Такому ищущему по вере Господь помогает, и тот, в уповании на Бога, хотящего всем спастися, не сомневается, что все будет ему и словом, и делом во спасение. Собственно он становится посредником между ним и Богом, посредником неложным, верным, безопасным: что сказано, то и будет. Так он говорит одному: “да напишутся слова мои в сердце твоем, навяжи их на руки, да будут пред очами”… а далее: “покажи их и чрез совершение делом” (Отв. 11). Другому говорит: “молюсь, день и ночь подвизаюсь за душу твою, но и ты спотрудись, сподвигнись, иначе все бесплодно. Ищи соли, – и соосолю тебя” (Отв. 24, 70). И еще: “если ты нарушишь, что из сего, я неповинен; ты узришь и отвечать будешь в день он страшный” (Отв. 57). Вследствие сего между ними образуется неразрывный, сердечный, духовный союз, по коему отец в сыне и сын в отце пребывают духом сорастворены; и это не на время только воспитания, но и на всю вечность. Св. Варсонофий одному скорбевшему пишет: “видя скорбь и мятеж постигшего тебя искушения, я возболел так люто, как никогда; наипаче помянув, что Апостол говорит: кто изнемогает и не изнемогаю” (Отв. 57). Другому говорил: “я неотходно с тобою; когда идешь ты на послужение общежитию, (всячески с тобою идет и сердце мое, соблаговолящу Богу” (Отв. 27). Или: “благодатию Христа Сына Божия, не отлучаюсь я от тебя, но с любовию твоею есмь присно духом” (Отв. 55). Еще: “брате, как своей собственной душе говорю: ибо Господь связал душу твою с моею, говоря: да не отступиши от него” (Отв. 159). И истинный ученик у св.  Иоанна Лествичника изображается так: “душа, Христовою любовию и верою к пастырю своему привязанная, не отстанет от него даже до пролития крови, особенно когда она и исцелена некогда чрез него от ран своих. Она помнит слова того, кто говорил: ни ангелы, ни начала, ни силы, ниже кая тварь другая может разлучить нас от любви Христовой. Если же она у кого сим образом привязана, сплетена и прицеплена не будет, то сей напрасно житие свое препроводит, обращаясь лицемерно и притворно пред отцом” (сл.4, п.28). В этом сердечном союзе вся сила и сущность завета. Чрез него на немощного ученика изливается вся сила отца. Потому враг всемерно старается всячески расстроить его и тайными внушениями и даже призраками внушает то недоверие, то подозрение, то желание отойти к другому, как есть примеры тому у св. Варсонофия (Отв. 159 и др.). По такой важности этот сердечный союз должен быть первым предметом молитвы ученика: “открой мысленно Богу свою веру и любовь нелицемерную к настоятелю своему, и Бог втайне возвестит ему о твоей к нему любви, и сотворит его равно к тебе благосклонным и дружелюбным” (Леств. сл. 4, п.45).

http://azbyka.ru/apokalipsis/svyatitel-f...

Аминь.    Максим употребляет этот странный титул, чтобы подчеркнуть, что не признаёт правление Мартины законным. — Прим. пер.    «Те, кто их совращал» — в греческом тексте здесь однозначно мужской род. По-видимому, кроме монахинь-еретичек, были ещё некие еретики — вероятно, их учители. — Прим. пер.    «...Он тех из упомянутых женщин, что проживали... распределил...; а тех, что были под началом матери Иоаннии... вернул всем, как мужчинам, так и женщинам, их монастыри» — я сохранил при переводе неправильность конструкции, так как она не мешает пониманию. — Прим. пер.    Acta conciliorum oecumenicorum Ed. E. Schwartz. Berlin, 1927—1929 [далее — АСО]. T. 1. V. 1. Part 6. P. 42, line 34—37 (Schwartz). — Прим. отв. ред.     АСО. T. 1. V. 1. Part 7. Р. 40, line 7—10 (Schwartz). — Прим. отв. ред.    В издании Миня — видимо, ошибочно — здесь дается указание на Слово XXX (О богословии IV) свт. Григория Богослова. Однако в данном случае в качестве источника более подходит Слово 31 (О богословии 5) свт. Григория. — Прим. отв. ред.     АСО. Т. 1. V. 1. Part 4. Р. 35, line 10—14 (Schwartz). Указанное послание имеется в русском издании Деяний соборов: Памятная записка архиепископа Кирилла пресвитеру Евлогию, находящемуся в Константинополе/Деяния Вселенских соборов: В 4 т. СПб., 1996 [Репринт, с изд.: Казань, 1916]. Т. 2. С. 159—161. — Прим. ред.     Кирилл Александрийский. Послание II к Суккенсу. АСО. T. 1. V. 1. Part 6. Р. 162, line 18—22 (Schwartz). —Прим. ред.    Источник цитаты неясен. — Прим. отв. ред.     Григорий Богослов. Слово II (Об удалении в Понт) [в русс. пер. Слово III], PG 35 432 31. — Прим. отв. ред.     Григорий Богослов. Слово XXX (О богословии IV), PG 36 113 4446 ­ VII, 10—11 (Barbel). — Прим. отв. ред.     Кирилл Александрийский. Послание II к Суккенсу, АСО. Т. 1. V. 1. Part 6. Р. 162, line 8—9 (Schwartz). — Прим. отв. ред.     Кирилл Александрийский. Послание II к Суккенсу. АСО. T. 1. V. 1. Part 6. Р. 162, line 14 (Schwartz). —Прим. ред. Письмо XIII. Краткое слово к иллюстрию Петру против учения С...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3627...

Вопр. Как и какую бл. Тихон излагает христианскую должность к Богу? Отв. Должность христианскую к Богу бл. Тихон в 7 части ст. 3 полагает: 1) в должном Богу послушании. Послушание, которое христианин обязан Богу своему оказывать, состоит в том, чтобы волю свою во всем воле Божией покорять  и не смотреть, что миру или плоти угодно, но что Богу благоугодно. Истинное послушание не смотрит и на то, трудно ли или удобно, тяжко ли или легко – то, что повелевается, но на всякое повеление готово, отдая сердце свое Богу и с пророками взывая: готово сердце мое... ( Пс. 107:2 ). Такое послушание Богу оказал Авраам, праотец святой, когда ему Бог повелел: изыди от земли твоея, и от рода твоего, и от дому отца твоего, и иди в землю, юже ти покажу ( Быт. 12:1 , и д.). Он не отрекся, оставил отечество свое, род свой, дом свой и пошел в землю чуждую, незнаемую. Еще большего удивления дело исполнил патриарх сей, когда, по повелению Божию, сына своего Исаака привел и вознес на жертвенник для всесожжения. Исаак был сын единородный, сын возлюбленный отцу, сын обетования; но верный и искренний послушник не усомнился вознести его, и за сие наречен для нас отцем верующих. Вопр. Что побуждает нас к послушанию Богу? Отв. 1) Благость Божия, которою мы из небытия в бытие приведены и образом Его божественным почтены; 2) любовь Его божественная, которую Он о Христе Иисусе показал: тако бо возлюби Бог мир, яко Сына Своего Единородного дал есть ( Ин. 3:16 ); 3) обеты, учиненные нами при св. Крещении. Вопр. Что препятствует нам быть послушными Богу? Отв. 1) Сатана со злыми своими ангелами: сей есть оный злой, который прародителей наших в раю от послушания отвратил и нас отвращает; 2) слепая и слабая плоть наша, которая, как Ева – в раю, Адаму – плод от заповеданного древа, духу нашему – мир со всеми веселостями и красотами предлагает; 3) соблазны злы, и развращены люди, которые или развращенным учением, или злым ядовитым примером развращают неосторожных. Вопр. В чем блаж. Тихон поставляет вторую должность нашу к Богу?

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Вопр. Что выражают приведенные слова апостольския? Отв. То, что для Христа ничего не значит одна вера без дел. Кто только устами исповедует свою веру, а добрых дел не творит, тот не спасется, ибо, по словам Апостола, «и бесы веруют и трепещут» ( Иак.2:19 ); однако они осуждены Господом на мучения. Равным образом – тот человек, который подвизается в добродетелях, а не право верует в Бога, – далек от Царства Его. – Это следует из рассказа Кн. Деяний. В Кесарии был Корнилий – язычник, муж «благочестивый и боящийся Бога» ( Деян.10:2 ). Он молился Богу, творил щедрые благодеяния нищим, но для спасения ему нужна была правая вера и дела, которые должны следовать из этой веры. Вопр. Каких же дел требует от нас правая Евангельская вера? Отв. Эти дела исчислены в заповедях блаженства: мы должны любить правду, быть кроткими, смиренными сердцем, милостивыми к бедным, – отличаться чистотою душевною и благодушно переносить посылаемые нам Богом несчастья ( Мф.5–7 ). Но все дела эти мы обязаны творить во имя Христово, – как члены Его спасающей Церкви. Вопр. Откуда следует такая обязанность для христиан? Отв. Эта истина вытекает из учения Господа. Господь Иисус говорил, что Он «отдает жизнь» Свою для того, чтобы на земле образовать Свою спасенную Церковь ( Мф.16:18 ). Нам христианам необходимо всегда пребывать в этой Церкви, как во «дворе овчем» ( Ин.10:9, 16 ). Вне этого двора духовные волки – еретики и грешники – расхищают христиан, губят их в сетях лжи и обмана ( Ин.10:8, 12 ). Та же истина следует из сравнения Ап. Петром спасения христиан с спасением Ноя от потопа. Как Ной с семейством только потому сохранился от потопления в воде, что вошел в ковчег, – так и христиане спасаются из грешного мира, лишь прилепляясь к Телу Христову или Церкви Его ( 1Пет.3:20 ; Еф.1:22, 23 ). И потому для всех верующих во Христа основою добродетелей их должно служить старание – всегда быть в единении и единомыслии с Истинною Церковью Христовой. Глава третья § 1. О составе Церкви Христовой Вопр. Что есть Церковь Христова?

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

11ч. 8), то есть, что и болезнь не без промысла Божия бывает, и есть отеческое наказание, которым Господь смиряет нас, тело наше биет, да душа оздоровеет и спасется. За тебя, для пользы твоей – болезнь твоя, а не – против тебя, хотя плоти твоей и горестна. 2) Святые были в недугах и болезнях. Иов от главы до ног язвою был поражен. Тимофей святой частые недуги имел. Лазарь гноен был и по смерти несен Ангелами на лоно Авраамово. Читаем в Церковной истории, что многие благочестивые различными болезнями страдали, и ты убо претерпи с ними. 3) Коль многие, в целом здравии живя, развратились и погибли! Бог милосердый чрез недуг хочет сохранить тебя от пороков. 4) Послушай, что св. Златоуст о благодарном в болезни терпении вещает: «нет ничего святее того языка, который в злых благодарит Бога. Воистину он от мучеников ничем не разнствует: так же и сей, как они, венчается (Бесед. 8, на посл. к Колос.). 5) Аще внешний наш человек тлеет, внутренний обновляется по вся дни ( 2Кор. 4:16 ). Как обновляется? Научается смирению, терпению, памяти смертной, покаянию, молитве, презрению мира и суеты мирской. Кто в болезни восхощет гордиться? и проч. Болезнь есть горькое, но здоровое лекарство. Она есть соль. Вопр. Что есть брак ? вопрошает святой Тихон. Отв. Брак, говорит, есть тайна, чрез которую два лица: одно – мужеского и одно – женского пола, по взаимному обоих согласию, за благословением иерейским, входят в сожитие. Вопр. Какие лица брака? Отв. Одно лицо – мужеского и одно же пола женского. Вопр. Каковы условия брака со стороны лиц его? Отв. Обоих согласие на приятие супружества, и хранение между собою любви, чтобы не оставлять им друг друга до кончины жизни своей. Вопр. Что служит существеннейшим завершением брака, без которого, он, и при взаимном согласии брачующихся лиц и при соблюдении всех других условий, не может законно состояться? Совершаемое в Церкви, при молитвословиях, возложение венцов на главы сочетавающихся браком, благословение, союза их во образ духовно-таинственного соединения Христа с Церковию, с произнесением слов: Господи Боже наш, славою и честию венчай я (трижды), и ниспослание им от Бога благодати к благословенному рождению и воспитанию детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Отв. Вопрос странный и чудный, и ответ на него может вмещать только самая верная душа. Впрочем если ты вмещаешь, то слушай, не колеблясь помыслом. Присенения и видения, бывающия в храмах и на могилах святых, бывают не от самых душ святых, но от святых Ангелов преобразующихся в виде святых. Ибо каким образом, скажи мне, душа блаженного Петра или Павла, будучи одна, в одно мгновение, во время прославления памяти его явится в тысячи храмах его во всем мире? Ибо сего и Ангел один сделать не может: ибо находиться в двух местах и во всем мире, в одно и тоже мгновение, свойственно единому Богу. И самые умные силы всеконечно оставляют словословие на небесах, когда посылаются на служение на землю. Вопр. 27. Чем различается сущность Ангела от сущности души человека? Отв. Мы находим три сущности, непостижимые для людей, которых, каковы оне сами в себе, никто никогда ни видел, ни видеть может на земле, т. е. сущность Бога, Ангелов и душ. Однако же думаем, что сколько солнце отличается от луны, столько же превосходнее и светоноснее сущность Ангелов сущности душ человеческих. Вопр. 28. Каким же образом Пророки часто видели Господа? Отв. После всех Пророков и после самого явления Иисуса Христа святый Апостол и Евангелист и Богослов Иоанн сказал: Бога никтоже виде нигдеже; и, чтобы уверить, сколько страшно и чудно сие дело, присовокупил: Единородный Сын, сый в лоне Отчи, Той исповеда. Почему и святый Апостол Павел говорит: Егоже никтоже видел есть от человек, ниже видети может. Посему никто из людей никаким образом не может видеть обнаженного существа Божия. Но Бог являлся Пророкам, принимая образ приспособительно к немощи человеческой; будучи безчленным и безплотным, Он часто являлся им как человек воплощенный. Откуда явствует, что они видели не сущность Божества, но славу. Тоже должно разуметь и об Ангелах и наших душах. Вопр. 29. Что же? ужели и Ангелы не сущностию являются людям на земли? Отв. Никак: ибо тленное око не может видеть нетленной сущности; отсюда можно ясно разуметь, что Ангелы являются нам не по сущности: так как они являются на земли не в одном образе, но одни преобразуясь в образ юношей, а другие в виде воинов, и вообще образов их много, а сущность одна.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

Помни, что безчисленным смертным случаям подлежишь; а когда, и как и где умереть, суд Божий сие сокрыл. Церковь Христова почитает святых не как богов каких, а как верных слуг, угодников и друзей Божиих; восхваляет их подвиги и дела, совершенные ими при помощи благодати Божией, в славу Божию, так – что вся честь, воздаваемая святым, относится к величеству Бога, Которому они благоугождали на земле своею жизнию; чествуем святых ежегодными воспоминаниями об них, всенародными празднествами, созиданием во имя их храмов и пр... (Правосл. исповед. ч. III отв. на вопр. 52. Посл. Вост. Патриархов о прав. вере отв. на вопр. 3). Священное Писание решительно запрещает воздавать кому-либо Божеское поклонение и служение кроме единаго истиннаго Бога ( Втор. 6:13 ; Ис. 42:8 ; Мф. 4:10 ); но вовсе не запрещает воздавать надлежащее низшее почтение верным слугам Его, угодникам и друзьям. Мне же зело чести быша друзи Твои, Боже ( Пс. 138:17 )... Почитая святых, св. Церковь вместе с тем призывает их в молитвах, не как богов каких, могущих помогать нам своею собственною силою, а как предстателей наших пред Богом, единым источником и раздаятелем всех даров и милостей тварям ( Иак. 1:17 ); как предстателей и ходатаев наших, имеющих силу ходатайства от Христа, Который един есть в собственном смысле и самостоятельный ходатай Бога и, человеков, давый Себе избавление за всех (Прав. испов. ч. III. отв. на тот же вопр. Посл. Вост. Патриар. о Прав. вере гл. 8). В камне веры Православно – Кафолическия церкве догмат почитания и призывания святых так излагается: твердо и кроме всякаго сомнения веровати предлежит, яко Ангели Божии и прочии святии, из сея жизни изшедши, за нас ходатайствуют и нам помоществуют, ово – заслугами своими, яже зде на земли преизобильно имеша, ово – молитвами своими богоугодными, яко друзи Божии. Того ради призывание их благочестно есть, не точию же Ангелов Господних, но и прочих святых, от жизни сея изшедших... Тако вся Православно-Кафолическая Церковь , тако соборы вселенстии, поместнии, тако Отцы святии, светила и столпи церковнии вероваша, исповедаша и научиша (ч. 2, догмат о призывании святых).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Каллистрат (Цинцадзе), еп. Ниноцминдский, Местоблюститель Патриаршего престола. Фотография. Кон. 20-х гг. ХХ в. ГПЦ, как и РПЦ, находилась в этот период в тяжелом положении: церкви закрывались, преследования духовенства продолжались. Большевистское правительство попыталось инспирировать противостояние в самой ГПЦ. Было образовано течение «Реформ и обновления», схожее с течением обновленчества в РПЦ. Грузинские «обновленцы» выступили против католикоса-патриарха исп. Амвросия и Католикосского Совета, объявив, что жесткие по отношению к Церкви и верующим действия правительства были направлены лично против фигуры католикоса-патриарха и близких ему лиц и что в случае их отставки правительство, согласно декларации о свободе совести, предоставит людям возможность свободно посещать храмы. Мн. представители грузинского духовенства поддались на провокацию и выступили против исп. Амвросия. Сохранилось обращение исп. Амвросия к К., в котором он писал: «Со дня учреждения Католикосского Совета Грузии ты был его постоянным членом... и главным ответственным работником, из-за чего ты перенес множество незаслуженных неприятностей. В последнее время, когда мое здоровье пошатнулось и я не могу интенсивно работать, я был вынужден подыскать надежного помощника. Мое внимание остановилось на тебе как на верном и надежном служителе Церкви» (НЦРГ. Ф. 50. Д. 20. Л. 17). Несмотря на то что К. не хотел оставлять семью, он подчинился интересам Церкви. Ему пришлось оформить развод (в некоторых источниках неправильно указано, что он овдовел). 31 окт. 1925 г. в церкви Квашвети католикосом-патриархом исп. Амвросием в сослужении епископов Алавердского Мелхиседека (Пхаладзе) (в 1952-1960 католикос-патриарх всей Грузии Мелхиседек III ), Цилканского Павла (Джапаридзе) и Бодбийского Стефана (Карбелашвили) без пострижения в монашество он был хиротонисан во епископа Ниноцминдского с возведением в тот же день в сан митрополита. 11 нояб. К. был назначен постоянным патриаршим Местоблюстителем и из-за болезни исп. Амвросия вел все дела Церкви. После кончины исп. Амвросия (29 марта 1927 г.) на IV Церковном Соборе ГПЦ (21-27 июня 1927 г.) католикосом-патриархом всей Грузии был избран митр. Сухумско-Абхазский Христофор III (Цицкишвили). 20 июня К. был переведен на Манглисскую кафедру.

http://pravenc.ru/text/1320121.html

348 Пом. отв., 50 отв., ст. 5, по печат. изд. стр. 147; Вопр. Никод. показ. 7; Щит веры вопр. 21, ст. 4. 360 В библиотеке московской Синод. типографии под 445 хранится тот самый список киевского Номоканона, по которому набирался в типографии московский Номоканон. Здесь черными и красными чернилами сделаны поправки в статье о просфорах, с изменением пяти на семь (см. об этом в соч. иером. Филарета «Чин литургии св. И. Злат. по изложению старопеч. Служебников». Москва, 1876 г., стр. 42. или в Братск. Сл. 1876, кн. 3, стр. 177–180). 365 Матер. для ист. раск. т. VI, 17–18, 98–99, 131: 182–3, 302, 206; т. VII, 352–357; т. III, 168, 224–226 и др., т. V, 220, 271–2, 276 и др.; Пом. отв., 50, ст. 9, 65–69; Керж. отв. 4, ст. 4 и 46 отв. 370 В Вып. Озер. ч. 2, стр. 276–299 указано много и других свидетельств, а в брош. Арсеньева «О равночестном почитании св. креста четвероконечного и осьмиконечного», изд. Братства св. Петра митр., свидетельства приведены по столетиям и сопровождены пояснениями. 376 В древлеписьменных и древлепечатных, не московского издания, Служебниках, мы находим свидетельства, что в древности на просфорах употреблялись печати с изображением крестов различной формы – четвероконечных, шестиконечных и восьмиконечных. Так, в древлеписьменном Служебнике XVI в. (библ. Спб. дух. ак. 575 и 844), в проскомидии, против изложения действий нал Агнцем, на поле изображены четырехконечные кресты. В древлепечатном Служебнике Гедеона Балабана, в Служебниках Киевских 1620, 1629 и 1639 гг., Виленском 1638 г. и Дельском 1646 г. напечатаны изображения дискоса, и здесь на том месте, где должен находиться Агнец, изображены шестиконечные кресты. Наконец, в Служебнике библ. Спб. дух. ак. 542, л. 28 об.) изображен восьмиконечный крест, но без изображения адамовой главы (Бр. Сл. 1875 г. отд. II, стр. 234–5). Значит, в древности безразлично употреблялись печати с изображениями разных видов креста. 377 Кроме четвероконечного креста у латинян употребляются и такие... (см. стр. 182) Арсеньев. О равночестн. поч. креста, стр. 11–12; Пращ. л. 204 об.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Собор Стоглавный также указывает на это место Св. Писания, но не в точности выдерживает его в своем постановлении. Впрочем, в правилах Собора Вселенского VI (прав. 40) встречаем указание на то, что дозволялось допускать в должность диаконисс и 40-летних вдовиц. Постановление о предтечевой части на проскомидии, уже изложенное в главе о литургии (гл. 8), вошло в новый вопрос царя между вторыми вопросами (вопр. 11 из втор.). Замечательно, что в этом новом вопросе повторяется первое соборное решение о предтечевой части. Поэтому вероятно, что первое решение было признано не совсем справедливым, и вновь представлено Собору на рассмотрение. В самом деле, новое решение Собора отлично от первого. Мы уже видели, что Собор постановил, после вторых царских вопросов, вынимать предтечеву часть «немного менее богородичной», а " не таковую же», как решил прежде. На вопрос об отпустах, глаголемых в новгородских церквях, после часов, пред началом литургии, Собор отвечал положением, чтобы по всем церквям после часов отпуст совершаем был священником в царских дверях. На вопрос о том, что в некоторых церквях слова: Отца и Сына и Св. Духа, Троицу единосущную и пр., на литургии не поют, а речью говорят, Собор не дал никакого решения. Можно разве найти решение в общем правиле Собора, чтобы литургия совершалась сполна по уставу, без всякого изменения. После вопросов о литургии обращают на себя внимание вопросы касательно других церковных служб. Именно сообщены были Собору замечания: 1) «о песни вечерней: свете тихий, которую в московских церквах не пели, а речью говорили» (вопр. 33 из перв.); 2) о литиях, которыя по уставу должны быть совершаемы в праздничные дни, после утрени, а в церквах московских это не исполнялось (вопр. 9 из втор.); 3) о песни: хвалите имя Господне, которую положено петь по воскресным дням, и еще о псалме: на реках вавилонских, который по уставу должен быть пет в неделю о блудном, также мясопустную и сыропустную, – а в Москве сего не делали» (вопр. 10 из втор.). На первый вопрос ответа не дано. На второй – о литиях Собор отвечал подтверждением петь по всем церквям литии праздничные и повседневные, за здравие и за упокой, неотложно (отв. на 9-й вопр. из втор.). На третий вопрос Собор отвечал также постановлением, – петь означенные псалмы неотложно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010