XV. Учением о наивысшем видимом главе Церкви оттесняется на задний план сознание, что Господь Иисус Христос постоянно пребывает в Церкви, и что Его пребывание в Церкви является действенным, побуждающим, не оставляющим без воздействия церковную жизнь, эту жизнь поддерживающее и ею управляющее. XVI. На слова Спасителя «Ты есть Петр, и на этом камне Я создам Церковь Мою» стал ссылаться, защищая свое первенство, только епископ Римский Каллистрат I (217–222). в) О свойствах Церкви 402. Каковы главные свойства Церкви? Главные свойства Церкви таковы, что она есть: 1) Единая; 2) Святая; 3) Соборная (вселенская) и 4) Апостольская. 1. Церковь есть только одна 403. Почему может быть Церковь только одна? Церковь может быть только одна потому, что Господь Иисус Христос говорил всегда только об одной Церкви, об одном ее наивысшем Пастыре, а также основал одну Церковь . Пояснение: Господь Иисус Христос сказал: «Я есмь пастырь добрый... Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести... И будет одно стадо и один Пастырь» ( Ин.10:14, 16 ). Под этим Пастырем Он подразумевал Себя самого. 404. Если Церковь Христова только одна, что необходимо в ней сохранять? Поскольку Церковь Христова только одна, необходимо сохранять в ней внутреннее единство. 405. В чем состоит внутреннее единство Церкви? Внутреннее единство Церкви состоит в том: 1) что ее члены относятся к Господу Иисусу Христу, как к своему общему главе, вместе с Которым составляют одно тело; 2) что они исповедуют одно учение; 3) что они освящаются одним Духом Святым, принимая одни и те же Святые Таинства; 4) что они соблюдают одни и те же общие правила. 406. Отвечает ли учению о единой Церкви православная молитва: «О благосостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех?» Православная молитва: «О благосостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех», т. е. нескольких Церквей, отвечает учению о единой Церкви, так как эта молитва читается за поместные и национальные Церкви, которые являются частями единой Церкви Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

И Он есть прежде всего, и всё Им стоит. И Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец (πρωττοκος) из мёртвых, дабы иметь Ему во всём первенство, ибо благоугодно было [Отцу], чтобы в Нём обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою всё, умиротворив < > 401 Кровию креста Его и земное и небесное ( Кол.1:12–20 ). Вот же, снова Павел открыто говорит о Нём, что Им и для Него создано всё, и что Он поистине прежде всего, и что Им всё стоит; а также, что Он есть первенец из мёртвых, умиротворивший Своею Кровью и земное и небесное. Кто тогда первенец из мёртвых, если не Христос Иисус, то есть Слово во плоти и с плотью? Ведь Слово, будучи Богом, 402 , и нельзя представить, что человек, такой, как мы, есть Творец всего, если не принять во внимание, что творит Он как Бог, даже когда рассматривается не помимо плоти после единения. А с другой стороны, Он есть и первенец из мёртвых в силу того, что явился как человек, притом не лишаясь из-за вочеловечения Божественного бытия. 403 А – Но ты и в других местах можешь увидеть, что духоносные мужи заняты точно такими же речами. Ведь Иоанн говорит: В начале было Слово, и Слово было у Бога, И Слово было Бог . Оно было в начале у Бога. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть ( Ин.1:1–3 ). —142— В свою очередь пишет и Павел: один Бог Отец, из Которого все, и один Господь Иисус Христос, Которым все ( 1Кор.8:6 ). Однако если действительно было разделение после того, как Слово соединилось с плотью, я имею в виду, такое разделение, чтобы можно было различать как бы двоицу сынов, как это тебе представляется, как тогда всё могло быть создано Иисусом Христом? И однако же, всё создано Им. Значит, вполне очевидно, что природные свойства и отличительные особенности, присущие Слову, сущему от Отца, по-прежнему сохраняются за Ним даже тогда, когда Оно 404 . Стало быть, отваживаться на рассечение – дело ненадёжное. Ибо один есть Господь Иисус Христос, Которым всё сотворил Отец. 405 А – Поэтому Он творит по-Божески и животворит, как Жизнь, слагаясь из свойств как человеческих, так и превышающих человека в некое посредствующее единство.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1Пет.3:18 – «Воскрес» ли Христос из мертвых как духовное создание? Учение Сторожевой Башни. 1Пет.3:18 в «Переводе нового мира» звучит так: «Потому что сам Христос раз и навсегда умер за грехи, праведный за неправедных, чтобы привести вас к Богу, будучи предан смерти в плоти, но оживлен в духе» (курсив автора). Свидетели Иеговы считают этот стих доказательством того, что Иисус воскрес в духовном, а не в физическом теле. В книге «Познание, ведущее к вечной жизни» говорится: «Иисус навсегда отказался от человеческой жизни. Он был воскрешен на небе и стал духом, дарующим жизнь» 401 . Иными словами, Иисус «не был возведен из могилы как человеческое существо, но был воскрешен как дух» 402 . Иисус воскрес «в духе», без чего невозможна духовная жизнь на небесах 403 . В книге Reasoning from the Scriptures Общество Сторожевой Башни утверждает, что Иисус был воскрешен в духовном теле, потому что слова «плоть» и «дух» в греческом тексте 1Пет.3:18 якобы являются антонимами («будучи предан смерти в плоти, но оживлен в духе " 404 – курсив автора). Библейское учение. В.Н. Кузнецова 405 переводит 1Пет.3:18 так: «Потому что и Христос пострадал за грехи – раз и навсегда, праведный за грешников, чтобы привести вас к Богу. Он был умерщвлен телесно, но Духом возвращен к жизни» (курсив автора). Речь в этом стихе не идет о духовном воскресении Христа. Многие исследователи полагают, что здесь говорится о физическом воскрешении Христа Святым Духом 406 . Я тоже считаю, что 1Пет.3:18 описывает воскрешение Христа из мертвых – Его «возвращение к жизни» – посредством Святого Духа 407 . «Бог не воскресил Иисуса как духа, но воскресил Его Своим Духом» 408 . Но это вовсе не означает, что Отец и Сын не принимали в процессе воскрешения никакого участия. Библия часто говорит, что Бог Отец воскресил Христа из мертвых ( Деян.2:32; 13:30 ; Рим.6:4 ; Еф.1:19, 20 ). Ничуть не умаляя ключевую роль Отца в воскресении, Писание также утверждает, что Иисус Христос Сам воскресил Себя из мертвых. В Ин.10:17–18 Иисус говорит: «...Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее». Очевидно, что в воскрешении Христа принимали участие все Лица Троицы – Отец, Сын и Дух Святой.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassuzhd...

Господи, я услышал слух Твой и убоялся: Господи, оживотвори дело Твое... Блж. Иероним отмечает разные смысловые оттенки этого пророче­ского возгласа. Слова пророка имеют историческое значение: «Евреи в историческом смысле объясняют это место так. Господи, я услышал слух Твой и убоял­ся. Услышал, – говорит, – о наказаниях, которые Ты приготовил Навуходо­носору и диаволу...» 404 . Бывает, человек хочет наказания обидчику, а когда оно приходит, – ужасается сам. Блж. Иероним отмечает также и мессианское значение слов пророка. «И так как я устрашен тем, что дракон великий будет поражен столь великими язвами, то смиренно прошу Тебя, Господи, чтобы Ты исполнил то, что обещал, и по окончании времен подал Христа Твоего» 405 . В связи со словами пророка Господи, оживотвори дело Твое, блж. Иероним говорит, что «это пророчество может быть понято также и в отношении воскресения Спасителя, – именно, чтобы Он, умерший за нас, восстал из мертвых и воскрес» 406 . Толкует блж. Иероним и текст Септуагинты: Господи, я услышал слух Твой и убоялся; я размыслил о делах Твоих, – и был изумлен. Слова пророка святой отец относит к делам творения Божия и к делам Его промысла: «Из творений я познал Творца и пришел в полное изумление от отдельных дел Твоих и от того, что Ты ежедневно совершаешь во вселенной, и, лишившись сознания челове­ческого, пришел в священное замешательство ума» 407 . В греческом здесь сказано: κα ξστην – это экстаз, изумление – «из умление», выход из ума. Прав Господь, говоря: Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои,... но, как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших 408 . Человек хочет знать замысел Божий, хочет понять Его и даже требует у Бога отчет. Теодицея. Бог молчит. Но когда сбывается же­лание твое и ты начинаешь слышать Бога, то приходишь в ужас, нападает страх, изумляешься, выходишь из ума, ведь Его мысли – не наши мысли! – Ах, лучше бы я не спрашивал! Лучше бы ничего от Бога не требовал! Но Бог заговорил. Мессианским находит молитвенный возглас пророка Аввакума блж. Ав­густин: «А в своей молитве и песне Кому, как не Господу Христу, говорит он: Господи, услышах слух Твой и убояхся: Господи, разумех дела Твоя и ужасохся. Ибо что означают эти слова, как не поддающееся выражению в словах удивление предугаданному, новому и неожиданному спасению лю­дей» 409 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Где бы ни обреталась душа, готовая к служению знамений и чудес Божиих – Бог, тогда соделавший знамения и чудеса, не бездеятелен для того, чтобы и ныне сотворить 395 их или в соответствии с духовным попечением, или зримым образом для побуждения видящих [это] к вере. «И если скажут вам: поищите чревовещателей и из земли прорицающих, пустословящих, которые говорят от [своего] чрева 396 , – то не должен ли народ искать своего Бога? О чем спрашивают мертвых о живых?» 397 Вдумайтесь, ибо сказанное неясно, и смысл [изречения], если [его] Сам Бог дарует и откроет, должен соответствовать предыдущему. Итак, он учит нас, чтобы мы не становились учениками чуждых речей, но только небесных и благих. Ведь среди проповедников, обещающих истинное учение, есть и те, кто говорит не небесное, а земное. «Сущий от земли говорит от земли; Приходящий с небес есть выше всех; и что Он увидел и услышал, о том и свидетельствует» 398 . Если кто, говорит Он, скажет детям, верующим в Меня: «Поищите чревовещателей и из земли прорицающих, пустословящих, которые говорят от [своего] чрева» (другими словами, «вопросите демонов»: ведь через один вид демона чревовещания Он образно поименовал всех бесов); если скажут вам: «Поищите чревовещателей», то есть: вопросите демонов или о предведении, или об истине, или о священном созерцании, – отвечайте им то, что Я говорю. Кто 399 же этому учит? Далее пророк отвечает [на этот вопрос]. Есть какие-то люди, которые посылают к чревовещателям вас и особенно оглашенных, насколько их среди вас можно найти. Те же, кто хочет, чтобы вы шли 400 к идолам, о которых написано: «Все боги народов – демоны " 401 , – хотят, чтобы вы шли не к одним только чревовещателям, но вообще ко всякому виду демонов. Однако Бог наш, Который на небе и на земле творит все, что хочет 402 , 403 , да исторгнет нас от бесов и соделает Себе друзьями (familiares) 404 через Спасителя нашего Иисуса Христа. Итак, смотрите, чтобы среди вас не обманулась однажды чья-нибудь душа, не дошла до такого сомнения и смятения, когда услышит от того или иного человека: «Демон, [находящийся] в том идоле, исцелил 405 ту болезнь, он и прорицает [за мертвецов] и то и иное».

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Iud. 6, 9, 3). 14 Это было на праздник Кущей. Когда Иисус Христос учил в Иерусалиме и вызвал „распрю в народе“, то первосвященники и фарисеи послали своих служителей схватить Его и привести к ним. „Но никто не наложил на Него рук“. Когда же первосвященники и фарисеи спросили: „почему вы не привели Его», то служители отвечали: «никогда человек не говорил так, как этот человек“. На это „Фарисеи сказали им: неужели и вы прельстились? Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев? Но этот народ, невежда в законе, проклят он“ ( Ин. 7:43–49 ). В немногих словах сказано много: мы видим здесь, какое обаятельное действие на слушателей производило учение Христа и как враждебно были предубеждены против Христа все начальники Иудейские – первосвященники, книжники и фарисеи, а вместе с тем, с каким презрением относились они к народу, считая его „невеждою в законе“ и за то „проклятым“ в их глазах. Понятно, если эти слуги были теперь здесь на лицо, то их сотоварищи относились к ним с полным презрением и насмешками. 15 Ап. Иоанн Богослов „был человек высоких природных дарований и настолько был образован, что знал как греческий, так и еврейский языки. Его природные дарования проявляются в глубоком проникновении в человеческое сердце; в той драматической силе, с которою немногими чертами он дает нам самое живое представление о самых разнообразных характерах; в его слоге, по-видимому столь простом и однако же в действительности столь глубоком, слоге в высшей степени прекрасном и однако же непохожем на слог какого бы то ни было другого писателя, как церковного, так и гражданского; и главнее всего в том обстоятельстве, что он был столь пригодным и избранным сосудом для выражения высочайшей истины воплощения Слова Божия» (Фаррар. Первые дни Христианства. Пер. Лопухина . СПБ. 1888 г. стр. 405). „Первые три евангелиста правдиво рассказывают нам о внешних событиях. Ев. Иоанн дает гораздо более внутреннюю картину. Он пишет как тот, которому даровано было знать нечто из самых задушевных мыслей своего Учителя ( Ин. 6:61, 64, 11:33, 13:1, 3, 11, 21, 18:4, 19:28 и проч.).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/o...

Но расскажем словами Евангелия эту грозную и поучительную притчу. «Один человек сделал большой ужин и звал многих. И когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званным: идите, ибо уже все готово. И начали все, как бы сговорясь, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю, и мне нужно пойти, посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов, и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился, и потому не могу придти. И возвратясь, раб тот донес о сем господину своему. Тогда разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города, и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: господин исполнено, как приказал ты, и еще есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званных не вкусит моего ужина. Ибо много званных, но мало избранных» 405 . Вот вам грозная притча о званных на вечерю, о множестве званных и малом числе избранных. Под человеком, учредившим вечерю, разумеется Бог Отец, а посланный раб – это Сын Божий, Иисус Христос, принявший образ раба. Извинения званных означают разные отговорки от исполнения заповедей Христовых по причине разных мирских пристрастий. Городские нищие – это простой народ, который по простоте своей более способен внимать и следовать Евангелию. Люди, которых господин послал искать по дорогам и изгородям, это – присоединяемые к Церкви из язычников и разных племен и вер. Смысл притчи тот, что Бог всех призывает в царствие Свое небесное, но весьма многие лишатся его за свое пристрастие к мирским благам, за свое неверие, за свою беззаконную и нераскаянную жизнь. Теперь приложим эту притчу к себе. Весьма многие из нас не отказываются ли от вечери царствия небесного, так или иначе, под разными предлогами не на словах, так на деле? Образ видимого царствия Божия на земле есть Церковь Божия и богослужение в храме Божием с его таинствами. Не оставляют ли многие из христиан храмы Божии и службу Божию, кто из разных житейских сует, кто просто по лености, кто по маловерию и вольнодумству, кто по разным пристрастиям, например к театру, к азартной игре, к пирам и веселью и к прочему? И в самом деле, между христианами, даже в нашем богохранимом граде, как много таких, которые как раз оправдывают на себе слова ныне читанного Евангелия; и на призыв Господа на вечерю велию отвечают делом: не могу придти, прошу Тебя, извини меня, и даже, как бы в противодействие Самому Господу, приглашающему рабов Своих на вечерю велию, – приглашают, да еще и печатно, христиан и притом в пост, – на вечерю мирскую, суетную, например, на конские ристалища. Где же тут, хотя тень почитания спасительных Его учреждений на земле? Где уважение к уставам церковным? – Что общего между приготовлением к великому празднику христианскому и между этими зрелищами?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Достоинство Давида, как боговдохновенного писателя. Ст. 2. …Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня... Так священный певец Израильский, объятый Духом Божиим, сам торжественно заявляет о боговдохновенном достоинстве своих псалмов! Подобно сему, он и в другом месте говорит о себе, что язык его есть только орудие или трость божественного скорописца, т. е. Духа Божия 396 , и, что Господь внутрь его явил ему премудрость Свою 397 . Так впоследствии и пророки о себе свидетельствовали: «бысть на мне рука Господня!», или – «бых в дусе!». Посему-то, конечно, Давид и ввел свои псалмы в священное употребление при скинии, указав петь их на музыкальных орудиях и устроив для этого хоры певцов из левитов, под предводительством трех известнейших в его время хоровых начальников: Емана, Асафа и Ефана 398 . О богодухновенности и пророческом значении псалмов Давидовых свидетельствует сам Господь 399 и Его Апостолы 400 . «Во всех церквах по вселенной, – говорит блаж. Феодорит, – духовное Давидово песнопение просвещает души верных; поскольку же Иудеи не хотят именовать Давида пророком, как весьма ясно предвозвещавшего о Спасителе пашем и о вере язычников; то пусть слышат, что говорит сам он: „Дух Господень глагола во мне, и слово Его на языце моем!” Итак, он пророк, и пророк величайший» 401 . Поскольку же великое лицо Давида было, вообще, прообразом великого потомка его, Мессии; то и в пророческом достоинстве богодухновенных речей Давидовых можно видеть указание на божественность учения Мессии и на Его пророческое служение. В самом деле, некогда, и сам Мессия, пришедший для научения людей, говорил о Себе: «Мое учение несть Мое, но пославшего Мя Отца!» В другом же месте – пророческие слова ветхозаветные «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим», и проч. 402 – Мессия Христос прямо относит к Себе 403 . Достоинство Давида, как царя. Ст. 3. … Сказал Бог Израилев, говорил о мне скала Израилева: владычествующий над людьми будет праведен, владычествуя в страхе Божием… Правосудие и благочестие, – вот два качества, которые сознает в себе Давид – как царь, и в сем свидетельствуется словом самого Бога Израилева, изрекающего о нем Свой суд, как о царе правосудном и богобоязненном. Таково действительно было общее направление и дух царствования Давидова, как то видно из истории его царствования. Сам Бог , определяя Давида на царство Израильское, называет его царем по сердцу Своему 404 , царем Своим 405 , и, притом, лучшим Саула – в том отношении, что сей последний оказался не соответствующим идеалу царя в теократическом государстве, где сам Господь Бог был непосредственным и верховным управителем народным, цари же должны быть только покорными слугами и верными исполнителями Божиих повелений 406 . Сей характер своего правления Давид ярко изображает в сотом своем псалме.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Вот, в частности, каковы должны быть отношения еврея к бедному, нищему, сироте, вдове, пришельцу и наемнику: их не должно обижать, плату нужно отдавать до захода солнца, не заходить в дом бедного за залогом, не брать в залог (ручной) мельницы и жернова, взятую в залог одежду возвращать при захождении солнца, оставлять им забытый сноп на поле, оставшиеся плоды на маслине и в винограднике; еврей не может быть рабом, но только наемником, и надел земли не может быть у него куплен безвозвратно, – купленный еврей должен быть отпущен на свободу и нанятый у него надел должен быть ему возвращен в субботний и юбилейный годы 402 . Столь же высоко-моральны ветхозаветные законы о суде, свидетелях, наказаниях 403 . Это гуманное законодательство ставит вне сомнения, что ветхозаветный закон, как и пророческая этика, висел на двух заповедях, из коих первая и наибольшая: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всем разумением твоим», вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего; как самого себя» ( Mф. XXII, 37 – 39 пар.) 404 . Но вникая ближе в этот строй жизни и обсуждая его моральную основу, мы находим, что он скован границами, неизбежными для всех сторон еврейской религии. Ветхозаветный закон всецело определяется целью социального блага и здесь встречает свой предел; и пророческая этика, имеющая своим предметом общественный строй и реализующаяся в законе, не могла переступить общественно-народной условности. Пророческая проповедь , образуя высокую основу народного закона, придавливалась ограниченностью его исторических задач. Эта граница сказывается со стороны внешней и со стороны внутренней. Со стороны внешней этико-общественный закон Израиля ограничен в том отношении, что он исключительным объектом любви для израильтянина ставит единоплеменника и не простирает ее на иноплеменника: ближний «второй» заповеди для еврея – брат по крови. «Не враждуй на брата твоего в сердце твоем, – не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего своего как самого себя» 405 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

А отсюда не менее важно и прямо христиански необходимо, чтобы Церковь истинная действительно была апостольскою, ибо как израильтянином был лишь тот, кто происходил от того или другого из двенадцати родоначальников всей этой ветхозаветной Церкви – двенадцати сыновей Иакова, так и еще более нужно, чтобы члены новозаветной Церкви – Нового Израиля – происходили верою своею, учением и всем строем Церкви своей от двенадцати апостолов, которые отсюда и названы основаниями Церкви и ее драгоценными камнями. И потому-то и в нашем христианском богослужении мы постоянно слышим воспоминание св. апостолов, день же памяти каждого из них отмечается в богослужении нашем как праздник церковный. Каждые ворота, далее, представлялись в видении тайнозрителя состоящими из одной жемчужины, очевидно небывалой по величине и исключительной по своей ценности, подобно тому как в Евангелии Господь и все Царство Небесное уподобил одной жемчужине (см.: Мф.13:45–46 ). Несомненно, и здесь указанием этим символизируется исключительное значение для нас нашего вступления в Церковь Христову. «Каждый вход, каждая дверь или ворота в Царство Божие есть драгоценность, бесценная жемчужина, несравнимая ни с какими редкостями и драгоценностями земными. Ибо, переступивши шаг один за сии таинственные двери, праведная душа насладится всеми услаждениями блаженной жизни» (Яковлев) 405 . 22–27: Храма же я не видел в нем; ибо Господь Бог Вседержитель храм его, и Агнец. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего; ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою. Ворота его не будут запираться днем, а ночи там не будет. И принесут в него славу и честь народов; и не войдет в него ничто нечистое, и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни. Что такое храм? По слову Самого Господа, это дом молитвы и дом Отца Небесного (см.: Мф.21:13 ; Мк.11:17 ; Лк.19:46 ; Ин.2:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010