Преподобный Симеон Новый Богослов в «Благодарении Богу (I)» описывает, как он вымолил себе у Бога духовного руководителя – старца 794 . В «Главизнах практических и богоразумных» содержатся основополагающие мысли преподобного Симеона Нового Богослова о выборе истинного старца и о благоговейном послушании ему 795 . К сущности старческого руководства относятся слова преподобного Симеона Нового Богослова о том, что как «повинующемуся», так и «управляющему» необходимо приобрести такое качество, как «неозабоченность», или «беззаботность» 796 . 351 Преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица, в русском переводе. – Репр. – СПб., 1995. С.25. [Далее: Лествица]. 353 Отметим, что именно эти слова Христа стали началом иноческого подвига прп. Антония Великого . Будущий основатель монашества воспринял их как обращение лично к нему и поступил точно по слову Божию: продал свое имение, раздал деньги нуждающимся и начал подвизаться. 356 Цит. по: Святая Русь: Энциклопедический словарь русской цивилизации/Сост. О. А. Платонов. – М.: Энциклопедия русской цивилизации, 2000. С.541. 357 См. ( Мф.19.10–12 ): «Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит». 397 В столп были заключены мученица Ирина при императоре Траяне, мч. Христина (†300) при Диоклетиане, мч. Варвара (†306). 398 Алексий (Кузнецов), иерш. Юродство и столпничество: Религиозно-психологическое, моральное и социальное исследование. – Репр. воспр. изд. 1903 г. (СПб.). – М., 2000. [Далее: Алексий (Кузнецов), иером. Юродство и столпничество...] 405 Евлогий (Смирнов), архиеп. Православное монашество в служении Церкви и миру: Диссертация на соиск. ученой степени магистра богословия. – Загорск: Троице-Сергиева Лавра, 1977. С.136–137.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Что это значило при дворе в роде древнеперсидского, трудно и вообразить. Золотые украшения, государственные одежды и остальным принадлежности туалета Артаксеркса, преемника Ксеркса, стоили 10,000 талантов, – сумму, которую можно определить только десятками миллионов рублей 405 . Дарственная одежда самого Ксеркса определялась греками в 12,000 талантов, и это, по-видимому, еще не была чрезмерная оценка, так как еще и в настоящем столетии некоторые персидские шахи носили изумительную по своей дороговизне одежду. Один путешественник по Персии (1817 – 1820 г.), описывая одеяние виденного им шаха, говорит: «он блистал бриллиантами, которые буквально ослепляли глаза. На голове у него была высокая трехсоставная пара, вполне покрытая бриллиантами, жемчугом, рубинами и смарагдами, так распределенными, что в них отражалась великолепная игра цветов. Среди рядов бриллиантов укреплено было несколько черных перьев, вероятно цапли, причем края их украшены были грушеобразными жемчугами необычайной величины. Самая одежда его была златотканная, покрытая по большей части таким же образом драгоценными камнями и жемчугом, а вокруг шеи висела нитка жемчугов, быть может самая большая в мире. Но его рукава и пояс превосходили все, потому что они блестели на солнце подобно огню. Правый рукав назывался «горой света», левый – «морем света», – так великолепны были бриллианты на них 406 . На такую-то царскую одежду и рассчитывал честолюбивый Аман. Но, к крайнему его изумлению и злобе, он услышал от царя приказ, чтобы он сам лично все это сделал по отношению к Мардохею, и гордый Аман, к изумлению всей столицы, должен был водить под уздцы коня, на котором сидел презренный Мардохей. Сановник чувствовал себя в отчаянии от такого унижения. Разбитый духом, он отправился на пир к Есфири, но там его ждала заслуженная участь. Довольный угощением, Ксеркс вновь предложил Есфири просить у него все, что только она захочет, повторив и свое обещание дать ей «хотя бы до полуцарства». Тогда Есфирь наконец решилась высказать свою просьбу, и сказала царю: «если я нашла благоволение в очах твоих, царь, и если царю благоугодно, то да будут дарованы мне жизнь моя, по желанно моему, и народ мой, по просьбе моей».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Ко второму пункту: Прилично упомянуть слово о. Иоанна Кронштадтского : «Когда ты про себя или в сердце говоришь или произносишь Имя Божие: Господь, или Пресвятая Троица, или Господа Саваофа, или Господа Иисуса Христа, то в этом Имени ты имеешь всё существо Господа; в нём Его благость божественная, премудрость беспредельная, свет неприступный, всемогущество, неизменяемость. Со страхом Божиим и верою и любовию прикасайся мыслями и сердцем к этому всезиждущему, всесовершенному, всеуправляющему Имени. Вот почему воспрещает заповедь Божия произносить Имя Божие всуе потому что имя Его есть Сам – единый Бог в Трёх Лицах, простое существо, в едином слове изображающееся и заключающееся, и в то же время не заключаемое, т. е. не ограничиваемое им и ничем сущим. Великие имена: Пресвятая Троица, или Отец, Сын и Святый Дух, или Отец, Слово и Св. Дух, воображённые в душе – суть Сам Бог и низводят в душу Самого Бога в трёх Лицах... Само Это божественное простое существо, может быть некоторым образом обнято нашей мыслию, одним словом» 401 . То же явствует из Добротолюбия 402 где сказано, что молитва Иисусова есть Бог; а также из православного катехизиса 403 : Преславными и различными именами нарещися может Бог, ихже никтоже от Него отлучити может 404 . Это изречение катехизиса относится почти и ко всем пунктам исповедания. Св. Симеон Новый Богослов ясно свидетельствует что Имя Божие есть Бог, так, что хотя мы называем Бога именами, которыми также и человеков называем, как например: отцами, сынами и Иисусами, но когда сии слова говорят о людях, то они суть просты и безжизненны, когда же этими именами именуют Бога, или истинного Иисуса Христа, тогда и имена эти суть Сам Бог Сый и Живый 405 . Из Евангелия видно тоже: «слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» ( Ин. 6:63 ). Если слова Господни суть «Дух и Жизнь» то чем же меньше суть те Его слова, которыми Господь наименовал нам Отца, Сына и Святаго Духа или Самого Себя Иисуса Христа? Если Имя Божие и всякое Слово Божие есть Дух и Жизнь, то что же это значит иное, как не Самый Бог? Ибо есть ли что под небесами, что было бы Духом и Жизнью, и не было бы Богом? И сия есть заповедь Его, да веруем во имя Сына его Иисуса Христа ( 1Ин. 3:23 ). Верующий в Него не судится, а неверующий уже осуждён, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия ( Ин. 3:18, 36 ). Еп. Игаатий Брянчанинов пишет: Положить другого основания для моления Именем Иисуса, кроме положенного невозможно, оно есть Сам Господь наш Иисус Христос 406 . Св. Ап. Ерма сказал: Сын Божий, Который явился в последние дни, но Которого Имя велико и неизмеримо, и держит весь мир 407 . Св. Иоанн Дамаскин в своей книге «Изложение православной веры»: О каждой Ипостаси Имя Бог, глаголется... Имя – Бог и общее естество знаменует и о кийждо ипостаси равно именуется, якоже и имя человек 408 ...

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Напомним, что Матфей – единственный из евангелистов, упоминающий об откровениях, получаемых в снах. 402 В начале его Евангелия Иосиф четыре раза получает такие откровения: сначала ему во сне является ангел и возвещает о том, что Мария родит от Духа Святого ( Мф.1:20–24 ); затем ангел является ему во сне, повелевая бежать в Египет вместе с Марией и Младенцем ( Мф.2:13 ); по смерти Ирода ангел вновь является ему во сне и дает повеление идти в землю Израилеву ( Мф.2:19 ), а по приходе в землю Израилеву он получает откровение поселиться в Галилее ( Мф.2:23 ). Волхвы во сне получают откровение на возвращаться к Ироду ( Мф.2:12 ). Рассказ о сне жены Пилата продолжает ту же линию, напоминая о том, что Бог может воздействовать на человека через сны. 403 Что означают слова во сне много пострадала? Означает ли это, как думают некоторые современные исследователи, 404 что жене Пилата приснился кошмар и она проснулась в холодном поту? Или же она, как думают другие, 405 проснулась от беспокойства о своем муже? Более убедительным выглядит толкование Златоуста: жена Пилата получает во сне откровение и «не просто видит она сон, но и страдает много, чтобы муж, хотя бы из сострадания к жене, помедлил совершать убийство». 406 Далее повествования Матфея и Марка вновь движутся параллельно. Марк пишет: Но первосвященники возбудили народ просить, чтобы отпустил им лучше Варавву. Пилат, отвечая, опять сказал им: что же хотите, чтобы я сделал с Тем, Которого вы называете Царем Иудейским? Они опять закричали: распни Его. Пилат сказал им: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее закричали: распни Его ( Мк.15:11–14 ). У Матфея рассказ несколько длиннее и отличается некоторыми подробностями: Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить. Тогда правитель спросил их: кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам? Они сказали: Варавву. Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят. Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят ( Мф.27:20–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

—405— человек. на которых упала башня Силоамская и побила их. виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам: но если не покаетесь, все также погибнете ( Лк.13:5 ). Действительно, Иудеи, не уверовавшие во Христа, погибли. Во время Иудейской войны на Иудеях исполнилось проклятие, которым они безрассудно заклеймили самих себя, когда сказали: Кровь Его на нас и на детях наших ( Мф.27:25 ). Напротив, Иудеи, принявшие христианство, спаслись. По свидетельству историка Евсевия Кесарийского 1898 , находившиеся в Иерусалиме и Иудее, христиане, помня предсказание Господне о разгроме Иерусалима, воспользовались Его советом поспешно бежать из Иудеи в горы. Хотя раньше взятия Иерусалима Римлянами не было еще мерзости запустения на святом месте, но, сопоставляя предсказания Иисуса Христа с совершавшимися событиями, они догадались, что время это наступает и что поэтому нужно, ни мало не медля, бежать из Иерусалима и Иудеи в безопасное место, а иначе гибель неизбежна. Они вспомнили слова Иисуса Христа: Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками: тогда знайте, что приблизилось запустение его. Тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы ( Лк.21:20:21 ). Приближение Римских войск к Иерусалиму убедило их, что время запустения наступает; и они бежали в город Пеллу, находившийся на границе Иудеи с Сирией и спаслись от тех нестерпимых бедствий и ужасной смерти, которые выпали на долю оставшихся в Иерусалиме. Не оправдались ли на них во всей точности слова Иисуса Христа, что из Иудеи нужно было бежать с величайшей поспешностью, чтобы спастись? Спасение этих благоразумных беглецов не указывает ли на то, что именно в это время совершились те ужасные бедствия, одним из которых было и осквернение святыни, поставление мерзости запустения на святом месте? Вполне исполнилось в это время предсказание Иисуса Христа и относительно тех несчастных, которые или не могли бежать во время из Иудеи, каковы беременные и пи- —406— тающие сосцами женщины, или и не желали, и не думали ни бежать, ни принять других действительных мерь к спасению 1899 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ис. 66:15 и сл.; Дан. 7:9 ; Мф. 3:11; 25:41 ; 2Фес. 1:8 ), сберегаемые огню на день суда и погибели нечестивых, когда мир будет также преобразован и обновлён (3:13). 8. От вас 397 же, возлюбленные, не должно быть сокрыто одно то, – объясняет теперь апостол христианам видимое замедление исполнения обетования Господа Бога, возвещённого пророками и Господом Иисусом Христом, – что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день 398 , для дел и управления Божьего миром не применима мера времени для дел и деятельности людей: Бог в один день может создать то, что человек только в тысячу лет, и наоборот: тысячелетний период – для Бога не есть долгий период, пред Богом не дольше дня; и, следовательно: 9. Не медлит Бог исполнением обетования, как это видимое неисполнение Богом Его обетования некоторые слабые в вере, нетерпеливые христиане считают медлением, но долготерпит ради вас 399 , не желая, чтобы кто-нибудь из тех, кому проповедуется евангелие, погибли, но чтобы все пришли к покаянию, переменили свой образ мыслей и обратились ко Христу 400 . Бог по своей любви не только послал Сына Своего единородного в мир, чтобы верующих в Него спасти и сделать блаженными ( Ин. 3:16 ), но и не допускает, чтобы наступил конец мира, пока не будет проповедано евангелие о царстве Его всем народам ( Мф. 24:14 ). В 10–13 ст. апостол, наконец, в противоположность отрицанию насмешников пришествия Господа, утверждает, что день Господень придёт, и мир будет преобразован, и присоединяет наставление христианам, чтобы в ожидании этого страшного и желанно-радостного для них дня они жили свято и благочестиво (ср. 1:3), чтобы войти в царство Господа (ср. 1:4, 11). 10. Придёт 401 день Господа Иеговы, придёт Господь наш Иисус Христос 402 , неожиданно, внезапно, как тать ночью 403 , и тогда (ν  – в этот день) небеса прейдут, исчезнут с быстротой молнии 404 ( Исх. 34:4 ; Откр. 6:14 ), стихии же, небесные тела 405 , разгоревшись, в сильном огне и жаре, разрушатся, и земля и дела, принадлежащие и существенно свойственные земле, сгорят 406 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

применительно к христианской «мистике» – еще одно «мистериальное» слово! – Псевдо- Дионисий Ареопагит ). Однако модальность этих элементов внутри христианской символики как целого всякий раз определяется центральным аспектом этого целого: сакральный знак и символ есть «знамение», требующее «веры» (как доверия к верности Бога 399 ), и одновременно «знамя», требующее «верности» (как ответа на «верность» Бога 400 ). «Вера» и «верность» – одно и то же (древнееврейское «‘emunah», греческое πστις, латинское «fides» означают оба эти понятия). Выраженная в сакральном знаке «тайна» есть в христианской системе идей не только и не столько эзотерическое достояние немногих, сберегаемое от толпы, сколько военная тайна, сберегаемая от врагов. Повсеместно верили, например, что «стратегический план» воплощения и страдания Христа был тщательно скрыт от дьявола. «Я не поведаю врагам Твоим тайну», – обещает Христу верующий («верный»!) в одном византийском песнопении 401 . Место мистериально-гностической оппозиции «посвященные – непосвященные» 402 заступает совсем иная оппозиция: «соратники – противники»; в число последних включены «враги зримые и незримые» – люди и бесы. Для онтологического нейтралитета не остается места. Поэтому два евангельских изречения, нередко воспринимаемые как выражение двух противоположных точек зрения («терпимой» и «нетерпимой»), на деле имеют совершенно идентичный смысл. «Кто не против вас, тот за вас» 403 ; но «кто не со Мною, тот против Меня» 404 ; всякий, кто не становится под одно «знамя» ( σημειον), тем самым уже обязывается верностью другому «знамени». «Знамя» стоит против «знамени», и «знамение» против «знамения». «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце… И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами…» 405 Настоящее состояние бытия вплоть до конца этого «эона» – священная война, «меч и разделение» 406 во всем «видимом и невидимой» космосе, и человек участвует в этой войне как «верный» или, напротив, «неверный» воин 407 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

В век апостольский жили люди, следовательно, и они подчинены были тому же закону. И нет ничего проще, как доказать это. Возьмём, например, хоть жизнь апостола Павла, о которой до нас сохранилось наиболее подробных и достоверных известий. Что же видим? То, чего и можно только ожидать, имея дело с людьми по плоти и крови. Вот рассказ из книги „Деяний“, относящийся к эпохе тотчас после т. н. апостольского собора. „Павел и Варнава (тоже апостол) жили в Антиохии. По некотором времени Павел сказал Варнаве: пойдём опять, посетим братьев наших по всем городам, в которых мы проповедали слово Господне. Варнава хотел взять с собой Марка (известного евангелиста). Но Павел полагал не брать отставшего от них в Памфилии и не шедшего с ними на дело, на которое они были посланы. Отсюда произошло огорчение (или по славянскому: „распря“), замечает автор книги „Деяний“, так что они разлучились друг с другом, и Варнава, взяв Марка, отплыл на о. Кипр“ ( Деян.15:35–39 ). Скажите: сердился или не сердился Павел на Марка, когда этот последний в прежнее время отказался идти с первым на проповедь? Сердился или не сердился он, когда отказал Варнаве в его просьбе взять теперь Марка для совместного миссионерского путешествия? Или: как относился и Варнава к Павлу, когда он прервал сношения с этим последним? Если между указанными тремя лицами, по выражению автора книги „Деяний“, произошла „распря“, то вероятно ли, чтобы при этом дело обошлось без более или менее сильных душевных движений? Возьмём другой случай из жизни того же Павла, служащий до сих пор камнем преткновения и соблазна для комментаторов. Случай этот, хоть и —405— очень кратко, описан самим Павлом и единственно им. Дело опять происходило в Антиохии и по-видимому спустя немного времени после т. н. апостольского собора. В то время, когда в этом городе находился Павел (а с ним и Варнава), сюда же с неизвестной целью прибыл и апостол Пётр. Зная, что Павел был приверженцем евангельской свободы и противником иудейских обрядовых законов, Пётр, когда ему приходилось бывать здесь в домах язычников, нимало не стесняясь, во время трапезы ел из общих чаш с ними.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

12) Сам Христос запретил не только почитать мощи праведников, а даже строить им гробницы и украшать памятники их: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников» ( Мф. 23:29 ). 12) Почитать мощи святых Христос никогда не запрещал; это выдумка сектантов. В приводимых же ими словах Спасителя обличается не построение гробниц пророкам и не украшение их памятников, ибо, как мы знаем, гробницы и памятники святых людей глубоко уважались и чтились верующими иудеями ( 4Цар. 23:1–18 ); ими Христос обличает книжников и фарисеев за их лицемерие (ст. 28), говоря, что они уподобились своим нечестивым отцам, которые строили гробницы и украшали памятники тем пророкам, которых сами же убивали, не желая слушать справедливые их обличения в неправде и неверии: «Горе вам, говорит Спаситель, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите (напоказ) гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: «если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков»... вот Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город» ( Мф. 23:29–34 ). Приведенные слова Христа блаж. Феофилакт так изъясняет: «возвещает Он горе не за то, что они созидают гробы для пророков (это дело богоугодное), но за то, что, делая это лицемерно и осуждая отцов своих, они поступали хуже их, превосходили их нечестием и очевидно лгали, когда говорили: если бы мы жили во дни отцов наших, то не убили бы пророков; ибо они хотели убить Самого Господа пророков» (Благов. ч. 1, стр. 404–405. Казань, 1855 г.). 13) Нетление мощей, мудрствуют сектанты, противоречит законам природы, по которым всякое живое существо, следовательно, и человек, должно в конце концов умереть, подвергнуться тлению и разрушению. 13) Всемогущий Бог, создавший из ничего весь мир и давший природе известные законы ее бытия в силе ограничивать и в известных случаях направлять их так, как Ему угодно. Известные действия Божьи называются чудесами именно потому, что они совершаются не в обычном порядке явлений и известных нам законов природы, а совершаются непонятным для нас образом всемогущей силой Божьей. Господь, воскресивший из мертвых и ожививший уже смердевшее тело Лазаря в силе сделать нетленными и тела умерших «друзей» Своих, святых угодников Божьих, для прославления Себя и их и для укрепления в вере немощных: «человекам это невозможно, Богу же все возможно» ( Мф. 19:26 ). Мудрствование сектантов лучше всего опровергается самим существованием нетленных мощей.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

402 В Ветхом Завете было предписано десятину своего достатка приносить в жертву Богу: этим благословлялось и обладание, и пользование остальным имуществом. 403 Mnsr. Жюжи делает здесь пояснение: «Оратор желает сказать, что число 10 сформировано сложением: 1+2 + 3 + 4=10. 405 В древней Церкви крещение оглашенных совершалось с особой торжественностью в Великую субботу на Литургии. Поэтому в память этого в течение всей пасхальной седмицы вместо Трисвятого поется: «Елицы во Христа креститеся, во Христа облекостеся» ( Гал.3:27 ). 411 Моисей, прежде чем установил Закон, пребывал в посте; здесь имеется в виду скорее: если мы желаем установить в нас самих закон Божий, утвердить его в нас и сохранить. 423 Окончание фразы передаем в свободном переводе. Оригинал: «но таким образом следует воздерживаться, чтобы не удушить жидкими выделениями источник ощущений». 427 Ис.58:6. Рус. пер.: «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу и расторгни всякое ярмо». 428 Ис.1:17. Рус. пер.: «Научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову». 470 В «Oeuvres complétes» слово в Неделю Православия значится как написанное в 1451 г. Однако в своей статье о св. Георгии Схоларии, написанной много позже (именно в 1941 г., в то время как первый том Полного собрания сочинений св. Георгия Схолария был издан в 1928 г.), Mnsr. Жюжи относит эту проповедь к 1444 г., и это представляется правильным по ряду причин. 472 Т. е. Божественное воплощение должно было быть истинным приятием плоти, а не призрачным, кажущимся, как это учили гностики. 479 Скобки в оригинале. «Лучший», т. е. Бог. См. толкование этого слова у Лампе: Patristic Greek Lexicon. P. 777. 487 Скобки принадлежат оригиналу. Текст мы поставили в том месте, где это следовало, а не следуя его местоположению в оригинале. 488 Скобки принадлежат оригиналу. Текст мы поставили в том месте, где это следовало, а не следуя его местоположению в оригинале.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Shola...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010