Стародуб. Церковь Спаса Преображения. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью «Архитектурная биография усадьбы завершается строительством каменной Преображенской церкви (1826-1830), заказчицей которой была владелица усадьбы, дочь екатерининского генерала Александра Ильинична Нефедьева. Здание производит двойственное впечатление. В уравновешенной по массам и красивой по силуэту композиции храма – с четвериком, увенчанным купольной ротондой, и убывающими кверху параллелепипедами колокольни – еще в полной мере ощущается безупречное построение архитектурных форм, свойственных даже рядовым постройкам русского классицизма. Но налицо и позднеклассический характер памятника, уже нет былого единства декоративной темы фасадов, уже сказывается разномасштабность в оформлении отдельных элементов здания (четверика и трапезной с апсидой). Все эти отступления возникли как бы помимо архитектора, не вследствие неумения его, а от усталости стиля, от развития в архитектуре новых начал, исподволь ведущих классицизм к эклектике». Источник: Ф.В.Разумовский «На берегах Оки (от Серпухова до Каширы)». - М., 1988 Село Стародуб лежит на расстоянии от губернского города Тулы 77 верст и от уездного Каширы 7 верст. Местность изобилует источниками ключевой воды, очень редкой по достоинству и силе течения, равно богата лесною растительностью в окружности. Приход названного села, кроме самого села, составляют деревни Елкино и Умрыхино с селением в числе 368 душ муж. пола и 405 жен. пола. Занятие жителей – земледелие и отхожий промысел на фабрики московского района. Первобытная история села Стародуба и его прихода лежит за пределами точных историко-хронологических указаний, по отсутствию этих последних. Тем не менее, не трудно проследить факт исторического существования села Стародуба, в течение, по крайней мере, трехсотлетнего его периода. Первое известие о Стародубе мы находим в писцовых книгах XVI в.. в следующей заметке ( стр. 1417 ): «Стародубна на Гремячем колодезе, а в нем церковь Николая Чудотворца, деревянная, стоит на помещиковой земле». Заметка эта относится приблизительно к 1575 г.

http://sobory.ru/article/?object=05726

Лит. наследие А. составляют проповеди, богословские работы, стихи, а также статьи, посвященные церковноприходской жизни Америки. Материалы, связанные с А., хранятся в Аляскинском церковном архиве в Б-ке Конгресса (Alaskan Russian Church Archives, Manuscript Division; Library of Congress, Washington), в архиве Православной Церкви в Америке (Orthodox Church in America Archives, Syosset, N. Y.), в Архивах американцев русского происхождения в Миннесоте (Archives of Americans of Russian Descent in Minnesota, Minneapolis). Соч.: Путешествие преосвященного Тихона в Сент-Луис. Посещение Всемирной выставки. Освящение церкви в Мадисоне//Американский правосл. вестн. N. Y., 1904. Vol. 8. N 23. С. 450-460; Из дневника/А. Х.//Там же. 1908. Vol. 12. N 21. С. 405-412; О молитве Иисусовой//ЖМП. 1994. 7/8. С. 71-78; Александр (Хотовицкий), св. Документы, письма, статьи и стихи/Под ред. Г. М. Солдатова. Minneapolis, 1998. Ч. 1: Миссионерский период Православной Церкви в Америке, 1896-1909. Лит.: Цыпин В., прот. Протопресвитер Александр Хотовицкий//ЖМП. 1994. 7/8. С. 98-104; Протоиерей Иоанн Кочуров (1871-1917). Протопресвитер Александр Хотовицкий (1872-1937). СПб., 1995; Анохова А. Я. Рассказ о священномученике протопресвитере Александре Хотовицком//Дан. Благ. 1996. Вып. 6. С. 82-83; Голубцов С., протодиак. Московское духовенство в преддверии гонений, 1917-1922 гг. М., 1999. С. 186-187. Прот. Владислав Цыпин Рубрики: Ключевые слова: ВЛАДИМИР (Богоявленский Василий Никифорович, 1848-1918), митр., сщмч. (пам. 25 янв., 14 июня, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Радонежских святых, в Соборе Самарских святых и в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих) АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/64174.html

Первым архиепископом новоприсоединённых областей был преосвящённый Виктор Садковский. Книга вторая. Виктор Садковский: его жизнь и деятельность за время до возвращения западнорусских областей России Садковский родился в 1741 году» 405 . Он происходил из старого дворянского рода 406 . Его отец – священник 407 , по словам униатского историка Ликовского 408 , был сначала православным; потом перешёл в унию – и от архиепископа Афанасия Шептицского получил утверждение в должности настоятеля церкви села Голубши в Уманщине. Здесь, будто бы, у Садковского – отца возникли неприятности с местным владельцем. Тогда он порешил с унией и переселился с семейством в Киев, где был определён викарным при Преображенской церкви 409 . Если сообщаемые Ликовским сведения справедливы 410 и Садковский-отец действительно был некоторое время униатом, то на всё это следует смотреть лишь как на один из нередких в то время примеров печального компромисса православного пастыря со своей совестью под давлением насилия. Это был печальный случай временной победы плоти над духом, когда горькая перспектива голодного скитания заставила бедного, семейного 411 священника опустить глаза перед строгим взглядом чистой совести. Но подъём духа скоро исцелил приключившуюся слабость, а искреннее раскаяние навсегда уже загородило к ней дорогу. Сам Ликовский даёт право думать таким образом, говоря, что священник Садковский унёс из Голубши в Киев «ненависть к полякам и латинянам», которую и «привил своему сыну» 412 . Во всё почти продолжение прошлого века Киеву то-и-дело приходилось видеть у себя «беглых с польской стороны духовных особ разного чина», которые искали у «матери городов русских» приюта себе и своим разорённым семействам, а нередко приносили сюда с повинной головой и насильно навязанную им унию 413 . Перемещение в Киев для священника Садковского было полезно в том отношении, что его семейству предоставлялась полная возможность получить хорошее образование. Мы ничего не знаем о других членах семьи священника Садковского, но будущий архиепископ Минский в шестидесятых годах прошлого века является «единым класом той жатвы, которая в Киеве в то время красовалась и созревала под начальством Георгия Конисского » 414 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

194 В эту школу св. Димитрий вложил всю свою душу. Он часто посещал ее, присутствовал на уроках, даже сам обучал семинаристов Священному Писанию . Он ввел мягкое, любящее, отеческое обращение учителей к ученикам. Сам св. Димитрий относился к питомцам школы как к родным детям. При всем том и педагогическое дело в этой семинарии было поставлено очень высоко, почему в отношении познаний греческого и латинского языков, по преподаванию в ней наук, она была образцом для других подобных школ. К сожалению, в силу отобрания церковных имуществ, эта школа просуществовала недолго. 198 Патриарх явился в застенок к царю. Он пришел сюда в мантии с образом Пречистой Божией Матери. «Зачем ты здесь? – закричал Петр. – Скорее уходи и поставь икону на свое место: знай, что я не меньше твоего чту Бога и Его Пречистую Матерь, но мой долг и истинное благочестие обязывают меня заботиться о народе и карать злодеяния, ведущие к общей гибели». Разумеется, в словах царя не было истины. Если бы он чтил Бога, то с почтением, а не с грубостью относился бы и к патриарху. 202 Однако террор Петра по отношению к самому народу за его противление реформам, уничтожавшим веру и старину, был несравненно сильнее. Народную оппозицию он сокрушал жестоко. Ослушников своих указов он карал не только батогами, кнутом, денежным штрафом, лишением имущества, каторжной работой, но и смертью. Для преследования виновных были учреждены «фискалы», были устроены застенки, Преображенский приказ и Тайная канцелярия. Много здесь было пролито и невинной крови наших предков. Император своими собственными руками отпускал палочные удары и даже при смертной казни нередко исполнял должность палача. Всего стрельцов было казнено при Петре до 7000 человек, причем пред смертью они выносили страшные пытки. Жестокими казнями были истреблены противники реформ Петра, поборники старины и сообщники царевича Алексея вместе с ним самим (Исторический очерк... С. 405). 205 Набравшись неправославных мыслей у врача-иноземца, он начал проповедовать хульное учение против св. икон, креста, мощей, св. Причастия, поминовения усопших, постов и добрых дел (Поселянин Е. Указ. соч. С. 14).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

846 Потамионами назывались иноцветные, набранные мозаикой или мрамором в полу св. Софии полосы, шедшие параллельно солее, рядами, в известном расстоянии одна от другой, от северной стены храма к южной. Они между прочим обозначали места остановок тех или иных из священнослужащих лиц, направлялись ли последние процессией в алтарь от западных дверей, как в данном случае, или обратно – из алтаря через средину храма в его притворы и двор. Голубцов А., Из христианской иконографии, стр. 56; проф. И. Д. Мансветова , Церковный устав, стр. 247–248. 849 Симеона Солунск. De sacra precat. у Миня, t. 155 col. 553–556, 643; русск. пер. в Писаниях, т. II стрр. 403–405, 496. 852 В Чиновнике Холмогорского Преображенского собора говорится (стр. 89), что на утрени „в пятую неделю поста” читалось два евангелия: по степеине праздничное и воскресное по великом славословии, потому что на этот день пал праздник Благовещения в 1682 году. 853 Чиновник Новгородск. Софийск. соб., стрр. 159,179. Полн. собр. русск. летопи. т. VI, стр. 295. Архим. Макария Археологич. опис. церковн. древн. в Новгороде, ч. I стрр. 17, 28, 36, 88, 98, 117. Нашему теперешнему выражению: „Ходят с иконами” равносильно древнерусское: „Ходят со кресты, на похрестья”, откуда и сам термин: Крестный ход. 854 Одинцов, Порядок обществ. и частн. богослуж., стр. 193; Дмитриевский, Чин пещного действа, стрр. 10–11, 47. 855 Ср. Дополн. Акт. Истор. т. V стр. 106; Р. И. Б. III, 123–124; сн. современную практику Ростовского Успенского собора. 876 Ак. эксп. т. 1, 306, т. II, 14 и 17. Ак. ист. т. IV, 24. Ак. эксп. т. IV, стр. 261 и др. 878 Неправильность такого отношения правительства к общецерковному делу и тогда ясно сознавалось более передовыми лицами среди духовенства. Так известные протопоп Иоанн Неронов в челобитной к государю, указывает ему на тот единственно-правильный путь, каким надлежит следовать, чтобы вывести тогдашние запутавшиеся церковные дела на их настоящую дорогу. Он приглашает государя созвать для решения церковных дел собор „истинный“, „а не сонмище иудейское“. На этом истинном соборе должны присутствовать не одни архиереи, но и архимандриты, игумены, протопопы, священно-иноки. иереи, диаконы – хорошо знающие божественное писание, а также и мирские всякого чина люди, известные своей добродетельной жизнью, и наконец пустынники, сподобившиеся особых дарований от Бога. Таким образом у нас ещё в XVII веке истинным настоящим церковным собором признавался только тот, на котором присутствовали, кроме архиереев и монахов, протопопы, иереи, диаконы и мирские люди, – только такого состава собор обладал полной компетенцией в общецерковных делах.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Обитель жертвовала средства на возведение памятника 1000-летию России в Новгороде, на строительство правосл. храмов в Моздоке, Париже, в 1874 г.- в пользу голодающих Самарской губ. и др. XX в. С июля 1920 г. в К. м. проживал викарий Казанской епархии еп. Мамадышский сщмч. Иоасаф (Удалов) , настоятельствовавший при этом в казанском Преображенском монастыре. В том же году К. м. был закрыт, но при обращенной в приходскую Введенской ц. несколько лет существовала монашеская община. В окт. 1926 г. Особая комиссия НКВД обследовала «кизическую религиозную группу» и выявила «грубые нарушения договора на сданный храм и имущество, носящие характер преступного деяния, заключающиеся в сокрытии ценностей, не внесении большого количества имущества в опись, предоставлении в ЦАУ НКВД ложных сведений о состоянии имущества и прочее». На нужды рабочей власти было изъято серебра и ценных бумаг на сумму 62 405 р. 29 апр. 1929 г., во время комсомольского субботника, была снесена колокольня мон-ря. 6 февр. 1930 г. во Введенском храме состоялось последнее богослужение. Решением Президиума ЦИК Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Татарской АССР храм был закрыт и вскоре вместе с др. постройками разрушен; немногочисленная братия подверглась гонениям. До нач. 60-х гг. XX в. продолжались захоронения на монастырском кладбище. В 1963 г. оно было снесено, на его месте разбили парк Дворца культуры химиков. Дворец культуры и бассейн располагались на удаленных от мон-ря концах кладбища. Территория слободского кладбища застроена жилыми домами. В XX в. в послевоенный период на прилегающей территории были возведены многоэтажные дома. 2001-2012 гг. К. м. находится между двумя магистралями - ул. Декабристов и проспектом Ибрагимова, рядом с торговым центром «Тандем». Сохранился главный корпус мон-ря, соединенный с надвратной ц. во имя св. равноап. кн. Владимира. Храм построен над юж. проездом в мон-рь, трапезная расположена непосредственно над воротами. Церковь представляет собой оригинальный памятник архитектуры с характерной композицией и убранством в стиле провинциального барокко.

http://pravenc.ru/text/1319826.html

д. 41 В это время был пост Успенский, или «Спасовки», иначе Спожинки. Госпожинки, когда многие и из православных говеют, как и в вел. пост. 42 В этой записке сообщалось, что написание плащаницы может быть отнесено ко времени половины XV века. Затем в записке сообщалось, что „кроме своей древности плащаница может быть примечательною и по следующему обстоятельству: в 1791 году при преосвященном астраханском Никифоре (Феотокие) приезжал сюда (в Астрахань) настоятель иргизской Успенской пустыни (Верхне-Спасо-Преображенского монастыря) Сергий. Пастырь сей (Никифор Феотокий), известный своими увещаниями к раскольникам, видя перед собою главу и наставника старообрядцев, увлечен был духом евангельской ревности поборника заблуждения побороть истиною православия и спасения. Сверх других предметов прения, важный составляло перстное сложение. В сем случае ни глубокая ученость Никифора, ни его красноречие, ни самое рождение в Греции, долженствующее преклонять к убеждению, потому что оно могло познакомить его ближе с постановлениями древней греческой церкви, ни мало не убеждали Сергия, Истину надлежало решить древними памятниками, и для сего употреблена была плащаница сия. Это так подействовало на Сергия, что он не только обратился к православной церкви нашей, но и запечатлел сие своим увещанием к раскольникам в книге, им изданной под названием «Зеркало для старообрядцев». Достоверность сего происшествия засвидетельствуют и современники, и очевидцы». 43 Когда в 1835 г. сделано было распоряжение произвести перепись всем раскольникам, находившимся в Саратовской губернии, то при этом оказалось, что число их было весьма внушительных размеров. Одних помещичьих крестьян – раскольников насчитывалось 12,070 душ, а прочих сословий и званий – 51,405 душ, а всего – 63,475 раскольников. Кроме церквей и часовен в четырех Иргизских раскольнических монастырях (двух – мужеских и двух женских) вне монастырей насчитывалось часовен – 10, молелен – 10, молитвенных домов –19. Кроме того, во всех раскольнических поселениях были частные молитвенные дома, где богослужение и все религиозные обряды совершались или тайно, или явно.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obrashhe...

Одна из наиболее ранних единоличных икон К. датируется XVII в. и хранится в частном собрании за рубежом (опубл.: 1000 Jahre Orthodoxe Kirche in der Rus " 988-1988: Russische Heilige in Ikonen Museen der Stadt Recklinghausen. Recklinghausen, 1988. S. 80-81. N 127). В среднике аналойной иконы святой изображен в рост, прямолично, в монашеском одеянии, с длинной русой бородой, голова покрыта куколем, руки разведены: персты правой сложены для крестного знамения, в левой - развернутый свиток с текстом: «            ». На фоне надпись: «      », на верхнем поле - образ Спаса Нерукотворного. Очевидно, на основе сопоставления с этой иконой как образ К. идентифицировано ростовое изображение преподобного с развернутым свитком в левой руке, без куколя (ок. 1700, частное собрание В. М. Федотова; см.: Russian and Greek Icons and Works of Art: Thursday 15 Dec. 2011=Русские и греч. иконы и декоративно-прикладное искусство: Четверг 15 дек. 2011 г.: Кат. аукциона/La Parole Divine. [Cyprus, 2011.] С. 81. 71). Частичная сохранность надписи не позволяет точно определить имя святого (более вероятно прочтение ее как имени прп. Савватия Соловецкого). На алтарной преграде главного собора Воскресенского муж. мон-ря в Угличе предположительно в кон. 70-х гг. XVII в. артелью костромского мастера Аксена Ионина Попова (см.: Горстка А. Н. К истории строительства угличского Воскресенского мон-ря//ПКНО, 1989. М., 1990. С. 405-408) в узких простенках были написаны в рост Угличские святые - блгв. царевич Димитрий, блгв. кн. Роман, прп. Паисий и К. (справа). Святой облачен в голубую рясу, коричневую мантию и темно-синюю схиму, на голове - куколь, борода средней величины, благословляющая рука - возле груди. К сожалению, живопись сильно потерта, детали образа утрачены. Окончательное формирование иконографии К. относится, очевидно, к нач. XVIII в. На иконе ок. 1706 г. (артель Ф. Н. Рожнова, запись - 1853, УИХМ; см.: Горстка. 2006. С. 92-93, 105, 185. Ил. 85. Кат. 48), находящейся в круглом картуше над сев. вратами в иконостасе Преображенского собора в Угличском кремле (над юж. вратами - прп. Паисий Угличский), К. написан по пояс, фронтально, в мантии и схимническом куколе, правой рукой благословляет, левой сжимает свиток, личное исполнено в «живоподобной» манере (на позднем золотом фоне надпись: «      »). Сохранилось и др. иконостасное изображение К.- в составе деисусного чина из ц. арх. Михаила «в Бору» в Архангельском под Угличем (ок. 1787 (?), видимый слой живописи - посл. треть XIX в.): преподобный склонен в молитве, схимнический куколь округлой формы, борода широкая, с проседью.

http://pravenc.ru/text/1681243.html

В таинственном ночном видении Господь изрекает Аврааму пророчество: Знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет.. В четвертом роде возвратятся они сюда (в Св. Землю) ( Быт. 15:13, 16 ). Относятся ли эти 400 лет только к Египетскому рабству, как иногда утверждается? Такое суждение имеет основание в масоретском тексте Исх. 12:40 : Времени же, в которое сыны Израилевы обитали в Египте, было четыреста тридцать лет. Но апостол Павел говорит другое: Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного [с Авраамом – Г.Ф.], закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет [при Моисее, на горе Синай – Г.Ф.], не отменяет так, чтобы обетование [Аврааму – Г.Ф.] потеряло силу ( Гал. 3:17 ). Как же согласовать упоминания о 400 и 430 годах? И как согласовать утверждение апостола Павла, что этот период разделяет Авраама и Моисея с указанием в Исх. 12:40 , что такое же время израильтяне были в Египте? Разрешение недоумения можно найти в Септуагинте. По LXX, текст Исх. 12:40 звучит так: Времени же, в которое сыны Израилевы (и отцы их) обитали в Египте (и в земле Ханаанской), было четыреста тридцать лет. Таким образом, в 430 лет входит не только время пребывания израильтян в Египте, но и время пребывания отцов их, Авраама, Исаака и Иакова, в земле Ханаанской. Так согласовывается свидетельство Торы и апостола Павла. Что же касается различия между 400 годами в пророчестве Аврааму ( Быт. 15:13 ) и указанием на 430 лет в Исх. 12:40 и Гал. 3:17 , то оно объясняется тем, что 430 лет разделяют обетование, данное Аврааму в Харране, и Синайское законодательство, по исходе израильтян из Египта. А 400 лет, сказано в пятом Богоявлении Аврааму, будут скитаться и находиться в рабстве потомки Авраама, т.е. считать надо от рождения Исаака и до исхода из Египта. Известно, что Исаак родился через двадцать пять лет после исхода Авраама из Харрана. Таким образом, от рождения Исаака и до исхода израильтян из Египта – 405 лет. Бог же говорит Аврааму четыреста лет, округляя число 405. Итак, хронологическая картина такова:

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

– То укрепит нашу веру и поможет нам верить во время страданий и испытаний, если поймем, что нет ничего бесцельного, нет ничего случайного, ничего, созданного нам во вред, а все задумано, чтобы помочь нам стать благороднее и жить более полной, более счастливой жизнью (с.405). – В одной вещи мы всегда должны быть уверены – в том, что Бог посылает нам страдания, потому что любит нас (с.405). Остается сказать о чудесах и знамениях от икон царственных мучеников. Это подтвержденный факт. Протоиерей Александр, настоятель храма Рождества Христова в Краснодаре недавно вручил мне изображение царственных мучеников, чудесно отобразившееся на внутренней стороне стекла киота, в котором находилась икона царской семьи. Икона была направлена в комиссию по описанию чудесных знамений при Московской Патриархии. Около года она исследовалась в Москве в: Институте криминалистики ФСБ РФ, Экспертно-криминалистическом центре МВД РФ, Лаборатории Института общей физики АН РФ с применением современного оборудования и новейших методов. Ученые факт изображения подтвердили, но объяснить не смогли. Есть и другие примеры чудес. Как правильно понимать выражение «единое на потребу»? иеромонах Иов (Гумеров) Слова эти были сказаны Спасителем Марфе, сестре прав. Лазаря. В русском тексте: одно только нужно ( Лук. 10:42 . Господь наш говорит здесь о поучении в слове Божием, которое ведет к вечной жизни. Не трудно увидеть связь с другими евангельскими местами: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам ( Матф. 6:33 ; Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий ( Иоан. 6:27 . Будут ли рождаться люди после победы над антихристом? иеромонах Иов (Гумеров) Господь Спаситель сказал: в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах ( Мф. 22:30 . На Небе не будет продолжения рода. Поэтому не будет браков. Когда был принят догмат о Сошествии Христа во ад? Почему он не включен в Символ веры? иеромонах Иов (Гумеров)

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010