Прп. Феодор Студит. Ямбы «На святого Дионисия» Термин εραρχα был введён в церковный оборот автором Ареопагитского корпуса  и получил широкое распространение в VI в. С этого времени он получил ключевое значение для описания церковного устройства. Однокоренные термины: εραρχικς, εραρχικς, εραρχω , εραρχεω  — имеют аналогичную историю. Но сторонники позиции Вселенского Патриарха Варфоломея применяют данный термин и производные от него совсем не в том смысле, который закладывали в него автор Ареопагитского корпуса и богословы, опирающиеся на богословие «Ареопагитик», и который был распространён в более широких и общих значениях в византийской традиции. 1. Новая концепция об иерархии внутри равночинных предстоятелей Поместных Церквей Один из учёнейших иерархов Элладской Православной Церкви митрополит Иерофей (Влахос), оказавшийся и в целом, и в частности сторонником первенства чести и власти Вселенской Патриархии, писал в одной из своих публикаций о том, что Церковь является «соборной иерархически» и «иерархичной соборно» . Его взгляды на иерархию отражены в недавно изданной книге с характерным названием «Синодальное и иерархическое жительство Церкви в связи с украинским вопросом» . В аннотации, написанной самим автором книги, кратко изложена суть вопроса: «…Внутри Церкви ничто не функционирует автономно, но все имеют единство и взаимозависимость. Административный способ функционирования Церкви осуществляется по образу сослужения в Божественной литургии и является её расширением. В этом смысле функционирует так называемая автокефалия одной из Церквей, но и первенство Вселенского Патриархата. В Православной Церкви не существует ни папского примата, ни федерации протестантских общин. Таким образом, соборность является противоположной папизму, а иерархичность противоположна протестантской федерации. В этом заключается красота православной экклезиологии, которая в наши дни умаляется» . Об этом же митрополит Иерофей настойчиво писал в одной из своих статей, где изложил «шесть серьёзнейших вопросов». Среди них:

http://bogoslov.ru/article/6192311

Несколько слов о деятельности Патриарха и органов высшего церковного управления, а также об общецерковной статистике в межсоборный период. С 2013 года я совершил 65 епархиальных визитов, посетив 47 Всего за 7 лет состоялось 168 моих поездок в 87 епархий. В период с прошлого Архиерейского Собора также состоялись следующие мои визиты в братские Поместные Православные Церкви: 1-7 июня 2013 года – мирный визит в Элладскую Православную Церковь и паломничество на Святую гору Афон; 4-7 октября 2013 года – в Сербскую Православную Церковь на торжества по случаю 1700-летия Миланского эдикта и освящения храма Воскресения Христова в Подгорице; 5-9 марта 2014 года – визит в Константинопольскую Православную Церковь для участия в Собрании Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей; 14-16 ноября 2014 года – мирный визит в Сербскую Православную Церковь. С 22 по 27 января 2016 года состоялся мой визит в Шамбези (Швейцарию) вновь для участия в Собрании Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей. Также со времени прошлого Архиерейского Собора с 10 по 15 мая 2013 года я посетил Китайскую Народную Республику, о чем я уже упоминал в своем докладе на Архиерейском Совещании в прошлом году. Русскую Православную Церковь посетили 9 глав автокефальных Церквей, некоторые из них – дважды за этот Особым знамением церковного единства стало празднование 1025-летия Крещения Руси, сопровождавшееся соборными служениями в Москве, Киеве и Минске. На торжества прибыли Предстоятели Александрийской, Иерусалимской, Грузинской, Сербской, Болгарской, Кипрской, Польской Православных Церквей и Православной Церкви в Америке, а также представители всех других Поместных Церквей. В богослужениях приняли участие множество архиереев и клириков из всех стран канонической ответственности Русской Православной Церкви. По долгу Патриаршего служения я встречался с руководителями стран канонической ответственности Московского других принимал участие в разных общецерковных и международных Священным Синодом, который собирался за отчетный период 15 и Высшим Церковным Советом, проведшим 16 а также синодальными учреждениями велась работа по реализации тех задач, которые сформулировал Освященный Архиерейский Собор 2013 года.

http://religare.ru/2_108368.html

П. придавал большое значение укреплению межправославных связей. За годы Патриаршества он посетил практически все Поместные Православные Церкви: К-польскую (6-10 июня 1997), Антиохийскую (17-22 февр. 1999), Русскую (см. ниже), Грузинскую (21-27 июня 2002), Сербскую (9-16 мая 2002), Румынскую (5-11 сент. 2003), Болгарскую (29 июня - 6 июля 1998; 8-12 мая 2003, участвовал в торжествах по случаю 50-летия восстановления Патриаршества и 1660-летия Сардикийского Собора), Кипрскую (21-28 мая 1999; 12-15 нояб. 1999, участвовал в освящении храма свт. Григория Паламы в Махерасском мон-ре; 16-22 окт. 2001, участвовал в торжествах по случаю 800-летия этой обители), Элладскую (17-25 мая 2001), Польскую (17-22 авг. 2001), Финляндскую (8-15 июня 1998). П. принимал участие в интронизации патриарха Иерусалимского Иринея (Скопелитиса) в Иордании (1-2 окт. 2001), архиеп. Афинского Христодула (Параскевиадиса) (9 мая 1998) и митрополита Чешских земель и Словакии Николая (Коцвара) (1-4 июня 2000). В разные годы принимал у себя предстоятелей Элладской (1998), Албанской (1998), Антиохийской (2002), Польской (2003) Православных Церквей, Православной Церкви Чешских земель и Словакии (2003), а также архиеп. Карельского и всей Финляндии Льва (Макконена) (2004). 30 сент.- 1 окт. 1998 г. П. участвовал в работе Расширенного и Всеправославного Собора в Софии, который был созван по просьбе патриарха Болгарского Максима в связи с расколом в Болгарской Православной Церкви . 14-17 нояб. 2000 г. председательствовал на Расширенном Соборе в Никосии, созванном по просьбе Кипрской Православной Церкви для решения ее внутренних проблем (Собор проходил при участии патриарха Антиохийского Игнатия IV и архиеп. Кипрского Хризостома I). 23-26 дек. 2000 г. по приглашению патриарха Варфоломея I присутствовал на Собрании предстоятелей и представителей Поместных Церквей в Стамбуле по случаю 2000-летия Рождества Христова. 6-8 дек. 2001 г. посетил Синай, в мон-ре вмц. Екатерины вместе с патриархом К-польским Варфоломеем участвовал в торжествах в честь 2-тысячелетия от Рождества Христова и 3300-летия Закона Моисеева. 17-20 мая 2003 г. совершил паломничество вместе с патриархом Варфоломеем и католикосом-патриархом всей Грузии Илией II (Гудушаури-Шиолашвили) в Каппадокию .

http://pravenc.ru/text/2580338.html

( " The Guardian " ) P.S. Уже несколько лет в Украине идет дискуссия относительно содержания и методики преподавания в школах нового предмета, связанного с религией. Большинство существующих концепций, к сожалению, делают акцент на изучении только одной религии, что отнюдь не может содействовать формированию у молодых граждан Украины толерантности, уважения к другим религиям, к людям других конфессий. Православные греки становятся более современными Предстоятель Элладской (Греческой) православной церкви (ЭПЦ) архиепископ Афинский Христодул постановил, что вскоре в столичных храмах Греции во время богослужения Евангелия будет читаться на новогреческом, то есть общеупотребительном, языке. До сих пор богослужебным языком ЭПЦ остается архаичный древнегреческий язык, который сегодня известен только ученым. Как сообщает газета " Элефтерос Типос " , предстоятель православных греков озабочен тем, что значительная часть верующих – в первую очередь молодые прихожане – не понимают древнегреческого языка и из-за этого не могут принимать должное участие в богослужениях. Теперь в ряде приходов столичной епархии будет действовать новая схема, в рамках которой отрывки из Нового Завета будут во время службы читаться сначала на древнем, а потом и на современном греческом. Стоит напомнить, что та же проблема существует также в Русской православной церкви, включая Украинскую православную церковь, где богослужения ведутся почти исключительно на архаичном церковнославянском языке, непонятном большинству прихожан и даже значительной части духовенства. В Украине такие церкви, как УПЦ КП, УГКЦ, УАПЦ активно занимаются переводами богослужебных книг и переходом на украинский язык. Что касается Римско-католической церкви, то со времени II Ватиканского собора все католические церкви мира используют в храмах национальные языки. Ведь непонимание текстов литургии, священных книг, молитвенного пения отнюдь не содействует формированию истинного христианского сознания. (ENI) Жизнь католикоса под угрозой Как сообщает газета " Georgian Times " , на католикоса-патриарха всей Грузии Илию II готовилось покушение.

http://religare.ru/2_11601_1_21.html

Предстоятель также обещал сделать все от него зависящее, чтобы восстановить должное управление церковными финансами. Образование Архиепископ назвал «важнейшим средством для сохранения народа Кипра» и сообщил, что Церковь выдвинула свои предложения по реформе системы образования в стране. Президент страны Тассос Пападопулос пожелал новому Предстоятелю успехов и выразил надежду на единство Священного Синода и Церкви Кипра. Епископ Тримифунтский Василий обратился к новому Архиепископу от имени Священного Синода. Владыка Василий выразил надежду, что Хризостом II принесет единство Церкви и призвал его сосредоточить усилия в борьбе народа Кипра за воссоединение. Предстоятель Элладской Православной Церкви архиепископ Афинский Христодул  пожелал восстановления справедливости на острове и возвращения территорий, оккупированных Турцией, их законным жителям.  Он также выразил надежду на то, что вскоре вновь появится возможность посещать храмы и святыни на севере острова. От имени Константинопольского Патриарха Варфоломея выступил Архиепископ Фиатирский и Великобританский Григорий. Высоко оценив заслуги нового Предстоятеля, он призвал его обеспечить единство Кипрской Церкви. Выступающие также выразили благодарность бывшему Архиепископу Кипрскому Хризостому за труды. На церемонии интронизации присутствовали архиереи Поместных Православных Церквей, представители Ватикана, Армянской, Коптской, Маронитской, Англиканской Церквей. Греческое правительство представлял министр общественного порядка Вирон Полидорас. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в торжествах приняла участие официальная делегация Русской Православной Церкви в составе архиепископа Рязанского и Касимовского Павла и священника Сергия Говоруна, сотрудника Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Церемони завершилась торжественным шествием назад в Архиепископию. Вечером в воскресенье, в канун тезоименитства Архиепископа Хризостома, было совершено торжественное богослужение.

http://patriarchia.ru/db/text/159759.htm...

В первую очередь давлению подверглась Элладская Православная Церковь, что не случайно. Более чем треть ее епархий, так называемые «митрополии Новых земель» на севере Греции, имеют двойное подчинение: с одной стороны, епископы этих митрополий являются членами Священного Синода и Архиерейского Собора Элладской Церкви, с другой — они поминают за богослужением Константинопольского Патриарха и канонически зависят от него. Этим митрополитам рассылались циркуляры с Фанара с требованием признать украинских раскольников. Параллельно оказывалось давление по дипломатической линии. Эмиссары из США неоднократно посещали Предстоятеля и многих иерархов Элладской Церкви, преследуя свои политические цели: добиться того, чтобы духовное отчуждение между Россией и Украиной, между греческим и славянским православным миром стало необратимой реальностью. В поддержку раскольников работала массированная пропаганда в СМИ, в основу которой легли политические идеи, далекие не только от евангельской, канонической и исторической правды, но и от здравого смысла. Рассмотрение украинского вопроса неоднократно откладывалось, однако в конце концов специально для этого был созван внеочередной Архиерейский Собор Элладской Православной Церкви. Но даже он формально не принял решения о признании раскольников. По его итогам было опубликовано коммюнике, в котором признается право Константинопольского Патриарха предоставлять автокефалии, а также право Предстоятеля Элладской Церкви «далее заниматься вопросом признания Церкви Украины». Позднее ряд архиереев объявили, что и эти два тезиса не принимались путем голосования. Многие греческие архипастыри, священники, богословы оспаривают законность принятого решения. В сложившейся ситуации Священный Синод нашей Церкви 17 октября сего года постановил прекратить евхаристическое общение с теми архиереями Элладской Церкви, которые вступили или вступят в общение с украинскими раскольниками. Синод также не благословил совершение паломнических поездок в епархии, управляемые означенными архиереями.

http://pravoslavie.ru/126553.html

• В последнем абзаце коммюнике Архиерейского Собора ЭПЦ пишется: «После этого последовал конструктивный диалог, и многие Преосвященнейшие иерархи изложили свои позиции. Архиерейский Собор подтвердил то решение, которое было принято на прошлом заседании Постоянного Священного Синода и предложение Блаженнейшего Архиепископа Афинского и всея Эллады Иеронима, а именно признать «каноническое право Вселенской патриархии даровать автокефалию, равно как и привилегию Предстоятеля Элладской Церкви далее заниматься вопросом признания Церкви Украины». Прочитав эти слова, я с благоговением задаю вопрос пресс-комитету Архиерейского Собора: когда происходил опрос заседающих и каким образом принималось решение о ратификации постановления Постоянного Священного Синода (далее – ПСС)? Зачитывалось ли решение ПСС членам епископата вслух? Происходило ли голосование о том, чтобы принять его, и если да, то каким образом? Поднятием рук? Тайным или открытым голосованием? Те же вопросы следует задать и по поводу доклада Блаженнейшего Архиепископа Афинского, который предложил нашей Церкви признать автокефалию Православной Церкви независимой Республики Украины. Я настаиваю на этих вопросах, потому что Его Преосвященство митрополит Навпактский, председатель пресс-комитета, в своем вышеупомянутом интервью, данном в тот же день (12.10.2019) придает большое значение решению Архиерейского Собора — настолько большое, что, по его мнению, оно предшествует и прокладывает прямую дорогу к признанию предоставления «автокефалии» Украины. Митрополит Навпактский отметил: «Этот вопрос уже обсуждали; им многократно занимались на предшествующем заседании ПСС, и проходило обсуждение. То есть мы тщательно обсудили эту проблему и пришли к тому, чтобы на Архиерейском Соборе принять решение ПСС, а именно право Вселенской Патриархии даровать автокефалию, равно как и привилегию Предстоятеля ЭПЦ далее заниматься этим вопросом... Мы признаём право Вселенской Патриархии даровать автокефалию. Журналист: Значит вы признали и 15-ю Поместную Церковь? (прим. украинскую «автокефалию»).

http://pravoslavie.ru/124699.html

Архиепископ Христодул рассказал о проекте строительства школы в Беслане, о социальном служении Элладской Церкви, об отношениях с Московской Патриархией и о своей возможной встрече с Папой Римским Бенедиктом XVI. 27 жовтня 2006 р. 13:20 Священник Владимир Вигилянский: «Как к любым самозванцам, к экстремистским организациям, присваивающим себе определение «православных», Русская Церковь относится отрицательно» [Ihmepb " ю] В опубликованном на этой неделе интервью журналу «Огонек» 43) руководитель Пресс-службы Московской Патриархии священник Владимир Вигилянский отвечает на вопросы о «православном фундаментализме», ксенофобии, диалоге с правозащитниками и российско-грузинских отношениях. 27 вересня 2006 р. 01:22 Президент Всемирного Совета Церквей Анастасий, Архиепископ Тираны и всея Албании: «Для христиан позорно оставаться в изоляции» [Ihmepb " ю] Предстоятель Албанской Церкви призывает православных осознать собственную ответственность перед всем христианским миром и не замыкаться в своих церковных общинах. 26 вересня 2006 р. 15:22 Митрополит всея Америки и Канады Герман: «Мы делаем все от нас зависящее, чтобы разумным, подобающим способом раскрыть проблемы прошлого» [Ihmepb " ю] Предстоятель Православной Церкви в Америке признает серьезность нарушений, выявленных в финансовой деятельности ПЦА, но выражает уверенность, что проводимое расследование позволит преодолеть кризис. На официальном сайте ПЦА всем желающим предоставляется возможность получить ответы на любые вопросы о ситуации в Церкви. 4 вересня 2006 р. 13:19 Игумен Елисей, настоятель монастыря Симонопетр на Святой Горе Афон о принесении в Россию честных мощей св. равноап. Марии Магдалины [Ihmepb " ю] Москва, 4 сентября. Настоятель монастыря Симонопетр на Святой Горе Афон игумен Елисей дал интервью корреспонденту интернет-сайта «Седмица.ru» Ю. Клиценко. 21 серпня 2006 р. 11:29 «И Палестина, и Израиль, и Ливан — Святая Земля, освящённая стопами Господа» [Ihmepb " ю] Интервью с игуменом Тихоном (Зайцевым), заместителем начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, 12 августа 2006 г.

http://patriarchia.ru/ua/db/interview/23...

«Государство будет поддерживать вас во всех конструктивных начинаниях, во всех творческих инициативах», — заверил Э. Стилианидис. Выступающие неизменно завершали свои речи словом «Аксиос!», на которое откликались все собравшиеся в соборе. Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады Иероним выступил с интронизационной речью, в которой наметил основные направления своей будущей деятельности на посту Предстоятеля. Его Блаженство изложил свое понимание церковно-государственных отношений, подчеркнув, что Церкви вверена особая миссия, не сводящаяся к исполнению тех или иных политических задач. Выражая собственное мнение, Церковь не оспаривает действий государства, но порой высказывает обеспокоенность по поводу тех или иных решений, которые могут противоречить евангельским нравственным нормам. Именно такой подход способствует успеху и Церкви, и государства в их соработничестве на благо народа. Как сообщает информационный канал « Вести.ru» , Архиепископ Иероним дал понять, что не будет продолжать линию своего предшественника Архиепископа Христодула , который считал необходимым участвовать в политике государства и нередко энергично протестовал против решений властей. «Я не собираюсь делать программные заявления. Церковь — не от мира сего, ее миссия — не конфронтация и не противопоставление своей идеологии чужой, иначе мы были бы не Церковью, а религиозной партией... Мы не политики, а церковные мужи», — сказал Архиепископ Иероним. В числе областей совместной заботы Церкви и государства Блаженнейший Иероним на первом месте упомянул заботу о молодежи. Обращаясь к молодежи страны, Его Блаженство сказал: «Дети мои! Хочу обновить призыв, с которым к вам обращался упокоившийся в Господе Блаженнейший Христодул, который пригласил всех вас в Церковь такими, какие вы есть. Знайте, что Церковь — это ваш дом, ваш очаг. Мы не должны только вас приглашать, мы должны идти к вам первыми и вести вас в Церковь. Хочу, чтобы мы с вами встречались и слушали друг друга, чтобы мы вместе боролись за евангельские идеалы».

http://patriarchia.ru/db/text/364239.htm...

Что же касается пункта о том, что Предстоятель УПЦ избирается пожизненно, то это адекватное выражение ответственности служения Предстоятеля. В чем заключается главное служение Предстоятеля — в администрировании либо совершении Евхаристии? Православное предание четко отвечает на этот вопрос. Епископ в первую очередь — предстоятель евхаристического собрания. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в некоторых Поместных Церквах, например в Элладской, вообще отсутствует норма о выходе епископа на пенсию по достижению определенного возраста. Что же касается служения Предстоятеля, то, как верно заметил игумен Кирилл (Говорун), по отношению к Предстоятелю пожизненность служения — «это частный случай пожизненности епископского служения, усиленный особой ответственностью предстоятельского служения». — С чем связана жесткая резолюция Собора в отношении «политического православия» и деятельности Союза православных граждан? — Важно понимать, что все решения, которые были приняты на Соборе, не являются результатом либо способом какой-либо «межпартийной борьбы» внутри УПЦ. Собор осудил так называемое «политическое православие» и деятельность Союза православных граждан. Но это было сделано не в угоду государственным властям либо определенной политической силе на Украине, а ради церковного блага. Формулировка соборной резолюции гласит: «Мы осуждаем политическое православие, привносящее политические лозунги в церковную ограду, так как оно не соответствует духу Христовой проповеди». Что это значит? Данная формулировка свидетельствует о том, что наша Церковь принципиально желает оставаться вне политики. Вне любой политики. В церковную ограду нельзя привносить любые политические лозунги, независимо от их «цвета» и направленности. Политические взгляды мирян и клира должны оставаться вне Церкви, вне евхаристического собрания. Иначе, учитывая сложную политическую ситуацию в стране, вместо одной Церкви и единого евхаристического собрания мы можем разделиться на несколько церквей и собраний, каждое из которых потеряет универсальный характер. Политизация — это путь разделения, раскола. И Украина на опыте жизни схизматических церковных структур уже знает подобную политизированную модель церковности. Результат, как говорится, на лицо. В результате политизации живую веру вытесняет идеология, а Церковь превращается в партию. Каноническая Украинская Православная Церковь не может брать пример с раскольников, как это нам по факту предлагают экстремисты. Напротив, мы должны свидетельствовать перед отделившимися, что наша Церковь — ничем не искаженное, не умаленное выявление Кафолической Церкви.

http://e-vestnik.ru/church/episkop_perey...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010