Эксгумация с последующей кремацией останков и их захоронение в могилу невостребованных прахов противоречит христианской идеологии. 8 апреля. ПРАВМИР. Зампред комитета Госдумы, депутат — Александр Тарнавский подготовил поправку в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) РФ, согласно которых родственников умерших будут штрафовать за неухоженные могилы. Штраф на сумму от 1 до 5 тысяч рублей будет выписан в зависимости от степени запущенности захоронения, — сообщает газета «Известия» Согласно проекту, к ответственности за отсутствие ухода за могилой предлагается привлекать родственников умершего, а именно «супругов и детей» либо «иных лиц, взявших на себя соответствующую обязанность». «От 25 до 30% могил на старых кладбищах уже сейчас относят к совершенно брошенным, — пояснил Александр Тарнавский. — Особенно острой эта проблема является в Московском регионе и городах-миллионниках. В связи с этим Минстроем был разработан законопроект о повторном использования мест погребений — эксгумация с последующей кремацией останков и их захоронение в могилу невостребованных прахов. Такое решение противоречит христианской идеологии. Поэтому предлагаю за брошенные могилы привлекать к административной ответственности». Проект депутата уже поддержали в столичной мэрии. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 5 ноября, 2016 1 апреля, 2015 13 февраля, 2013 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/za-neuhozhennyie-mogil...

Весь ритуал погребения, кремации связан с перенесением, очищением плоти, а не с ее уничтожением, освобождением из нее духа. —48— Не случайно в Ригведе (РВ X. 15, 14) Агни именуется кравья-вахана – переносчик плоти. «Не сжигай его, Агни, дотла, не пожирай! Не испепеляй его кожу и тело! Когда приготовишь его, Джатаведас (т.е. знаток вед, Агни), то отправь его к отцам» (РВ X. 16, 1). Примечательно, что переход в иной мир – не мгновенный, по всей видимости, акт. После смерти состав человека соединяется со стихиями космоса: «в солнце да пойдет глаз, в ветер – атман» и т.д. (РВ X. 16, 3). «Тебя, землю, я погружаю в землю… да будут мертвые затем вместе с отцами» (АВ XVIII. 4, 48). «Затем» должно произойти восставление умершего, «соединение с телом в цветущем состоянии» (РВ X. 14, 8; 16, 5). 52-й стих четвертого гимна «Книги мертвых» Атхарваведы звучит уже совершенно по-египетски: «Стал ты предназначен для жертвы, да узнают отцы, что ты ушел! Собери по суставам тело свое. Молитвою я (брахман, он же – Индра) составляю части тела твоего». «Считалось, – отмечает исследователь вед Т.Я. Елизаренкова, – что костер должен сжечь тело покойника целиком, иначе ему не хватило бы несожженных частей тела в его бытии на высшем небе». 81 Посыпание собранного после кремации костяка жареным зерном (то есть тоже очищенным огнем, как и плоть), которое с раннего неолита служило универсальным символом воскресения – «зернами посыпают кости умершего для Ямы» (АВ XVIII. 4, 25); размещение у основных суставов чаш с жертвенной пищей (источник возрождения) (АВ XVIII 4, 16–28), очень напоминающее находки раковин каури у суставов скелетов из палеолитических погребений Ложери Басс (близ Кро-Маньои, Франция), – все это почти определенно говорит о том, что ведийский человек надеялся обрести после смерти пребывание в божественном мире «по ту сторону солнца» в воскресшем, преображенном, как бы заново рожденном собственном теле, очищенном от изъянов греха. На исходе II или в начале I тысячелетия до Р.Х. (индийские шрути, как известно, по определению не могут иметь точную временную привязку) в ряде важнейших текстов появляется новое учение о карме, сансаре, об умном спасении. 82 Это было проявление широкого, охватившего весь Старый Свет революционного процесса, о подлинных причинах которого мы можем строить только догадки. Но суть сдвига достаточно ясна. Старые формы не рефлектирующего ритуала быстро заменяются на живое ощущение Богоприсутствия, полученное из непосредственного мистического опыта. В Индии эта религиозная революция оказалась особенно плодо-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– Но вы же не знали, кто сгорал в этих ночных кострах. – Да, не знали, но это не страшно. Как выяснилось по первым 50 кремациям, ни размеры тела, ни жировой компонент не влияют на нужные нам данные. Вот что самое главное. Ни размеры тела, ни жировой компонент не влияют на время сгорания тела Лишь в нескольких случаях, когда кремировались очень маленькие и грацильные, сухонькие женщины, время горения костра существенно сокращалось. Так вышло, что мы наблюдали сжигание исключительно тел взрослых людей. В индуизме запрещены кремации детей младше 13 лет, но за время наших наблюдений не было ни одного случая сожжения даже подростков – только мужчины и женщины разного телосложения и возраста, в основном пожилого. В том числе были и старики около 80 лет и более. Вообще чем хороша Индия, чем хорош полученный нами материал? В период, когда мы работали, в Уттар-Прадеше стояла жаркая и сухая погода. Мы были в июне, сезон дождей еще не начался. Древесина была максимально плотная, теплоемкая. Получается, что никакие побочные факторы не вторгались в процесс горения. Труп сгорает «естественно», при спокойных условиях, значительного ветра тоже не было. Так что эти условия хороши своей модельностью. – Можно сказать, что это идеальные условия? – Да, именно. Такие условия я называю «нулевыми». Оттолкнувшись от них, можно моделировать самые разные ситуации с поправкой на влажность, мокрые дрова, дрова другой теплоемкости и т.д. Неожиданные результаты И, надо сказать, некоторые результаты наблюдений нас просто потрясли. Раньше мне много приходилось работать с кремированными останками из археологических раскопок, полученными на памятниках разных культур, но теперь даже на прошлые экспертизы я смотрю другими глазами. Получается, ранее у нас было не совсем верное представление о том, что происходит с останками в костре. – Что именно удивило вас? – В Индии мы обнаружили следующее. В первую очередь в процессе сгорания разрушаются самые плотные части костей, так называемое компактное костное вещество, которое, напротив, очень долго сохраняется при захоронениях в грунте. В земле части костей, которые содержат много губчатой ткани, так называемой спонгиозы, разрушаются первыми, а более плотные сохраняются максимально долго. В костре же, как выяснилось, при идеальных условиях происходит все абсолютно наоборот. Первыми разрушаются, растрескиваются, расслаиваются и обсыпаются самые плотные части – диафизы длинных костей, и только во вторую очередь начинают разрушаться части с хрупким губчатым веществом. Более того, к нашему удивлению, даже за 8–10 часов горения в костре губчатые части костей не разрушаются полностью, но, напротив, становятся более плотными. И что важно: мы не увидели столь ожидаемых явных морфологических деформаций – изменения формы и размеров костей.

http://pravoslavie.ru/126061.html

Наш исследовательский бланк был составлен следующим образом: мы учитывали температуру, влажность, направление и силу ветра, а также атмосферное давление в Агре. Показания мы снимали при помощи портативной метеостанции, а также записывали показания метеослужб, получаемые из открытых источников в текущем режиме. Иногда показания по климатическим признакам несколько расходились, так как из-за постоянного горения костров микроклимат на гхате чуть-чуть отличается от того, что давалось для Агры в целом. – Что значит «горения костров»: с покойниками? – Да. Гхат представляет собой организованную площадку на берегу, с несколькими объектами. Есть небольшой по площади гхат XIX века, который сейчас реконструируется, и его не используют. Рядом гхат, сооруженный в середине XX века, – бетонная площадка под бетонным же навесом, видимо, на случай сезонных дождей. И еще есть большая открытая площадка перед навесом. Таким образом, на этом гхате могут гореть 30–40 костров одновременно, однако в реальности их горит меньше в течение дня, так как на прогоревших кострищах необходимо завершить последнюю часть обрядовых действий. Пока они не совершены родственниками, на месте предшествующей кремации новый костер загореться не может. Мы сами лично наблюдали три-пять, иногда шесть одновременных костров. Наблюдения за кремациями – Как проходили ваши наблюдения? – Мы фиксировали на бланке погоду, в том числе и с метеостанции, время приноса покойника и его характеристики: возраст, пол. На глаз мы оценивали размеры тела: крупный это был человек, средний или маленький. Также учитывали развитие жировой компоненты: худощавый, средний или с повышенным жироотложением. Дальше мы оценивали объем дров, характер их укладки. Фиксировали момент поджога помоста с покойником и динамику сгорания тела. Обращали внимание на обрядовые действия и действия сотрудников гхата, не связанные с ритуалом, но связанные с процессом сожжения. Надо сказать, что когда мы собирались в эту экспедицию, то не знали, удастся ли нам вообще получить материал и будут ли лояльно реагировать на наши наблюдения участники ритуала и сотрудники гхата. Проводника мы увидели в первый раз тоже только в Агре. Однако выяснилось, что индийцы – очень дружелюбный и открытый народ! Как только они узнавали, что это научные исследования, что мы здесь не просто так, что мы ученые из России и изучаем важную проблему, то почти всегда мы находили заинтересованность и дружескую реакцию и поддержку. Иногда даже чрезмерно дружелюбную – с приглашением самим принять участие в ритуале и не пропустить момент поджога. Так что обстановка на гхате оказалась настолько благоприятной, что мы организовали там еще несколько сеансов работы – и осенью 2018 года, и весной 2019-го, в том числе уже вооружившись пирометром для фиксации температуры горения костров.

http://pravoslavie.ru/126061.html

Мы обращали мало внимания на ритуальную, этнографическую сторону, хотя старались постичь и это. Тем не менее нас больше интересовала материальная сторона процесса кремации: дрова, используемые масла и т.д. Из того, что может существенно повлиять на процесс горения, были лишь два литра священного масла гхи, которое индусы льют сначала на покойника (немного, около литра уходит на начальном этапе, когда покойник укладывается на помост, сооруженный из дров), а затем – в процессе горения. Масло доливается минут через 20 после начала сожжения – специальным металлическим черпаком, которым незаметно нарушается целостность свода черепа, дабы последний от кипения не «взорвался» (это может привести к декапитации и такой неприятной сцене, как вылетание головы из костра). – Каков объем используемой древесины на одну кремацию? – Очень большой: на один костер уходят, как правило, полтора-два куба очень сухой и плотной древесины. Древесина берется любая – деревья, которые растут вокруг. Дров надо много! На одну кремацию уходят, как правило, 1,5–2 куба очень сухой и плотной древесины Мы взяли образцы древесины, записали названия деревьев по-индийски, чтобы у нас были ботанические определения и чтобы можно было, узнав плотность этой древесины, рассчитать ее теплоемкость. В первом сеансе работы мы не использовали пирометры, потому что опасались, что никто не даст нам померить температуру костров, – доверились сотрудникам гхата, которые говорили о 1500 градусов по Цельсию. При следующих приездах техника уже была с нами. Пирометр упорно не хотел показывать нам температуру более 910 градусов. В первый приезд для наших наблюдений мы сначала распечатали 10 чистых бланков и думали, что, если нам удастся зафиксировать хотя бы 10 кремаций, будет уже хорошо. Однако эти бланки закончились в первый же день, и нужно было немедленно искать ксерокс. В итоге мы привезли сведения о 50 документированных от начала и до конца кремациях – от момента приноса тела на гхат до полного прогорания костра. И еще 50 кремаций мы описали по их утренним результатам – кострищам горевших всю ночь костров. На ночь мы уходили, а ритуальные сожжения происходят на Ямуна-гхате круглосуточно. Утром, приходя на работу, мы обнаруживали, что те костры, которые мы зафиксировали поздно вечером в предшествующий день, за ночь уже прогорели. Таким образом, у нас и получилось описать еще 50 кострищ. Итого у нас около 100 или чуть более запротоколированных результатов кремирования человеческих тел на открытом воздухе. Позднее численность этих наблюдений, конечно, увеличилась благодаря усилиям моего ученика и коллеги антрополога Юрия Алексеева из Биологического музея.

http://pravoslavie.ru/126061.html

Заключение судебно-медицинской экспертизы скелетированных останков из Екатеринбургского захоронения содержит описание эксперимента, доказывающего, что даже для частичного уничтожения костей человека с помощью кислоты или огня требуется: 1. Кислота в количестве минимум в два раза превосходящая массу тела (а у чекистов было всего 182 кг). 2. Емкость для погружения тела в кислоту (у чекистов ее не было). 3. Время, минимум 4 суток (у чекистов в распоряжении было меньше суток). Поэтому очевидно, что большевики использовали серную кислоту не для уничтожения трупов, а для того, чтобы сделать их неузнаваемыми. Если же говорить о попытки сжечь останки, то необходимо иметь в виду, что «… принцип кремации заключается в сожжении трупа… не в пламени, а в воздухе, раскаленным до значения 860 – 1100° С. В этом режиме достигается эффект полной кремации с образованием белого пылевидного пепла… Общий вес останков трупа при этом составляет 1.25 – 2.5 кг…». В обычном костре, который разжигали чекисты, температура горения составляет не более 600° С, в этих условиях кости сохраняют свою анатомическую структуру и только обугливаются. Таким образом, данные экспертизы полностью подтвердили факты, изложенные в воспоминаниях участников сокрытия тел. 4. Опровержение версии о «ритуальном убийстве» Хотя современное законодательство не знает такого понятия как «ритуальное убийство», следствие Генеральной прокуратуры все-таки рассматривает эту версию, теоретически признавая, что «мотивом совершения убийств могут быть различные, в том числе и религиозные причины, сопровождающиеся особым ритуалом». Поскольку в русском обществе, как в России, так и в эмиграции, как сразу после убийства Царской семьи, так и в наши дни, очень многие церковные люди придерживались и продолжают держаться этой версии, то можно только приветствовать серьезное рассмотрение данного вопроса. Двустишье из Гейне На стене комнаты, где произошло убийство, были написаны заключительные строки баллады Гейне «Валтасар»: «Валтасар был в эту ночь

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

Видовое разнообразие жертв и наличие в их составе представителей многих возрастных групп заставляют вспомнить о жреческо-жертвенном круге максимума живых существ, призванных в ходе сакрального действа обеспечить непрерывность вечного жизненного цикла «жизнь-смерть-жизнь» (Хршановский В. А., 2000, с. 246 и сл.), кремированные результаты которого были сброшены под подпорной стеной самой большой террасы – в жертвенную яму. Ее борта и дно оказались прокаленными до красно-коричневого цвета, покрыты сажей интенсивного черного цвета, толщиной до 0,7–1,5 см. Судя по сравнительно небольшим размерам ямы, сожжение вряд ли производилось непосредственно в ней. Вероятней всего, для этой цели было выбрано какое-то другое место, неподалеку от ямы, в которую затем сбросили еще раскаленные остатки кострища. По архаическим стереотипным представлениям сожжение в древних магических и погребальных ритуалах разделяло кремированные живые существа на элементы, составлявшие их светлую и темную духовные субстанции, способствовало транспортировке умерших в иные миры. Кремацию следует рассматривать как акт быстрейшего расчленения жертв, очищения от нечистоты смерти, залог грядущего возрождения, причем кости выступали его видимым каркасом (Буркерт В., 2000, с. 432). Погребальный огонь очищал жертвы, освобождал души от бренной земной составляющей, насыщал запахом сгоравших жертв небожителей-богов. Остатки кремаций, обугленные и закопанные, олицетворяли темную сущность принесенных в жертву людей и животных и принадлежали божествам хтонического круга (Косарев М. Ф., 2000, с. 49 и сл.). По стратиграфическим условиям и находкам 9 совершение кремации, скорее всего, произошло во II в. после Р.Х., но не исключена и более поздняя дата. Такая массовая совместная кремация людей (детей и взрослых) и животных (домашних и диких), совершенная почти в центре городища, неподалеку от проездных ворот, не может быть признана обычным захоронением (рис. 3). Косвенно об этом свидетельствует предполагаемый расход топлива для кремации (из расчета 2 кг древесины на 1 кг тела (Пономарев Л. Ю., 2002, с. 155), предполагавший значительные затраты на совершения ритуала 10 . Фактически, это была массовая мрачная гекатомба, вызванная каким-то необычным событием, например мощным землетрясением, следы которого отчетливо прослеживаются на строительных остатках этого периода. Страшное стихийное бедствие 11 могло натолкнуть религиозное сознание боспорян на мысль о необходимости обращения к каким-либо могущественным богам и о принесение им особо ценных, невиданных ранее жертв. Исключительное по значимости событие требовало исключительно компенсации – необычных жертвоприношений – людей и животных.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

– Не, ну у меня есть уверенность в посмертном существовании души, у меня нету четкого представления, уверенности в формах этого существования. – А по поводу форм – мы же никогда в земной жизни эти формы представить до конца-то и не сможем. – Я об этом и говорю. – Но все-таки, скажем так, христианство однозначно говорит о том, что у человека тело только одно, и именно это тело будет потом восстановлено заново, после того, как земная история в том виде, в каком она есть закончится, а версию о существовании человеческой личности последовательно в нескольких телах христианство отрицает именно потому, что душа и тело человека все-таки представляют собой единое целое, и разделение души и тела, трагизм этого разлучения – это то, что не было изначально задумано Богом. – Ну может быть, не было так изначально задумано, но и не было подвергнуто запрету, по-моему. – А это уже зависело от человека, ведь Эдемский сад был пространством, в котором не было смерти. – Тела будут восстановлены. А если тело сгорело в атомном взрыве? Тоже будет восстановлено? –  Да. – Недаром же христианство запрещает кремацию человеческого тела? – Нет такого запрета. – Ну я сам слышал. – А это опять-таки частное мнение. Кремация не в традиции, и отношение большинства верующих к кремации как к чему-то неправильному – это есть, но сколько я смотрел диспуты в том же самом интернете, ни один сторонник запрета кремации не мог сослаться на какой-то более или менее авторитетный источник, вот просто не в традиции и все, а канонического запрета нет, и никто никогда не говорил, что состояние мертвого тела как-то влияет на возможность его воскрешения Богом: лежат кости в одном месте или же они как-то там распылены в виде пепла –для Того, Кому оказалось под силу сотворить бесконечную вселенную, наверное, не более сложной задачей окажется собирание этих частиц и восстановление их уже в иной реальности. – Да нет, конечно. – Кстати, очень интересная аналогия у архиепископа Луки Войно-Ясенецкого, вы наверняка о нем слышали, это хирург, получивший сталинскую премию. В книжке «Дух, душа и тело» он говорит о том, что человеческая душа может содержать в себе информацию о теле, и именно по этой информации тело будет восстанавливаться, то есть он в общем-то предвосхитил идею клонирования по клетке, по ДНК, но только предполагая, что таким же образом, как в ДНК, информация содержится в человеческой душе, и именно поэтому не может быть каких-то сложностей по восстановлению тела.

http://pravmir.ru/doroga-negasnushhey-na...

Началу христианизации Руси соответствуют археологические комплексы, содержащие погребения по обряду ингумации, и первые находки христианских древностей. Древнейшими христианскими памятниками на территории Руси являются фризские кувшины, происходящие из Северной Европы и связываемые с миссией святого Ансгария, епископа Гамбургского (830–850 гг.) 8 . В Древней Руси они представлены двумя экземплярами из погребения по обряду кремации кургана 7 в могильнике Плакун в Старой Ладоге, датируемого второй половиной IX в. 9 . Сосуды специфической формы с орнаментом из серебряной фольги, включающим христианские символы, имели литургическое назначение. Происхождение христианских древностей из погребений по обряду кремации отражает ранние этапы христианизации, характеризующиеся неустоявшейся культурой христианской общины. Могильник предположительно связывается с дружиной Рюрика, пришедшей с ним на Русь в 862 г. Сам Рюрик, если верно его отождествление с Рориком Ютландским, был крещен в Майнце в 826 г., и в его окружении, как следует из жития святого Ансгария, были христиане 10 . В кургане 11 того же могильника обнаружено надежно датированное последней четвертью IX в. погребение в камере 11 . Это не только древнейшее камерное погребение на Руси, но и самое раннее трупоположение древнерусской эпохи. Камерный обряд возник в Северной Европе вне связи с предшествующей погребальной традицией как реакция местной христианизируемой знати на культурное давление Каролингской империи 12 и впоследствии был перенесен на Русь. Принципиально важно отметить, что появление обряда трупоположения происходило синхронно с распространением христианских древностей в пределах единого некрополя, представляющего погребения одного коллектива. Они вместе составляют культурную инновацию эпохи христианизации. Следующими по времени христианскими древностями являются кресты и крестовидные накладки из листового серебра и бронзы. Среди 31 экземпляра таких крестов, происходящих из 12 пунктов на территории Древней Руси, можно выделить ряд типологических групп.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Древесина этого дерева выдает большую температуру нежели другие деревья, горит долго распределяя равномерно огонь. Аргументы против сожжения тел вызывают серьезные вопросы Ещё раз обратимся к интервью с профессором Поповым на РНЛ: «… В Индии, где специально обученные люди кремируют тела, в течение 10 12 часов сидят родственники на сорокоградусной жаре и жгут костер, сложенный определенным образом из специальных дров. При этом индусы применяют особенные теплоемкие дрова для кремации. При заходе солнца процедура заканчивается, несгоревшие останки погружают в воды реки Ганг. Что туда отправляют? Полусгоревшие бревна и части тела. Даже специально обученные люди в жарком климате не могут сжечь тело взрослого человека дотла. Что тогда говорить о сыром лесе в ночи и о людях, которые ничего не знали об этом?! Допустим, убийцы положили тела на бревна и начали жечь. Ну и что? Это почти невероятно…» Очень странное это заключение эксперта о невероятности, уничтожения тел у шахты Но, тогда ещё раз спросим, как же это, « почти не вероятное », по их же версии оказалось не только вероятным, но и возможным в Поросёнковом Логу, да ещё и в дождь? - Допустим, убийцы положили тела на бревна и начали жечь. Ну и что? – на свой вопрос эксперт вновь как бы подсказывает нам такой ответ - сырая темная ночь в лесу, поэтому костёр не горит и тела в костре не сжигают. А откуда утверждение, - эти люди ничего не знали об этом ? О чём об этом? По версии профессора убийством и уничтожением тел занималась команда, не умеющая ни костра разжечь, ни пользоваться серной кислотой, и не знающая для чего она им вообще тут нужна, «попробовали побрызгать, в костёр и обожглись» - экие недотёпы. Всё они знали и умели, и знали, прекрасно, что, если тела будут найдены, то станут почитаться Святыми мощами. А именно этого они боялись более всего Ещё несколько вопросов эксперту по теме: Какова зависимость температуры внутри костра от температура окружающего воздуха? Какая температура горения дров, используемых в Индии при кремации, насколько она выше температуры горения берёзы?

http://pravoslavie.ru/111718.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010