Законопроект о кремации останков из брошенных могил: эксперты говорят о десятках млн захоронений Москва, 22 апреля 2015 г. Федеральное министерство строительства и ЖКХ предлагает направлять в государственную собственность обнаруженные драгоценности в ходе планируемой массовой кремации останков из заброшенных могил, пишут «Известия» . Фото: Дмитрий Шипилов      Ранее в ведомстве был подготовлен вариант проекта ФЗ «О похоронном деле в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» (есть у «Известий» ), согласно которому министерство предлагает кремировать останки из заброшенных могил. Как ранее сообщили «Известиям» в пресс-службе Минстроя, на сегодня ведомство приблизительно оценивает площадь заброшенных захоронений в 18–25 тыс. га. В предполагаемом объеме заброшенных захоронений могут быть десятки миллионов могил. И все останки подвернутся сожжению Эксперты в области похоронного дела говорят, что в предполагаемом объеме заброшенных захоронений могут быть десятки миллионов могил. При этом специалисты даже приблизительно не берутся оценить возможное количество драгоценных камней, золотых и серебряных украшений, других ценностей, которые находятся в данных захоронениях. — Разработанный Минстроем России законопроект «О похоронном деле в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» определяет брошенное место захоронения как место захоронения, в отношении которого отсутствует информация о захороненном(ых) в нем лице(ах), находящееся в течение длительного времени в ненадлежащем состоянии, имеющее признаки разрушения намогильных сооружений (надгробий), признанное таковым в установленном порядке. Соответственно, обнаруженные при перезахоронении культурные ценности, ввиду отсутствия данных о захороненном, а также о лицах, ответственных за захоронение, поступают в государственную собственность в соответствии с гражданским законодательством, — рассказали в пресс-службе Минстроя РФ. Статус заброшенных могилы будут получать по решению суда, после заключения специальной региональной комиссии, в которую войдут уполномоченный орган в сфере похоронного дела, представители прокуратуры и санэпидемнадзора. Освобождаемые площади заброшенных могил министерским законопроектом предлагается использовать для новых погребений.

http://pravoslavie.ru/78857.html

Но когда есть возможность и средства похоронить человека должным образом в земле, а родственники ради собственного удобства выбирают кремацию, то грех не на усопшем, а на родных. — Часто возникают вопросы другого рода, связанные с кремацией. Что делать с иконой, находящейся в руках усопшего? Как поступить с благословленной землей? Что делать с венчиком и разрешительной молитвой в руке умершего перед кремацией? — Если усопшего отпевали до кремации, то перед сожжением надо убрать икону из гроба. Венчик и разрешительная молитва сжигаются вместе с телом. Землю же необходимо перед кремацией рассыпать по гробу (если это не было сделано в храме). Если же отпевали заочно, уже после кремации, то во время подхоранивания урны в могилу необходимо рассыпать погребальную освященную землю крестообразно прямо по ней. При этом надо читать Трисвятое. Если урну помещают в колумбарий, то землю можно рассыпать по любой могиле, где похоронен христианин (но не помещать благословленную землю в ячейку колумбария!). — Ну, а если уже после кремации близких начинает мучить вопрос, как это может сказаться на посмертной жизни души дорогого человека. И насколько это страшный грех? — Приведу слова древнехристианского писателя Минуция Феликса , который сказал: «Мы не боимся никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле». То есть, если уж случилось тело человека кремировать, то не надо из этого делать великую трагедию, которая приводит к тому, что мы не только оплакиваем близкого, но еще и оплакиваем тот способ погребения, которым его похоронили. В каждом действии человека заложен определенный символ. Не исключение и такие ключевые моменты, как рождение, крещение, отпевание, смерть и захоронение. Что такое кремация? Это процесс, во время которого тело отправляется в огнь, в пещь огненную, прямой образ в Евангелии — «будут брошены в пещь огненную, где будет плач и скрежет зубовный». Но это, конечно, не значит, что он попадет в ад, как и то, что похороненный по-христиански попадет в рай. Это было бы слишком просто. Нам бы не надо было ничего делать, а только создать условия для правильного собственного захоронения. Но Господь будет судить душу усопшего не по способу погребения, а по нашим делам при жизни.

http://azbyka.ru/death/chelovek-umer-cht...

Размышляя над задачами Теософского общества, Олькотт в то же время нашел другую необычную возможность воплотить на практике свою давнюю мечту: принести на Запад восточную мудрость. Одним из первых членов общества был барон де Пальм – европейский аристократ, переживавший трудные времена. Он обитал в меблированных комнатах, пока полковник и его подруга не предложили ему переселиться в их квартиру. Барон, к тому времени уже тяжело больной, вскоре умер и оставил все свое имущество Олькотту с тем условием, что полковник организует его кремацию. Хотя в Азии обряд кремации был весьма распространен, в Европе и Америке его почти не практиковали. Правда, Общества кремации появились в 1873 г. в Нью-Йорке и в 1874 г. в Британии, но пока они еще не успели сжечь ни одного трупа. Полковник был членом нью-йоркского общества. Он решил, что может убить двух зайцев, предварив кремацию покойного де Пальма специальной теософской заупокойной службой. Трудностей на этом пути было множество. Прежде всего возникли проблемы с тем, каким способом сжечь тело. Крематориев в Америке не существовало, а сжигать барона на большом костре в индийском стиле казалось неприличным. Кроме того, городской совет Нью-Йорка отнесся ко всей этой затее с большим подозрением. Пока Олькотт пререкался с властями, набальзамированное тело барона лежало непогребенным и неотпетым. В конце концов, члены Общества кремации тоже испугались и пошли на попятную, решив не компрометировать себя связью с сомнительной мадам Блаватской и ее новой религией. Олькотт был вынужден на собственные средства сложить печь. Все это многотрудное предприятие завершилось неожиданным успехом: набальзамированное тело сгорело быстро и легко, что сыграло свою роль в популяризации нового обычая. Похоронный обряд вызвал не меньше проблем, чем сама кремация. О церковной службе, разумеется, не могло быть и речи. Поэтому полковник арендовал зал и самостоятельно разработал экуменическую литургию и подходящие к случаю молитвы. Однако торжественная церемония обернулась фарсом. Публика не поняла и осмеяла ритуал. Поднялся ужасный гвалт, когда во время одной из молитв, описывающей Бога как «Несотворенную Первопричину», некий методистский священник вскочил с места с криком: «Это – ложь!» И все же затея Олькотта привлекла внимание прессы.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/babuin-m...

Наталия 6 октября 2017, 22:37 Да, трудно донести до сознания современного человека, что он вообще-то создание Божие, а не сам по себе истина в последней инстанции. Тело – это храм Божий по Св. Писанию. А невозможность похоронить погибших в результате войн и стихийных бедствий является попущением Божиим, которое, тем не менее, нисколько не делает равнозначными традиционные похороны и кремацию. Аргументы за кремацию комментаторы приводят настойчиво, но все же с трудом верится, что ее сторонники твердо делают свой выбор по причине беспокойства о рациональном использовании земельных угодий или же ориентируясь на традицию жителей Страны восходящего солнца. Желаю отцу Лаврентию помощи Божией! Андрей 6 октября 2017, 21:33 Разделяю мнение иером.Алексей 5 октября 2017, 19:13 в том, что " Есть... традиция погребения, а есть духовное содержание явления. И это совсем не тоже самое " Считаю главной " традицией " христиан доверять Господу, когда не знаешь, как проявить собственную волю. Хоронить или кремировать? Мне уже несколько раз приходилось принимать такое решение. Но руководствовался я не тем, как будут себя чувствовать души моих усопших родственников в зависимости от вида погребения. Для вечной жизни не имеет значения: земля, вода или огонь. Я лично,всегда настаивал на оставлении гробов в земле только потому, что так мне было спокойней на душе. Не надо пугать сторонников кремации, пусть тоже будут спокойны. 6 октября 2017, 20:37 конечно кремация это не христианская традиция,нет предания земле и т.д., это из язычества, а также коммунисты призывали к этому, чтобы искоренять православие. И вообще ассоциируется с адским огнём.Не понимаю как верующий может пожелать чтобы его сожгли. иером.Алексей 6 октября 2017, 20:02 Если следовать логике ратующих за греховность кремации или иной формы погребения, то первым кого они должны обвинить в нарушении этой " заповеди " - есть Сам Творец. Потому что это именно Он допустил что бы даже праведники были утоплены/сожжены/съедены/выброшены; именно Он допустил быть не похоронеными тела бесчисленных праведников " в пустынях, горах, вертепах, расселинах каменных... " . Также как и именно Он сказал что " ничто меня не разлучит от любви Божия... " И, пожалуйста, не употребляйте в данной контексте слова Свящ.Писания про " Тело - храм Бога " и подобные им, потому что они совершенно не относятся к теме обсуждения, и сказаны совсем о другом, об этом знает любой семинарист.

http://pravoslavie.ru/106834.html

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Открытие выставки «Данте, пророк надежды». Москва Пресс-конференция в преддверии Страстной седмицы и праздника Пасхи. Москва Концерт фестиваля «Свет Христов», посвященный 225-летию А.С. Пушкина, Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Мониторинг СМИ Карантин и традиции: Как православным относиться к кремации? Мнение митрополита Бориспольского Антония 13.04.2020 15:23 Версия для печати Несколько дней назад мэр столицы Владимир Кличко в одном из интервью заявил: " Есть протокол врачей для того, чтобы распространение инфекции не происходило. В нем церемонии захоронения отменены и прописана кремация " . И хотя с этим в корне не согласился главный санврач Украины Виктор Ляшко, уверяющий, что это совсем не так и обязательная кремация в протоколе не прописана, тем не менее данный вопрос в компетенции местных властей. Но пока чиновники спорят о мирском, тревожит другой вопрос – как православному относиться к кремации? Разве по-христиански сжигать тела умерших? На этот вопрос " КП " в Украине " ответил управляющий делами УПЦ митрополит Антоний (Паканич). - В современном мире процедура кремирования тел усопших становится альтернативой погребению. Это связано с рядом факторов: финансовыми возможностями семьи усопшего, отсутствием кладбища поблизости, удобством по дальнейшему уходу за могилой и прочими причинами.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Гхат на Ямуне – Ларионов посоветовал вам конкретное место? – Да, Владимир Евгеньевич сказал, что есть одно малоизвестное вне Индии место, совсем не туристическое, а именно – в Агре, на берегу Ямуны, буквально в полукилометре от всемирно известного Тадж-Махала. Там есть большой старинный гхат (площадка для проведения финального этапа индуистских погребальных ритуалов), где кремация происходит буднично, без ажиотажа и каких-то постановочных эффектов. Стало ясно, что именно туда и надо ехать. Для того чтобы работы в Индии принесли максимальную пользу российской науке, нами была написана комплексная антропологическая и этно-археологическая программа. Удалось ее обосновать перед учредителями нашего Центра палеоэтнологических исследований, получить на нее финансирование и организовать экспедицию. Буквально за три-четыре месяца мы смогли выйти на различные научные центры в Индии, которые захотели сотрудничать с нами по самым разным направлениям, а также найти контакты проводников, которые помогли договориться с работниками гхата на Ямуне, чтобы нас туда допустили. Таким образом, в июне 2018 года начала свою работу Индийская антропологическая экспедиция нашего Центра палеоантропологических исследований, созданная при участии Государственного биологического музея им. К.А. Тимирязева. К сегодняшнему дню мы имеем уже не малый опыт работы в разных частях Индии, наряду с другими данными собран и уникальный материал об особенностях процесса кремации тела на открытом воздухе. Собран уникальный материал об особенностях процесса кремации тела на открытом воздухе – Что было основной научной целью поездки? – Главным было именно это! Однако мы привезли очень много интересных с самых разных точек зрения материалов, привезли контакты и результаты переговоров с несколькими индийскими университетами, которые желают сотрудничать с российскими специалистами. Удалось собрать данные по физической антропологии народов Индии, этнографии этой чрезвычайно архаичной с точки зрения уклада страны и искомые данные по погребальным практикам индуизма – это результаты наблюдений на гхате у берегов Ямуны (он, кстати, так и называется: Ямуна-гхат). Важно было собрать собственный материал, организованный по специальному научному бланку, по тем признакам, которые нам нужны для экспертиз кремированных человеческих останков.

http://pravoslavie.ru/126061.html

А он практически весь описан, так или иначе зафиксирован в разного рода документах… – Еще важный вопрос: что происходит с зубами во время кремации? – Да, это очень важно. Зубная эмаль подвергается разрушению одной из первых. К моменту, когда дрова прогорают настолько, что становятся хорошо видны костные останки, зубы фактически уже лишены эмали. Эмаль растрескивается и обсыпается, видимо, в самые первые часы горения, может быть, даже час. И соответственно, верно обратное. Если зубы, пусть и не все, сохранились, то можно сказать, что целенаправленно трупы не сжигали. На зубах «Екатеринбургских останков» бесспорных следов воздействия огня установить не удалось. – Резюмируя вышесказанное: есть ли стопроцентный вывод, за который вы ручаетесь, как говорится, своей головой и научной репутацией? – После завершения расчетов теплоемкости древесины и более точного описания процесса кремации наши данные обязательно нужно будет соотнести с данными по возможному хронометражу, которые получат историки. Одних наших данных недостаточно. Нужен хронометраж, выстроенный по данным письменных источников, нужен ответ на вопрос, сколько вообще было времени у преступников на возможную кремацию трупов (неважно, целых или расчлененных). Лишь после этого можно будет говорить, что получен окончательный результат. Хотя мне уже сейчас, на основе полученных антропологических наблюдений, представляется, что версия о полной кремации всех 11 человек должна быть отброшена. Тем не менее, лишь с добавлением данных историков по хронометражу и уточнению температуры горения это предположение может превратиться в научный факт. http://pravoslavie.ru/126061.html 18. Теплотворная способность некоторых видов топлива Вид топлива Теплотворная способность (Ккал/кг) Дрова с влажностью: 25% 30% 50% 3300 3000 2800 Уголь древесный Бензин Керосин 19 . Виды дождя Дождь по его характеру можно подразделить на следующие основные виды: 1. Моросящий дождь При таких атмосферных осадках количество выпавшего дождя минимально, капли имеют наименьший диаметр.

http://ruskline.ru/analitika/2021/10/19/...

Возможно ли для христианина просить у Бога смерти в мучительной, неизлечимой болезни? Конечно, мы же сами просим у Бога такой смерти. Когда мы просим кончины – мирной, безмятежной, это же мы смерти просим, а не чего-то другого. У И. И.Тхоржевского, советского поэта, есть замечательные строчки, где он открыл такую истину: «Легкой жизни я просил у Бога, Легкой смерти надо бы просить…» Нет ничего зазорного человеку в момент его испытаний попросить у Бога помощи в смерти, попросить этой легкой и безмятежной смерти, может, скорой, чтобы избавить от мучений. Между прочим, у нас есть целый чин в наших требниках , можно назвать его христианской «эвтаназией», как бы это странно ни звучало, где священник молится о ниспослании лёгкой смерти человеку, который тяжело страдает и не может умереть. Мне приходилось его использовать несколько раз, когда я видел, что человек безумно страдает, находится на грани жизни и смерти, но никак кончина не наступит, хотя никакого обратного пути быть не может. Я использовал эту молитву по просьбе родственников, иногда – и самого человека, если он был в сознании. Я говорил, если хочешь я помолюсь, чтобы ты умер поскорее. Человек просил, и мы молились вместе. Такое нечасто было, может быть, два или три раза в моей священнической практике, и всегда эта молитва была услышана. Человек примиренно отходил, хотя мучился сильно и не только физически, но и внутренне, мучился от состояния панических атак, жутью, которая на него находила, невозможностью принять эту ситуацию. Конечно, решиться на такую молитву человеку тоже нужны были силы и вера без всякого сомнения. Как Вы относитесь ко кремации в тех случаях, когда возможны похороны? Я совершенно равнодушно отношусь к кремации и считаю, что в ситуации, в которой находится огромное число наших соотечественников, когда похороны являются монополией кладбищенских мафий, когда цены на человеческое отношение к усопшему являются совершенно недопустимыми и стоят на грани разорения семей, то, конечно, тут даже разговора не может быть. Да, конечно, пожалуйста, кремация допустима именно потому, что эти «монополисты» ставят человека в такое ужасное положение, когда нет другого выхода. Поэтому осудить тех, кто кремирует своих ближних из-за такого положения дел, невозможно. Уверен, что если были бы нормальные условия для похорон, то кремации было бы значительно меньше.

http://azbyka.ru/death/chtoby-ne-poterja...

Люди говорят словами. Но люди говорят и поступками, жестами, мимикой. Танец тоже разговор. В этом смысле великий танцор или великая танцовщица, попросившие в завещании прах их развеять, о чем говорят? Они говорят поклонникам и зевакам: «Я не верю в воскресение мертвых. Я не верю в Бога вообще и в возможность общения с ним. Я ни во что не верю. Не ве-е-е-рю-у. я оставляю вас, а вы оставьте меня Проща-а-айте». И – последний взмах ручкой. В этом смысле в кремации, как в явлении, зашифрован текст. Смысл этого текста – полный разрыв в Откровением Божиим, совершенный не лично кремированным человеком, конечно, а той огромной частью человечества, к которой он принадлежит. Попутно отмечу, что иудаизм и ислам безоговорочно и сурово отвергают даже намеки на возможность кремации. Одно только разжиженное христианство, мутировавшее в анти-христианство, позволяет этому явлению быть. И не просто быть – развиваться, приносить прибыль, завоевывать умы. Достоевский писал (кажется в «Кроткой»), что самоубийцы часто очень переживают о своем внешнем виде после смерти. То есть им почему-то важно, чтобы они выглядели не безобразно после добровольного ухода из жизни. Вся эта тревога о позе и выражении лица, об антураже и внешнем виде характерна для экзальтированных, взвинченных и чрезвычайно эгоистичных людей. Что касается кремации с развеиванием, то здесь тоже есть своя психологическая изюминка. Поместить урну в колумбарий, это значит уравнять в чем-то сжигание и погребение. Все равно будут ходить к этой стене с урной, приносить цветы, чего доброго – молиться. Здесь есть какая-то полумера. Уж тогда лучше в землю, как привыкли. Да со священником, с «последним целованием», с Вечной памятью. И то правда, что нищета людская, перенаселенность городов, дороговизна погребальных хлопот заставляет многих решать спор земли и огня в пользу огня. Но там, где вертолет с теплой урной взмывает в воздух для финального акта, там речь о деньгах не идет. Речь там идет об отвращении к мертвой плоти. «Не хочу гнить», - говорят люди. Человек всю жизнь может жить интересами одной лишь плоти, только плоти и ничего кроме плоти. Но именно этой плоти он гнушается и стыдится, когда она потеряет оживляющий дух. Скажи ему при жизни, что нужно покорять плоть духу, что нужно облагораживать плоть постом и воздержанием. Он посмеется в ответ. Но стоит плоти умереть, он заткнет нос и скажет: «Сожгите это!».

http://pravoslavie.ru/81877.html

Кальцинированные человеческие кости из сугдейских склепов могли не иметь отношения к обряду трупосожжения, а быть теми частями костяков, поверх которых оказались позже, в уже потревоженных усыпальницах разложены костры. Сам факт организации кремации внутри небольшой закрытой камеры вызывает подозрение. Полное сожжение человеческого тела требует довольно много горючего материала и продолжительного горения. Поэтому уж если требовалось совершать его, то на открытом пространстве, по крайней мере перед входом в склеп, куда потом можно было перенести остатки кремации. Примечательно, что в античном Херсонесе даже в вырубных могилах не совершали трупосожжения, а делали это на стороне или рядом с могилой, после чего остатки кремации переносили на ее дно, где складывали кучкой либо помещали в глиняную или свинцовую урну 1921 . Все семь известных к настоящему времени склепов Сугдеи такой формы демонстрируют явные христианские черты и сомнительные языческие, недостаточные для того, чтобы можно было говорить о религиозном синкретизме того и другого 1922 . Наличие в конструкции сугдейских каменных усыпальниц с коробовым сводом на известковом растворе элементов кладки opus spicatum не может служить основанием для их отнесения к погребальным сооружениям исключительно тюркской родовой знати, знатного праболгарского населения Сугдеи, даже принявшего христианство . В немногочисленном погребальном инвентаре элементы, характерные только для салтовских, праболгарских памятников, по сути дела отсутствуют, и в целом все обнаруженное носит явный провинциально-византийский облик. Наличие же поминального храма над усыпальницей с двумя десятками многоярусных погребений, которую неверно называть костницей, указывает, что сооружение длительное время носило характер типичного ромейского мавзолея-кимитирия, очевидно, родового, связанного с первым погребенным – мужчиной 30–40 лет, череп которого имел прижизненное повреждение 1923 . Впрочем, называть его мартирием, видимо, не стоит, поскольку неизвестно был ли канонизирован похороненный в нем священник, клирик, миссионер (судя по крупному нательному кресту).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010