На богослужении присутствовал глава Болгарского царского Дома Симеон II Сакскобургготски. За богослужением пели Московский Синодальный хор под управлением заслуженного артиста России А.А. Пузакова и хор кафедрального собора Александра Невского под управлением Димитра Димитрова. Евангелие читалось на болгарском и церковнославянском языках. На Литургии были возглашены молитвы об упокоении царя-освободителя императора Александра Николаевича и всех вождей и воинов русских и болгарских, за веру и освобождение земли болгарской жизнь свою положивших. Символ веры и молитву «Отче наш» прочитал глава Болгарского царского Дома царь Симеон II. По окончании Литургии Святейший Патриарх Болгарский Неофит обратился с приветствием к Святейшему Патриарху Кириллу и всем участникам богослужения: «Ваше Святейшество, Ваше Величество, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, уважаемые представители болгарских государственных институций, боголюбивые отцы, возлюбленные о Господе братья и сестры! С благоговейным трепетом и духовной радостью совершили мы в этот день дивное и великое Таинство Божественной Евхаристии. Радость наша была особенно большой, ибо мы имели возможность совершить это богослужение в благословенном и благодатном сослужении с возлюбленным и дорогим нашему сердцу братом во Христе Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, который в эти торжественные и праздничные для всей Болгарии дни возглавляет делегацию Московского Патриархата на чествованиях памятной даты 140-летия Освобождения нашей страны от векового иноверного ига. Ваше Святейшество, примите еще раз нашу глубокую благодарность за радость того, что мы вместе в эти памятные дни. Ваше присутствие, а также присутствие всех наших дорогих гостей из братской России, среди нас сегодня является еще одним свидетельством крепких и непрерывных духовных связей между нашими православными народами и Православными Церквами, и неоскудевающей любви возглавляемого Вами Московского Патриархата ко всем нам; свидетельством нашего единства и залогом нашего общего будущего в следовании по евангельскому пути и в благодатном нашем общении во Христе Спасителе. |
Сегодня болгарская столица София оглашается громким звоном церковного единства, потому что сладкоголосые колокола этого великолепного Патриаршего собора, принесенные из белокаменной Москвы и являющиеся символом того, о чем великий иерарх Златоуст, чью Божественную литургию мы — Патриархи России и Болгарии — сегодня соборно возглавили и отслужили, говорит: " Имя Церкви есть имя не разделения, а единения и согласия " . Всечестной клир и благочестивый народ родной нашей Церкви торжественно приветствует Ваше Святейшество, Патриарха Московского и всея Руси, и досточтимую Вашу делегацию как выражение апостольского наставления: " радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, — и Бог любви и мира будет с вами " . (2 Кор. 13. 11). Всеблагий Бог промыслительно предпочел спасти не каждого человека по отдельности и без связи между верующими в Него, а создать из них единый искупленный народ, который представляет для всего человечества ядро единства, надежды, спасения и света земли. Этот народ Божий — Церковь, единое тело и единая душа. Глава этого богочеловеческого организма — Сам Господь Иисус Христос, поэтому как проявление единства церковного тела мы, православные христиане, таинственно и канонично входим в общую молитву, вознося вместе Святую Чашу и служа вместе православной Истине человеческого рода. Наши дни исполнены искушениями мира сего: недуги его порой пытаются облечься в невинный вид. Но человек жаждет истины, свободы и человеколюбия. Поэтому Церковь — Единая, Святая, Соборная и Апостольская — должна с категоричным единомыслием явить свою освободительную, спасительную, объединяющую и возвышающую силу и свидетельство перед миром, как она всегда ревностно это делала. Мы воодушевлены братским посещением Вашего Святейшества. Русская Православная Церковь всегда исполняла свое высокое и преданное служение в мире. Пример этому — ее по-братски протянутая рука нашему болгарскому народу, когда он был в тяжком испытании, а, как мы знаем, " друзья познаются в беде " . Еще в далеком 1686 году Московский Патриарх Иоаким благословил болгарское стремление к свободе, отправив своего племянника Савелия Дубровского в старопрестольный город Тырново и тем самым вдохнув надежду на то, что Святая Русь не оставит своих православных собратьев. Это было выражением славянской сопричастности и христианской солидарности. Мы, православные болгары и единоверные братья русы, освященные крещенской благодатью Единой Церкви, должны ревностно сохранять и развивать заветы, данные нашими славными предшественниками — св. Киприаном Московским и св. Евфимием — Патриархом Тырновским. Их неутомимые труды, направленные на достижение вселенского единства, которое мы призваны охранять, делают возможным развитие единомыслия во взаимоотношениях между нашими Сестрами-Церквами — в данный исторический момент и в будущем. |
В алтаре собора состоялась краткая беседа Святейшего Патриарха Кирилла с Симеоном II Сакскобургготским. По окончании богослужения приветствие Святейшего Патриарха Болгарского Максима Предстоятелю Русской Православной Церкви огласил епископ Знепольский Иоанн, викарий Патриарха Болгарского. «Ваше Святейшество, Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, дорогие гости из Русской Православной Церкви, боголюбивые братья и сестры, Христос воскресе! " Сей день, егоже сотвори Господь: возрадуемся и возвеселимся в онь! " (Пс. 117. 24). День радости, всеобщей пасхальной радости со всеми искупленными Христовым Воскресением братьями и сестрами. В такие дни Спаситель призывает нас к святому общению с Ним и со всеми Его последователями, глубоко верующими в непобедимого Живого Бога. Пасхальный период — самый торжественный и радостный период православного церковного календаря, потому что всесильно нам возвещает победу Жизнодателя Христа над смертью, искупление от греха и вечное спасение. Святая Церковь сегодня почитает жен-мироносиц — благовестительниц воскресения Нашего Господа Иисуса Христа, и мы, осиянные светом, духовно обрадованы, потому что Пасха, по слову святого Иоанна Златоуста, есть " залог мира, источник примирения, изгнания врагов, разрушения смерти, избавления от греха и спасения человеков " . Вот почему мы рады, что сейчас, когда лучи Воскресения ласкают наши сердца и веселят наши умы в познании Истины, у нас есть возможность открыть объятия и передать пасхальное приветствие братскому благочестивому русскому народу в лице вседостойного Предстоятеля Русской Православной Церкви-сестры — Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с всеосвященным клиром, всечестным монашеским братством и богохранимой паствой. Ваше Святейшество, с самыми светлыми чувствами любви во Христе приветствуем Вас и Ваших досточтимых спутников. От имени Священного Синода Болгарской Православной Церкви и от моего имени — добро пожаловать на нашу древнюю и гостеприимную болгарскую землю, освященную пролитой кровью православных — воинов, достойных чад Святой Руси, которые были преданны до принесения себя в жертву за дело освобождения от тяжкого агарянского ига своих собратьев и единоверных чад Болгарии. Их подвиг напоминает нам о преданности, проявленной женами-мироносицами ко Христу Спасителю; потому правда требует от нас благодарности, которую болгарский народ преподносит в этот пасхальный период с поклоном и святым целованием. |
Сегодня, когда Болгарская Православная Церковь празднует начало своего исторического существования, мы снова обращаем наш духовный взор на историческое прошлое, когда полагались основы христианства среди славянских народов и когда равноапостольные наши князья, которым помогали великие духовники, утверждали христианскую идентичность наших братских народов. Поэтому в этот день мы снова преклоняемся пред ними, пред величием их дела и удивительным подвигом, все более вдохновляясь и подражая их примеру и верно исполняя их заветы поколениям. А самым важным из этих заветов является завет свято хранить спасительную Православную веру и наше богозаповеданное единство, как подобает истинным и верным Христовым ученикам и последователям " да будут все едино " (Ин. 17:21). Мир, в котором мы сегодня живем, секуляризированный и все более лишенный веры, ставит перед нашими Православными Церквами и нашей православной совестью новые и опасные вызовы и испытания. В этих условиях все мы призваны быть верными пастырями Христового словесного стада, за которое мы ответственны не перед людьми, а перед Самим Христом, Господом нашим сохранять его в духовном здравии и направлять его неизменно в спасительных истинах нашей божественной и спасительной веры. Этого ждет от нас Пастыреначальник Христос, этого жаждет и верующее сердце истинной духовной пищи и насыщения из чистого источника Святого Православия, из которого Церковь пьет в течение долгого и тернистого пути своей земной истории. Непременным условием для осуществления этого призвания и миссии Церкви является наше единство с Господом и между нами. В этом единстве истинный залог нашей силы и нашего успеха. Это святое единство мы должны хранить, не позволяя враждебным Господу и подрывным силам разрушить его. Как " род избранный, царственное священство " (1 Пет. 2:9) мы призваны всегда стоять на духовной страже и распространять свет, воссиявший некогда в нашем скорбном мире с Воплощением, земным служением и дивным Воскресением нашего единственного истинного Учителя и Господа Иисуса Христа. |
Синод принял решение освободить архиепископа Горьковского и Арзамасского Мстислава (Волонсевича) от управления Горьковской епархией с предоставлением длительного отпуска на лечение. Временное управление Горьковской епархией поручено митрополиту Крутицкому и Коломенскому Пимену (Извекову). 1972 год – Святейший Патриарх Пимен и Святейший Патриарх Максим в сослужении иерархов Русской и Болгарской Церквей совершили Божественную литургию в патриаршем Александро-Невском соборе-памятнике в Софии. Преподобный Пафнутий Боровский 1977 год – Русская Православная Церковь отметила 500-летие со дня преставления преподобного Пафнутия Боровского, чудотворца. Эта дата молитвенно была отмечена клиром и мирянами Калужской епархии, всеми благоговейными почитателями великого русского святого. 1991 год – Святейший Патриарх Алексий II заложил храм во имя Владимирской иконы Божией Матери в закрытом городе Томск-7. Патриарх молился в только что построенном храме в честь Всех святых, в земле Российской просиявших, в новосибирском Академгородке. Архиепископ Кипрский Хризостом 1992 год – Состоялась прощальная встреча предстоятелей Русской и Кипрской Православных Церквей. Во время этой встречи Патриарх Алексий II пригласил Блаженнейшего Архиепископа Хризостома посетить Русскую Православную Церковь с официальным визитом. Приглашение было принято с благодарностью. В этот же день – Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и сопровождавшие его лица отбыли с Кипра в столицу Иордании Амман. Сразу по прибытии Святейший Патриарх отслужил молебен в Сретенском кафедральном соборе Аммана. Предстоятели Русской и Иерусалимской Церквей обменялись приветствиями. 2000 год – За Божественной литургией, которую совершил в Воскресенском соборе Святейший Патриарх Алексий II, состоялась интронизация епископа Даниила и возведение его в сан митрополита Токийского и всей Японии. 14 мая 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку |
Далее Предстоятели Русской и Болгарской Церквей в сопровождении архиереев и духовенства направились в резиденцию митрополита Пловдивского Николая, где состоялись трапеза и продолжилось братское общение. 29 апреля, в Неделю святых жен-мироносиц, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Святейший Патриарх Болгарский Максим в сослужении иерархов и духовенства Русской и Болгарской Церквей совершили Божественную литургию в Патриаршем Александро-Невском кафедральном соборе Софии. По окончании богослужения было оглашено приветствие Святейшего Патриарха Болгарского Максима Предстоятелю Русской Православной Церкви, после чего первоиерарх Болгарской Церкви преподнес Святейшему Патриарху Кириллу икону святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Затем Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к Святейшему Патриарху Максиму и собравшимся в храме. В память о посещении Болгарии Предстоятель Русской Церкви подарил Святейшему Патриарху Максиму крест и комплект панагий. В дар кафедральному собору святого Александра Невского Святейший Патриарх Кирилл передал драгоценные евхаристические сосуды. После богослужения Святейший Патриарх Кирилл и члены сопровождающей его делегации возложили венок и цветы к памятнику императору Александру II на площади Народного Собрания в Софии. Была пропета «Вечная память» и тропарь Воскресению Христову. Далее Святейший Патриарх Кирилл посетил подворье Русской Православной Церкви в Софии, где совершил молебен. По окончании службы с приветственным словом к Святейшему Патриарху Кириллу обратился настоятель храма игумен Филипп (Васильцев), который на память о посещении храма преподнес образ святителя Николая. В ответном слове Святейший Патриарх Кирилл коснулся истории и современного состояния русского подворья. «Сегодня, в новых условиях, русский храм в Софии является местом молитвы и встречи людей, представляющих разные этносы. Русская Православная Церковь совершает пастырское окормление народов России, Украины, Белоруссии, Молдовы. Немало людей из этих стран ныне проживают в Болгарии. Историческая русская церковь в центре Софии — их духовный дом, но ведь и для многих болгар это место приобщения к духовным традициям Святой Руси, место переживания особого духовного опыта», - отметил Предстоятель Русской Церкви. Святейший Патриарх передал в дар Никольскому храму Владимирский образ Божией Матери с памятной надписью, лампаду, пасхальное яйцо, расшитое жемчугом, а также художественно изданную Библию, напрестольное Евангелие и Требник. В библиотеку прихода был передан набор изданий, в том числе книги, написанные Святейшим Патриархом Кириллом. В благодарность за труды, которые несет в Софии настоятель русского храма, Предстоятель Русской Церкви вручил игумену Филиппу (Васильцеву) наперсный крест. Затем Святейший Патриарх Кирилл поклонился гробнице архиепископа Серафима (Соболева), которая находится в крипте Никольского храма-подворья, и возгласил «Вечную память». |
Нашими верными спутниками и помощниками в общем деле всегда были и будут Сам Господь, Его Пресвятая Матерь и Владычица наша Богородица, и все Его святые, просиявшие в подвиге веры верные последователи и свидетели Христовы, отдавшие жизнь в подражании Христу, в стремлении к богоподобной и вечной жизни. Поэтому в светлый и праздничный день мои мысли и мои молитвы с Вами и со всей Христовой Церковью, которую Господь оставил нам, чтобы мы жили и спасались в ней (Деян. 2:47). Верим, что Бог, видя наше общение и единомыслие, всегда будет благоволить нам и щедро посылать нам Свою неоскудевающую благодать, Свою помощь и божественную поддержку в нашем общем деле на ниве Святого Православия. Любовь Божия, Его великая милость и общение в Святом Духе да будут со всеми нами, с нашими Православными Церквами и с нашими братскими православными народами! С благословенным праздником!» В качестве памятного дара Святейший Патриарх Неофит преподнес Предстоятелю Русской Православной Церкви крест и комплект панагий. Затем к собравшимся обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Ваше Святейшество, досточтимые Собратья-архипастыри, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Я сердечно благодарен Вам, Ваше Святейшество, за возможность совместной молитвы здесь, в этом историческом соборе, и за произнесенные сейчас в мой адрес теплые слова. Вижу особое благословение Божие в том, чтобы разделить сегодня эту молитву здесь с архипастырями, духовенством и верующими Болгарской Православной Церкви в радостные для всех нас дни, когда празднуется пятилетие Вашего Патриаршего служения и 140-я годовщина освобождения Болгарии от иноземного ига. В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышали, как Господь Иисус Христос исцелил расслабленного (Мк. 2:1-12). В христианском понимании чудо не доказывает Истину. Господь совершал чудеса не для того, чтобы кого-то удивить или что-то доказать. Все чудеса, описанные евангелистами, совершались там, где в них была необходимость, и большая часть из них это исцеления больных. |
Братски благодарим Ваше Святейшество, что именно в день рождения блаженно почившего Царя-освободителя императора Александра II Николаевича, которому мы искренно признательны за освобождение многострадального нашего Отечества, Вы прибыли в родную Болгарию, расцветшую от весеннего солнца, что Вы привезли и передали нам благословение Русской земли. Это, бесспорно, дает нам силы как продолжателям русско-болгарского церковного единства, являть миру благой образ православного славянства. Пребывание Вашего Святейшества, Патриарха Московского и всея Руси, и Ваших спутников на болгарской земле исполняет искренней радостью сердца всех православных болгар. Святая Русская Православная Церковь и христолюбивый русский народ многие века протягивали нам свою крепкую десницу помощи в народном бытии, самостоятельном церковном развитии и в деле просвещения. В сознании каждого болгарского церковного деятеля никогда не померкнет воспоминание о том, как в период нашей новейшей истории Московский Патриархат оказала нам драгоценную помощь в преодолении печально известной схизмы, в восстановлении древле просиявшей нашей Патриархии и ее канонического признания Вселенским Православием. В личном плане хотел бы подчеркнуть, сколь много братской любви проявили Ваши блаженнопочившие предшественники Патриархи — вечная им память — к моему смирению в качестве представителя нашей Святой Церкви в Болгарском подворье в Москве. Хочу вспомнить и щедрые любвеобильные награды от научных духовных учреждений Святой Русской Православной Церкви за мои скромные труды на богословском поприще и радение за всеправославное единство. От сердца братски благодарю за все во имя Господа. Ваше Святейшество, мы, русские и болгары, — плоть и кровь славянского рода, просвещенного светом Евангелия, переведенного создателями нашей общей славянской письменности святыми братьями Кириллом и Мефодием, один из которых — Ваш небесный покровитель. Пресветлым и духовным мостом между нами является и этот Патриарший кафедральный собор, построенный болгарами в честь святого Александра Невского, прославившегося в далеком XIII веке как смелый защитник христианской веры и православного велелепия. Благодаря приснопамятному Святейшему Патриарху Алексию II (знаменательно, что он принял монашеский постриг в 1961 году 3 марта, которое отмечается в Болгарии как национальный болгарский праздник — День освобождения) частица мощей святого Александра Невского охраняет болгарскую столицу. Ваше посещение и служение Божественной литургии в год 100-летнего юбилея собора — исключительное историческое событие и проявление Промысла Божия, равно как и благодатных связей, осуществляемых нашими подворьями, которые взаимно возгревают нашу братскую любовь. |
В знак братской любви выражаем свои искренние чувства к Вашему Святейшеству, Первоиерарху Русской Православной Церкви, и к Вашему великому Отечеству — России, так как дружба — это одна душа в двух телах. Наши взаимоотношения основаны на общем славянском происхождении, близком языке и православной вере, душевности и культуре. Да будем, по совету апостола Петра, " единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры» (1 Петр. 3. 8) и жить в церковно-каноническом единении и сотрудничестве в духе завета Спасителя " Да будут все едино " (Ин. 17. 21). В сиянии Светлой Пасхи Христовой " друг друга обымем и тако возопием: Христос Воскресе из мертвых — воистину воскресе Христос! " Аминь». В качестве памятного дара Святейший Патриарх Максим преподнес Предстоятелю Русской Православной Церкви икону святых равноапостольных Кирилла и Мефодия и пожелал ему здоровья, крепости в несении креста Патриаршего служения. Затем к собравшимся обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Ваше Святейшество, досточтимые Высокопреосвященные и Преосвященные владыки, высокие представители государственной власти, отцы, братия и сестры! Христос Воскресе! Сегодня мы празднуем Неделю жен-мироносиц и вспоминаем день, когда слабые женщины, напуганные репрессиями не меньше, чем ученики Христовы, оказались сильнее апостолов. Они набрались смелости и пошли ко Гробу, который охранялся грозной стражей — кустодией. Само приближение ко Гробу, охраняемому воинами, уже несло в себе опасность. Но жены-мироносицы не убоялись. Они подошли и увидели: гроб открыт, а стражи нет. Мироносицы стали первыми свидетельницами Воскресения. В этот день, по крайней мере, в Русской Церкви, мы празднуем день женщины-христианки, вспоминаем жен, которые в трудные годы гонений на Церковь не убоялись никого. Их мужья и сыновья нередко страшились потерять работу, разрушить карьеру, получить выговор от начальства. А женщины, подобно женам-мироносицам, не боялись: они крестили своих детей и внуков, часто скрывая это от своих мужей, они подвигом своей жизни сохранили православную веру. Поэтому сегодня по всей Святой Руси совершают молитвы о христианках. |
Мы помним, как Спаситель, будучи в Назарете, не мог совершить там чудес по неверию местных жителей (Мф. 13:58; Мк. 6:5-6). Тем же, кого исцелял, Он говорил: Иди, вера твоя спасла тебя (Мк. 10:52; Лк. 17:19). Чудо может укрепить веру, но чудо не может служить непременным требованием для веры во Христа. Есть чудеса человеческие, рукотворные и, казалось бы, не нуждающиеся ни в вере, ни в помощи Божией. В наше время принято использовать выражение " чудо " для обозначения различных выдающихся достижений человечества: " научное чудо " , " экономическое чудо " и так далее. Но христианин знает, что без помощи Божией любое, даже самое невероятное человеческое усилие тщетно. Первым таким " чудом " , упомянутым в Библии, была Вавилонская башня и мы помним, как бесславно закончился этот проект: " Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии " (Пс. 126:1). Подлинное чудо Божие порой происходит именно тогда, когда уже все человеческие силы исчерпаны в ответ на последнее усилие человеческой воли. Оно является там, где оно действительно необходимо для жизни человека, для его спасения. Оно требует встречного действия от человека, его убежденной молитвы и устремленности к Богу, готовности предать себя на волю Божию. В память о завершении войны, которая 140 лет назад принесла освобождение болгарскому народу, на российских медалях был выбит стих из псалма: " Не нам, не нам, а имени Твоему " (Пс. 113:9). Это смиренное признание воли Божией, признание Божественного чуда, свершившегося в событиях войны, и помощи Божией, восполнившей немощь человеческих сил. Историки говорят о том, что ни Россия, ни болгарский народ не были готовы к этой войне. Болгария была обескровлена жестоко подавленным в ней восстанием, Россия еще не восстановилась после неудачного конфликта с европейскими державами в предшествующие годы. Война грозила лечь тяжелым бременем на все население России, обострить ее отношения с Европой. Но страдания единоверного народа потрясли тогда наш народ, Россию, и она выступила на защиту болгар, презрев собственное благополучие и возможную политическую выгоду от невмешательства в этот конфликт. |
| |