Митрополит Киккский Никифор, руководствуясь голосом своей архипастырской и монашеской совести, позволил себе сказать слово правды о происходящем в православном мире в связи с канонически преступными действиями патриарха Варфоломея, вошедшего в общение с нерукоположенными и преданными анафеме раскольниками: «Будучи епископом Православной Церкви, я ощущаю глубокую необходимость выразить беспокойство по поводу болезненного кризиса, разразившегося в недрах нашей Православной Церкви по причине неканонического решения Вселенского патриарха Константинопольского Варфоломея признать раскольническую церковь Киева и даровать ей так называемую автокефалию вопреки единогласной канонической традиции и исторической церковной деятельности. Эта трагедия раскола возлюбленной во Христе братии угрожает расколоть тело единой Святой Соборной и Апостольской Церкви Христовой. Мы переживаем сегодня события, которые, к сожалению, напоминают преддверие великого раскола 1054 года, разделившего Вселенское христианство на западных католиков и восточных православных. Раскол угрожает Вселенскому Православию после присоединения предстоятелей Александрийской и Элладской Церквей к решению Вселенского патриарха. Непозволительно никому, и особенно нам, православным монахам, которые являются первыми защитниками нашей Церкви, оставаться безучастными перед драматическим положением, в котором оказалось наше Православие. Мы все должны перевести наше пассивное беспокойство в активную ответственность… Мы не должны забывать, что грех раскола неисцелим и непростителен. Только если будет действовать принцип соборности, на который всегда опиралась Православная Церковь, может быть найден выход из сегодняшнего положения». В каких конкретно словах Высокопреосвященнейшего владыки Никифора можно увидеть нечто преступное, какой «нейтралитет» и по отношению к чему он нарушает? Да и можно ли сохранять нейтралитет, когда разрывается на части нешвенный Хитон Христов, когда в Святую Церковь, которая есть Тело Сына Божия, пытаются внести скверну раскола, соединить апостольскую иерархию с безблагодатной лжепреемственностью самосвятов, разрушить священные церковные каноны и, таким образом, создать имитацию вместо Православия? Невозможно, оставаясь верующим в Господа Иисуса Христа человеком, быть равноудаленным от Света и тьмы, Христа и Велиара. Именно об этом говорит Нелицеприятный Судия человеческой совести и жизни: «О, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тёпл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3, 15-16).

http://radonezh.ru/2019/12/30/o-nepravde...

Феофил III в Москве встретился с президентом России Владимиром Путиным и возглавил Божественную литургию в храме Христа Спасителя. «Святая Иерусалимская церковь – это хранительница Гроба Господня и Святой земли, где прошла земная жизнь Спасителя, колыбель всего мирового православия, матерь всех наших поместных церквей, включая и самые древние. Исторически ее предстоятели были известны своей ревностью о Господе, верностью Священному преданию и каноническим устоям церкви. Сейчас на наших церквах лежит особая ответственность – не за себя только, не за одну только нашу паству, но за судьбу мирового православия, которое стоит перед труднейшими вызовами. И мы благодарны вашему блаженству за то, что в столь непростое для мирового православия время вы прибыли сюда засвидетельствовать единство православной церкви», – обратился с такими словами к Феофилу по окончании совместного богослужения патриарх Кирилл. Во время визита со стороны официальных представителей РПЦ неоднократно подчеркивалось, что Иерусалимский патриархат не признал ПЦУ и допускает к служению у святынь Иерусалима лишь духовенство Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП). Не осталось незамеченным, что во время совместного богослужения гость со Святой земли, так же как и глава РПЦ, отказался от поминовения имен глав православных церквей мира. За последний год литургический диптих РПЦ сначала сократился с 15 до 13 позиций – из него исчезли имена глав Константинопольской и Элладской церквей, а после того, как и Александрийский патриархат признал ПЦУ, перечисление имен и вовсе заменили короткой церковнославянской фразой: «Помяни, Господи, патриархи православные». Аналог этой фразы по-гречески произнес вслед за патриархом Кириллом и Феофил. Некоторым это не понравилось. На портале exapsalmos.gr было опубликовано анонимное письмо, в котором Феофила призвали уйти в отставку. «Он сослужил вместе с патриархом России без поминовения Вселенского и других первоиерархов. Он стал троянским конем для Вселенской церкви. Какую грязную игру играет патриарх четвертого престола (ИПЦ находится на четвертом месте церковного диптиха. – «НГР») против Вселенского? Феофил без Варфоломея не стал бы и епископом. Лучшее, что может сделать Иерусалимский патриарх, это уйти в отставку», – говорится в тексте.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Это заметно дестабилизировало ситуацию в стране. Мы и так уже почти шесть лет переживаем тяжелый военный конфликт на Востоке Украины. И в этой ситуации попытки силой переформатировать конфессиональную карту Украины – это, на мой взгляд, преступление против украинского народа. Мы уже неоднократно говорили, что надо прекратить фактическую религиозную войну, которую предыдущая власть объявила Украинской Православной Церкви. Сегодня очевидно, что после всех потрясений, которые пережили церковные общины за последние годы, нам надо будет еще много лет искать пути к настоящему религиозному миру. Итак, к сожалению, на сегодня мы имеем не объединение православных в стране, а, наоборот, углубление церковного конфликта. И одним из ответственных за это лично является Патриарх Варфоломей, который предоставил так называемой «ПЦУ» Томос об автокефалии. – В 2019 году Украинская Православная Церковь прекратила евхаристическое общение с некоторыми Поместными Православными Церквами. Как это отразилось на участниках паломнических поездок, которые посещают иностранные государства? – Церковные паломнические службы, при разработке паломнических маршрутов, должны учитывать отношения, в которых мы находимся с разными Поместными Церквами. Конечно, не возбраняется поклоняться святыням, которые есть в Константинопольском Патриархате, однако приступать к Таинству причастия в храмах, находящихся в юрисдикции этой Поместной Церкви, наши паломники не могут. Кроме того, сегодня не благословляется организовывать паломнические поездки в те епархии Элладской Православной Церкви, правящие архиереи которых признали «ПЦУ». Но, опять же, это не означает запрет на поклонение святыням, которые находятся в этих епархиях. Это непростая и необычная для нас ситуация, но будем верить, что с Божией помощью мы сможем преодолеть этот кризис. – В контексте украинской проблематики, Иерусалимский Патриарх Феофил призвал Предстоятелей всех Православных Церквей в Иорданию, чтобы обсудить вопросы единства и евхаристического общения. Что необходимо для успеха этого собрания?

http://pravoslavie.ru/126662.html

В слове к присутствующим Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подчеркнул, что с радостью посещает город и строящийся в нем храм. «Этот храм посвящен Пресвятой Богородице в память о Ее милости, которая была явлена через главную святыню Понта — икону Богоматери Сумела, названную так по местонахождению в одноименном монастыре близ Трапезунда. Радением жертвователей, вашими жертвами при поддержке властей благоукрашается этот величественный храм. По мудрому пастырскому решению Священноначалия Элладской Церкви он будет (и уже есть) центром для тех православных верующих, для кого русский язык является одним из языков общения. Наличие такого прихода в районе, где проживает несколько тысяч выходцев из стран, народы которых окормляются Русской Православной Церковью, не только вытекает из пастырской необходимости, но являет образ единой Церкви Христовой, в которой без различия языка и обычаев единым сердцем и едиными устами прославляется имя Божие», — подчеркнул Его Святейшество. Как отметил Патриарх Кирилл, этот храм  призван объединить греков-понтийцев — людей с очень тяжелой судьбой: «И те, кто стоит сегодня здесь, на этой площади, и их родители, бабушки и дедушки многократно в течение XX века насильственно переселялись с места на место. Мы знаем трагический исход понтийских греков с Малой Азии, знаем, как непросто было обустроиться на новом месте жительства в России; наконец, целый ряд обстоятельств привел к тому, что вы переехали сюда, на эту землю, где тоже нужно было многое начинать с нуля. Въехав в город, увидев ваши дома, я понял, что вы обладаете большой внутренней силой и исторические обстоятельства вас не сломили. Начиная строить свою жизнь с нуля, вы создали этот прекрасный город, который отличается красотой зданий, уютом, и это свидетельствует о том, что понтийцы умеют трудиться, что это трудолюбивый, благочестивый, мужественный народ. Сегодня вы сталкиваетесь с новыми трудностями — глубоким экономическим кризисом, который охватил Европу и особенно Элладу. Но это не первый кризис в вашей истории. Вы преодолевали все трудности в прошлом. Верю, что, опираясь на православную веру, помогая друг другу, сохраняя солидарность, вы преодолеете и эти экономические испытания.

http://patriarchia.ru/db/text/3015120.ht...

Предполагается, что передача вопроса на рассмотрение Синода Иерархов, запланированного на октябрь, не случайна. «Греки не стали устраивать большой раскол Православия. Спасибо, хотя ряд греческих изданий писали о возможности признания СЦУ. Вопрос перенесен как минимум на октябрь, когда будет проходить Собор. Это очень хорошо, т.к. собрание глав древних Церквей пройдет перед Собором и древние Церкви сейчас отнюдь не поддерживают СЦУ. Так что Собору придется с этим считаться», - пишет Александр Вознесенский на своей страничке в Фейсбуке. Заштатный клирик УПЦ МП архимандрит Кирилл (Говорун) в интервью порталу Cerkvarium заявил, что решение Постоянного Синода Элладской Православной Церкви следует рассматривать как признание этой Церковью «автокефалии» т. н. «ПЦУ». Ситуацию анализирует в телефонном интервью «Русской народной линии» профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кандидат исторических наук, доктор церковной истории Владислав Игоревич Петрушко : На мой взгляд, это решение, мягко говоря, половинчатое и туманное. Греки хотят сделать некий реверанс в сторону Фанара, который, судя по всему, оказывает давление. Возможно, давление идет и по иной линии, мы знаем, что американское посольство в Греции плотно занимается этим вопросом. Очевидно, что Элладская Церковь, с одной стороны, не хочет портить отношения с Русской Православной Церковью, а с другой стороны, — с Фанаром. Отсюда их неопределенность и половинчатость. Это то, что уже продемонстрировал архиепископ Афинский Иероним, когда он приехал в Стамбул. Тогда он встречался в частном порядке с Епифанием Думенко, но при этом старался избежать сослужений, дабы это не воспринималось как однозначное признание т.н. «ПЦУ». Как известно, и уехал он во время празднования именин патриарха Варфоломея, чтобы не участвовать в литургии. С одной стороны, говорится о том, что они против признания т.н. «ПЦУ», с другой стороны, делается заявление, что патриарх Варфоломей имеет право предоставлять автокефалию. Тут же вся эта ответственность переводится на архиепископа Иеронима, который в Элладской Церкви обладает достаточно ограниченными полномочиями как Предстоятель. Архиепископ Иероним, в свою очередь, опять же передает ответственность Собору. На мой взгляд, очевидно, что они тянут время, и, самое главное, каждый хочет сдержать поток обвинений в свой адрес.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/08/29/po...

Сообщается, что в данной комиссии представлены 10 поместных Церквей: Константинопольская, Александрийская, Иерусалимская, Сербская, Румынская, Кипрская, Элладская, Польская, Албанская, а также Православная церковь Чешских земель и Словакии. Заметим, что при этом Сербская церковь отказалась присылать представительную делегацию на Крит. Критики Собора пытаются представить дело так, будто это не отказники, а греческие по составу духовенства Церкви откололись от православной «полноты». Их пытаются показать в роли гомеровских царьков, собравшихся на осаду Илиады. Однако мы видим, что на Крит пока готовы отправиться не только патриархи-греки, но и делегации Церквей, которые до сих пор считались ближе Москве, чем Константинополю: Польская и Чехословацкая. Всеправославное единство разваливается на глазах даже несмотря на то, что повестка Собора вышла постная. Постная в самом прямом смысле: на Крите собираются обсуждать проблемы поста, православного брака и прочие вопросы, которые не затрагивают самые острые политические материи. Но даже вполне невинный документ о браке сделал невозможным участие Грузии. Из «громких» тем на Крите предполагается обсуждение взаимоотношений православия с инославными. В другом документе заподозрили попытки модернизации восточного христианства - где речь идет о проблеме единства церковного календаря, выбора между новым и старым стилем. Но и этот документ не рассматривается. Собор также с самого начала отказался от наиболее политизированного вопроса - о создании новых автокефалий. Протодиакон Андрей Кураев сделал запись в своем блоге накануне Синода РПЦ: «Для Московской патриархии лучше всего было бы, чтобы Собор не состоялся, но и не был отменен. Причину несложно прочитать вот в этом пассаже речи нашего патриарха на Архиерейском соборе в феврале 2016 года о «неканонических действиях представителей некоторых церковных образований в США и Канаде, находящихся в юрисдикции Константинопольского патриархата»: «Игнорируя канонического предстоятеля Украинс кой православной церкви, блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия (Березовского.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/i...

«Ваше Блаженство, Блаженнейший Архиепископ Афинский и всея Эллады Иероним! Преосвященные собратья архипастыри! Дорогие отцы и братья! С радостью приветствую Ваше Блаженство и Ваших почтенных спутников, составляющих официальную делегацию Элладской Православной Церкви, в первопрестольном граде Москве. Только что в этом домовом храме Патриаршей резиденции, посвященном всем русским святым, мы вознесли усердные молитвы о двух наших Поместных Церквах, об их Предстоятелях, иерархии, клире и благочестивой пастве. Мы благодарили Господа Вседержителя за то, что по Его неизреченной милости наши Церкви сохраняют единство духа в союзе мира (Еф. 4:3), и просили Его о том, чтобы нынешний Ваш мирный визит был благословлен Богом и еще более укрепил братские узы любви, которые нас связывают на протяжении столетий. Мы встречаем вас как представителей славной Эллады, где в Афинском ареопаге апостол Павел проповедовал язычникам о поклонении неведомому им Богу (Деян. 17:23) откуда трудами святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия Солунских была принесена славянским народам письменность, а вместе с ней — Священное Писание вкупе с высокими образцами греческой святоотеческой мысли. В церковной и культурной истории нашего Отечества неизгладимый след оставили выходцы из Греции — выдающиеся представители греческой духовности, богословской науки и церковных искусств: святитель Фотий и прочие русские митрополиты-греки, родоначальник иконописной школы Феофан Грек, преподобный Максим Грек, братья Лихуды, основатели Московской духовной академии, архиепископы Арсений Элассонский, Евгений Вулгарис и Никифор Феотокис, похороненный в этой святой обители, и многие другие. Все они своими подвигами и самоотверженными трудами способствовали единению окормляемых нашими Церквами народов. Богатая духовная и культурная традиция Византии была воспринята и творчески осмыслена Русской Православной Церковью. Русская Церковь всегда с благодарностью хранила память о своих просветителях и воздавала добром за добро, поддерживая своих единоверных братьев в горькие годы османского владычества и вдохновляя русское воинство на борьбу за освобождение греческого народа.

http://patriarchia.ru/db/text/2240372.ht...

Его Святейшеству сослужили: архиепископы Верейский Евгений, Егорьевский Марк; епископы Анатолий (Аксенов), Красногорский Иринарх, Бронницкий Игнатий, Солнечногорский Сергий, Иероним (Чернышов), Подольский Тихон, Орехово-Зуевский Пантелеимон; секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве протоиерей Владимир Диваков, ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев, заместитель председателя ОВЦС МП протоиерей Николай Балашов и столичное духовенство. За богослужением молились митрополит Керкиры, Пакси и Диапонтийских островов Нектарий и члены делегации Элладской Православной Церкви, доставившие мощи в Россию. По окончании молебна Святейший Патриарх Кирилл и митрополит Нектарий обменялись приветственными словами. «В третий раз великая святыня Вселенского Православия — честная десница святителя и чудотворца Спиридона, епископа Тримифунтского, — посещает пределы Русской Православной Церкви, — сказал, в частности, Святейший Патриарх. — И в России, и на Украине тысячи и тысячи людей приходили к святителю, чтобы испросить у него молитвенной помощи в своих личных, семейных делах, испросить здравия, благополучия, ходатайства перед лицом Божиим, — и получали просимое». «На этом и основывается религиозное начало в человеке, — продолжил Предстоятель. — Святые угодники Божии, жизнью своей запечатлевшие красоту Божественного образа и подобия, предстоя ныне Богу, являются ходатаями о всех нас. Вот почему мы прибегаем к их священным изображениям — святым иконам, к их честным и прославленным останкам — мощам, чувствуя благодать Божию, исходящую от этих святынь». Святейший Владыка тепло поблагодарил митрополита Нектария за предоставление возможности паломникам со всего мира посещать остров Корфу и молиться перед чудодейственными мощами святителя Спиридона. В свою очередь митрополит Нектарий поблагодарил Его Святейшество за приглашение вновь посетить Святую Русь с десницей святителя Спиридона. Владыка вспомнил, как Святейший Патриарх Кирилл, в бытность митрополитом Смоленским, посещал остров Корфу и служил Литургию у мощей святителя Спиридона. «Я рад, что Русскую Православную Церковь возглавляет человек сильный и словом, и делом, — сказал митрополит Нектарий. —  У православных Греции и православных России общий путь. Любовь Христова провозглашает единство между Церквами и между народами. И я молюсь, чтобы эта любовь Христова пребывала как с греческим народом, так и с благочестивым русским народом, который я особенно люблю и уважаю».

http://pravmir.ru/moshhi-svyatitelya-spi...

На молитвенную память мюнхенскому собору Святейший Патриарх передал евхаристические сосуды, на которых совершалась Божественная литургия. По словам Предстоятеля, особенно важно ощущение единства, которое достигается в совместных богослужениях. Храм не смог вместить всех желавших принять участие в богослужении, поэтому на улице были установлены экраны, на которых транслировалось богослужение. После Патриаршего богослужения в зале собора состоялся официальный прием, а для сотен прихожан, некоторые из которых приехали из других городов Германии, у храма были установлены палатки, где желающие смогли попробовать традиционной русской еды — ухи и гречневой каши. 2 декабря, в день памяти святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского и Коломенского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил молебен у раки с честными мощами святителя Филарета в Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании молебна Святейший Патриарх Алексий обратился к пастве с Первосвятительским словом. По традиции в алтаре Храма Христа Спасителя состоялась беседа Его Святейшества с клириками, возведенными за этим богослужением в сан протоиерея и протодиакона. Патриарх Алексий особо почитал святителя Филарета, ему была посвящена кандидатская диссертация Святейшего. 4 декабря, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии и день памяти святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Божественную литургию в Успенском соборе Кремля. Его Святейшеству сослужили: митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай (Элладская Православная Церковь), архиепископ Орехово-Зуевский Алексий, епископ Бронницкий Феофилакт. В богослужении участвовали члены делегации Элладской Православной Церкви. В беседе с митрополитом Николаем Святейший Патриарх Алексий передал благодарность Предстоятелю Элладской Православной Церкви Архиепископу Иерониму и всем, кто потрудился в организации пребывания мощей преподобного Серафима Саровского на Греческой земле. Греческий архипастырь отметил, что духовенство и народ с радостью и слезами на глазах встречали святыню.

http://e-vestnik.ru/church/patriarshee_s...

Именно " греческие церкви " первыми приняли ПЦУ — Константинопольская, Элладская и Александрийская. Иерусалимская же церковь стоит особняком — подавляющее большинство ее прихожан арабского происхождения. Она украинских раскольников не признала. Кипрская церковь, по сути, тоже весьма обособленна, и долгое время ей удавалось, несмотря на давление извне, воздерживаться от какой бы то ни было легитимизации ПЦУ. " Эта церковь уникальна: она полноценный член " греческой семьи " , но в то же время ее епископы обладают, в отличие от других, большой самостоятельностью " , — говорит РИА Новости источник в украинских церковных кругах. Именно поэтому признание раскольников архиепископом Кипрским Хризостомом месяц назад привело к громкому скандалу. Остальные иерархи Кипра потребовали созвать внеочередной синод, чтобы обсудить проблему. Изначально совещание планировали провести одним днем — 23 ноября. Однако разгорелись жаркие дискуссии, и решение вынесли только спустя двое суток. Неоконченный спор Судя по формулировкам итогового коммюнике, спорившие архиереи остались при своих позициях. О признании раскольников в заявлении говорится очень обтекаемо: " Синод постановил не идти наперекор предстоятелю. В то же время Священный синод ожидает расширенных консультаций по разрешению текущей кризисной ситуации, которая угрожает расколом христианской церкви " . В самой Кипрской церкви раскол уже произошел, на это намекнул митрополит Киккский Никифор. Сразу после заседания он заявил, что решение синода — не общеобязательное. " Оно не связывает нас, выступавших против признания Епифания, по рукам. В истории православия есть примеры, когда только один не согласился и впоследствии оказался прав " , — сказал он журналистам. В данном случае позиция предстоятеля Кипрской церкви не устроила шестерых участников синода. Восемь на его стороне, один воздержался. " Решение синода обязательно для всех епископов! " — жестко высказался митрополит Пафосский Григорий. В Русской православной церкви заявили: несогласные с постановлением епископы Кипрской церкви в сложном положении. С одной стороны, они стремились " сохранить мир среди собратьев " , а с другой — остаться верными канонам и совести.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010