11. Показание четвертое на десять: о поклонах на великом входе: Пом. Отв. 50, ст. 25, под числом 6-м 12. Показание пятое на десять: о двоеперстном сложении; Пом. Отв.5 –15 и др. Также отв. 50, в статиях 1–8. 13. Показание шестое на десять: о троеперстном сложении; Пом.Отв. 6-й. 14. Показание седьмое на десять: о руке св. Апостола Андрея Первозванного; Пом. Отв. 9-й. 15. Показание восьмое на десять: о земных поклонах; Пом. Отв.50, ст. 14. 16. Показание девятое на десять: о поклонах, егда поется: Да ся исправит молитва моя; Пом. Отв. 50, ст. 15. 17. Показание двадесятое: о поклонах в вечер дне пятидесятного; Пом. Отв. 50, ст. 15. 18. Показание двадесять второе: о откровении глав на словеса Христова; Пом. Отв. 50, ст. 25 под числом 11-м. 19. Показание двадесять пятое: о преданиях церковных; избрано из разных мест Пом. Отв. 20. Показание двадесять шестое: о воскресении мертвых; Пом.Отв. 50, ст. 19. 21. Показание двадесять седьмое: о молитве Трифоновой; Пом. Отв.50, ст. 37. 22. Показание двадесять восьмое: о различных винословиях, состоящее из пятнадцати глав, выбрано большей частью из разных статей Пом. Отв.,напр, о жезле архиерейском отв. 50, ст. 34, о благовесте к словесем Господним, отв. 50, ст. 25 под числом 10. 23. Показание тридцатое: о соборном деянии на Мартина; Пом.Отв. 9. Итак, из тридцати показаний в Никодимовых вопросах двадцать три имеют ближайшее сходство с Помор. Ответами. II.Nokaзahuя в вопросах Никодима не находящиеся в Поморских Ответах. 1.Показание первое: о непорочном зачатии Пресв. Богородицы. 2.Показание второе: о воплощении Бога Слова, где утверждается, якобы великороссийская церковь допускает смешение естеств во Христе. В этих двух показаниях инок Никодим своими несправедливыми обвинениями на церковь простерся даже далее Поморских Ответов, составитель которых имел осторожность не приводить таких обвинений. 3. Показание шестое: о четвероконечном кресте. Здесь инок Никодим, как принадлежавший к Дьяконову согласию, не согласуется с Поморскими Ответами в мнении о кресте четвероконечном, который, согласно учению православной церкви, почитает равночестным и равносильным восьмиконечному.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Вопр. В каком смысле Церковь называется Соборной и Апостольской? Отв. В том, что она собрана из правоверующих христиан всего света; устроена трудами Апостолов и руководится в своей жизни их преданием. § 3. О суде Церкви над грешниками Вопр. Какия права передал Господь Своей Церкви на земле? Отв. Права великия и спасительные; в частности, право суда над грешниками. Вопр. Где в Слове Божием говорится о судной власти Церкви? Отв. В Ев. Матфея написано: «если кто церкви не послушает, то да будет он, как язычник и мытарь» ( Мф.18:17 ). Еще говорил Господь Апостолам: «что свяжете, на земле, то будет связано на небе» ( Мф.18:18 ). Вопр. Кому же в Церкви принадлежат судные права? Отв. Они принадлежат исключительно пастырям Церкви. Это видно из слов Господа, обращенных к Апостолам; «кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся» ( Ин.20:23 ). В виду этого, в Послании к Тимофею Ап. Павел один предаеть анафеме Именея и Александра за богохульство ( 1Тим.1:20 ). Вопр. Каковы же обязанности верующих при суде над братьями? Отв. Верующие согрешающих братьев должны обличать и увещевать ( Еф.5:11 ; 1Кор.14:24 ); в случае их нераскаянности свидетельствовать против них перед пастырями Церкви ( Мф.18:17 ); лично же самим никого не судить ( Мф.7:1 ) и всем прощать согрешения их ( Лк.6:37 ; Еф.4:32 ). Вопр. Какой порядок суда над грешниками указан в Евангелии? Отв. Согрешивших братьев Евангелие повелевает нам обличать сначала наедине. Если от такого обличения не будет успеха, – усовестить их при свидетелях. Если и тогда грешники останутся нераскаянными, – донести о том Церкви. Кто же Церкви не послушает, тот подлежит исключению из общества верующих и для христиан становится; как язычник и мытарь ( Мф.18:15–17 ; 1Тим.1:20 ; 1Кор.5:1–5 ). Вопр. Как должны мы относиться к христианам, отлученным от Церкви? Отв. Отлученных мы обязаны держать на замечании ( 2Сол.3:14 ); должны молитвенно приводить их в покаянное настроение ( Мф.5:44 ). Пастыри же Церкви отлученных христиан не допускают к святым таинствам.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Вопр. Какое общее наставление касательно таин Божественных преподает свят. Тихон? Отв. " О Таинстве Пресвятыя Троицы, святейшия Евхаристии и о прочих такожде, что не открыто в св. Божием слове и что открыто, но ты понять не можешь, любопытно не испытывай, да не в сеть диавольскую впадешь, и в ней запутаешься, и изыти из нея невозможешь и тако погибнешь. Ибо что веры единой требует и разум наш превосходит, то испытывать очень опасно. Берегись испытывать то, что – выше тебя. Веруй во всем так, как св. Церковь верует: сей есть путь безопасный». В ином месте: «Кто много на солнце смотрит и прилежно внимает оному, у того глаза помрачаются и повреждаются: так, кто Бога, вечное солнце, любопытно разсматривает и непостижимыя Его тайны тщится испытать, у того ум помрачается и в великое заблуждение впадает. Берегись, человек, испытывать, что тебе не дано знать. Довольно нам то только о Боге разсуждать, что св. Его слово открыло». Вот краткое известие о семи таинствах Православной Христовой Церкви, изложенное свят. Тихоном в наставлении Воронежскому духовенству. Вопр. Что есть тайна, или Таинство ? Отв. Таинство есть служение, которое, под некиим видом зримым, приносит в душу верную незримую благодать Божию. Вопр. Колико есть Таинств? Отв. Седьмь: 1) Крещение, 2) Миропомазание , 3) Покаяние, 4) Евхаристия, 5) Брак, 6) Священство и 7) Елеосвящение. Вопр. Кто установил Таинства? Отв. Христос Господь установил, иныя – Сам, иныя же – чрез Апостолов. Вопр. Для чего установлены Таинства? Отв. Во свидетельство любви Божией к нам, и – для спасения нашего. Вопр. Что дает нам таинство ко спасению души? Отв. Всякое таинство дает нам благодать Божию – от св. Духа, врачующую наши болезни, очищающую душу от грехов, освящающую и спасающую человека. Без таинств нашей Православной Церкви для человека спасение невозможно. Вопр. Из чего состоит таинство? Отв. Из двух вещей, без которых не может быть таинства. 1) Из материи, т. е. вещества, приличнаго тайне и 2) из формы, т. е. из совершения, или слов священных, которыми совершают тайну.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Вопр. Кого заповедал крестить Христос? Отв. Всех приходящих к Нему ( Ин.6:37 ). Вопр. Кто же приходит к Господу? Отв. Во первых – те, которые веруют в Евангелие ( Мк.16:16 ); потом – их дети ( Мк.10:14 ). Вопр. Откуда следует, что и малолетних детей-младенцев нужно крестить? Отв. Крестить их необходимо потому, что Господь призывает младенцев к Себе ( Лк.18:15 ). Без «духовного же возрождения» или крещения они не могут войти в Царство Христово – Божие ( Ин.3:5 ). Во-вторых, крещение заменило собою обрезание, как учит св. Апостол ( Кол.2:11, 12 ). В Ветхом же Завете обрезывали младенцев. В третьих, Ап. Павел называет христианских детей «святыми» ( 1Кор.7:14 ). А без крещения в Новом Завете никакие люди не называются «святыми». Таким образом несомненно, что христианских младенцев необходимо крестить, – как крестили их от самых времен апостольских, о чем в 5 веке по Р. Хр. засвидетельствовали отцы Карфагенского Собора. Вопр. Как же можно крестить младенцев, когда они не имеют личной веры? Отв. Так, как можно было в древности их обрезывать при вступлении в завет с Богом ( Быт.17:10–14 ). Младенцы имеют живую душу, способную принимать дары Св. Духа ( Лк.1:44 ). Исповедание же веры произносят за них «приносящие» ( Мк.10:14 ). § 2. О миропомазании Вопр. Какие дары Духа Св. подаются христианам в Миропомазании? Отв. В Миропомазании верующие получают силу Духа Святого, помогающую им исполнять Заповеди Евангельския и возрастать в духовной жизни. Вопр. Где в Слове Божиеме об этом сказано? Отв. Ап. Павел пишет: «Утверждающий нас с вами во Христе и Помазавший есть Бог , Который и запечатлел нас и дал залог духа в сердца наши» ( 2Кор.1:21, 22 ). Ап. Иоанн говорит христианам: «вы имеете помазание от Святого и знаете все... Сие помазание учит вас всему»... ( 1Ин.2:20, 27 ). Вопр. Почему необходимо веровать, что Апостолы говорят о видимом Миропомазании? Отв. Так надобно исповедывать потому, что с древности дары Духа Св. низводились на людей чрез помазание миром ( Исх.30:22–29 ; Лев.21:10 ). И Апостолы приняли заповедь от Христа недужных людей мазать чувственным маслом или елеем ( Мк.6:13 ; Иак.5:14 ). Значит, Господь не отвергал древняго способа для низведения на людей даров Духа Св.; потому в Православной Церкви вошло в употребление миропомазание...

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Вопр. Как же вообще определить наши отношения к уставам церковным? Отв. Как любящая мать, Св. Церковь в своих уставах сохраняет нас от грязи греховной. Потому для спасения своей души всем уставам Церкви мы обязаны подчиняться беспрекословно. Ибо Спаситель сказал: «если кто Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» ( Мф.18:17 ). Вопр. О каких уставах церковных нам следует говорить отдельно? Отв. Собственно все уставы церковные так важны, что о них надо бы рассуждать в отдельности; но, для сокращения речи, мы будем говорить только о тех, которые теперь особенно ложно истолковываются сектантами. Таковы уставы церковные о святых постах, о крестном знамении, о крестных ходах по домам и полям, об освящении колодцев и сюда же отнесем обычай путешествий к св. местам. § 1. О святых постах Вопр. В чем состоит истинный пост? Отв. Истинный пост от нас требует, чтобы мы оберегались дурных дел, усердно помышляли о правде и добре ( Ис.58:6 и 7), и воздерживали бы плоть свою от греховных удовольствий и вкусных яств. Вопр. Откуда видно, что спасительный пост состоит, между прочим, в воздержании от вкусной пищи? Отв. Это видно из слов пр. Даниила: «я был в сетовании... Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои» ( Дан.10:3 ). Вопр. С какою целью Церковью установлены общие для христиан посты? Отв. Для того, чтобы в поведении христиан было единодушие, как написано: «радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» ( Рим.12:15 ). Кроме того, если бы одни братья постились, а другие ликовали телесно, – это вносило бы в жизнь соблазн. А Павел Апостол сказал: «если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса во век» ( 1Кор.8:13 ). Вопр. Почему православные христиане постятся в среду и пятницу? Отв. В среду решено было Иудой предать Христа, а в пятницу Господь был распят. В эти дни, «когда отнялся от нас Жених» ( Мк.2:20 ), мы и постимся. § 2. О крестном знамении Вопр. Для чего православные христиане осеняют себя крестным знамением? Отв. Тем самым они наружно исповедуют веру в Распятого Господа, прославляя Его «в телах своих» ( 1Кор.6:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Вопр. Откуда заимствовали православные священнослужители обычай покрывать, во время богослужения, свои головы митрами, камилавками и скуфьями? Отв. Основание для такого обычая показано в Откровении. Там праведники, служа Богу, то надевают, то снимают с голов своих венцы ( Откр.4:4, 10 ). И в древности священники Господни носили на головах особые покрывала ( Исх.39:28 ). § 6. О браке Вопр. Как учат о браке Святые Апостолы? Отв. Брак есть таинство. В нем муж и жена входят в теснейшее единение между собою, на подобие единения Христа с Церковью ( Еф.5:31, 32 ). И как Христа с Церковью соединяет любовь, так мужья должны жалеть и любить своих жен ( Еф.5:25, 28 ). Вопр. Откуда видно, что брак должен сопровождаться благословением Церкви? Отв. Христианский брак между мужем и женой может быть заключаем только «в Господе» ( 1Кор.7:39 ). Брак есть тайна ( Еф.5:32 ). А христианам «тайны» их жизни «в Господе» строят только «предстоятели» церковные ( 1Кор.4:1 ). Вопр. На каком основании брачущимся надевают венцы на головы и кольца на пальцы? Отв. Такие обычаи взяты из Святой Библии. У Пр. Исаии читаем: «Господь облек меня в ризы спасения... как на жениха возложил венец» ( Ис.61:10 ср. Иез.16:12 ). В Песне Песней невеста говорит жениху: «положи меня... как перстень на руку» ( Песн.8:6 ). § 7. О елеосвящении Вопр. Какую благодать ниспосылает Бог людям в Елеосвящении? Отв. В Елеосвящении больным христианам Бог подает благодать, врачующую их телесные и душевные немощи. Вопр. По чьей заповеди совершается в Церкви это таинство? Отв. Оно совершается над больными, во-первых, по приказу Христа, Который недужных людей велел мазать маслом ( Мк.6:13 ). Во-вторых, о таинстве Елеосвящения находим ясную заповедь у Ап. Иакова: «болен-ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши ею елеем во Имя Господне»... ( Иак.5:14 ). Вопр. Кто должен совершать это таинство? Отв. Это таинство, по словам Ап. Иакова, должны совершать пресвитеры. И Православная Церковь учит, что, если есть возможность, при Елеосвящении должны быть семь священников. – Только по нужде она разрешает совершать это таинство одному священнику, обязывая его, мазать больного семь раз, как бы от лица семи пресвитеров. Глава шестая. О рукотворенной святыне

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Перевод МДА Изд. Захариаду 57 (С. 42, 43) 58:1–15 58:16–46 124–126 (здесь и далее обозначает отсутствие толкований) 128–131 137b:1–87 138–143 146–150 155–158 159, 160 161–168 152–154 102–110 102–110 179–187 111–119 111–119 197–205 120–123 120–123 207–210 124–127 124–127 173–176 131–133 131–133 190–192 134 (Вопр.), 135 (Отв.) 135–136 136–137 195–196 138–149 139–150 211–223 151 (Вопр.), 152 (Отв.) 153 (Вопр.), 154 (Отв.) 155 (Вопр.), 156 (Отв.) 157, 158 154–176 159–181 178–181 182–185 183–187 187–191 189–214 193–218 98–123 215–219 219–223 132–136 224 (Вопр.) 224 (Отв.) 222–344 225–347 225–347 345–567 348–570 348–570 568, 569 570–575 576–579 571–574 571–574 582–605 576–599 576–599 606–649 600–643 600–643 650, 651 652–678 645–671 645–671 679, 680 672, 673 681–684 674–677 673–676 685–712 678–705 677–704 705, 706 714–784 707–777 707–777 785–787 788–839 779–830 779–830 831, 832 838, 840:12–17, 21–24 842, 843 833, 834 841, 842 137b:88–105 848 (Отв.) 839 (Отв.) 834 (Вопр. и Отв.) 839, 840:1–11, 17–21, 4–26, 843, 844, 846–848 Исследования 1385 . [Аноним]. Варсонофий Великий//ПБЭ 1903. 3. 107. 1386 . Варнава (Беляев) , иером. Святой Варсануфий Великий. Его жизнь и учение. Канд. дисс. [неизд.] Сергиев Посад, 1915. Феодор (Поздеевский) , еп.//БВ 25. 1916. 3. 166–168; Флоренский П., свящ.//БВ 25. 1916. 3. 168–189. 1387 . Дионисий (Шленов) , иером. Варсануфий Великий//Правосл. энциклопедия. 6. М. 2003. 684–696. [Вкл. раздел о молитве Иисусовой по учению Варсануфия]. 1388 . Покровский А. Ответы прп. Варсануфия и Иоанна. Опыт исторического и нравственно-психологического исследования. Канд. дисс. [неизд.] Сергиев Посад 1894. 1389 . Тихомиров К. Руководство к духовной жизни преподобных Варсануфия и Иоанна. Канд. дисс. [неизд] Сергиев Посад. 1914. 1390 . Cameron A. D. Е. On the date of John of Gaza//Classical Quarterly. 1993. 43:1. 348–351. 1391 . Cupane С. Il «Kosikos Pina» di Giovanni di Gazä una proposta di ricostruzione//JÖB 1979. 28. 195–207. 1392 . Hausherr I. Barsanuphe (Saint)//DS 1937. 1. 1255–1262.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

    Василий Кесарийский. Письмо CCXXXIV (К Амфилохию), 6, 1—3 (Courtonne). — Прим. отв. ред.    Там же. 6, 22—23 (Courtonne). — Прим. отв. ред.     Василий Кесарийский. Письмо LII (К монахиням), 3, 1—6 (Courtonne). — Прим. отв. ред.     Василий Кесарийский. Письмо ССХ (К неокесарийским ученым), 5, 25—28 (Courtonne). — Прим. отв. ред.    Евстафий (ок. 300—377 или 380) — епископ Севастии (ок. 357), митрополит Римской Армении. «Подписаться» Василий Великий убеждал его под Никейским Символом веры. — Прим. пер.    Т. е. от «этих слов». — Прим. пер.    Т. е. отцы I Вселенского собора. — Прим. отв. ред.    У прп. Максима здесь пропущены слова свт. Василия: «...Он не из сущности, но... (οτε κ τς οσας, λλ)». — Прим. отв. ред.     Василий Кесарийский. Письмо CXXV (Исповедание веры), 1, 16—42 (Courtonne). — Прим. отв. ред.     Григорий Богослов. Слово XX, PG 35 1072 14—20. — Прим. отв. ред.    Там же. PG 35 1072 42—1073 8. — Прим. отв. ред.    У прп. Максима здесь пропущены слова свт. Григория: «...в этих именах и подлежащих... (ν τε νμασι κα πραγμασιν)». — Прим. отв. ред.     Григорий Богослов. Слово XLII, PG 36 476 44—477 5. — Прим. отв. ред.    В дореволюционном русском переводе Слов свт. Григория — «озаряйтесь» (Григорий Богослов. Собрание творений. Т. 1. Минск; Москва, 2000. С. 651 [Перв. изд.: М., 1851]). — Прим. отв. ред.     Григорий Богослов. Слово XXXIX. PG 36 345 39—45. — Прим. отв. ред.    Выражение «различие как в природном качестве» является философским термином. — Прим. пер.    См.: «Эпикур учил ... что целое имеет бытие самопроизвольно (ζ ατοματισμο εναι τ λα)» (Епифаний. Панарион, Ересь 6 (8) (эпикурейцы) I, 186, 12—14 [Holl]). Видимо, именно свидетельство свт. Епифания явилось в данном случае источником для прп. Максима. — Прим. отв. ред.    Об адопцианистском понимании Христа в манихействе см.: Кефалайа, I, 12; о докетическом — см.: Епифаний. Панарион. Ересь 46 (66) (против манихеев), III, 27, 2—11 [Holl]. О пересечениях между манихейскими представлениями о Христе и соответствующими представлениями, распространенными в христианских еретических учениях см.: Lyman R. Arians and manichees on Christ/The Journal of Theological Studies. 40, 1989. P. 493—503. — Прим. отв. ред.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3627...

Помимо точных ссылок на предшественников в учении преподобных В. В. и Иоанна множество глубоких смысловых взаимосвязей со святоотеческой аскетической традицией, к-рая получила их высочайшую оценку: «Привяжи обремененную ладью твою к кораблю Отцов твоих, и они управят тебя ко Иисусу» (Отв. 258. С. 197/Ep. 261. 35-36). Хотя в «Ответах» редко упоминаются имена цитируемых писателей аскетического направления, тем не менее круг источников преподобных В. В. и Иоанна, прежде всего благодаря полному критическому изданию, выявлен достаточно основательно: Apophthegmata Patrum («Речения отцов»); жития; творения аввы Исаии; труды каппадокийских отцов, прежде всего свт. Василия Великого, а также отрывки из сочинений Оригена и Евагрия Понтийского. Из егип. подвижников, включавшихся в аскетический сб. «Речения отцов», в «Ответах» поименно цитируются преподобные Антоний Великий (Отв. 605/Ep. 599. 11-12. Ср.: Alph. Ant. 2//PG. 65. Col. P. 76), Арсений (Отв. 253/Ep. 256. 84. Ср.: Alph. Ars. 40. P. 105. 34), Исаия (см. ниже), Иоанн Колов (Отв. 701. C. 436/Ep. 693. 13. Цитата не установлена), Иосиф Панефо (Вопросоотв. 429/Ep. 432. 4-6. Ср.: Alph. Jos. de Panepho 3. P. 228. 46, 229. 1), Феодор Термский (Отв. 214/Ep. 123. 18-19. Ср.: Alph. Isaac 2. P. 224. 50-52), Макарий Египетский (Отв. 71/Ep. 140. 18. Ср.: Alph. Mac. 19. P. 269. 40-42), Нистерой (Отв. 288/Ep. 291. 16-17. Ср.: Alph. Nist. 2. P. 309. 5-9), Пимен (Отв. 661/Ep. 654. 14-2. Ср.: Alph. Poem. 131. P. 356. 8-13), амма Сарра (Отв. 234. С. 176/Ep. 237. 34-35. Ср.: Alph. Amma Sarra 5. P. 420. 49-51) и авва Сисой (Отв. 382/Ep. 385. 4-5, 8 sqq. Ср.: Alph. Sis. 12. P. 396. 9-13). Достаточно часто в «Ответах» приводятся без указания имени известные высказывания как вышеупомянутых, так и др. подвижников, а именно: аввы Агафона (Отв. 337/Ep. 340. 10-11. Ср.: Alph. Agath. 1. P. 109. 6-15), Амуна (Отв. 466. С. 306/Ep. 469. 24-25. Ср.: Alph. Amoun 2. P. 128. 44-45), Виссариона (Отв. 120/Ep. 207. 16-19. Ср.: Alph. Bessar. 11. P. 141. 46-48), Даниила (Вопросоотв. 611. С. 389/Ep. 605. 4 sqq. Ср.: Alph. Dan. 7. P. 157. 2 sqq.), Моисея (Отв. 338/Ep. 341. 13-14. Ср.: Alph. Moïs. 18. P. 289. 16-18), Лота (Отв. 181/Ep. 90. 12. Ср.: Petrus Pion. 2. P. 376. 39), аввы Силуана/Сильвана (Вопросоотв. 118/Ep. 204. 4. Ср.: Alph. Silv. 10. P. 412. 28-29). Авторов нек-рых цитат установить не удалось; их перечень и систематизацию см.: Neyt. 2000. P. 96-105, где указаны также 12 особо трудных речений, остающихся, по предположению Нея, до сих пор неизданными (Ibid. P. 105).

http://pravenc.ru/text/Варсонофию ...

137b. 46-50). Последнее высказывание оставляет данный перечень, состоящий из 11 страстей, открытым, что вполне соответствует духовному учению двух старцев. Помимо вышеназванных страстей в «Ответах» обличаются «дерзость», или «свободное обращение» (παησα - Отв. 258. С. 197/Ep. 261. 10), к-рое «погубляет все плоды инока» (Отв. 337. С. 234/Ep. 340. 10-12), забвение и нерадение (λθη, μλεια - Отв. 223. С. 167/Ep. 226. 67 sqq.), но более всего своеволие, самооправдание и человекоугодие: «Отсеки эти три вещи: волю, самооправдание, человекоугодие, и поистине придет к тебе умиление, и покроет тебя Бог от всякого зла» (Отв. 234. С. 137/Ep. 237. 39-42). Человекоугодие называется также «ублажением» (μακαρισμς - Отв. 61. С. 48/Ep. 126. 9; ср.: Ис 3. 12). Как своеволие, так и самооправдание наносят подвижнику страшный удар: «Кто хочет исполнять свою волю, тот сын диавола …» (Отв. 548. С. 350/Ep. 551. 18-19); самооправдание (δικαωμα) одно, без помощи др. страстей, способно низвести во ад (Отв. 234. С. 176/Ep. 237. 21-23). По словам В. В., «зло никогда не истребляет зла… и самооправдание никогда не оправдывает человека» (Отв. 349. С. 241/Ep. 352. 8-10). Особенность гордости и самооправдания, по назиданию Иоанна, в том, что они «препятствуют покаянию» (Отв. 330. С. 231/Ep. 333. 22). С самооправданием связано осуждение: «Осуждение другого… случается с тобою за то, что еще не умерло в тебе самооправдание» (Отв. 104/Ep. 181. 4-5). «Не суди и не уничижай никого, потому что от сего изнемогает сердце и ослепляется ум. Отсюда является нерадение и рождается сердечное нечувствие» (Отв. 495. С. 322/Ep. 498. 15-18). «Берегись, чтобы не осуждать никого, и так придешь в смирение, и все страсти исчезнут из тебя» (Отв. 236. С. 178/Ep. 239. 37-39). Нельзя осуждать даже грешника и злодея, но только грех, гнездящийся в нем (Отв. 450. С. 293; Отв. 192. С. 145). Из фрагментарного перечня отдельных страстей видно, что В. В. предлагает целую аскетическую систему. Никакую страсть невозможно преодолеть без покаяния, плача и молитвы; напр., плач и молитва нужны для борьбы со страстями блуда, дерзости, уныния (Отв.

http://pravenc.ru/text/Варсонофию ...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010