Архиепископ Иоасаф 1-й в течение 7-ми лет (1663-1669) с особенным усердием занялся возобновлением погоревших церквей, между коими вновь построил деревянную церковь св. Николая Чудотыорца о пяти главах и при ней каменную колокольню шатром с пятью колоколами. Николаевская церковь, что в Капустниках, вероятно, сгорела в 1736 году. Архиепископ Митрофан выдал 9 июня 1745 г. храмозданную грамоту на постройку каменной (вместо деревянной) церкви в честь св. Николая. В летописи Д. Карманова сказано: " Состоящая в крепости Никол. церковь, называемая в Капустниках, каменная с приделом Рождества Богородицы, построена в 759 г. от прихожан, а колокольня в 767 г. бывшим в Твери веводою кол. совет. Игнатьем Алексев. Грачевым " . В клировых ведомостях обозначается, что Никол. церковь была построена в 1764 году. Никол. церковь, что в Капустниках, приписана к кафедрал. собору; прежде в ней совершалось богослужение для военных (полковыми священниками); за последние годы, в виду ветхости храма, в Никол. церкви более 10 лет не совервшалось богослужение. Архиепископ Арсений 3-й (Верещагин) в 1777 г. близ Никол. церкви, что в Капустниках, неподалеку от реки Волги в новоустроенном доме открыл школу (семинарию) для детей духовенства; впоследствии (в 1845 г.) этот дом был разобран, и материал от него был употреблен для постройки гимназии (близ кафедральн. собора). Такая же печальная участь могла бы постигнуть и церковь св. Николая в Капустниках, на соборной площади. Она, оставленная без самостоятелного причта, без надлежащего надзора, вдали от жилых зданий, постепенно ветшала и разрушалась. Еще в 1816 г. она едва не была обречена на разрушение, но бывший тогда Преосвященный Мефодий отстоял се дальнейшее существование... Богослужение в Никол. церкви уже несколько лет не совершалось; фундамент храма обветшал, в стенах появиоись трещины, шпиль на колокольне накренился и угрожал пвдением; стекла в окнах храма были разбиты, и птицы вили в нем гнезда, хотя иконостас не был принят; около храма совершалось такое кощунство, о нем же не леть и глаголати.

http://sobory.ru/article/?object=34496

The ecclesiastical history of Eva- grius Scholasticus/transl. with intr. by M. Whitby. Liverpool, 2000. The ecclesiastical history of Evagri- us with the scholia/ed. by J. Bidez and L. Parmentier. London, 1898. Theophanis Chronographia/rec. C. de Boor. Lipsiae, 1883. Vol. 1. Научная литература Аверинцев С. С. Школьная норма литературного творчества в составе византийской культуры//Проблемы литературной теории в Византии и латинском Средневековье. М., 1986. С. 19–90. Белоброва О. А. Сказание о построении храма Святой Софии И Словарь книжников и книжности Древней Руси/отв. ред. Д. С. Лихачев. Л., 1989. Вып. 2, ч. 2. С. 386. Беляев Д. Ф. Byzantina: Очерки, материалы и записки по византийским древностям. СПб., 1893. Т. 2: Ежедневные и воскресные приемы византийских царей и праздничные выходы их в храм Св. Софии Брунов Н. И. Архитектура Византии//Всеобщая история архитектуры. М., 1966. Т. 3. С. 37–55. Васильева Т М. Иконография алтарной преграды Св. Софии Константинопольской//Восточнохристианский храм: Литургия и искусство/ред.-сост. А. М. Лидов. СПб., 1994. С. 121–141. Вилинский С. Г. Византийско-славянские сказания о создании храма Св. Софии Цареградской. Одесса, 1900. Годованец А. Ю. Свет в архитектурном пространстве византийской купольной базилики VI века: Св. София Константинопольская: дис.... канд. искусствоведения. [На правах рукописи.] М., 2010. Годованец А. Ю. Икона из света в пространстве Св. Софии Константинопольской И Пространственные иконы: Перформативное в Византии и Древней Руси: сб. ст./под ред. А. М. Лидова. М., 2011. С. 119–142. Годованец А. Ю. Свето-пространственная композиция Софии Константинопольской и позднеантичная наука о свете//Иеротопия огня и света в культуре византийского мира/ред.-сост. А. М. Лидов. М., 2013. С. 136–146. Давыдова С. А. «Сказание о Св. Софии Цареградской» в Летописце Еллинском и Римском//ТОДРЛ. 2001. Т. 52. С. 561–566. Евтушенко Григорий, свящ. Храм Святой Софии в Константинополе. СПб., 2008. Зедльмайр Г. Первая архитектурная система Средневековья//

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Выйдя религиозно из Константинополя, Русь и придет в Константинополь. Приведенная ко Христу в св. Софии, она откроет вновь этот храм Христу; впервые перекрестившись на крест св. Софии, она восстановит этот крест на купола, знаменующем небо. Какою же силою и властью она совершит все это? Неужели может она сказать, что ею совершена работа Господня, принятая из слабеющих рук Византии, и, совершив эту работу, труд св. Софии, она может возвратить Софии, Премудрости Божией, ее Великую Церковь – И своды древние Софии В возобновленной Византии Вновь осенит Христов алтарь? Глава XI Россия не может и не должна ни сказать, ни помыслить в сердце своем, что ею исполнена работа Господня – и, сказав или помыслив так, войти в опустошенный храм Софии; тогда она вошла бы в него так же, как тот, кто, войдя в храм иерусалимский, молился: «Боже, благодарю тебя, что я не такой, как все». Она должна войти туда с другой молитвой: «Боже, милостив буди мне грешному!» Тот, кто сказал бы: я послужил св. Софии, я сделал работу св. Софии, тот сказал бы этим, что он и не начинал ее делать, ибо конец и завершение софийной работы в мире есть «новое небо и новая земля, в них же правда живет». ( 2Петр. 3:13 ). Ни человеку, ни народу не дано знать, что им сделано из этой работы – работы преображения и просветления мира, – труда во имя св. Софии; ни одно из самых прекрасных дел человеческих не может быть представлено совершившим его в свидетельство своего очищения и просветления пред лицом Божиим; никакой перечет добрых дел человеческих и народных не может быть предъявлен, как оправдание человека и человечества пред Божеством, как свидетельство софийного роста мира; и тут, и в судьбе народов, единый вздох благоразумного разбойника может дать первенство в горнем мире перед соделавшими бессчетные и ведомые дела блага и любви. Благоразумным разбойником и мытарем может оказаться перед Богом не только отдельный человек, но и целый народ, – и как ведать! – быть может, все человечество, вся тварь. «Бог и намерения целует», – утешал некогда человека и человечество служитель Софии Царьградской, св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Подобное же значение имеет и слово митрополии: митрополия была тем же для митрополита, чем епископия для епископа. В подтверждение сего обратимся к тексту тех мест летописи Нестора, в которых встречается слово митрополия. В разсказе о битве киевлян с Печенегами летописец говорить: „соступишася на месте, где-же есть ныть святая Софья, митрополья русская». В той же летописи Ипатьевской под 1180 г. читаем: „погоргыиа дворове на горе и великая мгшрополя св. Софья». Говоря о возведении пресвитера Илариона в сан митрополита, Нестор говорит: „Постави Ярослав Лариона митрополитом Руси святый Софии», и несколько ниже: „постави ею (Лариона) митрополитом святый Софии» 7 . Упоминая Об украшении св. Софии Ярославом, летопись говорить: „в ней же (св. Софии) обычныя песни Богу воздают в годы обычныя», т. е. в ней в известные торжества совершаются торжественный молебныя пения. Из сличения этих мест очевидно, что слово митрополия есть только определительное при слове св. София; что митрополия русская и св. София не два отдельные предметы, а один предмет–одно здание,–именно митрополичий храм, предназначенный для совершения в нём торжественного богослужения первосвятителем русской церкви, главная соборная в Киеве церковь , которой предстоятелем был русский митрополит, и в котором находился его митрополичий престол или кафедра. В том же смысле св. София называется митропотией и в других актах исторических. Так константинопольский патриарх Антоний в настольной грамоте киевскому митрополиту Фотию следующим образом выражается о своём отношении к Цареградской Софии: „Аз вселенский патриарх и предстатель святыя Апостольския соборныя церкве святыя София, премудрости Божия, от нея же дар святительства приях» 8 , и в той же грамоте свидетельствует: „господина Фотия в соборной вселеньской церкви Константинопольской на превысочайший престол русския митрополии поставихом». Киевский князь Александр Владимировичи в грамоте митрополиту Исидору говорить: „Святыя деля Софии, иже есть премудрость Божия, матери сущей всем церквами руським, стол Киевский и всея Руси митрополия–се яз князь Александр Владимирович, государь отчич киевскый... не рушили есмо ничего церковного святыя Софии. . . что издавно прислушало митрополии также и великия господья, бояре и боярыни и все именитыи народи, что давали поможья ради святай Божьей церкви, святей Софии, митрополитом у поминок собе и за спасение своей души и своему роду села и волости... . что издавна придано церкви Божьей 9 » Великий князь Василий Васильевичи, уведомляя императора Константина Палеолога о поставлении Ионы на святейшую митрополию русскую, на Киев и на всю Русь, присовокупляете, что „ наша русская святейшая митрополия святыя Божия вселенския соборныя Апостольския церкве цареградския благословение требуете и ищете» 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Lebedince...

Когда религиозный опыт и умное делание, направленные на познавание умной сущности, преображаются силою св. Духа до Софийной ясности, до изначальной просветленности, и в этой ясности и просветленности, как бы лицом к лицу, воспринимают бытие сей умной сущности, они уже видят ее образ и созерцают ее лик. Тогда созидается вещественный лик – икона. Так, после долгого церковного познавания, опытного и умного, ипостаси Сына Божия, когда преоборены были все соблазны и разновидности арианства, и духовно прояснел для человечества лик Сына Божия, Он был явлен и во вне – в создании того зрительного образа Христа, который известен нам с детства. Первая икона Софии, написанная на Руси, выявила во вне лик Софии, и церковное почитание этого лика, перестав быть присущим одному только храму, одному только месту на земле, стало возможно всюду. То, что Греция вместила в храм и его стены, Русь вынесла на широкий окоем мировой. Софийный лик, начертанный на иконе, с иконами этими разошелся по огромному простору земли. Каноны и молитвы читаемые пред иконой Софии, сопровождали везде ее икону и зазвучали всюду, куда проникала Русь. Не создав единственного храма, подчиняющего себе все другие, ни в Киеве, ни в Новгороде, ни на Волыни, ни на Востоке, Русь создавала бесчисленные и равночестные храмы в честь св. Софии всюду, куда приводил ее исторический путь ее. Так возникли храмы св. Софии в Киеве, Новгороде, Полоцке, Владимире, Вологде, Москве, Устюге, Тобольске, Моршанске, Каргополе, Гродне. Строители этих храмов продолжали дело св. Константина, исполняя Софийное послушание, наложенное им на Русскую землю. Храмы Премудрости были храмами, воздвигаемыми вслед за новым крещением новых земель и народов. Приводя их ко Христу, строили храмы Софии, включая их в тело Христово, в Софию. Это были новые повторения того литургийного крещения и просвещения, которое сама Русь получила впервые в Царьградской Софии. IIomup Логоса возносился над новообращенными в храме Софии. Так исполняла Русь завет Константинов, так просвещала языки.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава четырнадцатая 1. Общее сходство между гностицизмом и софийным учением о. о. Булгакова и Флоренского по абсурдности. Сходства в учении о двух премудростях и образе Божием Сравнивая это учение с учением о. о. Булгакова и Флоренского о Софии, мы не можем не отметить того сходства, которое наблюдается между тем и другим. Правда, в гностическом учении очень много содержится абсурдного. Мы видели, как по учению гностиков варвелиотов, Премудрость побуждаемая не только добротою, но и простотою, разумеется, нерассудительною, произвела подобное себе творение, в котором сказалось неведение и дерзость 701 . В силу такой же простоты, как учат гностики офиты, Премудрость с высоты спустилась в воды до самых глубин и чуть не погибла 702 . Вследствие того же неразумия, София, будучи Божественным эоном, как учит Валентин, вышла из Плиромы, чтобы подняться к первообразу своего бытия и также чуть не погибла. Нельзя назвать разумною и дочь этой Божественной Софии – Ахамофу, тоже Софию, за то, что она произвела диавола с его злыми ангелами 703 . Поэтому св. Ириней в виду недостатков гностической Премудрости говорит, что гностики не должны называть ее Премудростию 704 . А в другом месте он называет ее всегда слепою 705 . Как видим, много абсурдного содержит в себе учение валентиниан о числах и буквах в именах, о сложении и умножении Божественных эонов «Небесною Четверицею». Поэтому, имея в виду гностиков маркосиан, св. Ириней говорит о них: «чем более кажутся высокомудрствующими, и, чрезмерно напрягаясь, истощают свои силы, тем менее здравы по уму» 706 . Мы не говорим уже о том, что самая главная мысль гностиков о существовании посредствующих существ между Богом и миром есть абсурд и даже корень бесчисленных гностических абсурдов. Но разве в учении о. о. Булгакова и Флоренского о Софии Премудрости Божией нет абсурдов? А что же иное представляет собою их учение о Софии, как посредствующем существе между Богом и миром?!.. Ничем иным нельзя назвать, как абсурдом, учение о Софии, как о четвертой ипостаси, что она не есть Бог и не есть тварь, что она есть великое женственное царственное существо, которое принимает почитание от Пречистой Божией Матери. К абсурду надо отнести и наименование Софии, приложимые к одному только Богу. К абсурду надо отнести противоречие, какое наблюдается между о. о. Булгаковым и Флоренским в их взгляде на положение Софии по отношению к Св. Троице. По учению первого, София не входит во внутреннюю жизнь Св. Троицы, а по учению второго, она входит в самые недра Пресвятой Троицы. Эти противоречие наблюдаются не только между о. Булгаковым и о. Флоренским, но и в учении каждого из них, о чем в свое время нами говорилось выше.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

природу и одновременно является вечной идеей самого человечества» (122, 546). Потому в ее честь воздвигнуты лучшие храмы Константинополя, Мистры, Софии, Киева, Новгорода, Полоцка, Вологды и других городов греко–славянского мира. В философско–публицистическом памятнике XI в. — «Слове о законе и благодати» Илариона — крещение Руси рассматривается как приход Софии, а построение Ярославом Мудрым главного храма Киевской державы — как воздвижение «дома Премудрости» (см. 103, 168). На Руси складывается богатая иконография Софии, изображаемой на фресках, иконах, пеленах, миниатюрах и связываемой с известным выражением из ветхозаветной Книги Притчей Соломоновых, одной из наиболее философичных частей Библии: «Премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь…» (см. 26). Особенно распространяется новгородский тип Софии, названный по иконе из Новгородского соборного храма. В XVI в., когда «богохранимая держава» Ивана Грозного уподобляется «царству Премудрости божией» (135, 404), в Московском Кремле во всех главных соборах появляются ее изображения. К этому же времени А. И. Иванов относит приписываемое Максиму Греку «Сказание об образе Софии» (см. 55, 185 — 186), содержащееся в рукописи XVII в. ГИМ (см. 119, л. 85 — 87 об). Другие исследователи, в частности В. Г. Брюсова, обстоятельно изучившая иконографию Софии и состав связанных с ней литературных памятников, считают эту атрибуцию спорной. Действительно, толкования на образ Премудрости известны задолго до Максима уже в гностической литературе, а в древнерусских памятниках — с «Изборника 1073 г.». Однако и современники Грека — Иосиф Волоцкий, Зиновий Отенский, и жившие позднее Семен Шаховской, архимандрит Игнатий, братья Лихуды разрабатывали тему Софии. Вовсе не исключено, что афонец также уделил внимание столь серьезной и важной для понимания средневековой мудрости теме, тем более что известны его толкования некоторых иконографических символов, его же авторитет как интерпретатора и толкователя широко признан. В указанной рукописи София истолковывается как огненноликая и огненнокрылая дева, восседающая на троне. На главе ее царский венец, в правой руке скипетр, в левой — свиток, на котором начертаны «неведомыя тайны сокровенныя». Софии предстоят слева и справа обращенные к ней Мария и Иоанн Предтеча, над ней помещается престол с книгой Завета  (см.  приложение). София порою отождествляется с Христом, понимаемым как Логос: «И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины» (Иоан., 1, 14). Иногда ее сближают с Богоматерью, вместившей неизреченное Слово и подарившей его людям. Но здесь можно усмотреть и символически выраженную философему, особый образ пластически воплощенной мудрости. Совпадение имени Софии с именем христианской мученицы Софьи, имевшей трех дочерей — Веру, Надежду, Любовь, открывало широкие возможности для поэтических ассоциаций и параллелей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=886...

Константинопольская София – мать всех церквей Интервью с Христосом Спиру, лидером «Совета по освобождению Святой Софии» Крис (Христос) Спиру Ветеран американской политики, грек по происхождению Крис (Христос) Спиру – лидер группы «Совет по освобождению Святой Софии», ставящей своей целью возвращение верующим храма Святой Софии в Константинополе (Стамбуле), превращенного в XX веке в музей. О том, какие шаги предприняты для решения этой проблемы, он рассказал греческому еженедельнику «Омония». Православный храм Святой Софии – Премудрости Божией был построен в Константинополе в VI веке, при византийском императоре Юстиниане. На протяжении многих столетий Святая София была главным храмом Византийской империи. В 1453 году султан Мехмед II Завоеватель сразу же после взятия Константинополя велел перестроить храм в мечеть. Святая София была главной мечетью столицы Османской империи на протяжении почти пяти веков. В 1935 году основатель современного турецкого государства Мустафа Кемаль Ататюрк распорядился сделать Святую Софию музеем. – Господин Спиру, споры о статусе шедевра византийской архитектуры ведутся не первое десятилетие. Что подтолкнуло вас к тому, чтобы начать акцию по «освобождению» Святой Софии? – Однажды по телеканалу CNN я увидел репортаж, в котором шла речь о главном храме Кремля и всей Москвы: спустя 70 лет кафедральный Успенский собор Кремля стал вновь местом служения Богу. И тогда я подумал, почему храм Святой Софии по-прежнему остается музеем? С того момента я решил добиваться того, чтобы Святой Софии был возвращен ее первоначальный статус. Чтобы решить этот вопрос раз и навсегда, я обратился к лучшим американским юристам и адвокатам. Однако восстановить права, нарушенные в 1453 году, оказалось делом непростым. – Храм Святой Софии не может являться мечетью по закону? – Конечно. В этом нет никаких сомнений. Храм Святой Софии строился не как мечеть, мечетью не был, в мечеть был превращен насильственно после того, как в 1453 году Константинополь завоевали турки.

http://pravoslavie.ru/4770.html

На следующем, пятом, столпе правая рука с 7 звездами и с надписью: «дар видения» и потом: «в руце десной седмь звезд». На шестом столпе 7 дымящихся курильниц со словами вверху: «дар благочестия» и за ними: «седмь фиал златых полни фимиама, яже суть молитвы святых». На последнем столпе изображено 7 струй молний с надиисью: «дар страха Божия» и потом: «глаголаша седмь громов гласы своя». (Благодеяния Богоматери роду христианскому чрез Ее св. Иконы. Изд. 2-ое С.-Пб, 1905, стр. 672 – 5). Соответственно этой символике Богоматерь здесь изображается как воплощение Церкви со всеми дарами Духа Св., как единство Софии земной и небесной, как Слава мира. 66 Древнейшие русские соборы в Киеве и Новгороде были посвящены Софии, Премудрости Божией; в этом посвящении видно подражание храмам Греции, а таких храмов Софии на греческом Востоке было немало: в Солуни была Св. София, в Константинополе, Трапезунде, Херсоиесе Таврическом, Никосии (на о. Кипр), Софии Болгарской. Уважение к этому древнему преданию перенесено было и к нам в Россию, и обычай посвящения храмов Св. Софии нашел у нас широкое распространение: кроме Киева и Новгорода, храмы Св. Софии известны в Вологде (1568), Тобольске, в Москве, Гродне и Полоцке. Можно предполагать, что некоторые из древнейших храмов, посвященных Богоматери, напр., в честь Ее Рождества и Успения, также имеют близкое отношение по идее к храмам Св. Софии... В этом последнем обстоятельстве, быть может, заключается причина, почему у нас в России появилось много Успенских соборов: в Ростове, Звенигороде, Владимире, Москве, Ярославле, Рязани, Костроме, Астрахани, Вологде, Рыбинске, Тобольске, Вильне» ( А.Никольский . София Премудрость Божия. С.-Пб., 1905. Addenda 34). 67 Издана свящ. П. Флоренским по рукописи, имеющейся в Моск. храме Св. Софии на Софийке, и переиздана в Белграде кружком студентов-богословов (литограф.). В общем, она представляет собой восполнение службы Успению (соответственно несколько укороченной) особыми стихирами и каноном в честь Софии. Во многих случаях София прямо приравнивается Христу, но в других – Богоматери. Приведем примеры последнего. Тропарь: «Велия и неизреченная Премудрости Божия сила. София преименитая, пречестной храме, огнезрачный престоле Христа Бога нашего: в Тя бо вселися неизреченно Слово Божие, и плоть бысть, невидимый явися... и яко чадолюбивая и милосердая Царица, призри на люди Твоя». (Эта и другие молитвы, напечатанные первоначально также в Моск. Церк. Вед. 1889, 35, перепечатаны в сборник молитв, читаемых перед св. иконами на молебнах, на всенощных бдениях, составленном из одобренных духов, цензурой и Св. Синодом акафистов и церковных служб прот. А. Ставровским. С.-Пб., Синодальная типография 1909 г.)

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Услышав это, отрок скоро пошел к отцу своему и к прочим строителям, оставив там ангела Господня, хранящаго строение. И услышав сие от отрока, царь созвал всех юношей своих и показал ему каждаго из них, говоря: «Не этот ли – или не сей ли говорил тебе?» Отрок же сказал, что не единый из них не похож на того юношу, ибо тот облачен в белыя одежды. И сказал отрок: «от одежд его исходит огонь». Царь же, разумев, что то был ангел Божий, прославил Бога и радовался несказанною радостью, что Бог благоизволил на дело его, и более всего радовался тому, что узнал нареченное имя для церкви, ибо прежде того испытал немалую печаль, не зная, как наречь церковь . От того же времени он принял сие наречение для церкви – да именуется Святая София, Слово Божие, нареченное ангелом Господним», И чтобы ангел Хранитель Софии, не покинул храма и вечно охранял его, отроку велено было никогда не возвращаться на место постройки. Ангел остался стражем Софии. Так была создана новая София. Место, где явился ангел отроку, было по сказанию, «на правой стороне храма»: оно глубоко чтилось, как великая святыня Св. Софии. «У алтаря великаго, – рассказывает архиепископ Антоний, – место, идеже глаголал ангел Господень ко отрочищу: «не иду от места сего, дóндеже стоит Святая София». На том же месте три иконы поставлены, а на них написано три ангела; и множество ту народа Бога молят». Повесть о наречении Св. Софии вошла в службу и канон Св. Софии, Премудрости Божией, стала частью богослужения, и доныне в Софийских храмах Новгорода, Киева и Москвы поется в дни Св. Софии в ирмосе: «София, Премудрость Божия именуемая, самим Господем нареченная, царю Юстиниану в создании чуднаго храма ангелом откровенная» 6 . Ангел Церкви, хранящий Церковь , стал источником наших русских изображений Софии, как огнеликого Ангела, восседающего на царском троне: от ангела, по словам сказания, «яко огню исходити». Смысл этого церковного и всенародного прославления явления ангела, принесшего имя храму, только в одном, но бесконечно важном: идея Софии, смутно маячившая в сознании эллинства, создавшая великий и страшный гностический искус Востока, пытавшаяся раствориться в ложном единстве римского человечества, вошла в храм Христов, чтоб никогда уже оттуда не выйти.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010