В годы оккупации на Украине действовала Автономная Украинская Православная Церковь во главе с митрополитом-экзархом Алексием (Громадским). Она была создана на соборе в Почаевском монастыре в августе 1941г. и не прервала канонической связи с Патриархией. На соборе было постановлено, что возносить iмя митрополита Сергия Московского будет только глава Церкви, все же другие епископы и священнослужители будут возносить только имя митрополита Алексия. Большая часть духовенства Автономной Украинской Православной Церкви была настроена патриотически, священники часто предоставляли помощь партизанам. Митрополит Aлekciй назначил на Винницкую кафедру епископа Евлогия (Марковского). В марте 1944 г. в Винницкой епархии. действовали 839 церковных общин, 4 женских монастыря, (из которых до 1955 г. остались только два - Браиловский и Барский, на приходах служили 405 священнослужителей. С 13 мая 1945 года по 3 января 1946 года Винницкую кафедру возглавил епископ Варлаам (Борисевич). Постоянной заботой владыки Варлаама было обеспечение приходов духовенством. Несмотря на сложные времена им были организованы православные курсы, на которые в 1945-46 годах было принято 40 лиц. Если во время оккупации церковным общинам возвращаались храмы, которые принадлежали им раньше, то с марта 1944 г. их снова стали отбирать и передавать под школы, клубы, склады и т.п.. Гонения усилились в 60-х годах. В 1961 г. число приходов в епархии сократилось с 513 до 425. В следующем году - до 384. В 1962 г. в Виннице был закрыт кафедральный Спасо-Преображенский собор, после чего функции кафедрального выполнял собор Рождества Пресвятой Богородицы. На начало 1970г. в епархии оставалось 337 приходов, на которых служили 151 священник и 2 дьякона. Среди выдающихся иерархов, которые служили на Винницкой кафедре нужно особо отметить архиепископа Симона материалы к канонизации которого сейчас готовятся. Его служение на Винницкой кафедре длилось с 1955 г. по 1961 г. Преемником архиепископа Симона стал архиепископ Иосаф (Лелюхин), который после Винницы был назначен на Киевскую кафедру и возглавил Православную Церковь в Украине.

http://azbyka.ru/palomnik/Винница

Арх.: «Вопросы» [Дмитрию Герасимову, крестьянину нижегородского Печерского мон-ря]. Нач. 10-х гг. XVIII в.//РГАДА. Мазур. 523. Л. 4об.- 30; послание на Ветку в связи с вопросами Питирима от 20 февр. 1718 г. совм. со свящ. Андреем и Герасимом; «Исповедание веры». Кон. 1719 г. (сохранилось в автографе)//ГИМ. Увар. 1543; «Послание от юзника, и страдальца, и новаго исповедника православныя християнския веры, от инока диакона Александра ко инокам и ко всем в Православии живущим» (предсмертное). Февр.-март. 1720 г.//РГБ. Муз. 10467. Л. 49-53. Соч.: Послание диаконовцев священноиерея Герасима, иерея Андрея, иеродиакона Александра 7224 г., февраля 20 (1718) на Ветку// Смирнов П. С. Из истории раскола первой половины XVIII века. СПб., 1908. С. 147-149; [Переписка А. д. с Питиримом]: Объявление, како преосвященнейший Питирим, епископ Нижегородский и Алатырский, с раскольническими учители при собрании множайшем духовнаго и мирскаго чина людех разменялся вопросами и ответами, и что при том говорено и учинено, и кто при том собрании людей были. 1719 году//ДРВ. М., 17902. Ч. 15. С. 405-438, также: Сахаров Н. Деятельность Питирима Нижегородского против раскола//Странник. 1881. Т. 2. 8. С. 549-567; Исповедание веры//Там же. 9. С. 110-112. Ист.: Есипов Г. В. Александр-дьякон//Раскольничьи дела XVIII столетия: Извлеченные из дел Преображенского приказа и Тайной розыскных дел канцелярии. СПб., 1861-1863. Т. 1. С. 622-650; Дружинин В. Г. Писания русских старообрядцев: Перечень списков, составленный по печатным описаниям рукописных собраний. СПб., 1912. Лит.: Иоаннов А. Полное историческое известие о древних стригольниках и новых раскольниках. СПб., 1799; Есипов Г. В. Александр диакон. СПб., 1861; Лилеев М. И. Новые материалы для истории раскола на Ветке и в Стародубье XVII-XVIII вв. К., 1893; Бороздин А. К. Очерки русского религиозного разномыслия. СПб., 1905. С. 107-112; Смирнов П. С. Споры и разделения в русском расколе в первой четверти XVIII в. СПб., 1909; Беляева О. К. Полемические сборники и сочинения старообрядцев диаконовского согласия (некоторые предварительные замечания)//Христианство и Церковь в России феодального периода: Мат-лы. Новосиб., 1989. С. 211-227; она же. Редакторская работа выговских книжников над «Диаконовскими ответами»: Рус. общество и литература позднего феодализма. Новосиб., 1996. С. 37-52; Плигузов А. И. Древнейшие книги диаконовского согласия//Общественное сознание, книжность, литература периода феодализма. Новосиб., 1990. С. 58-67.

http://pravenc.ru/text/64352.html

Лит.: Новый викарий Нижегородской епархии Лаврентий, еп. Балахнинский//Нижегородский церк.-обществ. вестник. 1917. 4. Стб. 66; Спасский Н., прот. Братство возрождения церк.-обществ. жизни//Там же. 12. Стб. 199; Днепровский Д., свящ. Спасо-Преображенское братство и Комитет объединения духовенства//Там же. 15. Стб. 160-161; Алмазов П., свящ. Первая встреча: Впечатления с чрезвычайного епархиального съезда//Там же. 16. Стб. 178-179; Зеленцов В. Контрреволюционная деятельность церковников бывш. Нижегородской губ. в 1917-1918 гг.: По арх. мат-лам г. Горького//Антирелигиозник. М., 1937. 8. С. 17-25; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 4. С. 147; Дамаскин. 1992. Кн. 1. С. 52, 123, 161-167; Тальберг Н. Д. Святая Русь. СПб., 1992. С. 96; Польский. 1993Р. Ч. 1. С. 179; Ч. 2. С. 277-278; Акты свт. Тихона. С. 978; Цыпин. История РЦ. С. 59; Надеждин В. Забвению не подлежит//Нижегородские ЕВ. 2003. 11(32). С. 12; Святители земли Нижегородской/Авт.-сост.: игум. Тихон (Затёкин), О. В. Дёгтева. Н. Новг., 2003. С. 405-415, 532; Журавский А. В. Во имя правды и достоинства Церкви: Жизнеописание и труды сщмч. Кирилла Казанского в контексте ист. событий и церк. разделений XX в. М., 2004. С. 158, 177-181, 289; Проценко П. Г. В Небесный Иерусалим: История одного побега: Биография еп. Варнавы (Беляева). Н. Новг., 2010. С. 174-177, 187-188, 190-191, 230, 452, 540; он же. Опыт сопротивления советскому тоталитаризму «человека церкви»//Вестн. РХД. 2010. 196(1). С. 132-147; Тихон (Затёкин), архим. Сщмч. Лаврентий (Князев), еп. Балахнинский: Жизнеописание. Н. Новг., 2012. М. М. Э. Рубрики: Ключевые слова: ЕВГЕНИЙ (Зернов Семен Алексеевич; 1877 - 1937), митр. Горьковский, сщмч. (пам. 7 сент., в Соборе Нижегородских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, Новомучеников и исповедников Радонежских, Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг.) МАКАРИЙ (Гневушев Михаил Васильевич; 1858 - 1918), еп. Вяземский, викарий Смоленской епархии, сщмч. (пам. 22 авг., в Соборе Липецких святых, в Соборе Московских святых, в Соборе Нижегородских святых, в Соборе Смоленских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/Лаврентий ...

См. полностью тексты, переводы всех редакций этого фрагмента и весьма полное исследование их у Иордана. Armenische Irenäeus-fragmente, S. 3–5,8–10,56–60,65–99. 2025 На сирийском языке фрагмент сохранился в трех редакциях. Одна из них (у Иордана 3) носит заглавие: «Мелитона епископа О вере». Крюгер (Zeitschrift für wissenschaftl. Theologie. Bd. 31.1888. S. и Цан (RE. 3 Aufl. S. 405) считали ее за часть подлинного сочинения Мелитона. Однако Иордан (сначала державшийся того же воззрения – ср.: Archiv für latein. Lexicographie. 1902. S. 59) в последнее время доказал (Op. cit. S. 83) ошибочность подобной точки зрения, признав настоящую редакцию за одну из вариаций несомненно иринеевского фрагмента. 2026 На армянском языке этот фрагмент сохранился в трех рукописях: а) содержащей творения Тимофея Элура, Ь) в «Печати веры» и с) Венецианском кодексе (см. издание его, перевод и исследование у Иордана. S. 3–5,8–10,56–60,67–99,120–131 2 и 5)). 2027 Эту добавку мы делаем по Иордану (у Цана эфиопская редакция не упоминается), который приводит тексты и дает перевод фрагмента также с арабского и эфиопского языков (S. 69–76 и сл.). 2028 Русский перевод этого фрагмента (с английского у Гарвея. Т. II. Р. 462–463. XXXI) у прот. Преображенского при издании творений св. Иринея. С. 548 L): «Закон и пророки, и евангелисты возвестили о Христе, что Он родился от Девы и что пострадал на древе; что Он явился из мертвых и восшел на небеса и прославлен Отцом и есть Царь во веки, и что Он есть совершенный Ум, Слово Божие, рожденное прежде света; Он вместе с Ним есть Создатель вселенной, Образователь человека. Он есть все во всем: в патриархах – патриарх, в законах – закон, среди священников – первосвященник, среди царей – правитель, между пророками – пророк, среди ангелов – ангел, среди людей – человек, в Отце – Сын, в Боге – Бог, Царь во век. Он плавал с Ноем (в ковчеге) и руководил Авраама, был связан с Исааком и странствовал с Иаковом; Он пастырь спасаемых и жених Церкви, начальник херувимов, князь ангельских сил, Бог от Бога, Сын от Отца, Иисус Христос, Царь во веки веков. Аминь».

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Кузьмин А. В., Рыков Ю. Д. Новые источники по истории вологодских монастырей Рецензия на книгу: Переписные книги вологодских монастырей XVI–XVIII вв.: Исследование и тексты/Отв. ред. М. С. Черкасова. Вологда: Древности Севера, 2011. 496 с. Работа «Переписные книги вологодских монастырей XVI–XVIII вв.» представляет собой первое комплексное издание описей XVI–XVIII вв. 8 наиболее значимых вологодских обителей. Книга подготовлена коллективом авторов в составе кандидата исторических наук О. Н. Адаменко, кандидата исторических наук Н. В. Башнина и доктора исторических наук М. С. Черкасовой при участии А. П. Анишиной, Н. А. Бараевой, Е. А. Виноградовой, А. Н. Красикова, доктора филологических наук С. Н. Смольникова, кандидата исторических наук И. Н. Шаминой. Источники публикуются впервые; большинство из них издается по подлинникам. Имущество каждой из обителей представлено двумя описями: ранней и поздней. Этот принцип вызван стремлением публикаторов продемонстрировать имущественное и хозяйственное положение каждой духовной корпорации с целью их исторического сравнения. Публикации текстов переписных книг предшествует статья Н. В. Башнина и М. С. Черкасовой «Историко-археографическое введение. Вологодские монастыри и их переписные книги» (С. 11-25). Графическая карта-схема данных обителей в XVI–XVIII вв. составлена О. Н. Адаменко и Н. В. Башниным (С. 26). Издание переписных книг вологодских монастырей составляет основную часть книги (С. 27–343). Публикуются описи Спасо-Прилуцкого, Спасо-Каменного, Дионисиева Глушицкого, Лопотова Пельшемского, Сямжемского Спасо-Евфимиева, Спасо-Преображенского Нуромского, Троицкого Павлова Обнорского и Введенского Корнилиева Комельского монастырей. Издание источников сопровождает подробный научно-справочный аппарат. В его состав входят указатели: личных имен и фамилий (С. 346–375), названий географических объектов (С. 376–388), иконографии (С. 389–405), книг (С. 406–414), высших, центральных и местных государственных учреждений, органов местного самоуправления (С. 415). Им предшествует статья «Принципы составления указателей» (С. 344–345). Имеется и «Предметно-терминологический словарь» (С. 416–423).

http://sedmitza.ru/lib/text/4157217/

Таким образом, все строительство каменного ансамбля Тюменского Троицкого монастыря осуществлялось в течение полувека с 1707 по 1755 год с небольшим перерывом в конце 20 — начале 30-х годов. Памятников XVIII века такой художественно-архитектурной значимости, как ансамбль Тюменского Троицкого монастыря» в Сибири мало, поэтому его необходимо реставрировать и сделать общедоступным для осмотра. С. В. Копылова, К датировке каменного строительства в Тюменском Троицком монастыре Тюменский Преображенский монастырь, известный сейчас как Свято-Троицкий, был основан в 1616 г. пришедшим из Казанского Раифского монастыря монахом Нифонтом. Обитель расположилась в живописном месте, на высоком мысу, омываемом с трех сторон водами реки Туры. К 1624 г. в Преображенском монастыре было несколько строений: кельи игумена и строителя, 6 братских келий, деревянная шатровая Спасо-Преображенская церковь. В это время число братии было всего три человека. К 1680 г. площадь и хозяйство монастыря значительно расширилось, Преображенской обители принадлежало 405,5 десятины пашни, 153 десятины залежной земли и 7550 копен сенных покосов. Количество братии возросло незначительно, поэтому все работы в приделах монастыря выполнялись зависимыми людьми всего около 200 человек: крестьянами, бобылями, трудниками. С Тюменским мужским монастырем неразрывно связанно имя «Апостола Сибири» святителя Филофея митрополита Тобольского и всея Сибири чудотворца. В этой обители он провел большую часть своей жизни. Здесь, в тишине, он молился, читал и писал духовные произведения, занимался религиозно-просветительской работой. Едва только вступив на Тобольскую кафедру в 1702 г., митрополит Филофей проезжая через Тюмень, увидел «обитель Преображения Господня опустошённую и приходящую в падеж падения». Деревянные кельи сильно обветшали, забор покосился, Преображенская церковь полуразрушена. Однако вид на Заречье отсюда открывался великолепный с обрывистого берега Туры. Возможно, после первого своего визита митрополит Филофей решает возродить монастырь как «Свято-Троицкий» в каменном исполнении.

http://sobory.ru/article/?object=00957

Закрыть Валентина Матвиенко: Если что-то и будет строиться на Греческой площади, то только греческая церковь В Петербурге возле БКЗ «Октябрьский» отслужен двадцатый молебен о возрождении храма Димитрия Солунского 10.03.2014 405 Время на чтение 4 минуты В минувшую субботу, 8 марта, в двадцатый раз на Греческой площади Санкт-Петербурга был отслужен молебен о возрождении храма Димитрия Солунского. Эти молебны служатся каждую неделю по воскресным дням, но по просьбе приехавших в северную столицу сотрудников греческого телеканала «Антена», ведущего трансляцию на всю Грецию, соборная молитва была перенесена на субботу. В молебне принимало участие около тридцати человек, среди которых были представители Национального общества греков Санкт-Петербурга «Петрополис», фонда «Возрождение архитектурного облика русских городов», Санкт-Петербургского отделения движения «Народный собор», Санкт-Петербургского отдельского казачьего общества «Казачья стража», Русско-греческого клуба им. Димитрия Бенардаки. Напомним, инициативная группа более десяти лет назад стала предпринимать попытки, чтобы начать возрождение храма - одной из красивейших архитектурных доминант центра Петербурга. Проект долго утрясался и согласовывался в разных инстанциях, а пока суть да дело, на предполагавшемся под храм месте началось строительство административно-делового комплекса. И вот этот «мертворожденный птенец» «бизнес-архитекторов» вылупился из скорлупы строительных лесов. Проект бизнес-центра согласовывался не Градостроительным Советом, а известной своим «плодотворным» сотрудничеством с чиновниками Смольного, уже приведшим к гибели целого ряда ценных зданий, в том числе - казарм Преображенского полка, градозащитницей Юлией Леонидовной Минутиной. Буквально за последний год, пока инициативная группа ждала реализации решения Совета по сохранению культурного наследия и комиссии по Культуре и науке Законодательного собрания, в начале Лиговского проспекта вырос «контекстуальный»(характеристика самой Минутиной) безликий домишко «тупиковой архитектуры» с глухим задним фасадом выстой в пять этажей. Глухая стена вместо возрожденного византийского храма! Эта глухая стена встала как осязаемая граница между наживой и духовностью.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/03/10/va...

Образ св. Георгия был исключительно популярен на Руси, начиная с первой половины – середины XI в., со времени правления Ярослава Мудрого, в крещении – Георгия. Присутствие в Софийском соборе его изображения не было бы удивительным. Достаточно известен был и культ св. Димитрия Солунского. Но точно так же уместно было и изображение архангела Михаила, если, к томе же принять во внимание, что его образ связывался с покровительством душам усопших в загробном царстве и был характерен для храмов-усыпальниц, а Софийский собор служил усыпальницей новгородских князей, епископов и архиепископов 402 . Архангел Михаил – проводник душ умерших по загробному миру, его образ соотносится с темой спасения и воскресения к жизни будущего века 403 , в посвященных ему приделах часто устраиваются погребения выдающихся лиц. Некоторые посвящения храмов и приделов архангелу Михаилу отражают именно этот оттенок его почитания. Наиболее известный пример – центральный храм комплекса в монастыре Пантократор в Константинополе 404 . Расположение двух престолов Софии Киевской – Иоакима и Анны, а к югу от него – Архангела Михаила – аналогично расположению тех же престолов в монастыре Пантократора в Константинополе – храма Богоматери Елеусы. а к югу – Архангела Михаила. Напомним, что и в Софийском соборе в Константинополе в юго-западной части был придел Архангела Михаила с его чудотворным образом. Сведения об этом образе имеются уже в текстах конца XII – начала XIII в. Согласно излагаемой русскими паломниками XIV в. легенде, архангел Михаил рассматривался как «страж дому святые С " офеи и Царяграда до второго пришествия» 405 . В южной части новгородского Софийского собора, а именно в приделе Рождества Богородицы, был в 1052 г. погребен строитель собора князь Владимир Ярославич, а также его супруга Анна. На схеме исторических погребений в Софии Новгородской видно, что южная часть храма буквально наполнена гробницами 406 . Именно юг, южная сторона храма связывалась в византийской и вообще христианской теологии с райским блаженством и грядущим воскресением 407 . Связь южной части храма с образом Архангела Михаила встречается во многих случаях и на Руси, В Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря во Пскове роспись диаконника посвящена Архангелу Михаилу (а жертвенника – Иоанну Предтече, что заставляет вспомнить соответствующие образы обоих русских Софийских соборов XI в 408 . В соборе Рождества Богородицы в Суздале именно южные «златые врата» изображают деяния архангела Михаила. Уже в XIV в. в Московском Кремле храм Архангела Михаила 409 , служивший княжеской усыпальницей, строится именно к югу от главного. Успенского собора.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Конечно, не могла примириться с таким лютеранским отрицательным отношением к православной вере и большая часть епископов нашей Церкви, выступления которых против Петра вызвали с его стороны ужасный террор против них. Мы это говорим, имея в виду свидетельство Льва Тихомирова , основанное на документальных данных, приводимых историком Доброклонским в его труде: «Синодальный период». «За первое десятилетие,– говорит Тихомиров,– после учреждения Синода большая часть русских епископов побывала в тюрьмах, были разстригаемы, биты кнутом и т. п. Я это проверял по спискам епископов в сочинении Доброклонскаго. В истории Константинопольской Церкви, после турецкаго завоевания, мы не находим ни одного периода такого разгрома епископов и такой безцеремонности в отношении церковнаго имущества. ( Лев Тихомиров . «Монархическая государственность» ч. III, стр. 111, Москва 1905 г) (Однако, террор Петра по отношению к самому народу за его противление реформам, уничтожавшим веру и старину, был несравненно сильнее. Народную оппозицию он сокрушал жестоко. Ослушников своих указов он карал не только батогами, кнутом, денежным штрафом, лишением имущества, каторжной работой, но и смертью . Для преследования виновных были учреждены «фискалы», были устроены застенки, Преображенский Приказ и Тайная Канцелярия. Много здесь было пролито и невинной крови наших предков. Император своими собственными руками отпускал палочные удары и даже при смертной казни нередко исполнял должность палача. Всего стрельцов было казнено при Петре до 7000 человек, причем пред смертию они выносили страшныя пытки. Жестокими казнями были истреблены противники реформ Петра, поборники старины и сообщники царевича Алексея вместе с ним самим (Истор. оч. рус. проп., стр. 405)) Так проводил Петр реформы в России для приобщения ее к европейской цивилизации. Несомненно, можно было бы насаждать в русском народе европейския познания техническаго и общеобразовательнаго характера и без ломки православной веры. Но Петр этого сделать не мог, благодаря своей настроенности. От сердца бо исходят помышления злая, сказал Господь. ( Мф. 15, 19 ) Именно потому и хотел Петр реформировать нашу Церковь на лютеранский лад, что сердце его влеклось к лютеранству. Он слишком высоко ставил Лютера. ( А. Доброклонский . «Руководство к истории Русской Церкви», Вып. IV , стр. 69)

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

В своем исповедании Иустин явно раскрывает содержание 1-й главы Евангелия от Иоанна. 6 Творения Татиана были переведены и изданы на русском языке протоиереем П. Преображенским “Творения апологетов” (М., 1892); “Речь против эллинов” — в сборнике “Ранние отцы Церкви” (С. 363–404). 7 Афинагора Афиняна Философа христианского прошения о христианах//Ранние отцы Церкви. С. 405–449. О жизни его ничего не известно. Его апология императорам Марку Аврелию Апронину и Луцию Аврелию Коммоду была написана ок. 177 г. Примерно в это же время была написана адресованная Марку Аврелию “Апология в защиту христиан” святителя Мелитона, епископа г. Сард в Лидии. 8 См. главу “Непостижимость и величие Божественного творения и бессилие философов объяснить с помощью своего ума возникновение личности”//Ранние отцы Церкви. С. 465–485. 9 О Тертуллиане см., например, Архиепископ Нафанаил (Львов). Из истории Карфагенской Церкви. Тертуллиан//Альфа и Омега. 1997. 1(12). — Ред. 10 Александрийская катехизическая школа была основана Пантеном, вторым ее руководителем (ректором) стал Климент, учеником которого был Ориген. — п. Г. К. — Церковь отвергла некоторые стороны учения Оригена, но никогда не осуждала его творений, посвященных библеистике и экзегетике. — Ред. 11 История науки зафиксировала попытку усомниться в историчности Наполеона: в брошюре, выпущенной около века назад, Наполеон объявлялся “сол­неч­ным мифом”. — Ред. 14 Там же. Оригену посвящена огромная литература (приводятся лишь отдельные работы на русском языке): Болотов В. В. Учение Оригена о Святой Троице. СПб., 1879; Соловьев В. С. Ориген//Собрание сочинений. Т. 10. С. 439–449; Скворцов К. Философия отцов и учителей Церкви (период апологетов). Киев, 1868 (глава “Ориген”). — п. Г. К. — См. также Сидоров А. Жизненный путь Оригена//Патристика. Н.-Новг., 2001, где приводятся данные некоторых книг об Оригене. — Ред. 15 Стоическую идею цикличности пытался развивать еще Татиан, находившийся в конце своей жизни под влиянием восточной мистики и гностиков.

http://pravmir.ru/istoriya-apologetiki-v...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010