Между тем отец и мать отроковицы, узнав, где она находится, поспешили в монастырь, и, увидев дочь свою в иноческом одеянии, пришли в отчаяние. Они плакали и, целуя ее, говорили: дочь наша, что ты сделала с нами? Отчего раньше не сказала о своем намерении? За что бросила нас? Как горько, как тяжело нам терять тебя!.. Плакали вместе с родителями княжны все родные ее, и все в доме княжеском, жалея ее юность, грустя о разлуке с нею. Жалела преподобная своих кровных, печалясь их печалью о себе и утешая их, говорила, что они должны радоваться тому, что имеют дочь, обреченную Жениху небесному, а не печалиться, что она приняла на себя иноческий подвиг с великой радостью и любовью, думая только о спасении своем, и достижении царствия небесного. После этого родные ее вернулись в свой: княжеский терем, а княжна осталась в обители. Жизнь ее здесь протекала, как и прочих инокинь в посте, молитве, благочестивых размышлениях, чтении св. книг, безусловном послушании игуменье и сестрам и отречении от всех радостей мирских. Чтобы иметь возможность еще более усовершенствоваться в подвигах духовных и сосредоточиться в самой себе, она выпросила у епископа полоцкого Илии позволение жить ей при соборном храме св. Софии в так называемом «Голубце», маленькой кельи, пристроенной к собору, подобно тому, как в древности в Иерусалиме жили при храме Соломоновом девы, посвятившие себя Богу, где жила также и Пречистая Дева. Епископ разрешил ей это, она поселилась там и проводила время в посте, молитве, и славословии Бога. Так как преподобная Евфросиния была очень хорошо образована для своего времени, то она умела и писать. Печатных книг в то время не было, а священные книги распространялись в рукописном виде. Преподобная, бывшая большой искусницей в письме, в свободное время переписывала книги, которые продавала в богатые монастыри и церкви, а деньги, вырученные от продажи св. книг, раздавала нищим. Для бедных же церквей она писала Евангелия даром. И вот однажды ночью видит она такой сон: будто Ангел Божий явился перед нею, взял ее за руку, повел ее в загородную местность, прозываемую тогда Сельце, где погребались епископы и стояла маленькая деревянная церковь во имя Преображения Господня, и сказал ей: «Евфросиния, тебе подобает быть здесь, так как Бог хочет тобою наставить многих на спасение».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

[ 2020-04-29 21:09:38 ] larisskin : Но цитата получилась длинной - потому что я сама впервые узнала о том, что в день её пострига, когда она уходила в монастырь, исцелилось 30 человек! [ 2020-04-29 21:12:40 ] larisskin : Я вообще считаю - что говорить об иконах и о святых, на них изображённых, ограничиваясь просто техническими моментами, когда написана, где - нельзя. Надо обязательно делать это с почитанием, с упоминанием их подвигов, с молитвенным обращением к ним. Обходя это стороной, мы сводим тему небесную на слишком приземлённый уровень. [ 2020-04-29 21:16:31 ] larisskin : А что касается пусть сами читают, то это правильно, и я стремлюсь к этой цели, лишь ПРИОТКРЫВАЯ завесу в житие того или иного святого, рассказав лишь малую часть из его жития, мотивируя человека прочитать продолжение. [ 2020-04-29 21:21:52 ] larisskin : и обязательно указываю АВТРИТЕТНЫЙ источник pravoslavie.ru?, что очень важно, так как в интернете сейчас очень много разных сайтов где магия, гадания и святые - в одном. Новички в описках жития или другой информации о святом могут попасть на подобные сайт и зря потерять время. [ 2020-04-29 21:23:40 ] larisskin : простите за опечатки:)Там конечно имелось в виду : новички в ПОИСКАХ жития [ 2020-04-29 21:47:47 ] larisskin : а с другой стороны, Евфросиния Московская в таком облачении была недолго - монашествующей, имею в виду. Приняла она постриг в 17 мая а 7 июля того же года умерла. А вот преподобная Евфросиния Полоцкая практически всю жизнь провела в монашесте цитирую: Однажды, узнав, что родители хотят обручить ее с одним из князей, она тайно ушла из дома в женский монастырь к игуменье Романе (вдове ее дяди Романа Всеславича) и начала просить пострига. Возраст Предславы (ей было тогда 12 лет) и необыкновенная красота казались игуменье несовместимыми с монашеством. Однако глубокий разум княгини, ее молитвенная настроенность скоро переубедили игуменью. Несмотря на возможный гнев отца Предславы, игуменья благословила племянницу на постриг. Вот её житие http://days.pravoslavie.ru/Life/life6571.htm

http://pravicon.com/unknown-2938

–  Господь зовет, – сказала Предслава. Накинула на себя шаль и тайком вышла из терема. Она направилась прямо к игуменье, которая ей приходилась теткой. Благочестивая игуменья, видя нежный возраст своей племянницы, сначала не хотела принять ее в свою обитель; но юная Предслава так настойчиво и неотступно умоляла игуменью взять к себе, что та, уразумев призвание ее от Бога, облекла ее в иноческий образ под именем Евфросинии. Узнали об этом родители и горько плакали о своей дочери, но потом предоставили ее воле Господа. Евфросиния начала вести обыкновенную иноческую жизнь, проводя время в посте, молитве и трудах, в глубоком смирении и совершенном послушании. Но душа ее чувствовала потребность в высших подвигах. Подражая примеру иерусалимских дев, которые, как некогда и Богоматерь, проводили жизнь при храме, она испросила у полоцкого епископа Исаии дозволение жить в затворе при соборном храме. Здесь после молитв занималась она списыванием священных книг и плату, какую получала за то, раздавала нищим. Спустя некоторое время, епископ получил во сне от ангела повеление, водворить преподобную Евфросинию при церкви Спасовой, на Сельце, где был тогда загородный архиерейский дом, да учредится там обитель дев, посвященных на служение Богу; в то же время и сама преподобная три раза видела во сне ангела Божия, который вел ее на означенное место и сказал ей: «Ты должна пребывать здесь, ибо Господь желает чрез тебя на этом месте наставить многих на путь спасения». Епископ спешил открыть ей волю вышнюю; она также рассказала ему свое видение, и оба возблагодарили Всемогущего. Тогда епископ, призвав дядю ее, князя Бориса, и отца, князя Георгия, также бояр и других именитых людей, объявил им изволение Божие следующими словами: «Вот я при вашем державстве даю Евфросинии место св. Спаса, на Сельце, с тем, чтобы здесь был девичий монастырь, и никто из преемников да не изменяет этого моего даяния». Все присутствовавшие одобрили решение святителя, и таким образом возникла обитель, где преподобная Евфросиния была начальницею и наставницею ко спасению многим девам и женам, отрицавшимся мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Евфросиниевский крест — это не только шедевр древнерусского искусства, но, как ни странно, и памятник письменности XII века. По боковым сторонам креста преподобной Евфросинией было написано заклятие от воровства: «пусть не выносят его из монастыря никогда, и не продают, и не отдают. Если не послушается кто и вынесет из монастыря, пусть не поможет ему святой крест ни в жизни этой, ни в будущей, пусть проклят будет он Святой Животворящей Троицей и святыми отцами… и пусть постигнет его доля Иуды, который продал Христа. Кто осмелится учинить такое… властитель или князь или епископ или игуменья, или другой какой человек, да будет на нем это проклятие». Заклятие действительно способствовало сохранению святыни. Во многом благодаря ему крест преподобной Евфросинии в числе очень немногих подписных изделий XII столетия дошел до нашего времени. До прихода безбожной власти князья и цари хотя и вывозили временами крест из Полоцка, но старались сохранить его в целостности, поновляли украшения. В 1992 году, во время празднования 1000-летия Полоцкой епархии, после многих попыток найти крест (даже ООН искала его в США) было принято решение о воссоздании уникального креста по рисункам и фотографиям. В 1997 году восстановленный крест, изготовленный мастером Н. П. Кузьмичем, был торжественно принесен в Спасо-Евфросиниевскую обитель. Сейчас он находится в алтаре Спасо-Преображенской церкви и выносится для поклонения по воскресным дням после ранней литургии. Но не все ученые потеряли надежду отыскать оригинальный Евфросиниевский крест. Согласно одной из легенд, он никогда не покидал города над Западной Двиной: дело в том, что в свое время было изготовлено несколько копий креста, чтобы обезопасить святыню от многочисленных врагов и не погружать мощевик в воду при водосвятных молебнах. Говорят, что именно одна из этих копий и исчезла во время войны. Поэтому ученые надеются, что оригинал и по сей день находится не в заморских частных коллекциях и не в российских фондохранилищах, а надежно замурован в нише Софийского собора и со временем еще вернется к полочанам.

http://pravmir.ru/polockij-matriarxat/

В Полоцке в первой половине XII в. были весьма сильны грекофильские настроения. Они отражали не только общую для всей христианской Руси духовную и культурную устремленность к центру православного мира, но и местные политические предпочтения. Прогреческая ориентация полоц­ких князей была естественной в ситуации их постоянного противостояния Киеву. Неповиновение киевскому князю и высшей церковной власти на про­тяжении всей первой половины XII в. не раз приводило к военным столк­новениям (16). Одно из них, в 1129 г., закончилось пленением пятерых по­лоцких князей — Рогволдовичей, потомков Всеслава, вместе с их женами и детьми высланных в Византию великим киевским князем Мстиславом за их отказ участвовать в походе против половецкого хана (17). Прожившие в изгна­нии более десяти лет полоцкие князья, а в их числе Георгий — отец Евфросинии, судя по всему, не только не чувствовали себя изгнанниками, но оказались приближенными ко двору и получили за службу немалые возна­граждения (18). Успехи их в Византии и устойчивость полоцко-греческих свя­зей на протяжении первой половины — середины XII в. можно объяснить родственными династическими связями князей с домом Комнинов: дочь Всеслава, сестра сосланных князей, в 1106 г. была вьщана замуж за сына византийского императора Алексея I (19). Возвратившись на родину, Рогволдовичи привезли с собой греческого епископа Козьму, при первой возможности поставленного ими на полоцкую кафедру (1143)(20), и, вероятно, византийских мастеров, возводивших в городе по княжескому заказу храмы-усыпальницы (21). Именно тогда могла попол­ниться греческими книгами ставшая впоследствии знаменитой библиотека при Софийском соборе, содержащая рукописи важнейших византийских сочинений (22). Эта ситуация, сложившаяся в Полоцке в 1130-1150-е гг., позволяет предполагать, что преподобная Евфросиния могла обладать вполне достоверной информацией о святынях восточно-христианского мира. Видимо в Эфесе, игравшем большую роль в истории византийской церкви, действительно существовала прославленная чудотворениями древняя богородичная икона и именно о ней говорит в своем «хождении» игумен Даниил.

http://pravicon.com/info-606

В тот же период в храм попала авиабомба, которая разрушила один свод и образовала трещины в стенах всего здания (ГАВО, ф. 4131, оп. 1, д. 10, л. 50). После войны собор долгое время находился в запустении. Пятнадцать лет храм стоял без кровли, и под действием атмосферных осадков стены и кирпичное сводчатое перекрытие были значительно разрушены. По рассказам очевидцев, до 1954 года внутри собора хранились дрова отдельных военнослужащих, проживавших на территории монастыря (ГАВО, ф. 4131, оп. 1, д. 10, л. 53). Кресто-Воздвиженский собор оставался без ремонта и реставрации вплоть до 1980-х годов, несмотря на то, что игумения Елевферия (Новикова, † 1959) неоднократно обращалась к уполномоченному Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете министров СССР по Витебской области с просьбой о ремонте и передаче храма обители (ГАВО, ф. 4131, оп. 1, д. 19, л. 25). Спустя год после смерти игумении Елевферии монастырь был закрыт, на его территории действовала только одна Спасо-Преображенская церковь, которая перешла в ведение приходской общины. В 1980-е годы городские власти решили сделать планетарий из Кресто-Воздвиженского собора, поэтому на куполе храма был установлен знак небесной сферы. Староста Спасо-Преображенской церкви Татьяна Никодимовна Храповицкая обращалась в разные инстанции, писала письма Святейшему Патриарху Пимену, Генеральному секретарю ЦК КПСС Михаилу Сергеевичу Горбачеву, члену Президиума правления Советского фонда культуры Раисе Максимовне Горбачевой, ездила в Москву и Ленинград с целью спасти храм от поругания. По молитвам преподобной Евфросинии верующим удалось отстоять собор. В Полоцк приехала московская комиссия, которая одобрила передачу православным Кресто-Воздвиженского храма. В 1988 году Кресто-Воздвиженский собор был передан «православному религиозному обществу в безвозмездное пользование», и тогда же в храме начались ремонтные работы. Первая Литургия в Кресто-Воздвиженском соборе после долгих лет запустения была совершена 27 сентября 1989 года на праздник Воздвижения Креста Господня.

http://sobory.ru/article/?object=04903

— На протяжении ХХ века мощи преподобной еще не раз «путешествовали»: во время Первой мировой войны, затем при советской власти. — В 1915 году, во время Первой мировой вой­ны, насельницы Полоцкого монастыря были эвакуированы в Ростовский Авраамиев монастырь, куда были перевезены мощи преподобной и церковные ценности. И только в 1921 году сестры смогли вернуться в родной Полоцк. За эти годы в Ростове погибла или была изъята безбожными властями значительная часть монастырского имущества, утрачены монастырский архив и библиотека. Милостью Божией мощи преподобной уцелели, и вернувшиеся в Полоцк сестры перевезли их с собой. В 1922 году советскими властями была изъята серебряная рака, изготовленная для святых мощей в 1910 году, а мощи доставлены в Витебский музей. В 1925 году напрестольный крест-ковчег, изготовленный по благословению игумении Евфросинии, был передан в Полоцкий финотдел. Эта величайшая святыня находилась в музеях Минска, затем Могилева и в 1941 году в начале войны бесследно исчезла. В 1925 году монастырь был закрыт. Некоторые сестры остались жить в Полоцке у знакомых и родственников, а остальные переехали на отведенный им участок земли из-под вырубленного леса, где организовали сельскохозяйственную артель «Пеньки». В 1943 году монастырь был открыт, а мощи переданы из Витебска в Полоцкую обитель, где находятся до сего дня. В 1961 году монастырь опять закрыли, а монахини были отправлены в Жировичский Свято-Успенский монастырь. Спасо-Преображенский храм, где пребывали мощи преподобной Евфросинии, был передан на попечение приходской общины и долгие годы являлся единственным действующим в Полоцке и его окрестностях. Монахини, которые остались жить в Полоцке и Полоцком районе, продолжали ухаживать за святыней, пели и читали во время богослужений. — В 1990 году началось возрождение Спасо-­Евфросиниевского монастыря, в котором вы принимали непосредственное участие. — В 1985 году старостой Спасо-Преображенского прихода стала Татьяна Никодимовна Храповицкая, впоследствии монахиня Таисия, которая в то время работала инженером на заводе «Измеритель» в Новополоцке. Будучи старостой, Татьяна Никодимовна стала добиваться открытия монастыря. Однако планы властей были иными: они решили сделать на территории обители туристический комплекс. Крестовоздвиженский собор должен был стать планетарием, Спасо-Преображенский храм — музеем, а сестринские корпуса — гостиницей для туристов. Тогда Татьяна Никодимовна поехала в Москву, чтобы добиться разрешения на открытие монастыря, но получила ответ, что легче открыть десять приходов в Полоцкой епархии, чем один монастырь. Тем не менее верующие не оставляли своих усилий, и 6 июля 1989 года последовало определение Священного Синода Русской Православной Церкви о возрождении Спасо-Евфросиниевского женского монастыря.

http://e-vestnik.ru/history/prepodobnaya...

В трудный век раздробленности Руси преподобная Евфросиния непрестанно молилась о единстве Русской земли, о победе над «тьмой разделения». Благодатным словом наставления, которое было ей «даром Бога», как повествует жизнеописатель, она примиряла многих князей, бояр и простых людей. Она «всех хотяше имети яко единую душу». На склоне лет преподобная, предчувствуя скорую кончину, совершила паломничество на Святую Землю. Оставив монастырь на попечение сестры своей Евдокии, она вместе с племянником Давидом и сестрой Евпраксией отправилась в далекий путь. Во время пребывания в Константинополе преподобная, «войдя в великую церковь Святой Софии, помолившись и поклонившись всем святым Божиим церквям, получила благословение от патриарха, купила многоразличные фимиамы и золотую кадильницу и пошла в Иерусалим». Величайшей святыне христианства — Гробу Господню — преподобная Евфросиния жертвует драгоценную кадильницу — первый дар русских жен, вставший в единый ряд с лампадой, возжженной несколько десятилетий назад игуменом Даниилом «от всея Руськыя земли». Дар преподобной был принят Господом. Знаком этого явилось исполнение ее желания быть погребенной на Святой Земле. Во время тяжелой болезни ей было возвещено ангелом о близкой кончине. Она прославляла Бога за милость Его и с радостью ожидала указанного срока. 24 дня провела она на одре болезни в одном из монастырей Иерусалима и скончалась 24 мая 1173 г., причастившись святых Христовых Тайн, посреди молитвы. Предание сохранило последние слова молитвы преподобной: «Господи, приими дух мой от меня во святом граде Твоем Иерусалиме и пресели меня в вышний град Твой Иерусалим». Тело почившей, согласно завещанию ее, было погребено сопровождавшими ее родственниками в обители преподобного Феодосия, на паперти храма Пресвятой Богородицы — там, где покоились матери преподобных Саввы н Феодосия, святого бессребреника Феодотия и многих святых жен. Давид и Евпраксия, возвратившись в Полоцк, принесли весть о блаженной кончине и погребении преподобной Евфросинии. С тех пор в день кончины ее ежегодно совершалось поминовение. Началось благоговейное почитание той, которая стала небесной покровительницей града Полоцка.

http://pravicon.com/info-2284

Любостяжатели исключены из Царства Божия: «Ни воры, ни лихоимцы... ни хищники – Царства Божия не наследуют» ( 1Кор.6:10 ). Любостяжание будет господствовать в последние дни: «Знай, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы» ( 2Тим.3:1–2 ). – «Будут у вас лжеучители, которые... из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет» ( 2Пет.2:1, 3 ). 2. Церковно-исторические примеры отречения от богатства и мирской славы ради Бога и для спасения души В числе св. подвижников русской земли, променявших и славу, и богатство жизни мирской на тесную келью, мы видим князей, именитых бояр, купцов и людей простого звания. I. В XV веке князь вологодский Андрей Дмитриевич оставил княжение на двадцатом году своей жизни. Он пришел в Спасов монастырь, что на Каменном острове, и просил у игумена Кассиана пострижения. Удивился игумен, услышав такую просьбу из уст юноши-князя. «Напрасно смущаешься, – говорил на это князь, – я имею твердое намерение не принимать услуги от других, а служить другим и нести крест по следам моего Господа». Игумен наконец решился принять молодого подвижника в монастырь и под именем Иосафа (10 сентября) постриг в монашество, сделав увещание не возвращаться помыслами к раз покинутому земному величию. Бывший князь стал примерным иноком; до конца жизни соблюдал строжайший пост, и мысль о богатстве и славе никогда не нарушала его душевного мира. Однажды дядя его, ржевский князь Борис, посетив Иосафа, предложил ему основать свой монастырь и давал для этого деньги; молодой подвижник сказал ему: «Серебро и золото не нужно тому, кто искренно желает жить в пустыне; раздай бедным то, что ты определил для меня, и получишь награду от Бога». Так и скончался бывший князь бедным монахом. II. Таким же образом оставил княжение и скончался строгим подвижником в Петропавловском монастыре, в XIII в., князь Олег Романович Брянский (20 сентября). III. Преподобная Евфросиния Полоцкая (23 мая) была внучка полоцкого князя Всеслава и ушла в монастырь даже тайно, не желая выходить замуж (XII в.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Лит.: Леонид (Кавелин), иером. Историческое описание Белёвского девичьего Крестовоздвиженского 3-классного мон-ря. СПб., 1863; О Никитской жен. обители в г. Кашире Тульской губ. М., 1869; Очерк жизни настоятельницы белёвского Крестовоздвиженского девичьего мон-ря игум. Павлины. СПб., 1881; Никодим (Кононов), архим. Первоначальницы каширского Никитского жен. мон-ря мон. Фомаида и игум. Макария//ЖПодв. 1908. Дек. Ч. 1. С. 447-488; Геронтий (Кургановский), архим. Ист. описание Никитского жен. мон-ря в Кашире Тульской губ. К., 1909; Таисия (Карцова), мон. Рус. правосл. жен. монашество XVIII-XX вв. Серг. П., 1992; Ефремов А. В. Каширский Никитский мон-рь//Моск. журнал. 1997. 6. С. 42-45; Город Кашира: Храмы Каширского р-на/Сост.: свящ. О. Г. Пэнэжко. [Б. м.], 2001. С. 13-17; Преподобные Фомаида и Макария, основательницы мон-ря св. вмч. Никиты//Угодники Божии земли Каширской/Сост.: прот. В. Коценко, И. В. Якшичев. Кашира, 2010. Кн. 1. С. 22-28. В. В. Каширина, Э. П. Р. Рубрики: Ключевые слова: ЕВФРОСИНИЯ (Предслава Святославична; ок. 1104 - 23.05 (1173 или 1167?)), Полоцкая, игумения, прп. (пам. 23, 24 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) МАКАРИЙ (1539 (?) - 22.01. 1623 или 1622), прп. (пам. 22 янв. и 22 сент.-в Соборе Тульских святых), Жабынский, основатель (?) и настоятель Макариева Жабынского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы мужского монастыря НИКОЛАЙ (Святоша, Святослав Давидович; † ок. 1143), прп. (пам. 14 окт., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших, 20 сент.- в Соборе святых Брянской митрополии, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), Киево-Печерский АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых) АВКСЕНТИЙ И ОНУФРИЙ ПЕРЦЕВСКИЕ (кон. XV – нач. XVI в.), преподобные (пам. 12 июня и 3 нед. по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых)

http://pravenc.ru/text/2561468.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010