62 . Из того же Апостола: Ибо мы – Его творение, созданы... на добрые дела ( Еф. 2, 10 ). Апостол сказал так, как я полагаю, по такой причине: в начале Бог сотворил человека, но человек пал, [совершив] преступление, и Бог воссоздал его пребыванием 401 Своим во плоти и восстановил в прежнем [образе]. 63 . Из него же: соделавший из обоих одно и разрушивший средостение преграды, упразднив вражду во плоти, и так далее ( Еф. 2, 14–15 402 ). Господь соделал одно, соединив два народа, 403 или же земное и небесное – ведь земное и небесное были разделены, и Он соединил их. 404 Или же можно понимать, что это [говорится] о каждом [человеке]: Господь соединил душу и тело, всегда между собой враждовавшие, – ведь помышление плоти 405 Он подчинил закону духа. 406 Разрушивший средостение преграды: средостением Апостол назвал плоть, или чувственное, или служение Закону, а преградой – грех . Ведь если мы располагали собою без разумения или духовного знания, то все это наподобие стены отделяло нас от Бога и ввергало в грех. Вражду во плоти: враждой Апостол назвал грех , ибо грех сделал нас врагами Бога. Упразднив... закон заповедей учением: Закон заповеди – это Не убивай ( Исх. 20, 15 ) и так далее. Кто естественно устремился к деланию заповеди и понимает смысл заповеди, тот знает, что подобает воздерживаться не только от телесного убийства, но и от всякой страсти, которая вредит [человеческой] природе: и зависть, и клевета, и вообще все страсти – это для [нашей] природы губительно. Явившись, Господь упразднил – это сказано вместо: «положил конец» – закон учением, говоря: Сказано древним: не убивай... А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду ( Мф. 5, 21–22 ). Господь не только научил этому, но и явил на деле. 407 Он упразднил и [предписанные] Законом жертвоприношения, научив воспринимать их духовно, а вернее, положил конец многим [из них], показав, что они суть отображения Его таинства. 64 . Из Притчей: Кто восходил на небо и нисходил? Кто собрал ветер в лоно свое? Кто сокрушил 408 воду в одежде? Кто властвует над пределами земли? Какое имя ему ( Npumч. 30, 4 – LXX )?

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Такова совершенная любовь ( 82, 56 ). Авва Агафон говорил: «Насколько это зависело от меня, я никогда не засыпал со скорбью в сердце на кого-либо и никому не позволил заснуть с какой-либо скорбью на меня» ( 82, 57 ). Брат сказал авве Агафону: «Мне дана заповедь, но исполнение заповеди сопряжено со скорбью; и хочется исполнить заповедь, и опасаюсь скорби». Старец отвечал: «Если бы ты имел любовь, то исполнил бы заповедь и победил бы скорбь». Авва Агафон ( 82, 61 ). Повергающий себя перед Богом в разуме и повинующийся заповедям в смиренномудрии, достигает любви. Любовь вводит в бесстрастие ( 82, 144 ). Не делайте того, чем, по соображению вашему, оскорбится брат ваш ( 82, 179 ). Если ум укрепится и решится последовать любви, то погашаются все страсти плоти и духа. «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится» ( 1Кор. 13, 4 ), делает естественным для сердца постоянство и не попускает ничему противоестественному насильственно порабощать ум... Преподобный авва Исаия ( 82, 197 ). Некто спросил старца: «Почему нынешние подвижники не получают благодатных даров, как древние?» Старец ответил: «Потому что тогда была любовь, и каждый поднимал ближнего вверх; ныне любовь охладела, и каждый влечет ближнего вниз. По этой причине мы не удостаиваемся получить благодать» ( 82, 398 ). Старец сказал: «Я никогда не желал дела, полезного мне и неполезного брату моему, веруя, что приобретение брата есть мое приобретение» ( 82, 399 ). Согрешивший должен отлучить себя от всякой любви человеческой, пока не убедится, что Бог принял его покаяние: любовь мира сего отлучает от любви Божией. Изречения безымянных старцев ( 82, 405 ). «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» ( Ин. 15, 13 ). Если кто услышит огорчительное слово и, будучи в состоянии отвечать таким же словом, преодолеет себя и не скажет или, если кто, будучи обманут, перенесет это и не станет мстить обманщику, тот полагает душу свою за ближнего. Преподобный Пимен Великий ( 82, 345–346 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

XV. Учением о наивысшей видимой главе Церкви оттесняется на задний план сознание, что Господь Иисус Христос постоянно пребывает в Церкви, и что Его пребывание в Церкви является действенным, побуждающим, не оставляющим без воздействия церковную жизнь, эту жизнь поддерживающее и её управляющее. XVI. На слова Спасителя «Ты есть Петр, и на этом камне Я создам Церковь Мою» стал ссылаться, защищая свое первенство, только Римский епископ Каллистрат I (217–222). в) О свойствах Церкви 402. Каковы главные свойства Церкви? Главные свойства Церкви таковы, что она есть: 1. Единая, 2. Святая, 3. Соборная (вселенская) и 4. Апостольская. 1. Церковь есть только одна 403. Почему может быть Церковь только одна? Церковь может быть только одна потому, что Господь Иисус Христос говорил всегда только об одной Церкви, об одном ее наивысшем Пастыре, а также основал одну Церковь . Пояснение: Господь Иисус Христос сказал: «Я есмь пастырь добрый... Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит мне привесть... И будет одно стадо и один Пастырь» (Иоанн 10, 14 и 16). Под этим Пастырем Он подразумевал Себя самого. 404. Если Церковь Христова только одна, что необходимо в ней сохранять? Поскольку Церковь Христова только одна, необходимо сохранять в ней внутреннее единство. 405. В чем состоит внутреннее единство Церкви? Внутреннее единство Церкви состоит в том, 1. что ее члены относятся к Господу Иисусу Христу, как к своей общей главе, вместе с которой составляют одно тело, 2. что они исповедуют одно учение, 3. что они освящаются одним Духом Святым, принимая одни и те же святые Таинства, 4. что они соблюдают одни и те же общие правила 406. Отвечает ли учению о единой Церкви православная молитва: «О благосостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех?» Православная молитва: «О благосостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех», т. е. нескольких Церквей, отвечает учению о единой Церкви, так как эта молитва читается за поместные и национальные Церкви, которые являются частями единой Церкви Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

Кроме определения глубины веры по характеру молитвы, что открывается не каждому человеку, так как это интимная область души, её сила отражается в нравственных поступках. Что вы зовёте Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю? ( Лк.6:46 ). В своих посланиях апостолы уделяют большое значение глубине веры и её связи с добрыми делами. Апостол Иаков, приводя пример принесения Авраамом в жертву Исаака, говорит: Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства ( Иак.2:22 ). Похожее место мы находим у апостола Павла в Послании к Евреям, где он указывает на глубину веры Авеля, Еноха, Ноя, Авраама, Сарры, Исаака, Иакова, Моисея, то есть всех ветхозаветных праведников, которая лежала в основе их добрых дел (см.: Евр. 11 ). А святитель Игнатий отмечает, что «верою вступили святые в любовь к врагам» 403 . Православие не признаёт протестантского учения о спасении только верой. Апостол Иаков говорит: Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва ( Иак.2:26 ). Вера в существование Бога и жизнь согласно этой вере имеет отличительный признак – наличие любви. Без любви и бесы веруют, и трепещут ( Иак.2:19 ). Вера – это не просто сумма знаний о Боге, а ценностный ответ, выраженный в нравственной жизни. Сила веры заключается в бескорыстной любви, которая исключает поверхностную мотивацию. «Человек с цельной верой, – говорит философ И.А. Ильин , – совершает свои дела не для того, чтобы оправдаться или спастись, а потому, что он не может иначе: он творит закон своего боголюбивого сердца и своей совести» 404 . Бог есть абсолютное Добро и единственный Источник добра. Именно это открывается каждому человеку в его личном акте богопознании, его внутреннем опыте. Не поверхностное знание, из каких-то источников, а его внутреннее переживание полагается в основу его нравственных поступков. Поэтому любовь к Богу, заложенная в глубинах нашей души, является основой христианской этики межличностного общения. Без любви, сопряжённой с делами, вера мертва, как мертво и учение о нравственности. Профессор П.Д. Юркевич говорит: «Для живой – а не только представляемой нравственности требуется светильник и елей ( Мф.25:1–10 ). По мере того как в сердце иссякнет елей любви, светильник гаснет: нравственные начала и идеи потемняются и, наконец, исчезают из сознания» 405 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Того же он требует и от всех верующих. «Или не знаете себе, – говорит он, – яко Иисус Христос в вас есть? разве точию чим неискусни есте» 405 ( 2Кор. 13, 5 ). Справедливое требование и справедливое обличение! Святым Крещением отсекается в каждом крещеном человеке падшее естество, прививается к человеку естество, обновленное Богочеловеком. По этой причине Крещение называется в Священном Писании «банею пакибытия», а жизнь по крещении – «пакибытием» ( Тит. 3:5 ; Мф. 19:28 ). Обновленное естество обязан явить и развить в себе каждый крещенный: это и есть – явить в себе жительствующим, глаголющим и действующим Господа Иисуса Христа. Христианин, не сделавший этого – не то, чем он должен быть. С особенной точностью и подробностью объясняет таинство Крещения святой Апостол Павел: «Крестившиеся во Иисуса Христа» 406 , – говорит он, – погружались 407 в смерть Его. Итак мы погреблись с Ним Крещением в смерть, чтобы как Христос из мертвых воскрес славой Отца, так и мы ходили в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с ним подобием смерти, то должны быть соединены подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы исчезло тело греха и нам не быть уже рабами греха. Ибо кто умер, тот свободен от греха. Если же мы умерли со Христом, то верим, что нам и жить с Ним, зная, что Христос, воскресши из мертвых, уже не умирает, смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо когда Он умер, умер однажды для греха: а живя, Он живет для Бога. Так и вы почитайте себя для греха мертвыми, а живыми для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем. Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, так, чтобы вы не повиновались ему в похотях его. Не предавайте членов тела вашего греху в орудие неправды, но представьте себя Богу, как ожившие из мертвых, и члены ваши Богу в орудие правды» ( Рим. 6:3–13 ) 408 . Отсюда опять видно, что Крещение есть вместе и умерщвление и оживление. При согрешении праотцов смерть немедленно поразила душу, немедленно отступил от души Святой Дух, составлявший Собой истинную жизнь души и тела, немедленно вступило в душу зло, составляющее собой истинную смерть души и тела.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

399. … сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле (Быт. 1. 28). 400. Быт. 2. 15. 401. Слово 4, гл. 3. Что власть сатаны над падшими ангелами и человеками, над миром и веком не есть собственность его, но приобретена от тех, которые произвольно предали ее ему, он сам засвидетельствовал пред Спасителем, когда показал Ему вся царствия вселенныя в часе временне и сказал о них: Тебе дам власть сию всю и славу их: яко мне предана есть, и, емуже аще хощу, дам ю (Лк. 4. 5, 6). 402. Быт. 3. 24. 403. Прп. Кассиан полагает, что сатана до падения принадлежал к лицу Херувимов (Col. 7, cap. 8). И другие святые Отцы согласны, что он из числа высших ангелов. 404. «Ужаснулась смерть, узрев, что снисшел во ад новый Некто, недержимый тамошними узами. Почему же, увидев Его, убоялись вы, вратницы адовы (Иов. 38. 17)? Какой необычайный страх овладел вами? Бежала смерть, и бегство обличило боязнь. Стеклись святые пророки, и законодатель Моисей, и Авраам, и Исаак, и Иаков, и Давид, и Самуил, и Исаия, и Креститель Иоанн, который вещает и свидетельствует: Ты ли еси грядый, или иного чаем (Мф. 11. 3)? Искуплены все праведные, которых поглотила смерть, потому что проповеданному Царю надлежало соделаться Искупителем добрых проповедников. И после сего каждый из сих праведников сказал: где ти, смерте, жало? Где ти, аде, победа (1 Кор. 15. 55)? Нас искупил Победодавец». Святого Кирилла Иерусалимского 14 Огласительное слово, § 19, по переводу Московской Духовной Академии. 405. «Когда сошел Господь Иисус Христос во ад, устрашились князи адские и возопили: Возмитесь врата плачевных, взошел Царь славы, Христос. Когда Господь сокрушил ад и, освободив из его плена души праведников, возносился на небо, то Небесные Силы, удивляясь новому чуду, вопияли: возьмите врата. Одни из них вопияли: Кто Царь славы? Другие отвечали: Господь сил, сходящий плотию, Бог-Слово, сидящий на престоле славы. Сын Отца, предвечно сущий со Отцом, сошедши на землю, восприял человечество и вознес его с Собою на небо — Царь славы». Толкование, заимствованное из святых Отцов и помещенное по третьей кафизме в Псалтири издания Киево-Печерской Лавры с толкованиями на брезе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Так что у нас нет причин для оправдания своей беспечности. И на вопрос о том, почему мы не достигаем меры великих древних святых наших правильнее отвечать так: «Потому что нет той же ревности духовной и решимости к жизни по Богу». 402 От степени ревности духовной напрямую зависит и степени святости. По слову св. Отцов, ревность – это такая добродетель, без которой не производится ничего доброго. 403 Это сила на творение заповедей. 404 Именуется сия сила по-разному: иногда как готовность или усердие работать Господу, иногда как решимость точного исполнения заповедей Божиих, а иногда как теплота и горение духа. В зависимости от смысла этих наименований ревность определяют то, как некую богоугодную мысль движимую раздражительной силой души, 405 то, как пса, ревниво охраняющего закон Божий, 406 то, как огонь, который пришел Господь воврещи на землю естества нашего ( Лук. 12:49 ). Из сего явствует то, что ревность духовная рождается внутренним изменением сердца, под невидимым действием благодати Божией 407 и есть такое горение духа, которое выражается неутомимостью и живостью в делах богоугодных без всякого саможаления. Именно ее имеет в виду св. апостол Павел, когда заповедует нам быть тщанием не лениви, духом горяще, Господеви работающе ( Рим. 12:11 ). Отметим, что быть тщанием не ленивым означает не только быстро и усердно действовать, но и добросовестно. «Чтобы кто не вздумал оправдывать своей медлительности тщанием, говоря: надобно же дело сделать как следует, он заповедует быть при тщании не ленивыми. А чтобы кто по той же лености не стал спешить делом, стараясь поскорее отделаться, сделавши дело кое-как, он при неленивости заповедует быть тщательными». 408 Но одной только видимости в делах благочестия недостаточно. «Внешнее исполнение уставов Церкви, равно как регулярность в делах, установляемая расчетливым рассудком, исправность, степенность и честность в поведении еще не суть решительные указатели, что качествует в нас истинно христианская жизнь». 409 Коль скоро к этому не присоединяется горячность духа, такого рода дела в сущности своей являются мертвыми, хотя носят имя будто живы ( Апок. 3:1 ). И насколько такое внешнее благочестие неугодно Богу видно из таких слов Господа: «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» ( Апок. 3:15–16 ). Видимое благочестие без соответствия внутреннего более всего неугодно Богу, ибо обманывает своей мнимой добропорядочностью не только окружающих, но и себя самого. В результате образуется нераскаянный фарисей, хвалящийся из-за внешнего своим благочестием. К внешнему благочестию должно присоединить внутренний жар к богоугождению.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Несмотря на его, Павла, немощи, через его страдания Христос и проповедуется с тем большим успехом 405 . В этом контексте и обретает выражение ставшая знаменитой мысль: Господь сказал мне: довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи. И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова ( 2Кор. 12:9 ). Показательно, что тема страданий заявляется буквально с первых строк послания, уже в традиционном благодарении: 3 Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, 4 утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих! 5 Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше ( 2Кор. 2:3–5 ). § 33. Послание к Галатам Послание к Галатам также относится к числу бесспорно аутентичных, наиболее характерных посланий ап. Павла с ярко выраженными, даже незабываемыми особенностями. По объему оно среднее, скорее тяготеет в большим посланиям, так что в каноне Нового Завета закономерно занимает место после больших Рим. и 1 и 2 Кор. Не будет преувеличением сказать, что Гал. – «одно из самых страстных и полемичных произведений Библии» 406 . Редкие библейские строки написаны с таким волнением и пристрастием. Объясняется это не просто пылкостью натуры ап. Павла, а тем, что в Гал. он полемизирует с богословием, которое грозит извратить Благую весть в ее самом главном аспекте. Если в 1 Кор. Павел писал на не менее волнующую тему созидания единства церковной общины при сохранении разнообразия служений в ней, то здесь дискутируется вопрос скорее вероучительный, но также основополагающий: значение соблюдения Закона как свода определенных правил и заповедей для спасения (оправдания) человека. Так в христианский словооборот вводятся в обновленном понимании термины «Закон», «благодать», «оправдание», «свобода» и др. Особо важное значение приобретает понятие «вера». В Гал. затрагивается волнующая тема: соотношение свободы – самого драгоценного и труднопонимаемого, трудновместимого дара Божия – и Закона, в рамках которого «привычнее» находиться человеку, рассчитывая «заслужить» праведность.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

И вновь, как это уже было в Южном Ханаане, подвергается, во исполнение заповеди Моисеевой ( Втор. 20:16–18 . Ср. Исх. 23:32–33 ) заклятию все дышущее (11:11,14), умерщвляются все обитатели захваченных городов. Асор разрушен и сожжен огнем, прочие захваченные города разграблены (11:14) и заселены. Как повелел Господь Моисею, рабу Своему, так Моисей заповедал Иисусу, а Иисус так и сделал; не отступил ни от одного слова во всем, что повелел Господь Моисею (11:15). Далее (11:16–23) писатель подводит итог всему, описанному в предыдущих главах: вся Обетованная земля завоевана, война завершена. Палестина – от горы Халак, простирающейся к Сеиру, до Ваал-Гада в долине Ливанской, подле горы Ермона (11:17) 403 – перешла во владение потомков Иакова. Исполнились древние обетования, данные Богом патриархам. Уже в древности библейские повествования о поголовном истреблении обитателей ханаанских городов вызывали соблазн у читателей. Древние секты, в частности маркиониты и манихеи учили о двух богах – «злом» Ветхого Завета и «добром» Нового. Как древняя Церковь отвечала на подобные претензии к Писанию? «Ни в коем случае не следует думать, – рассуждает блаженный Августин , – что была какая-то жестокость в том, что Иисус не оставлял в живых никого из жителей городов, захваченных им, потому что так заповедал Бог . Однако те, которые на основании этого повеления думают, что Сам Бог был жесток и посему не хотят веровать, что истинный Бог был автором Ветхого Завета, судят ложно как дела Божии, так и грехи людей, не зная того, что всякая вещь достойна страдания, и считая великим злом то, что разрушаются здания, предназначенные к падению и умирают существа, подверженные смерти» 404 . Августин рассуждает с позиции вечности. Только с этой позиции имеют смысл все земные события, кажущиеся порой такими несправедливыми, все суды Божии, совершающиеся на земле по предопределению Божию. Мера беззаконий, совершенных хананеями исполнилась и посему им надлежало быть истребленными с земли, дабы своим примером не развратить прочие народы и, прежде всего, Израиля. Поэтому, желая совершить Свой суд над развращенными и проклятыми ( Быт. 9:25 ) потомками Хама, Бог попустил хананеям воевать против Израиля – а значит против Бога – чтобы не иметь им оправдания. Ибо от Господа было то, что они ожесточили сердце свое и войною встречали Израиля, для того, чтобы преданы были заклятию и чтобы не было им помилования, но чтобы истреблены были так, как повелел Господь Моисею (11:20). «Сказание сие научает нас, – пишет блаженный Феодорит , – что Бог, располагающий все весом и мерою, попустил народам сим вести войну с израильтянами, чтобы не заслуживали они никакой пощады, но были истреблены по определению Божию» 405 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Его вид напоминал народу великих избранников Божиих. Даже казалось, что Иоанн именно был обещанным Илией, вестником о Мессии 405 . Если один внешний вид Иоанна производил на каждого такое впечатление, то сила проповеди еще более увеличивала его. Каждое его слово было словом, которое выливалось из глубины души, объятой одним горячим, непреодолимым стремлением поведать истину грешному и страдающему человечеству. Он не творил чудес, подобно Илии, но его слово отличалось чудным могуществом. Слово это было подобно молоту, разбивающему самое кремнистое сердце, подобно пламени, проникающему в сокровеннейшие помышления. Он не боится и не щадит никого. В его глазах все равны: и фарисей, и саддукей, и воин, и мытарь, и простолюдин, и князь 406 . Вот что говорит об Иоанне Крестителе Сам Спаситель: „Что смотреть ходили вы? Человека ли одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских. Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка... Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя 407 . Он был светильник горящий и светящий 408 . В речи каждого убежденного проповедника есть какие-то скрытые, тайные пружины, неведомые ни одному человеку. Как бурный, разлившийся поток увлекает за собою все, что встречает на пути, и нет никакой возможности противостоять этой силе; так бывает и здесь. Горячее слово проповедника, льющееся из самой глубины его искренней и любящей души, как-то незаметно для самого слушателя проникает в его сердце, и заставляет его изменить свою жизнь. Слушая и Иоанна Крестителя, каждый ясно убеждался в том, что это действительно великий пророк, муж праведный и святой. Даже более, у всех была затаенная, радостная мысль: „не Христос ли он?“ Так сильно и убедительно было его слово. Приходившие сюда все понимают, что действительно наступило время начать новую жизнь и обращаются к нему с вопросом: „что нам делать“? А Иоанн отвечает на этот искренний вопрос всего народа: покайтесь. И все исповедовали свои грехи, и давали горячие обеты исправиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010