г)  Трудно, не по силам подчас бывает проходить свою службу. Но обрати свою службу в служение Господу, не людям служи, а Господу в лице их, исполняй свое дело, как поставленный на него Самим Господом, – и твой труд облегчится, ты будешь служить с любовью, без ропота. Разве можно без любви служить Тому, Кто нас возлюбил паче всего, Кто за нас душу, жизнь Свою отдал? д)  Люди не ценят , иной скажет. Пусть. Воздаст тебе Господь, пред очами Которого ты работаешь. Он всеведущий, Он читает мысли и намерения наши в глубине сердец наших. У него нет лицеприятия. За дело любви Он заплатит любовью. «Любяй Мя возлюблен будет Отцем Моим, и Аз возлюблю его, и явлюся ему Сам» (Ин. 14, 21). е)  Сил мало , скажет другой. У того же Господа попросим сил. Он Всемогущий, Он Источник и податель силы. Он Помощник труждающимся обремененным. И Он ли не поможет труждающимся ради Его, во имя Его, по любви к Нему? «Аз с вами есмь во вся дни до скончания века», – говорил Он, возносясь на небо. III. Итак, братия, не стыдитесь своего звания, в котором вы родились, в котором вы трудитесь. Бог указал вам быть в этом звании, в этом положении. А Бог лучше нашего знает, кому что нужно и что полезно, и кто где может быть полезнее для других. Не будем тяготиться теми трудами, которые мы исполняем. Обратим лучше их в труды для Царствия Божия, будем смотреть на них, как на труды, чрез которые должно совершиться наше спасение. И все будем обращать на пользу души своей. Тогда и легок, и приятен, и спасителен будет всякий честный труд наш. (Извлечено в сокращении из «Душеполезных чтений» за 1886 г., август, с. 402–405). Шестой день Поучение 1-е. Преображение Господне (Уроки из празднуемого события: а) спеши ко Иисусу Христу, и Он успокоит тебя и сделает тебя счастливым; б) средство жить в мире и любви) I. Npeoбpaжehue Господне, которое мы ныне воспоминаем, происходило таким образом: Иисус Христос, взяв с Собой трех Своих учеников, Петра, Иакова и Иоанна, взошел с ними на высокую гору Фавор, и там, во время молитвы, преобразился пред ними, т. е. явился в прославленном виде; лицо Его просияло, как солнце, ризы сделались белы, как снег, и явились Моисей и Илия, с Ним беседующие. Апостол Петр, восхищенный таким чудесным зрелищем, сказал Иисусу Христу: Господи: хорошо нам здесь; если хочешь, построим здесь три кущи: одну Тебе, другую Моисею, третью Илии. Но когда он еще говорил, явилось светлое облако и осенило их; и когда они оказались в облаке, то страх напал на них. И вот, из облака исшел голос Бога Отца, говоривший: Сей есть Сын Мой возлюбленный в Котором Мое благоволение, Его слушайте. Услышав голос сей, ученики очень испугались и пали на землю. Иисус, пришедши, коснулся их и сказал: «встаньте и не бойтесь». Вставши, они никого уже более не видели, кроме одного Иисуса в Его прежнем виде.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Библия упоминает о Мертвом море на первых своих страницах в связи с повествованием о погибели преступных городов Содома, Гоморры и других. В глубокой древности там, где в настоящее время ходят мертвые волны Мертвого моря, находилась, по библейскому сказанию, цветущая долина Сиддим. Долина эта вся орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская 405 . Одно только портило долину: в ней было много смоляных или асфальтовых ям 406 . В долине Сиддим, как многоводной и потому удобной для скотоводства, поселился Лот, отделившись от дяди своего, патриарха Авраама 407 . Долина была заселена; в ней находилось несколько городов, в том числе Содом и Гоморра. Но обитатели долины были злы и весьма грешны пред Господом 408 , достигли крайней степени развращения 409 , и мера беззаконий их, во дни Авраама, исполнилась. Посему Господь, в праведном гневе своем, определил истребить как обитателей долины, так и самую долину, оскверненную преступлениями всякого рода. Когда Господь открыл это определение Аврааму, то Авраам начал умолять Господа, чтобы Он не губил праведных вместе с нечестивыми, и правосудный Судия всей земли обещал пощадить все место, осужденное на погибель, если в Содоме найдется десять праведников. Однако же и такого малого числа людей праведных не нашлось в целом городе, и потому пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь с неба и ниспроверг все города долины вместе с их жителями, а также самую долину с произрастениями ее . И когда Авраам, встав рано утром, посмотрел к Содому и Гоморре, и на все пространство окрестности, то увидел, что дым поднимается с земли, как дым из печи 410 . Из обитателей Сиддимской долины был спасен только Лот, племянник Авраама, с женою и двумя дочерьми; но жена Лота во время бегства оглянулась назад, вопреки воле Господней, и обратилась в соляной столб 411 . Истребленная таким образом, Сиддимская долина, дотоле цветущая и многолюдная, вскоре совсем исчезла с земли: она покрылась водами Мертвого или Соленого моря 412 . Прежде, когда сведения о Мертвом море и его окрестностях далеко не отличались полнотою и правильностью, было господствующим то мнение, что море это возникло лишь после погибели городов Сидимской долины и что до этого события Иордан доходил, в своем течении на юг, до Красного моря и впадал в него. В настоящее время это мнение сменилось другим, благодаря обстоятельному и всестороннему изучению Мертвого моря и местностей, прилегающих к нему с юга. Именно, многие из ученых путешественников последнего времени полагают, что Иордан как теперь, так и до погибели преступных городов вливался в Мертвое море, и что последнее, после названного страшного события, лишь увеличилось в своем объеме по направленно к югу, покрыв своими волнами сожженную огнем и понизившуюся Сиддимскую долину. Последнее мнение должно быть признано наиболее вероятным на следующих основаниях:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

Толкование Когда голова больна и не может работать как здоровая, тогда и прочие члены тела немоществуют или становятся вовсе бесполезными. Таким же образом, когда занимающему в Церкви место главы не воздается подобающая честь, то, конечно, и все прочее тело Церкви действует бесчинно. Потому настоящее правило и определяет, что все епископы каждой митрополичьей области должны знать того, кто среди них первый [ 402 ] , т. е. митрополита, и считать его своим главой, и без его изволения не совершать никакого дела, превышающего их власть, т. е. не относящегося к приходам их епископских областей, но выходящего за их пределы и касающегося общего устройства всей митрополичьей области. Например, такими делами являются догматические изыскания, распоряжения с целью исправить общие заблуждения, поставления и рукоположения архиереев и т. п. Пусть епископы собираются к митрополиту и вместе с ним обсуждают такие общие вопросы, совместно принимая по ним то решение, которое окажется лучшим. Самостоятельно, без изволения своего митрополита, каждый епископ пусть совершает только то, что относится к пределам его епископской области и подчиненных ей мест. Подобно тому, как епископы не должны совершать никаких общих дел без изволения митрополита, и митрополит не должен совершать дел, касающихся всех, самостоятельно, без изволения всех своих епископов [ 403 ] . Ибо таким образом между епископами, митрополитами, клириками и мирянами будут единомыслие и любовь, а благодаря единомыслию и любви прославится Бог и Отец через Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа, Который открыл людям имя Своего Отца 404 и установил закон любви, сказав: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою ( Ин 13:35 ). Прославится Бог и во Святом Своем Духе, Который благодатью Своей соединил нас в единое духовное целое. Иными словами, нашим единомыслием прославится Святая Троица – Отец, Сын и Святой Дух, по евангельскому изречению, которое гласит: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного ( Мф. 5:16 ) [ 405 ] .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

...Придя в Церковь ... встань сзади, в скромном углу или за столпом... устреми око ума к сердцу, а телесное око к земле и помолись Богу в сокрушении духа ( 109, 180 ). Церковные молитвословия содержат в себе пространное христианское догматическое и нравственное богословие; всегда посещающий церковь и тщательно внимающий ее чтению и песнопению может отчетливо изучить все нужное для православного христианина на поприще веры. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 109, 181–182 ). Отцы рассказывали об авве Маркелле Фиваидском, со слов ученика его, что, намереваясь идти в воскресенье к службе, он приуготовлял себя и часть Писания выучивал наизусть. А всю службу стоял со слезами. Он говорил, что, когда совершается служба, он видит всю церковь как бы огненной, а когда служба кончается, угасает и огонь. Древний Патерик ( 72, 404–405 ). «Всевышний не в рукотворенных храмах живет» ( Деян. 7, 48 ) Возвратимся к словам святого Стефана. «Соломон же построил Ему дом», – сказал он и тотчас добавил: «Но Всевышний не в рукотворенных храмах живет» ( Деян. 7, 47–48 ). Какой внезапный оборот мыслей! Что говоришь, проповедник Божий? Как мы можем понять тебя или как согласовать тебя с самим тобою? Если Всевышний не живет в рукотворенных храмах, зачем же созидал Ему рукотворенный храм Соломон, зачем желал этого Давид, зачем благодать вдохнула Давиду это желание, зачем Сам Вышний назначил Соломона для исполнения его? Правда, и Соломон – создатель храма с неким недоумением говорит к Богу: «Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил» ( 3Цар. 8, 27 ). Почему просил он не обитания Божия во храме, но благодатного призрения на храм: «Да будут очи Твои отверсты на храм сей день и ночь» ( 3Цар. 8, 29 ). Но не больше ли того, на что дерзала смиренная молитва, даровал Бог, когда «слава Господня наполнила храм» ( 3Цар. 8, 11 ) и когда Бог изрек о нем это обетование: «...будут очи Мои и сердце Мое там во все дни» ( 3Цар. 9 , З)? Там ли не живет Бог, где сердце Его во все дни?

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Безногие, они носятся на плечах, показывая через то людям свою ничтожность; в случае падения их на землю, сами собой они не могут встать; также, если бы кто поставил их прямо, не могут сами собой двигаться, и если бы кто наклонил их, не могут выпрямиться. Как пугало в огороде ничего не сбережет, так и деревянные, оправленные в золото и серебро боги» ( ПослИер. 1: 19–27; 1:69 ). В сопоставлении с этим грубым языческим суеверием богооткровенный закон должен был казаться иудею сиянием небесного света среди всеобщего мрака и служить для него предметом великой гордости. Уже в книге Иисуса сына Сирахова данный Богом закон отожествляется с вечной небесной премудростью, которая «вышла из уст Всевышнего и подобно облаку покрыла землю: она укоренилась в прославленном народе, в наследственном уделе Господа; возвысилась как кедр на Ливане и как кипарис на горах Ермонских. Все это – книга завета Всевышнего, закон, который заповедал Моисей как наследие сонмам Иаковлевым; Он насыщает мудростью, как Фисон, наполняет разумом – как Евфрат и как Иордан во дни жатвы» ( Сир. 24 гл.; ср. Втор. 4:7 ). Такое благоговение к закону поддерживалось даже в иудеях рассеяния, более подчинившихся влиянию эллинизма: «один только наш закон, говорит Филон, остается тверд, непоколебим и неразрушим, как бы он запечатлен печатью самой природы, – остается непрерывно от дня, когда он был записан, доныне, и есть надежда, что он останется бессмертным на всю вечность, пока пребудет солнце, луна, все небо и мир» 404 . А в книге Юбилеев закону по-видимому приписывается домирное и едва ли не вечное существование; по представлению автора этой книги, постановления закона уже существовали и имели практическое применение не только при патриархах и в первые времена человеческого рода, но еще до сотворения людей; в апокрифе делаются постоянные указания, что то или другое постановление закона было написано первоначально па небесных скрижалях и уже потом было сообщено людям, сначала через патриархов, а потом через Моисея 405 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

...в начале и в первые времена (Церкви) было много таких, да и теперь еще есть такие, которых ненавидят за благочестие, изгоняют из отеческих домов; однако же они не обращают на это внимания, находя себе достаточное утешение в том, что терпят это за Христа. (38, С. 405) Ты – раб Бога мира; Он, изгонявший бесов и совершавший множество добрых дел, когда называли Его беснующимся, не ниспослал молнии, не поразил поносителей, не сжег языка столь бесстыдного и неблагодарного, хотя мог сделать все это, а только отклонил укоризну, сказав: во Мне беса нет; но Я чту Отца Моего ( Ин.8:49 ). А когда раб первосвященника ударил Его, что сказал Он? Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня? ( Ин.18:23 ). Если же Владыка Ангелов отвечает и оправдывается перед рабом, то нет нужды говорить более. Храни только эти слова в уме, часто повторяй их и говори: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня? Представляй себе, Кто говорит это, кому говорит и почему, и будут для тебя эти слова некоторым божественным и непрестанным припевом, который в состоянии будет утишить всякое раздражение; представляй достоинство Оскорбленного, ничтожество оскорбившего, чрезмерность оскорбления. Раб не только поносил, но и ударил, и не просто ударил, но в ланиту; нет ничего поноснее такого удара; однако Господь все перенес, чтобы ты наилучшим образом научился смиренномудрию. (22, С. 307) ...все вместе попросим наших братьев [заблудших, отпавших – С. М.] возвратиться к нам, возлюбить мир, отстать от неразумного упорства и, оставив без внимания маловажное, проникнуться возвышенными и важными мыслями, и освободиться от наблюдения дней, чтобы всем нам единодушно, едиными устами прославлять Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа... (36, С. 396) Мученики, подвергаясь страданиям, не только не малодушествовали, не только не скорбели, но радовались, торжествовали, ликовали. И об этом Павел говорит, что расхищение имения вашего приняли с радостью ( Евр.10:33 ); а об учителях Лука в книге Деяний повествует, что они с радостью возвратились из синедриона, удостоившись принять бесчестие за имя Христово ( Деян.5:41 ). И о самом себе также Павел говорит: Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его ( Кол.1:24 ). И что удивительного, если он среди страданий радовался, когда он, готовясь претерпеть смерть, не только радовался, но и учеников своих призывал к участию в своей радости, что свойственно чрезвычайно радующейся душе. (33, С. 375)

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Прибавим, что у пророка Аввакума ( Авв. 2:5 ) надменный и грешный человек сам уподобляется аду (шеолу): „так что расширяет душу свою как ад, и как смерть он ненасытен“. И у Аввакума, как у Исаии, рисуется то безумие человеческое, которое, овладев человеком, расширяется и требует все новых и новых наслаждений, которых конец-бездна, символически изображенная с раскрытою ненасытимою пастию. „Преисподняя и Аввадон-ненасытимы: так ненасытимы и глаза человеческие“, говорит Соломон, Притч. 27:20 405 . 15 . И преклонится человек, и смирится муж, и глаза гордых поникнут; Подобные же выражения мы встретили уже в Ис. 2:9 , но надо обратить внимание, что они во второй главе имеют совершенно другой смысл по контексту. Во главе второй (ст. 8) говорится, что „земля наполнилась идолами“ и что мужи Израильские поклоняются делу рук своих, а ст. 9 прибавляет, что: „преклонился человек и унизился муж и ты не простишь их“. Очевидно, что поклонение идолам унизило человека. Здесь же пророк говорит о состоянии умов, когда совершится бедствие над народом, а потому человек преклоняется пред Господом, смиряется пред Ним и потупляет дотоле гордые взоры свои, ожидая или чувствуя совершающееся бедствие. 16 . а Господь Саваоф превознесется в суде, и Бог святый явит святость Свою в правде. Бог есть единый источник абсолютной истины, и всякое отклонение от закона данного Им человеку священным откровением, а тем более всякое возмущение против Его воли есть проявление лжи в Его мире правды, пятна тьмы посреди океана света 406 . В каждом факте Им созданного мира, в каждое мгновение не преходящего никогда течения времени является святость Его, любовь Его. Вызван из небытия в бытие на земле человек для того, чтобы устами своими он мог от всего животного мира возносить хвалу Создателю, так как ему даровано понимать величие творения 407 , и в этом понимании и в любви к Творцу-правда его. Сердце, проникнутое любовию и благоговением к Отцу небесному, не может намеренно творить неправды, ибо в этом случае оно бы возмутилось против вечной истины, которой источник Единый Бог и которой отблеск сияет в душе человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Как же стать нам учениками Христа? Послушаем Его Самого, говорящего: «Хотящий идти за Мною пусть отвергнется себя, и возьмет крест свой, и следует за Мною» 405 . «Следованием» Он называет подражание делами, чтобы как Он шествовал, подобно Ему и мы шествовали 406 , терпели искушения и поношения с радостью и стали причастниками Духа Святого, без Которого ни пост, ни долулежание, ни нестяжательность, ни бдение, ни стояние, ни исихия, не телесный труд и ничто иное, что бы ты ни назвал, не даст нам слово мудрости или слово знания либо различения 407 , ибо все это есть путь, ведущий к свету, а не свет. Если я, шествуя в этих [добродетелях] тысячу лет, не достигну света, который есть Дух Святой, «Который от Отца исходит» 408 и через Сына «просвещает всякого человека грядущего» 409 , но буду найден пребывающим во тьме при исходе жизни моей, «какая мне польза» 410 ? Ты наверняка скажешь: «Никакой», – потому что апостол говорит: «Одному дается слово мудрости, кому-то слово знания, иному же дары исцелений, вспоможения, управления» 411 и, перечислив дальнейшее, сказал: «Все – один и тот же Дух» 412 . Видишь, как без Духа никто не может ни учиться, ни учить других? Тот, кто сам не получил прежде Утешителя, «Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его» 413 , кто еще «от мира» 414 и «в мире», 415 но дерзко пытается взять на себя чин учителя и стать посредником между другими и Богом, приводить их к Богу и примирять с Ним, – разве не достоин многих тысяч ударов молний и наказаний 416 ? И чтобы ты знал, что мы не говорим чего-то чуждого Божественным Писаниям, послушай Павла, говорящего: «Если кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» 417 . Видишь, как не имеющий в себе Духа Святого не только учить не допускается, но даже не может быть Христовым? " Если кто, – говорит он, – Духа Христова не имеет, тот и не Его». Ведь единство со Христом соделывает благодать Святого Духа, и нельзя не имеющему Духа Святого и не осознающему, что Он обитает в нем, иметь общение со Христом или сознательно зреть славу Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

401 И он же еще раз в 44–м псалме: «Излилось из сердца моего слово благое; я говорю: песнь моя о Царе». 402 Очевидно, он свидетельствовал, что никому другому не известны деяния Божии, кроме как одному Сыну, Который есть Слово Божие, и Который будет править вечно. 15. Тот же Соломон показывает, что руками Слова Божия совершено было сотворение мира. Он говорит: «Я вышел из уст Величайшего, и подобно облаку покрыл землю. Я поставил скинию на высоте, и престол мой – на столпе облачном». 403 16. Иоанн же так передает: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово » – " было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть». 404 9. 1. Но греки называют Его Логосом, что лучше, чем наше Слово [verbum] или Речь [sermonem]. Ведь Логос означает и слово, и мысль, так как Он есть и Голос, и Мудрость Бога. 2. Этого божественного Слова не чужды даже философы. Ведь Зенон называет Логосом устроителя вещей – творца вселенной, именуя его Роком [fatum], Необходимостью вещей [necessitatem rerum], Богом и душой Юпитера [animum Jovi], по тому, разумеется, принципу, по которому обычно Юпитера принимают в качестве Бога. 405 3. Но различие в словах ничего не значит, когда смысл соответствует истине. Ведь Он есть Дух Божий, Которого тот Зенон назвал Душой Юпитера. Ведь и Трисмегист, записавший почти всю истину (не знаю уж, каким образом), признался, как показывает приведенный выше пример, что есть некое невыразимое и святое Слово, объяснить которое не дано человеку. 4 . Я кратко, как мог, рассказал о первом рождении; теперь речь пойдет о втором рождении. Поскольку по этому вопросу идет большой спор, его нужно раскрыть шире, чтобы желающим узнать истину дать свет для [ее] постижения. j 10. 1. Людям следует знать прежде всего то, что, как изначально и было предустановлено Всевышним Богом, с приближением конца времен сошел на землю Сын Божий, чтобы заложить храм Богу и преподать [людям] справедливость: сошел Он, однако, не во славе ангела или владыкой небесным, но в образе человека и творения смертного, чтобы, преподав учение, быть преданным в руки нечестивцев и смерть принять, чтобы, поправ ее благодаря добродетели, воскреснуть, и дать человеку, чей образ [Он] на себя принял, в ком воплотился, надежду победить смерть и получить в качестве награды бессмертие.

http://azbyka.ru/otechnik/Laktantsij/boz...

Откуда же она, по Цельсу, должна получить свою качественную определенность – для меня так и остается неизвестным, так как Цельс все, подверженное тлению, совершенно не расположен считать произведением Божиим. Впрочем, Цельс, припертый к стене, здесь может быть, выражает намерение перескочить от Платона 405 , выводящего душу как бы из какого-то сосуда, и найти себе пристанище у Аристотеля и перипатетиков, которые признают, что эфир есть сущность нематериальная и составляет пятую природу, созданную иначе, чем прочие четыре элемента (στοιχεα). Но такому взгляду сильно противятся и платоники, и стоики. И мы со своей стороны, несмотря на презрительное отношение к нам со стороны Цельса, выскажемся против этого мнения, если от нас потребуют объяснить следующие слова пророка, который говорит: «Они (небеса) погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, их переменишь их и изменятся; но Ты тот же и лета Твои не кончатся» ( Пс. 101:26–28 ). Этими замечаниями, впрочем, уже в достаточной степени ниспровергается утверждение Цельса, который говорит, что «душа есть произведение Божие, и что природа тела иная». Отсюда ясно следует, что между телом летучей мыши, червя или лягушки, с одной стороны, и телом эфирного существа, с другой стороны, все равно нет никакой разницы. LVII. Итак, можно ли согласиться с человеком, который сам придерживается подобного (нелепого) мнения и обвиняет к тому же христиан, – можно ли оставлять то учение, которое различие тела объясняет различием присущих им внешних и внутренних качеств? Что касается нас, то мы знаем также, что «есть тела небесные и тела земные» (Ср. 1Кор. 15:40, 41 ), что одна слава телам «небесным», и другая слава телам «земным», и что у небесных тел слава не одна и та же, ибо «иная слава солнца, иная звезд», да и в самих звездах «звезда от звезды разнится в славе» ( 1Кор. 15:42 ). Вот почему мы и утверждаем, что при воскресении мертвых, которого мы чаем, тела изменяются в своих качествах. Ибо то, что сеется в тлении, будет восстановлено в нетлении, – что сеется в бесчестии, будет восстановлено в славе, – что сеется в немощи, будет восстановлено в силе, – сеется тело душевное, а восстанет тело духовное ( 1Кор. 15:43–44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/protiv_...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010