Горше же сего то, когда жестоковыйно восстают на благочестие и истину, предпочитая мамону послушанию пред Богом, и не держася Его уставов и правил. В таковых нет Господа Иисуса, аще не смирятся, и не изтрезвятся от своего грехопадения. Подобает им паче приступати к Богу, и с сокрушенным сердцем просити оставления греха сего и прощения, а не тщеславитися даянием неправедным. Ибо близ Господь сокрушенных сердцем (Пс. 33:19)» (правил. 5).    Св. православная Церковь ясно выразила это верование свое в возможность отпущения всех грехов чрез таинство покаяния, когда, во-первых, осудила монтанистов, утверждавших, будто она не имеет власти разрешать в покаянии некоторых грехов тяжких, каковы: идолослужение, человекоубийство, плотская нечистота; во-вторых, осудила новациан, которые сначала отнимали у Церкви власть сию по отношению к одним отпадшим от веры во время гонений, а потом и по отношению ко всем грехам смертным и даже простительным; наконец, когда на соборах определила правила, по которым, хотя грешники подвергаются разным, иногда весьма тяжким, епитимиям за свои грехи, но, после надлежащего исполнения епитимий, непременно удостаиваются разрешения своих грехов, как бы велики они ни были. § 226. Епитимии, их происхождение и употребление в Церкви    1. Под именем епитимий (επιτμια) разумеются запрещения или наказания (2 Кор. 2:6), которые, по правилам церковным, священнослужитель, как духовный врач, определяет некоторым из кающихся Христиан для уврачевания их нравственных болезней (Всел. Соб. VI, прав. 102). Таковы, например, известнейшие роды епитимий: пост особенный сверх положенного для всех, ежедневное хождение во храм на все службы церковные, молитва домашняя, соединенная с определенным числом поклонов, раздаяние милостыни, путешествия к св. местам, отлучение от причастия св. таин на большее или меньшее время (Прав. исп. ч. 1, отв. на вопр. 113). Епитимии назначаются не всем, а только некоторым кающимся Христианам: именно тем, которым, по тяжести ли и качеству их грехов, или по свойству покаяния, оказываются нужными эти духовные врачевства для совершенного их исцеления (св.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Отв. Под наказанием изгнания и претерпения всяких бедностей. Воп. Хорошо ли сей союз наблюдаем был? Отв. Хорошо со стороны Бога. Воп. Какие сделал Он чудеса, чтоб им достигнуть землю Ханаанскую? Отв. Иссушил Иордан, когда им нужно было перейти чрез него. Воп. А как сохранял народ завет тот? Отв. Весьма худо. Воп. Сколько раз нарушали они оный в пустыне? Отв. Более, нежели десять раз. Воп. Что они сделали по поселении своем в земли обещанной? Отв. Они часто поклонялись идолам вместо Бога. Глава 8. О идолопоклонстве Воп. Не было ли других народов, которые бы кланялись идолам? Отв. Многие, они их сами по своему произволению выдумывали и делали. Воп. Что представляли сии идолы? Отв. Мужчин, женщин и животных, которых они богами и богинями называли. Воп. Как они их почитали? Отв. Они им молились и приносили жертвы. Воп. Отчего произошло такое ослепление? Отв. Оттого, что они позабыли своего Создателя. Воп. Как они Его позабыли? Отв. Они, впадши во всякие беззакония и неистовства не могли, а потому и страшились, об истинном Боге и думать, диавол же имел тогда случай больше их к тому обольщать. Воп. Что произвело идолопоклонство? Отв. Оно ввело их во всякие беззакония. Воп. Как иначе называются идолопоклонники? Отв. Язычниками. Глава 9. О Давиде и Мессии Воп. Какое имели правление израильтяне по входе своем в землю обетованную? Отв. Они имели сперва судей, потом царей. Воп. Кто был первый царь? Отв. Саул. Воп. Кто второй. Отв. Давид. Воп. От которого был он колена? Отв. От колена Иудина. Воп. Где он жил? Отв. В Исрусалиме на горе Сионе. Воп. Куда он приказал принесть кивот завета? Отв. Туда же на гору Сион. Воп. Что обещал ему Бог? Отв. Что его потомки всегда над народом Божиим царствовать будут. Воп. Что еще? Отв. Что от него родится Спаситель Христос. Воп. Что значит сие слово Христос? Отв. Значит помазанный, или посвященный. Глава 10. О разделении самарийском Воп. Кто был наследник Давида? Отв. Сын его Соломон. Воп. Какое имел он правление? Отв. Благополучное и спокойное.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Отд[еление] III Попурри из оперы «Аида», муз[ыка] Верди, исп[олнит] оркестр. «Вспомни, вспомни, моя дорогая», дуэт, муз[ыка] Прохорова, исп[олнят] Озерков и Туров. «Эй вы залетные», муз[ыка] Чернявского, исп[олнит] Ев[ангел] Яхлаков . «Ах не одна во поле дороженька» и «Ходила чечетка», народные песни, исп[олнит ]смешанный хор. «Сват и жених», слова Некрасова, мыз[ыка] Направника, исп[олнит] смешанный хор. «Сирена» — рассказ Чехова, исп[олнят] А. Попов, Ю. Кубенский, В. Еремиевский и Г. Соболев . «Славься, славься» и почетный марш, исп[олнит] оркестр.   Л. 342 об.   Из времени управления хором Гребенщиковым у меня сохранилась программа вечера, бывшего 14 февраля 1914 года. Отд[еление] I Марш — оркестр. «Вперед», стих[отворение] Плещеева, прочтет Колпаков . «Моряки», муз[ыка] Вильбоа, дуэт, исп[олнят] Туров и Б. Рукин . «На реках Вавилонских», мыз[ыка] Гуно, хор. «Орел», стих[отворение] Андрусова, прочт[ет] Е. Яхлаков. «Молки, куда нам плыть», баркарола, муз[ыка] Гуно, исп[олнит] П. Алентов. Серенада, музыка Аркорани для скрипки, исп[олнит] К. Каплин. Ария кн[язя] Игоря: «Ни сна, ни отдыха», муз[ыка] Бородина, исп[олнит] Е. Яхлаков. «Не белы снеги», муз[ыка] Щиглева, хор. «На смерть Пушкина» стих[отворение] Лермонтова, прочтет Е. Яхлаков. Попурри из сп[ектакля] «Демон», муз[ыка] Рубинштейна, оркестр.   Л. 243   От[деление] II Бараколла , муз[ыка] Чайковского — оркестр. «Гусляр», слова Мазуркевича, муз[ыка] Речкунова, исп[олнит] В. Баклановский . «Баллада об убитом мальчике» мелодекламация , муз[ыка] Шумана, З. Трубачев . «Колыбельная песня», Гречанинова исп[олнт] П. Алентов . «Весенняя песня», сл[ова] Некрасова, муз[ыка] Бларамберга, исп[олнит] хор. Серенада для скрипки, муз[ыка] Додля, исп[олнит] К. Каплин. «Дай мне в могиле», романс, муз[ыка] Бетховена, исп[олнит] Ев[гений] Яхлаков. «Оседлаю коня», муз[ыка] Даргомыжского — хор. «Прибаутки» Никольского — хор. «Рассказ мелкой чиновницы, как ее сын по геометрии экзамена не выдержал», слова Балакирева, проч[тет] Кулаков . Романс, муз[ыка] Чайковского — оркестр.

http://bogoslov.ru/article/6176541

Вопр. 46. Для чего же и нам повелел Бог день воскресный начинать с вечера субботы? Отв. Не для того; но поскольку Бог призвал народы от мрака неведения и сени законной к свету Богопознания и Евангелия, то по справедливости повелел нам воскресный день начинать с вечера и оканчивать светом: ибо неприлично было бы дни Христа, истинного Света, начинать светом и оканчивать ночью и мраком. Вопр. 47. Для чего в двадцать пятый день месяца марта (как называют его Римляне) Христос воплотился во утробе Девы? Отв. Потому что в сей день от начала Бог создал человека; посему-то в сем месяце все дерева и травы и животные побуждаются к плодоношению и деторождению, так как в сие время они созданы Богом. Вопр. 48. Что это за ризы кожаные, которые Бог создал Адаму и Еве? Отв. Одни говорят, что это были листья древесные, другие же разумеют плоть нашу; некоторые же думают, что и вероятнее, что ризы прародителей действительно были кожаные. Вопр. 49. Откуда Каин научился убить Авеля, когда никто еще не умирал? Отв. Диавол показал ему во сне, как убить брата. Вопр. 50. Кто это сыны Божии, которые увидели и взяли за себя дщерей человеческих? Отв. Это сыны Сифовы: потому что безтелесное естество не пленяется любовию к телам и не смешивается с женами. Вопр. 51. Почему Бог дал закон во мраке? Отв. Потому что темно и сокровенно содержалась в нем тайна строительства Христа Бога нашего. Вопр. 52. Почему первые две скрижали сокрушены? Отв. Бог показывал чрез сие, что первый закон устареет и будет преступаем. Вопр. 53. поскольку Бог не имеет тела и образа, то что надобно разуметь под задними Божиими, которые видел Моисей? Отв. Мы веруем, что несозданный Бог всяческих предвечен и существует прежде всех тварей. Отсюда видно, что задняя Божия суть твари и причины их, которые узнав Моисей сказал: в начале сотвори Бог небо и землю (Быт.). Вопр. 54. Кто первый в Ветхом Завете прообразовал два народа: Иудеев и Язычников? Отв. Очевидно, Ревекка, жена Исаакова, родившая близнецов, Иакова и Исава. Впрочем и две скрижали закона были символом двух народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

— Как-нибудь вдвоем перебьемся. — Но нас ведь трое, — сказал Уормолд, и она поняла, что труднее всего им будет потому, что он недостаточно безрассуден. notes Примечания 1 «Тропическое пиво» (исп.) 2 коктейль 3 добрый день (исп.) 4 Слава отцу (небесному)! (лат.) 5 новена — название одной из церковных служб 6 хефатура — полицейское управление (исп.) 7 Второе бюро (генерального штаба) (фр.) — название французской разведки 8 английский великосветский клуб 9 административный отдел 10 по обряду католической церкви, в этот день священник чертит золою крест на лбу прихожан 11 Элия — псевдоним Чарльза Лэма (1775-1834), его «Очерки Элии» пользуются в Англии широкой известностью. 12 да (исп.) 13 смысл существования (фр.) 14 известный английский антрополог и писатель (1864-1941) 15 по Фаренгейту 16 магазины стандартных цен 17 марка виски, по имени которой в Англии нередко называют кабачки 18 американская писательница (1874-1946) 19 внутренний дворик (исп.) 20 это не очень-то приятно (исп.) 21 голландский джин 22 пер. — Д.Самойлов 23 авантюристка, состоявшая на службе у германской разведки и расстрелянная французскими властями во время первой мировой войны 24 любовь с первого взгляда (фр.) 25 открыто (фр.) 26 английский журнал для юношества, печатающий детективные романы 27 буржуазный журнал для женщин 28 английская воскресная газета, где основное место занимает хроника уголовных преступлений 29 английский буржуазный литературно-критический журнал 30 живые картины (исп.) 31 нет, спасибо (нем.) 32 Что-нибудь случилось? (исп.) 33 я Тереса (исп.) 34 полиция (исп.) 35 какой сильный сквозняк (исп.) 36 слишком жарко (исп.) 37 Ходи! (исп.) 38 нет, есть (исп.) 39 каска с острым наконечником, которую носили в германской императорской армии (нем.) 40 Кому от этого польза? (лат.) 41 фирма, изготовляющая ром 42 при закрытых дверях (лат.) 43 имеется в виду брак князя Монакского с американской киноактрисой Грейс Келли 44 легендарный певец, герой кельтского народного эпоса, якобы живший в III в 45

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=686...

Вопр. Как же Спаситель сказал: «не судите, да не судимы будете?» ( Мф.7:1 ). Отв. В этих словах Господь запрещает нам пустые пересуды братьев за их недостатки или за личное оскорбление нас. Когда же наши братья, причиняя вред нам, с тем вместе наносят ущерб добру и правде в жизни, – для общей пользы, – мы обязаны привлечь их к суду, – как Ап. Павел свое правое дело отдал на суд Кесарев. § 3. О присяге Вопр. Что мы разумеем под присягой? Отв. Присяга есть клятвенное обещание служить Богу, царю и людям по совести, в согласии с Евангелием, правильно толкуемым Церковью. Вопр. Как возможно присягать, когда Христос сказал: «не клянись вовсе?» ( Мф.5:34 ). Отв. Христос запрещает «вовсе» клясться обходными еврейскими клятвами: – небом, землею, головою, Иерусалимом. Именем же Божиим Он не запрещает клясться. Вопр. Откуда это видно? Отв. В Откровении читаем: «Ангел поднял руку свою и клялся живущим во веки» ( Откр.10:5, 6 ). Ангелы лучше нас знают волю Божию, – знают, что угодно Богу, что противно. Однако один из них клянется Именем Божиим. Тем самым он дает нам пример – в случаях полезных для веры и жизни, прибегать к клятве ( Кол.3:1, 2 ). Вопр. Какое значение клятве приписывает Слово Божие? Отв. Ап. Павел говорит: «люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их» ( Евр.6:16 ). § 4. О мирских повинностях Вопр. Что обычно разумеется у нас под мирскими повинностями? Отв. Мирскими повинностями мы называем разнообразные жертвы, которые несут люди хлебом, деньгами, личным трудом на пользу ближних. Вопр. Какия мирския повинности известны нам? Отв. Уплата государственных и земских сборов деньгами; служба по общественным должностям – в звании сотских, старост, старшин, земских гласных и др. Вопр. Что нужно сказать о таких повинностях? Отв. Этими повинностями или жертвами поддерживается общественное благополучие; ими обеспечивается «тихое и безмятежное житие» братьев наших. И потому мы обязаны их нести до самопожертвования. – Господь в Евангелии говорит: «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» ( Лк.20:25 ). Ап. Павел учит: «отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь» ( Рим.13:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Вопр. Какое другое благодатное действие заменяло собою Миропомазание в первоначальной Церкви Христовой? Отв. Возложение рук апостольских на христиан. Об этом руковозложении написано в кн. Деяний: Апостолы «возложили руки» на самарян, «и они приняли Духа Святого» ( Деян.8:17 ). Вопр. Почему в Христовой Церкви руковозложение заменено Миропомазанием? Отв. Начало этой замене положили сами Апостолы ( 2Кор.1:21, 22 ). Преемники их потому стали охотно употреблять Миропомазание, что, с умножением верующих, епископам было не по силам лично возлагать на всех руки. Миро же, издревле, употреблялось для низведения на людей даров Духа Святого ( Исх.30:25 ; 3Цар.1:39 ). § 3. О причащении Вопр. Какую духовную силу подает Причащение христианам? Отв. В Причащении, под видом хлеба и вина, верующие принимают Пречистое Тело и Пречистую Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Это принятие служит им во оставление грехов и в жизнь вечную. Вопр. Как о плодах Причащения учит Господь? Отв. Он говорит: «ядущий Мою Плоть и пьющий Мою Кровь имеет жизнь вечную» ( Ин.6:54 ). Вопр. Откуда следует, что именно чувственный хлеб и настоящее вино нужно приносить для Причащия? Отв. Это видно из самого установления Господом таинства Причащения. На вечери Христос взял действительный хлеб и настоящее вино для претворения или преложения их в Тело и Кровь Свою ( Мф.26:26–28 ). В таком именно виде заповедал Он ученикам творить в Его воспоминание это святейшее таинство ( 1Кор.11:24, 25 ). Вопр. Что же именно принимаем мы в Причащении? Отв. Мы принимаем во святом Причастии не простой хлеб и не обыкновенное вино, а Тело и Кровь Господа. Простой хлеб духовно нас не пользует ни мало ( 1Кор.8:8 ). Между тем причастники Таин Христовых имеют жизнь вечную ( Ин.6:54 ). Явно, что в Причастии мы вкушаем не простой хлеб и вино ( Ин.6:51, 55, 56 ). Вопр. В каком виде причащались Апостолы? Отв. Они раздельно принимали Тело и Кровь Господа ( Мф.26:26–28 ). Вопр. Так-ли ныне совершается это таинство? Отв. Преемники апостольские – епископы, пресвитеры и диаконы и ныне также причащаются. Для мирян в Православной Церкви существует особый вид Причащения – чрез совместное вкушение Тела и Крови Христовых со лжицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

86) или долготерпения, к-рая «есть матерь всех благ» (Отв. 13. С. 10/Ep. 13. 25-26); на более совершенном - незлобию и мудрости (κεραιτης, φρνησις - Отв. 235/Ep. 238 и др.). В 152-м ответе В. В. излагает основные вехи на пути к совершенству, указывая на пример Господа, Который «даровал нам 1) смирение… 2) послушание, угашающее все разженные стрелы (Еф 6. 16), чтобы отсекать во всем волю свою перед ближним… 3) дал нам и великую перевязь, стягивающую все члены (μγα μλαγμα τ σφγγον πντα τ μλη) и целящую всякий недуг и всякую язву (Мф 4. 23),- любовь к Нему» (Отв. 152. С. 109/Ep. 61. 83-92). И более пространный, и краткий перечни начинаются смирением и заканчиваются любовью, к-рые составляют начало и конец подвижнической жизни. 1. Смирение - важнейшая добродетель, имеющая особое значение для тех, кто отрекся от мира. «Оставь свою волю позади себя, смиряйся в течение всей жизни (по др. чтению, «во всем» - ν πσι.- Авт.), и спасешься» (Отв. 61. С. 49/Ep. 126. 37-38). В «Ответах» неоднократно повторяется мысль о связи смирения со спасением: «Без труда и смирения невозможно спастись» (Отв. 237. С. 181/Ep. 240. 72-73. Ср.: Отв. 229. С. 171), а в толковании к 62-му ответу говорится даже об их тождестве: «Смирение есть сокращенное спасение» (С. 51). Смирение - сильнейшее орудие в борьбе с нападениями бесов и страстями, к-рые сгорают от него, «как от огня» (Отв. 244. С. 184); приобретший смирение близок к непадательному состоянию: «...смиренный лежит на земле, а лежащий на земле куда может упасть?» (Отв. 161. С. 121/Ep. 70. 44-45). «Смирение не падает, но от падения воздвигает тех, которые имеют его» (Отв. 253. С. 191/Ep. 256. 52-53). 2. Послушание теснейшим образом связано со смирением: «Бог дал два дарования людям … смирение и послушание» (Отв. 550. С. 351/Ep. 553. 4-9). С одной стороны, послушание является результатом смирения: «…если не смиришься, то не послушаешь» (Отв. 228. С. 171/Ep. 231. 18-19), c др., приводит к нему: «Будь покорен, и так придешь в смирение, и все страсти исчезнут из тебя» (Отв. 236. С. 178/Ep. 239. 37-39). Добродетели послушания (πακο) очень близко подчинение ποταγ, к-рое также переводится как «повиновение» или «покорность» (Отв. 239/Ep. 242. 10; Отв. 244/Ep. 247. 8. Отв. 376. С. 255/Ep. 379. 16; ср.: подвижник должен «повиноваться во всем» (Отв. 224. C. 168/Ep. 227. 16). По предположению Нея, учение В. В. о «повиновении», ранее не разработанное в греч. аскетике, сложилось под влиянием сохранившегося на копт. языке Слова аввы Исайи «О повиновении» (ср.: Guillaumont A. L " asceticon copte d " abba Isaïe. Caire, 1956. P. 56; Neyt. 2000. P. 53. Примеч. 2).

http://pravenc.ru/text/376982.html

13. С. 10/Ер. 13. 25–26); на более совершенном – незлобию и мудрости (κεραιτης, φρνησις – Отв. 235/Ер. 238 и др.). В 152-м ответе В.В. излагает основные вехи на пути к совершенству, указывая на пример Господа, Который «даровал нам 1) смирение... 2) послушание, угашающее все разженные стрелы ( Еф. 6:16 ), чтобы отсекать во всем волю свою перед ближним... 3) дал нам и великую перевязь, стягивающую все члены (μγα μλαγμα τ σφγγον πντα τ μλη) и целящую всякий недуг и всякую язву ( Мф. 4:23 ), – любовь к Нему» (Отв. 152. С. 109/Ер. 61. 83–92). И более пространный, и краткий перечни начинаются смирением и заканчиваются любовью, к-рые составляют начало и конец подвижнической жизни. 1. Смирение – важнейшая добродетель, имеющая особое значение для тех, кто отрекся от мира. «Оставь свою волю позади себя, смиряйся в течение всей жизни (по др. чтению, «во всем» – ν πσι. – Авт.), и спасешься» (Отв. 61. С. 49/Ер. 126. 37–38). В «Ответах» неоднократно повторяется мысль о связи смирения со спасением: «Без труда и смирения невозможно спастись» (Отв. 237. С. 181/Ер. 240. 72–73. Ср.: Отв. 229. С. 171), а в толковании к 62-му ответу говорится даже об их тождестве: «Смирение есть сокращенное спасение» (С. 51). Смирение – сильнейшее орудие в борьбе с нападениями бесов и страстями, к-рые сгорают от него, «как от огня» (Отв. 244. С. 184); приобретший смирение близок к непадательному состоянию: «...смиренный лежит на земле, а лежащий на земле куда может упасть?» (Отв. 161. С. 121/Ер. 70. 44–45). «Смирение не падает, но от падения воздвигает тех, которые имеют его» (Отв. 253. С. 191/Ер. 256. 52–53). 2. Послушание теснейшим образом связано со смирением: «Бог дал два дарования людям ... смирение и послушание» (Отв. 550. С. 351/Ер. 553. 4–9). С одной стороны, послушание является результатом смирения: «...если не смиришься, то не послушаешь» (Отв. 228. С. 171/Ер. 231. 18–19), с др., приводит к нему: «Будь покорен, и так придешь в смирение, и все страсти исчезнут из тебя» (Отв. 236. С. 178/Ер. 239. 37–39). Добродетели послушания (πακο) очень близко подчинение ποταγ, к-рое также переводится как «повиновение» или «покорность» (Отв. 239/Ер. 242. 10; Отв. 244/Ер. 247. 8. Отв. 376. С. 255/Ер. 379. 16; ср.: подвижник должен «повиноваться во всем» (Отв. 224. С. 168/Ер. 227. 16). По предположению Нея, учение В.В. о «повиновении», ранее не разработанное в греч. аскетике, сложилось под влиянием сохранившегося на копт. языке Слова аввы Исайи «О повиновении» (ср.: Guillaumont A. L’asceticon copte d’abba Isaïe. 1956. Ρ. 56; Neyt. 2000. Ρ. 53. Примеч. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

В. болящего инока Андрея. Во всех моментах своей жизни должно руководствоваться «мерой воздержания» (τ μτρον τς γκρατεας - Отв. 81/Ep. 155. 11). Два из лейтмотивов «Ответов» - крайнее опасение телесного покоя и уверенность в необходимости скорбей и испытаний. «[Спасение] требует многих потов, труда и понуждения». «…Не расслабляйся, угождая своему телу, иначе оно низложит тебя»,- писал В. В. (Отв. 236. С. 179/Ep. 239. 46-48); «всякий телесный покой мерзок Богу нашему» (Отв. 132. С. 92/Ep. 191. 8-9. Ср.: Alph. Poemen. 38. P. 332. 27-28). Труды и скорби нужно избрать добровольно («отцы наши избирали себе скорби, не стыдно ли нам искать во всем покоя?» - Отв. 189. С. 144/Ep. 98. 23-25), без страха и сомнения, зная, что «Бог ни от кого не требует ничего сверх силы» (οκ παιτε Θες τινα πρ τν δναμιν - Отв. 169. С. 128/Ep. 78. 19). В призыве о необходимости претерпеть искушения звучат христ. радость и надежда, по словам В. В., «не бойся искушений, но возрадуйся в них, потому что они ведут тебя к преуспеянию» (Отв. 493. С. 321/Ep. 496. 21-22). В «Ответах» лаконично выражена мысль, близкая к общеизвестному утверждению, что «подвижничество - второе мученичество»: «Без мучений никто не бывает мучеником» (νευ βασνων μρτυς ο γνεται - Отв. 253. С. 191/Ep. 256. 62). Тот, кто исполнит один из основных законов духовной жизни: «желающим спастись предстоят скорби» (πρκεινται α θλψεις τος θλουσιν σωθναι - Отв. 187. С. 140/Ep. 96. 14-15), сможет достичь настоящего покоя, не зависящего ни от каких внешних обстоятельств («Если ты хочешь обрести совершенный покой, познай, что претерпел Господь, и ты претерпи». Отв. 79. С. 60/Ep. 150. 9-10; ср.: Отв. 109. С. 77). Награда за перенесение скорбей - жизнь вечная (Отв. 23. С. 18/Ep. 23. 11 sqq.). Откровение и различение помыслов Одна из самых ключевых тем «Ответов» - борьба с помыслами вплоть до полной победы над ними (Отв. 245. С. 186). Она осуществляется через их откровение духовно опытному старцу, к к-рому вопрошающий «имеет веру как Богу» и знает, что только он сможет «понести помыслы» (βαστξαι λογισμος), вопрошать же о них другого - «есть дело неверия и пытливости» (Отв. 358. С. 245/Ep. 361. 6-8). Иногда В. В., по своему глубочайшему смирению, сам открывает свое внутреннее состояние вопрошающему, испрашивает у него прощения и просит его св. молитв, чем достигается особо тесное единение между учителем и учеником (Отв. 158. С. 117; Отв. 165. С. 125).

http://pravenc.ru/text/376982.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010