Среди научно-богословских журналов, издававшихся духовными академиями в России в XIX — начале ХХ вв., особое место занимали «Труды Киевской духовной академии». Благодаря этому изданию российский читатель получил доступ к русским переводам церковных писателей Западной Церкви, а также ряда библейских книг. На страницах журнала увидели свет многие исследования в области церковной истории, богословия и библеистики, не утратившие своего значения и по сей день. Историческому пути «Трудов» посвящен очерк проректора КДА по научно-богословской работе, доцента Владимира Буреги. 1 декабря в рамках торжественного открытия XVI Международных Могилянских чтений состоялась презентация книги «Записки святителя Петра Могили». Портал «Богослов.Ru» публикует вторую часть статьи проректора Киевской духовной академии доцента Владимира Буреги, посвященную каноническому статусу русского эмигрантского прихода в Праге. Эта часть посвящена сложному периоду Второй мировой войны и первым послереволюционным годам. В этот период русский приход прошел непростой путь от временного подчинения Русской Православной Церкви Заграницей к возращению в юрисдикцию Московского Патриархата, а впоследствии вошел в состав автокефальной Чехословацкой Православной Церкви. В 1920-30 годы Чехословакия стала одним из главных центров русской эмиграции, а Прага по праву стяжала славу «русского Оксфорда». О культурной и научной жизни русской эмиграции в Чехословакии написано множество книг и статей. При этом гораздо менее известна церковная жизнь русской эмиграции в Чехословакии. Портал «Богослов.Ru» публикует статью проректора Киевской духовной академии доцента Владимира Буреги, посвященную непростому вопросу о каноническом статусе русского эмигрантского прихода в Праге. Эта публикация тематически продолжает статью, посвященную «русской акции» Чехословацкого правительства . Девяносто лет тому назад в июле 1921 года Чехословацкое правительство приняло решение о проведении масштабной акции помощи русским эмигрантам. В течение 1920-30-х годов граждане бывшей Российской империи, оказавшиеся за пределами Родины, получали в Чехословакии заметную материальную поддержку, и потому Прага стала одним из главных центров русского зарубежья. О причинах проведения «русской акции» и о ее влиянии на церковную жизнь эмиграции в Чехословакии повествуется в статье проректора Киевской духовной академии доцента Владимира Буреги.

http://bogoslov.ru/person/261580

И, действительно, по определению Военной Коллегии Верховного Суда СССР от 5 февраля 1946 года приговор Военного Трибунала от 27–30 июня 1945 года был отменен. Определенную роль сыграло ходатайство наместника Русской Православной Церкви в Праге епископа Сергия и то, что во время войны архимандрит не оказывал помощи немецко-фашистским захватчикам, а также то, что его прошлая враждебная деятельность против СССР перестала представлять опасность. 14 Существенную роль сыграло прошение архимандрита Исаакия, написанное им на имя Святейшего Патриарха Алексия I. В Праге к декабрю 1945 года уже многие знали, где находится их духовный отец архимандрит Исаакий. Были опубликованы стихи как приветствие к нему от пражских прихожан. Наставник дорогой, предстатель наш пред Богом, Отец духовный наш и милосердный брат, Прими земной поклон исполненных тревогой Твоих духовных чад. Ты был для нас прибежище в печали И чуткий друг в круговороте бед. Глаза твои нам кротостью сияли, Как ясный тихий свет. В простых словах, не мудрствуя лукаво, Умел ты души для добра открыть. Невольную вину умел судить ты здраво, Умел ты и простить. В порыве благостном любви и утешенья Ответную слезу ты уронил не раз, Над гробом близких нам свершая погребенье, Любовью ободряя нас. В семье пражан уж знал ребенок всякий, Вся Прага знала из конца в конец, Что есть у нас заступник Исаакий, Духовный друг, отец. Михаил Краснов. Прага, декабрь 1945 Что же предшествовало этому неожиданному освобождению? Какая сила отодвинула гигантскую глыбу, которая зовется КАРЛАГ? Эта сила – сила Всемилостивого Бога. Митрополит Евлогий (Георгиевский) на склоне своих лет был болен. Он видел на своем месте Экзарха Православных Русских Церквей Западной Европы только епископа Сергия (Королева) и соответственно на его месте – в епископском сане архимандрита Исаакия. При встречах Владыка Сергий, приезжая в Париж к митрополиту Евлогию, привозил краткие известия об архимандрите Исаакии. Митрополит знал, в каких тяжелейших тюремных условиях, на грани жизни и смерти, да еще так далеко – «в диких степях Казахстана», находился отец Исаакий.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

64 Л. Гейтлер считает вероятным, что установление этого типа было связано с буллой 1248 г. папы Иннокентия IV (L. Geitler. Die alban. und slav. Schriften ect. p. 148). 65 И. Ягич. Мариинское Четвероевангелие. С.-Петербург 1883 г., стр. 424; V. Vondrák, Altkirchenslawische Grammatik. Berlin. 1900. p. 12. 66 V. Jagi. Gradja za glagolsku paleografiju (Rad. 1868. kn. II); V. Jagi. Grškoviev odlomak glagolskog apostola (Starine ect. Zahreb. 1803. kn. XXVI). 67 В. Ганка. Сазаво-Еммауское св. Благовествование, ныне же Ремьское. Прага. I846; ср., напр., J. Broz. I. с. sv. II. р. 77. 68 О существовании у хорватов, отдельной Псалтири, т.е. не в бревиарной форме (в которой она теперь сохраняется), есть указание Рафаила Леваковича, известного справщика богослужебных хорватских, книг. В 1634 г. он добыл такую Псалтирь от Ивана Томка Мрнавича; её списал некий поп Николай Рабский (с о. Раба) в 1222 г. с подлинника, который был писан по поручение последнего Солинского архиепископа Феодора (880–899 г.): см. Šafaik. Рататку ect. p. LI; J. Broz. I. с. sv. II. pp. 62–63. Никаких следов этой Псалтири в б-ке Римской Пропаганды не сохранилось (Arch. f. sl. Ph. XXV, 1, p. 4). О двух таких же Псалтирях упоминает Шафарик: одна, писанная Иваном Жаканом в Сьене 1359 г., находится в б–ке Лобковичей (Прага), другая 1463 г. – в Венской придворной б-ке (Рататку ect. p. LI). В старых церковных инвентарях нередко перечисляются и псалтири, как отдельные книги; напр., в инвентаре 1493 г. Врбницкой церкви (J. Broz. 1. с. sv. II. p. 106). 69 Достоверно известно, что бенедиктинцы совершали богослужение на славянском языке ещё до Сплетского собора 1059 г., между тем они ведь были строгие католики; поэтому возможно – предполагает проф. Броз – что у них славянские миссал и часослов были и до этого года (./. Broz. 1. с. р. 111). Конечно, возможно, как возможно и то, что Венские листки представляют отрывок именно древнего бенедиктинского миссала. 70 Проф. И. Броз полагает, что начало перехода хорватов от восточного обряда к западному следует относить ко второй половине XI, a завершение к XIII–мy и даже – насколько можно понять из дальнейшего изложения – к половине XIII–ro. Следует пожалеть, что автор не подтвердил этой важной мысли какими-либо соображениями (J. Broz, 1 с. р. 110–111).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Miha...

На всех этапах этого нелегкого пути – София, Прага, Париж, а во время войны – Югославия и затем снова Прага и Париж – отец Георгий проявлял разностороннюю деятельность: занимался преподаванием философии студентам университетов, писал статьи для журналов, принимал участие в организации Богословского института Преподобного Сергия Радонежского в Париже, где читал курс патрологии. Его лекции были изданы в Париже в двух книгах: «Восточные отцы IV века» (1931) и «Византийские отцы V-VIII веков» (1933). По этим замечательным книгам, как и по другим его трудам, появившимся в те годы, можно видеть, что их даровитый автор недолго пленялся философским умозрением и, рано освободившись от искуса внешней мудрости, всецело и бесповоротно отдал себя богословию, которое каждой исторической эпохой призывается к решению насущных вопросов христианской жизни. Продолжая в своем богословствовании традиции святых отцов, применительно к состоянию и нуждам христианства в наше время, отец Георгий, естественно, не мог остаться вне экуменического движения и активно включился в него еще в годы своих скитаний по Европе. Эту деятельность он продолжил и в США, куда переехал в 1948 г. Там предметом приложения многосторонних духовных дарований отца Георгия стала Свято-Владимирская семинария близ Нью-Йорка, в которой ему была предоставлена кафедра патрологии и догматического богословия, а затем и должность декана, позволившая ему преобразовать эту духовную школу по своему плану. С этой деятельностью он совмещал не только научную работу, но и заботы по изданию журнала семинарии, и руководство несколькими научными обществами, чтение лекций в Колумбийском университете и Объединенной Богословской семинарии, и активное участие во многих экуменических начинаниях. В 1955 г. отец Георгий оставил семинарию и перешел для чтения лекций в греческую Богословскую школу Святого Креста в Бруклайне. Затем он принял приглашения занять кафедру истории Восточной Церкви на богословском факультете Гарвардского университета. В 1964 г. он вышел на пенсию, оставаясь почетным профессором этого университета, и преподавал славистику и историю славянских Церквей в Принстонском университете. Он также был избран почетным членом Американской Академии искусств и наук. С кафедр различных экуменических симпозиумов и ассамблей он почти до самой кончины продолжал свидетельствовать истину Православия как живого и непрерывного Предания, воплощаемого в жизни Церкви Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Щербей Николай. Мармарош и Православие. Ужгород, 1938. Щербей Николай, прот. Краткие данные о возникновении отдельных епархий Православной Церкви в Чехословакии//«Ежегодник». Прага, 1960. На чешском и словацком языках Farskí a Kalous. eskoslovensky katechismus. Praha, 1924. Gorazd (Pavlík), his. O krizi v cirkvi eskoslovenské. Praha, 1924. Corazd, bis. O úkolech a orientaci církve eskoslovenské. Olomouc, 1922. Grigorovic Vladimír. Pravoslavná cirkev v Republice eskoslovenské (druhé " opravené vydáni). Praha, 1928. Hopko V., dz. Grecko-katolická cirkev. Prešov, 1946. Kadlec Jaroslav. Bizantske krestanstvi u slovanských národu. Praha, 1946. Mejhes M. Pravoslávne hnuti na Podkarpatské " Rusi. «Sborník». Praha, 1923. Popradov P. Ppdkarpadske pravoslaví. «Sborník». Bratislava, 1936. Sbory Církve eskoslovenské. Edice Blahoslav, 1953. Varvinek Vladimír. Cirkevní misie v dejinách Velke Moravy. Praha, 1963. Примечание . Разнобой в написании Чехословакия (Чехо-Словакия) обусловлен государственными изменениями на территории прежней Чехословацкой Республики. (Прим, ред.) . Новак Г., прот. Православная Церковь в ЧССР//Ежегодник Православной Церкви в Чехословакии. 1960. С. 103. . Новак Г., прот., д-р. Православие в Чехословакии и «Журнал Московской Патриархии».//ЖМП. 1974. 4. С. 51. . Дорофей, Митрополит Пражский и всея Чехословакии. Насильственное введение униив Закарпатье в 1646 -1649 гг. Развитие Православной Церкви до сего дня в Закарпатьеи Чехословакии. Ч. И. Прага, 1966. С.576. . Бескид Н.А., д-р. Карпаторусская древность. Ужгород, 1928. С. 107 и 127. . Grigomvil Vladimir. Pravoslávna cirkev v Republice eskoslovenské. Praha, 1928, Str. 36 . Чешское торжество Православия. К. тридцатилетию воссоединения с Православной Церковью первой группы чехов (1 окт. 1870- 1 окт. 1900). СПб., 1901. С. 7-8. . См. текст обвинительного акта у Гильфердинга А. Гус и его отношение к ПравославнойЦеркви. СПб., 1893. С. 15-17. . Ежегодник Православной Церкви в Чехословакии. 1960. С. 105. . Макушев Викентий Васильевич (1837-1883). Материалы к работам: «Западные славяне», «Современное положение западных славян», «Будущность славян»...(1870-1880-е годы). См. Отдел рукописей Российской Государственной библиотеки. Ф. 156 В.М Картон 1, л. 9.

http://sedmitza.ru/lib/text/441225/

Не взыщите же, владыка святый! Писал я Вам и 8/21 апреля, делился мыслями о значении работы по исправлению Месяцеслова Русских святых. Получено ли Вами это мое письмо? Да поможет Вам Господь Бог в трудах Ваших! Был бы счастлив получить от Вас и письменную (в дополнение к печатной) весточку! Еще раз благодарю Вас за все! Испрашивая Ваших святых молитв, остаюсь, владыка святый, преданным и благодарным духовным сыном Вашим. П. Савицкий. Владыка святый! Может ли мирянин называть себя «недостойным», если он действительно не достоин. Один мой здешний друг, крепко православный, поставил это под сомнение, считая, что «недостойным» может называть себя только монах. Д. 33. Л. 100–101 об. Подлинник. Машинопись. 28. 12 июня 1958 г. Прага, 12 июня 1958 г. Преп. Исаакия Далматского. Храмовой праздник Исаакиевского собора День рождения Петра Алексеевича Ваше Преосвященство, владыка святый, дорогой наставник и друг, очень томлюсь без вестей от Вас. Получены ли Вами мои письма от 20 апреля (о почитании памяти митр[ополита] Константина), 28/IV, от 20-го, 24.V и затем 23 мая, 29/V и дошли ли до Вас три листочка моей «философской» лирики (29 стихотворений)? Снова у меня к Вам дерзновенная просьба. В православной русской женской обители под Парижем священствует мой друг, товарищ по гимназии (на одной парте сидели), а ныне архимандрит Евфимий. Он знает о Вас и хотел бы служить в соответствии с Вами данными богослужебными указаниями. Не могли ли бы Вы распорядиться о высылке мне еще одного экземпляра «Богослужебных указаний на 1958 г.». А я бы переслал его о. Евфимию. Со своим – единственным – экземпляром не могу расстаться даже ради о. Евфимия. – Простите, Христа ради, за дерзновенную просьбу и отзовитесь на письма! Испрашивая Ваших святых молитв, остаюсь с любовию духовный сын Ваш П. Савицкий. Д. 34. С. 13. Подлинник. Автограф. 29. 23 мая 1958 г. Прага, 10/23мая 1958 г. Ап. Симона Зилота Ваше Преосвященство, владыка святый, дорогой наставник и друг, вчера, на Вознесенье, в нашей «домовой» церкви свят[ителя] Николая торжественно отмечалось 25-летие служения в иерейском сане о. Михаила Васнецова.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

. Острогорский Г Соединение вопроса о святых иконах с христологической догматикой православных апологетов раннего периода иконоборчества//Семинариум Кондаковианум. Прага, 1927, с.36. . Там же, с 44, примеч. , P.G. 98, 164-193, 156-161, 161-164. , P.G. 98, 80 А. . Острогорский Г. Основы спора об иконах//Семинариум Кондаковианум. II. Прага, 1928, с. 48 . Деяния Вселенских Соборов. Т. VII. Деяние 6-е, с. 484. Манси XIII, 264. . Острогорский Г. Указ.соч., с. 48. . Третье Слово в защиту святых икон, m.XVI. P.G. 94,1, 1337. . P.G. 100, 225. . P.G. 100, 227 (цит. Острогорским Г. Указ.соч., с. 49). . P.G. 99, 341 В. . P.G. 100,227 В. . Острогорский Г. Указ.соч., с 50-51. . Орос иконоборческого собора (сокращено). См.: Хефеле. История Соборов. Париж, 1910, с. 697—703 (по-французски). . Острогорский Г. Указ.соч., с. 50, первая сноска. . Третье Опровержение. Гл. XXXIV P.G. 99, 405 В . Точное изложение православной веры. Гл. V: о числе естеств. P.G. 94,1004 А. . Слово «личность» (ипостась) имеет в Православии иное значение, нежели в повседневном языке, где оно является синонимом индивида. Тем, кто хочет иметь более полное представление о православном учении о природе, личности и благодати, мы рекомендуем труды: Лосский В. Мистическое богословие Восточной Церкви (Paris, 1944); Он же. По образу и подобию Божию (Paris, 1967 [Aubier-Montaigne]). . Манси, III, 324. . Преподобный Иоанн Дамаскин. Добавления к Первому слову в защиту святых икон. Толкование на добавление 5-е (св. Василия Великого). P.G, 94,1,1256 А. . Опровержение 3-е. Гл. Ill, 7. Р G. 99, 424. . Первое слово в защиту святых икон. Гл. XIX. P.G. 94,1, 1249. . Там же, гл. XVI, кол. 1245. . См.: Флоровский Г. Византийские Отцы V—VIII веков. Париж, 1933. Гл. Защита святых икон . Шестое деяние. Там же, с. 486. Манси XIII, 268. . Деяния, с 486—488; Манси XIII, 269. . Опровержение 1-е. Гл. X. P.G. 99, 340. . Второе слово в защиту святых икон. Гл. XIV. P.G. 94,1,1300. . Как явствует из постановки вопроса иконоборцами и ответа православных, во время иконоборчества еще не было чина освящения икон. Для нас это обстоятельство представляет большой интерес, так как ответ православных имеет отношение к существующей у нас практике освящения икон. Нужно сказать, что чин этот у нас, к сожалению, не всегда понимается верующими правильно. Они часто приносят в храм картину с религиозным сюжетом, которая иконой ни в какой мере не является, и думают, что если священник ее освятит, то она от этого станет иконой. Но чин освящения не есть магическая формула, превращающая один предмет в другой: изображение, которое иконой не является, от освящения ею стать не может.

http://sedmitza.ru/lib/text/440344/

Остроухов Петр Александрович Родился в 1885 г. в Рязани. Окончил гимназию в Красноярске в 1903 г., экономическое отделение Санкт-Петербургского политехнического института, за дипломную работу был удостоен звания кандидата экономических наук и оставлен при кафедре политэкономии для подготовки к профессорскому званию. В 1916–1918 гг. преподавал в Политехническом институте и руководил практическими занятиями по теории хозяйственного быта России. Одновременно преподавал политэкономию в Выборгском 8-классном коммерческом училище Петрограда и по поручению Нижегородского ярмарочного комитета собирал материалы по истории торговли на Нижегородской ярмарке в XIX в. С 1920 г. в эмиграции в Чехословакии (Прага). Преподавал на Русском юридическом факультете. В 1922–1944 гг. преподавал в Русском народном, затем в Свободном университете (Прага). Принимал участие в работе его музейной комиссии. Председатель Русского исторического общества в Праге, в 1941–1945 гг. участвовал в работе Русской ученой академии в Праге, в 1941–1943 гг. работал в Объединенном русском профсоюзе в Чехословакии (1941) и в Русском православном приходе церкви св. Николая в Праге. Скончался в 1965 г. 1. 23 июля 1957 г. Ваше Преосвященство, глубокочтимый Владыко. Прежде всего позвольте мне от всего сердца поблагодарить Вас за благословение и привет, которые вы мне послали в письме к Петру Николаевичу 223 . Через П[етра] Н[иколаевича] мы познакомились, хотя никогда друг друга не видели. Я уже много лет, с благословения приснопамятного Владыки Сергия 224 (недавно в Бозе почившего архиепископа Казанского), читаю и прислуживаю, как доброволец, в нашей домовой Николаевской церкви по субботам и воскресеньям, а если позволяет работа, то и по иным праздникам. Меня влечет к себе наша православная служба с гимназических лет, я испытываю восторг перед ее величием. Я каждый день благодарю Бога за то, что Он дал мне возможность хоть под конец жизни (ведь мне уже 72 года) принимать скромное участие в богослужении в качестве чтеца. Вот с пением у меня плохо: голос есть, а слух неважен.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

647 Таким образом, обычай первенствующей Церкви оказывать снисхождение (indulgentiam dare) кающимся совершенно искажен. Вместо того, чтобы только смягчать эпитимии, сокращать время отлучения от св. тайн, он преобразован в средство заменять собою дела благочестия христианского. 649 В то самое время, как латины выдумали сокровищницу сверхдолжных дел, два единоверца их, Дуранд и Франциск Майрон, справедливо говорили против нее; но слова их не принесли, в сожалению, никакой пользы. Беллармин. Прен. прот. современ. еретик, т. 3, стр. 649. Прага, 1721 г. 650 Тем богопротивнее говорить, что заслуги святых входят в сокровищницу в качестве adminiculi или cumuli, чтобы от них была большая честь и слава заслугам Христовым (Перрон. Богосл. чтен. т. 2, стр. 407. Брюссель, 1848 г.). Как будто звезды могут увеличить свет солнечный! 655 Св. Амврос. медиол. О падения девы, посвят. себя Богу, ст. 8: воскр. чтен. год. 18, стр. 462. Киев, 1854–1855 г. 657 Св. Васил. велик. Бесед. на Пс. 48 : твор. ч. 1, стр. 358. 359 и след. Москва, 1845 г. Посему напрасно, чтобы отстоять противную мысль, защитники индульгенций стараются различать в каждом добром деле святых силу заслуги (meriti) и силу удовлетворения (satisfactionis) и затем утверждать, что как заслуги, они служат в пользу только виновнику их (стяжевая ему жизнь вечную), а как удовлетворения – не только ему (удовлетворяя правде Божией за его грехи), но и (если их более, нежели сколько потребно для сего удовлетворения) другим людям (Беллармин. Прен. прот. соврем. еретик. т. 3, стр. 649–652. Прага, 1721 г.). Какую бы силу ни имели добрые дела святых, сами по себе они, как плод их собственного подвижничества, вспомоществуемого благодатию (Гал. 5:22), суть только доказательство их жизни по вере и плоды им вверенного таланта благодати, след. личное достояние самых виновников их (Рим. 2:6, 7; Ефес. 6:8); а что касается других людей, то дела эти служат для них прямою укоризною в неправом образе их жизни (Прем. 5:1–13). Не говорим уже, что при указанном различении силы в делах святых остается не решенным, как могут быть у людей дела удовлетворения правде Божией за других, когда они не в состоянии удовлетворить ей и за самих себя; как могут быть у них хотя бы и такого рода дела сверхдолжные, когда каждый из них, исполнив все повеленное ему, должен почитать себя рабом неключимым (Лк. 17:10), и как такие дела могут пользовать грешникам, когда каждый из них, обратившись от всех беззаконий своих, яже сотворил, сам должен сохранить все заповеди Господни, и сотворить суд и правду и милость, чтобы жизнию пожить и не умереть (Иезек. 18, 21).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

. Чешское торжество Православия... СПб., 1901. С. 11-12. . Там же. С. 16. . Майков А.Н. Полное собрание сочинений. СПб.: Изд. т-ва А. Ф. Маркс. Т. 2. С. 193. . Григорович В. Указ. соч. С. 41. . Чешское торжество Православия. Указ. изд. С. 20. . История Православной Христианской Церкви. Прага, 1950. С. 70. . «Церковная Правда». 1914. 3. С. 84, 86. . Сенюк Д.О., проф., д-р. Митрофорный протоиерей Андрей Шлепецкий. Краткий очерк жизни и деятельности. Прешов, 1967. С Л 71. . Митрополит Лорофем. Епископ Горазд — архипастырь-патриот//ЖМП. 1967. 9. С. 58. . См. митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим. К. юбилею Патриарха Чехословацкой Церкви Гуситской. Юбилейный сборник. Прага, 1977. С. 1-2. . Архимандрит Савватий (в миру Антонин Врабец) родился в 1880 г. в Праге, где окончил реальную гимназию, а затем православную семинарию в Уфе. В 1902 г. принял монашество и был рукоположен в иеродиакона, а в 1907 г. — в сан иеромонаха. В том же году он окончил Киевскую Духовную Академию и был направлен в качестве миссионера к волынским чехам. В 1914 г. возведен в сан архимандрита. В 1919 г. Святейшим Патриархом Тихоном награжден грамотой. В 1920 г. назначен заместителем Волынского епископа и ректором Холмской Духовной Семинарии. В 1921 г. архимандрит Савватий по просьбе Чешской православной общины в Праге возвратился на родину. Нет данных о том, получил ли он отпускную грамоту от Русской Православной Церкви, клириком которой он состоял. В это время уже был разработан статут общины, согласно которому главой общины должен быть епископ. Умер Савватий, «Архиепископ Пражский и всея Чехословакии», в ноябре 1959 г. Блаженнейший митрополит Иоанн совершил его погребение, на котором присутствовало около 15 человек, знакомых скончавшегося. . См, о нем статью прот. д-ра Г. Новака. Неутомимый труженик на ниве Христовой//ЖМП. 1977. 2-3. . ЖМП. 1967. 9. С. 61-62. . Новак Г., прот., д-р. Неутомимый труженик на ниве Христовой//ЖМП. 1977. 3.С. 50. . Брянцев Георгий. Это было в Праге. Минск, 1956. С. 277.

http://sedmitza.ru/lib/text/441225/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010