В 11 часов Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады Иероним прибыл в кафедральный собор, у входа в который был встречен почетным караулом вооруженных сил Греции. В алтаре собора Его Блаженство, приветствуемый при вступлении в храм аплодисментами народа и возгласами «Аксиос» («Достоин»), облачился в мантию и омофор, после чего осенил молящихся трикирием и дикирием и восшел на Архиепископскую кафедру. Послание Священного Синода Элладской Православной Церкви об избрании ее Предстоятелем Блаженнейшего Иеронима, а также указ Президента Греции К. Папульяса, подтверждающий состоявшееся избрание, огласил генеральный секретарь Священного Синода архимандрит Кирилл (Миссиакулис). Затем началось Последование интронизации, включавшее пение тропаря и кондака Пятидесятницы, стихиры Пятидесятницы «Вся точит Дух Святый…», тропаря Благовещения и тропаря преподобному Иерониму, небесному покровителю Блаженнейшего Архиепископа. После пения великого славословия архидиакон и три диакона произнесли прошения ектении, содержащие моления о новоизбранном Архиепископе и Священном Синоде, о благочестивом народе, властях, христолюбивых армии, флоте и военно-воздушных силах Греции. Блаженнейший Архиепископ Иероним произнес молитву, в которой призвал милость Божию и изобилие духовных дарований на всех, призывающих великое и святое имя Господа, а также испросил помощи и водительства от Бога в предстоящем служении Предстоятельства, на которое был избран. После отпуста, произнесенного Архиепископом, к Его Блаженству с приветственными словами обратились Местоблюститель Архиепископского Престола митрополит Каристийский и Скиросский Серафим от лица Элладской Православной Церкви, митрополит Пергамский Иоанн — от лица всех делегаций Православных Церквей, принимающих участие в интронизации, министр народного образования и религиозных дел Эврипидис Стилианидис — от лица Правительства Греции, Председатель Парламента Димитриос Сиуфас — от законодательной власти Греческой Республики, мэр Афин Никитас Какламанис — от столичных властей, протосингел Афинской Архиепископии протопресвитер Фома Синодинос — от лица клира епархии Блаженнейшего Иеронима.

http://patriarchia.ru/db/text/364239.htm...

Блаженнейший Архиепископ сердечно поблагодарил за пердоставленную возможность встречи и теплый прием. Далее делегация посетила Патриаршую резиденцию в Даниловом монастыре, где Блаженнейшего Архиепископа Иеронима встретил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Предстоятели Русской и Элладской Православных Церквей совершили молебен в домовом храме во имя Всех святых, в земле Российской просиявших. По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл обратился к Блаженнейшему Архиепископу Иерониму с приветственным словом: «Ваше Блаженство, Блаженнейший Архиепископ Афинский и всея Эллады Иероним! Преосвященные собратья архипастыри! Дорогие отцы и братья! С радостью приветствую Ваше Блаженство и Ваших почтенных спутников, составляющих официальную делегацию Элладской Православной Церкви, в первопрестольном граде Москве. Только что в этом домовом храме Патриаршей резиденции, посвященном всем русским святым, мы вознесли усердные молитвы о двух наших Поместных Церквах, об их Предстоятелях, иерархии, клире и благочестивой пастве. Мы благодарили Господа Вседержителя за то, что по Его неизреченной милости наши Церкви сохраняют единство духа в союзе мира (Еф. 4:3), и просили Его о том, чтобы нынешний Ваш мирный визит был благословлен Богом и еще более укрепил братские узы любви, которые нас связывают на протяжении столетий. Мы встречаем вас как представителей славной Эллады, где в Афинском ареопаге апостол Павел проповедовал язычникам о поклонении неведомому им Богу (Деян. 17:23) откуда трудами святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия Солунских была принесена славянским народам письменность, а вместе с ней — Священное Писание вкупе с высокими образцами греческой святоотеческой мысли. В церковной и культурной истории нашего Отечества неизгладимый след оставили выходцы из Греции — выдающиеся представители греческой духовности, богословской науки и церковных искусств: святитель Фотий и прочие русские митрополиты-греки, родоначальник иконописной школы Феофан Грек, преподобный Максим Грек, братья Лихуды, основатели Московской духовной академии, архиепископы Арсений Элассонский, Евгений Вулгарис и Никифор Феотокис, похороненный в этой святой обители, и многие другие.

http://e-vestnik.ru/news/vizit_elladskoy...

Православная Церковь, вопреки принятому сейчас потребительскому отношению к жизни, всегда будет проповедовать вечные ценности. Мы неизменно напоминаем людям, что Церковь существует не только для того, чтобы, как говорится, удовлетворять религиозные потребности крестить, венчать, соборовать, отпевать. Церковь призвана свидетельствовать об истине, в том числе и вне храмовых стен. Когда нам говорят: " Вы, церковные люди, должны заниматься своими внутренними делами, не вмешивайтесь в политику, не вмешивайтесь в вопросы общественной нравственности " , мы отвечаем, что Церковь имеет право свидетельствовать об истине везде и всегда; никто, никогда и нигде не должен запрещать ей это. Когда мы проповедуем вне наших храмов, то свидетельствуем не только о богословских истинах: мы говорим о том, в чем заключается смысл жизни, напоминаем об общечеловеческих ценностях, на которых на протяжении веков строилась жизнь людей. Среди этих ценностей основное место занимает крепкая христианская семья. В нашу эпоху, когда столько разводов, столько неполных семей, столько человеческих трагедий, происходящих из-за супружеской неверности, Церковь продолжает говорить о том, чему она учит уже 2000 лет: жизнь человеку дается один раз, он не может прожить ее " на черновик " . Нужно жить так, чтобы каждый день нашего земного бытия был значимым. Мы напоминаем, что человек в своем пути к Богу никогда не стоит на месте: каждый миг своей жизни он либо приближается к Нему, либо отдаляется. Церковь всегда будет свидетельствовать об этих истинах, несмотря на все веяния времени. В этом ее сила, в этом сила Святого Православия». Митрополит Волоколамский Иларион пожелал Предстоятелю Элладской Церкви крепости сил в несении его ответственного служения. «Я желаю Элладской Православной Церкви, чтоб она всегда сохраняла свою силу и смелость в свидетельстве, чтобы никакие силы ада не поколебали ее. Желаю, чтобы Господь даровал Вам и возглавляемому Вами Священному Синоду Элладской Православной Церкви крепость душевных и телесных сил для свидетельства о Христе и вечных Божественных истинах», сказал владыка Иларион.

http://patriarchia.ru/db/text/1450481.ht...

 Свободное сожительство  Сильное впечатление также произвело мнение Первоиерарха по вопросу о свободном сожительстве во время встречи с министром юстиции С. Хатзигакисом (в последнее время в греческом обществе активно дискутируется законопроект, который будет представлен на рассмотрение в парламент о т. н. «свободном сожительстве», т. е. о том, чтобы двум проживающим совместно лицам - не уточняется даже пол, теоретически речь может идти и об однополых союзах - предоставляются права, ранее предусмотренные только для официально зарегистрированных  пар, живущих в законном браке. Кстати, в Греции право регистрации брака государственные органы получили только в начале 80-х гг. прошлого столетия, до тех пор это было исключительной прерогативой Церкви. Такой брак получил название «гражданского» в отличие от брака «церковного». Конечно, к тому, что в России очень часто называют сейчас «гражданским браком», т. е. незарегистрированным союзом, это не имеет никакого отношения - прим. пер.).  «Члены Церкви, - сказал Архиепископ, - живут на основе Евангелия, канонов Церкви, порядка, установленного Вселенскими Соборами, духовной традиции. Таким образом, - добавил Блаженнейший Иероним, - эти пределы ограничены, и потому в этом вопросе Церковь не имеет возможности ни отменять что-либо, ни уклоняться». Тем не менее, в продолжение беседы Предстоятель говорил о тех, кто испытывает проблемы и желает урегулировать свою жизнь. «Это, - решительно заметил Архиепископ, - Церковь не может контролировать с помощью полицейских мер».  Взгляды Предстоятеля Элладской Церкви, по всей видимости, принимает большинство политических деятелей и особенно те, кто неоднократно вступал в конфликт с покойным Архиепископом Христодулом. Имеются в виду принявшие огромные масштабы столкновения по поводу, главным образом, отмены упоминания о религиозной принадлежности в удостоверениях личности и высказываний  покойного Архиепископа об атеизме интеллигенции.  Атмосфера противостояния в отношениях между Предстоятелем Элладской Церкви и представителей этих партий ушла в прошлое, а новую эпоху характеризуют слова председателя партии ПАСОК (Всегреческое социалистическое движение - прим. пер.) Г. Папандрэу, произнесенные на открытии съезда партии: «Мы хотим встретить в Церкви и те силы, которые верят в социальную деятельность, не стремятся заменить собой светскую власть, желают использовать человеческое и материальное богатство Церкви, и ее слово, обращенное к бедным и униженным. Обязательства, взятые Архиепископом на себя в последнее время, указывают на такой путь», - сказал Папандрэу под бурные аплодисменты делегатов съезда и продолжил: - И мы будем приветствовать любой шаг в таком направлении, в направлении, с одной стороны, полного отделения Церкви от государства, а с другой стороны, общей деятельности в отношении борьбы с бедностью, несправедливостью и изоляцией».

http://pravoslavie.ru/26106.html

В заявлении Синода подчеркивается, что все эти факты были проигнорированы двумя комиссиями Элладской Православной Церкви, которым было поручено изучение украинского церковного вопроса. В своих выводах данные комиссии, по словам митрополита Кифирского и Антикифирского Серафима , «упускают из виду более чем трехсотлетнюю живую традицию зависимости митрополии Киевской и всея Украины от Московского Патриархата. И эти реалии были отражены во всех календарях Элладской Церкви вплоть до нынешнего года. Возможно, они упускают из виду и тот факт, что нынешний Вселенский Патриарх Варфоломей своими патриаршими письмами 1992 и 1997 годов признавал каноническую юрисдикцию Московского Патриархата над Киевской митрополией и уважал канонические прещения, наложенные на ныне очищенных и восстановленных изверженных из сана и раскольнических клириков». Кроме того, подчеркивается в заявлении Синода, не соответствует действительности утверждение Блаженнейшего Архиепископа Иеронима, будто «из-за отсутствия Московского Патриархата» на Критском Соборе 2016 г. «не представилась возможность обсуждения вопроса о предоставлении автокефалии». В действительности тема автокефалии была исключена из повестки Собора много ранее, по настоянию Патриарха Варфоломея. Теперь становится очевидной причина этого. Ведь на заседаниях Межправославной подготовительной комиссии в 1993 и 2009 годах представителями всех Поместных Православных Церквей был согласован порядок предоставления автокефалии, который предполагает а) согласие Поместного Собора кириархальной Церкви-Матери на то, чтобы ее часть получила автокефалию; б) выявление Вселенским Патриархом консенсуса всех Поместных Православных Церквей, выражаемого единогласием их Соборов; в) на основе согласия Церкви-Матери и всеправославного консенсуса официальное провозглашение автокефалии посредством издания Томоса, который «подписывается Вселенским Патриархом и свидетельствуется подписями в нем Блаженнейших Предстоятелей Святейших автокефальных Церквей, приглашенных для этого Вселенским Патриархом». Относительно последнего пункта не до конца был согласован лишь порядок подписания Томоса, но это обстоятельство не отменяет достигнутых договоренностей по остальным пунктам. «На Синаксисах Предстоятелей 2014 и 2016 годов делегация Московского Патриархата, наряду с представителями некоторых других братских Церквей, настаивала на включении вопроса об автокефалии в повестку дня Собора. Русская Церковь окончательно согласилась на исключение этой темы из повестки дня Собора лишь после того, как Патриарх Варфоломей в январе 2016 г. в присутствии других Предстоятелей заверил, что у Святейшей Константинопольской Церкви нет намерений осуществлять какие-либо действия, имеющие отношение к церковной жизни на Украине, ни на Святом и Великом Соборе, ни после Собора», - подчеркивается в заявлении.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/10/17/el...

17 октября 2019 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято заявление о ситуации, сложившейся в Элладской Православной Церкви после проведения внеочередного Архиерейского Собора 12 октября 2019 года по украинскому церковному вопросу (журнал 125). Члены Священного Синода Русской Православной Церкви ознакомились с опубликованными в средствах массовой информации документами внеочередного Собора иерархии Элладской Православной Церкви от 12 октября 2019 года, в частности, с коммюнике Собора и c докладом Блаженнейшего Архиепископа Афинского и всея Эллады Иеронима " Автокефалия Церкви Украины " , в котором предлагается " признать... автокефалию Православной Церкви независимой Украинской республики " . Поскольку возглавляемая митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием самоуправляемая Украинская Православная Церковь, объединяющая 95 архиереев, более 12 тысяч приходов, более 250 монастырей и десятки миллионов верующих, пребывает в каноническом единстве с Русской Православной Церковью и ни к кому не обращалась за автокефалией, очевидно, что речь идет о признании раскольнических сообществ в этой стране. Ранее Константинопольский Патриарх Варфоломей неоднократно заявлял о признании митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия единственным каноническим Предстоятелем Православной Церкви в Украине (последнее такое заявление было сделано им во всеуслышание на Синаксисе Предстоятелей Поместных Православных Церквей в январе 2016 года). Однако в конце 2018 года Патриарх Варфоломей изменил своим прежним заявлениям и, не имея на то канонических полномочий, " восстановил в сане " без покаяния и отречения от раскола тех, кто был из него извержен, предан анафеме или же никогда не имел ни канонической хиротонии, ни даже формального апостольского преемства. Главой новосозданной структуры стал человек, получивший свое " рукоположение " от изверженного из сана и отлученного от Церкви бывшего митрополита Киевского Филарета. Последний был также " восстановлен " в " архиерейском достоинстве " Константинопольским Патриархом, но вскоре после этого покинул новоучрежденную " церковь " и заявил о восстановлении своего прежнего раскольнического сообщества, которое он именует " Киевским патриархатом " .

http://religare.ru/2_118377.html

Сейчас же ситуация выглядит так: из-за того, что вопросы не проработаны и не согласованы, есть опасения, что голосовать будут за одну версию документа, на подпись дадут другую, а параллельно выдвинут на обсуждение темы, которые вообще станут для ряда участников открытием. — приводит слова митрополита Онуфрия сайт «Религия на Украине». Все это приведет к тому, что Собор превратится в череду споров и обид. «Поэтому есть идея вообще не принимать в нем участия», — добавляет предстоятель. «Отказники» Остается под вопросом участие в соборе целого ряда Поместных церквей. В подготовительном синаксе отказался участвовать предстоятель Элладской православной церкви архиепископ Афинский и Всея Эллады Иероним. Вместо себя он посылает делегацию митрополитов. Причины отказа — примерно те же, о которых говорил митрополит Онуфрий, а именно — отсутствие предварительной проработки соборных вопросов, сообщает греческое агентство «Romfea». Озвучив свой отказ, предстоятель Элладской церкви вскоре сообщил, что Константинополь оказывает на него давление с целью принудить к участию в синаксе. Отказался ехать на синакс и Патриарх Антиохийской Церкви Иоанн. Причина этому — нежелание видеть в рядах соборян представителей Иерусалимской церкви. В Антиохии считают Иерусалим захватчиком ее канонических территорий. В марте 2013 года Иерусалимский патриархат создал свою епархию в Катаре, который Антиохия считает «своим». После этого Антиохийский патриарх прервал евхаристическое общение с Иерусалимским патриархом. Камнем преткновения было и приглашение на собор предстоятеля Чешской церкви Симеона (Яковлевича), которого большинство православных церквей не признает в его статусе. Симеон стал главой Чешской церкви при поддержке Константинополя, игнорируя решение местного Синода об избрании предстоятелем другого человека, архиепископа Прешовского Ростислава (Гонта). Этот вопрос заставил скептически отнестись к созыву Собора и Русскую православную церковь. В декабре 2015 года митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) заявил, что из-за конфликта с Чешским предстоятелем сама возможность проведения Всеправославного собора вызывает сомнения.

http://pravoslavie.ru/89875.html

Отказ Русской Православной Церкви принять подобную позицию² выдается сторонниками данной теории за протестантский федерализм, который является обратной стороной римского папизма, в то время как Константинопольская Церковь будто бы оказывается той, которая следует царским путем между этими двумя крайностями. Такую теорию озвучил еще в начале разворачивавшейся дискуссии ведущий богослов Греческой Православной Церкви митрополит Иерофей (Влахос)³ – тот самый, который написал прекрасную книгу «Одна ночь в пустыне Святой горы» и является автором 96 книг, множества публикаций; в Элладской Православной Церкви он считается очень авторитетным богословом. От мнения митрополита Иерофея действительно многое зависело. Мы знаем, что в Элладской Православной Церкви весной и летом 2019 года работали две комиссии – по догматическим и каноническим вопросам и по межправославным и межхристианским отношениям – по актуальному ключевому вопросу: принять или не принять позицию Константинополя? И точка зрения митрополита Иерофея во многом определила принятие этой позиции. Однако сам митрополит Иерофей, если начать глубже анализировать то, что он пишет, часто основывается на общем, так скажем, европейском взгляде на русскую историю и духовную культуру, и его формулировки, внешне красивые, лишены внутренней сути. Митрополит Иерофей дополнил понятие соборности, которое является в православной традиции высшим критерием или мерилом, понятием иерархичности. Он подчеркивает, что соборность без иерархичности невозможна, так же как иерархичность без соборности. Несомненно, Церковь – это священная иерархия. И, конечно, никто не ставит под сомнение иерархию Церкви. Но если вводится представление об иерархических взаимоотношениях между предстоятелями Церквей, то есть между иерархами одного чина, то это самое настоящее нововведение. В византийской традиции слово «иерархия» появляется впервые в Ареопагитском корпусе, согласно современной патрологической науке, в конце V – начале VI века; раньше этот термин использовался только в одном апокрифическом памятнике.

http://mospat.ru/ru/authors-analytics/90...

— Как Вы прокомментируете отсутствие на торжествах Вселенского Патриарха Варфоломея и Архиепископа Афинского и всей Эллады Иеронима ? — Конечно, нам хотелось, чтобы Предстоятели Константинопольской и Элладской Православных Церквей присутствовали на торжествах по случаю 100-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви. Этот юбилей имеет и радостные, и печальные стороны, ведь именно 100 лет назад начались масштабные гонения на верующих в нашем Отечестве. Апостол Павел говорит о теле Церкви: «Страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все» (1 Кор. 12:26). И исповедническое служение святого Патриарха Тихона, и подвиг новомучеников являются достоянием всей полноты Православной Церкви. Жаль, что обстоятельства не позволили Святейшему Патриарху Варфоломею и Блаженнейшему Архиепископу Афинскому Иерониму приехать в Москву. Но это нисколько не уменьшило нашей любви к Элладской Церкви и Матери-Церкви Константинопольской. Прежде всех выступлений Предстоятелей Поместных Православных Церквей на Архиерейском Соборе Русской Церкви было зачитано послание Патриарха Варфоломея . — В этих торжествах среди прочих приняли участие и представители Болгарской Церкви . Как Вы смотрите на вмешательство Болгарской Церкви в вопрос о т.н. раскольнической «Македонской Церкви», и какова позиция Москвы в этом вопросе? — В Русской Православной Церкви глубокую озабоченность вызывает судьба Православия на земле древнего Охрида, откуда в X веке на Киевскую Русь прибыли миссионеры, приобщившие наших предков к святой православной вере и к сокровищнице славянской письменности и культуры. Очень важно, чтобы православные верующие, живущие на этой земле сегодня и являющиеся наследниками великих правителей былых времен, вернулись к каноническому общению со всем православным миром. Мы знаем о том внимании, которое Болгарская Православная Церковь уделяет македонской церковной проблеме. Вместе с тем убеждены, что вопросы македонского церковного урегулирования должны решаться в строго каноническом ключе, что немыслимо без учета первостепенной роли в этом процессе Сербской Православной Церкви, ибо именно от нее откололась Македонская Церковь 50 лет назад.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5146221...

Епархии Элладской Православной Церкви Предстоятели Элладской Православной Церкви Библиография к главе VI «Элладская Православная Церковь» Юрисдикция Элладской Православной Церкви распространяется на территорию Греции (Греческая Республика). Греция — государство на юге Балканского полуострова и прилегающих островах. На севере граничит с Албанией, Македонией и Болгарией, на северо-востоке — с Турцией. Восточное побережье Греции омывается Эгейским морем, южное—Средиземным, а западное — Ионическим. Множество островов: Ионические острова, Крит, Додеканес, Эгейские. Площадь 131.990 кв.км, в т.ч. острова — 25.100 кв.км. Население — около 9.900.000 человек (1984). 95% населения — греки. Столица — Афины (свыше 3.000.000 жителей). Исторический очерк Элладской Православной Церкви 1. Древнейший период истории Элладской Православной Церкви: распространение христианства; епископии в Коринфе и Солуни; введение Элладской Церкви в юрисдикцию Константинополя Семена христианской веры были принесены на территорию теперешней Греции еще святым апостолом Павлом, который во время второго и третьего великих благовестнических путешествий основал и утвердил христианские общины в ряде городов Македонии и Ахаии, в частности — в Филиппах, в Фессалониках, Афинах и Коринфе. К Фессалоникийским и Коринфским общинам он направил по два послания, к Филиппийцам — одно. В Коринфе трудился и «сведущий в Писаниях» Аполлос (Деян. 18, 24; 19, 1). По преданию, в Ахаии проповедовал и святой апостол Андрей, в Афинах был святой апостол Филипп. Святой евангелист Лука проповедовал в других частях Греции, а святой Иоанн Богослов, сосланный на остров Патмос, получил там Божественное Откровение. Позднее на этом острове был сооружен монастырь в память святого Апостола. На острове Крит епископом был ученик апостола Павла Тит, которому Апостол языков заповедовал довершить недоконченное и поставить «по всем городам пресвитеров» (Тит. 1, 5). Во II веке Греция дала первых христианских апологетов — Кодрата и Аристида. Предание свидетельствует, что и апологет-философ Афинагор был афинянином. В том же веке авторитетным христианским учителем, пользовавшимся известностью далеко за пределами Греции, был Коринфский епископ Дионисий.

http://sedmitza.ru/lib/text/441216/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010