«Если украинский раскол будет действительно признан Элладской православной церковью или ее предстоятелем — в форме совместного служения, литургического поминовения лидера раскола или направления ему официальных грамот — это станет печальным свидетельством углубления разделения в семье поместных православных церквей,— говорится в заявлении.— Полнота ответственности за это разделение ляжет прежде всего на патриарха Константинопольского Варфоломея и на те внешние политические силы, в интересах которых был «легализован» украинский раскол». «Мы дорожим молитвенным общением с нашими собратьями в Элладской православной церкви и будем сохранять с ней живую молитвенную, каноническую и евхаристическую связь,— заявили иерархи РПЦ.— Вместе с тем мы помним, что священные каноны Церкви осуждают тех, кто вступает в молитвенное общение и сослужение с изверженными из сана и отлученными от общения (Апост. 10, 11, 12; I Всел. 5; Антиох. 2 и др.). В связи с этим прекращаем молитвенное и евхаристическое общение с теми архиереями Элладской церкви, которые вступили или вступят в таковое общение с представителями украинских неканонических раскольнических сообществ. Мы также не благословляем совершение паломнических поездок в епархии, управляемые означенными архиереями». Заканчивается послание Синода пунктом, в котором патриарх Московский и всея Руси Кирилл уполномочивается прекратить поминовение имени Блаженнейшего архиепископа Афинского и всей Эллады в диптихах в случае, если предстоятель Элладской церкви начнет за богослужениями поминать главу одной из украинских раскольничьих группировок или предпримет иные действия, свидетельствующие о состоявшемся признании им украинского церковного раскола». «Позиция Православной церкви Греции с самого начала конфликта РПЦ и Фанара была двойственной,— считает руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин.— Часть иерархов молчаливо поддерживала Варфоломея, так как подрыв авторитета Константинополя отражается и на Элладской церкви как основной силе Фанара в Европе. Другая часть иерархов громко критиковала Варфоломея и поддерживала РПЦ».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

4. Считать полезными состоявшиеся в ходе визита встречи Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с государственными деятелями Болгарии. ЖУРНАЛ 25 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о состоявшемся визите Блаженнейшего Архиепископа Афинского и всей Эллады Иеронима в пределы Русской Православной Церкви. Справка: С 23 по 30 мая 2012 года Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады Иероним совершил официальный визит в пределы Московского Патриархата. Его Блаженство сопровождала делегация в составе митрополитов Додонского Хризостома, Элассонского Василия, Керкирского и Паксосского Нектария, Глифадского Павла, Эдесского, Пеллского и Альмопийского Иоиля, Фирского, Аморгосского и Нисонского Епифания, Зихнийского и Неврокопийского Иерофея, Кифирского и Антикифирского Серафима, епископов Христианупольского Прокопия и Диавлийского Гавриила, архимандрита Спиридона (Катрамадоса) – секретаря Синодального отдела по паломничеству, архидиакона Епифания (Арванитиса), мирян-сотрудников учреждений Элладской Православной Церкви. 24 мая, в праздник Вознесения Господня и святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, день тезоименитства Святейшего Патриарха Кирилла, Предстоятели Русской и Элладской Православных Церквей совершили Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля, после чего приняли участие в церемонии открытия Дней славянской письменности и культуры на Васильевском спуске. В тот же день состоялась встреча Предстоятелей Русской и Элладской Церквей с Президентом Российской Федерации В.В. Путиным. 25 мая в Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре состоялись переговоры Святейшего Патриарха Кирилла и Блаженнейшего Архиепископа Иеронима, на которых обсуждались вопросы расширения братского взаимодействия Русской и Элладской Православных Церквей в различных областях, а также темы общеправославного значения. Состоялось награждение Блаженнейшего Архиепископа Афиниского Иеронима орденом святого равноапостольного великого князя Владимира I степени. Члены делегации Элладской Церкви также были удостоены церковных наград.

http://religare.ru/2_94998.html

Взаимоотношения Кипрской и Русской Православных Церквей Епархии Кипрской Православной Церкви Известные Предстоятели Кипрской Православной Церкви Библиография к главе V «Кипрская Православная Церковь» Глава VI. Элладская Православная Церковь Исторический очерк Элладской Православной Церкви 1. Древнейший период истории Элладской Православной Церкви 2. Церковь во времена владычества на Востоке латинян, после их изгнания из Константинополя и при турецком правлении 3. Церковь в возрожденной Греции 4. Присоединение к Элладской Православной Церкви паствы Ионических островов 5. Движение греческого духовенства после 1й мировой войны за освобождение Церкви от государственной опеки 6. Афинские Архиепископы 7. Ученые церковные деятели 8. Элладская Православная Церковь в последние десятилетия 9. Современное состояние Элладской Православной Церкви 10. Отношение Элладской Православной Церкви к инославию 11. Связи Элладской Православной Церкви с Русской Православной Церковью в прошлом и настоящем Греческая «Церковь истинных православных христиан» Епархии Элладской Православной Церкви Предстоятели Элладской Православной Церкви Библиография к главе VI «Элладская Православная Церковь» Глава VII. Албанская Православная Церковь Исторический очерк Албанской Православной Церкви 1. Время утверждения христианства на берегу Адриатического моря 2. Отношение к православным албанцам фанариотов и турок 3. Движение против духовного и политического гнета в XIX и начале XX вв. 4. Стремление к провозглашению автокефалии 6. Позиция РПЦ в отношении конфликта между Синодом Албанской Православной Церкви и Константинополем 7. Первый Устав Албанской Православной Церкви 8. Декрет «О религиозных общинах»; трудности Церкви 9. Выступление Архиепископа Виссариона; уход его на покой 10. Признание автокефалии законной 11. Церковь во время Второй мировой войны и после нее 12. Предстоятели Албанской Православной Церкви 13. Албанская Православная Церковь в последнее время 14. Связи между Албанской и Русской Православными Церквами Архиепископы Албанской Православной Церкви Библиография к главе VII «Албанская Православная Церковь» Глава VIII.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

2. Отметить важность состоявшегося визита Его Блаженства для укрепления связей между двумя Церквами. ЖУРНАЛ 71 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о его официальном визите в Элладскую Православную Церковь и паломничестве на Святую Гору Афон. Справка: 1-7 июня 2013 года по приглашению Блаженнейшего Архиепископа Афинского и всей Эллады Иеронима и Священного Синода Элладской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Грецию. Его Святейшество сопровождала делегация, в состав которой, в частности, входили председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда. 2 июня Святейший Патриарх Кирилл и Блаженнейший Архиепископ Иероним совершили Божественную литургию в Пантелеимоновском храме в Афинах. 3 июня Предстоятель Русской Православной Церкви принял участие в заседании Священного Синода Элладской Церкви в монастыре Петраки, в ходе которого Его Святейшеству была вручена высшая награда Элладской Православной Церкви — Большой крест святого апостола Павла. Высоких наград также были удостоены члены церковной делегации. Состоялись переговоры Святейшего Патриарха Кирилла с Блаженнейшим Архиепископом Иеронимом и членами Священного Синода Элладской Церкви. В тот же день Его Святейшество встретился с Президентом Греции К. Папульясом и Премьер-министром страны А. Самарасом. Глава Греческой Республики вручил Предстоятелю Русской Церкви высокую государственную награду — Большой крест Ордена почета. В ходе визита в Элладскую Церковь Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл также посетил благотворительную организацию Афинской Архиепископии «Апостоли» («Миссия»), афинские храмы во имя священномученика Дионисия Ареопагита в Колонаки, Святой Троицы и в честь иконы Божией Матери «Панагия Сумела» в районе Ахарнэ, в дар которому Святейший Владыка передал частицу мощей преподобного Серафима Саровского, кафедральный собор во имя святителя Григория Паламы Салоник, другие святыни этого города. Также Предстоятель Русской Церкви встретился с Преосвященным митрополитом Фессалоникийским Анфимом.

http://patriarchia.ru/md/db/text/3102900...

Не всегда такие действия заканчивались победой. Например, в 1931 году Константинопольский патриарх Фотий II безуспешно пытался перевести в свою юрисдикцию зарубежные приходы Сербской Церкви. Он писал патриарху Варнаве: «Все церковные общины, находящиеся в диаспоре и вне границ Православных автокефальных Церквей, какой бы то ни было народности, должны в церковном отношении быть подчинены нашему Святейшему Патриаршему Престолу». Но Сербская Церковь не уступила этим требованиям, равно как и Румынская Церковь. Если в ХХ веке усилия Константинопольских патриархов по большей части были сосредоточены на том, чтобы подчинить себе православную диаспору, то в XXI веке началась экспансия уже на территории самих автокефальных Церквей. Говоря о критике своих действий в украинском вопросе, патриарх Варфоломей недавно попытался объяснить это национальными различиями, дескать, все дело в том, что «наши братья славяне не могут терпеть первенство Вселенского Патриархата и нашей нации в Православии». Само по себе это расистское высказывание, подпадающее под определение ереси этнофилетизма, было произнесено в расчете на то, чтобы заручиться поддержкой в греческом обществе. Своего рода попытка сыграть на чувстве национальной солидарности. Однако она отнюдь не отражает реальную ситуацию, поскольку в отношении других греческих Церквей Константинопольский Патриархат действовал не менее жестоко, чем в отношении Русской Церкви. Так, например, в 2003 году патриарх Варфоломей внезапно потребовал от Элладской Православной Церкви передать под его контроль 36 епархий на так называемых «новых территориях» Греции – по крайней мере в том, что касается назначения архиереев на эти кафедры. Синод Элладской Церкви отказался подчиниться, и ее тогдашний предстоятель архиепископ Афинский Христодул говорил, что подчинение такому требованию дискредитировало бы сам факт автокефального бытия Элладской Православной Церкви. После того как новые архиереи были выбраны без его согласия, 30 апреля 2004 года патриарх Варфоломей объявил разрыв евхаристического общения Константинопольской Церкви с Элладской. Когда Русская Церковь недавно разорвала общение с Константинополем в качестве протеста и крайней меры увещевания против его беззаконного вторжения на ее каноническую территорию, многие критиковали это решение как слишком резкое. Однако сам Константинопольский Патриархат использовал ту же меру для давления на другую – также греческую – Поместную Церковь.

http://pravoslavie.ru/118507.html

В выступлении Блаженнейшего Архиепископа Афинского и всей Эллады были также сформулированы темы, которые планировалось поднять в ходе переговоров. Среди них — укрепление социальной деятельности Элладской Церкви, вопросы паломничества, обмен студентами и развитие сотрудничества в сфере богословских исследований. Обращаясь к Блаженнейшему Архиепископу Иерониму, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл остановился на насчитывающих многие столетия связях Эллады и исторической Руси, особо подчеркнув в этом плане значение подвига Солунских братьев — равноапостольных просветителей славян Кирилла и Мефодия. Говоря о важности сохранения связи с традицией для поступательного развития общества, Его Святейшество с сожалением констатировал, что из общественного дискурса уходит понятие греха и моральные нормы в современном мире размываются. Последствия этого мы видим уже сейчас: в основе экономического кризиса, принесшего много страданий греческому народу, лежит извратившее отношения между людьми безудержное стремление к потреблению, к богатству как праведными, так и неправедными средствами, засвидетельствовал Предстоятель Русской Православной Церкви. Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул, что Церковь должна говорить современным людям о духовных причинах кризиса. При этом Святейший Владыка высоко оценил самоотверженную социальную деятельность Элладской Церкви, помогающей жителям Греции пережить тяжелейшие последствия экономического кризиса. Святейший Патриарх также коснулся темы паломничества. Основываясь на существующей статистике, он констатировал, что за последние годы выросло число паломников из стран исторической Руси, посещающих Грецию. Святейший Патриарх выразил уверенность в том, что паломнические поездки верующих к святыням двух стран послужат дальнейшему укреплению взаимоотношений Русской и Элладской Православных Церквей. Весомый вклад в укрепление отношений вносит также регулярное принесение православных святынь для поклонения верующих. Его Святейшество упомянул в этой связи состоявшееся накануне знаменательное событие — передачу в дар строящемуся в городе Ахарнон храму Панагия Сумела частицы мощей русского святого преподобного Серафима Саровского, который широко почитается в Греции.

http://old.sinfo-mp.ru/sostoyalis-perego...

Избранным считается кандидат, набравший абсолютное большинство голосов. Если же при первом голосовании кандидат не набирает абсолютного большинства голосов, то допускаются два повторных голосования. При третьем голосовании избранным считается тот, кто наберет относительное большинство голосов. При равенстве голосов Архиепископ избирается жребием. Любой протест против кого-либо из кандидатов или проведения процесса голосования направляется в избирательную комиссию в письменной форме до окончания голосования. Решения по протестам выносит министр национального образования и религий, в случае его отсутствия - избирательная комиссия. Решения апелляции не подлежат. Новоизбранный Архиепископ оглашает слово на наречение в присутствии Архиерейского Синода (Собора), а Постоянный Священный Синод в тот же день извещает об избрании министерство национального образования и религий. В пятидневный срок издается президентский указ о признании и поставлении Архиепископа. После публикации президентского указа в официальной газете правительства Греции Архиепископ дает следующую присягу перед Президентом в присутствии членов Постоянного Священного Синода и министра национального образования и религий: «Своим архиерейским саном подтверждаю, что со всяким тщанием и всеми силами, с помощью божественной благодати, буду исполнять обязанности Архиепископа, неизменно соблюдая правила святых апостолов и соборов и храня священное предание. Заявляю о подчинении конституции и государственным законам». По завершении присяги следует чин интронизации в кафедральном соборе города Афин. Специально для Богослов. ру.   Приложение: Уставной порядок избрания Предстоятеля Элладской Православной Церкви В соответствии с Уставом (гл. 6, стт. 12-16), утверждается следующий порядок избрания главы Элладской Православной Церкви. Статья 12 1) Сразу после того, как Афинский Архиепископский Престол становится вакантным, обязанности Местоблюстителя принимает на себя первый по старшинству хиротонии епархиальный архиерей. В случае его отказа или препятствий, исключающих исполнение этих обязанностей - следующий по хиротонии, и так далее.

http://bogoslov.ru/article/276705

«Ваше Блаженство, Блаженнейший Владыка Иероним! Дорогие владыки, отцы, братья и сестры! Сердечно поздравляю вас с воскресным днем и продолжающимся праздником Вознесения Господня. Сегодня мы отмечаем день рождения нашего города — града святого апостола Петра. От лица духовенства и всех верующих Санкт-Петербургской митрополии сердечно благодарю Вас, Блаженнейший Владыка, и членов Синода Элладской Церкви за то, что вы, совершая свой первый визит к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, посетили город на Неве и ныне приняли участие в торжественном богослужении, усугубив для нас радость праздника. Духовные и культурные связи между русским и греческими народами, между Русской и Греческой Православными Церквами уходят своими корнями в глубокую древность. Они не прерывались на протяжении многовековой истории. Наше единство основано на единстве веры и братской любви во Христе, на благодатном общении в Таинстве Святой Евхаристии. Русские паломники издавна любят посещать святыни Эллады, особенно Святую Гору Афон и место пребывания мощей святого Иоанна Русского на острове Эвбея. В Санкт-Петербурге — европейском городе — бережно сохраняют древние греческие церковные традиции. Наш город украшает византийский храм, за богослужением нередко звучит византийское пение. Символично и знаменательно, что сегодня мы собрались за Трапезой Господней под сводами величественного Исаакиевского собора, освященного в честь святого Исаакия Далматского, исповедника, подвижника Греческой Церкви, который почитается и в Русской Православной Церкви и является одним из небесных покровителей города Санкт-Петербурга. Пусть святой преподобный Исаакий помогает нам всем в несении христианского подвига, в церковном служении и в укреплении дружественных связей между нашими Церквами и народами». На молитвенную память митрополит Владимир преподнес Блаженнейшему Иерониму панагию. Со своей стороны Предстоятель Элладской Церкви Иероним обратился с приветственным словом: «Высокопреосвященный митрополит Санкт-Петербургский и весьма возлюбленный о Христе собрат Владимир, Высокопреосвященные и Преосвященные святые архипастыри, благоговейнейшие иереи и диаконы, преподобнейшие монахи и монахини, представители власти, благочестивейшие братья и сестры!

http://patriarchia.ru/db/text/2250347.ht...

 Диалог с деятелями искусства  В миру археолог по профессии, Иоанн Лиапис (Архиепископ Иероним - прим. пер.), как об этом свидетельствуют его близкие сотрудники, желает развивать плодотворный диалог с людьми искусства и науки, от которых очень часто в недавнем или отдаленном прошлом Священноначалие дистанцировалось по причине левых политических взглядов большинства из них.  «У нас общая ответственность, мы должны снова встретиться -  Церковь и творческие люди, чтобы снова выстроить культуру... ради завтрашнего дня наших детей и нашей страны», - заявил Блаженнейший Иероним, в начале выступления сразу обратившийся «к представителям литературы, науки и искусства... ко всем тем беспокойным умам, которых упорно продолжают волновать общественные проблемы, тем, кто не ощущает удовлетворения от бездействия и застоя...».  По словам ближайшего окружения Архиепископа, «Его Блаженство не призывает к тому, чтобы люди культуры созидали некое воинствующее христианское искусство, но основной их заботой в эпоху глобализации, низкопробного художественного и интеллектуального творчества, его подчинения ненасытному потребительству должно стать их содействие в созидании культуры».    Синодальная резиденция  Установление нового порядка Блаженнейшего Иеронима проявилось уже с первых минут, когда Его Блаженство прекратил пользоваться услугами охраны, в отличие от своего предшественника, во время совершения им воскресной литургии в кафедральном митрополичьем соборе. Следующим шагом стало решение не возводить, как планировалось при покойном Архиепископе Христодуле, новую синодальную резиденцию на землях, принадлежащих Элладской Церкви в Карее (район Афин - прим. пер.).  В состав руководства Архиепископии новый Предстоятель включил своих сотрудников из Фивейской митрополии, но оставил и тех, кто работал при двух прежних Архиепископах, Серафиме и Христодуле. Как ожидается, характерным для климата новой эпохи станет назначение новых сотрудников радиостанции Элладской Церкви и членов комиссии, отвечающей за церковные средства массовой информации. На заседаниях Священного Синода, которые проходят в эти дни, Архиепископ откроет свои намерения в отношении Московского Патриархата, предварительно ответив на письмо Патриарха Московского и всея Руси Алексия, выражающее протест против Патриарха Румынского Даниила, принявшего решение о назначении епископов на территории, которые, как считает Предстоятель Русской Православной Церкви, принадлежат церковной юрисдикции Московского Патриархата. 

http://pravoslavie.ru/26106.html

2) Не позднее, чем в пятидневный срок с того дня, когда Архиепископский Престол стал вакантным, Постоянный Священный Синод под председательством Местоблюстителя собирается на заседание и официально сообщает епархиальным архиереям о вакантности Архиепископского Престола. Также назначается дата созыва чрезвычайного Архиерейского Собора для избрания нового Предстоятеля, но не позднее чем в 20-дневный срок после того, как Архиепископский Престол стал вакантным. Место проведения выборов - Афинский кафедральный собор. 3) Быть избранными могут все епархиальные архиереи, греки по-рождению, а также внесенные в список кандидатов на архиерейскую хиротонию клирики Элладской Церкви. Статья 13 1) Избрание происходит на одном и единственном беспрерывном заседании Архиерейского Собора в присутствии министра образования и религий, которому не позднее, чем за 48 часов до начала выборов, Местоблюститель направляет письменное приглашение. Функции Председателя исполняет старейший из присутствующих по хиротонии архиерей, а обязанности секретаря - младший по хиротонии. Если приглашенный министр не является на заседание, то оно все равно считается действительным. 2) Для наличия кворума необходимо присутствие, по крайней мере, 2/3 епархиальных архиереев Элладской Православной Церкви. При его отсутствии заседание Архиерейского Собора переносится на другой рабочий день и считается пленарным в независимости от числа присутствующих. Статья 14 1) По совершении молитвы и после того, как будет констатирован кворум, делегаты приглашаются к голосованию, проводимому под руководством комиссии, состоящей из председателя и двух следующих за ним по старшинству хиротонии архиереев. Голосование происходит следующим образом: 2) Комиссия вместе с министром, если таковой присутствует, и секретарем, удостоверяются в том, что урна пуста, после чего ее перевязывают лентой и опечатывают сургучом с приложением металлической печати Священного Синода. 3) Затем председатель комиссии приглашает делегатов к голосованию, начиная с младшего по хиротонии. Приглашаемый получает у секретаря одинаковый с прочими конверт и бюллетень, удаляется в специально устроенное место в соборе, где он невидим для прочих присутствующих, и вписывает в бюллетень имя своего кандидата. Затем бюллетень кладется в конверт и в закрытом виде передается председателю, который подписывает его и, поставив на нем печать Священного Синода, опускает в урну. Проголосовавший таким образом ставит свою подпись в списке, где указаны имена выборщиков. Данный список одновременно является и протоколом выборов, где фиксируются как все действия, согласно установлениям этой и следующей статьи, так и все прочие имеющие место инциденты.

http://bogoslov.ru/article/276705

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010