Вопр. Каким образом произошел такой порядок? Отв. Этот обычай появился с древности. Его вызвала нужда. Во время Причащения множества людей еще при Апостолах стали замечаться беспорядки ( 1Кор.11:18–22 ). Исправляя все к лучшему, Апостолы и установило современные нам церковные обычаи. Вопр. На каком основании у православных за Причащением требуются нож, копье, лжица? Отв. На основании следующих соображений: Христос Распятый есть жертва за нас Богу ( Евр.9:28 ). Древния жертвы разрезывались ножом ( Лев.8:20 ). В память этого в Православной Церкви для причастного хлеба требуются ножи. Копье, употребляемое на проскомидии для прободения хлеба, напоминает нам собою то копье, которым Христос был прободен на кресте. – Однако ножом режут и копьем прободают у нас не Тело Христово, а простой хлеб, при начале литургийной службы. Лжица при Причащении, удовлетворяя нужде верующих, соответствует духовно тем клещам, которыми Серафим взял с жертвенника горящий уголь и очистил им уста пр. Исаии ( Ис.6:6 ). Вопр. Виновна-ли Церковь в том, что некоторые ее дети недостойно причащаются и после Причастия ведут себя распутно? Отв. Нет, не виновна, так же, как Христос не виноват за Своего недостойного Апостола Иуду. Недостойно причащающиеся суд себе едят и пьют, по слову Апостола ( 1Кор.11:27, 28 ). Церковь же всегда остается святою и непорочною ( Еф.5:26 ). § 4. О покаянии Вопр. Что подается от Бога христианам в таинстве покаяния? Отв. В покаянии Бог дарует нам прощение всех грехов, в которых мы каемся пред пастырями Церкви. Вопр. Из чего это следует? Отв. Во первых: крещение Иоанново покаяния совершалось «для прощения грехов» ( Мк.1:4 ). Во вторых, Господь сказал Апостолам по своем воскресении: «примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся: на ком оставите, на том останутся» ( Ин.20:23 ). Вопр. Кто же прощает нам грехи? Отв. Господь Бог ( Лк.5:21 ). Однако видимыми раздаятелями благодати прощающей являются Апостольские преемники. Потому пред ними надо «признаваться» в согрешениях, как древле люди каялись пред Иоанном Предтечею, Апостолом Павлом и другими Апостолами ( Мф.3:6 ; ср. Деян.19:18 ; Ин.20:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Размышляя о таких свойствах креста Христова, мы его почитаем: как жертвенник христианский, который но Слову Божию, есть «святыня великая» ( Исх.29:37 ); как «дерево благословенное», чрез которое явилась в мир правда Божия, и как знамя нашего спасения во Христе. Вопр. Согласно-ли с Апостольским учением почитание деревянного креста Христова? Отв. Согласно. Ап. Павел пишет: «я не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, Которым для меня мир распят и я для мира» ( Гал.6:14 ). Вопр. Почему необходимо думать, что именно видимым крестом хвалится Апостол? Отв. Так надобно думать потому, что «крестом Христовым» в Слове Божием называется деревянный крест. Например: «при Кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его» ( Ин.19:25 ). Вопр. На каком основании поклоняемся мы вещественному кресту Христову? Отв. Кланяясь кресту, православные поклоняются страданиям Христовым, претерпенным на кресте. Подобно этому в древности благочестивые люди говорили: «пойдем к жилищу» Божию «поклонимся подножию ног Его» ( Пс.131:7 ). Эти люди веровали и почитали Единого Бога; однако они «кланялись» Его подножию – Ковчегу Завета ( 1Пар.28:2 ). Так и православные лобызают язвы гвоздинные у нашего Спасителя, но почитают крест, на котором Он претерпел вольные страсти. Вопр. Для чего православные носят крест на шее? Отв. Чтобы постоянно помнить о поруганиях Христовых ( Евр.13:13 ). В знак этих поруганий, которые мы должны нести, по учению Евангелия ( Мф.10:38 ), – мы «обвязываем шею свою» ( Притч.6:21 ) крестом. Глава седьмая. О церковно-религиозных уставах православных Вопр. При соблюдении прямых заповедей Евангельских, обязаны-ли мы еще хранить «уставы» церковные? Отв. Безусловно обязаны. Уставы церковные оберегают нас от распущенности жизненной; они и наружному поведению нашему придают облик православно-христианский. Вопр. Святые мужи хранили-ли «уставы» церковные? Отв. Строго хранили. О благочестивом священнике Захарии и жене его Елизавете Евангелист Лука одобрительно написал: «оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно» ( Лк.1:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Вопр. Каким образом святые слышат наши молитвы? Отв. Они слышат нас не своею силою, а по изволению от Бога. У Бога же все возможно для верующих ( Мф.19:26 ). Раскрываемую здесь истину подтверждают примеры из жизни слепого пророка Ахии и пр. Елисея. Ахия пророк, хотя был слеп, но, по озарению Духа Божия, узнал пришедшую к нему жену Иеровоама ( 3Цар.14:4–6 ). Пророк Елисей знал о том, что далеко от него делали слуга Гиезий и Сирияне ( 4Цар.5:25–27 ; 4Цар.6:8–12 ). § 3. О почитании мощей святых Угодников Вопр. Что в Православной Церкви называется святыми мощами Угодников? Отв. Мощами именуются всякие нетленные останки святых – кости, голова, ноги, руки и целые тела. Вопр. Как возможно явление нетленных тел, когда Бог сказал первому человеку: «прах ты и в прах возвратишься» ( Быт.3:15 )? Отв. Бог объявил Адаму такую волю после его грехопадения. При создании же мира, Бог смерти и тления не творил ( Прем.2:23, 24 ). Потому, по особой воле Божией, некоторые тела праведников могут не истлевать. Вопр. Упоминается-ли в Библии о нетленных мощах святых? Отв. Упоминается. Таковы были «кости» ( 4Цар.12:21 ), или – по выражению Сираха – «тело» Елисея ( Сир.48:14 ). В Новом Завете сказано: в час смерти Христовой «гробы отверзлись, и многия тела усопших святых воскресли» ( Мф.27:52 ). Вопр. В каком отношении примечательно Евангельское свидетельство о воскресших «телах» святых? Отв. По слову Апостола, все люди «сеются в тлении» ( 1Кор.15:42 ), все по обычному порядку обращаются в прах ( Быт.3:19 ). Этот прах лишь при последнем суде Господнем облечется в нетление ( 1Кор.15:53 ). Но примечательно, что Евангелист Матфей, до общего воскресения, говорить о воскресших телах святых. Значит, с большою вероятностью можно предполагать, что эти тела оставались в земле нетленными; они-то своим новым появлением среди людей засвидетельствовали о Божестве нашего Господа. Вопр. Какую силу имеют мощи святых? Отв. Сами собой оне никакой силы не имеют ( Пс.6:6 ; Пс.29:10 ). Но, всемогуществом Божиим, от мощей Угодников могут проявляться чудеса и исцеления, как от «тела» Елисея ( 4Цар.13:20, 21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Вопр. По чьему повелению и когда вошли в употребление святые иконы? Отв. Начало иконопочитания появилось в Ветхом Завете по заповеди Божией. Сам Господь повелел Моисею сделать ковчег Завета, золотых херувимов и медного змия ( Исх.25:10, 18 ; Чис.21:8, 9 ). Вопр. Какое назначение имели древния святые иконы? Отв. Ковчег Завета напоминал людям Самого Бога, Царствующего над миром ( Чис.10:33–36 ); медный змей тайно указывал на Распятого Христа ( Ин.3:14 ); изображения ангелов по всей скинии и храму говорили людям о носителях славы Божией, – святых ангелах ( Иез.9:3 ). Вопр. До какого времени существовали древния изображения или иконы? Отв. «Доколе стояла прежняя скиния», то есть до «времени исправления» ( Евр.9:8, 10 ). Вопр. В Новом Завете не запрещены-ли священные изображения? Отв. Нет. В Новом Завете они должны быть лишь «исправлены» ( Евр.9:10 ). Они теперь, действительно, приспособлены к учению Евангелия. В Ветхом Завете устроители Скинии не видели Лица Божия ( Втор.4:15 ), и потому не имели Его образа. В Новом Завете, при самом устройстве Христовой Церкви, Бог явил Себя людям. На этом основании, сообразно с видением пр. Даниила, Бог Отец изображается у нас, как Древний Старец ( Дан.7:9 ); Христос Спаситель – помоложе ( Дан.7:13 ) и распятым ( Ин.3:14 ); Дух Святый – в виде голубя ( Мф.3:16 ). Вопр. Есть-ли упоминание в Новом Завете, что иконы всегда будут у христиан? Отв. Такое упоминание находим у Ап. Павла. Он пишет, что, даже во дни последняго антихриста, при кончине мира, на земле будет святыня в храмах, а такой видимой святыней, которую антихрист захочет заменить своим образом, могут быть только иконы ( 2Сол.2:5 ). Вопр. Почему яснее и подробнее про иконы не сказано в Новом Завете? Отв. Потому, что в Новозаветных Писаниях обо всем сказано кратко, а обо многом даже намеками ( 1Пет.5:12 ; 2Сол.2:5 ). В Новом Завете не показано, например, каким порядком совершать крещение, причащение, брак и другия таинства, – какия духовные песни распевать христианам для своего назидания ( Кол.3:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

В «Ответах» подробно описываются отношения между учеником и старцем. Вверивший себя в послушание старцу подобен больному, предавшему себя в руки врача (Отв. 150. С. 104/Ep. 59. 44 sqq.). «Вопрошать и верить ответам есть смирение и успех о Господе» (Отв. 90. С. 66/Ep. 165. 24-25), и напротив, «не вопрошать есть великое падение души» (Вопросоотв. 376. С. 255/Ep. 379. 5-6). С советом старца следует всегда соглашаться, хотя преподобные В. В. и Иоанн различают 2 типа ответов, «совет» (συμβουλ) и «заповедь» (ντολ): «совет есть наставление не понудительное, (а только) показывающее человеку правый путь жизни; заповедь же заключает в себе обязательную силу» (Отв. 365. С. 249/Ep. 368. 7-9; ср.: Отв. 56; Отв. 155. С. 114). Через добродетель послушания между старцем и его учеником устанавливается теснейшая духовная связь: «Сохрани сие (послушание), и я буду отвечать за тебя»,- говорил В. В. ученику (Отв. 620. С. 401/Ep. 614. 87-88). В одном из определений послушания, данных в «Ответах», говорится, что оно «состоит в том, чтобы не иметь своей воли» или, дословно - «послушание отсекает волю» ( πακο κπτει τ θλημα - Отв. 246. С. 186/Ep. 249. 6; Отв. 250. С. 188). Как послушание, так и отсечение воли исполняются до смерти: желающий быть учеником Христовым «должен до самой смерти исполнять послушание» (Отв. 356. С. 244/Ep. 359. 12); «отсечение своей воли есть кровопролитие, и для достижения сего человек должен потрудиться до смерти» (Отв. 251. С. 189/Ep. 254. 7-8). «Отсечение своей воли» (κκοπ το οκεου θελματος) является «центральным мотивом духовности» преподобных В. В. и Иоанна, как небезосновательно заметил Озерр (см.: Hausherr. 1937. Col. 1257). Вслед за прп. Аммоном (Послание 5, 4//Творения древних отцов-подвижников: Св. Аммон, св. Серапион Тмуитский, прп. Макарий Египетский, св. Григорий Нисский, Стефан Фиваидский, блаж. Иперихий/Пер., вступ. ст. и коммент. А. И. Сидорова. М., 1997. С. 34), В. В. писал о 3 волях: «Отсекать волю свою пребывающему в келье своей - значит нерадеть о телесном покое во всех его видах… отсекать волю, пребывая с людьми, значит умереть для них и быть для них как бы несуществующим. Иметь же волю по Богу, как говорит апостол, значит отсекать волю телесную (ср.: Еф 2, 3). А воля, внушаемая демонами, состоит в том, чтобы оправдать себя и веровать себе, и тогда (человек) тот бывает уловлен (ими)» (Отв. 124. С. 89/Ep. 173. 7-16). Воля человека в зависимости от того, куда направлена, может быть доброй или злой (Отв. 132/Ep. 191. 11, 34). Поскольку человек по своей греховности не способен исполнить волю Божию, в «Ответах» преподобных В. В. и Иоанна говорится также о необходимости исполнять «волю святых», через к-рую, конечно, открывается воля Божия («Отсечение своей воли состоит в том, чтобы в добром отсекать свою волю и исполнять волю святых…» - Отв. 377/Ep. 380. 4-6).

http://pravenc.ru/text/Варсонофию ...

Вопрошать нужно «не о всех помыслах, ибо иные мимолетны, но о тех, к-рые долго остаются в человеке и борют его» (Отв. 90/Ep. 165. 7-9). Скрывающий одолевающие его помыслы и не вопрошающий о них не исцелится (Отв. 317. С. 224), поскольку сам не может различать добрых помыслов от лукавых, этот дар стяжали только «достигшие духовной меры» (το μτρου το πνευματικο - Отв. 59. С. 44-46/Ep. 124. 68). Бог подает дар различения помыслов за «болезнование сердца» (κπος καρδας - Отв. 262. С. 200/Ep. 265. 22); «дело спасающегося - «истончить душу свою как паутину» (Пс 38. 12)» (Отв. 157. С. 115/Ep. 66. 33-34). В. В. дал совет авве Иоанну Миросавскому, готовившемуся к отшельническому уединению, как самостоятельно различать помыслы: «Всякий помысел, к-рому не предшествует тишина смирения, не от Бога происходит, но явно с левой стороны» (Отв. 21. С. 16/Ep. 21. 29-31). Осознание помыслов достигается ежедневным трудом - вниманием к ним и «рассмотрением себя». С одной стороны, для внимания им назначается определенное время; прп. Иоанн наставлял: «Отцы назначили время для внимания своим помыслам, говоря: «Утром испытай себя, как провел ты ночь, и вечером также, как провел день; и среди дня, когда отяготишься помыслами, рассмотри себя» (Отв. 288. С. 213/Ep. 291. 18-22; ср.: Отв. 392. С. 269). С др., подвижник должен быть всегда готов к вниманию помыслам: «правило твое да будет в том, чтобы жить, внимая своим помыслам» (Отв. 183. С. 137/Ep. 92. 27-28); «как только приходит помысел, испытай его и отсеки» (Отв. 177. С. 132/Ep. 86. 14-15). Если помысел проникнет в душу, то не должно отчаиваться; по слову В. В., в таком случае необходимо «воззвать самого себя, говоря: «Господи! Прости меня, имени ради Твоего святого; за нерадение мое я подверся сему. Избавь меня от рассеяния и от всякой сети вражией»» (Отв. 667. С. 422/Ep. 660. 34-36). Чтобы не принимать вражеские помыслы, нужно избегать праздности и быть занятым духовным деланием (ср.: Отв. 134. С. 94). Страсти и их преодоление «Попирай страсти… чтобы они не попрали тебя»,- поучает Великий старец (Отв.

http://pravenc.ru/text/Варсонофию ...

254 “Един Бог Отец Слова живого, премудрости и силы самосущей” (Символ святого Григория Чудотворца )... “Имеем Бога единого, Бога сущего и всегда сущего – Θεν ντα κα ε ντα...”. (Прав. испов. Каф. и Αп. Церк. вост. отв. на вопр. 8). “Существенные свойства Божии суть:... быть.... безначальным – τ ναι.... ναρχον...”. (там же отв. на вопр. 13). “Верую во единого Бога Отца вседер­жителя.... безначального убо и нерожденного и безвинного” (Чин избр. и рукополож. Архиерейск. л. 9 на обор.). “Едино триипостасное существо почитающе, вернии, прославим Отца и Сына и Духа правого...., единого несозданного Бога, со безплотными взывающе: свят, свят, свят еси, царю” (Триод. цветн. л. 140 на обор. М. 1837). 256 Hieronym. Epist. 136; Augustin. de civit. Dei lib. 1,cap. 32; de genes, ad litter. lib. V, c. 16; Hilar. in verba Exodi c. 3: Ego sum qui sum. 257 Clem. Alex. Paedag. lib. 1, c. 8; Dionys. Areopag. de divin. nomin. c. 5; Euseb· Praepar. Evangel, lib. XI, c. 9; Augustin. Enarrat. in Ps. 134 : “ita enim ille (Deus) est, ut in ejus comparatione ea, quae facta sunt, non sint”. 269 “Бог есть Дух... вседовольный” (Простр. Катих. правосл. каф. восточ. Церкви, о члене перв.). “Вседержительство ( παντοκρατορα) и всемогущество Бога определяется собственным Его хотением и произволением” (Прав. Испов. ч. 1 отв. на вопр. 14). “О называется Вседержителем потому, что все состоит в Его власти” (там же). 271 Святой Кирилл Иерусалимский . Оглас. поуч. IV, n. 5, стр. 61. Эту мысль Платоников, будто и сам Бог подлежит судьбе (fatum) и от нее зависит, подробно опровергает Немезий, епископ немессийский – lib. de natura hominis cap. 38. 274 “Веруй твердо и несомненно, что Бог есть... вездесущ – πανταχο παρν” (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 17). “Существенные свойства Божии суть: быть... вездесущим, всеисполняющим, неизмеримым” – τ ναι πσι παρντα κα τ πντα πληρντα, περγραπτον” (там же, отв. на вопр. 13, срав. вопр. 15). “Царю небесный., утешителю, Душе истины, иже везде сый и вся исполняяй..”. (Молитва ко Святому Духу).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

М., 1900. Не исп. Дворкин А. Введение в сектоведение. Нижний Новгород, 1998. Не исп. Джош Макдауэлл, Барт Ларсон. Иисус. М., 1993. Не исп. Егорцев А. Тоталитарные секты: свобода от совести. М., 1997. Не исп. Конь Р.М. Сектоведение. Курс лекций, читанных в 4-х классах Московской духовной семинарии в 1997/98 уч. году. Не исп. Маркевич М., свящ. Секты свидетелей Иеговы. Сергиев Посад, СТСЛ, 1995. Машинопись. Не исп. Прайс Е.Б. Свидетели Иеговы. « Церковь христиан АСД», 1994. Не исп. Реймонд Франц, бывший член Руководящей корпорации свидетелей Иеговы. Кризис совести. М., 1997. Не исп. Рогозин П.И. Лжесвидетели. Издательство «Свет на Востоке», 1967. Не исп. Стеняев О., свящ. «Свидетели Иеговы» – кто они? М., 1996. Не исп. 000//Сторожевая башня. 1991. 5. Андрей Кесарийский , архиеп. Апокалипсис. СПб.: П. П. Сойкина, Афанасий Великий , свт. Творения. Ч. 3. Сергиев Посад: СТСЛ, 1903. Василий Великий , свт. Творения. Кн. 4. Ч. 3. М.: издательство, 1811. Василий Великий , свт. Творения. Ч. 1. М.: тип. А. Семена при Имп. Мед.– хирург. акад., 1845. Викентий Лиринский , прп. Напоминания. Казань: типо-лит. Ун-та, 1904. Григорий Неокесарийский , свт. Творения. Петроград: тип. М. Меркушева, 1916. 000//Еврейская энциклопедия. Т. 8. М., «Терра», 1991. Карсавин А.П. Святые отцы и учители церкви. М.: изд-во МГУ, 1994. Карташев А.В. Вселенские Соборы. М.: Республика, 1994. Киприан Карфагенский , сщмч. Творения. Ч. 1. Киев: тип. Г.Т. Корчак-Новицкого, 1891. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М.: Центр «СЭИ», 1991. Панайотидис П. Лжесвидетели Иеговы. Салоники: издательство, 1997. Автор. Познание, ведущее к вечной жизни. Watch Tower Bible and Tract Society of Pennsylvania. 1995. 000. Автор. Следует ли верить в Троицу? Watch Tower Bible and Tract Society of Pennsylvania. 1998. 000. Спасский А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов (в связи с философскими учениями того времени). Т. 1. Сергиев Посад: М.С. Елов, 1914. Тернер Ф.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/spetsifi...

Аскетическое учение преподобных В. В. и Иоанна находится в тесной связи с учением, изложенным в Apophthegmata Patrum. И в том, и в др. памятнике много общих тем: о необходимости безропотного послушания (Отв. 285. C. 211. Ср.: Alph. Marc. 2. P. 296. 15-23); об отмене определенного правила правилом, творимым в течение всей жизни (Отв. 176. С. 131. Ср.: Alph. Amma Synclit. 15. P. 425. 43-44; Syst. 4,104. 1-8); о высоте безмолвия (Отв. 52. С. 38. Ср.: Alph. Ruph. 1. P. 389. 24-34); о нравственной стороне веры (Отв. 533/Ep. 536. 9-10. Ср.: Alph. Poem. 69. P. 337. 48-49). Из житийной литературы, чтение к-рой необходимо для монаха наряду с Писанием и творениями отцов Церкви (Вопросоотв. 466/Ep. 469), цитируются отрывки из Жития Антония, написанного свт. Афанасием Александрийским (Отв. 505/Ep. 508. 11. Ср.: Vita Antonii 7//PG. 26. Col. 853B), и из Житий Илариона и Малха, написанных блж. Иеронимом (Отв. 624/Ep. 618. 13-16. Ср.: Vita S. Hilarionis 18//PL. 23. Col. 36BC; Отв. 160/Ep. 69. 18 sqq. Ср.: Vita Malchi monachi 3, PL. 23. Col. 55B). В них также дважды содержатся аллюзии на «Лавсаик» Палладия, напр., в Вопросоотв. 74/Ep. 143. 2-3 упоминается практика чтения 100 молитв, к-рой, по описанию Палладия, занимался прп. Макарий Александрийский (ср.: Palladius. Hist. Laus. 20. 3/Ed. G. Bartelink. Verona, 1974), и один раз на «Историю египетских монахов» (Отв. 759/Ep. 752. 9-12. Ср.: Hist. Mon. Aeg. 20. 16 sqq./Ed. A.-J. Festugière. Brux., 1971). Преподобным В. В. и Иоанну было особо близко аскетическое учение аввы Исайи Газского, к-рый, так же как и В. В., переселился в Св. землю из Египта и в последние годы своей жизни находился в затворе, общаясь с миром только посредством своего ученика Петра. В «Ответах» авва Исайя упоминается один раз (Отв. 249/Ep. 252. 18-21) и 4 раза цитируется (Отв. 308/Ep. 311. 6-8; Вопросоотв. 237/Ep. 240. 4-5; Отв. 525/Ep. 528. 2-9; Отв. 525/Ep. 528. 6). В мон-ре аввы Серида монахи занимались чтением сочинений великих каппадокийских отцов, хотя наибольшее внимание уделялось аскетическим творениям свт.

http://pravenc.ru/text/Варсонофию ...

В. Как можно сказать иначе, что мы должны делать непременно? Отв. Мы должны по всей справедливости непременно ублажать, прославлять, восхвалять Тебя! В. За что же мы должны прославлять Пресвятую Деву Марию? Отв. Мы должны прославлять Пресвятую Деву Марию за то, что она молится за нас и помогает нам во всем добром. Верно. Но больше всего и прежде всего мы Ее ублажаем за нечто другое, высшее. В. Как мы Ее называем в этой молитве? Отв. Мы называем Ее в этой молитве Богородицей, Матерью Бога Нашего. В. Следовательно, за что же мы Ее ублажаем прежде всего и больше всего? Отв. Мы Её ублажаем прежде всего и больше всего за то, что от Неё родился Сын Божий, Второе Лицо Пресвятой Троицы. В. Кто и когда впервые назвал Пресвятую Деву Марию Матерью Господа? Отв. Архангел Гавриил назвал Ее так, когда сказал Ей: «Ты родишь Сына и наречешь имя Ему Иисус. Он будет велик и Сыном Вышняго наречется» и когда сказал: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя: поэтому и рожденный Тобою Младенец наречется Сыном Божиим». В. Кто и когда назвал еще Пресвятую Деву Марию Матерью Господа, или, что то же, – Богородицей? Отв. Праведная Елизавета назвала Ее Матерью Господа нашего, когда воскликнула: «и откуда мне это, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» В. Как мы называем еще в этой молитве Божию Матерь? Отв. В этой молитве мы называем Божию Матерь Присноблаженною и Пренепорочною В. Что значит Пренепорочная? Отв. Матерь Божия в высшей степени безгрешная. В. Что значит слово «присно»? Отв. Слово «присно», значит «всегда». В. Следовательно, как мы можем сказать вместо «Присноблаженная»? Отв. «Всегдаблаженная». В. Кто назвал Ее впервые «блаженною»? Отв. Праведная Елизавета первая назвала Ее «блаженною», когда сказала: «И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа». В. Что сказала на это Мария? Отв. Мария сказала: «величит душа Моя Господа и возрадовался Дух Мой о Боге Спасителе Моем, потому что призрел на смирение рабы Своей, ибо отныне ублажат Меня все роды, потому что сотворил Мне величие Сильный и Свято имя Его».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010