Храмовым праздником константинопольской Софии был, по-видимому, день Рождества Христова, но вместе с тем там же по преимуществу чтилась Богоматерь, Покровительница и Вратарница Царьграда. Праздновать Софии отныне стало возможным только празднуя Богочеловеку, Сыну Божию, и Богоматери; праздновать Софии стало возможно только в Церкви, и через Церковь , ибо София – чистая тварь и чистое человечество – всецело обнимаются новым последним единством – Церковью . Это воцерковление Софии, облачение ее во Христа и облачение ее в покров Богоматери, было отмечено в древней Византии и осознано русским народным религиозным сознанием, как великий праздник, как основа новой жизни человечества. Вот почему и церковное предание, и богослужение, и народная вера и мысль, и, наконец, величайшее создание искусства одинаково отметили это событие вечной памятью. Но эта величайшая идея – всечеловеческой и вселенской собранности в Софии, облеченной во Христа и освященной через Богоматерь, идея Церкви, как невесты Божией, была реализована в каждом своде, в каждом кирпиче Софийского храма, так же, как в каждом слове богослужебном, в каждой святой достопамятности великого собора. Глава V Св. София Царьградская должна была быть образом истинного бытия, всецело включенного в память Божию и потому чуждого истления и не подвластного греху, как водителю к небытию, к выпадению из памяти Божьей, – Св. София Цареградская должна была быть образом Софии Вселенской. И она была таким образом и подобием. Русский паломник Стефан Новгородец, попытавшись дать описание св. Софии, восклицает в страхе и вере: «О Святой Софии, Премудрости Божией, ум человечь не может ни сказати ни вычести» 7 . О какой Софии говорит паломник? о храме или о Той, в чье имя храм? Нельзя провести черты, разделяющей одну Софию от другой: образ бытия так полно и верно включил в себя это самое бытие, что стал неотделим от самого бытия. Земной корень Софии не был утаен в ее храме. Сама стихия земли и воды пребывала в храме Софии. «Имать же св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

75, с. 396C); из толков, на Матфея, (t. 86, с. 1356D); из толкования на посл, к евреям, (t. 86, с. 1356D); из письма к Сукенсу (t. 77, с. 236В). Всего во втором флорилегии находится 27 выдержек из 10-ти авторов 1169 . Третий флорилегии заключает в себе места а., из сочинений несторианских учителей: 1., Феодора Мопсуестийского (все из Migne S.G. t. 66, с. 972А, 976С, 980А, 980В, 980D, 981А, 981 BCD, 984В, 984С, 984D, 985А, 985С, 985D. 988А, 988D, 988С, 988D. 989А, 989С, 992В, 992С, 1000А, 1000В, 1000С, 1000D, 1001А, 1004В=35 цитат)., 2., Диодора Тарсского из книги против синусиастов (t. 86, с. 1385D, 1388А, 1388С, 1388CD), 3., Павла Самосатского: 6 цитат с параллелями из Нестория (t. 86, c.1389CD – 1392А), и 3 – без параллелей, из коих одна и взята из диалога против Малхиона, (с. 1392ВС); 4., Нестория (t. 86, с. 1392С); б., из актинесторианской литературы: 5, собора Антиохийского (8 цитат, t. 86, с. 1393АВС); 6., Малхиона: диалог против Нестория (с. 1393D); 7, Григория Назианз. (письма к Клидонию (t. 37, с. 177С – 181А); 8., Афанасия Великого (t. 26, с. 1105А): 9., Григория Нисского (t, 45, с. 41В); 10, Ефрема Сирина (t, 86, с. 1396А); 11, Кирилла Александ. из собор. послания против Нестория (t. 77, с. 45В); 12, Исидора Пилусиота (t. 78, с. 1296). Всего здесь помещено 60 цитат из 12 авторов 1170 . Флорилегий при соч. Contra Monoph. разделяется на две части, при чем в первую собраны отеческие свидетельства о том, кто такое покланяемый нами Христос, а во вторую – о том, какое соединение во Христе считают отцы. Первая часть кратка и состоит 1, из одного изречения св. Афанасия Вел, 2, одного же – св. Василия Вел. (с. 1817С), 3., трех изречений Григория Богослова (с. 1817CD), 4, четырех – Кирилла Александ. (с. 1817D), и еще двух его же, и 5, одного изречения Григория Богослова (с. 1820В). Вторая часть содержит следующие извлечения: 1., из Григория Богослова (с. 1820В), 2, Кирилла Алеигсанд. (4 цитаты): из объяснения собственных тезисов, письма к Сукенсу и из Глафир (с, 1820CD), Григория Богослова (4 цит.

http://azbyka.ru/otechnik/Leontij_Vizant...

При Константинопольской патриархии существует еще так называемая «Центральная Педагогическая Эпитропия», заведующая школьным делом. Она состоит – из председателя – члена Св. Синода, двоих членов клириков, трех из мирян и одного члена «Постоянного Народного Смешанного Совета». При каждой кафедре Константинопольской патриархии существует церковное судилище. Председателем церковного суда в Константинополе состоит назначенный патриархом член Синода, в провинциях – епархиальный архиерей. В состав суда, в первой инстанции, кроме председателя, входят четыре судьи – клирики и один или два секретаря – клирики или миряне Церковные суды, представляющие апелляционную инстанцию, состоят из председателя, шести судей-клириков и одного или двух секретарей – клириков или мирян. Служба председателя и членов суда – почетная и продолжается два года. Это суды «церковные». Кроме них есть суды «церковно-смешанные», где преобладающее число членов составляют миряне. В Константинополе существует еще «Постоянный Народный Смешанный Совет», представляющий собой апелляционную инстанцию митрополий, экзархий и ставропигиальных монастырей и кассационную для всех епископий. Смешанные церковные суды митрополий служат апелляционной инстанцией для подчиненных им епископий. Из изложенного понятно, в чем различие древних и современных восточных органов епархиального управления от русских консисторий. 13 Напр., Александ. соб. 231 г., и 232 г.г. созваны еп. Александ. Димитрием; Алек. соб. 261 г. созв. Дионисием, еп. Александрийским; Римск. собор 262 г. Дионисием, еп. Римским; Карфагенский собор около 200 г. еп. Карфагенским Агрип.; Карфагенские соборы 251, 252 и три собора 255–256 г.г. Киприаном, еп. Карфагенским; Антиохийские соборы около 269 г., состоявшие из епископов, пресвитеров и диаконов Антиохии, Палестины, Малой Азии против Павла Самосатского, созваны были еп. Антиохии и друг. 14 I-й Импер. Константином В., II-й Феодосией I В., III-й Феодосием II, IV-й Маркианом, V-й Юстинианом I В., VI-й Константином Пагонатом, VII-й Импер.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

стр.5 5 гласъ д вместо гласъ, д пснь г – пснь, г и т.д., всего около 47-ти изменений. Издаваемая «Служба Софии Премудрости Божией» представляет собою соединение службы Софии в собственном смысле со службою Успения Божией Матери и потому понятно, что некоторые части ее тождественны с соответствующими частями службы Успения. Может поэтому возникнуть вопрос, какой же смысл было перепечатывать службу полностью, не исключая и этих последних? В ответ должно сказать, что издателем руководил интерес идейный – желание, так сказать, дать общую картину службы Софии. Между тем, эти общеизвестные стихиры и паремии Успения, в службе Софии, получают совсем новое освещение и вставлены в нее не механически, а находятся в ней органически: как говорится в самой службе «сего ради стиховна и прочая, писана празднеству Успения Пресвятой Богородицы понеже та есть церковь одушевленная Премудрости, и Слову Божию, София именуемая» (лл. об. и з ). Помещенное же в конце «Толкования» образа Софии, читавшееся вероятно, вместе со сказанием о построении Юстинианом храма Софии Цареградской, в качестве уставного чтения, еще более подтверждает органическую связь со службою этих Богородичных песнопений и паремий. Поэтому и эти, не относящихся прямо к службе, страницы рукописи, не решились исключить из издаваемого текста. Напротив, сказание о построении Софии Новгородской и описание этого храма, а еще – увещание к читателю, как не относящиеся к интересующему нас вопросу об идее Софии, мы не включили в издание. Свою значительность рукописи эта получает главным образом от того, что она – не достояние археологии, а предмет живого церковного обихода. В церкви, которой при- —23— надлежит рукопись, доселе по ней справляется 15-го августа службы Софии Премудрости Божией. Что касается самой идеи Софии, то на ней здесь мы не считаем уместным останавливаться: пусть служба Софии говорит сама за себя. Желающих же разъяснений отсылаем к нашей книге «Столп и утверждение Истины», (Москва, 1912 г., издательство «Путь») или к нашей статье «София» («Богословский Вестник», 1911 г., 5 и 7) в них же можно найти и библиографию вопроса.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ее я избрал». Родители поняли, что Господь дает отроку деву Софию, т.-е. Премудрость, и стали учить Константина не только книжному чтению, но и богоугодному добронравию, – Премудрости духовной. «Наставляя сына, они и напутствовали его словами, почерпнутыми из книги Соломона о Софии, Премудрости Божией. За беспредельные знания свои и мудрое житие св. Константин был прозван философом. «Хотя воспитывался он при царском дворе, под личным наблюдением императора, однако, он помнил о подруге своей. Отказавшись от знатной, богатой и прекрасной невесты, он был возведен в иерейский сан и сделан библиотекарем при храме св. Софии». «Вот от этого-то избранника Софии, – заключает о. Флоренский, – и получило начало свое русское православие. Удивительно ли, что та, которая избрала Константина на просвещение народа русского, побудила его к этому подвигу, стала особой покровительницей новопросвещенного народа-младенца и что икона ее возникла впервые именно здесь и стала народною святынею» 11 . Еще глубже связь св. Константина с св. Софией обнаруживается в ином мистическом сочетании, смысл коего может быть здесь раскрыт только отчасти и не вполне. Величайшая святыня, которую усвояло народное религиозное сознание Царьградской Софии, был Потир Тайной Вечери, Чаша Христа, впервые орошенная вином земным, претворенным в кровь Божественную; сосуд «таинственнаго смотрения Божия» над судьбами твари, сосредоточивши в себе святое святых храма Софии Премудрости Божией, был создан пророком и певцом Премудрости Божией Софии, царем Соломоном: Потир Тайной Вечери создан воспевшим таинственную Вечерю Премудрости: «Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу» ( Притч. 9:1–2 ). Послужив двум вечерям тайным – вечери Софии и вечери Логоса, потир Соломона и Христа в храме Софии стал служить тайной вечери вечного евхаристического воплощения Софии и Логоса–Христа. Надписи, начертанные на потире, таинственно возвещали вселенское промышление Божества о человечестве и твари, указуя пути Софии и Логоса во вселенной.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Да, прот. Булгаков такой кощунственной нелепости не говорит. Но эта нелепость следует, как вывод из его слов: «Премудрость есть в своем явлении… и Логос, и Св. Дух…» 1055 . И о. Флоренский не поддерживает своего софийного учителя в его кощунственном определении Софии, как субстанции Св. Троицы. Он даже пытается в некоторой степени завуалировать ужасный смысл этого софийного определения, когда говорит: «не хотел ли Соловьев сказать: „общая энергия“ или „общая благодать“» 1056 . Но, к сожалению, сам дает повод к возникновению такой же мысли о Софии, когда в другом месте своей книги, желая навязать читателям ложное учение о предсуществовании своей предвечной Софии, ссылается для доказательства на еврейские учение талмудических трактатов: Песахим 54a, Недарим 39b, Ялкуд Шимеони и Берешит-Рабба 20. О. Флоренский отмечает, что здесь указываются семь вещей, а именно: Тора, Покаяние, сад Эдемский, Геенна, Престол господства, Святилище и Мессия, одни из коих признаются действительно сотворенными прежде времени, а другие предсуществующими миру в мысли Божией 1057 . Нас интересует в данном случае не мысль о. Флоренского о предсуществовании Софии и не талмудические учения, а следующие слова его относительно одного из этих учений о Торе. «Наиболее значительным, – говорит он, – и влиятельным среди этих учений представляется учение о предсуществовании Торы, довольно близко подходящее к учению о Премирной Премудрости Божией. Тора есть отображение Существа Божиего, существует вечно и называется, например, в Вайкра Рабба 20, «дщерью Божией» (подробн. Weber SS. 14–18); она – закон не только мира, но и Божественного существования, так что Бог Себя Самого создает посредством Торы (ibid. S. 17). Посредством нее создан мир...» 1058 Такнм образом, по талмудическому учению о Торе, последняя представляется, как нечто большее в сравнении с Богом, ибо она есть Его основа, без которой Он не мог бы создать Себя. Нельзя не видеть, что по существу и учение Соловьева о Софии, как о субстанции Св. Троицы, и талмудическое учение о Торе, посредством которой Бог создает Себя, есть тождество. И это-то талмудическое учение о. Флоренский признает довольно близким к учению о Софии, разумеется его собственному, которое он выдает за учение православное. Поэтому, если к такому, крайне для православного сознания оскорбительному, значению Софии по отношению к Св. Троице, о котором говорит Соловьев, можно придти как к выводу из того же софийного определения о. Булгакова, то к такому же выводу побуждает придти верующих и о. Флоренский своими словами о близости к его учению о Софии вышеуказанного талмудического учения о Торе.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Православное раскрытие и утверждение идеи Софии, начатое Византией, продолжалось древней Русью: из-под сводов единственного храма она вынесла почитание Софии под своды бесчисленных храмов – иначе говоря, под вселенский свод небесный. Она явила впервые ее лик на иконе: кроме русской иконографии Софии, нет никакой иной. Итак, должно со всей ответственностью сказать: православие явило ноуменальный, Русь – феноменальный лик Софии. Эта русская служба Софии, – как видели мы, принятая из рук Византии, – не закончена и не может быть закончена. Все сделанное – ничто пред тем, что должно сделать, но нет никакого сомнения, что Софийное крещение и просвещение Руси определило в сильнейшей степени характер русского духовного христианского делания. Просвещение Христом в Софии создало русское подвижничество. От преп. Антония и Феодосия Печерских , через Серия Радонежского и Нила Сорского до преп. Серафима Саровского и позднейших пустыников и умных делателей, – все русские подвижники суть творцы Софийной действительности, тихие проводители Софийного жития в Христе, утешенные св. Духом. Любимое самопрозвание старой Руси – Святая Русь – всецело относится именно к этой Руси, пребывающей уже в Софии, к Руси преп. Серия и Серафима, но оно же, это же прозванье – Святая Русь – предстоит, как чаемое достижение, как предначертанный идеал, и перед всей Русью: и ей подобает идти к тому, чтоб быть Святой Русью, страной святой Софии. Так понимали идеал святой Руси славянофилы, так мыслил о нем Достоевский. Ближайшая к нам русская религиозная мысль вся проходит под знамением св. Софии, взыскуя Ее прилежно и упорно. Каковы бы ни были достижения этой мысли, каковы бы ни были ее силы и немощи, которых больше, чем сил, она тщится не удалиться от чистейшего потока Софийного познания, вливающегося в источник всяческого познания – в всеведующую и всеполную память Божию. В указанном смысле и ей, этой бедной мысли нашей, предстоит тот же завет Константинов и Сергиев: пребывать в Софии, как Церкви, и Христе, как главе Церкви,– «наследить Премудрость Божию Софию именованную, яко блага сосца ея, паче вина».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Белосток. Церковь Софии, Премудрости Божией. Biaostocka cerkiew Hagia Sophia Церковь. Действует.   Престолы: Софии, Премудрости Божией Год постройки:Между 1987 и 1998. Архитектор:Михал Балаш Адрес: Польша, г. Белосток, ул. Травяная, д. 9 (15-161 Biaystok, ul. Trawiasta 9) Координаты: 53.155655, 23.201083 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Идея создания храма «Святой Софии – Премудрости Божией» в Белостоке возникла в 1986 году во время перелёта Константинополь-Варшава. Тогдашний предстоятель Польской Православной Церкви митрополит Василий, архиепископ Белостокский и Гданьский Савва (с 1998 г.  митрополит), а также протоиерей Александр Хилимонюк, настоятель прихода «Всех Святых» в Белостоке, возвращались после визита у Вселенского Патриарха Димитрия I. Будущие основатели храма, гостившие тогда у Патриарха, посетили знаменитый собор «Святой Софии» в Константинополе, но помолиться в нем они не смогли, поскольку это запрещали турецкие законы. Интересно, что кроме Константинополя, храмы «Святой Софии» были и на территории СССР. Однако, в этих храмах молиться было нельзя, поскольку в СССР религия была вытеснена из жизни общества, а государство на протяжении семи десятилетий боролось со всеми религиозными конфессиями. «Если еще один храм будет построен в Белостоке, пусть будет посвящен Святой Софии. Пусть хотя бы в этой церкви Премудрости Божией будет продолжаться молитва», – подумали тогда делегаты. Храмы «Айя Софья» «Святой Софии – Премудрости Божией» наиболее величественные, красивые. Их основывали императоры и князья в Константинополе, Софии, Охриде, Киеве, Полоцке, Великом Новгороде и Салониках. Позже, в новейшее время, храмы в честь Премудрости Божией были также построены в Вашингтоне, Лос-Анжелес, Лондоне, Базеле (Швейцария), Харбине (Китай). 18 июня 1982 г., тогдашний архиепископ Белостокский и Гданьский Савва создал новый приход «Всех Святых» при кладбищенском храме с аналогичным названием в Белостоке на улице Высоцкого, д. 1. Этот приход в будущем станет «матерью» новой православной общины «Святой Софии - Премудрости Божией». Настоятелем прихода «Всех Святых» был назначен отец Александр Хилимонюк, викарий кафедрального собора святителя Николая в Белостоке. Именно на его плечи был возложен труд первого, очень сложного этапа - строительства храма «Святой Софии» и организации вокруг него приходской общины.

http://sobory.ru/article/?object=30498

14 И. Срезневский , обследовав все известные ему сказания западных писателей о св. Софии с VII по XII век, говорит: Почти все эти писатели упоминают о Софийском храме, хваля его общими словами; ни один не описал. Даже из тех людей, к-ые явились в Царьграде с войсками, покорившими его, почти ни один не остановился в своих записках на св. Софии отдельно; припоминали о ней только случайно”. Противоположностью этим западным свидетельствам о св. Софии является «Хождение» нашего Антония: «припоминая его содержание и сравнив с западными, нельзя не сказать, что оно есть самое богатое данными, самое внимательное к тому, чем мог дорожить в Соф. храме средневековый паломник, не в одном описании нет стольких дрогоценных подробностей всякаго рода, ск. мы находим в сказании рус. паломника“. (Срезневский, св. София Цареграда. в «Трудах арх. съезда», т. I, 53–93 стр.) Об отношении крестоносцев к Софии и Цареграду приведу только слова нашего известного византолога, Ф. И. Успенского («Как возник и развился в России восточный вопрос. Петроград 1887 г., стр. 11): «Я должен признать, что турки в 1453 г. поступили с большею мягкостью и гуманностью, чем крестоносцы, взявшие К-ль в 1204 г.; последние уж подлинно не давали пощады ни божескому, ни человеческому». 15 Известные западные изображения Софии – напр., в латинск. Библии XII века 11, в парижс. национ. библ.), в парижской псалтыри, на миниатюре, изображающей царя Давида с двумя женскими фигурами Мудрости и Пророчества (у Didron’a: «Iconographie chrétienne. Histoire de Dieu.“ Paris, 1843 г.) – суть только олицетворения отвлеченного понятия мудрости. 16 Н. В. Покровский . «Церковно-Археологич. Музей Петрогр. Духовн. Акад.» Петр. 1909 г., 137 стр. – Византия, не создав целостного образа св. Софии, способного, – подобно новгородским, например, изображением Софии, – выразить иконографически всю сложность, глубину и многогранность православного учения о св. Софии, создала элементы и отдельный части такого изображения. Такими частями, привходящими в русское изображение св. Софии, должно считать и известные изображения – ангела в катакомбном храме близ Александрии (Айналов и Редин. «Киево-Соф. собор.» Петроград 1889 г., 10–24 стр.), относящееся к VI в.; – изображение ангела в белых одеждах в церкви св. Стефана в Сполетто ( Н. Покровский . «Византийское искусство в южн. Италии.» «Христ. чтение», 1895 г., II, 377–78), относящ. к XIV в., и нек. др. – Из литературы по византийской и русской иконографии св. Софии: А. И. Успенский . Переводы с древних икон, собранные В. Гурьяновым. М. 1902 г., стр. 30–45 (обзор мнений и памятников). – Указанное выше сочин. Покровского. – Г. Д. Филимонов . Очерки русск. христ. иконографии. «София Премудрость Божия.“ «Вести. Общ. др.-русск. иск.» М. 1874 г., 1–3. – Н. Покровский. «Евангелие в памятниках иконографии.» Петр. 1892.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Аввакум хотел правды Божией, а когда она заговорила в нем, убоялся. Стало страшно... У Синая народ Израильский просил, чтобы Бог больше с ними не говорил. Пусть говорит с Моисеем и является Боговидцу. Народу достаточно, чтобы пророк все передавал им. Ягве! соверши дело Твое среди лет среди лет яви его; во гневе вспомни о милости. Не вечно совершаться злодеяниям на земле. Ягве Боже! соверши теперь Ты дело Твое среди лет, среди лет яви его. Идут времена, меняются поколе­ния, а правды Твоей все нет и нет! Не оставляй на конец, ведь знаю, что будет Твой праведный суд, но Ты сейчас, среди лет, яви дело Твое, соверши его. Среди лет, в истории, а не в вечности только, хотим видеть правду Твою! Понимаю, Господи, что праведно воздаешь нам. Ты воздал иудеям за неправду их, Ты воздашь халдеям, и страшен суд Твой, Ягве. Страш­но впасть в руки Твои, Боже, страшен Ты во гневе Своем. Но во гневе вспомни о милости! О, дерзновение пророка! Буре противостоит ска­ла. Об нее одну разбиваются волны. Бог гневается, а пророк напоминает Ему о милости! Страшен бывает во гневе человек, кто станет ему в этом состоянии напоминать о милости?! Аввакум это делал в грозу Божест­венного гнева. Что делал бы мир и что сделалось бы с ним, если бы не по­являлись в нем иногда аввакумы?... На полях Великой войны громыхал гнев Божий над отрекшейся от Бога Россией. А прп. Серафим Вырицкий тысячу дней и ночей взывал к небу о милости. Во гневе Своем, Боже, вспомни о милости. Вот теодицея пророка. Он уже не хочет никаких объяснений, не хочет ни­чего объяснять. Он взывает о милости. Милость покроет гнев. И на море сно­ва будет тишина. Ласково будут воды плескаться о камни скалы. Солнечные лучи будут отражаться от вод... Во гневе Своем, молитвами пророка Аввакума, Бог вспомнил о милости. Прекрасное поучение находим у прп. Иоанна Кассиана Римлянина . Во гневе вспомни о помиловании. Гнев и раздражение, порой обида, накатывает на вся­кого человека. Преподобный советует: Всякий «не должен произносить то, что внушает вдруг вспыхнувший гнев и раздраженное чувство; но пусть или вспо­минает приятность прежней любви, или размышляет умом о восстановлении мира, и во время самого возмущения пусть представляет, что мир возвратил­ся навсегда... и таким образом исполнит пророческое слово: Во гневе вспомни о помиловании 395 » 396 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010