Вопр. Каково должно быть угождение наше Богу? Отв. Искреннее, сердечное, и нелицемерное: оно должно происходить от веры и сердечного основания. Ибо Бог, как сердцеведец, глубину сердец наших испытует и видит. Вопр. Кто угождает Богу и кто не угождает? Отв. Угождает тот, кто волю Его святую творит; не угождает, кто воли Его святой не исполняет. А воля Божия – в десяти заповедях и в Евангелии. Вопр. Можно ли угождать Богу без самого Бога? Отв. Не можем; ибо велика наша слепота, слабость и растление. Посему должно со усердием Богу молиться и к нему воздыхать, чтобы Сам наставил нас на путь Ему угодный, и на нем бы нас содержал и по нему бы вел. О сем Псалмопевец молился чрез весь 118 Псалом, испрашивал святого и богоугодного жития. Да подражаем ему и да взываем: научи мя, Господи, творити волю Твою ( Пс. 142:10 ). Вопр. В каком отношении воля наша – к воле Божией? Отв. В противоположном, так, что, дабы угодить Богу, мы не то должны делать, что нам угодно и приятно, а – противное. Напр. угодно нам в праздности и лености жить, но воля Божия требует от нас труда, и трезвения и делания. Угодно нам пространным прихотей, роскоши и веселостей путем идти; но Богу сие не угодно: внидите узкими вратами, вещает Христос ( Мф. 7:13 ). Не угодно нам любить врагов наших, благословить клянущих нас и добро творить ненавидящим нас; но Богу сие угодно: любите враги ваша, говорит Христос, благословите клянущия вы, и пр. ( Мф. 5:44 ). Да будет убо воля Твоя, Отче наш , Иже еси на небесех, а не наша ( Мф. 6:10, 9 ). Вопр. Как св. Тихон говорит о Воплощении ? Отв. Святитель Тихон так богословствует о сем неизглаголанном догмате веры: «Бог наш есть святая Троица: Отец, Сын и Святый Дух: не три Бога, но един Бог. Един Бог естеством, но есть Триипостасный: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святый. Трем сим Божественным лицам едино существо, едина воля, едина держава, царство, сила, слава: никто же больший, никто же меньший; но равномогущный, равносильный, равночестный, Триипостасный Бог: Отец не рожден, Сын рожден от Отца, и Дух Святый, от того же Отца происходящий. Тайна сия нам непостижима. Из сея Святыя Троицы – второе лице Пресвятыя Троицы Сын Божий пришел ради избавления рода человеческаго в мир. И поскольку Бог есть Дух, изволил воплотиться и так спасти человека. Читаем в Символе Веры : верую и во единаго Господа нашего Иисуса Христа Сына Божия, Единороднаго, иже от Отца рожденнаго прежде всех век. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася».

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

В Новом Завете эта истина поставляется вне сомнения. Из кн. Деяний известно, что далее платки Павловы обладали чудесной силой: когда возлагали их на больных, «у них прекращались болезни» ( Деян.19:12 ). Тем более, по Божиему изволению, могут подаваться чудеса, на духовную пользу верующих, от мощей Угодников, как храмов Св. Духа ( 1Кор.6:19 ). Вопр. Надобно-ли почитать мощи святых? Отв. В Ветхом Завете над ними строились гробницы или памятники для прославления их ( 4Цар.23:17, 18 ). Господь Иисус, говоря об этом, не осудил строителей ( Мф.23:29–31 ). Подобным образом Православная Церковь ублажает или почитает мощи святых, прославляя тем память друзей Божиих ( Ин.15:14 ; Ин.14:22 ). § 4. О молитвах Церкви за умерших христиан Вопр. Святая Церковь должна-ли поддерживать связь с душами своих братьев, умерших в Господе? Отв. Непременно должна. Вопр. Что нас побуждает поддерживать эту связь? Отв. Вера в то, что наши братья душами «всегда живы» у Господа ( Лк.20:38 ), и любовь, которую мы обязаны постоянно возгревать в себе к умершим. Эта любовь, по учению Апостола, «никогда не прекращается» ( 1Кор.13:8 ), – не имеет конца. Вопр. Каким же родом можем мы проявлять свою любовь к умершим христианам? Отв. Мы должны проявлять ее молитвами за упокой умерших братьев со святыми. Так учит Апостол: «молитесь друг за друга» ( Иак.5:16 ). Мы и молимся по долгу любви, а любовь – как сказано – безгранична ( 1Кор.13:8 ). Вопр. Откуда видно, что Церковь Божия молилась за умерших людей? Отв. Это видно из многих мест Библии. Пророк Варух молился: «Господи Вседержителю! не вспоминай неправд отцов наших» ( Вар.3:5, 8 ). Еще яснее благочестивый обычай молитв за умерших изложен в Маккавейской книге ( 2Мак.12:42–45 ). Этот обычай описан у пророка Иеремии, откуда явствует, что у евреев было обыкновение «в утешение об умершем... преломлять для них хлеб» ( Иер.16:7 ). Словами – «преломлять для них хлеб» – пророк свидетельствует, что поминать умерших ядением хлеба, а тем более, следовательно, молитвами, – полезно для покойников.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

16 из втор.). 9) «Во Пскове моются в банях мужи и жены, и чернцы и черницы в одном месте без зазора» (вопр. 18 из вторых). 10) «По дальним странам ходят скоморохи, совокупясь ватагами (толпами) многими, до 60, и 70, и до 100 человек, и по деревням у крестьян ядят и пьют насильно, и из клетей грабят; а по дорогам и людей разбивают» (вопр. 19 из втор.). 11) «Дети и люди боярские всякие бражники зернью играют, не служат, ни промышляют (не занимаются никаким честным ремеслом), и от них всякое зло причиняется народу, крадут и разбивают, и души губят» (вопр. 20 из перв). 12) «По погостам и по селам ходят лживые пророки, наги и босы, волосы отростив и распустя, трясутся и убиваются, а сказывают, что им является св. Пятница и св. Анастасия, и велят им, чтобы они заповедывали христианом каноны завечивати; они же заповедывают христианам в среду и пятницу ручнаго дела не делать (женам не прясти, и камения не разжигати) и внушают дела богомерзкия, противные закону божескому» (вопр. 21 из вторых). 13) «В троицкую субботу по селам и по погостам ходят мужи и жепы на жальниках (кладбищах), и плачут на гробах с громким воплем; а когда начнут играть скоморохи, гудницы (гудошники), они, перестав плакать, начинают скакать и плясать, рукоплескать и песни сатанинския петь на тех же жальниках» (вопр. 23 из вторых). 14) «В Иванов день (24 июня) и в навечерии рождества Христова и крещения сходятся мужи и жены и девицы на нощныя непристойныя игры и всякое безчиние (вопр. 24 из втор.). Также о велице дни (на пасху) совершаются многия непристойныя и непозволительныя христианам обыкновения (оклички, радуница, вьюнец, русалии) " 169 (вопр. 25 из вторых). 15) «В великий четверток, рано утром, жгут солому, и кличут мертвых, некоторые же священники в великий четверток соль под престол кладут, и держат там до седьмаго четвертка, по велице дни, а потом ту соль дают народу для врачевания болезней» (из втор. вопр. 26-й). «В первый же понедельник петрова поста в рощи ходят на игры бесовския» (вопр. 27 из вторых).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

178. С. 132/Ер. 87. 18) или «Иисусе! помоги мне» (Ιησο βοθει μοι – Отв. 39/Ер. 39. 12). Хотя слова, наиболее соответствующие совр. практике Иисусовой молитвы, дословно упоминаются всего лишь неск. раз (Вопросоотв. 126. С. 89/Ер. 175. 2–3; Отв. 443/Ер. 446. 17–18; ср.: Отв. 556/Ер. 559. 5–7), она непрестанно имеется в виду, особенно когда говорится о силе имени Божия. «Имя Божие, будучи призываемо... убивает все страсти» (νομα το Θεο νομαζμενον ναιρε... πντα τ πθη – Отв. 421. С. 282/Ер. 424. 31–32. Ср.: Отв. 173. С. 130/Ер. 82. 11–13). Болящему иноку Андрею В.В. отвечает, что «во имя Владыки нашего Иисуса Христа» можно «воскрешать... и демонов изгонять, и неизлечимые болезни исцелять и делать многие чудеса» (Отв. 181. С. 134/Ер. 90. 21–24). Одно из вышеуказанных мест станет классической формулой исихазма: «Молитвенно призывай святое имя Божие (προσεχου τ γιον νομα το Θεο), говоря: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя» (Отв. 443/Ер. 446. 17–18). Если молитвенным призыванием имени Божия изгоняются страсти, то приобретение непрестанной молитвы есть победа над страстями: «...непрестанно молиться относится к мере бесстрастия» (τ διαλεπτως προσεχεσθαι ν τ μτρ στι τς παθεας – Отв. 178. С. 132/Ер. 87. 6–7). Лишь в состоянии бесстрастия достижима совершенная молитва ( τελεα προσευχ), связанная с предельной духовной сосредоточенностью. В.В. говорит: «Молитва совершенная состоит в том, чтобы беседовать с Богом, не рассеиваясь мыслями, собирая свои помыслы и чувства. Человек входит в такое (состояние), когда умрет для всех людей, для мира и для всего, что в нем находится... Признаком того, что (человек) коснулся совершенной молитвы, служит то, что он не смущается более, хотя бы и весь мир его оскорблял» (Отв. 79. С. 61/Ер. 150. 15–18, 24–25). В учении преподобных В.В. и Иоанна молитва Иисусова еще не имеет того исключительного значения, к-рое она приобретет впосл. в исихастской традиции, и может чередоваться с иными видами молитвы: «Надобно делать и то, и другое: немного того и немного другого попеременно...» (Отв.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

178. С. 132/Ep. 87. 18) или «Иисусе! помоги мне» (Ιησο βοθει μοι - Отв. 39/Ep. 39. 12). Хотя слова, наиболее соответствующие совр. практике Иисусовой молитвы, дословно упоминаются всего лишь неск. раз (Вопросоотв. 126. С. 89/Ep. 175. 2-3; Отв. 443/Ep. 446. 17-18; ср.: Отв. 556/Ep. 559. 5-7), она непрестанно имеется в виду, особенно когда говорится о силе имени Божия. «Имя Божие, будучи призываемо… убивает все страсти» (νομα το Θεο νομαζμενον ναιρε... πντα τ πθη - Отв. 421. С. 282/Ep. 424. 31-32. Ср.: Отв. 173. С. 130/Ep. 82. 11-13). Болящему иноку Андрею В. В. отвечает, что «во имя Владыки нашего Иисуса Христа» можно «воскрешать… и демонов изгонять, и неизлечимые болезни исцелять и делать многие чудеса» (Отв. 181. С. 134/Ep. 90. 21-24). Одно из вышеуказанных мест станет классической формулой исихазма: «Молитвенно призывай святое имя Божие (προσεχου τ γιον νομα το Θεο), говоря: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя» (Отв. 443/Ep. 446. 17-18). Если молитвенным призыванием имени Божия изгоняются страсти, то приобретение непрестанной молитвы есть победа над страстями: «...непрестанно молиться относится к мере бесстрастия» (τ διαλεπτως προσεχεσθαι ν τ μτρ στι τς παθεας - Отв. 178. С. 132/Ep. 87. 6-7). Лишь в состоянии бесстрастия достижима совершенная молитва ( τελεα προσευχ), связанная с предельной духовной сосредоточенностью. В. В. говорит: «Молитва совершенная состоит в том, чтобы беседовать с Богом, не рассеиваясь мыслями, собирая свои помыслы и чувства. Человек входит в такое (состояние), когда умрет для всех людей, для мира и для всего, что в нем находится… Признаком того, что (человек) коснулся совершенной молитвы, служит то, что он не смущается более, хотя бы и весь мир его оскорблял» (Отв. 79. С. 61/Ep. 150. 15-18, 24-25). В учении преподобных В. В. и Иоанна молитва Иисусова еще не имеет того исключительного значения, к-рое она приобретет впосл. в исихастской традиции, и может чередоваться с иными видами молитвы: «Надобно делать и то, и другое: немного того и немного другого попеременно…» (Отв.

http://pravenc.ru/text/Варсонофию ...

Исп. Ч. I, отв. на вопр. 68). Вопр. Где находится ад или геенна? Отв. О сем были разные мнения. Одни, на основании слов Писания ( Чис. 16:30–34 ; Иез. 26:20, 31:18 ), представляли ад во внутренности или чрезвычайной глубине земли, в преисподней. Другие, как наприм. св. Иоанн Златоуст , полагали, что геенна находится вне мира. «Ты спрашиваешь: в каком месте будет геенна? По моему мнению, говорит св. Златоуст, вне всего этого мира. Как царския темницы и рудокопни бывают вдали; так и геенна будет где-либо вне этой вселенной. Впрочем, присовокупляет он, что тебе до этого за дело?.. Будем, доискиваться не о том, где она, но как бы избежать ея». Вопр. В чем состоят мучения грешников во аде? Отв. 1) В том, что они удалены от света лица Божия ( Мф. 7:23 ), и заключены в темницу духов ( 1Пет. 3:19 ), а одно это отвержение от Бога есть наказание величайшее. 2) Лишены участия в Царствии небесном, в блаженстве праведников, а ввержены во тьму кромешнюю ( Мф. 22:13 ). 3) Чувствуют угрызения совести за свои грехи, которая терзает их непрестанно, как червь неумирающий ( Мк. 9:44 ). 4) Находятся в сообществе злых духов. 5) Терпят разные продожительные муки ( Лк. 16:23 ; Мф. 22:13 ). Вопр. Для всех ли одинаковы адские мучения? Отв. Должно думать, что мучения грешников во аде, без сомнения, не одинаковы, а по праведному суду Божию – соразмерны преступлениям каждого ( Лк. 12:47, 48 ). И соответственно этому можно думать, что ад имеет свои частные обители, свои особенные отделения, из которых одно называется собственно адом, другое – геенною, третие – тартаром, четвертое – озером огненным. В Апокалипсисе ад и озеро огненное различаются ( Апок. 20:13, 14 )... Увы мне! так восплачутся грешники во аде. Увы мне, что не сверг с себя тяжкого бремени греха, но привлек кучу этих зол! Увы мне, что не омыл я скверны моей, но заклеймен грехами... О, лукавые мои рассуждения! За временное наслаждение греха, бессмертно мучусь; за удовольствие плоти теперь предан огню (у св. Василия Великого ). Зовете вы меня к себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Вопр. Совершается-ли ныне в Православной Церкви суд над грешниками? Отв. Совершается. Православные пастыри обличают грешников; более виновных из них не допускают к Св. Причащению, а еретиков-лжеучителей вовсе исключают из состава Церкви. Такой строгий суд над еретиками ежегодно производится у нас в Неделю Православия. Иногда же бывает он отдельно, во всякое время, как по делу лжеучителя графа Льва Толстого. Вопр. Был-ли при Апостолах безымянный суд над грешниками, как у нас в неделю Провославия? Отв. Был. Это видно из слов Апостола: «кто, т. е. всякий человек, который благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» ( Гал.1:9 ). § 4. О праве Церкви вводить новые богослужебные обряды для назидания верующих Вопр. Имеет-ли право Церковь вводить новые обряды к пользе верующих? Отв. Без сомнения, имеет. Вопр. Откуда это следует? Отв. Прежде всего из самого понятия о Церкви, как о Живом теле Христовом ( Еф.1:23 ). Живое тело то сорадуется, то сострадает положению своих членов. И Церковь земная, видя, как страдают ее дети по случаю смерти родственников, – утешает их печальным богослужением; во дни светлые, пасхальные, – Церковь радует верующих новыми песнопениями. Затем, право Церкви православной вводить новые богослужебные чины следует из примера Церкви Апостольской. На Апостольском соборе было постановлено не обрезывать приходящих ко Христу язычников; это постановление для христиан было новшеством ( Деян.15 ). Ап. Павел заповедует христианам «назидать друг друга песнями духовными» ( Кол.3:16 ). Самых же песней Церкви он не передал. Тем он ясно показал, что христиане могут вводить новые богослужебные песнопения для пользы верующих. Наконец, новым распоряжением относительно девственников и девственниц ( 1Кор.7:25 ) Апостол учит нас, что пастыри Христовой Церкви, водимые Духом Божиим ( Деян.20:28 ), имеют власть установлять в Церкви новые богослужебные чины и обряды к душевной пользе верующих. Вопр. Каким Законом при всяких нововведениях обязана руководствоваться Христова Церковь ?

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

13-й вопр. Которые христиане ходят со своими сосудами к родным или знакомым в гости, к инославным и в трактиры, в клубы, – как поступить с таковыми? Отв. Свят. отцы воспретили не одно общение в питии и ядении, но и дружелюбное единение, особенно с отступившими в зловерие; не возбраняется посещать инославных в видах душеполезных разъяснений: да даст благодать слышащим (зачал. 226-е); в публичные заведения вход допускается странникам, для чего и устраивались таковые заведения, местные жители, посещающие публичные заведения со своими сосудами, представляют из себя бесстрашных невоздержников, пленников бесчинных похотей и соблазнотворцев, – применять в руководство поморский Епитимейник и Монинской устав. 14-й вопр. Как поступить с такими христианами, которые являются в моленную в течение всего года только на Пасху в первой день и на Рождество Христово? Отв. Грядущего ко мне не изжену вон (Иоанн зач. 21-е), и применить прав. 6-го вселен. собора, отлучающего от соборной молитвы; от сообщения с верными в молитве отлучить до исправления; на таковых изречение Христово: тако убо ни тепл, ни студен, изблевати тя от уст моих имам ( Откр.3:16 ). 15-й вопр. Как принять в сообщение явных блудников и прелюбодеев? Отв. Отлучить от сообщения в молении, и питии и ядении, приносов от них не принимать и в дома их отцу духовному и причту не входить; покаются и себя смирят, принять в сообщение, применяясь правилам Василия Великого (22, 38, 59, 77, 88 и 6-го вселенск. собора прав. 87-е), – Феодор Студит подтвердил. Есть божественные законы и правила, которыми руководствуется всякий благочестивый и нельзя ни прибавить и ни убавить что-нибудь. 16-й вопр. Которые в родстве сочетались браком, или без брака сошлись по согласию, как с ними поступить, и следует ли от них детей крестить? Отв. В законновоспрещенном родстве сочетавшиеся повинны бракорасторжению, по прав. 6-го вселен. собора, 53 и 54, Васил. Велик. 11-й ответ, и 78-е прав.; посему брачущих в родстве – отлучить таковых от сообщения верных, дóндеже разойдутся и покаются, а до их исправления, приносу в Церковь не принять, и в дома их не входить исправлять требы, и на покаяние не принять, разве при смертном случае, младенцев от них крестить в притворе моленной, а где нет моленной, – в другом доме христианском.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2170 Митрополит Зосима в составленной им пасхалии на 8-ую тысячу лет называет вел. княз. Москов. новым Константином новому граду Константина – Москве. Рус. Ист. Биб. т. VI, столб. 799. 2179 Послание Иосифа митрополиту Симону. Пам. Старин. Русск. Литерат., вып. IV, стр. 209, столб. 2. 2190 Послание игумена Волоколамского монастыря Иосифа к Нифонту, еп. Суздальскому. Русск. Истор. Библиот. т. VI, столб. 820. 2194 Житие преп. Иосифа Волоколамского, составленное Савв., еп. Крутицким, изд. Невоструева, стр. 43. 2197 Житие преп. Иосифа, составленн. Саввою…, стр. 48. Послание Иосифа к Кутузову. Др. Росс. Вивлиоф. ч. XIV, стр. 196. 2198 Послание Серапиона к митрополиту Симону. Памятн. Старин. Русск. Литерат. вып. IV, стр. 212, столб, 1. 2205 Чтобы не быть голословными, укажем на следующие свидетельства: 1) Выдержки из Волоколамск. Сборн. библиот. Московск. Дух. Акад., приведенные из одного поучения XV в. у А.С. Архангельского , преп. Нил Сорский , стр. 187–188. Список отреченных книг митрополита Зосимы. Русск. Истор. библиот., т. VI, столб. 792–794. Послание вятскому духовенству митрополита Ионы. ibid., столб. 594–595. Послание архиеп. новгородского Геннадия митрополиту Симону. Акт. Истор. т. 1, 104, стр. 147, столб. 2 и стр. 148, столб, 1. Стоглав. изд. Субботина, гл. 5, вопр. 6, стр. 50; гл. 25, стр. 123–124. Сочин. Максима Грека , казанок. изд., т. III, стр. 92, 165. Послание старца Артемия. Русск. Истор. Библиот. т. IV, столб. 1383–1384. Характеристика образованности духовенства XVI в. у преосвящен. Макария в его истор. русск. церкв. т. VIII, стр. 337. 2206 Епископск. поучение князьям и всем православных христиан. (XV в.). Русск. Истор. Библиот. т. VI, столб. 851–852. Окружная грамота Ростовск. архиеп. Феодосия духовенству от 1458 г. Акт. Истор. т. 1, 64, столб. 1. Послание митрополита Ионы вятскому духовенству около 1452 г. Послание ему же митрополита Геронтия (1486–1489 гг.) ibid. т. 1; 97. стр. 141, столб. 1. Послание митропол. Симона от 1501 г. пермскому духовенству ibid. 112, стр. 167, столб. 1. Послание митрополита Фотия в Псков (прежде 1431 г.). Русск. Истор. Библиот. т. VI, 58, где о городском духовенстве, столб. 494. История бесплодной борьбы митрополита Феодосия с бесчинием московск. духовенства. А.С. Архангельский , цитов. соч., стр. 189–190. О «зазорном поведении» вдовых попов – Преосвящ. Макар. Истор. Русск. Церкв. т. VI, стр. 122–123. Стоглав изд. Суббот., гл. 5, вопр. 18, стр. 60–61. Указания того же Стоглава на пороки всего вообще белого духовенства: гл. 5, вопр. 1, стр. 47; вопр. 17, стр. 59; вопр. 22, стр. 64–65; гл. 29, стр. 130–131; гл. 41, вопр. 9, стр. 176; вопр. 10, 12, стр. 177; вопр. 31, стр. 198. Сочинения Максима Грека , казанск. изд., т. II. – Слово о том, какие речи рекл бы убо к содетелю всем епископ тверской, сожжену бывшу соборному храму и всему двору его… и самому граду… и како отвечает ему… Господь… стр. 263, 266, 269–270.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Что эти вопросы составлены не м. Макарием, это видно из того, что именно он руководил работами по возобновлению икон и потому странно было бы слышать из его уст недоразумение, так сказать критику, относительно собственного его дела: можно ли допустить, чтобы он торжественно, на соборе, открыто заявлял о своих ошибках в иконописном деле, в котором, как мы знаем, м. Макарий не был новичком? Вопрос 8-й относится к 35-му вопросу из первых царских вопросов так же, как 1-й и 7-й к 3-му из тех же вопросов. Тогда как 35-й вопрос говорит о крестах, водружаемых вообще на церквах, вопрос 8-й говорит о кресте, вновь поставленном (после пожаров 1547 года) на Успенском соборе в Москве. 228 Весьма вероятно предположение г. Лебедева, 229 что и этот вопрос предложен каким-либо епархиальным архиереем, заметившим особенную форму креста на Успенском соборе. Остальные вопросы этой группы касаются разных церковных обрядов и служб: освящения воды (вопр. 6-й), пения литий заупокойных и литий на всенощных бдениях (вопр. 9-й), пения некоторых псалмов (вопр. 10-й), совершения проскомидии (вопр. 11-й) и отпуска поле нее (12-й), поста в день усекновения главы Иоанна Предтечи (вопр. 28-й) и окончание всенощной службы накануне больших праздников (вопр. 29-й). По предположению г. Лебедева, весьма подробно мотивированному 230 , все названные вопросы составлены той же прибывшей на Стоглавый собор иерархией, которая заметила в московских церквах некоторые отступления от устава и поспешила указать на них в своих вопросах, в которых установившийся в Москве порядок совершения разных церковных служб и обрядов нередко противополагался порядку совершения этих служб по уставу. Так, например, в вопросах встречаются выражения: «и зде в соборных церквах того не поют» (вопр. 9-й); а здеся в соборной церкви и во всех церквах пред обеднею в царских дверях отпуста не глаголют» (вопр. 12-й). Последний вопрос (12-й) мог быть предложен Феодосием, архиепископом Новгородским, судя по указанию в этом вопросе на церковную практику Новгородской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010