Святейшему Владыке также сослужили клирики Якутской епархии , прибывшие на торжества в Москву: иеромонах Никандр (Горбатюк), секретарь Якутской епархии, настоятель Преображенского кафедрального собора, благочинный г. Якутска; иеромонах Макарий (Золотавин), благочинный Алданского округа; иеромонах Никита (Мельниченко), наместник Архиерейского подворья храма Рождества Пресвятой Богородицы г. Якутска; иеромонах Гермоген (Рубцов), благочинный Олёкминского округа; иеромонах Аркадий (Мамай), благочинный Нерюнгринского округа; протоиерей Павел Слепцов, благочинный 1-го Центрального округа; иерей Михаил Габышев, настоятель Спасского храма г. Олёкминска; иерей Михаил Иннокентьев, настоятель храма Введения Пресвятой Богородицы с. Сунтары; иерей Александр Коробкин, благочинный 2-го Центрального округа; иерей Вячеслав Малохатко, настоятель храма апостолов Петра и Павла пос. Хандыга; иерей Сергий Паршин, настоятель храма преподобного Серафима Саровского г. Удачный; иерей Иоанн Серкин, настоятель храма Рождества Христова пос. Айхал; иерей Анатолий Хусаинов, благочинный Вилюйского округа.  В храме присутствовали: председатель Либерально-демократической партии России, руководитель фракции ЛДПР в Государственной Думе ФС РФ, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Л.Э. Слуцкий; председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по собственности, имущественным и земельным отношениям С.А. Гаврилов; глава Республики Саха (Якутия) А.С. Николаев; депутат Государственной Думы ФС РФ, староста Успенского собора Н.Ю. Чаплин; первый президент Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаев; государственный советник Республики Саха (Якутия) В.А. Штыров; постоянный представитель Республики Саха (Якутия) при Президенте РФ, первый заместитель председателя Правительства Республики Саха (Якутия) А.С. Федотов; руководитель Департамента капитального ремонта г. Москвы А.А. Елисеев.  Богослужебные песнопения исполнил Симфонический хор Государственной филармонии Республики Саха (Якутии) имени Г.М. Кривошапко, главный хормейстер — заслуженный деятель искусств РС(Я) Людмила Шумилова. Хор филармонии был создан в 2017 году. Участниками коллектива  являются студенты и выпускники музыкальных учебных заведений Якутии. Хор принимает участие в Рождественских и Пасхальных фестивалях г. Якутска. 

http://patriarchia.ru/db/text/5982867.ht...

Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Иоанн родился на пол года раньше Христа, поэтому его зовут Предтечей. Он жил в пустыне, проповедовал Слово Божие и предсказал пришествие Мессии. Позже он крестил в реке Иордан народ Израиля и Самого Иисуса Христа - отсюда получи имя Крестителя. Был убит по приказу царя Ирода путем отсекновения головы. 7 июля Рождество Иоанна Предтечи Рождество Иоанна Крестителя — интересные факты и традиции Иоанн Креститель и его праздники Почему Иоанна Крестителя изображают с крыльями? Пророк, Предтеча и Креститель: История в картинках Иоанн Креститель (Предтеча) Православные праздники 8 июля Блгвв. кн. Петра, в иночестве Давида, и кн. Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских, чудотворцев (1228) Петр и Феврония - православные святые, любящие друг друга всю жизнь и умершие в один день. Их мощи после смерти чудесным образом оказались лежащими в одном гробу. В этот же день в России празднуется день семьи, любви и верности. Петр и Феврония Православные праздники 9 июля Тихвинской иконы Божией Матери (1383) Чудотворная икона Божией Матери «Тихвинская», по преданию Церкви, написана евангелистом Лукой еще во времена земной жизни Пресвятой Богородицы. В 1383 году, чудесно перенесясь по воздуху из самого Константинополя, икона явилась на Руси и остановилась на холме у реки Тихвинка, где возвели Успенский храм в ее честь. Тихвинская икона Божией Матери Нечаянная гостья: Тихвинская икона Божией Матери Перенесение мощей прп. Нила Столобенского (1995). 5 удивительных фактов о Ниловой пустыни Православные праздники 10 июля Прп. Сампсона странноприимца (ок. 530)   Обретение мощей прп. Амвросия Оптинского (1998) Амвросий Оптинский - великий и мудрый старец дореволюционного времени. Его постигла нелегкая судьба: большую часть жизни Амвросий был прикован к постели. Сегодня мощи святого старца пребывают во Введенском соборе Оптиной пустыни. Преподобный Амвросий Оптинский: Афоризмы Преподобный Амвросий Оптинский: звезда на небосводе Божьем

http://foma.ru/pravoslavnyie-prazdniki-v...

«Радуйся, Благодатная», – обратился посланник Божий к Деве Марии. И через две тысячи лет верующие повторяют эти слова – и сердца их наполняются радостью. С этого момента началась новая, евангельская история. С греческого языка «Евангелие» переводится как «Благая весть», то есть радостная весть о том, что Господь каждому человеку дарует возможность спастись. А в тропаре праздника поется: «днесь спасения нашего главизна», то есть, Благовещение – начало нашего Спасения. Праздник Благовещения Благовещение и Христово Воскресение произошли в один и тот же день года. Но главный христианский праздник Пасха имеет переходящую дату, а Благовещение всегда отмечается в один и тот же день. Праздноване Благовещения было установлено в церковном календаре 25 марта (7 апреля по новому стилю) примерно в IV веке, когда христиане стали отмечать Рождество Христово 25 декабря (7 января по новому стилю). Два события – известие Богоматери о предстоящем рождении Младенца и Его рождение – разделяют ровно 9 месяцев. Но и до установления конкретной даты первые христиане помнили и почитали Благовещение Пресвятой Богородицы как важнейшее событие церковной истории. Подтверждением тому служат росписи катакомб, в которых встречается изображение посещения Девы Марии Архангелом. Считается, что распространение праздник Благовещения стал получать еще и потому, что в начале IV века святая равноапостольная Елена начала раскрывать на Святой земле места, связанные с земной жизнью Христа, в том числе, и в Назарете, где и произошла встреча Пречистой с посланником Божьим. В древности у праздника Благовещения были разные названия – «день приветствия», «Зачатие Христа», «начало искупления», «праздник Воплощения». Ориентировочно в VII веке, когда праздник получил широкое распространение, он получил и известное нам название, полностью которое звучит как Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. В католической традиции Благовещение – праздник второго порядка. В православии Благовещение – это один из двенадцати основных (двунадесятых) и любимых праздников.

http://foma.ru/blagoveshhenie-2013.html

После кончины гроб с телом Пречистой Девы был отнесен апостолами в Гефсиманию и там захоронен в пещере, вход которой завалили камнем. После похорон апостолы еще три дня оставались у пещеры и молились. Опоздавший к погребению апостол Фома был так опечален тем, что не успел поклониться праху Богородицы, что апостолы позволили открыть вход в пещеру и могилу, чтобы он мог поклониться святым останкам. Открыв гроб, они обнаружили, что там нет тела Богородицы, и таким образом убедились в Ее чудесном телесном вознесении на Небо. Вечером того же дня собравшимся на ужин апостолам явилась Сама Матерь Божия и сказала: «Радуйтесь! Я с вами – во все дни». Кончину Богородицы Церковь называет успением, а не смертью, потому что обычная человеческая смерть, когда тело возвращается в землю, а дух – Богу, не коснулась Благодатной. «Побеждены законы природы в Тебе, Дева Чистая, – воспевает Святая Церковь в тропаре праздника, – в рождении сохраняется девство, и со смертию сочетается жизнь: пребывая по рождении Девою и по смерти Живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твое». Она лишь уснула, чтобы в то же мгновение пробудиться для жизни вечноблаженной и после трех дней с нетленным телом вселиться в небесное нетленное жилище. Она опочила сладким сном после тяжкого бодрствования Ее многоскорбной жизни и «преставилась к Животу», то есть Источнику Жизни, как Матерь Жизни, избавляя молитвами Своими от смерти души земнородных, вселяя в них Успением Своим предощущение жизни вечной. Поистине, «в молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста». История праздника Успения Пресвятой Богородицы Успение Пресвятой Богородицы является одним из главных богородичных праздников Церкви. Некоторые данные указывают на связь этого праздника с древнейшим Богородичным празднованием – «Собором Пресвятой Богородицы», который доныне совершается на следующий день после Рождества Христова. Так, в коптском календаре VII в. 16 января, т. е. вскоре после отдания Богоявления, празднуется «рождение Госпожи Марии», а в календаре IX в. в то же число – «смерть и воскресение Богородицы» (в памятниках коптской и абиссинской Церквей XIV–XV вв., сохранявших вследствие своей изолированности древнюю литургическую практику, 16 января положено воспоминание Успения, а 16 августа – Вознесения Богоматери на небо).

http://pravmir.ru/uspenie-presvyatoj-bog...

1905 год. Христорождественская церковь (профессор Егор Кузьмич Редин) Первый храм Рождества Христова, бывший уже в XVII в., существовал до 1722 г., когда был заменен новым, который сгорел в 1731 году: «с 12 на 13 февраля в полночь, говорит Квитка, прежняя церковь Рождества Христова в Харькове за рекою Лопанью сгорела»; новый (третий) храм освящен в 1735 году; четвертый, каменный ныне существующий храм освящен в 1783 году». Но в нем произведены с того времени изменения: колокольня с теплой церковью внутри построены к 1801 г., а в 1860 г. церковь расширена - пристройкой колокольни с двумя теплыми приделами; неизмененной в храме осталась середина храма с куполом и алтарь. С видом четвертого храма, какой он имел вскоре после его построения, знакомился по известному виду Харькова в 1787 г., а по рисунку Шепфлинга этот же храм предстает перед нами в том виде, в каком он был в начале XIX в. Из памятников XVIII века в храме сохранилось Евангелие 1748 г.: оклад на нем 1834 г., но древний оклад данного Евангелия перенесен на Евангелие 1833 года, остались только наугольники с изображением (литых) Евангелистов и ценьральный медальон с изображением Рождества Христова: поклонение волхвов Христу Младенцу. На оборотной стороне в центральном медальоне Рождество Пресвятой Богородицы в оригинальной композиции: Иоаким подает руку Анне, лежащей на ложе. Другие Евангелия, имеющиеся в церкви уже XIX в.: 1. Ев. м. п. 1809 г. с окладом серебрян., позолоченным 1814 г.; 2. Ев. м. п. 1841 также с прекрасным окладом; 3. Ев. м. п. 1815, с богатым окладом 1818 г. с изображениями финифтью Евангелистов, Воскресения Христова. Далее хорошей работы крест с изображениями финифтью, 1832 г. Иконостас в церкви работы 1824 г. В нем сохранилось много икон этого времени, прикрытых богатыми серебряными ризами: Рождество Христово (риза 1831 г.), Иисус Христос (риза 1822 г.), Евангелисты на царских дверях (риза 1835 г.), Богородицы (1822 г.), рождество Иоанна Крестителя (1822 г.), Святые Козьма и Екатерина (1842 г.). Имеется икона Воскресения Христова, сложной композиции, в виде Сошествия Христа в ад, с праздниками, начала XIX в., с ризой серебряной 1815 г.

http://sobory.ru/article/?object=48455

Пророка Илии во облаце, Спасов образ писано на золоте; перед тем образом свеча поставная восковая, писаная красками, насвешник оловянной резной, да образ Рождества Пресвятыя Богородицы и иные святые, писаны на краске... на северных дверях благоразумен разбойник Pax, образ местной Николая Чудотворца в деянии, по сторонам Спасов образ да Пресвятыя Богородицы во облаце, писан на золоте " ... Среди иных образов в храме были: Спас Нерукотворный, Собор Пресвятой Богородицы, Воскрешение Лазаря, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Вход Господень в Иерусалим, св. Троица. Иконостас был трехъярусным и включал местный, праздничный и Деисусный ряд с изображением Божией Матери и 12 пророков. В храме было медное паникадило в 12 свечей, в алтаре хранились выносной крест, печатное Евангелие с басменными золочеными изображениями Евагелистов, два креста напрестольные, потир и блюда оловянные, а также достаточное количество богослужебных книг. То, что многие из них указаны как ветхие, указывает на существование церкви и погоста задолго до составления акта. При храме была " колокольница в два колокола, один в два пуда, а другой - в пуд " . Из описи мы узнаем и имена первых известных нам служителей храма: " ...церковных причетников поп Логин Прокофьев, дьячок Васка Петров, пономарь Самуил Тарасов, проскурница Авдотьица Артемьева дочь " . В 1711 г. вместо описанной церкви, вероятно, сгоревшей от пожара, на погосте была выстроена новая, освященная 7 октября 1711 г., также деревянная и однопрестольная, простоявшая более века и разобранная за ветхостью около 1827 г., уже после сооружения каменной Ильинской церкви. В царствование Императора Александра I, в 1817 г. причт храма во главе со священником Евфимием Евсевиевым и прихожане испросили у епархиального начальства разрешение на постройку новой каменной церкви, которое было дано 16 апреля того же года. Каменный храм св. Илии, выстроенный в связи с каменной же колокольней, был заложен в праздник Рождества Иоанна Предтечи 24 июня 1817 г. и освящен в праздник чуда св.

http://sobory.ru/article/?object=03171

Располагаясь в самом начале Рождественского поста, Введение открывает собой рождественскую тематику: на праздничной утрене в качестве катавасии используются ирмосы первого канона Рождества Христова, и с этого времени в богослужении некоторых дней Рождественского поста появляются черты предпразднства Рождества. Песнопения праздника — торжественны и разнообразны (их русский комментированный перевод можно найти в книге: Скабалланович М. Введение во храм Пресв. Богородицы. К., 1916. (Христианские праздники; 3)). Основная часть их восходит уже ко времени господства Студийского устава. Тропарь Введения: «Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание: в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: " Радуйся, смотрения Зиждителева исполнение! " », — составлен по подобию тропаря праздника Благовещния Пресвятой Богородицы (об этом прямо сказано в Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в.: Дмитриевский А. А. Описание литургических рукописей... К., 1898. Т. 1. С. 322). Замечательны два канона праздника. Первый, 4-го гласа, написан свт. Георгием Никомидийским. В этом каноне первые буквы тропарей песней с 1-ю по 7-ю образуют акростих: «Su t [ ên chari ] n, Despoina, tô logô didou» (Ты благодать, Владычице, слову даждь), в котором согласно современным изданиям Минеи недостает нескольких букв (отмечены квадратными скобками) — такой пропуск указывает на то, что изначально в каноне была 2-я песнь, которая была со временем опущена, — в тропарях же 8-й и 9-й песней этого канона содержится двойной алфавитный акростих — сначала в прямом (в 8-й песни), а затем в обратном (в 9-й песни) порядке, причем его образуют не только первые буквы, но и начала отдельных строк тропарей канона; в целом канон написан по образцу благовещенского канона. Второй канон праздника, 1-го гласа, авторства гимнографа Василия, также первоначально имел 2-ю песнь. Кроме введенских канонов, содержащихся в современных печатных Минеях (это два упомянутых канона праздника, а также канон предпразднства), в греческих рукописях сохранились и иные каноны Введению Пресвятой Богородицы: 1-го гласа, авторства Иосифа; 3-го гласа, авторства Георгия; 4-го гласа, авторства Георгия; 1-го гласа, без атрибуции.

http://patriarchia.ru/db/text/65842.html

В середине XIX в. монах Парфений, выбирая в Гуслице место для строительства Спасо-Преображенского монастыря, встретился со стариками из деревни Куровской и они сказали ему, что «в 15 верстах от Куровской, на Рудне, есть церковь, которую поставил митрополит Фотий». Село Рудня наряду с Ильинским Погостом была важнейшим экономическим центром Гуслиц. Здесь регулярно устраивались ярмарки, на которые собирались гуслицкие фабриканты, а также приезжали купцы из Москвы и других городов. Центральные части обоих сел были застроены постоялыми дворами, трактирами, лавками. Были здесь и дома иногородних купцов, которые вели постоянную торговлю с Гуслицким краем. Оба села во второй половине XIX века более напоминали внешним обликом уездные города. В годы репрессий испытания не обошли село стороной. Были обвинены тройками в контрреволюционной агитации и на Бутовском полигоне расстреляны (реабилитированы в 1989 г.): Пылинский Виктор Филимонович (1873 – 8.12.1937, белорус, образование низшее, священник в с. Рудня-Никитское); Баулин Тимофей Никифорович (1869-14.3.1938, русский, из крестьян, уставщик храма в Рудне-Никитском); Рогов Дмитрий Павлович (1871-14.3.1938, русский, из крестьян, родился в с.Рудня-Никитское Куровского р-на Московской обл., образование низшее, староста храма с. Рудня-Никитское). Сейчас в Рудне-Никитском находятся два старинных деревянных храма и кладбище, обнесенные кирпичной стеной, и освященный колодец перед главным входом в ограду. Самый большой храм – Рождества Пресвятой Богородицы – построен в 1782 г., а тот, что поменьше – Рождества Христова – в 1720. Службы совершаются по праздникам и воскресеньям, настоятель – о. Василий. Неподалеку от храма течет р.Вольная, левый приток Нерской. Такое название встречается в справочниках со второй половины XIX в. Оно происходит от финно-угорского Волна (Вольна). К реке Вольной, текущей в общем направлении с востока на запад, славяне пришли, очевидно, с юга. Освоились на левом берегу, а потом пошли осваивать правый берег – Заволенье (деревня с таким названием и поныне существует вблизи г. Куровское).

http://sobory.ru/article/?object=02798

Из книги " Духовная аптека " старца Иоанна (Крестьянкина), наставления, уроки, молитвы " Ковчег " , Москва. 2010 год. Рождества Христова в Измайлове церковь (Измайловский проезд, дом 28, строения 1–2). Писцовые книги повествуют о том, что в царском селе Измайлово в 1623 г. существовала деревянная «шатром вверх» церковь в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы с двумя приделами. Современное здание церкви было выстроено к 1676 г. на средства из государевой казны. Иконы для храма написал в 1678 г. костромской иконописц С. Рожков. В 1735 г. они поновлялись иконописцем П. Пискулиным, который также написал для храма новые образа. Архитектура церкви типична для посадского зодчества Москвы. Сложившаяся продольно-осевая композиция, называемая «кораблем», включает в себя бесстолпный пятиглавый храм с приделами, двустолпную трапезную и колокольню. Небольшой стройный четверик церкви увенчан пятью глухими удлиненными главками на утонченных шейках-барабанах. К нему примыкают боковые приделы Казанской иконы Божией Матери и святителя Николая – самостоятельные небольшие храмы, открытые в центральную часть широкими арками. С восточной стороны также значительно выделяются апсиды. Колокольня, построенная в Елизаветинское время, с барочным декором, по сравнению с церковью выглядит более грузной. Трапезная переделывалась в XVIII–XIX веках, но сохранившийся первоначальный декор деликатно вписался в общий рисунок. В советское время храм не закрывался. С 1944 г. в храме служил псаломщиком Иван Михайлович Крестьянкин, в 1945 г. рукоположен в храм священником и служил в нем до 1950 г. Впоследствии отец Иоанн Крестьянкин принял монашеский постриг и прославился как опытный духовник и старец. Древних жилых построек вокруг храма не сохранилось, сейчас это жилой массив построек 1960-1970-х годов. Вокруг церкви Рождества Христова сохранилось кладбище с захоронениями XIX–XX вв., построен домик причта, возведена изящная кованая ограда. Храм по сей день хранит московскую святыню – чудотворную Иерусалимскую икону Божией Матери, список, выполненный в 1649 г. мастерами Оружейной палаты для храма Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлове. Эта икона прославилась исцелениями от нее во время эпидемий 1771 и 1866 гг.

http://sobory.ru/article/?object=03247

Оказывается, что праздник Сретения Господня нарочито совершается Церковью в тот период, когда позади остались уже светлые дни Рождества и Богоявления, а впереди предстоит долгий период подвигов поста, молитвы, сердечного сокрушения. Свет и тени сочетаются в сретенском богослужении в прекрасной божественной гармонии. Есть здесь место и радости, и печали – душевному восторгу и тихому, смешанному с печалью, душевному умилению. «Радуйся, благодатная Богородице Дево! Из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш» – сколько в этом праздничном тропаре еще той безмятежной радости, которой была наполнена душа наша в дни праздника Рождества Христова, когда мы, вслед за вифлеемскими пастырями и евангельскими «мудрецами» – волхвами спешили к колыбели Богомладенца, дабы от полноты сердца «кланятися Ему, Солнцу правды, и Его ведети – с высоты Востока». Дивные, окрыляющие душу, веселящие сердца отзвуки Рождества звучат и в некоторых других песнопениях нынешнего праздника. Но вот мы слышим и иные слова, заставляющие нас задуматься над той ценой, которой оплачена эта дарованная нам святая и непрестающая радость. Прославив Бога вдохновенной песнью «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко...», праведный старец Симеон благословил Иосифа Обручника и Матерь Младенца-Христа и сказал Пречистой Деве Марии: «се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец» ( Лк. 2:34–35 ). Не всегда ясны бывают пророчества в тот момент, когда их произносят. Так и в данном случае, вряд ли мысль Пресвятой Девы могла проникнуть в только что возвещенную страшную тайну этих слов богомудрого старца. Слова эти до времени должны были остаться для Нее священной предупреждающей загадкой. Как хорошо сказал об этом наш великий отечественный вития, приснопамятный святитель Московский митрополит Филарет: «Благословенная в женах! Непорочнейшая из дщерей человеческих! И Тебе премудрый старец Симеон не усомнился предложить сию грозную загадку: и Тебе же Самой душу пройдет оружие... День плачевный и ужасный, но вместе и спасительный, день распятия, разрешил Тебе загадку пророчества. Терние венца Иисусова, гвозди Его распятия, копие прободения Его, Его раны, Его болезненный вопль, Его умирающий взор, – вот оружия, которыми Твое материнское сердце пронзено было столь же безпримерно глубоко, сколь совершенна Твоя любовь, сколь безпримерна Твоя непорочность... Теперь, когда Ты пребываешь в Божественной славе Сына Твоего... теперь Ты видишь во свете Божием, для чего надлежало пройти оружию и Твою чистую душу» (см. Слово в день празднования Пресвятой Богородице в Страстном монастыре 2 июня 1834 года.– Слова и речи, т. 3. М., 1877, с. 258–259).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010