельники, а утверждал их избрание Иерусалимский патриарх. Лавра — промежуточное состояние между отшельничеством и киновией. Каждый из лавриотов жил в отдельной уединённой келье-пещере, пусть даже порой и в близком соседстве с другими. Часто, взобравшись в свою келью (как правило, по верёвочной лестнице, которая тут же убиралась), подвижник оказывался в неприступной изоляции от окружающих. И поистине — наедине с Богом. Лишь по субботам и воскресеньям лаврские насельники собирались для общей молитвы в храме. Самая многочисленная обитель пустыни Святого Града — лавра преподобного Саввы Освященного.

http://pravoslavie.ru/97475.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010