протоиерей Александр Шабанов Литература Августин Блаженный . О христианской борьбе. – М., 2010. Аверинцев С.С. Судьбы европейской культурной традиции...//Из истории культуры средних веков. – М., 1976. Аверинцев С.С. Многоценная жемчужина. Литературное творчество сирийцев, коптов и ромеев в I тыс. н.э. – М., 1994. «Альфа и Омега». – 2000. – 1. Анучин Д. О судьбе Колумба. Землеведение. – 1891. (Кн. 1) Бородин О., Гукова С. История географической мысли в Византии. – СПб., 2000. Василевский В.Г. Труды. – СПб., 1908. – Т. 1. – С. 322. Голан А. Миф и символ. – М., 1993. Гуревич А. Средневековый мир. – М., 1999. Дитмар А.Б. От Птолемея до Колумба. – М., 1989. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифах и Кавказе. Сборн. под ред. В.В. Латышева. – СПб, 1890. Иоанн Златоуст . Комментарий на Книгу Иова. – «СоттеП:апш in Iob». Eds. U. Hagedorn, D. Hagedorn. PTS 35 (1990): 1 – 200. TLG 2062.505. Ирландские саги. – М.-Л., 1961. История русской литературы X – XVII вв./Под ред. Д.С. Лихачёва. – М., 1980. Йейтс У.Б. Видение. – М., 2000. Карсавин Л.П. История христианского монашества. – М., 1932. Кириллин В.М. Символика чисел в Древней Руси. – СПб., 2000. Крачковский И.Ю. Арабская географическая литература. – М., 2002. Кузьмин А.Г. Летописи и хроники. Сборник. – М., 1974. Кэррингтон Р. Биография моря. – Л., 1964. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. – М., 1992. Мильков В.В., Симонов Р.А. Кирик Новгородец: учёный и мыслитель. – М., 2011. Морская энциклопедия. – Ростов-на-Дону, 1996. Наследие кельтов: Сб. – М., 1999. Подосинов А.В. Как древний человек ориентировался в пространстве. Сб. IMAGINES MUNDI. – М., 2013. Предания и мифы средневековой Ирландии. – М., 1991. Представления о смерти и локализации иного мира у древних кельтов и германцев. Сборн. статей. – М., 2002. Северин Т. Путешествие на «Брендане». – М., 2008. Соболевский А.И. Отношение Древней Руси к разделению Церквей. – Прага, 1914. Чедвиг Н., Диллон М. Кельтские королевства. – СПб., 2002. Честертон Г. К. Вечный Человек./Пер. с англ. Н. Л. Трауберг, комментарии Л. Б. Сумм. – М., 1991.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

[Чеш., словац. Michal] (Дандар; род. 9.01.1947, пос. Земплинске-Градиште, окр. Требишов, Чехословацкая Республика (ныне Словацкая Республика)), архиеп. Пражский и Чешских земель Православной Церкви Чешских земель и Словакии. Род. в правосл. семье. В 1963 г. после окончания средней школы поступил на Православный богословский факультет Прешовского университета . В 1965 г. после окончания 2 курсов фак-та направлен для продолжения обучения в ЛДА, к-рую окончил в 1969 г. со степенью канд. богословия (канд. дис.: «Борьба Церкви с монтанизмом и алогизмом во II и III вв.»). 13 июля 1969 г. вступил в брак с Татьяной Алексеевой. В 1969-1971 и в 1988-1990 гг. аспирант Православного богословского фак-та в Прешове. 21 мая 1971 г. в Ленинграде митр. Ленинградским и Ладожским Никодимом (Ротовым) рукоположен в сан диакона, 22 мая - в сан священника. В 1971-1980 гг. с согласия митр. Пражского и всей Чехословакии Дорофея (Георгиевича) нес послушание настоятеля ц. прп. Симеона Дивногорца в Дрездене (Берлинская епархия РПЦ). По завершении командировки в мае 1980 г. вернулся в клир Чехословацкой Православной Церкви. В 1980-1981 гг. настоятель ц. святых Кирилла и Мефодия в г. Левоча (Прешовский край, Словакия) и архидекан (благочинный) округов Спишска-Нова-Вес и Попрад Прешовской епархии. В 1981-1990 гг. настоятель ц. Успения Пресв. Богородицы на Ольшанском кладбище в Праге. В 1982-1999 гг. благочинный г. Праги и Центральночешского округа Пражской епархии. В 1987-1991 гг. председатель Миссионерского отдела Пражской епархии. В 1990-2004 гг. настоятель церковной общины, созданной в ц. Благовещения Пресв. Богородицы На-Слупи (Прага) для выходцев из Вост. Словакии и Закарпатья. В 1992 г. удостоен права ношения митры, в 1996 г.- ношения 2-го креста. В 1990-1995 гг. председатель братства святых Кирилла и Мефодия в Праге. В 1990-1996 гг. руководитель Православной Кирилло-Мефодиевской богословской школы в Праге. В 1996-2000 гг. учился в аспирантуре Гуситского богословского фак-та Карлова ун-та в Праге. В 1997-2000 гг. преподавал на этом фак-те правосл. литургику. 9 янв. 1997 г. возведен в сан протопресвитера. 12 мая 1998 г. Православным богословским фак-том Прешовского ун-та удостоен степени доктора философии. C 1 июля 2000 г. настоятель подворья Православной Церкви Чешских земель и Словакии в Москве при храме свт. Николая Чудотворца в Котельниках.

http://pravenc.ru/text/2563632.html

Епархии Православной Церкви Чешских земель и Словакии (версия для печати)/Православие.Ru Епархии Православной Церкви Чешских земель и Словакии Православие.Ru , 21 июня 2001 г. Православная Церковь Чешских земель и Словакии включает в свой сотав четыре епархии: Пражскую и Оломоуцко-Брненскую , находяшиеся на територии Чехии, и Прешовскую и Михаловскую - на территории Словакии. Пражская епархия Кафедра: Прага Кафедральный Собор свв. Кирилла и Мефодия (в крипте - предел св. новомученика Горазда): Resslova 9, 120 00 PRAHA 2 тел: (02) 29 55 95 Правящий архиерей: Христофор, архиепископ Пражский и Чешских земель / Епархиальное управление: Resslova 9, 120 00 PRAHA 2 тел: 02/29 55 95 Митрополичий совет: Metropolitní rada pravoslavné církve v eských zemích ul. Dlostelecká 7, 160 00 PRAHA 6, тел:(02) 2491 6269 (2431 5015) факс: 2431 3137 Для почтовых отправлений: pošt. schr. 655, 111 21 PRAHA 1. Секретарь: прот. Вацлав Мишек Пражская епархия является наследницей Чешской Православной епархии, созданной в 1929 году и входившей в юрисдикцию Сербской Православной Церкви. Епархия была создана из Чешской Православной общины, отделившейся от Чехословацкой (Гуситской) Церкви в 1924 году. Духовным лидером общины был святитель Горазд (Павлик). Общины и приходы, составлявшие епархию, находились в разных регионах на территории современной Чехии. После казни святителя Горазда в 1942 году епархия была фактически уничтожена немецкими оккупационными властями. Восстановлена в мае 1945 года. 8 октября 1945 года епархиальный съезд, состоявшийся в Оломоуце высказался за переход Чешской Православной епархии в юрисдикцию Московской Патриархии. В 1946 году епархия преобразована в Экзархат Русской Православной Церкви. Первым его экзархом стал архиепископ Елевферий (Воронцов), прибывший в Прагу в мае этого года. В 1949 году по решению епархиального съезда, состоявшегося в Праге, Чешская Православная епархия разделена на две самостоятельные епархии: Пражскую и Оломоуцко-Брненскую. С тех пор Пражская епархия существует в своих нынешних пределах. После провозглашения автокефалии Чехословацкой Православной Церкви в 1951 году и до 1992 года пражские митрополиты являлись по положению одновременно и Предстоятелями Чехословацкой Православной Церкви. С декабря 1992 года в соответствии с новым Уставом Предстоятелем Православной Церкви Чешских земель и Словакии может быть не только архиепископ Пражский, но и архиепископ Прешовский. После смерти митрополита Дорофея († 30 декабря 1999 года) на епархиальном собрании 11 марта 2000 года архиепископом Пражским был избран преосвященнейший Криштоф (Христофор Пулец), с 1988 года являвшийся епископом Оломоуцко-Брненским. 25 марта того же года в кафедральном соборе святых Кирилла и Мефодия в Праге он был возведен в сан архиепископа и с тех пор управляет Пражской епархией.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Смереково. Церковь Михаила Архангела. Церковь. Действует.   Год постройки:1770. Адрес: Украина, Закарпатская обл., Великоберезнянский р-н, с. Смереково Координаты: 48.800745, 22.632465 Изменить описание объекта Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Построенная в 1770 году деревянная церковь была подобна существующей ныне в соседнем селе Буковцево. Дереворит с изображением храма в Смереково выполнил чешский график Ржержиха, произведения которого иллюстрировали труд В. Сичинского " Деревянные строения в Карпатах " (Прага, 1940 г). Церковь сгорела вместе с частью села во время пожара 1941 года. Источник: книга Михаила Сирохмана " Утраченные деревянные архитектурные памятники Закарпатья " . - Достопримечательности Украины, 1992 г., 2-3, стр. 70-75. Сайт " Прадедовская слава " Деревянная греко-католическая церковь сгорела в 1949 году. В 1992 году начали строить каменную базилическую церковь, а 20 октября 1996 года храм освятили. Вклад в сооружение сделали отец Михаил Кмить, председатель общины Василий Беца, дьяк Михаил Пителиха и многие другие верующие. Рядом построили новую каменную колокольню. Из книги Михаила Сирохмана " Церкви Украины: Закарпатье " . - Льв.: 2000, стр. 636  Источник: сайт " Прадедовская слава " Первая деревянная церковь отслужила свой век. Упоминание о второй церкви относится к 1751 году. Это была деревянная церковь Св. Арх. Михаила с двумя колоколами, имевшая только два местных образа и апостолов на холсте. Печатных книг не было вовсе, но было несколько писаных. Позже, в 1770 году была построена деревянная барочная церковь Святого Михаила (третья в селе), похожая на церковь в Буковцево, а старая, возможно, была передана в село Обава. В 1949 году великий пожар уничтожил церковь и верхнюю часть деревни. Сохранилась колокольня, которая после перестройки в 1950-х годах служила местом религиозных служб. В 1992 году в селе построена каменная православная церковь. Священник села Андрей Дубицкий был выслан в 1948 году в сибирские тюремные лагеря, его дальнейшая судьба неизвестна. Из книги Михаила Сирохмана " Церкви Украины: Закарпатье " . - Льв.: 2000, стр.85  Источник: сайт " Прадедовская слава " Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=33309

Лит.: Кралицкий А. Список мон-рей чина св. Василия Великого, существовавших некогда в Марамарощине и истертых имп. Иосифом 1788 г.//Науковый сб. Галицко-Русской матицы за 1865 г. Львов, 1865. С. 50-52, 111-114; Mondok J. De episcopatu et episcopis Maramorosiensibus//Schematismus diocesiae Munkacsensis. 1878. P. 146-162; Сабов Е. Хрестоматия церковнославянских и угро-рус. лит. памятников с прибавлением угро-рус. народных сказок на подлинных наречиях. Унгвар, 1893; Кинах Г. марамароських мoh-pib 1749 р.//ЗапЧСВВ. 1926. Т. 2. 1/2. С. 138-151; Петров А. Л. Древнейшая церковно-славянская грамота 1404 г. о Карпато-русской территории: К основанию Грушевского мон-ря св. арх. Михаила в Марамороше. Ужгород, 1927; он же. Древнейшие грамоты по истории карпаторусской Церкви и иерархии, 1391-1498 гг. Прага, 1930; Nandri G. Despre mnstirea din Peri//Graiul românesc. 1928. 2. P. 21-26; Rafiroiu G. G. Mnstirea din Peri, Chiriaii Tipografiei Româneti. Oradea, 1934; Жаткович Ю. Очерк истории Грушевского мон-ря//Земледельческий календарь на 1944 г. Ужгород, 1943. С. 97; Baran A. Eparchia Maramorosiensis eiusque unio. R., 1962. (Analecta OSBM; Vol. 18); Vasile [Coman], ep. Din trecutul Bisericii noastre: Rolul mnstirii din Perii Maramureului//Mitropolia Ardealului. An. 23. 1978. N 1/3. P. 13-19; Coravu D. Mnstirea din Peri i importana sa istoric//Mitropolia Olteniei. 1982. Anul 34. N 7/9. P. 496-514; Dumitrean G. Mnstirea din Peri, cea mai veche mnstire ortodox român cunoscut în teritoriile intracarpatice//Calendar vestitor i povuitor al cretinilor din Maramure i Stmar pe anii 1991-1992. Baia Mare, 1991. P. 53-57; Bota I. Mnstirea Peri - Maramure i rolul ei în istoria culturii româneti//Maramure: vatr de istorie milenar. Cluj-Napoca, 1997. Vol. 2. P. 74-83; Hossu V. Stravopighia Perilor în centrul luptelor Drgoetilor maramureeni pentru revenirea în scaunul Moldovei//Maramure: vatr de istorie milenar. Cluj-Napoca, 1997. Т. 2. P. 91-94; Pcurariu M. Mnstirea «Sfntul Mihail» din Perii Maramureului la 600 de ani de la prima atestare documentar//Ortodoxia Maramureean. Baia Mare, 1997. An. 2. N 2. P. 155-165; idem. Studii de istorie a Bisericii Ortodoxe Române. Bucur., 2005. P. 201; Монич О. Мараморошська святиня: Нариси з icmopiï Грушевського мон-ря. Ужгород, 2008.

http://pravenc.ru/text/2563784.html

Было сразу определено, что общее руководство в Боснии будет осуществлять комендант Вышеграда, но сербы не смогут без моего согласия, как командира, использовать отряд ни в одной операции. Представителем сербской стороны и переводчиком при отряде был назначен А.Загребов, заместителем командира отряда Г.Котов, заместителем командира отряда по кошевой службе В.Камшилов. На самой границе Республики Сербской по просьбе сербов была выделена группа казаков под руководством М.Кузнецова для увеличения сил в районе города Скилани. Основная же часть отряда прибыла в Вышеград в три часа утра 1 января 1993 года. Мы сразу же разместились в одном из корпусов больничного центра в Околиште, на левом берегу Дрины. Больничный центр пустовал с начала войны, его пациенты были вывезены в Сербию. В декабре 1992 года Околишты, этот древний пригород Вышеграда, стал центром Вышеградского гарнизона. Здесь находились штаб, склады, размещались добровольцы из России и Сербии. Мы разместили личный состав в палатах-кубриках по 4-6 человек на первом и втором этажах. В кубриках кровати располагались как в один, так и в два яруса. Была оборудована комната для хранения оружия и боеприпасов, комната для хранения личных вещей, организована круглосуточная охрана. Сразу получили новую униформу - зимние комбинезоны довольно хорошего качества. Помимо автоматов Калашникова и ПК югославского производства, казакам выделили гранатометы, снайперские винтовки, пистолеты (ТТ, " Скорпион " ), оптические приборы, в том числе приборы ночного видения, а также БРДМ и зенитный комплекс " Прага " . Питался казачий отряд в общей столовой гарнизона. Сербская тыловая служба выделяла сухой паек, в качестве дополнительного питания полагались консервы, картошка, сахар и т.д. С местным населением у казаков завязались самые дружеские отношения. Казаки были популярны в Вышеграде, их приглашали к себе домой, угощали и выказывали всяческое внимание. Уже начиная с 4 января 1993 г., действуя согласно схеме единой дислокации с сербами, отряд приступил к боевому патрулированию в горах на направлении Горажды, участвовал в засадах на " муслимские караваны " , оборудовал оборонительные сооружения в Вышеграде. Отряду был придан постоянный проводник Марко, прекрасно знавший горы. Кроме того, с личным составом проводились занятия по действиям, тактике ведения боя в горах - проводил их Г.Котов, уделяя этому все свободное время. Был сформирован огневой взвод 82-мм минометов, боевой расчет на комплексе " Прага " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/0...

традиций глубоко милосердным христианином, защитником обездоленных, почитаемым как власть имущими, так и простыми людьми. В покаянных стихотворениях И. В. побуждает паству чаще прислушиваться к голосу сердца, сравнивает совесть со светильником во тьме, к-рый «начинает показовати… темние вещы». И. В. также высказывает убеждение, что как невозможно рассмотреть собственное лицо в мутной воде, так и грешная душа не хочет обращать внимание на муки совести. Лит.: Величко С. В. Летопись событий в Югозап. России в XVII-м в. К., 1855. Т. 3; Акты старинного духовного судопроизводства//Киевские ЕВ. 1870. 3. С. 71-84; Перетц В. Н. Новые труды по источниковедению древнерус. лит-ры: Критико-библиогр. обзор. К., 1905. [Т. 1:] I-VIII; Чижевський Д. I. Украïнський лimepamyphuй барок. Прага, 1941. С. 67-86; он же. Icmopiя украïнськой лim-pu: Biд noчamkib до доби peaлiзмy. Прага, 1942. Кн. 2; Пеленський Ю. Ibah Величковський// Величковський I. Писання. К., 1943. С. 2-6; Маслов С. I. Украïнський письменник kih. XVII - початку XVIII ст. Ibah Величковський//XII наукова ceciя: Тези дonobiдeй: Cekцiя фiлoлoriï. К., 1955. С. 4-5; Колосова В. П., Крекотень В. I. До питання про життя i mbopчicmь Ibaha Величковського// Величковський I. Твори. К., 1972. С. 16-36; Довгалевський М. Поетика: (Сад поетичний). К., 1973; Наливайко Д. С. Барокко барокко украïнське// Он же. Cniльhicmь i К., 1988. С. 113-155; Криса Б. Характер caмoycbiдoмлehhя украïнськой noeзiï у XVII-XVIII ст.//ЗНТШ. 1992. Т. 224: Npaцi Фiлoлoriчhoï cekцiï. С. 44-56; Боголюбов К. Л. «Внешнее учение» и лит. деятельность: О трех югозападнорус. книжниках XVII-XVIII вв.: Димитрий Савич. Иоанн Величковский. Паисий Величковский//Филевские чт. М., 1994. Вып. 9. С. 177-202; Матушек О. Ю. Cuмboлika Бoropoдuцi у мemamekcmi бароковоï лim-pu: АКД. Х., 1999; Апостолос-Каппадона Д. Словарь христ. искусства. Челябинск, 2000; Крекотень В. I. Величковський Ibah//Киево-Могилянська akaдeмiя в iмehax, XVII-XVIII ст.: Енцикл. видання. К., 2001. С. 107; Соболь В. О. Стильова парадигма доби бароко в cmyдiяx Д. Чижевського//Фiлoлoriчhi ceмihapu: Лimepamypa як стиль i спогад. К., 2003. Вип. 6. С. 30-38; Бадрак Б. М. Tbopчicmь Ibaha Величковського: Тематика, барокова oбpaзhicmь. Донецьк, 2006; Сазонова Л. И. «Стиходей мазепинского времени» Иван Величковский//Nel mondo degli Slavi: Incontri e dialoghi tra culture: Studi in onore di G. Brogi Bercoff/A cura di M. Di Salvo, G. Moracci, G. Siedina. Firenze, 2008. P. 553-569.

http://pravenc.ru/text/469842.html

В. в США считается «отцом-основателем» совр. амер. школы рус. историографии. Кроме работы в Йельском ун-те он читал лекции в Гарвардском, Колумбийском и Чикагском ун-тах, в 1944-1945 гг. преподавал в Славянской школе в Лондоне. Являлся членом Американской академии средних веков, пожизненным почетным профессором Американской ассоциации изучения славянства, редактором ж. «Славянское обозрение», входил в состав редколлегий почти всех исторических журналов США. В 1956 г. вышел в отставку в звании заслуженного профессора Йельского ун-та, продолжал заниматься наукой, его последняя кн. «Очерки русской историографии» была издана в 1969 г. Арх.: ГАРФ. Ф. 1137 [Личный фонд Г. В. Вернадского]; Ф. 5713. Оп. 1. Д. 352; РАН. Ф. 518. Оп. 2. Д. 20; Оп. 3. Д. 314-323; Оп. 7. Д. 127; Б-ка Колумбийского ун-та (Нью-Йорк). Бахметевский архив; Рукоп. отд-ние б-ки Калужского гос. ун-та. Соч.: П. Н. Милюков. Пг., 1917; Имп. Екатерина II и Законодательная комиссия 1767-1768 гг. [Пермь, 1918]; Н. И. Новиков. Пг., 1918; Пушкин как историк//Учен. зап. Рус. учеб. коллегии в Праге. 1924. Т. 1; Два подвига св. Александра Невского//Евразийский временник. Прага, 1925. Кн. 4. С. 318-337 (то же//Наш современник. 1992. 3. С. 151-158); Lenin, Red Dictator. New Haven, 1931 (на рус. яз.: Ленин - красный диктатор. М., 1998); The Russian Revolution, 1917-1932. New York, 1932; Political and Diplomatic history of Russia. Boston, 1936; Bohdan, Hetman of Ukrain. New Haven, 1941; Н. О. Лосский (1870-1970)//ЗРАГ. 1970. Т. 4. С. 183-186; Из восп.//Новый журнал. Н.-Й., 1970. 100; 1971. 104-105; 1972. 108 (частично опубл.: Крымский архив. 1994. 1; ВИ. 1995. 1. С. 129-148; 3. С. 103-121); Два лика декабристов//Свободная мысль. 1993. 15; Предел и беспредел//Новое время. 1993. 51. С. 58-59; Рус. историография. М., 1998; История права. СПб., 1999. Лит.: Ковалевский П. Е. Проф. Г. В. Вернадский и его «История России»//Возрождение. 1970. 127; Андреев Н. Г. В. Вернадский//ЗРАГ. 1975. 9. С. 182-193 [Список тр.: С. 168-181]; Пашуто В. Т. Рус. историки-эмигранты в Европе. М., 1992; Николаев Б. А. Жизнь и труды Г. В. Вернадского// Вернадский Г. В. История России: Древняя Русь. Тверь; М., 1996; Соничева Н. Е. На чужом берегу: К истории рус. эмиграции в послеокт. период. М., 1991; она же. Рус. история в евразийском контексте//Феномен евразийства. М., 1993. С. 94-122; она же. Патриарх рус. историографии в США (Г. В. Вернадский)//Библиография. 1994. 6. С. 82-91 [Библиогр.: С. 85-91]; она же. Становление и развитие ист. концепции Г. В. Вернадского: Канд. дис. М., 1994; она же. Г. В. Вернадский//Историки России XVIII-XX вв. М., 1995. Вып. 2; Козляков В. Н. Обзор коллекции документов Г. В. Вернадского в Бахметевском архиве Б-ки Колумбийского ун-та в Нью-Йорке// Вернадский Г. В. Рус. историография. М., 1998. С. 395-444.

http://pravenc.ru/text/150429.html

Долгое время сочинения К. были в забвении, пока их не открыл рус. историк П. А. Бессонов. Более века продолжались споры вокруг имени К., в 1983 г. в честь 300-летия со дня его смерти в Загребе состоялся Международный симпозиум, положивший начало переизданию его сочинений и переоценке его творчества. Соч.: Собр. соч. М., 1891-1892. 3 вып.; Русское гос-во в пол. XVII в.: Рукопись времен царя Алексея Михайловича. М., 1859-1860. 2 ч. [в 6 вып.]; О Промысле. М., 1860; Белокуров С. А. Ю. Крижанич в России. М., 1901-1909. 3 вып.; Политика. М., 1965, 19972; Sabrana djela. Zagreb, 1983-1984. 2 knj.; Сочинение Ю. Крижанича «Беседа о суеверии»: (Текст, перевод, комментарии)/Публ.: Ю. П. Аввакумов//БТ. 1986. Сб. 27. С. 220-245. Лит.: Добротворский И. М. Послание Ю. Крижанича царю Феодору Алексеевичу//Известия и УЗ Казанского ун-та. 1865. Т. 1. Вып. 1. Отд. 2. С. 1-21; Бессонов П. А. Ю. Крижанич, ревнитель воссоединения церквей и всего славянства в XVII в.//ПО. 1870. Т. 1. 1. С. 129-159; 2. С. 338-394; 4. С. 661-723; 5. С. 854-871; Т. 2. 11. С. 646-702; 12. С. 800-830; Jagi V. ivot i rad J. Kriania. Zagreb, 1917; Шмурло Е. Ф. Юрий Крижанич: 1618-1683// Он же. Римская курия на Русском Православном Востоке в 1609-1654 гг. Прага, 1928. С. 138-173; Епифанов П. П. Происки Ватикана в России и Ю. Крижанич//ВИ. 1953. 10. С. 18-36; Из рукописного наследства Ю. Крижанича//ИА. 1958. 1. С. 154-189; Гольдберг А. Л. Ю. Крижанич о рус. обществе сер. XVII в.//История СССР. 1960. 6. С. 71-84; idem (Goldberg A. L.). J. Kriani i Rusija//Historijski zbornik. Zagreb, 1968/1969. God. 21/22. S. 259-281; ivot i djelo J. Kriania: Zb. radova. Zagreb, 1974; Пушкарев Л. Н. Ю. Крижанич: Очерк жизни и творчества. М., 1984; Znanstveni skup u povodu 300. obljetnice smrti J. Krizanica, 1683-1983: Zb. radova. Zagreb, 1985-1992. 4 t.; Аввакумов Ю. П. Славянофил? Миссионер? Экуменист?: (Личность и богословская мысль Ю. Крижанича)//БТ. 1986. 27. С. 245-256; Golub I. Kriani. Zagreb, 1987; Никоненко В. С. Идеи европейского возрождения и Римско-католической образованности в России// Он же. Русская философия накануне петровских преобразований. СПб., 1996. С. 53-118; Вальденберг В. Е. Древнерусские учения о пределах царской власти: Очерки рус. полит. лит-ры от Владимира Святого до кон. XVII в. М., 2006. С. 333-347; Зайцева Л. И. Русское гос-во в промыслительном богостроительстве: (По Ю. Крижаничу). М., 2006.

http://pravenc.ru/text/2459065.html

2 февр. 1975 г. католикос Моран Мар Василий Оуген I посвятил Г. в митрополита Дели и Сев. Индии. В епархию Г. вошли союзная территория Дели, штаты Харьяна, Химачал-Прадеш, Джамму и Кашмир, Пенджаб, Раджастхан, Уттар-Прадеш и частично Мадхья-Прадеш. Г. построил в епархии 20 церквей, основал Делийский правосл. центр, Центр мирной политики, Дом всех религий и сиротский приют в шт. Керала, курировал различные социальные программы. В 1975 г. был избран в Исполнительный комитет ВСЦ, был главой Комиссии ВСЦ «Церковь и общество». Под председательством Г. в 1979 г. прошла Всемирная конференция «Вклад веры, науки и техники в построение справедливого, жизнеспособного общества всеобщего участия» (Кеймбридж, шт. Массачусетс, США). В 1983-1991 гг. Г. был президентом ВСЦ, в 1983 и 1988 гг. возглавлял делегацию ВСЦ на сессиях Генеральной ассамблеи ООН по разоружению. Поддержка идеи социальной справедливости, создания благоприятной среды обитания, мира на земле, права каждого на достойное существование, неприятие апартеида и всех форм колониализма закрепили за Г. репутацию «красного епископа». Поиск политических решений проблем бедности вызвал интерес Г. к политике. Он считал, что Церковь может помочь в ее решении через социальное служение. Г. много путешествовал, более 45 раз посетил СССР и РФ. Последние годы провел в Индии и проявлял интерес к проблеме «недуг и исцеление», в 1995 г. организовал на эту тему международный семинар (Сураджкунд, близ Дели). Г. был погребен в часовне Старой семинарии в Коттаяме. Труды Г. были отмечены наградами ГДР (премия Отто Нушке за мир, 1988), Индии (премия Неру «Советская страна», 1988; Международная премия Бхаи Парама Вира Сингха Национального ин-та пенджабских исследований, 1990; Премия Ачарии, 1992), Польской Православной Церкви (орденом св. Марии Магдалины, орденом еп. Францишка Ходура 1-й степени Польской Старокатолической Церкви), РПЦ (орденами прп. Сергия Радонежского 1-й степени и св. Владимира) США (премия «Человек года» Американского биографического об-ва, 1990; Золотая Академическая премия за достижения в жизни, 1991; премия «Социальное служение» колледжа Гошена; премия «Выдающийся воспитанник» Принстонской теологической семинарии; премия Оскара Пфистера Американской психиатрической ассоциации, 1992). Г. был почетным доктором богословия ЛДА, Лютеранской теологической семинарии (Будапешт), Факультета Яна Гуса (Прага).

http://pravenc.ru/text/166642.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010