В нач. июня 1852 г. выехал в Прагу, где встречался со славистами П. Й. Шафариком , В. Ганкой и др. Передал Й. Ф. Шумавскому для издания и дальнейшего распространения среди болгар в Османской империи свои переводы сочинений «Указание пути в Царство небесное» митр. Иннокентия (Вениаминова) ( Инокентий, еп. Камчатски, Курилски и Алеутски. Указание пъти, кой води в царство небесно: Разговор из поучении. Прага, 1853) и «Наставление христианское» свт. Тихона Задонского ( Тихон Задонски, св. Кратко християнско наставленийе. Прага, 1853. Котел, 18682). Посетил Вену, Будапешт, Сремски-Карловци, мон-ри на Фрушка-Горе, Белград, Брэилу, Галац и др. города. В сент. 1852 г. Н. прибыл в мон-рь Добровэц близ г. Яссы, на подворье Зографа, где перевел на болг. язык Житие прп. Димитрия Басарбовского (Краткое сказание за прп. отца нашего Димитрия Басарбовскаго, коего мощи почиват в Унгро-Влахийска в Букурещ митрополитска църква. Цариград, 1858). 11 апр. 1853 г. вернулся в Зограф. В 1854 г. был назначен экзархом (управляющим имуществом) мон-ря Добровэц в связи с необходимостью особого надзора в условиях Крымской войны. 25 авг. 1857 г. возведен в сан архимандрита. В янв. 1864 г. освобожден от обязанностей экзарха в связи с выводом мон-ря Добровэц из подчинения Зографа согласно принятому в Румынии в дек. 1863 г. закону о секуляризации церковного имущества. Остался в Румынии как частное лицо, жил близ г. Яссы, занимался делами местной болг. общины. Издал перевод «Краткого объяснения Божественной Литургии» (Кратко изъяснение на божествена литургия. Браила, 1864). В 1869 г. в г. Брэила принял участие в учреждении Болгарского лит. об-ва (с 1911 - Болгарская АН), стал его действительным членом. В 1870 г. Н. полностью поддержал создание независимого Болгарского Экзархата (см. в ст. Болгарская Православная Церковь ). Летом 1872 г. был избран митрополитом Охридско-Преспанским в юрисдикции Болгарского Экзархата (см. в ст. Охрид ), хиротония состоялась 24 сент. в болг. храме первомч. Стефана в Стамбуле. Но потом он почти полтора года ожидал в Стамбуле разрешения от султанского правительства на управление епархией. В это время на основе своего канд. соч. составил и издал кн. «О Юстиниановых правах Охридской архиепископии, или О церковной независимости и самостоятельности Охридско-Болгарского священноначалия» (За Юстинианови права на Охридска архиепископия, или За църковна независимост и самостоятелност на Охридско-Българско священоначалие. Цариград, 1873), где изложил историю Церкви в Болгарии и Македонии и обосновал право Церкви в Болгарском княжестве на автокефалию в связи с особым статусом Архиепископии Первой Юстинианы, отождествляемой им с Охридской архиепископией . Получив в марте 1874 г. разрешение от османских властей, в нач. апреля прибыл в Охрид, где его торжественно встретили ок. 30 тыс. жителей. Вопреки активному противодействию греч. духовенства осуществлял регулярные поездки по епархии и служил в храмах.

http://pravenc.ru/text/2564772.html

Очерки памятников христианской иконографии и искусства. СПб., 1900, с. 347) или «идеи портретной живописи» (см.: Андреев Н. Митрополит Макарий как деятель религиозного искусства//Семинариум Кондаковианум. VII. Прага, 1935, с. 241). Поэтому предполагается, что за этим вопросом царя стоит представление о возможности именно портретных изображений на иконах людей не святых, живых и умерших. Отсюда и ответ Собора считается не соответствующим широте поставленного вопроса (Андреев Н., там же, сноска 70). Но изображений людей в смысле реалистического портрета в эту эпоху еще не существовало: независимо от того, жив человек или умер, свят или не свят, его изображение трактовалось иконописно. Поэтому для Собора и не могло быть другого изображения портретного характера. Да и сама формулировка вопроса не дает, на наш взгляд, достаточных оснований приписывать ему широту, которой он не имеет, потому что ведь ставится он не о том, как именно (портретно или не портретно) изображать не святых людей, а о том, допустимо ли их изображение на иконе. Именно так он и формулирован: «Достоит ли» их писать? Поэтому нам кажется, что Н.Покровский прав, скорее, тогда, когда объясняет причину возникновения этого вопроса тем, что присутствие и обилие не святых людей на иконах могло смущать верующих и служить соблазном. К этому следует добавить и возможность критики таких изображений со стороны еретиков. . С. 168. . Покровский Н. Указ.соч., с. 356—357. . Некрасов А.И. Древнерусское изобразительное искусство. М., 1937, с. 278. . Того же мнения был и Н.В. Малицкий (см.: К истории композиции ветхозаветной Троицы//Семинариум Кондаковианум. II. Прага, 1927, с. 43). Конечно, определение Собора способствовало упрочению иконографии Троицы Андрея Рублева, делая ее в известной степени «каноническим образцом « (Малицкий Н., там же). Но все же нет никаких оснований видеть в этом предписании установление не канонического образца, а незыблемого иконографического шаблона, как это иногда понимается. . Н. Покровский в разборе соборного решения по этому вопросу допустил неточность, толкуя крестчатый нимб как принадлежность Божества (см.

http://sedmitza.ru/lib/text/440359/

797 . – Монашеская республика. (Из наблюдений и воспоминаний о Святой Горе Афонской). – ИВ, 1903, т. 92, с. 948–972; т. 93, с. 163–188. 798 . – Состояние монашества в Византийской Церкви с половины IX до начала XIII века (842–1204 гг.). Опыт церк.-ист. исслед. Казань, 1894. 536, XX, XII с. Гл. 3. Внешняя история монашества на Афоне до 1204 г.: с. 214–264. Использованы исследования и документы, обнародованные епископом Порфирием (Успенским) . Рец.: Красносельцев И. Ф. – ВВ. 1895. т. 2. вып. 1–2. отд. 2. с. 205–213. 799 . Соколов П. Русские монахи-археологи на Афоне. – МВед, 1890, 25, с. 7. 800 . Соловьев А. В. Греческие архонты в Сербском царстве XIV века. – «Byzantinoslavica». Прага, 1930, 2, с. 275–287. 801 . – История русского монашества на Афоне. – ЗРНИБ, 1932, вып. 7, с. 137–156. 802 . Софроний, архимандрит. Бедственное положение Хилендарской афонской обители. – «Странник», 1862, 6, отд. 4, с. 216. 803 . – Краткая история славяно-сербской Хилендарской Лавры на Святой Горе Афонской. 1. Основание Лавры. 2. Достопримечательности Лавры. СПб., 1862. 85 с. 804 . Софроний, иеромонах (Сахаров). Старец Силуан. Париж, 1952. 207 с. Эта книга является 2-м изданием. Первое изд. (нетипографское) вышло в 1948 г. Этим же автором письменные наставления старца частично были изданы в «Вестн. Рус. Западноевроп. Патриаршего Экзархата». См. также: Ведерников А. Светильник веры и любви... 138). Михаил, епископ (Чуб М.), Старец Силуан... 467). Михаил, епископ (Чуб М). Из поучений старца Силуана ... 466). 805 . Сперанский M. H. Из истории русско-славянских литературных связей. М., Учпедгиз, 1960. 235 с. Роль Афона в литературе; сведения об афонских рукописях: с. 19–20, 31–35, 41, 56–57 и др. 806 . – По поводу нового издания писаний Саввы Сербского . – «Byzantinoslavica». Прага, 1930, 2, с. 259–274. 807 . Список настоятелей Московского греческого Никольского монастыря со времени передачи его во владение Афонского ставропигиального Иверского Портаитского патриаршего и царского монастыря. Сообщ. Н. Д. – ЧОЛДП, 1877, кн. 1, с. 180.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Лядский С. Чествование Харьковского Епархиального Миссионера Арсения (Чаговцова), организатора паломничества в г. Белгород//Вера и разум. Журнал богословско-философский, 1913, т. III, 14, с. 273–277. Мак-Гахан В.Н. Посещение Нью-Йорка преосвященным Тихоном, епископом алеутским и аляскинским. (От нашего корреспондента.)...//Московские ведомости. – 1899. – 16 (28) июня; 17 (29) июня. Мальцев А. П. К пребыванию в Берлине, Потсдаме и Гамбурге Его Преосвященства Тихона, Епископа Алеутского и Северо-Американского, при возвращении к месту своего служения//АПВ, 1904, т. VIII, 7, с. 122–125. Маршрут поездки Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и Аляскинского, для обозрения Аляскинских церквей//АПВ, 1899, Т. III, 8, С. 234. «Мать мою, родимую Россию, уродуют». Письма К.П. Победоносцева С.Д. Шереметеву. Публикация Л. Шохина//Источник. Документы русской истории, 1996, 6 (25), с. 4–32. Мейендорф И. Ф. Русский епископат и церковная реформа (1905 г.)//Вестник русского христианского движения, 1977, 122 (III), с. 45 – 58. Мелъгунов С.П., К.П. Победоносцев в дни первой революции. (Неизданные письма к С.Д. Войту)//На чужой стороне. Историко-литературные сборники под редакцией С.П. Мельгунова , при ближайшем участии Е.А. Ляцкого и В.А. Мякотина. Прага – Берлин: Издание книгоиздательств «Ватага» (Берлин) и «Пламя» (Прага), 1924. Кн. VIII. С. 177 – 201. Мельников P.M . Крейсер «Варяг». 2-е изд.Л.: Судостроение, 1983. Местная хроника//Люблинские губернские ведомости. – 1905. – 20 сентября (3 октября). Мнения и отзывы//ЦВс, 1907, 14, ст. 451–453. Многострадальное путешествие//АПВ, 1901, т. V, 18, с. 387–388. N. Из Сан-Франциско. (Возвращение преосв. Тихона из поездки по епархии. – Из жизни православной церкви в Америке)//ЦВс, 1899, 42, ст. 1491–1492. N. N. Из Нью-Йорка. (Прибытие и встреча преосвященного Тихона, новоназначенного епископа алеутского и аляскинского)//ЦВс, 1898, 52, ст. 1819 – 1820. Награждение//АПВ, 1899, т. III, 15, с. 424. Награждения//АПВ, 1901, т. V, 13, с. 281.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

77 …бомбардировка Реймского собора. – Речь об артиллерийском обстреле 19 сентября 1914 г. Во время Первой мировой войны линия фронта проходила у г. Реймс, готический собор (XIII в.) представлял собой удобный ориентир для артиллеристов и был разрушен в результате обстрела. 78 «Логос» – международный журнал по философии культуры (М., 1910–1914; Прага, 1925), русский вариант одноименного немецкого издания. Его редактировали С.И. Гессен, Ф.А. Степун, Э.К. Метнер, Б.В. Яковенко, В.Э. Сеземан. См.: Полная библиография русского издания международного ежегодника по философии культуры «Логос» (Москва-Прага, 1910–1914, 1925)//Логос. 1991. 1. С. 186–190; Философское содержание русских журналов начала ХХ в.: Статьи, заметки и рецензии в литературно-общественных и философских изданиях 1901–1922 гг. Библиографический указатель/Отв. редактор А. А. Ермичев. СПб.: РХГИ, 2001.С. 113–130. 80 «Откуда вы этой чепухе научились?» – Неточно приведен эпизод из книги 10 «Мальчики» (гл. VI. Раннее развитие) романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» (1879–1880). У Достоевского: ««И если хотите, я не против Христа. Это была вполне гуманная личность, и живи он в наше время, он бы прямо примкнул к революционерам и, может быть, играл бы у них важную роль... Это даже непременно.» – «Ну где, где вы этого нахватались? С каким это дураком вы связались» – воскликнул Алеша». В романе Коле Красоткину 13 лет. 82 Доклад С.И. Гессена приводится здесь в кратком изложении из-за невозможности напечатать его полностью. Доклад этот входит в содержание сборника «Вопросы мировой войны» (Пгр. 1915 г. Изд. Прометей стр. 45) под заглавием «Идея нации». 83 Муретов Дмитрий Дмитриевич, публицист, сотрудник «Русской мысли», автор статей о национализме, народности, преподаватель Петровской женской гимназии. 85 Болдырев Николай Васильевич (1882–1929), юрист, публицист, приват-доцент Петербургского университета. 86 Шацкий Борис Евгеньевич (1889 или 1890–1941), юрист, экономист, публицист. До революции помощник присяжного поверенного, приват-доцент Петербургского университета, в 1919–1920 гг. профессор Тифлисского политехникума, с 1920 г. в эмиграции во Франции, с 1933 г. в Чили.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rel...

595 Петровский А. В. Апостольские литургии Восточной Церкви. СПб., 1897. (Магистерская диссертация); Речь перед защитой. – «Христианское чтение», 1898; История чина причащения в Восточной и Западной Церкви. – Там же, 1900; К истории последования Таинства Елеосвящения. – Там же. 1903. См. его же работы о чинах Крещения, Венчания, об особенностях древней литургической практики – в журнале «Христианское чтение». 1904–1912 гг. 597 Кондаков Н. П. История византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей. Одесса, 1876; Современное положение русской народной иконописи. СПб., 1901; Иконы Синайской и Афонской коллекций Преосвященного Порфирия. СПб., 1902; Памятники христианского искусства на Афоне. СПб., 1902; Лицевой иконописный подлинник. Исторический и иконографический очерк. Т. I. Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. СПб., 1905. Репринт: М., 1999; Иконография Богоматери. Связи греческой и русской иконописи с итальянской живописью раннего Возрождения. СПб., 1910. Репринт: М., 1999; Иконография Богоматери. Т. 1–2. СПб., 1914–1915. Репринт: Т. 1–2. М., 1998; – Из других его работ см.: Византийские церкви и памятники Константинополя. Одесса, 1886; Очерк истории греческого искусства. Одесса, 1887; О научных задачах истории древнерусского искусства. СПб., 1899; Очерки и заметки по истории средневекового искусства и культуры, Прага, 1929; Воспоминания и думы. Прага, 1927. – О нем: В. Н. Лазарев. Н. П. Кондаков (1844–1925). М., 1925. (Там же, полная библиография). 598 Редин Е. К. Материалы для византийской и древнерусской иконографии. Вып. 1–3. М., 1893; Мозаика Равеннских церквей. СПб., 1896; Икона «Недреманное Око». Вып. 1–2. Харьков, 1901–1902; О лицевых синодиках. Харьков, 1902; Голгофский Крест в лицевых рукописях сочинения Козьмы Индикоплова. СПб., 1905; Христианская топография Козьмы Индикоплова по греческим и русским спискам. (Посмертное издание./Под ред. и с пред. Д. В. Айналова). Часть 1. М., 1916. – О нем: Памяти профессора Егора Кузьмича Редина († 1908). Харьков, 1913.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

После начала Первой мировой войны австрийские власти стали с еще большей неприязнью относиться к живущим в Праге русским. Особенно их раздражало то, что в самом центре Праги о. Николай молился о победе русского оружия. 7 августа 1914 его арестовали и доставили в Вену, заключили в одиночную камеру в «башне смерти». Почти два года арестованный ждал суда. Вынеся приговор, австрийские власти решили обменять о. Николая на интернированного в России униатского митрополита Андрея Шептицкого. Последние годы жизни о. Николай провел в Петрограде. В память о нем на одной из колонн, слева от входа в храм, со стороны Карповой улицы, повешена доска с надписью на чешском языке: «Мученик за православную веру и верность славянству протоиерей, в 1901–1914 настоятель этого храма, отец Николай Рыжков. 26.9.1868 – 6.2.1920». В 1916 под давлением австрийцев городская дума расторгла договор аренды, и храм был обращен в гарнизонный костел. Значительную часть богатого убранства расхитили или реквизировали, колокола сняли. После большевистского переворота Прага сделалась одним из главных центров русской эмиграции. Правительство охотно принимало беженцев из России, развернув для них широкую программу помощи под названием «Русская акция». В стране действовали многочисленные русские учебные и научные учреждения, в работе которых принимали участие: Н. П. Кондаков, Н. О. Лосский, П. И. Новгородцев, А. А. Кизеветтер, И. И. Лапшин, Д. И. Чижевский, Н. Е. Осипов и многие другие крупные ученые. В 1919 богослужения в Никольском соборе возобновились. Однако поскольку городские власти сдали здание в аренду Национальной Чешской (Гуситской) церкви, православным пришлось служить в свободное от протестантских служб время. Не было престола, иконостас ставили перед каждой службой и убирали по ее окончании. Временный настоятель прот. Алексий Ванек не имел никаких прав. Только зимой 1921 регулярные богослужения возобновились, а в следующем году настоятелем стал епископ пражский Сергий (Королев). По воспоминаниям митрополита Евлогия (Георгиевского), «приходская жизнь под водительством владыки Сергия забила ключом. Скромный, простой, смиренный, Преосвященный Сергий обладал редким даром сплачивать вокруг себя людей самых противоположных: знатные и незнатные, ученые и неученые, богатые и бедные, правые и левые – все объединялись вокруг него в дружную семью». Одновременно появился профессиональный хор под руководством Ф. Ф. Никишина.

http://sobory.ru/article/?object=31434

2685 Перевод вместе со статьей были затребованы у Грегуара 2686 и, по-видимому, посланы Вернадскому в США. Помимо издания научного наследия Кондакова Семинарий, а впоследствии и Институт, поставил перед собой задачу сохранения и дальнейшего развития той традиции в изучении культурного прошлого России, основателем которой был Кондаков. Предметом занятий членов Семинария были главным образом византиноведение, иконоведение и кочевниковедение. По словам Калитинского, «изучение иконы как памятника истории искусства и религиозно-бытового явления в задуманном нами плане касается вопросов о приносимых византийских оригиналах и о степени достоверности сообщений древних сказаний и легенд». 2687 В 1928 г. было положено начало серии «Зографика», посвященной памятникам иконописи. Главной задачей предпринятой серии являлось предоставление возможности изучать материал, касающийся иконописи; основное внимание уделялось воспроизведению памятников, а сопутствующий репродукциям текст имел фактологический характер. Редактирование этой серии было поручено H. М. Беляеву; ее первый выпуск был посвящен древнейшему памятнику иконописи в России – Владимирской иконе Божьей Матери. Текст был написан московским профессором А. И. Анисимовым, а цветная репродукция, исполненная в Праге, впервые воспроизводила лики знаменитой иконы в натуральную величину. 2688 После Владимирской иконы Божьей Матери были опубликованы исследования А. Н. Грабара «Нерукотворный образ Ланского Спаса» (Прага, 1930) и H. М. Беляева «Икона Божией Матери Умиления из собрания Солдатенковых» (Прага, 1932). Книги в серии «Зографика» сразу становились достоянием широких научных кругов на Западе благодаря тому, что они выходили одновременно на двух языках, русском и английском (их переводом на английский обычно занимались Н. Г. Яшвиль и T. Н. Родзянко). 2689 Семинарий, а позже Институт, стал центром изучения русской иконы не только благодаря серии своих изданий; важную роль в этом сыграла деятельность Яшвиль и Родзянко, которые интересовались практическим изучением и популяризацией иконописи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

" Пражский период " жизни протоиерея Сергия Булгакова (1923-1925) Прот. С. Булгаков. Прага, 1923-25 гг. Прот. С. Булгаков. Прага, 1923-25 гг. Известный русский религиозный философ Сергей Николаевич Булгаков (1871-1944) принял священный сан летом 1918 года. По благословению Святейшего Патриарха Тихона епископ Феодор (Поздеевский) в Троицын день (23 июня по новому стилю) в Московском Даниловом монастыре рукоположил Сергея Николаевича во диакона, а в Духов день - во иерея. После этого отец Сергий был приписан к храму Ильи Обыденного в Обыденском переулке в Москве. Однако уже в июле 1918 года тревожные слухи, доходившие из Крыма, где тогда находилась его семья, заставили отца Сергия покинуть Москву. Он надеялся вернуться в Москву через месяц, но этим планам не суждено было сбыться. Приехав в Крым, отец Сергий обосновался в Симферополе. Он преподавал здесь богословие и политэкономию в Таврическом университете, а также служил в Ялтинском соборе. Прот. С. Булгаков. Крым, 1920 г. Прот. С. Булгаков. Крым, 1920 г. После ухода из Крыма Белой армии отец Сергий остался в России. Однако распоряжением новой власти он был уволен из университета, а в декабре 1922 года " бессрочно " выслан за пределы Советской России. Ему не суждено было вернуться на Родину. Более 20 лет отец Сергий провел в эмиграции, из которых два года он прожил в Праге. " Пражскому " периоду его жизни и посвящена наша небольшая статья. После высылки из Крыма протоиерей Сергий Булгаков сначала перебрался в Константинополь, а потом стал искать возможности переехать в какую-нибудь европейскую страну. К 1923 году одним из крупнейших центров русской эмиграции стала Чехословакия. На рубеже 1920-21 годов после эвакуации из Новороссийска и Крыма армии Врангеля российские общественные деятели из числа беженцев обратились к чехословацкому правительству с просьбой предоставить нескольким тысячам русских эмигрантов возможность переселиться в молодую славянскую республику . В ответ на эту просьбу в Чехословакии был разработан план " русской акции " (чеш.

http://pravoslavie.ru/5240.html

Кирилло-Мефодий библиография 1934–1940. София. 1942. Ст. Мат. Биб. I. 1931. Мат. Биб. II. Бл. 1941. ПОСНОВ, Михаил Эиануилович. 1873–1931. Родился в Рязанской губ. Окончил Киевскую Духовную Академию. Приват-Доцент Киевского университета 1908. Профессор по истории древней Церкви 1913–19 • Профессор догматики и истории Церкви в Софийской Духовной Академии 1919–31. Умер в Софии 13 октября. Митроп. Антоний, как православный богослов-догматист. Варш. 1929. История христианской Церкви. Брюссель. 1964. стр. 613. ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ Василий Васильевич. (1897–1946) Магистр истории. Педагог. Один из руководителей Русского Студенческого Христианского Движения в Прибалтике, и лектор на его съездах. При занятии Риги советскими властями, арестован агентами КГБ. Погиб в одном из лагерей. Светлой памяти В. В. Болотова 1854–1900. Рига. 1929. Христианство и дохристианские религии. Рига. 1934. Избранные жития святых. Печеры. 1938. Ст. Мат. Биб. II. БЛ. 1941. ПУШКАРЕВ Сергей Германович. (1888) Родился 26 июля в Слободе Казацкой Курской губ. В 1907 г. поступил на историко-филологический факультет Харьковского университета. С 1910 по 1914– учился в немецких университетах. Окончил Харьковский университет в 1918 г. Оставлен для подготовки к профессорскому званию. Сражался в рядах Белой Армии. Магистр. Прага, 1924. Приват-доцент Русского Свободного университета. Секретарь академической группы, член Славянского Института, сотрудник платный Чешской Академии Наук. В 1945 уехал в зону американской оккупации и 4 года хил в лагерях «Ди-Пи». Переехал в Америку 1949, где преподавал русский язык в различных университетах. С 1957 работает над сборником источников по русской истории под реакцией профессора Вернадского. Кроме научных статей в чешских журналах и в «Записках русского Научно-Исследовательского Объединения» в Праге также издал: Очерк истории крестьянского самоуправления в России. Прага. 1924. Свято-Троицкая Лавра. Пр. 1928. Роль православие Церкви в истории русской культуры. Ладомирово. 1938. Обзор русской истории. Н-Й. 1953. стр. 509.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010