4) хотя 24 декабря совершается память преподобномученицы Евгении, а 5 января - мучеников Феопемпта и Феоны и преподобной Синклитикии, молитвенное чествование их заканчивается в эти дни на утрени. Начиная же с часов, служба посвящается только наступающим праздникам Рождества Христова и Богоявления и святым уже не положено ни тропаря и кондака по входе, ни апостольского и евангельского чтения; 5) поемое на литургии по входе «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу...» представляет древний входной стих, текст которого изменялся применительно к содержанию того или иного праздника, так что употребляемые теперь в нем фразы «воскресый из мертвых», «молитвами Богородицы», «во святых дивен Сый», как и прилагаемые в дни попразднств Господних двунадесятых праздников «рождейся от Девы», «плотию распныйся» и другие, являются вставками в этот стих. Неизменяемым было «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны, Сыне Божий... поющия Ти: аллилуиа». В свете сказанного представляется возможным совершение ранней литургии в навечерия праздников Рождества Христова и Богоявления, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, «егда прилучится в пост», а также в Великий Четверток и Великую Субботу по следующему чину. Читаются обычные 3-й и 6-й часы с тропарями: 24 декабря - «Написовашеся иногда со старцем Иосифом...»; 5 января - «Возвращашеся иногда Иордан...»; 25 марта - «Днесь спасения нашего главизна...»; в Великий Четверток - «Егда славнии ученицы...». В Великую Субботу - на 3-м часе: «Благообразный Иосиф...», «Слава», «Егда снизшел еси...», на 6-м - «Благообразный Иосиф...», «Слава», «Мироносицам женам...». По Трисвятом на всех часах кондаки: 24 декабря - «Дева днесь Превечное Слово...»; 5 января - «Всех, Христе...»; 25 марта - «Взбранной Воеводе...»; в Великий Четверток - «Хлеб приемь в руце...»; в Великую Субботу - «Бездну заключивый...». В Благовещение Пресвятой Богородицы в конце каждого часа после «Молитвами святых отец наших...» - три великих поклона с молитвой святого Ефрема Сирина.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3752...

В широко распространенном русском апокрифическом стихе о двенадцати пятницах Богородица тоже упоминается в связи с Благовещением («воплотился Иисус Христос Святым Духом в Мать Пресвятую Богородицу»), Успением («в тую великую пятницу преставилась Пресвятая Богородица») и Рождеством Христовым («народился сам Иисус Христос от Матери Пресвятой Богородицы»). И в благовещенском отрывке, и в рождественском Она названа Матерью, а к постящимся в пятницу под Рождество Христово …Сойдет с небес Пресвятая Богородица Возьмет душу на руцы, Вознесет в Царствие Небесное… Другие Богородичные торжества были введены Церковью позднее. Так, Рождество Богоматери отмечено в Иерусалимском Лекционарии VII в., а день Введения Богородицы во храм зафиксирован в греческих месяцесловах VIII в., но до XII в. не особо почитался. В современном православном богослужении в число богородичных праздников входит несколько дат, связанных с воспоминанием земного жития Царицы Небесной и Ее праведных родителей святых Иоакима и Анны (Рождество Богородицы, Память святых праведных богоотцев Иоакима и Анны, Введение во храм, Зачатие Матери Божией праведной Анной, Благовещение, Успение праведной Анны, Успение Пресвятой Богородицы). Церковный календарь также включает в себя два праздника с богословской семантикой: Собор Пресвятой Богородицы и Субботу Акафиста. В пятницу Светлой седмицы отмечается годовщина Обновления храма Пресвятой Богородицы у Живоносного Источника в Константинополе (в Византии был обычай широко отмечать даты освящения наиболее известных богородичных храмов). Отдельную группу составляют дни, посвященные святыням, оставшимся на земле после Успения Матери Божией: ризе, поясу. Самыми многочисленными из богородичных праздников являются посвящения Ее святым иконам . Русская Православная Церковь также особо чтит праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Однако самый обширный дореволюционный сборник русских духовных стихов «Калики перехожие» (составитель П.А.Бессонов, 1861-1864 гг.) содержит лишь два стиха на Покров. Один из них был сложен, видимо, кем-то из церковного причта (о чем свидетельствуют строки «чистая по Рождестве, чиста и в Рождестве, и пред Рождеством бысть в чистом естестве»). Здесь вообще не вспоминается история праздника. Для автора важнее сам факт молитвенного предстательства Богородицы за грешный мир пред Господом:

http://pravoslavie.ru/656.html

С того времени, когда Церковь получает свободу и делается господствующей в Римской империи, праздник Рождества Христова мы находим во всей Вселенской Церкви, как это можно увидеть из поучений св. Ефрема Сирина, св. Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, св. Амвросия, Иоанна Златоустого и других отцов Церкви четвертого века на праздник Рождества Христова. Никифор Каллист, писатель семнадцатого века, в своей церковной истории пишет, что император Юстиниан в шестом веке установил праздновать Рождество Христово по всей земле. В пятом веке Патриарх Константинопольский Анатолий, в седьмом Софроний и Андрей Иерусалимские, в восьмом св. Иоанн Дамаскин, Козьма Маиумский и Герман, Патриарх Цареградский, в девятом преподобная Кассия и другие, имена которых нам неизвестны, написали для праздника Рождества Христова многие священные песнопения, которые и ныне звучат в храмах для прославления светло празднуемого события. Как питаться в Рождественский пост? Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов — «все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен [то есть еды, пищи. — Ред.], не как от скверных (да не будет сего), а как от неприличных посту и запрещенных Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты, суть: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов». Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и в Петров пост. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение) только после вечерни. В остальные же дни — вторник, четверг, суббота и воскресенье — разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей.

http://pravmir.ru/rozhdestvenskij-post/

Уставные правила И. П. с. были впервые сформулированы еп. Филаретом 18 июня 1821 г. в письме игум. Даниилу. Архиерей предписывал запретить вход в И. П. с. женщинам, а также оптинской братии без благословения настоятеля и мирянам-мужчинам без благословения старца. Кроме того, запрещалось рубить лес вокруг И. П. с., «дабы навсегда он был закрыт». 8 сент. 1824 г. еп. Филарет особой грамотой утвердил в Оптиной пуст. устав Коневского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря , рекомендованный Святейшим Синодом в качестве образца. Устав регулировал в т. ч. правила жизни в И. П. с., к-рые предполагали особое уединение. Целью жизни в скиту считалось «при единодушном жительстве глубочайшее безмолвие, необходимое к очищению внутреннего человека, соединенное притом с внимательным рассматриванием самого себя и постоянной молитвой, которая созидает сердечный мир и возводит дух человеческий, по благодати Божией, выше видимого мира» ( Леонид (Кавелин). 1862. С. 85). В память кончины прп. Макария (Иванова) (1860) ежегодно 7 сент. стали пускать в скит женщин, но в 1899 г. этот обычай был отменен по инициативе прп. Иосифа (Литовкина) . Особо строгие ограничения полагались в пище: весь год, за исключением Рождества Христова, Пасхи и сплошных седмиц, она должна была быть постной; разрешалось пить не более 3 кружек чая за один раз; употребление вина за трапезой, за редкими исключениями, не благословлялось. Церковная служба в И. П. с. совершалась еженедельно по субботам и воскресеньям, а также на 2-й день Рождества Христова, всю 1-ю седмицу Великого поста, всю Страстную седмицу, всю Светлую седмицу, в день Св. Троицы, в престольные праздники скитских храмов, в дни, связанные с памятью св. пустынножителей, оптинских старцев, митрополитов Филарета (Амфитеатрова) и свт. Филарета (Дроздова) . На Пасху, в двунадесятые праздники, в дни, связанные с имп. фамилией, и в престольные праздники монастырских храмов скитяне посещали богослужения в монастыре, а после литургии разделяли трапезу с монастырской братией.

http://pravenc.ru/text/577926.html

30 . Кунцлер М. Литургия Церкви. В трех книгах. – М.: Христианская РОССИЯ, 2001. 31 . Липатова С.Н. Вход Господень в Иерусалим: иконография праздника (www.pravoslavie.ru). 32 . Липатова С.Н. Заметки по иконографии Крещения Господня в византийском и древнерусском искусстве (www.pravoslavie.ru). 33 . Липатова С.Н. Заметки по иконографии Преображения Господня (www.pravoslavie.ru). 34 . Липатова С.Н. Иконография Вознесения Господня в искусстве Византии и Древней Руси (www.pravoslavie.ru). 35 . Липатова С.Н. Иконография праздника Благовещения Пресвятой Богородицы (www.pravoslavie.ru). 36 . Липатова С.Н. Иконография праздника Сретения Господня в византийском и древнерусском искусстве (www.pravoslavie.ru). 37 . Липатова С.Н. Иконография Рождества Христова в искусстве Византии и Древней Руси (www.pravoslavie.ru). 38 . Липатова С.Н. Успение Пресвятой Богородицы: иконография праздника в искусстве Византии и Древней Руси (www.pravoslavie.ru). 39 . Лукашевич А.А. Великий праздник//Православная энциклопедия. Том 7. – М.: Издательство «Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2003. – С. 463–464. 40 . Лукашевич А.А. Господские праздники//Православная энциклопедия. Том 12. – М.: Издательство «Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2006. – С. 173–178. 41 . Лукашевич А.А. Двунадесятые праздники//Православная энциклопедия. Том 14. – М.: Издательство «Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2007. – С. 266–269. 42 . Лукашевич А.А. Из истории богослужения на праздник Святой Пятидесятницы//Служба в неделю Святыя Пятьдесятницы с последованием коленопреклонения. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. – С. 95–1110. 43 . Матфей (Мормыль), архим. Эортология и богословие Рождества Христова (www.pravoslavie.ru). 44 . Озолин Н., прот. «Троица», или «Пятидесятница»//Философия русского религиозного искусства. – М.: Прогресс, 1993. – С. 375–384. 45 . Платон (Игумнов) , игум. Кондак преподобного Романа Сладкопевца на Сретение Господне//Журнал Московской Патриархии. 1984. – С. 72–78.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

7 июля 2019 года, в праздник Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Святейший Патриарх Кирилл прибыл в Коневский Рождество-Богородичный мужской монастырь Выборгской епархии, где совершил чин великого освящения верхнего храма собора Рождества Пресвятой Богородицы, после чего возглавил Божественную литургию и хиротонию архимандрита Игнатия (Григорьева) во епископа Чистопольского и Нижнекамского в сослужении митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, управляющего делами Московской Патриархии митрополита Тверского и Кашинского Саввы, митрополита Казанского и Татарстанского Феофана, руководителя Административного секретариата Московской Патриархии, Патриаршего Экзарха Юго-Востока Азии митрополита Сингапурского и Юго-Восточно-Азиатского Сергия, епископа Выборгского и Приозерского Игнатия, наместника Свято-Троицкой Александро-Невской лавры епископа Кронштадтского Назария, епископа Тихвинского и Лодейнопольского Мстислава, епископа Альметьевского и Бугульминского Мефодия, ректора Санкт-Петербургской духовной академии епископа Петергофского Серафима, духовенства Выборгской епархии, Санкт-Петербурга и Татарстанской митрополии. Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитвы о упокоении душ «усопших рабов Божиих воинов-подводников, в море Баренцевом при исполнении долга своего жизнь положивших». На богослужении присутствовали: губернатор Ленинградской области А.Ю. Дрозденко, председатель Законодательного собрания Ленинградской области С.М. Бебенин, председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга В.С. Макаров, главы районных администраций Ленинградской области и Республики Татарстан. По окончании Литургии Святейший Владыка освятил памятник преподобному Арсению Коневскому, созданный к 625-летию обители и установленный у центрального причала острова Коневец, посетил часовню преподобного Арсения Коневского и пообщался с паломниками. 21 июля 2019 года, в Неделю 5-ю по Пятидесятнице и праздник явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани, Святейший Патриарх Кирилл прибыл в Тверскую епархию.

http://mospat.ru/ru/news/46160/

Возможно, установление связано с посещением равноапостольной царицей Еленой мест земной жизни Иисуса Христа. В этих местах началось строительство храмов. Особое внимание христиан стали привлекать события Рождества Христова и тайна Воплощения. Некоторые авторы приписывали установление праздника святителю Кириллу, патриарху Иерусалимскому (313–386 гг.). Однако говорить о повсеместном почитании Благовещения как отдельного праздника в IV–V веке достаточно сложно, потому что письменных источников об этом немного. Но в VI веке появляется кондак на Благовещение, написанный преподобным Романом Сладкопевцем . А с конца VII столетия можно свидетельствовать о том, что Благовещение Пресвятой Богородицы стала одним из самых почитаемых праздников в столице Византии — Константинополе. Богослужебные особенности Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы чаще всего приходится на период Великого поста . В зависимости от того, в какой день он случится, богослужение праздника будет иметь свои особенности. Вечернее богослужение накануне праздника, если он случится в будний день Великого поста, состоит из великого повечерия с литией (выходом священнослужителей в притвор, а затем на середину храма для возглашения особых прошений и благословения пяти хлебов, пшеницы, вина и елея) и утрени. Такой состав богослужения хорошо знаком христианам по праздникам Рождества Христова и Крещения Господня . На утрени поется величание праздника «Архангельский глас вопием Ти, Чистая: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою», в центре храма читается Евангелие. О том, что праздник совершается в период Четыредесятницы, будет напоминать то, что великое славословие будет не петься хором (как на утрени в воскресенье или другой праздничный день вне поста), а читаться. В конце богослужения священник произносит молитву преподобного Ефрема Сирина и вместе с молящимися делает три поклона (вместо обычных 16: четырех великих и двенадцати малых). В сам день праздника совершается чтение 3-го, 6-го, 9-го часов и изобразительных. Вместо Литургии Преждеосвященных Даров будет совершаться Литургия святителя Иоанна Златоуста в соединении с вечерней.

http://blog.predanie.ru/article/blagoves...

Нередки случаи, когда необходимо срочно выполнить ремонтные работы в храме (прорыв труб отопления, разные протечки и т.д.). К примеру, в текущем году в тюремных храмах СИЗО 1 города Москвы трижды производились ремонтные работы, связанные с устранением протечек труб, находящихся в ветхом состоянии; в СИЗО 2 и в СИЗО 12 устранялись повреждения системы отопления. Учреждение УИС либо вовсе не выделяет денег на ремонтные работы в храме, либо, ссылаясь на отсутствие средств, готово сделать ремонт в будущем в неопределенные сроки.  В ряде тюремных храмов требуется замена обветшавших и приобретение новых богослужебных облачений для священнослужителей, а также облачений для престола и жертвенника. Необходимы средства на замену икон в иконостасах, изготовленных силами заключенных, и приобретение новых храмовых икон, печатание миссионерских листовок, издание духовно-просветительских брошюр для заключенных. Одним из направлений тюремной миссии в Москве является раздача подарков заключенным в праздники Рождества Христова, Пасхи и Покрова Пресвятой Богородицы. До 2014 года ежегодная благотворительная акция «День милосердия и сострадания ко всем во узах темничных находящимся» проходила именно в праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Начиная с 2015 года и по настоящее время «День милосердия» приурочен к празднику святителя Николая Чудотворца, однако традиция поздравлять заключенных в праздник Покрова сохранилась до настоящего времени. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла в День милосердия и сострадания ко всем во узах темничных находящимся в приходских храмах столицы проходит кружечный сбор средств на тюремное служение в Москве. Собранные средства в течение года расходуются на приобретение праздничных подарков, включая канцелярские мелочи и простейшие предметы быта для заключенных, а также на проведение мероприятий для родственников осужденных. Одним из таких мероприятий является «Рождественская елка», которая по благословению Святейшего Патриарха проводится в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве в дни Рождества Христова. В праздничном рождественском мероприятии принимают участие дети и родственники осужденных, отбывающих наказание в учреждениях УФСИН России по городу Москве, а также дети сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний по городу Москве, а также Московской, Смоленской, Рязанской и Тульской областей, дети тюремных священнослужителей, совершающих служение в следственных изоляторах города. Кружечный сбор на московских приходах в «День милосердия» обеспечивает финансирование всего лишь одной трети перечисленных выше мероприятий и материальных затрат на осуществление столичной миссии тюремного служения.

http://patriarchia.ru/db/text/5849319.ht...

Рождество Пресвятой Девы Богородицы, по выражению церковной песни, было радостью для всего мира, для всей вселенной – «Ангелов и человеков» 11 , ибо из Нее воссияло для всех «Солнце Правды – Христос Бог наш». Это – «день Господень» 12 , «Начало нашего спасения» 13 , начало явления на земле воплощенного домостроительства Божия, ибо уже с Рождения Богоматери начинается Боговоплощение 14 . «Предопределенная скиния нашего примирения с Богом начинает ныне бытие, имея родить нам Слово, явившееся в твердости («дебельством явльшася») плоти 15 . Пресвятая Дева, «пронареченная», предызбранная от всех родов, «премногия ради чистоты Своей» 16 и смирения, послужила великой тайне спасения людей через Боговоплощение, ибо Она была Матерью Творца всех – Христа Бога 17 , «присносущнаго Существа Божественное пребывалище» – Божие обиталище 18 , храм Божий и небо одушевленное, «Престол свят на земли предуготованный» 19 , «Питательница жизни нашея» 20 . «Всепетая Дева» явилась «Едина воистину Богородица» (Великая вечерня, 2-я стихира на стиховне), «храм святый, Божества приятелище, в немже преславное, совершенное содеяся таинство, неизреченнаго соединения, сошедшихся во Христе естеств» 21 . Она – «Едина, Единаго вводящи Христа во спасение душ наших» 22 . Святой Андрей Критский в Слове на день Рождества Пресвятой Богородицы говорит: «Настоящий праздник есть для нас начало праздников. Он служит дверью к благодати и истине. Ныне Создателю всего устроился одушевленный храм, и тварь (в лице Девы Марии) уготовляется в новое жилище Творцу». По словам преп. Иоанна Дамаскина , «день Рождества Богородицы есть праздник всемирной радости, потому что Богородицею весь человеческий род обновился и печаль праматери Евы переменилась в радость» 23 . «Раждается убо (Дева), и мир с Нею обновляется» 24 . В лице Пречистой Девы Богородицы вся тварь участвует в спасении, как Богочеловеческом деле. Сама Она есть лучший «начаток» человеческого рода и человеческого естества. Пресвятая Богородица явилась «начатком нашего спасения» 25 , Она – «всех жизнь и очищение» 26 , «радости и спасения Ходатаица» 27 , «Еюже земная с небесными» 28 соединяются. Она – «клятвы отъятие, благословения подание» 29 , «Адамово обновление, и Евино воззвание, и нетления источник, тли пременение: Еяже ради мы обожихомся, и от смерти избавлени быхом» 30 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

С этого момента начинается евангельская история. Впереди — Рождение Христа, бегство в Египет, искушения в пустыне и исцеления одержимых, Тайная Вечеря и арест, Распятие и Воскресение — Пасха… На иконах Богородицы изображается три звезды – на плечах и на головном покрове Пресвятой Девы. Звезды символизируют девство, хранимое Ей до Рождества, в Рождестве и после Рождества Христова. Вместе с тем, в Евангелии есть упоминание о братьях Христовых – так, по древней традиции, называли детей Иосифа, который был женат ранее и имел детей в предыдущем браке. У древних христиан праздник Благовещения носил различные наименования: Зачатие Христа, Благовещение о Христе, Начало искупления, Благовещение Ангела Марии, и только в VII веке ему на Востоке и Западе было присвоено название «Благовещение Пресвятой Богородицы». Праздник бывает в дни Великого поста или Светлой седмицы. Благовещение. Фото Константина Шапкина Милосердие.ру В день Благовещения, по древней русской традиции, после Литургии в Благовещенском соборе Кремля Патриарх, духовенство и дети выпускают на волю птиц. Этот обычай был возрожден в 1995 году и теперь совершается во многих храмах. В дореволюционной России перед Благовещением птиц покупали на Охотном ряду. Теперь в день праздника Благовещенья над соборами Кремля взмывают голуби, выращенные Федерацией спортивного голубеводства. Стартовая скорость такого спортивного голубя — 175 километров в час. Немного покружив над Соборной площадью, голубиная стая быстро растворяется в небе. Там птицы разбивается на группы, каждая из которых возвращается в свой питомник, расположенный в Москве или Подмосковье. Благовещение. Фото Константина Шапкина Милосердие.ру Помимо голубей, Алексий II обычно выпускал на волю и семь собственных птиц — синичек. Валерий Брюсов Благовещенье Ты была единая от нас, Днем Твоей мечтой владела пряжа, Но к Тебе, святой, в вечерний час Приступила ангельская стража. О царица всех мирских цариц, Дева, предреченная пророком. Гавриил, войдя, склонился ниц Пред Тобой в смирении глубоком.

http://pravmir.ru/blagoveshhenie-smysl-p...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010