Христиане бережно относятся к умершему телу. Мертвое тело не стает причиной осквернения, как в Ветхозаветные времена (см. Чис. 19:11-13) Кремация в христианских странах появилась относительно недавно: первый крематорий построен в 1876 году в Милане. Как правило, существуют медицинские, гигиенические и прочие аргументы в пользу этого способа погребения. Видимо, в эпоху, когда от холеры и тифа умирали целыми семьями, подобные доводы казались убедительными. Следует заметить, что кремация, у народов издревле ее практиковавших, выглядит совершенно не так гигиенично, как это может показаться. Достаточно посмотреть современные видео кремации тел в Индии, чтобы понять, о чем идет речь. Немалый интерес к сожжению умерших как форме погребения привлекла кремация известного английского поэта Перси Шелли, утонувшего у берегов Италии, прах которого ныне покоится в Риме. Вообще, кремация среди творческой элиты пользовалась популярностью, так как ассоциировалось с древними временами, с могущественной силой природных стихий и т. п. Итак, для христиан тело - храм Св. Духа. Оно освящено в Таинствах, прежде всего в Крещении, Миропомазании, Евхаристии. Тело для нас не орудие, не инструмент и не машина. Тело - храм! И даже после смерти оно не просто уходит в землю, а покоится до дня Воскресения всех умерших. О вере в Воскресение апостол Павел говорит: «Если нет воскресения мертвых, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15:14). Христиане хоронят свои тела в земле в ожидании дня Воскресения. Человек не должен был умирать. Телу не следовало возвращаться в прах. Смерть - последствие греха. И даже остатки тела являются ценными. Это осколки драгоценного сосуда. Он разрушен. Разбит. Как бережливая хозяйка складывает осколки любимой вазы в надежде их когда-то склеить, так и Церковь прячет в землю «богозданную красоту», веруя и ожидая гласа « " Кости сухие! слушайте слово Господне! " Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете... произошел шум, и вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своею... и вошел в них дух, и они ожили» (Иез. 37-я глава).

http://ruskline.ru/opp/2019/iyul/31/mozh...

Прошло два года с церковно-общественной конференции в Сретенском монастыре «Дело об убийстве Царской Семьи : новые экспертизы и архивные материалы. Дискуссия». Появились ли за это время у экспертов новые важные данные и выводы? Об этом мы беседуем с экспертом следственной группы, ученым-антропологом, кандидатом биологических наук, старшим научным сотрудником НИИ и Музея антропологии МГУ имени М.В. Ломоносова, директором Центра палеоэтнологических исследований Денисом Пежемским. Индийская антропологическая экспедиция – Расскажите, пожалуйста, о состоянии на сегодняшний день экспертиз и новых исследований по проблемам «Екатеринбургских останков»? Прошло больше двух лет со дня конференции в Сретенском монастыре. Получены ли за это время какие-то новые значимые результаты? – Главная наша проблема в связи с версией о сожжении останков Царской Семьи состояла в том, что, как выяснилось, не существует точных наукометрических данных о том, как происходит разрушение человеческого тела при кремации на открытом воздухе, каково должно быть состояние костных останков при сожжении в «обычном» костре. Это подтвердили и такие ведущие судебно-медицинские эксперты, как, например, Андрей Валентинович Ковалев, который говорил на заседаниях нашей комиссии о том, что достоверные данные по особенностям кремации трупов, сожженных на открытом воздухе, практически отсутствуют. Конечно, в жизни, к нашей большой скорби, часто встречаются случаи гибели людей на пожарах, есть криминальные случаи сожжения трупов с целью сокрытия следов преступления. Однако, как выяснилось, минусы всех этих случаев (мы это обсуждали с судебными медиками) состоят в том, что это очень разнородные данные, которые невозможно свести в некую единую систему, в табличную форму. Во всех случаях очень разнятся условия кремации, нет точных данных о многих особенностях сжигания, об изменениях останков в процессе кремации. В случаях криминального уничтожения трупов используется разное топливо, количество которого досконально неизвестно. Кроме того, сожжение может производиться в закрытых или полузакрытых местах. И самое главное: неизвестно точное количество времени, которое нужно для сожжения тел разных размеров и комплекций, то есть разных с антропологической точки зрения. Да, всегда можно сказать, что преступление совершено такого-то числа в такие-то часы, но сколько именно времени занял весь процесс горения останков, какие факторы влияли на него и каким образом, расчленялись ли трупы на части или же они были кремированы целыми – все эти подробности чаще всего неизвестны, или их невозможно систематизировать по объективным причинам.

http://pravoslavie.ru/126061.html

О высоком достоинстве человеческого тела красноречивее всего говорят нетленные останки (мощи) святых. По словам о. Стенли Харакаса, угодники Божии были «настолько освящены и преображены почивающим на них Духом Святым, что сами тела их несут на себе печать святости и поныне служат источником освящения и врачующей силы для верных» . Тем самым они свидетельствуют, что каждый христианин призван быть и по душе, и по телу «храмом» Духа Святого ( 1 Кор. 6, 19 сл.). Итак, по богословским и пастырским основаниям ингумацию человеческого тела в его целостности следует признать нормативной и желательной для православных христиан. Однако законы некоторых государств (например, Японии) и отдельных наших штатов (Луизианы) предусматривают для определенных регионов погребение исключительно через кремацию, и законы эти нужно уважать. Обязательная кремация может быть введена по требованию властей и на период эпидемии. В случаях, когда требования кремации сколько-нибудь обоснованы, прах следует по возможности уберечь от распыления и захоронить, обеспечив таким образом возможность посещать место захоронения и совершать на нем панихиды. Остановимся еще на одном соображении в пользу кремации. Возрастающая плотность городского населения ведет к неуклонному сокращению территорий, пригодных для погребения. Как заметил в беседе со мной на эту тему проф. Джон Эриксон, может случиться так, что всем нам придется подумать о кремации как [единственном] пути, который обеспечивает погребение православных близ церкви, облегчает их посещение и поминовение и воспитывает, сверх того, чувство церковного единства с прежде отшедшими. Как бы то ни было, Православие и христианская традиция в целом отрицательно относятся к кремации и единственно достойным способом упокоения усопших признают ингумацию. Православная антропология, как не раз подчеркивалось на страницах этой книги, — антропология целостная. Человек мыслится в ней как единство души и тела, духовного и материального. Библейское в и дение включает в понятие «человек» тело, душу и дух. Вот почему человеческое тело заслуживает самого почтительного и бережного отношения, особенно важного в тех редких и выдающихся случаях, когда оно принадлежит подвижникам, достигшим подлинной святости, и, таким образом, обретает достоинство «святых мощей». Примечания

http://azbyka.ru/zdorovie/svyashhennyj-d...

Здравствуйте! Хотела оставить комментарии до последней статьи, но все-таки выскажу свою точку зрения сейчас. Мне не совсем понятен смысл обсуждения. История кремации при большевиках пусть там и останется, ужасно, что крематорий на месте собора, но ведь не о том речь. Современные крематории за редким исключением к Святым местам отношения не имеют. Речь о том, как современному человеку в Москве или другом крупном городе похоронить своего близкого так, чтобы иметь возможность навещать могилу, ухаживать, приглашать батюшку, чтобы отслужить панихиду (разве не в этом смысл? Служат панихиду не по костям, а по душе умершего, разве не так?). Неправда, что в Москве возможно бесплатно похоронить даже в имеющуюся могилу, и сумма захоронения будет исчисляться десятками тысяч. Неправда! Гораздо больше и гораздо горше. Может быть, все-таки имеет смысл эти безумные деньги от разницы захоронения в землю и кремации послать батюшкам в тот же Нижегородский приход, где кроме старух прихожан мало, а летом все разбегаются на работы по своим хозяйствам. Простите. Елена Димитрий 17 августа 2015, 17:46 Это, конечно, правильно, что затронули большевистский подход к кремации. Но в борьбе с этим явлением одного его будет недостаточно. Люди скажут: ну и что, в советское время было много хорошего, в провинции никто никого не заставлял кремировать, описываемые события заканчиваются в середине 1930 годов. " Дальше-то что? " Елена 16 августа 2015, 18:56 Объясните в зале крематория г. Челябинска батюшки отпели покойного и гроб пошел в печь. Как понимать? Сергий 16 августа 2015, 05:51 Есть сгоревшие в пожарах,есть утонувшие.Разве они не Воскреснут? Светлана 15 августа 2015, 18:11 Прочитала статью... Осадок на душе вот по какой причине : не хотелось бы мне вот так быть золой, погребённой в ящичек, хотелось как все мои предки - в землю-матушку, из неё вышедши и в неё же, родимую, отошедши.Думается, что проделки лукавого продолжаются : не только от советской власти , но и от продажности людей во все времена и у всех народов это будет продолжаться. Как же без должного благоговения к человеку подходить к обряду захоронения? Я понимаю, Господь силен любое тело восстановить во Второе Пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Но не стоит искушать Его терпение.

http://pravoslavie.ru/81316.html

И долг Церкви в такой ситуации — принимать как ушедших из жизни, так и глубоко раненных этим уходом в надежде на безграничное милосердие Божие. Целью пастырского ее попечения должно быть духовное врачевание осиротевших, свободное от всякого осуждения. Все причины и обстоятельства каждого самоубийства ведомы лишь Богу, а наше дело — свидетельствовать, что любовь Божия побеждает даже самочинную смерть. Приложение 3. Православие и кремация Термин «кремация» подразумевает погребение мертвого тела, обращенного в пепел посредством сожжения. Кремация была широко распространена среди народов Древнего Востока, за исключением евреев и египтян. У древних евреев предание тела огню практиковалось преимущественно в виде казни — например, за «беззакония», связанные с нарушением норм сексуального поведения ( Лев. 20, 14 и 21, 9, где говорится, впрочем, о сожжении заживо, а не о «кремации» в вышеозначенном смысле), или как средство, очищающее общество Израиля от греха отдельных его членов ( Нав. 7, 25 ). Но известны и примеры частичной кремации — сожжения извлеченного из земли тела для переноса костей для захоронения их в ином месте ( 1 Цар. 31, 12 ; Ам. 6, 9 сл.). Практика перезахоронения — переноса останков в родовую усыпальницу — была широко распространена ( Исх. 13, 19 ; Нав. 24, 32 ; 2 Цар. 21, 12–14 ). В определенных ситуациях (например, с Саулом — 1 Цар. 31, 12–13 ), когда перенос тела прямо следовал за смертью, оно подвергалось частичному сожжению. Делалось это, однако, не с намерением обратить его в пепел, а для облегчения переноса и последующего погребения. Боязнь подвергнуться по смерти эксгумации [извлечению из земли] или остаться без погребения ( Иер. 8, 1 сл. и 25, 33; ср. Откр. 11, 9 ) лишний раз подтверждает, как важно было для израильтян «приложиться к предкам». Такое «приложение» требовало сохранения по крайней мере останков (при частичной кремации тела). Эти соображения важно иметь в виду в связи с последующим почитанием мощей у христиан. Ветхозаветная практика частичной кремации, облегчающей перенос и перезахоронение усопших, впоследствии была осуждена Мишной, и во времена, ближайшие к новозаветным, о ней не слышно. Возможно, это связано с растущей у иудеев той поры верой в посмертное личностное существование, необходимым условием которого мыслилось погребение тела в его целостности .

http://azbyka.ru/zdorovie/svyashhennyj-d...

«Пепел выпили…». Как сухой порошок можно выпить, пусть даже «с чайком»? Позволю сделать небольшое отступление. Если интересующийся читатель задаст вопрос поисковым системам: «Сколько пепла остается от человека после кремации?» – то получит ряд ответов. Википедия в статье «Кремация» скажет, что «средний вес останков взрослого человека составляет 2,4 килограмма». Следующий источник будет утверждать, что «после кремации человека ростом 1,8 метра пепла остается приблизительно 3,9 килограмма». В другом месте найдем, что «ученые установили, объем праха после кремации взрослого человека – в среднем 4–4,5 литра». Еще попадается информация: «Вес праха человека после кремации, имевшего при жизни средние размеры тела и массу примерно 60–65 килограмм, будет 250–300 грамм или 2,5–3 литра», а по другим данным – «объем пепла от сожженного человека будет составлять 2–2,5 литра». Указанные поисковой системой результаты умножим на десять, так как противники признания царских мощей говорят о том, что были сожжены все 11 тел. Получаем самый минимальный результат – 20 литров пепла, то есть два десятилитровых ведра. Попробуйте «выпить» два ведра с пеплом! Думаю, что даже и всем отрядом это сделать невозможно. Как костные останки большевики «превратили» в пепел? После сожжения кострища необходимо было просеять Еще смущает следующий вопрос: как костные останки большевики «превратили» в пепел? После сожжения кострища необходимо было просеять. Собрать костные фрагменты тел, «кости белого каления», а затем перемолоть. Стесняюсь спросить! У них что с собой ступки с пестиками были или какие-нибудь жернова, чтобы кости перемалывать? Следствие Соколова об этом молчит… Если тела Царственных страстотерпцев уничтожали с помощью серной кислоты, бензина и керосина, то возникает риторический (я бы сказал, сумасшедший) вопрос: насколько безопасно для здоровья употребление такого «пепла»? Если бы не Царь, России не было бы? Митрополит Иоанн (Снычев) Но вернемся обратно к нашему исследованию. Рассмотрим еще один интересный источник, составленный также трудами схимонахини Николаи (Гроян). Попытаемся сравнить его с «Жемчужинами Духа». Издательство «Русский Вестник» в 2004 году в Москве выпустило книгу «Царский Архиерей. Слово истины. Духовному отцу слово любви». Приведем для сравнения несколько отрывков.

http://pravoslavie.ru/155508.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Можно ли отпевать после кремации? 2 мин., 07.11.2023 Кремация не является традиционным для христиан способом погребения тела усопшего человека. В связи с этим возникает вопрос, можно ли отпевать после кремации. То, что происходит с телом после смерти, не влияет на посмертную участь человеческой души. Человек может утонуть в море, пропасть без вести или умереть иным образом, так что тело будет утрачено и организовать похороны окажется невозможным. Это не означает, что человека нельзя отпевать. Именно поэтому, если по каким-либо причинам человека кремировали, отпевание возможно. В официальном документе Русской Православной Церкви «О христианском погребении усопших» сказано, что погребение тела в землю ближе к библейской традиции, чем кремация: «Захоронение тела в земле, а также в высеченных в камне гробах или пещерах соответствует вере Церкви в то, что наступит день всеобщего воскресения, когда “ земля извергнет мертвецов ” (Ис 26:19) и “ посеянное в тлении восстанет в нетлении ” (1 Кор 15:42). “ Дотоле же возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его ” (Еккл 12:7)». Однако в некоторых обстоятельствах кремация оказывается более приемлемым для семьи способом погребения, чаще всего — в силу тяжелых финансовых обстоятельств или когда невозможно перевезти тело на родину, если человек умер, например, в путешествии. В таких ситуациях стоит узнать насчет государственных программ, субсидий и выплат, которые позволяют похоронить человека обычным способом. Если это невозможно, в некоторых случаях, предупредив священника, сперва совершают обычное отпевание, с присутствием тела в храме, а уже после организуется кремация. Может быть и так, что похороны человека организуют неверующие, очень светские родственники, для которых кремация — принятый в их среде способ обращения с телом покойного близкого человека. В таком случае, точно зная, что отпевания не было, возможно договориться со священником о заочном отпевании уже после совершения кремации и даже после помещения урны в колумбарий или захоронения на участок на кладбище. Давности отпевание не имеет: если известно, что человек не отпет, возможно исправить эту ошибку спустя даже достаточно продолжительное время, рассказав священнику об обстоятельствах дела.

http://foma.ru/mozhno-li-otpevat-posle-k...

«Речь об Индии, где специально обученные люди кремируют тела. В течение 10-12 часов сидят родственники на сорокоградусной жаре и жгут костер, сложенный определенным образом из специальных дров. При этом индусы применяют особенные теплоемкие дрова для кремации. При заходе солнца процедура заканчивается, несгоревшие останки погружают в воды реки Ганг. Что туда отправляют? Полусгоревшие бревна и части тела. Даже специально обученные люди в жарком климате не могут сжечь тело взрослого человека дотла». Странность логики эксперта в этой цитате очевидна: Раз не удается сжечь труп за ДВЕНАДЦАТЬ ЧАСОВ, то сделать это за ДВОЕ СУТОК невозможно! При этом профессор забыл (?) сказать, что полный цикл ритуальной кремации заканчивается утром третьего дня после начала, то есть, через двое суток. Двенадцать часов - это предельно сокращенная процедура. Она предназначена для тех, кому непосильно выложить за дрова для полного ритуала 2-3 тысячи долларов (используются очень недешевые сандал и мангустин). По этой причине сожжение заканчивается до того, как труп сгорит практически полностью. Кроме того, в больших городах, где огромный поток тел на кремацию, нет возможности ждать так долго. В таких случаях, если кремация началась утром, в конце дня пепел и несгоревшие останки собирают и высыпают в воду одной из священных рек. Количество потребных для кремации дров составляет от 300 до 400 кг дров ( http://indonet.ru/article/krematsiya-v-indii ). Итак, о том, что на сожжение трупа взрослого человека в костре требуется около суток, давно известно. Несложные расчеты показывают, что на 11 тел требуется около трех тонн дров, или в зависимости от вида древесины и ее теплотворной способности, от 5 до 7 кубометров. При массовой кремации с использованием горючих жидкостей расход дров на одно тело уменьшается. Таким образом, на уничтожение тел требовалась одна машина дров. Учитывая численность команды Юровского, задача не из разряда непосильных. Остается недоумевать, что эти очевидные научные факты игнорируются или безосновательно отвергаются.

http://ruskline.ru/opp/2018/fevral/22/te...

Обычай завешивать зеркала в доме умершего связан также с традицией народного происхождения и не имеет ничего общего с православным обрядом погребения умершего. Объяснения этого обычая до смешного наивны. Зеркала закрывают для того, чтобы душа усопшего, увидев себя, не испугалась. Другой вариант толкования: чтобы покойный не напугал родственников. Считается также, что через зеркало душа может уйти в темный мир «зазеркалья», где царит дьявол и правят бесы. Надо сказать, что различные предрассудки, связанные с погребением, – проблема не только нашего времени, когда целые поколения вырастают в неверии и незнании Бога. И в дореволюционные времена разного рода суеверий, связанных со смертью и обрядом погребения, было предостаточно. Назовем некоторые обычаи и верования, которые православные христиане не должны исполнять и принимать во внимание: — класть в гроб деньги, вещи и продукты; — класть на лицо покойного блин, а потом съедать его, веря, что этим уничтожаются грехи усопшего; — считать, что ближайшим родственникам умершего нельзя участвовать в перенесении гроба; — верить, будто человек, вернувшийся в дом после выноса тела и до возвращения с кладбища, непременно умрет; — считать, что нельзя смотреть из окна на похоронную процессию, а не то умрешь; — на поминках ставить «для усопшего» рюмку водки и хлеб; — сохранять эту «поминальную рюмку» до сорокового дня; — лить водку в могильный холм; — произносить: «Да будет тебе земля пухом»; — верить, что душа умершего может принимать облик птицы или пчелы; — верить, что если усопший не отпет, то его душа остается на земле призраком; — верить, что человек, случайно вставший во время отпевания между гробом и алтарем, непременно скоро умрет; — верить, что погребальную землю, которую дают на заочном отпевании, нельзя хранить дома больше одного дня; — верить, что кремация может послужить причиной болезней детей или внуков кремируемого; — верить, что тела сгоревших на пожаре не воскреснут в Судный день. Кремация Кремация – особая тема. Сейчас в обществе активно обсуждается этот, нетрадиционный для православия, обычай сжигать (кремировать) тела умерших. Вокруг него тоже множество домыслов и суеверий.

http://sueverie.net/pravoslavie-protiv-s...

По поводу разрубаний. Сколько тело ни дробить, объем плоти, мягких тканей и жировой компоненты не изменяется. И насколько мы теперь знаем, все это вряд ли каким-то образом влияет на скорость сгорания. Скорее даже наоборот: если тела измельчить и сложить из них более плотные кучи, гореть они будут еще дольше. Ведь мягкие ткани будут прилегать друг к другу плотнее, и сжиганию придется подвергнуть б о льшую по толщине массу. Вообще, выстраивая различного рода версии, важно не уйти в фантазирование. Мы должны опираться только на то, что дают источники, свидетельства очевидцев и участников преступления. Мне кажется, очень важно не начать фантазировать на тему того, каким еще способом можно было уничтожить тела: может быть, так, а может быть, эдак. Можно придумать много абстрактных версий относительно того, как уничтожить трупы. Но мы должны установить, как их вообще могли уничтожить, исходя из имевшегося инвентаря. А он практически весь описан, так или иначе зафиксирован в разного рода документах. – Еще важный вопрос: что происходит с зубами во время кремации? – Да, это очень важно. Зубная эмаль подвергается разрушению одной из первых. К моменту, когда дрова прогорают настолько, что становятся хорошо видны костные останки, зубы фактически уже лишены эмали. Эмаль растрескивается и обсыпается, видимо, в самые первые часы горения, может быть, даже час. И соответственно, верно обратное. Если зубы, пусть и не все, сохранились, то можно сказать, что целенаправленно трупы не сжигали. Если зубы, пусть и не все, сохранились, то можно сказать, что целенаправленно трупы не сжигали На зубах «Екатеринбургских останков» бесспорных следов воздействия огня установить не удалось. – Резюмируя вышесказанное: есть ли стопроцентный вывод, за который вы ручаетесь, как говорится, своей головой и научной репутацией? – После завершения расчетов теплоемкости древесины и более точного описания процесса кремации наши данные обязательно нужно будет соотнести с данными по возможному хронометражу, которые получат историки. Одних наших данных недостаточно. Нужен хронометраж, выстроенный по данным письменных источников, нужен ответ на вопрос, сколько вообще было времени у преступников на возможную кремацию трупов (неважно, целых или расчлененных).

http://pravoslavie.ru/126061.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010