Так искажаются факты. А порой и важные обстоятельства событий, как в случае с датой Бородинской битвы и других важных вех нашей истории, например, Куликовской битвы, которую нам предлагают праздновать 8 сентября по григорианскому, а не по юлианскому календарю, когда она реально и произошла, и это был двунадесятый праздник - Рождество Пресвятой Богородицы. Во-вторых, и это самое важное, хронологический произвол приводит к игнорированию связи духовной (церковной) хронологии с мирской хронологией - историей развития государства и общества. А ведь если мы возьмем себе за правило накладывать церковный календарь и Пасхалию на календарь исторических событий, то можем сделать не только удивительные открытия, но порой и просто понять логику участников исторического процесса, открыть важные особенности самого исторического факта. К примеру, мы можем понять логику действий накануне битвы под Полтавой Петра Великого, который, вооружившись недавно прославленной Каплуновской иконой Божией Матери, хотел дать решающий бой шведам в день памяти своего небесного покровителя - в день Первоверховных Апостолов Петра и Павла. Это кстати, важный штрих к портрету «безбожника на троне», нарисованный либеральной историографией. Однако шведы подошли двумя днями раньше, и бой пришлось дать в день памяти преподобного Сампсона Странноприимца, и этот живший в конце V - начале VI века римлянин стал с тех пор, можно сказать, русским святым. А теперь о самом главном. Если самые важные события отечественной истории наложить на церковный календарь и Пасхалию, то мы придем к удивительному открытию: почти все они происходили в дни великих христианских праздников . Напомню самые яркие события. Невская битва, в которой прославился благоверный князь Александр Невский, произошла в 1240 году в день памяти святого равноапостольного князя Владимира Крестителя. Ливонских рыцарей в Ледовом побоище в 1242 году русские войска под водительством того же князя Александра разгромили за 15 дней до Пасхи, т.е. в субботу Акафиста Пресвятой Богородицы. Куликовская битва, как уже упоминалось, произошла 8 сентября 1380 года в день Рождества Пресвятой Богородицы (не мог же Мамай заранее договориться с русскими и привести войска именно в этот день!). Казань русские войска под началом Царя Иоанна Грозного взяли 2 октября 1552 года, на следующий день после Покрова Пресвятой Богородицы. А через 30 лет 26 октября 1582 года в день памяти покровителя православного воинства Великомученика Димитрия Солунского казаки атамана Ермака Тимофеевича взяли Кашлык - столицу Сибирского ханства. Морское сражение при мысе Гангут, решившее исход Северной войны и приведшее к закату морской мощи Швеции, произошло в день памяти одного из самых почитаемых святых Великомученика и Целителя Пантелеимона 27 июля 1714 года. Великое Чесменское морское сражение (24-26 июня 1770 года) началось в день Рождества Иоанна Предтечи, а закончилось в память Тихвинской иконы Божией Матери.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/06/09/sv...

В 1933 году храм был закрыт и разорен. В 1941 г. взорвали колокольню. Были в храме и общежитие, и артель по пошиву сумок. В начале 1990-х гг. обрел храм вторую жизнь… 7 июля 1992 г., в праздник рождества Иоанна Предтечи, здесь была совершена первая Божественная Литургия.[/p] [р]Сейчас в храме по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия ведутся серьезные реставрационно-строительные работы. Заново возведена 36-метровая колокольня (копия утраченной колокольни 17 в.). Строится парадное крыльцо… В подклете сооружается крестильный храм с баптистерием (для крещения с полным погружением). Храм встречает свое 350-летие возрожденным из руин, сияя прежним великолепием». Из буклета, продающегося в Благовещенской церкви Павловской слободы Храм Благовещения Пресвятой Богородицы находится в селе Павловская Слобода, Истринского района. Строительство храма было начато в 1650 и закончено в 1662 году. Село Павловская Слобода принадлежало в то время Борису Ивановичу Морозову — ближайшему сподвижнику и другу государя Алексея Михайловича. Боярин Морозов решил воздвигнуть в своей родовой вотчине храм во имя Благовещения Пресвятой Бородицы не случайно. Несколькими годами раньше патриах Никон основал «российскую Палестину» — Ново-Иерусалимский монастырь, а холм над рекой Истра, на котором планировалась постройка храма Благовещения Пресвятой Богородицы, олицетворял собой Назарет. Строительство ныне существующего каменного храма Благовещения Пресвятой Богородицы продолжалось более 10 лет. Здание храма по праву считается одним из сложнейших архитектурных сооружений не только прошедшей, но и нынешней эпохи — пятиглавый, огромный, бесстолпный, перекрытый сомкнутым сводом, с трапезной и двумя приделами (во имя пророка Илии и Николая Чудотворца), с величественной шатровой колокольней. Первоначально четверики храма и приделов покрывались по кокошникам, что значительно обогащало живописный силуэт храма. Здание храма с трех сторон окружено сводчатыми двухъярусными галереями на аркадах. За свое великолепие храм называют в народе " царским " . Основным элементом украшения фасадов служат разнообразные по форме и величине наличники окон.

http://sobory.ru/article/?object=00811

После Евангелия на «Слава», ради праздника, поется – «Молитвами Богородицы...» (вместо «Молитнами апостолов»), на «И ныне» – тоже, «Молитвами Богородицы...» и «Помилуй мя, Боже...» Затем праздничная стихира «Сей день Господень...» На утрени положено петь два высокоторжественных канона, с припевом «Пресвятая Богородице, спаси нас». Преп. Иоанн Дамаскин , автор первого канона, и преп. Андрей Критский (ум. в 712 г.), творец второго канона, в ряде художественных картин – тропарей воспроизводят событие праздника, самые обстоятельства рождения Пресвятой Девы Марии, воспевают участников этого события и их благочестивых предков; приводят глубокое догматическое толкование праздника, плоды празднуемого события – уничтожение следствий первородного греха и указывают на значение Приснодевы для вечного спасения людей, Которую еще в Ветхом Завете прообразовали: таинственная лествица, виденная Иаковом; ветхозаветная скиния свидения с ее священными принадлежностями; Неопалимая Купина, которую видел Моисей; прозябший жезл Ааронов; гора в видении пророка Даниила, от которой нерукотворенно отторгся камень; орошаемая и не опалившая трех божественных отроков халдейская пещь; врата и дверь, виденные пророком Иезекиилем, которыми прошел только один Господь Бог Израилев. Кондак «Иоаким и Анна поношения безчадства и Адам и Ева тли смертныя свободистася...» говорит о животворном влиянии Рождества Богородицы для рода человеческого во все времена мира, начиная от Адама и Евы. На 9-й песни канона поются, вместо «Честнейшую», радостные припевы праздника: к первому канону: «Величай, душе моя, преславное рождество Божия Матере», и ко второму канону: «Величай, душе моя, от Неплодове родшуюся Деву В песнопениях светильна «От Неплодныя днесь...» Пресвятая Дева изображается как цвет, наполняющий Божественным благоуханием весь мир и радующий живущих в нем; особенно светилен призывает всех праведников к радости и ликованию по случаю рождества Богоматери. В пении хвалитных стихир на подобен «О дивнаго чудесе...» указывается на следствия события праздника, на благословение Божие, на действие в мире благодати Божией, на возвышение девства.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Georgi...

Наличие больших общин православных татар, сохранивших Христианство во время страшных атеистических гонений, свидетельствует о том, что православные татары приняли Евангелие не под нажимом царского правительства, ибо, начиная с 1905 года, никто не мешал православным татарам возвратиться к языческому или к исламскому образу жизни, а по зову сердца, познавшего Истину - Христа. Когда мы говорим " православные татары " , мы подразумеваем сразу и тех, кто христианин от рождения, и тех, кто в сознательном возрасте принял Христа, в этом же значении употребляется словосочетание " крещеные татары " . Однако, иногда словосочетание " крещеные татары " употребляется применительно к некоторым татарским этническим общностям. Это общности, большинство представителей которых исповедует Православие - кряшены, нагайбаки, обрусевшие православные касимовские татары (крещеные татары Рязанской и Тамбовской губерний, рязанские татары) и чулымские татары. Про чулымских татар следует отметить, что часть их говорит на татарском языке, а часть на хакасском. Так как татарская культура чрезвычайно многообразна, состоит из многих субкультур, то нельзя, говоря об общетатарской культуре, подразумевать только одну из них, например, казанско-татарскую, а нужно учитывать все татарское культурное пространство. Значит, говоря об обычаях и традициях православных татар, как христиан от рождения, так и тех, кто принял Христа в сознательном возрасте, мы будем учитывать все это пространство. Традиции и обычаи православных татар можно подразделить на собственно православно-христианские и народные, не противоречащие Христианству, органично вписавшиеся в православно-татарскую культуру. Православные татары отмечают все церковные праздники, величайшим из которых является Воскресение Господа нашего Иисуса Христа - Пасха Кён (Оло Кён, Бяйрямнен Бяйряме, Кызыл йомырка Бяйрям). Далее идут великие двунадесятые праздники и воскресные дни: Ходай Иисус Христоснын тыуыуы (Раштуа бяйрям, Раштыва бяйрям, Роштва) - Рождество Христово; Ходайыбыз Иисус Христоснын Чумылыуы (Качману) - Крещение Господа (Богоявление); Ходай Иисус Христосны карышы алыу - Встреча Господа (Сретение); Ходай Иисус Христоснын Иерусалимга кереуе (Бермянчек, Вирбя бяйрям, Вирмя бяйрям) - Вход Господа в Иерусалим; Изге Кыз Марияга арыу хабяр айтелеу - Возвещение архангелом Джабраилом Пресвятой Богородице Деве Марии воплощения от нее Бога Слова (Благовещение); Иисус Христоснын кюккя кютярелеуе - Вознесение Господа; Троицын кён (Тройсын, Трисун, Жапрак бяйрям) - день Пресвятой Троицы (День сошествия Духа Святого на святых апостолов); Ходай Иисус Христоснын жактырылыуы (Спас) - Преображение Господа; Алланы Тыудырган изге Кыз Мариянын дёньядян кючеуе - Успение Пресвятой Богородицы; Изге Кыз Мариянын тыуган кёне - Рождество Пресвятой Богородицы; Ходайнын кадерле Качын кютяреу - Воздвижение Креста Господа; Алла Анасы изге Кыз Мариянын келяу ойоня кереуе - введение во Храм Пресвятой Богородицы.

http://ruskline.ru/analitika/2005/12/27/...

В Рождественский пост можно есть рыбу, морепродукты, овощи, фрукты, хлеб. Нельзя есть мясо, птицу, молочные продукты и яйца. Можно ли есть рыбу в Рождественский пост? В мирской традиции, в снисхождении к нашим немощам, рыбу есть можно во все дни, кроме среды и пятницы. Для мирян это скорее не правило, а послабление. Современный человек тратит по несколько часов в день на дорогу, устает на работе, находится дома в постоянных бытовых заботах, поэтому нам, как жителям мегаполисов, даются такие снисходительные послабления. Можно ли пить вино в Рождественский пост? Вино разрешается пить Рождественским постом по воскресеньям и большим праздникам, которые выпадают на время поста. Скажем, Введение во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря), День святителя Николая Чудотворца (19 декабря), день апостола Андрея Первозванного (13 декабря), День памяти святителя Спиридона Тримифунтского (25 декабря), престольные праздники. Как сказал царь Давид в Псалтыри: «…И вино веселит сердце человека, и хлеб его укрепит» (Пс. 103:15). Вино разрешается пить и в праздники, и в дни поста, но в меру. Отдельно стоит сказать о ночи с 31 декабря на 1 января. В 2018 году 1 января - это понедельник. Если вы собираетесь в этот день причащаться, то нужно соблюдать полное воздержание от пищи и напитков с полуночи (это ограничение не касается совсем маленьких детей и приема лекарств). Во всех остальных случаях празднование Нового года также должно быть скромным, поскольку у православных продолжается Рождественский пост. Можно ли крестить в Рождественский пост? Крещение может совершаться в любой день Рождественского поста. Не существует никаких препятствий к тому, чтобы крестить ребенка или взрослого во время Рождественского поста. Другое дело, что к таинству нужно готовиться: позвонить в храм, договориться о времени крещения, поговорить со священником. Сейчас существует правило обязательной катехизации для взрослых и подростков, собирающихся креститься, и крестных отцов или матерей при крещении маленьких детей.

http://foma.ru/chto-mozhno-i-nelzya-v-ro...

Уже в седьмой день Рождественского поста – 21-го ноября по старому стилю – совершается торжественное празднование Входа (или Введения) во Храм Пресвятой Богородицы. Это великий Богородичный праздник, принадлежащей к числу так называемых «двунадесятых» праздников, который является как бы преддверием праздника Рождества Христова. «В храме Божиии ясно Дева является, и Христа всем предвозвещает»,  поется в тропаре этого праздника, и самое событие это именуется  «благоволения Божия предображением»,  так как Рождество Христово было следствием того, что Пренепорочная Дева Мария была введена в храм Божий и получила в нем Свое духовное воспитание, сделавшее Ее достойным сосудом воплощения от Нее Сына Божия. Вот почему с этого дня на всенощном бдении всех воскресных и праздничных дней поется ликующее рождественское песнопение, подготовляющее нас к радостной встрече Рождества Христова:  «Христос раждается, славите! Христос с небес, срящите! Христос на земли, возноситеся! Пойте Господеви вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися!»   (1-ый ирмос рождественского канона). С особенным замиранием сердца выслушивают верующие эти слова, предвещающие скорое наступление великого и радостного праздника «еже по плоти Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа», хотя он еще и не так близок. И далее, чем ближе к этому празднику, тем более мы слышим в Богослужении слов, напоминающих нам о его приближении. Так, 2-го декабря празднуется память св. пророка Аввакума, который, «став на Божественней страже, «уразумел Божие пришествие» и возопил со страхом: «Гооподи, услышах страшное пришествие Твое, и воспеваю Тя, плоть бренную от Девы понести восхотевшаго». На другой день 3-го декабря св. Церковь чествует память св. пророка Софонии, который «прорече спасительное пришествие Христа Бога нашего, и языком всем спасение провозвести». В день памяти св. Николая, Архиепископа Мирликийского, чудотворца, 6-го декабря поется на вечерни предпразднственная стихира Рождества Христова, начинающаяся словами: «Вертепе благоукрасися...», а затем и другие предпразднственные стихиры, воспевающие приближение Рождества Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Праздник Зачатия Пресвятой Богородицы совершается 22 декабря. Рождество Пресвятой Богородицы Спустя девять месяцев, 8 сентября, в Иерусалиме Анна родила дочь, которой Ее отец дал имя Мария (евр. – «госпожа»), предреченное Ангелом еще прежде Ее зачатия. Когда Анна родила, она спросила: – Кого я родила? Ей ответили: – Дочь. Анна воскликнула: – Возвеселилась душа моя в день сей! Обрадованный Иоаким принес великие жертвы, которые теперь не были отвергнуты первосвященником, узнавшим о великом чуде, совершившемся над ними. И все израильтяне с радостью благодарили Бога. И Ангелы Небесные веселились, предвидя готовящееся избавление. Благочестивые супруги дали обещание посвятить свою Дочь Богу. В течение трех лет мать кормила Ее грудью, а затем исполнила свой обет. Чудесные обстоятельства рождения Приснодевы не случайны. В Ней сошлась праведность древних святых Ветхого Завета. И само рождение Ее было плодом молитвы, чтобы с самого зачатия Она была очищена праведностью своих родителей. Рождество Богородицы – один из двенадцати главных праздников Православной Церкви, совершается 21 сентября. Введение во Храм Пресвятой Богородицы Когда прошло три года со дня рождения Девы Марии, родители Ее решили исполнить свой обет, данный Богу еще до Ее зачатия. Иоаким собрал своих многочисленных родственников, собрали также непорочных дев, которые с зажженными свечами провожали Марию к Храму. Она была одета в прекрасную одежду. Но еще прекрасней была Ее душа, вскормленная молитвами святых родителей. Она была смиренна и кротка, послушна и доброжелательна. И любимым делом Ее с детства была молитва. Навстречу Ей вышел первосвященник Захария, приветствуя приход будущей Богородицы священными песнопениями. Перед входом в Храм Иерусалимский было пятнадцать ступеней, на которых стояли хоры левитов, певших псалмы степеней ( Пс. 119–133 ). Трехлетняя Мария сама поднялась по высоким ступеням, будучи укрепленная Духом Святым. Тот же Дух повелел Захарии совершить небывалое. Первосвященник ввел Марию в самую недоступную часть Храма – Святое Святых, куда он сам имел право входить только раз в год. И там Дева была посвящена в сверхнебесные тайны и стала готовиться к приятию Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Ныне существующий каменный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы окончательно отстроен был в 1830 г. и освящен Преосвященным Никодимом, б. еп. Орловским и Севским. Ходатайство о его построении, равно как и о вторичном открытии прихода опять возбуждено было, блаженной памяти, Алексеем Ивановичем Желябужским, скончавшимся в сане инока в Козельской Оптине пустыни. В теперешнем приходском храме четыре престола: главный во имя Рождества Пресвятой Богородицы, правый придел во имя св. пророка Илии, левый во имя св. Александра Свирского, как память прежнего храма, - все три в большой холодной церкви, и четвертый в теплой трапезной во имя святителя Алексея митр. Московского. Иконостасы написаны в красивом, художественном рисунке, особенно оригинален иконостас главного престола, поновленный в 1902 г. Из местных святынь замечательны икона Тихвинской Бож. Матери, и в особенности икона св. Александра Свирского – небесного покровителя прихода. Икона эта в настоящее время находится в церкви с. Лунева, куда была передана в 1802 г. вместе с другим церковным имуществом, но прихожане по-прежнему считают её принадлежностью своего храма и благоговейно чтут свою святыню. Лет 15 тому назад, группою влиятельных прихожан подана была просьба об обратной передаче св. иконы из Лунева в церковь с. Александровское. Св. Синод в 1889 г. ответил постановлением, в силу которого икона должна по-прежнему оставаться в Луневе, но на август месяц каждого года должна быть приносима в село Александровское. Перенесение святыни совершается торжественно: 1-го августа и 1-го сентября – в дни принесения и отнесения иконы – бывают крестные ходы, привлекающие множества богомольцев. За всё время пребывания в приходе св. икона помещается в вышеуказанной кладбищенской часовни; откуда она обносится по домам прихожан. На глубокую память в народе о местной святыни и приходском празднике указывает, и название села, в первой своей половине, Александровским. Источник: Историческое описание церквей, приходов и монастырей Орловской епархии, т. I. – Орёл, 1905 г. - с. 24-26

http://sobory.ru/article/?object=32490

Постановлением президиума губисполкома от 28 апреля 1927 года храм Рождества Пресвятой Богородицы был закрыт с целью использования под морг. Последний священник Симеон Васильевич Комягинский был арестован и 3 января 1930 года приговорён к 5 годам ссылки. В 1933-34 гг снесено кладбище, и на его месте началось строительство городского парка и стадиона. Впоследствии здание храма использовалось под спортзал " Динамо " . В 1947 году здание потеряло первоначальный облик: ряд оконных проёмов заложен, фасады приобрели искажённый вид. В 1955 году брянским архитектором А. Е. Певцовым на куполе вместо главы был поставлен бельведер, обрамлённый пятиконечными звёздами, а на алтарной стене позже появилась надпись о парке, в котором находится храм. С начала 90-х годов верующие постоянно добивались возвращения церкви. 19 сентября 2005 году здание храма возвращено Брянской епархии, и уже в день престольного праздника Рождества Пресвятой Богородицы 21 сентября, в церкви была совершена епископом Брянским и Севским Феофилактом первая Божественная литургия, положившая начало возрождению ещё одного городского прихода. С целью восстановления исторического облика здания, был демонтирован пристроенный в советское время бельведер, куполу возвращена первоначальная форма, восстановлены прежние дверные проёмы на фасадах. Из книги: " Православные святыни Брянщины " . - Брянск, 2014 Архитектура памятника является чистым и выразительным примером стиля ампир в городе. Куб церкви в три стороны выступает ризалитами (более сильно алтарным) с мощными арками-нишами под двухскатными щипцами завершений. Внутри арок помещены в два яруса большие окна (в наше время верхние полукруглые окна заделаны). Купол куба раньше был завершен крестом на крупном яблоке. Мощь архитектуры усилена горизонтальными рустами пилонов-ризалитов. Колокольня была стройной и изящно делилась по высоте на три яруса, верхний увенчивался высоким шпилем на куполке. Нижний ярус окружали двенадцать трехчетвертных дорических колонн (колокольня не сохранилась). На хорах пристроенной трапезной был размещен престол во имя святого князя Александра Невского. В 1955 г. по проекту архитектора А.Е. Певцова на куполе была возведена бельведерная надстройка, соответствующая стилю памятника, который и ныне украшает этот зеленый уголок города.

http://sobory.ru/article/?object=01650

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы была построена в с. Гостешево в 1830 году. Сведения расходятся: по одним источникам, личные средства на церковь выделила княгиня Екатерина Воронцова, по другим – церковь была возведена на пожертвования прихожан. Храм был трехпрестольный. Кроме главного престола было еще два: Николая Чудотворца и Георгия Победоносца. Но проект, судя по всему, принадлежит самой Воронцовой. Это была застройка в самом распространенном в то время стиле – стиле классицизма. В основе – равноконечный крест. Фасад украшен портиками. Интерьер украшает академическая живопись. В приход церкви входило несколько деревень. К концу 19-го века это был очень солидный приход, так как само село Гостешево выросло и уже состояло из 120 дворов. Удивительно, но этот храм во время войны не был закрыт, хотя немцы церковь ограбили, увезли все самое ценное, священника тоже увезли, однако, прихожане ходили в церковь. Закрыли ее только в начале 60-х годов прошлого столетия. А до этого времени церковь представляла собой мощное величие, несмотря на все перенесенные ею беды. Она стояла на самой высокой точке села, огороженная оградой, за которой цвели деревья и благоухали цветы. Внутри ограды располагались захоронения священников. После закрытия церковь постоянно подвергалась разрушению. В 2011 году начались восстановительные работы. В сентябре 2013 года в честь Рождества Пресвятой Богородицы был проведен праздничный молебен. Комментарии и обсуждение Храм, по видимому до 1941 г. не закрывался. " В селе Гостешево немцы разграбили церковь, хоругви поломали, книги разбросали, священника Михаила Страхова ограбили и увезли с собой в другой район. " Источник http://nurnbergprozes.narod.ru/011/9.htm Похоронен настоятель Михаил Страхов на кладбище с.Гостешево. (1884-1946). Страхов являлся последним настоятелем храма. Место могилы на кладбище известно, находится в запустенье. Деревянный крест покосился и почти сгнил, ограда местами повалена. Все же могилу кто-то посещает, т.к. наблюдаются принесенные иконки и венки. Еще есть подозрение, что могила вскрывалась после захоронения в 1946 году.

http://sobory.ru/article/?object=07318

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010