Потом я осмотрел все место. Над отверстием колодца устроена была из камней довольно немалая комната со сводом, четвероугольная, оштукатуренная. Восточная стена лучше других уцелела; она кверху полукруглая и имеет следующий вид ; линия поперечная означает выступ и, следовательно, углубление над самою аркою; этот выступ попорчен; только левый угол его сохранился; судя по этому углу, нельзя думать, чтобы тут был престол; ибо выступ узок: нельзя на нем священнодействовать. Однако-же, он служил же для чего нибудь? Судя по обвалу этой стены, я полагаю, что выступ имел вид выема, в средине вдавшегося в комнату, и на этом-то обвалившемся выеме совершалось богослужение. Прочие стены обвалились и засорили всю комнату. В западной стене, в обоих углах, есть отверстия. Пролезши чрез них, очутишься в двух комнатах или коридорах, в которых можно свободно ходить. Эти коридоры имеют двери, но обрушившееся за ними здание церкви не позволяет отворить их. Стало быть, из церкви был двойной ход к самому отверстию колодца. Быть может, одним коридором входили сюда, а другим выходили, дабы столпившийся народ не заградил сам себе выхода, разместившись по обоим коридорам. Из одного коридора Семен Максимыч вынес несколько камней; и я взял один камешек для памяти, – Самое внутреннее горло колодца было не в таком виде, в каком оно теперь находится. Какой-то большой бело-желтый камень, служивший, кажется, вместо двери, накось уткнулся в горло колодца и заслонил его собою немало. – Вылезши оттуда, я очень рад был, что удалось мне исследовать хорошенько место, освященное Спасителем человеческого рода. Потом я обошел кругом все место, где древле стояла церковь . Еще хорошо виден северо-восточный угол её. Судя по этому углу, полагаю, что колодец находился под алтарем; и в него входили из предалтарной церкви по ступеням, ведущим в вышеупомянутые два коридора. Там, где были эти ступени, и теперь заметны два углубления, в которых торчат 4 гранитные колонны. Нельзя теперь судить точно об обширности церкви, потому что самые развалины заросли землею и образовали холмик. За левой стороной холмика есть еще остаток гранитной колонны, и около северо-восточного угла есть кусок такой же колонны. Вот единственные остатки храма, который должен быть невелик, но богат, и строен царскою рукою; ибо гранитные колонны поставить около Сихема мог только царь. – Лишь только отошли мы от колодца, арабы опять заметали камнями наружное отверстие.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Нельзя не видеть, что в последнем Указе своём Святейший Синод проявил ещё более снисходительного отношения по вопросу о молитве за умерших инославных, разрешив совершать над ними панихиды не только в частных домах, но и в помещениях, принадлежащих военному ведомству, т.е. разрешил совершать над ними панихиду, запретив только придавать ей характер молитвы церковной, молитвы всенародной, совершаемой в храме Божием для одних верных чад Церкви Христовой. В 1905 году преосвященный Стефан, епископ могилёвский в своём рапорте от 22-го января за коснувшись вопроса о необходимости удовлетворения просьб православных – хоронить умерших их родственников инославного исповедания, представил в Святейший Синод составленный им сокращённый чин панихиды по усопшим инославным и их погребения, в случае неимения на лицо священнослужителей их вероисповедания, с ходатайством о разрешении употреблять этот чин в могилёвской епархии в тех случаях, когда о том просят наиболее близкие почившим православные родственники, сослуживцы или ученики. Святейший Синод определением от 6 февраля – 8 марта 1905 года ходатайство это отклонил, рекомендовав могилёвскому епархиальному начальству руководствоваться в вопросе о погребении и поминовении умерших воинских чинов инославного исповедания указаниями, изложенными в циркулярном доверительном письме первенствующего члена к епархиальным преосвящённым от 31 января 1904 года за о чём преосвященный Стефан и был уведомлён указом от 10 марта 1905 года за 2618. Сводя в одно всё изложенное об отношении русской церкви к вопросу о молитве за умерших инославных христиан, мы можем сделать следующий вывод: 1) Русская Церковь , начиная с 1797 года и до последнего времени, разрешала молитвы за усопших инославных, причём официально разрешала молиться за одних умерших воинских чинов инославного исповедания, неофициально – за всех умерших инославных; 2) не выработав ещё определённого чина панихиды и погребения умерших воинов инославных исповеданий, она определила совершать по ним молитвы лишь в частных домах и помещениях, принадлежащих военному ведомству, без внесения умерших пред их погребением в храмы и без включения их в церковное поминовение; 3) русская церковь разрешила совершать в частных домах по умершим воинам инославного исповедания панихиды, без указания самого чина последних, и позволила православным священникам, при поднятии тела умерших инославных петь или читать 118 псалом, а провожать умерших к могилам в священнических облачениях, с пением молитвы «Святый Боже», с каковой священной песнью и опускать тела умерших в могилу. III глава

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

«Братие, говорит апостол Павел, не хочу оставить вас в неведении о умерших, дабы вы не скорбели, как прочие не имеющие надежды. Ибо если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисуса Бог приведет с Ним. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе архангела и трубе Божией сойдет с неба и мертвые во Христе воскреснут прежде, потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе и так всегда с Господом будем.» ( 1Сол.4:13–17 ). Вникнем глубже в слова этого глубокопоучительного апостола. Братие, не хочу оставить вас в неведении о умерших, дабы вы не скорбели, как прочие не имеющие надежды (13 ст.). Солуняне, к которым апостол писал это послание, заблуждались касательно участи умерших. Они думали, что Христос явится с неба и составит из верующих, которые доживут до дня Его пришествия, земное царство; а те, которые умерли прежде, лишены будут участия в этом царстве и потому плакали о них, как о несчастных. Такой взгляд их на умерших был сходен со взглядом язычников, которые в смерти видели одно тление и разрушение и за смертью не допускали никакой жизни. Апостол, обличая их заблуждение, восхотел выяснить светлое состояние умерших по смерти их, чтобы они не печалились о них, как язычники, не признающие жизни по смерти. Апостол, впрочем не воспрещает плакать об умерших, он воспрещает только те слезы отчаяния, которые льются без веры и упования на будущую бессмертную жизнь, как плакали язычники. Ибо если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших во Иисусе Бог приведет с Ним (14 ст.). Основанием для блаженнаго воскресения умерших апостол полагает веру в воскресение Христово. Господь Иисус Христос для того и приобщился плоти нашей и крови, чтобы в человеческом естестве умереть и воскреснуть и тем положить начало нашему воскресению и избавить от страха смерти тех, которые прежде Его воскресения были подвержены рабству ея без надежды и упования на лучшую жизнь по смерти ( Ebp. II, 25 ст.). Вера во Христа воскресшего, совершенного Бога и человека, вводит верующих в тесное общение со Христом и служит верным залогом их воскресения. Не может быть, чтобы соединенные со Христом Богочеловеком в духе веры, усвоив дух Его, как члены своей Главы, остались в узах смерти. Так как умершие, во время жизни своей, жили верой во Христе, отображали в деятельности своей дух Христов и умерли с верою во Христа воскресшего, то и Бог умерших, таким образом во Христе приведёт с Ним в Его царство к вечной жизни. Сказав, что Бог умерших в Иисусе приведет с Ним, апостол имел в виду человеческое естество во Христе; ибо по Божеству Своему Он Сам имеет власть и силу приводить верующих, умерших в вере в Него, в Свое царство.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

По поводу черепа на экране эксперт О.В.Лукина подробно рассказывает о том, что «выполнена компьютерная томография черепа на мультиспиральном томографе … с дальнейшим апостериорным построением различных вариантов реконструкций…»(с.448). Далее эксперт сообщает, что «мы не знали, на момент исследования, кому принадлежит череп…». Отмечает, что форма черепа - «доликефалическая, с достаточно высоким лбом подбородочный выступ справа…» (с.449). Совершенно ясно, что доликефалическая форма черепа упоминается, имея ввиду форму головы Императора. «Подбородочный выступ справа», - утверждает эксперт, подтверждая мнение другого эксперта см. на с.440) ; но, как показал Э.Агаджанян, выступ на фото Императора действительно был слева (см. «Царская Голгофа…с.18-19). При этом, если на с.448 эксперт показывает череп хотя бы на экране; эксперт на с.440 череп вообще не показывает. Но дело в том, что известный по другим источникам череп как мы выше видели, вообще иной, чем на экране на с.448. При сем непонятно, каково происхождение черепа на экране? Но и череп в раскопе вряд ли подходит Императору. Все же общий вид весьма отличен от пропорций головы Николая Александровича. Можно понять комиссию, кот. отвергла этот вариант. Но все же, откуда другие головы? И кому принадлежит этот скелет? Таким образом, у нас, оказывается, уже три черепа (не считая рябовского), каждый из которых может считаться императорским, согласно официальным материалам следствия. Что с этим делать? И, безотносительно к главному вопросу, есть ли здесь вообще, Царская семья, возникает проблема достоверности в чисто научных рамках. Ведь у остальных трех мужских скелетов с черепами, как будто, пока «все на месте». Почему же с основным черепом такая странная история? Также возможен вопрос из чистой любознательности, кому теперь приписан «рябовский» череп. На эти вопросы не отвечают даже самые профессиональные публикации. Так, в статье Абрамова «Краниафациальная идентификация останков из екатеринбургского захоронения» приводится ценная для нас схема 1991 г. и подробно обосновывается, что «наиболее пригодными объектами для исследований… были черепа… черепа нельзя было перепутать…» (с.4). На с.10 приводится таблица фотосовмещений для черепа Эти фотосовмещения проводятся по черепу, который именуют головой Николая Второго, но опубликованная здесь же схема 1991года показывает, как мы уже знаем, совершенно другой облик. . (журнал «Судебно-медицинская экспертиза», 5, 98). Так что все наши вопросы вновь сводятся к тому, как и в какой момент голова из схемы !991г. (еще и опубликованная на фото архим. Тихоном), была заменена другим черепом.

http://ruskline.ru/analitika/2023/05/17/...

1089 Мосх, 2869 и 3080; житие Феодора Сик., 421, 450. Ср. сноску 1036: «Последнее выражение очень характерно...». 1093 Например, житие Симеона Дивногорца, 3149; житие Петра Ивера (пер. Марра в «Прав. Пал. Сбор.», 47:105); Палладий, Лавз., 27. Рассказ Палладия рисует очень симпатичными чертами жизнь праведного виноградаря (βαλσαμουργς) Амуна Нитрийского, который с утра до вечера с великим прилежанием трудится в винограднике, и только вечером, вернувшись домой, к своей девственной жене, имеет время поесть. 1096 Жития: Симеона Ст., 20; Полихрония (Anal. Boll., 26:175); Феосвия (ibid., 192); Григория Акритского (Syn. Eccl. C -pol., 372); Евстратия Авгарского, 384; Давида, Симеона и Георгия, 213; Иоанникия В., 83 и 333; Луки Элладск., 85. 1104 Например, целая рыбачья деревня возле Александрии, в рассказах аввы Даниила (Clugnet, 17:18). 1110 Жития: Ефвимия В., гл. 78; Ипатия Руфин., 264. О рабах у крестьян (а, может быть, у небольших помещиков) сообщает не раз Земледельческий Закон: §§ 71, 72, 45, 46, 47. 1119 О различных формах аренды земли, пашни и виноградников см. Земледельческий Закон; 16, 12, 13, 14, 10. 1131 Стр. 264. В виду того, что греческий текст в этом месте представляет лакуну, трудно точно решить – не представляют ли эти debita каких-нибудь оброков крестьян-колонов. 1143 Стр. 3024. Впрочем, в византийских «мисфиях» следует видеть нечто вроде кабальных людей, безнадёжно задолжавших хозяину. См. Эклога, VIII, 6. 1152 Чудеса, 689–690 (целый ряд чудес: исцеление домашних животных, спасение нив от наводнения, излечивание болезней у крестьян и т. д.). 1161 Житие, 392 и 429; рассказ о перенесении мощей, Anal. Boll., 20, 270; ср. рассказ Прокопия (Anecd., 164) о кесарийском риторе, который купил за три кентенария приморскую деревню. 1172 Стр. 201. О невыносимом гнёте монастырей и насильственном обезземелении ими крестьян см. Attaliates, 61. 1189 Примеры в житиях: Феодора Эдесск., 60; Филарета Мил., 64, Никиты Испов., 449; Евстратия Авг., 381. 1201 Loc. cit.; ср. о переселении в жатвенное время Василия I в свои имения Theop. Cont. 218. В «проастии» Григория были нивы и виноградники, посредине которых находилась часовня во имя ангела хозяина.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сектанты заблуждаются, не зная Писания и не исполняя учения Христова; «всякий же преступающий во учение Христово и не пребывающий в нем, – по словам св. Апостола Иоанна, не имеет Бога» ( 2Ин. 1,9 ). А не могут ли служить основанием для отрицания молитвенного обращения к Святым слова св. ап. Павла: «Един Бог , един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» ( 1Тим. 2, 5 ). Нет, не могут, так как посредником Христос называется в смысле нашего Искупителя. Как Искупитель, Христос один посредник между Богом и людьми что же касается посредников молитвенных, каковыми являются Ангелы и св. Угодники, то таковых может быть много. Св. ап. Павел в послании к Коринфянам пишет: «дабы за дарованное нам, по ходатайству многих, многие возблагодарили за нас» ( 2Кор. 1, 11 ). XII. О молитвах за умерших. Что еще отвергают сектанты из учения, прав. Церкви? Молитвы за умерших. Правильно ли поступают сектанты, отвергая молитвы за умерших? Нет, не правильно, потому что молиться за умерших нам заповедует Слово Божие. Где в Слове Божием содержится заповедь о молитвах за умерших? Св. апостол Иаков писал христианам: «молитесь друг за друга» (5, 16 – ср. 1Тим. 2, 1 ). Если же следует молиться за живых, то необходимо молиться и за умерших, ибо у Бога нет мертвых: у Него все живы. «Бог же не есть Бог мертвых, сказал Спаситель, но живых, ибо у Него все живы» ( Лк. 20, 38 ). « А живем ли, – писал христианам св. ап. Павел, для Господа живем, умираем ли для Господа умираем, и потому живем ли, или умираем, всегда Господни» ( Рим. 14, 8 ). Имеются ли в Слове Божием указания на то, что люди молились за умерших? Имеются. Пророк Варух молился за умерших, говоря: «Господи Вседержителю, Боже Израиля! Услышь молитву умерших Израиля и сынов их согрешивших пред Тобой... Не вспоминай неправду отцов наших» ( Варух. 3, 4–5 ). Во второй книге Маккавейской повествуется о том, как Иуда Маккавей совершил моление о воинах, павших в сражении: «на другой день бывшие с Иудой пошли, как требовал долг, перенести, тела падших... И нашли они у каждого из умерших под хитонами посвящённые иамнийским идолам вещи, что закон запрещал Иудеям... И обратились к молитве, прося, да будет совершенно изглажен содеянный грех... Сделав же сбор по числу мужей, он (Иуда) послал в Иерусалим, чтобы принесть жертвы за грех». При этом св. писатель добавляет: «Он (Иуда) поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении. Ибо, если бы он не надеялся, что падшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых. Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, – какая благочестивая мысль! – посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха» ( 2Мак. 12, 39–45 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Для предотвращения случаев погребения мнимо-умерших, закон велит предавать земле тела умерших не ранее третьих суток, и при том удостоверившись в их смерти. Если же появляется сомнение в наступлении смерти, то, по смыслу закона и по долгу человеколюбия, следует отложить погребение, пока не обнаружатся очевидные признаки смерти. Но умерших от заразной болезни можно хоронить и раньше указанного срока, чтобы предотвратить распространение заразы; позволяется также, во время сильной летней жары, погребать тела умерших по прошествии только одних суток после их смерти, если, по свидетельству врача или (при его отсутствии) по свидетельству полицейских властей и священника, нет повода сомневаться в наступлении смерти. Прежде судебно-медицинского осмотра и без разрешения местных полицейских властей священникам строго запрещено предавать земле: а) тела умерших насильственной смертью, следствии внешних повреждений, от ушиба, раны, падения с большой высоты и т. п.; б) тела умерших скоропостижно, с проявлениями необычных припадков, подающими повод подозревать отравление, и вообще – людей, которые, по видимому, были здоровы и умерли скоропостижно от неизвестной причины; в) найденные мертвые тела, а также утонувших, умерших от чрезмерной дозы крепких напитков, замерзших и т. п.; г) когда появляются жалобы о смерти вследствие недопустимого лечения шарлатанами и другими людьми, не имеющими права на лечение; а также тела умерших от наружного употребления вредных припарок, мазей, ванн, умываний, пудры и др.; д) в тех случаях, когда есть подозрения в умышленном умерщвлении и изгнании плода. Примечание. Вскрытие тел священнослужителей и монашествующих производится с разрешения епарх. архиерея (или, в крайнем случае, с согласия Благочинного), в присутствии представителя духовной стороны, который должен предоставить архиерею заверенную следователем копию протокола. По установившемуся обычаю, тела умерших православных вносятся в церковь для совершения над ними чина отпевания; но не позволено держать их в церкви более суток, и то – в случае крайней необходимости. Отпевание умерших от заразной болезни должно совершаться или в домах, или на месте погребения (не в церкви).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevcov...

Итак, вот о каких людях, как живых, так и умерших, Церковь не может молиться: 1) о явных хулителях Бога и Его Церкви; 2) об отрекшихся от Христа, как Сына Божия; 3) о непочитающих за святыню Кровь Завета, то есть не признающих в таинстве Евхаристии реального пребывания спасительных Тела и Крови Христовых; 4) не может Церковь , конечно, молиться о тех умерших инославных, которые при жизни своей отвергали самую возможность молитвы за умерших и, наконец, 5) не может молиться и о самоубийцах, сознательно лишивших себя жизни, этого величайшего Божьего дара. IV глава Остаётся разрешить ещё вопрос о характере и содержании самой молитвы за умерших инославных. Святейший Синод, разрешая молитвы за инославных, всегда был против дозволения совершать над ними молитвы общественно-церковные, почему, как мы уже видели, запретил вносить тела умерших инославных в православные храмы, записывать таких умерших в диптихи и совершать над ними полный чин православного погребения. Это и естественно. Совершение церковно-общественного чина и православного погребения над умершим есть открытое признание и засвидетельствование Церковью своего единения в вере с почившим членом её, и право на это внимание Церкви и её особенно усиленное ходатайство пред Богом за умершего принадлежать только лицу, умершему в единении с Церковью по вере и жизни. Этим правом не могут и не должны пользоваться люди, нарушившие единство веры и умершие вне общения с Церковью, вне её молитв и благодатных таинств; почему совершение церковно-общественной молитвы за инославных христиан, умерших вне ограды Церкви, ни в коем случае не может быть допущено. Что касается самого чина погребения умерших инославных, то он должен быть выработан, как особый и отличительный от чина православного погребения. В своём Указе от 28 января 1904 года за 394 Святейший Синод «признавал возможным дозволить православным священникам, не совершая по усопшему воинскому чину инославного исповедания поминовения в церкви, отправлять по нём панихиды в частных домах и в помещениях, принадлежащих военному веломству». Но каким чином совершать эти панихиды, не указал и даже отклонил ходатайство преосвященного могилёвского погребать инославных по представленному им в Синод особому, им составленному, сокращённому чину погребения инославных, подтвердив, чтобы могилёвское епархиальное начальство по вопросу о погребении инославных руководствовалось вышеупомянутым Указом Синода от 28 января 1904 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Установив то положение, что молитвы православных христиан за умерших христиан инославного исповедания возможны, что они не имеют для себя запрещения в церковных канонах, допускались раньше и теперь допускаются в практике Греческой и Русской церквей, – необходимо решить вопрос: над всеми ли умершими инославными христианами можно совершить эти молитвы? Вопрос этот необходимо решить, ибо разрешение Святейшего Синода молиться за умерших инославных коснулось одних только воинских чинов инославных исповеданий. Разрешив молиться об инославных умерших воинах и погребать их, Святейший Синод ни в одном из своих указов не коснулся вопроса о том, всех ли умерших инославных лиц военного сословия можно удостаивать молитв и погребения? Даже митрополит Филарет не останавливается на подобном решении этого вопроса. Между тем отсутствие точного руководственного указания по этому вопросу со стороны высшей духовной власти может вызвать в практике большие и нежелательные недоразумения, хотя бы, например, в том смысле, что, к великому огорчению и оскорблению религиозного чувства православных христиан и к большому соблазну раскольников, сектантов, да и самих инославных, православные священники могут хоронить и таких умерших, которые нераскаянно умерли в тяжких грехах или в явной вражде и ненависти к самой православной вере и Церкви. Разрешив православным священникам совершать молитвы по усопшим воинам инославных исповеданий, Святейший Синод в этом случае «принял во внимание потребность в христианском утешении скорбных родных и близких умершего, просящих о поминовении и ищущих в молитвах православной церкви успокоения в постигшем их горе, а равно и исключительное положение усопших воинов, подвизавшихся наравне с нашими православными воинами, даже до лишения жизни своей за Монархов наших и за отечество, следовательно, и за самую в нём исповедываемую православную веру». Но кто же будет утверждать, что «потребность в христианском утешении у скорбных родных и близких умершего» может быть только тогда, если покойник – военный, что только родные военных умерших испытывают горе и ищут в молитве успокоения, что ничего подобного не переживают те, у которых умершие не служили в войсках? Равным образом может ли кто-нибудь отрицать, что жертвуют жизнью за Монарха и отечество не одни лишь военные, а и лица других сословий, честно и самоотверженно несущие свои обязанности, как граждане и верные сыны отечества, часто, особенно в наше время, мужественно умирающие за его благо и спокойствие? Отдавать, следовательно, преимущество в своём снисхождении родным и близким одного военного сословия и разрешать молиться за умерших только военных, Церковь не имеет ни религиозных, ни нравственных оснований: её любовь и снисхождение должны одинаково простираться на всех умерших, без различия их сословий.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

9) На чем основывают христиане возможность и обязательность молитв и милостыни за умерших? 9) Прежде всего новозаветная Церковь основывает свои молитвы и милостыни за умерших на приведенных примерах, бывших в Церкви ветхозаветной. Если подзаконные люди, ожидавшие своего Избавителя, молились об умерших, то мы, христиане, искупленные Христом и живущие уже «не под законом, а под благодатью» ( Рим. 6:14 ), имеем еще большее дерзновение в этой молитве, ибо мы «приняли Духа усыновления, Которым взываем: Авва, Отче! Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы дети Божьи» ( Рим. 8:15–16 ). Сам Христос обещал нам: «если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю» ( Иоан. 14:13–14 ). Вот на чем основана у христиан вера в возможность молитв за умерших! Обязательность же для верующих молиться за умерших основана на том, что христиане должны «молиться друг за друга» ( Иак. 5:16 ), «о всех святых» ( Еф. 6:18 ), «за всех человеков» ( 1Тим. 2:1 ), ибо тот только христианин и «дитя Божье», кто любит братьев своих ( 1Иоан. 3:10 ), а так как умершие живы душами, ибо «у Бога все живы» ( Лк. 20:38 ), то все христиане должны любить умерших и молиться о них, ибо христианская любовь «никогда не перестает» ( 1Кор. 13:8 ). 10) За всех ли умерших можно молиться? 10) Молиться можно и должно за всех умерших, но только скончавшихся в вере Христовой. Нельзя же молиться за умерших «в грехе к смерти», т. е. за сознательно и произвольно грешивших до самой смерти и не считавших грехи грехами, – за хуливших св. Духа, за не признававших святыней Кровь Завета, т. е. отвергавших догмат искупления, и за совершивших в здравом уме самоубийство, как за людей, восставших против Начальника жизни (Канонич. ответы Тимофея, еп. Александрийского: вопрос 14–й). «Если кто любит брата своего, совершающего грех не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, т. е. согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился» ( 1Иоан. 5:16 ). «Всякий грех и хула, говорит Спаситель простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам. Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12:31–32). «Если мы, учит ап. Павел, получив познание, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некоторое страшное ожидание суда и ярость огня. Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь Завета, которой освящен, и Духа благодати оскорбляет?» ( Евр. 10:26–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010