Творения святого Андрея – это около шестидесяти проповедей на церковные праздники, вошедшие в греческие менологии, синаксари и различные сборники поучений. В числе его бесспорных творений – слова на Рождество Христово, Обрезание, Преображение, Благовещение, Рождество Пресвятой Богородицы, Введение во храм, Зачатие Пресвятой Богородицы, Успение , Воздвижение Честнаго Креста, Усекновение главы святого Иоанна Предтечи, на дни памяти апостолов и евангелистов Луки и Иоанна Богослова, праведных Иоакима и Анны, святых бессребреников Космы и Дамиана, святителя Николая, преподобного Патапия, 10 мучеников, великомученика Георгия Победоносца, а также из цикла Триоди Постной и Цветной: на Неделю мытаря и фарисея, мясопустную, сырную, ваий, на Святую Четыредесятницу, о поклонении святым иконам, в Субботу Акафиста, на Четверодневного Лазаря, на Страдания Господа, в неделю о расслабленном, о Святом Духе. Современный Типикон указывает чтения слов святителя Андрея на Рождество Богородицы, на Успение Богородицы и на неделю ваий. Преподобный Андрей известен также как автор многочисленных ирмосов, самогласных тропарей и стихир, находящихся в греческих рукописных и печатных ирмологиях, минеях, триодях, стихирях и феотокариях (сборниках Богородичных стихир По-видимому, святой Андрей был первым составителем канонов; большинство из его канонов очень рано вышли из употребления Каноны эти в первоначальном виде были рядом тропарей, без ирмосов, или точнее – рядом стихир. Ирмосы позднее были составлены преподобным Иоанном Дамаскином, которому и принадлежал труд соединения тропарей в стройное целое Кроме знаменитого Великого канона преподобному Андрею принадлежали каноны на главные праздники, некоторые из которых входят в состав современных богослужебных книг; это каноны на Рождество Христово, Богоявление, Сретение, Благовещение, Неделю ваий, Пасху, Преображение и др., каноны, трипеснцы и самогласные стихиры на многие дни Постной Триоди. Известно около 70 канонов, приписываемых святому Андрею Критскому. Характерные черты канонов преподобного Андрея – отсутствие акростиха, наличие 2-й песни, число тропарей песни обычно превышает 4, песни его канонов могут иметь по 2 ирмоса. В Великом каноне это очевидно.

http://pravmir.ru/velikij-kanon-istoriya...

Творения святого Андрея – это около шестидесяти проповедей на церковные праздники, вошедшие в греческие менологии, синаксари и различные сборники поучений. В числе его бесспорных творений – слова на Рождество Христово, Обрезание, Преображение, Благовещение, Рождество Пресвятой Богородицы, Введение во храм, Зачатие Пресвятой Богородицы, Успение, Воздвижение Честнаго Креста, Усекновение главы святого Иоанна Предтечи, на дни памяти апостолов и евангелистов Луки и Иоанна Богослова, праведных Иоакима и Анны, святых бессребреников Космы и Дамиана, святителя Николая, преподобного Патапия, 10 мучеников, великомученика Георгия Победоносца, а также из цикла Триоди Постной и Цветной: на Неделю мытаря и фарисея, мясопустную, сырную, ваий, на Святую Четыредесятницу, о поклонении святым иконам, в Субботу Акафиста, на Четверодневного Лазаря, на Страдания Господа, в неделю о расслабленном, о Святом Духе. Современный Типикон указывает чтения слов святителя Андрея на Рождество Богородицы, на Успение Богородицы и на неделю ваий. Преподобный Андрей известен также как автор многочисленных ирмосов, самогласных тропарей и стихир, находящихся в греческих рукописных и печатных ирмологиях, минеях, триодях, стихирях и феотокариях (сборниках Богородичных стихир 21 . По-видимому, святой Андрей был первым составителем канонов; большинство из его канонов очень рано вышли из употребления 27 . Каноны эти в первоначальном виде были рядом тропарей, без ирмосов, или точнее – рядом стихир. Ирмосы позднее были составлены преподобным Иоанном Дамаскином , которому и принадлежал труд соединения тропарей в стройное целое 25 . Кроме знаменитого Великого канона преподобному Андрею принадлежали каноны на главные праздники, некоторые из которых входят в состав современных богослужебных книг; это каноны на Рождество Христово, Богоявление, Сретение, Благовещение, Неделю ваий, Пасху, Преображение и др., каноны, трипеснцы и самогласные стихиры на многие дни Постной Триоди. Известно около 70 канонов, приписываемых святому Андрею Критскому. Характерные черты канонов преподобного Андрея – отсутствие акростиха, наличие 2й песни, число тропарей песни обычно превышает 4, песни его канонов могут иметь по 2 ирмоса. В Великом каноне это очевидно.

http://azbyka.ru/molitvoslov/velikij-kan...

В Богородице-Рождественской церкви особо почиталась икона Богоматери «Скоропослущницы». В 1910 году по благословению епископа Тобольского и Сибирского Евсевия было открыто приходское братство во имя иконы «Скоропослушницы». Многие поколения березян, прихожан храма Рождества Пресвятой Богородицы, все самое важное в своей жизни связывали с церковью: рождение (крещение), свадьба (венчание), смерть (отпевание). Но в 1927 году церковь была закрыта, повержены кресты, разрушены купола и колокольня, на долгие годы смолкли ее колокола. Последний священник Александр Александрович Тоболкин арестован 3 сентября 1937 г., осужден УНКВД, и расстрелян в г. Тюмени 21 ноября 1937 г. (Реабилитирован 22 июня 1989 г.) Но здание храма сохранилось: сначала там была пекарня, потом располагалась Березовская АТС (автоматическая телефонная станция). И только лишь через шестьдесят с лишним лет, в апреле 1991 года в Березове была вновь зарегистрирована православная церковная община, которая добилась передачи ей обезображенного храма. В 1999 году в Березовском храме Рождества Пресвятой Богородицы начал пастырское служение священник, иерей Сергий Белоцерковский, выпускник Тобольской духовной семинарии, и в храме регулярно совершаются Богослужения, таинства крещения, венчания и др. Но прошло еще долгих пять лет, прежде чем поднялись белые стены церкви, засияли над ней купола. Теперь храм Рождества Пресвятой Богородицы стоит, как встарь, высокий, белый, с золотыми куполами, с ангелом на колокольне, ажурными крестами устремленный в небо. В воскресные дни храм заполняется православными, не только березянами, но и приезжими из сел и деревень. Особенно отрадно видеть, что все больше и больше детей в храме, которых приводят и приносят родители на Святое причастие. Скорее всего, эти детки воскресят традиции наших благочестивых предков. При храме действует Воскресная школа, которую посещают дети прихожан. Движение Сибирь Молодая Православная ведет просветительскую работу — дети оформляют стенды, посещают Дом престарелых, выполняют послушания в храме. В Доме-интернате ведутся уроки Основы православной культуры. Учащиеся выступают с праздничными концертами на Рождество Христово, Пасху, участвуют в Крестных ходах по поселку. Совершаются паломнические поездки по святым местам г. Екатеринбурга, Верхотурья, Тобольска, в Уфимскую епархию к чудотворной иконе Табынской Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=11031

К XVI веку среди образов праздничного ряда утвердились иконы праздников Рождества и Введения во храм Богородицы, а также Воздвижени Креста Господня. В XVI–XVII веках обычай выделять двунадесятые праздники окончательно утвердился и в богослужебной практике практически по всему православному Востоку. Тем не менее, в России продолжали употреблять термин «Господские праздники» (даже если речь шла о праздниках не только в честь Спасителя, но и в честь Божией. Матери)‚ а несколько позже – «Господские и Богородичные праздники». В отпечатанной в 1795 году в Москве книге «О служении и чиноположениях Православныя Грекороссийския Церкви» перечислено 16 праздников – включая Пасху, все нынешние двунадесятые праздники, а также четверг, пятницу и субботу Страстной седмицы, однако, само выражение «двунадесятые праздники» всё еще не используется. В активное словоупотребление оно вошло лишь к середине XIX века. В настоящее время в церковном календаре следующие праздники носят именование «двунадесятых»: Рождество Пресвятой Богородицы – 8 21) сентября; Воздвижение честного и животворящего Креста – 14 (27) сентября; Введение во храм Пресвятой Богородицы – 21 ноября (4 декабря); Рождество Христово – 25 декабря (7 января); Крещение Господне – 6 (19) января; Сретение Господне – 2 (15) февраля; Благовещение Пресвятой Богородицы – 25 марта (7 апреля); Вход Господень в Иерусалим – воскресенье перед Пасхой; Вознесение Господне – 40–й день после Пасхи, всегда в четверг; День Святой Троицы – 50–й день после Пасхи, всегда в воскресенье; Преображение Господне – 6 (19) августа; Успение Пресвятой Богородицы – 15 (28)августа. В это число не входит главный праздник церковного года – Воскресение Господа нашего Иисуса Христа или Пасха Христова. Это связано с тем, что Пасха стоит превыше любого празднования как «торжество торжеств и праздников праздник». Предпразднства и попразднства Все двунадесятые праздники, как Господские, так и Богородичные, продолжаются не только один день, но и некоторое число дней до и после самой праздничной даты. Эти дни называются «предпразднство» (дни, подготавливающие праздник), «попразднство» (продолжение праздника), и «отдание» (заключительный день праздничного периода). Некоторые из Господских праздников, кроме того, предваряются и заключаются особыми субботами и неделями (воскресными днями).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В настоящее время уже не существует престола в честь Рождества Пресвятой Богородицы, даже в приделах и ни в одной из Коротоякских церквей нет престольного праздника в честь Рождества Пресвятой Богородицы, и таким образом «Богомолие царя Алексея Михайловича»», указавшего построить храм Рождества Пресвятой Богородицы, уничтожено. Рождество-Богородицким собором назывался Коротоякский собор до конца XVIII ст. В г. Коротояке существовала отдельная от Рождественского собора церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, вероятно, как исторический памятник основания этого города на этот праздник. О ней известия встречаются под 1738 г. Так в росписи Коротоякских церквей за этот год сказано: «В г. Коротояке собор Богородицкий, при нем был протопоп Иосиф,; поповский староста; Казанская церковь; Покровская церковь, при ней были священники Антоний и Гавриил; Успенская, при ней был поп Данила; Архангельская, поп Федор; Никольская, поп Косьма и Димитриевская, при ней священники Андрей и Михаил». В росписи 1759 г. также упоминается Покровская церковь. В позднейшее время уже не встречается сведений о Покровской приходской церкви, а упоминается в документах Покровский собор в 1798 г. и при нем был священник Петр Алексеев. «Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии» выпуск 1, Воронеж. Типография В. И. Исаева, 1884 г. Существовавшая церковь Казанской иконы Божией Матери в г. Коротояке Казанская церковь в пригородной г. Коротояка Дмитриевой слободе каменная, с приделом св. Дмитрия, построена была в 1795 г. На месте, занимаемом прихожанами Казанской церкви, первоначально жили черкасы, поселенные здесь царем Алексеем Михайловичем – они были причислены к полку Острогожских черкас и зависели от их полковника. Роль черкас как охранителей безопасности края окончилась, и правительство сочло переселить черкас в село Урын, а на их место перевести русских людей на черкасские усадьбы. Русских переселенцев сначала было 15 семейств… В г. Коротояке было две приходских церкви: Казанская и Дмитриевская, первая сгорела от грозы в 1786 г., а вторая, упоминаемая в 1721 г., сгорела от пожара в 1789 г. Тогда жители Дмитриевской и Казанской (или Успенской слободы) решились сообща построить взамен сгоревших двух деревянных одну каменную в честь Казанской Божией Матери с приделом св. Дмитрия. Эта церковь была построена в 1795 г.

http://sobory.ru/article/?object=38565

В современной практике задостойники поются также и на литургиях всех остальных двунадесятых праздников: Воздвижения Креста Господня, Введения Пресвятой Богородицы во храм, Богоявления, Сретения Господня и, кроме того, в Лазареву субботу. Помимо дней самих двунадесятых праздников и Пасхи задостойники поются и за литургиями в периоды попразднств, до отдания включительно (Типикон содержит соответствующие указания лишь для праздников Рождества Христова, Вознесения Господня, Пятидесятницы, Преображения Господня и Успения Пресвятой Богородицы). При этом задостойник Пасхи не поется в дни Преполовения Пятидесятницы и отдания (но не попразднства) этого праздника, так как в эти дни поется задостойник Преполовения. Всего задостойник используется около 120 дней в году. Поскольку по месту в службе задостойник является аналогом «Достойно есть», он часто уподобляется этому песнопению и по структуре. Как «Достойно есть» состоит из припева «Достойно есть» и ирмоса трипеснца Великой пятницы «Честнейшую херувим», так и к задостойнику, ирмосу 9й песни праздничного канона, обычно прибавляется предваряющий его припев, взятый из 9й песни того же канона. В современном русском Типиконе о припеве как о части задостойника говорится лишь в описании службы на Рождество Пресвятой Богородицы, но на практике задостойник всегда, за исключением Лазаревой субботы, Входа Господня в Иерусалим, Великих Четверга и Субботы и Преполовения Пятидесятницы, включает припев (в том числе и на Пятидесятницу, хотя канон этого праздника, согласно стандартным изданиям Триоди, не имеет никаких особых припевов). В дни совершения литургии свт. Василия Великого вместо «Достойно есть» поется тропарь «О Тебе радуется» (кроме Великих Четверга и Субботы, а также случая совпадения праздника Благовещения Пресвятой Богородицы или его отдания с одним из воскресений Великого поста), который в некоторых литургических памятниках также может называться задостойником. Наибольшее количество гармонизаций сочинено на текст задостойника Пасхи: «Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся, и паки реку: Радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба и мертвыя воздвигнувый: людие веселитеся. Светися, светися Новый Иерусалиме, слава бо Господня на Тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о востании Рождества Твоего». Рождество Пресвятой Богородицы. 8 (21) сентября Глас 8: Чужде мáтерем дéвство, и стрáнно дéвам деторождéние; на Тебé, Богорóдице, обоя устрóишася. Тем Тя вся племенá земнáя непрестáнно величáем. Чуждо матерям девство, и невозможно девам деторождение; на Тебе же, Богородица, совершилось то и другое, потому все мы, народы земные, непрестанно величаем Тебя. Воздвижение Честного и Животворящего Креста 14 (27) сентября Глас 8: Тáин еси, Богорóдице, рай, невоздéланно возрастивший Христá, Имже Крéстное живонóсное на земли насадися дрéво. Тем ныне возносиму, покланяющеся ему, Тя величáем.

http://azbyka.ru/zadostojnik

И тогда явился в саду ангел Господень: «Анна! Бог услышал молитву твою: ты зачнешь и родишь Дщерь Преблагословенную; через Нее будет славен во всем мире род твой» . Такое же видение было и Иоакиму. Он поспешил домой, обещав принести в жертву десять овец, двенадцать тельцов и сто козлов. Анна была у дверей дома и увидела Иоакима, шедшего со стадами своими, и она побежала и пала на его грудь. После встречи праведные Иоаким и Анна дали обет, что если Господь дарует им дитя, то они посвятят его Богу и, как было тогда заведено, отдадут его в храм для служения до совершеннолетия. И действительно, в свой срок, 8 сентября, у них родилась Дочь. Они назвали Ее Мариею, что в переводе с еврейского означает «госпожа и надежда». Начиная анализ установления рассматриваемого празднования, необходимо вспомнить о том, что Богородичные праздники появляются позднее Господских. Первые упоминания о праздновании Рождества Пресвятой Богородицы встречаются на Востоке в V веке – в словах Прокла, патриарха Константинопольского (439–446), а на Западе – в сакраментарии папы Геласия (492–496). Но эти свидетельства не имеют полной достоверности. Подлинность слов Прокла оспаривается, а древнейшие списки указанного требника появляются поздно – не ранее VIII века. В сирийском месяцеслове 412 года не зафиксирован не только праздник Рождества Богородицы, но и ни один из Богородичных праздников (из Господских перечислены только Рождество Христово и Крещение). Под датой 8 сентября здесь стоит следующая память: «Пресвитер Фавст и Аммоний и 20 других мучеников». Праздник Рождества Богородицы возник, по-видимому, в Греческой Церкви и скоро после этого появился в Риме, распространяясь на дочерние Церкви. Знаменательно, что празднество совершается и иаковитами, и несторианами, которые называют его Рождеством Владычицы Марии. Происходит это, как правило, 8 сентября, хотя в некоторых древних коптских месяцесловах он датируется 26 апреля. Подобный эортологический параллелизм служит признаком того, что праздник появился в Восточной Церкви до отделения от нее многих еретических течений, то есть в V столетии.

http://pravoslavie.ru/31991.html

+++ Рождественский праздник порадовал прихожан храма Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове 15 января. Ученики воскресной школы устроили вертепное представление и воспели славу рождшемуся Богомладенцу, а зрители щедро одарили колядовщиков гостинцами. Настоятель протоиерей Вадим Буренин вручил особенно потрудившимся в прошлом учебном году грамоты, а пришедшим на праздник - подарки. Рождественский концерт Невского благочиния " Зимняя сказка " состоялся 15 января в Культурном центре " Троицкий " . Благочинный Невского округа, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Рыбацком протоиерей Алексий Скляров в приветственном слове отметил, что ученики воскресных школ из разных приходов собрались на праздник вместе. Вели концерт директор ЦДКиО, настоятель храма святого первоверховного апостола Петра иерей Димитрий Малиновский и помощник благочинного по религиозному образованию и катехизации Ольга Гладкая. Детский богослужебный хор храма Рождества Пресвятой Богородицы в Рыбацком под управлением Анастасии Скляровой (аккомпанировал Иван Скляров) спел колядки " Эта ночь святая " и " Торжествуйте, веселитесь! " . Ученик воскресной школы Иван Каширин исполнил на фортепиано " Арию " и " Этюд " Вольфганга Моцарта. Детский богослужебный хор храма святого первоверховного апостола Петра под управлением Светланы Сорокиной спел колядки " Рождество Христово весь мир празднует " , " Добрый тебе вечер, ласковый хозяин " и " Появились над вертепом ангелы " . От прихода храма Иверской иконы Божией Матери выступили с танцевально-музыкальной композицией на музыку Милия Балакирева " Ноктюрн " ученицы детской воскресной школы Анастасия Сосновская и Мария Цвилович. Учащиеся детской воскресной школы храма Рождества Христова на улице Коллонтай представили сценку из кукольного спектакля " Вертеп " (педагоги - Лариса Калюжная и Инна Золотова). Приход храма иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " (с грошиками) представили протоиерей Александр Хлебович, Юлия и Анна Хлебович - на флейте, фортепиано и гитаре они исполнили " Удивительный вальс " Александра Дольского и " Вальс " Александра Грибоедова.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

19 . Дмитриевский А.А. Праздник Святой Троицы на Сионской горе и у дуба Мамврийского в Хевроне (www.rus-dm.ru). 20 . Желтов М. , диак. Устав соединения служб Благовещения Пресвятой Богородицы и Великой Субботы (www.patriarchia.ru). 21 . Желтов М. , диак., Квливидзе Н.В., Лукашевич А.А. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня//Православная энциклопедия. – Том 9. М.: Издательство «Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. – С. 160–171. 22 . Желтов М. , диак., Квливидзе Н.В., Лукашевич А.А. Вход Господень в Иерусалим//Православная энциклопедия. Том 10. – М.: Издательство «Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. – С. 38–51. 23 . Из истории праздника Успения Пресвятой Богородицы//Служба на Успение Пресвятыя Богородицы и Похвалы, или священное последование на святое преставление Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008. – С. 102–120. 24 . Иоанн (Маслов) , схиархим. Лекции по литургике. – М.: ООО «Самшитиздат», 2002. – 248 с. 25 . Иулиания (Соколова), монахиня. Иконография изображения «Сошествие Святого Духа на апостолов» (www.troitsa.paskha.ru). 26 . Квливидзе Н.В., Лукашевич А.А., Турилов А.А. Введение во храм Пресвятой Богородицы//Православная энциклопедия. Том 7. – М.: Издательство «Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2004. – С. 343–348. 27 . Квливидзе Н.В., Лукашевич А.А., Ткаченко А.А. Вознесение Господне//Православная энциклопедия. Том 9. – М. Издательство «Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2004. – С. 197–203. 28 . Киприан (Керн) , архим. Литургика. Гимнография и эортология. – М.: Издательство Крутицкого подворья, 1997. – 152 с. 29 . Константинов К., прот. Праздник Рождества Христова (богословское содержание службы праздника)//Доследование часов, певаемых на Навечерии Рождества Христова, и служба на Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008. – С. 160–177.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

http://svyatayarus.su/church/detail/51329/ Воинский храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы г. Тулы был общим бригадным для 11-го пехотного Псковского полка и 12-го пехотного Великолуцкого полка. У 11-го пехотного Псковского Генерал-Фельдмаршала князя Кутузова-Смоленского полка была к тому времени только походная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, существующая с конца XVIII столетия. Церковь эта сопутствовала полку в походах: 1) в Отечественную войну 1812 года, 2) в Турецкую войну в 1877-1878 годов, 3) в Русско-Японскую войну в 1904-1905 годах. Полковой праздник отмечался 8 сентября . А у 12-го пехотного Великолуцкого полка походная церковь в честь святителя Николая Чудотворца существовала с 1811 года. Церковь эта сопутствовала полку в походах: 1) при взятии Варшавы в 1831 году, 2) в Турецкую войну в 1877-1878 годов, 3) в Русско-Японской войне в 1904-1905 годах. Полковой праздник отмечался 6 декабря. По прибытию 1894 году в город Тулу 12-го пехотного Великолуцкого полка православным воинам было предложено «отправлять свои религиозные потребности в приходской Троицкой церкви, где был предоставлен один только правый предел. С большим неудобством было сопряжено отправления духовных нужд в этом тесном приделе, едва вмещавшим в себе 150-200 человек». Так как полк в те времена в среднем насчитывал от 1500 до 2000 человек, многие воины вынуждены были ходить в другие храмы города. 17 сентября 1898 г. город Тулу посетил с официальным визитом для обозрения военных церквей протопресвитер военного и морского духовенства Александр Алексеевич Желобовский, который встретился с командирами и представителями Псковского и Великолукского полков и местными полковыми священниками. По Новому положению 1890 г. протопресвитеру военного и морского духовенства было поручено руководство всеми церквами военного и морского ведомств, как подвижными, так и неподвижными. Подвижные — это храмы, временно устроенные в здании или палатке при разных военных и морских заведениях, «госпиталях, богадельнях, приютах, военных и морских тюрьмах и дисциплинарных батальонах, крепостях, портах, и подобных военных и морских учреждениях и командах». Неподвижные - это «военные и морские соборы и церкви, которые, представляя собою особо устроенные храмы, имеют все принадлежности церквей приходских, но прихожанами их состоят одни лишь военные чины. Сюда же следует причислять и те военные и морские соборы и церкви, которые, кроме военных чинов, имеют при себе прихожан из местных обывателей».

http://sobory.ru/article/?object=42494

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010