Твердая решимость юной княжны смутила игуменью. Она уже не возражала более Предславе и дала согласие принять ее в обитель. Ее одели в черное одеяние, и священник постриг ее в иноческий чин с именем Евфросиния. Игуменья благословила новую инокиню и отпустила ее в свою келью. Между тем отец и мать отроковицы, узнав, где находится их любимая дочь, поспешили в монастырь, и, узнав о постриге княжны, горько плакали. Жизнь юной инокини здесь протекала, как и прочих инокинь, в посте, молитве, благочестивых размышлениях, чтении св. книг, безусловном послушании Игуменье и сестрам и в отречении от всех мирских радостей. Ближе стала к Богу в обители новоначальная подвижница. Но она захотела как бы еще ближе быть к Нему. И вот она выпросила себе у епископа Полоцкого Илии позволение жить при соборном храме св. Софии, в так называемом «голубце», в маленькой комнатке, пристроенной к собору. Эта жизнь в «голубце» уподобляла Евфросинию ветхозаветным девам, которые посвящали себя Богу и жили при храме Соломоновом. По примеру их жила при храме и Пречистая Дева. Епископ разрешил ей это. Евфросиния поселилась там и проводила время в посте и молитве, а также в списывании книг. Переписанные книги она продавала в богатые монастыри и церкви, а деньги, вырученные от продажи св. книг, раздавала нищим. Для бедных же церквей она списывала Евангелия даром. В своем уединении при соборе преподобная увидела однажды ночью знаменательное сновидение. Ей явился Ангел Божий, взял ее за руку и повел в загородную местность, прозываемую тогда Сельце, где погребались епископы и стояла маленькая церковь во имя Преображения Господня, и сказал ей: «Евфросиния, тебе надлежит быть здесь, так как Бог хочет чрез тебя призвать многих ко спасению». Это видение повторилось три раза. Проснувшись, преподобная стала вдумываться в смыл этого сновидения. В ту ночь такое же видение было и епископу Илии. И он видел во сне Ангела, который сказал ему: «введи рабу твою Евфросинию в церковь св. Спаса на Сельце, чтобы она устроила там обитель для дев. Молитва ее восходит к Господу. Как солнце сияет по всей вселенной, так прославится и жизнь ее».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Через 30 лет, в 1155 году, неподалеку от Спасской обители преподобная построила Богородичную церковь и устроила при ней мужской монастырь. Есть предание, что она сама стала игуменьей и этой обители, мужской. Для своего мужского монастыря преподобная пожелала иметь древний чудотворный образ Эфесской иконы Божией Матери, для чего отправила без всяких сомнений в Царьград «слугу», который действительно скоро привез в Полоцк древнюю святыню. В 1239 году этот образ был дан в благословение на брак великому князю Александру Невскому с полоцкой княжной. Сейчас в монастыре хранится копия Эфесской иконы, подлинник же находится в Русском Музее в Санкт-Петербурге. Оба монастыря – и мужской и женский – стали центрами книжности и просвещения еще при жизни преподобной. При них были устроены иконописные мастерские, библиотеки и школы. Достигнув преклонных лет, преподобная решила посетить места земной жизни Спасителя. Первая русская женщина-паломница, она направилась в Святую землю, где молилась у Гроба Господня, чтобы Бог удостоил ее завершить свой земной путь во Святом Граде. Что и произошло 23 мая 1173 года, после непродолжительной болезни. Преподобная была погребена в монастыре святого Феодосия Великого недалеко от Иерусалима. Но спустя 14 лет, когда Иерусалим был захвачен султаном Саладином, иноки русского монастыря, покидая Святую землю, взяли с собой нетленные мощи полоцкой княжны и привезли их в Киево-Печерскую лавру. Где они и находились до 1910 года, когда попечением святой преподобномученицы Елисаветы Федоровны были возвращены в Свято-Евфросиниевский монастырь (ходатайства полоцких архиереев и православной паствы о перенесении святыни начались в 1832 году и продолжались в течение 77 лет, пока за это не взялась прп. Елисавета). Святые мощи перевозили на пароходе по Днепру до Орши, а затем еще 200 километров несли на руках через Витебск в Полоцк. На торжественной встрече мощей в Полоцке присутствовала великая княгиня Елисавета Федоровна, очень почитавшая преподобную Евфросинию. 100-летие этих событий празднуется в этом году.

http://pravmir.ru/polockij-matriarxat/

Великий подробно перечисляет те грехи, за которые на сестер возлагалась епитимья (на срок 1–2 недели): злословие, празднословие, отлучение из монастыря и свидания без разрешения, оскорбления сестер и т. д. 9  Для женщин, как и для мужчин, существует три ступени иноческого жития: рясофор, мантия и схима 10 . Ранний возраст пострижения для женщин был определен Василием Великим – 16–17 лет (правило 18). Трулльский собор (правило 40) назначает для женщин и мужчин единый возраст пострижения – не ранее 10 лет 11 . В синодальную эпоху по Духовному регламенту разрешалось постригать мужчин – не ранее 30 лет, а женщин – 50–60 лет. Только с 1832 г. возраст пострижения женщин был снижен до 40 лет 12 . 1. Женские монастыри на Руси в XI-XVII вв. Обращаясь к истории женских монастырей и женского монашества первых веков их существования на Руси, исследователь сталкивается с определенными трудностями. Вплоть до XVII в. включительно по этой теме мало источников: в основном это летописный, актовый и законодательный материалы, а также несколько жизнеописаний святых преподобныхЕвфросинии Полоцкой, Евфросинии Суздальской, великой княгини Евдокии и др. Кроме того, практически отсутствует один из основных источников по истории монастырей – это книги, написанные рукой монахини. Существует очень мало нарративных источников, связанных с авторством монашествующих женщин. До сих пор невыясненным остается вопрос о возникновении женских монастырей в Киевской Руси. Первое летописное известие об основании женского монастыря относится к 1089 г. 13  В этом году для своей дочери Анны (Янки) и внучки Ярослава Мудрого Всеволод Ярославич основал Андреевский монастырь 14 , в котором была создана первая известная в истории школа для девочек: Янка «собраши младых девиц, неколико обучала писанию, такоже ремеслам: пению, швению и иным полезным им занятиям. Да от юности навыкнут разумети закон Божий и трудолюбие, а любострастие в юности воздержанием умертвят» 15 . Н. Л. Пушкарева приводит версию о том, что Анна была помолвлена с византийским царевичем Константином Дукой Старшим, насильственно постриженным в монастырь. После этого события она приняла решение об уходе в монастырь. Впоследствии в этом же монастыре была пострижена в монахини сестра Анны Всеволодовны Евпраксия (Адельгейда) Всеволодовна, вдова маркграфа Генриха Штаденского. После смерти мужа она вышла замуж за германского императора Генриха IV но из-за скандального с ним развода вернулась в Киев 16 . Митрополит Макарий обратил внимание на факт, относящийся к истории Андреевского монастыря: в 1115–1127 гг. монастырем управлял игумен Григорий – это могло означать либо то, что монастырь стал мужским, либо то, что монастырь, оставаясь женским, подчинялся игумену 17 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Иконе дали название Феодоровской. Невеста принесла в приданое Эфесскую (Корсунскую) икону Божией Матери, писанную, по преданию, Евангелистом Лукой, которая была получена ее родственницей, святой Ефросинией Полоцкой, от греческого императора. Помолвка состоялась в Витебске, а венчание в Торопце - удельном городе князя Александра. Список с Чудотворной Эфесской иконы Божией Матери был принесен на Русь в конце XII века дочерью полоцкого князя Георгия Предиславой, впоследствии прославленной Церковью как игумения Евфросиния Полоцкая. Украсив образ драгоценностями, преподобная Евфросиния в 1173 году поставила его в храме Богоматери, где икона находилась более 60-ти лет. В 1239 году святой благоверный князь Александр Невский вступил в брак с дочерью полоцкого князя Брячислава Александрой в городе Торопце. Княжна забрала с собой из Полоцка Эфесскую Богородичную икону благословила свою племянницу этой иконой и передала в дар городу Торопцу, поставив ее в соборной Торопецкой церкви. Здесь чудотворный образ стал именоваться Корсунской иконой Богоматери. Помолвка прошла в Витебске, венчание в Торопце. Два грандиозных пира устроили по этому случаю: в Торопце и в Новгороде. Летописец пишет: «...в Торопце ту кашу чини, в Новгороде - другую». Это сейчас «кашей» называют самую простую еду, тогда так назывался роскошный свадебный пир, на который собирался весь город. Оттуда, кстати, пошло выражение «заварить кашу», то есть устроить что-то такое глобальное. Женским православно-патриотическим обществом в рамках проекта «Супружества благословение» была подготовлена выставочная экспозиция «Образ Александра Невского в изобразительном искусстве», которая демонстрировалась 12 июля 2019 года в Художественном музее Витебска в рамках большой культурной программы, специально подготовленной ко Дню Союзного государства Белоруссии и России, который традиционно проходит в дни проведения фестиваля искусств «Славянский базар» и 28 июля 2019 года в г.Торопце Тверской области в рамках Дня города, посвященного 780-летию венчания Святого Благоверного Князя Александра Невского и Полоцкой княжны Александры Брячиславны.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/11/21/sv...

По-видимому, в религиозной жизни Полоцка эта монастырская церковь имела особое значение, ибо именно для нее преподобная возжелала получить из Византии древнюю чудотворную икону «Богоматери Одигитрии», которая, согласно Житию, представилась ей стоящей в новопостроенном храме (9). Следуемый далее текст обнаруживает ясное представление Ев­фросинии о характере просимого ею образа и полную осведомленность о месте его пребывания: «просяще от него (константинопольского патриарха Луки — И.Ш.) иконы пречистыя Богородицы, еже бе евангелист Лука написа три иконы, еще при животе пресвятыя Богородицы, и постави едину во Ие­русалиме, а другую в Цареграде, а третью в Ефесе; она же с прилежанием прошаше Eфeckiя иконы святыя Богородицы» (10). Упоминание о трех иконах Богоматери письма евагелиста Луки согласуется с текстом его Жития и для исторической ситуации конца XII в. выглядит очень убедительно. Тради­ция связывать с его авторством царьградскую икону монастыря Одигон поя­вилась не ранее конца XI — начала XII вв. (12). По-видимому, тогда же ее стали соотносить с древним образом Богоматери, по преданию, присланным из Иерусалима Евдокией, супругой императора Феодосия II его сестре Пульхерии (13). Иерусалимское происхождение оригинального про­изведения святого апостола Луки и его последующее бытование в Констан­тинополе привели к мысли о существовании двух различных образов, напи­санных евангелистом еще при жизни Богородицы. Увеличение приписывае­мых ему икон приходится как раз на XII в. — время особого роста попу­лярности прославленной константинопольской святыни и распространения по всему христианскому миру ее списков, многие из которых также стали связывать с именем Луки (14). Однако, в известных нам источниках упоминаний об эфесском образе, приписываемом евангелисту Луке, не встречается, — и вопрос о том, откуда о нем знала Евфросиния, остается открытым. Подобная информация чаще всего исходила от паломников, посетивших святые места, и из текстов их «хождений». Как раз незадолго до этого времени, видимо, в 1104-1106 гг., Святую землю посетил преподобный Даниил, игумен одного из южно-рус­ских монастырей. Текст его «хождения», отличающийся подробным описанием всех увиденных им мест, содержит рассказ и о святынях Эфеса. Даниил упоминает об иконе Богоматери, стоявшей в древней эфесской церкви и про­славившейся во время III Вселенского собора, когда с ее помощью святые отцы осудили еретические взгляды Нестория (15). О чудотворной иконе «Богоматери Эфесской», связываемой с личностью Луки, Евфросиния могла знать и из других источников.

http://pravicon.com/info-606

Святитель Димитрий Ростовский отмечает, что Евфросиния уединилась в келье Полоцкого Софийскою собора «в подражание тех древних Иерусалимских дев, среди которых была и Пречистая Дева Богородица, живших при Соломоновой Святая Святых церкви в особых комарах, при стене церковной на то устроенных». Когда духовные силы юной монахини укрепились, она получила откровение оставить затвор. Трижды являлся ей ангел, открывая будущее место обители, которую предстояло основать: «Ты должна пребывать здесь, ибо Господь желает через тебя на сем месте наставить многих на путь спасения». С тем же наставлением ангел явился и Полоцкому епископу Илии. «Почивает Дух Святый на ней», — сказал ангел и указал поставить Евфросинию игуменьей новой обители в местечке Сельцо под Полоцком. Исполняя волю Божию, епископ Илия собрал князей и бояр и, передав им о видении, сказал: «Вот я в присутствии вас даю Евфросинии место при церкви Святого Спаса на Сельце, дабы был там монастырь девический. Пусть никто не препятствует и не отнимает у нее то, что я дал ей». Оставив келью Софийского собора, Евфросиния поселилась при церкви Преображения для основания женского монастыря. Произошло это около 1128 г. В Сельцо Евфросиния взяла только книги, «ими же, — по ее словам, — утешает ми ся душа и сердце веселит». Евфросиния стала наставницей и руководительницей для многих избравших иноческий путь. Год за годом Спасо-Преображенский монастырь расширялся и укреплялся. Здесь приняли монашество родная сестра Евфросинии — Градислава (с именем Евдокия) и двоюродная сестра Звенислава (с именем Евпраксия). Сестер обители Евфросиния «с радостию и прилежанием» обучала грамоте. «Аз веселым сердцем подвизаюся учити», — говорила она. В обители преподобная создала женскую школу — одну из первых на Руси: «Собравши же младых девиц несколько, обучала писанию, також ремеслам, пению, швению и иным полезным ремеслам, да от юности навыкнут разумети закон Божий и трудолюбие». Эта школа способствовала быстрому росту монастыря. Свой духовный опыт и свет одухотворенного молитвой знания Евфросиния несла всем ищущим их. Для многих она стала духовной матерью.

http://pravicon.com/info-2284

Источник: сайт " probelarus.by " Единственный из древних полоцких монастырей, сохранившийся до наших дней. Был основан в 1120-е годы принявшей монашество полоцкой княжной Ефросинией (в миру Предиславою) на холме, окруженном рекой Полотой. По молитвам святой игумении всего за 30 недель был воздвигнут каменный храм Всемилостивого Спаса. Его стены расписали лучшие полоцкие мастера того времени. В 1161 году в Спасский храм был принесен «на вечное хранение» напрестольный Крест-ковчег, изготовленный по заказу святой игумении мастером-ювелиром Лазарем Богшей. Выполненный в древневизантийской технике перегородчатой эмали, Крест содержал в себе бесценные христианские святыни: частицу Животворящего Креста с каплей Крови Господней, частицу камня Гроба Господня, частицу камня Гроба Божией Матери и частицы мощей святых. Храм Воздвижения Креста Господня Евфросиния была игуменьей обители на протяжении 45 лет. Это был период процветания монастыря. Он стал центром книжности и просвещения Полоцкой земли; при нем были устроены скрипторий, иконописная мастерская, библиотека, школа. После кончины Преподобной обитель продолжала процветать до 1563 г., когда войска Иоанна Грозного осадили Полоцк. В 1579 г., после взятия Полоцка Стефаном Баторием, монастырь был отдан иезуитам, затем неоднократно менял хозяев. И только в 1832 г. монастырь был возвращён православным. После долгих лет упадка и забвения новый период расцвета начался в XIX веке. В 1833 году был произведен капитальный ремонт пришедшего к этому времени в запустение Спасского храма, переданного еще годом ранее православным. Ремонтировались и другие монастырские строения. Позднее был возведен новый сестринский корпус на берегу реки Полоты, к сожалению, не сохранившийся до наших дней. Уже в 40-х годах XIX столетия древняя обитель «у церкви Спаса» была причислена к разряду первоклассных. В эти же годы возобновило свою деятельность при монастыре Спасо-Евфросиниевское женское духовное училище, достигшее особого расцвета в конце XIX - начале XX веков.

http://sobory.ru/article/?object=00287

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» В истории Спасо-Ефросиньевского монастыря были всякие времена – и хорошие, и плохие. В 1579 году монастырь стал резиденцией короля Стефана Батория, который спустя некоторое время отдал его иезуитам. Иезуиты начали перестраивать здания комплекса. В 1656 году русские войска захватили Полоцк, и царь Алексей Михайлович приказал вернуть монастырь православным. Правда, ненадолго. В 1667 году комплекс снова принадлежал иезуитам. Эта бесконечная смена хозяев прекратилась только в 1832 году, когда монастырь окончательно передали православным верующим. С 1841 года он стал женским, а еще через три года при нем открыли 3-х классное женское училище и приют. В 1899 году монастырь ждала очередная реконструкция: здесь был построен величественный Свято-Крестовоздвиженский собор в невизантийском стиле. В годы первой мировой войны монастырь эвакуировался в Ростов-Ярославский. При переезде обратно были утеряны ценные архивы и библиотека. В 20-е годы XX века началась политика советского атеизма. В 1928 году монастырь закрыли. В годы Великой Отечественной войны здесь был лагерь для советских военнопленных. В этот период многие здания комплекса были разрушены. После освобождения Беларуси от немецких захватчиков монастырь стал действующим. В 1945 году здесь проживали 50 монахинь. Монахини жили в двухэтажном доме, имели 3 га земли. Весь распорядок жизни был регламентирован игуменьей. Монахини выращивали овощи и фрукты, шили одеяла для горожан, занимались рукодельем. Монастырь содержал себя сам. Доход ему приносила продажа церковных предметов (крестиков, свечей, образов), а также выполнение церковных обрядов. В средине XX века это была единственная действующая церковь в городе, поэтому средств от верующих было достаточно много. За свои деньги монахини отремонтировали Спасо-Ефросиньевскую церковь. В 1960 году монастырь опять закрыли, и только в 1990 году он смог продолжить свою деятельность. В 1997 году монастырю передали восстановленный Крест преподобной Ефросинии Полоцкой. Его сделал брестский мастер Николай Кузьмич. Крест освятили в Свято-Симеоновском соборе. Сейчас он находится в Спасо-Преображенской церкви Полоцкого Спасо-Евфросиньевского женского монастыря. Оригинал до сих пор считается утерянным.

http://sobory.ru/article/?object=00287

В XIX-haчaлe XX в. Никольский храм имел деревянную часовню, стоящую при дороге, напротив Рождественского монастыря. В 1920-е г.г. Никольский храм был закрыт. После возвращения Рождественской обители Русской Православной Церкви при наличии в монастыре двух храмов, оказалось, что богослужения совершать негде. В 1999 г. по просьбе игумении Павлы и сестер Никольский храм был пе­редан Богородице-Рождественской обите­ли. Трудно было узнать в том сооружении, которое получила обитель, храм XVIII в.: от него остался один остов. К концу 2003 г. Никольский храм был не просто восстановлен, но что сегодня очень важно, отреставрирован на научной основе, с соблюдением всех требований по реставрации памятников ар­хитектуры. Освящение Никольского храма в 2004 г. было приурочено к празднованию Собора Пресвятой Богородицы (8 января), Небесной Покровительницы и Хозяйки обители. Никольский храм украшает резной иконостас. В резных киотах - списки особо почитавшихся в прошлые века в Рождественской обители и Никольском храме икон: Тихвинской и Владимирской икон Божией Матери, иконы святителя Николая. На стенах храма - иконы святого патриарха Тихона и святого праведного Иоанна Кронштадтского, посещавших Богородице-Рождественскую обитель. Иконы написаны в иконописной мастерской при Московской духовной академии. В праздник Рождества Христова, 7 января 2005 г., в Никольском храме установлен ковчег с частицами мощей многих святых подвижников. Ковчег поставлен слева от алтаря, около Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. По количеству собранных святых мощей подвижников это редкостная святыня. В первом верхнем ряду - частицы мощей святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Феофана Затворника, Тихона Задонского, Игнатия Брянчанинова, Иоасафа Белгородского, Димитрия Ростовского, Игнатия Богоносца, благоверного князя Константина Муромского; преподобных Германа Соловецкого, Елеазара Анзерского, Серафима Саровского и Евфросинии Полоцкой. Во втором ряду - преподобных Антипы Валаамского и Павла Фивейского, старцев Оптинских: Амвросия, Нектария, Анатолия, Льва, Макария, Исаакия, Моисея, Анатолия, Варсонофия, Илариона, Антония, преподобных Ионы Киевского, Илариона Троекуровского; святителей Ростовских Исаии и Игнатия; великомученика и целителя Пантелеймона; преподобных Саввы Сторожевского и Варнавы Гефсиманского. В третьем ряду - преподобных Максима Грека и Никиты Столпника; земля из склепов преподобных Александры Первоначальницы, Марфы и Елены, сестер Дивеевских; частицы святых мощей Вифлеемских младенцев, от Ирода избиенных; частицы от гроба великой княгини Елисаветы и инокини Варвары, частицы мощей мученицы Татианы и мученика Евпсихия, частицы честного древа Животворящего Креста Господня и Мамврийского дуба, а также листок эвкалипта с реки Иордан.

http://sobory.ru/article/?object=00603

Блгв. кн. Давид Черниговский Мстислав I Владимирович Великий (1125 – 1132) Блгв. кн. Константин Муромский Блгв. кн. Михаил Муромский, сын блгв. кн. Константина и Ирины Муромских Блгв. кн. Феодор Муромский, сын блгв. кн. Константина и Ирины Муромских Преподобный Тимофей, игумен Печерский, в Дальних пещерах Блгв. вел. кн. Мстислав I Киевский Блгв. кн. Всеволод (Гавриил) Псковский Всеволод II Ольгович, внук Святослава Ярославича (1138 – 1146) Преподобный Пимен (постник) игумен Печерский, в Дальних пещерах Преподобный Спиридон (просфорник), Печерский, в Ближних пещерах Ок.1141 Преподобный Никодим (просфорник), Печерский, в Ближних пещерах Ок.1141 Преподобный Никола Святоша (в миру Святослав, кн. Черниговский), Печерский, в Ближних пещерах Преподобный Антоний Римлянин, Новгородский Изяслав II Мстиславич (1146 – 1154) Блгв. вел. кн. Игорь Черниговский и Киевский, блаженный Преподобный Онисифор (прозорливый), Печерский, в Ближних пещерах Преподобный Мартин Туровский, блаженный Святитель Нифонт, епископ Новгородский, в Ближних пещерах Юрий (Георгий I) Владимирович Долгорукий (1155–1157) Преподобный Досифей, игумен Печерский, в Дальних пещерах) Преподобный Авраамий Мирожский Во Владимире: св. Андрей Георгиевич Боголюбский (1157–1174) В Киеве: Ростислав Мстиславич (1158–1167), Глеб Георгиевич, брат св. Андрея Боголюбского (1168 – 1172), Роман Ростиславич (1172 – 1177) Святитель Константин, митрополит Киевский и всея Руси Преподобный Еразм черноризец, Печерский, в Ближних пещерах Ок.1160 Преподобный Иоанн Многострадальный, Печерский, в Ближних пещерах Ок.1160 Святитель Аркадий, епископ Новгородский Блгв. вел. кн. Ростислав (Михаил) Киевский Блгв. кн. Глеб Городенский, Киевский После 1168 Преподобный Арефа (затворник), Печерский, в Ближних пещерах Блгв. кн. Мстислав Владимирский Преподобная Евфросиния, игумения Полоцкая Блгв. кн. Глеб-Георгий Владимирский Блгв. вел. кн. Андрей Боголюбский, страстотерпец Преподобный Афанасий (затворник), Печерский, в Ближних пещерах Святослав III Всеволодович (1177 – 1195), в Киеве

http://azbyka.ru/shemy/hronologia_russki...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010