Если путь до храма очень далёкий, то поются псалмы степенные: Ad Dominum cum tribularer ( Пс. 119 ) и далее. В конце каждого псалма прибавляется: Requiem aeternam Da ei Domine… При входе в храм повторяется антифон: Exsultabunt Domino ossa humiliata. По входе во храм поются молитвословия, которые положено совершать по исходе души от тела: Subvenite, Sancti Dei, occurrite, Angeli Domini, suscipientes animam ejus. Offerentes eam in conspectus Altissimi. Ответ: Suscipiat te Christus, qui vocavit te, et in sinum Abranae Angeli deducant te. Стих: Suscipientes animam ejus, Offerentes eam in conspectus Altissimi. Ответ: Requiem aeternam dona ei Domine, et lux perpetua luceat ei. Offerentes eam in conspectus Altissimi. Отв. Христе, умилосердись над нами. Свящ. Господи, умилосердись над нами. Отче наш иже еси на небесех… (до конца). Отв. Аминь. Свящ. От вечной погибели. Отв. Сохрани, Господи, душу его. Свящ. Да покоится в мире. Отв. Аминь. Свящ. Господи, услышь молитву мою. Отв. И вопль мой к Тебе пусть приидет. Свящ. Господь с вами. Отв. И со духом твоим. Свящ. Помолимся! Тебе, о Господи, вручаем душу сего раба Твоего, чтобы она, отозванная из сей временной жизни обитала в Тебе и в силу бесконечных заслуг Господа нашего Иисуса Христа очищенная от всякой скверны греховной была причастницею блаженного созерцания Тебя и избранных Твоих. Чрез того же Христа Господа нашего. Отв. Аминь. Свящ. Господи, вечный покой подай ему. Отв. И да сияет ему непрестанный свет. Свящ. Да покоится он в мире. Отв. Аминь. (При последних словах священник окропляет гроб св. водою). Гроб в храме ставится ногами к алтарю, если усопший – мирянин, и головою, если – священник. После возжжения светильников начинается заупокойное богослужение (Officium defunctorum), состоящее из трёх частей – Nocturni, – и Laudes. Приветствие (invitatorium): Regem, cui omnia venite adoremus, со стихами 94 псалма и проч. 91 В конце служения, после песни пророка Захарии: Benedictus Dominus Deus Israel… читается Pater noster (тайно до слов): Et ne nos inducas in tentationem.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/star...

Отв. Сотворившего небо и землю. Свящ. Господи, услышь молитву мою. Отв. И вопль мой пусть дойдёт до Тебя. Свящ. Господь с вами. Отв. И со духом твоим. Свящ. Помолимся! О Господи, благослови кольца сии † и подай имеющим носить их благодать Твою, чтобы они сохранили ненарушимую верность друг другу, твёрдо пребывали в мире и благоугождении Тебе, и всегда жили во взаимной любви друг с другом. Чрез Христа Господа нашего. Отв. Аминь. (если благословляется только одно кольцо, даваемое женихом невесте, то молитва соответственно изменяется: «имеющей носить его», «чтобы она сохраняла» и т. д. – После молитвы кольца окропляются св. водою. Жениху кольцо надевает священник, а невесте – жених. При сём свящ. произносит): Приимите эти кольца и носите их, как знак супружеской верности, которую вы хотите взаимно соблюдать с помощию Божией. Да благословит ваше намерение Бог Отец † Сын и Святой Дух. Аминь. (Затем священник приглашает брачующихся соединить правые руки, возлагает на соединённые руки конец столы-епитрахили, а жених произносит, – обращаясь к невесте): N., я беру тебя пред Господом Богом и Его святою церковию, как свою христианскую супругу. Невеста: N., я беру тебя пред Господом Богом и Его святою церковию, как своего христианского супруга. (вместо этих слов священник может предложить вопросы): а) жениху: N. N. Берёте ли вы находящуюся здесь N. N. как свою христианскую супругу пред Господом Богом и Его святою церковию? Жених: Да. b) невесте): N. N. Берёте ли вы находящегося здесь N. N. как своего супруга пред Господом Богом и Его святою церковию? Невеста: Да 67 . Свящ. Как служитель Божий, я утверждаю заключённый брак и благословляю его во имя Отца † и Сына и Святого Духа. Отв. Аминь. Свящ. Господи, умилосердись над нами. Отв. Христе, умилосердись над нами. Свящ. Господи, умилосердись над нами. Отче наш… (до конца). Отв. Аминь. Свящ. Боже, спаси рабов Твоих. Отв. Ибо они полагаются на Тебя. Свящ. Пошли им помощь от святилища Твоего. Отв. И от (небесного) Сиона защити их. Свящ. Будь им твёрдым градом (для защиты).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/star...

9-й вопр. Как принимать, которые брачились у инославных? Отв. Принять в руководство поморский Епитимейник, в коем подробно объясняется. 10-й вопр. Можно ли принять в общение лиц, которые имеют отцов духовных другого по вере согласия? Отв. Бог вселяет единомысленные в дом (67-й псал. и 9-е прав. сардийск. собор.), неприобщенному приобщаяся сам не приобщен, желающие войти в общение непорочной Христовой Церкви и отрешиться от учения слеповодов и беспутников. Таковых христиан увещевать, чтобы имели отцов своих духовных своего согласия, а по триекратному увещеванию окажется ослушник, такового отлучить от сообщения. 11-й вопр. Можно ли допустить при крещении восприемником Федосеева и Филипова согласия? Отв. Кто порицает брак и обязывает девствовать (таковое девство свят. Златоуст сквернейши блуда сознал,– г. 9-я о девст.), с таковыми не повелевает ясти, пити и молитися, не точию духосовершительного таинства, и таковых допустить нельзя. 12-й вопр. Которые христиане не признают за грех сообщение с инославными в питии и ядении и исправиться не желают, т. е. (допускают) закореневшее бесстрашие и тяжкое преступление закона Божия? Отв. Такие вольномыслители, рабы страстей, ложно именуются христианами. Св. пр. Иоанн Лествичник заметил, что христианин есть тот, который подражает Христу, сколько силы человеческого естества подражать позволяют словами, делами и помышлениями (степен. 1-й стих 4-й); вышедшие из ограды спасительного ковчега блуждают, яко скот (свят. апост. зач. 68-е и 78-е), и свят. Иоанн Златоуст сознал врагами Божиими, повинными общему с зловерными гневу и мщению (маргар. о лжеучит.). Преподоб. Феодор Студит применил их траве, дровам, соломе (2-й части посл. 32-е). По свят. Евангелию считаются соблазнителями, т. е. соблазняют других в это сквернение. Посему без боязни себя пасущие обличаются не оправданными блазнителями и сквернящимися; и да возмется нечестивый и да не видит славы Господней. Совершенно таковых отлучить от сообщения христиан, и приноса не принимать, и в дома их не входить, как ослушников закона святоотеческого, которых проклятию предают.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Общение живых членов церкви с умершими, выражаемое исполнением их воли и молитвою за них и милостынею. (Шестая заповедь церковная предписывает) ... молиться и за усопших, которые скончались в вере православной... Испов., I, отв. на вопр. 92. См. также выше (о телесных делах милости...). Испов., II, отв. на вопр, 47. Что надобно думать о милостынях и благотворениях, которые делаются в пользу умерших? О сем рассуждает Феофилакт (в толков. на XII, 5 Еван. Луки), объясняя слова Христовы: убойтеся имущаго власть воврещи в геенну. Он там пишет: „смотри, Христос не сказал: убойтесь того, кто по убиении ввергнет в геенну, но который имеет власть ввергнуть. Ибо умирающие грешники не непременяемо ввергаются в геенну; но сие состоит во власти Божией, так что Бог может и простить их, то есть, за приношение и подаяния, делаемые в пользу умерших. Они не мало полезны и в тяжких грехах умершим. Итак, не необходимо по убиении Он ввергает в геенну; но имеет власть ввергнуть. посему не престанем стараться милостынями и молитвами нашими умилостивлять Того, Который имеет власть ввергнуть, но не непременяемо употребляет власть сию, а может даровать и прощение. И так на основании учения Свящ. Писания и толкования сего отца выводим такое заключение, что мы должны непременно молиться за умерших, приносить бескровные жертвы и подавать милостыни; ибо сами они не могут сего делать за самих себя. Испов., I, вопр. и отв. 65; срав. (выше о делах милосердия) Испов., III, отв. на вопр. 9. ...Если случится поминовение каких-либо лиц, скончавшихся в вечернее время, епископов ли то или прочих; тогда совершается оно только молитвами 108 , если совершающие его окажутся пообедавшими. Карф. соб. пров. 50. См. также (выше, о воровстве...). Григ. Нисск. прав. 7. ...Когда выносите почивших, то провожайте их с псалмопением, если они верующие о Господе. Ибо честна пред Господом смерть преподобных Его ( Пс.115:6 ) и опять: обратися, душе моя, в покой твой, яко Господ благодействова тя ( Пс.114:7 ) и в других местах: память праведных с похвалами ( Притч.10:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Вопр. 2. Откуда узнает человек, что он всецело крещен, и получил Святого Духа, будучи младенцем, в святом крещении? Ответ. Пророк Исаия взывает к Богу: страха ради Твоего, Господи, во чреве прияхом и поболехом и родихом дух спасения. Таким образом, как чреватая жена из движений младенца, находящегося во утробе ея, безошибочно узнает, что она зачала плод: так и душа истинного Христианина не из слов родителей, но из дел и движений сердца, и особенно во время праздников, и просвещений, и причащения святого тела и крови Христовой, из радости, которую ощущает, узнает, что крещенный получил Святого Духа. Вопр. 3. Когда и откуда и каким образом произошли Ангелы? Отв. Естество человеческое не может сказать, ни откуда, ни как произошли Ангелы, разве то только, что они словом Божиим приведены из небытия в бытие. Что же касается до вопроса: когда, то одни говорят, что в первый день, а другие, что прежде первого дня. Святый же Отец наш и Чудотворец Епифаний, Архиепископ Кипрский, в своем слове против Павла Самосатского, в Понариях пространнее изложил, что Ангелы сотворены вместе с небом и землею, а не прежде, умозаключениями опровергая тех, которые утверждают сие последнее мнение. Тоже говорит он и в другом слове своем. Вопр. 4. Откуда видно, что Ангелы созданы: ибо в книге Бытия нет ничего такого? Ответ. Бог , зная склонность людей и особенно Иудеев к идолопоклонству и многобожию, с тем намерением в книге Бытия умолчал об Ангелах, чтобы не стали обоготворять их боготворившие тельца и другия вещи. А что Ангелы сотворены, слушай, что говорит Дух Святый устами Пророка: хвалите Господа вси Ангели Его, хвалите Его вся силы Его, яко Той рече, и быша, Той повеле, и создашася. Вопр. 5. Из существа ли света сего – они, или какого-нибудь другого вещества? Отв. Сколько солнце различается от звезды, столько же существо Ангелов различно от всякой видимой твари. Вопр. 6. Скольким же более число Ангелов числа человеков? Отв. Одни говорят, что Ангелы составляют 99 частей в сравнении с числом человеков, по смыслу притчи Господней о 100 овцах. Иные – 9, по смыслу притчи о 10 драхмах. Другие же говорят, что число Ангелов равно числу человеков, приводя в свидетельство следующее изречение: постави пределы языков по числу Ангел Божиих.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

Я – Господь, Бог твой. Да не будет у тебя богов кроме Меня. 1-я заповедь десятословия. Сими словами Бог как бы указывает на Самого Себя человеку и, следственно, повелевает познавать Господа Бога. Из повеления познавать Бога какие можно вывести особенные должности? Должно 1) учиться Богопознанию, как важнейшему из всех знаний; 2) Должно прилежно слушать поучение о Боге и о делах Его в Церкви и благочестивые разговоры о сем в доме; 3) Должно читать или слушать книги, научающие Богопознанию и, во-первых, Священное Писание, во-вторых, Писания Свят. Отцев. Кат. стр. 96. Пятый дар Свят. Духа есть ведение... Сие ведение или познание должно быть устремлено к тому, чтобы уразуметь волю Божию. Ему противоположно неведение закона и воли Божией, о котором говорит псалмопевец: пролей гнев Твой на народы, которые не знают Тебя, и на Царства, которые имени Твоего не призывают ( Пс.73:6 ). Испов., I, отв. на вопр. 78. Срав. Испов., I, отв. на вопр. 73. (Перв. полов. о подражании Христу). Мудрость христианская есть некоторая заботливость и прозорливость, пекущаяся и наблюдающая, чтобы не оскорбить Бога и ближнего никаким поступком или мыслью. О сей мудрости Господь так учит: будьте мудры как змии, и просты, как голуби ( Мф.10:6 ). Сие изъясняя, Божеств. Павел говорит: смотрите, поступайте осторожно, не κακ не разумные, но как мудрые, дорожа временем, по­тому что дни лукавы. И так не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия ( Еф.5:15–17 ). Таковая мудрость христианская основанием своим имеет непорочность и простоту сердца, всякую честность и пристойность и всякую осмотрительность, чтобы не быть обманутыми врагом души нашей и теми, кои желают вредить нам. Испов., III, отв. на вопр. II. Первый дар (Духа Святаго) мудрость, именно сходящая свыше, о которой говорит Апостол: мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста; потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, безпристрастна и нелицемерна ( Ин.3:17 ). Сей мудрости противоположна мудрость плотская, по словам Апостола: мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией жили в мире, особенно же у вас ( 2Кор.1:12 ) 85 . Против сей плотской и мирской мудрости тот же Апостол, заимствуя свидетельство из Ветхого Завета ( Ис.29:14, 33:18 ), говорит: погублю мудрость мудрецов и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? ( 1Кор.1:19–20 ). Испов., I, отв. на вопр. 74.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

А что об Аврааме, то и о прочих праотцах и отцах, в ветхом завете поживших и спасшихся, разумеется, как пишется в Деяниях Апостольских: благодатию Господа Иисуса Христа веруем спастися, якоже и они, т. е. отцы наши ( Деян. 15:11 ). Сей благодати Божией свет Пророкам открывался и ими проповедан был ( Втор. 18:15 ; Деян. 7:37 ). О ней и прочие святые пророки проповедали, предвозвещая согласно, и различно предизображая пришествие Спасителя Христа, Его рождение от Девы, страдание, смерть. Посему и Христос глаголет: яко подобает скончатися всем, написанным в законе Моисеове, и Пророцех и Псалмех ( Лк. 24:44 ). И так явно, что и в ветхом завете Евангелие святое проповедовалось... и жертвы ветхозаветные, яко прознаменовавшия Христа, евангельскую имели силу и значение, потому что не сами по себе они очищали грехи людские, но Христос, жертвами прознаменованный, очищал ( Евр. 10:4 ). Вопр. Кому возвещается Евангелие? Отв. Благовестити нищим посла Мя, исцелити сокрушенныя сердцем, глаголет Христос ( Ис. 61:1 ; Лк. 4:18 ). Нищим, т. е. кои духовную нищету свою признают, и кои, не находя в себе никакия правды пред Богом, но усматривая всякое окаянство, алчут и жаждут правды Божией о Христе. Сокрушенным сердцем, т. е. тем, которые печалию за грехи, как стрелою, уязвленное имеют сердце. Вопр. Что явствует из сказанного? Отв. 1) Евангелие (в сущности) тоже было от начала мира, которое и ныне; 2) таже вера была от начала мира, которая ныне проповедуется; 3) чтобы веру в сердце восприять от Евангелия, должно почувствовать силу, обличение, осуждение от закона; посему 4) нужно поучаться и в законе и в Евангелии: в законе, яко от закона познание греха и ощущение гнева Божия за грех; во Евангелии, потому что от Евангелия вселяется в сердце радость и утешение Духа Святого. Вопр. Что разумеется под законом Моисеевым ? Отв. Заповеди и постановления, которые Бог дал Еврейскому народу чрез Моисея, и которые напоминаются и раскрываются в писаниях Пророков, живших после Моисея. Вопр. Как разделяется закон Моисеев? Отв.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Вопр. Какое наставление из сего выходит? Отв. 1) Должно нам трудиться, подвизаться, терпеть различные в странствии бедствия, опасаться от врагов, которые тщатся заградить путь к отечеству нашему, и просить помощи Божией, да она укрепит нас в подвиге сем и подаст нам течение скончать, веру соблюсти и прийти в оную страну живых. 2) Ежели отечество наше на небесах, и настоящее житие наше есть странствование: то почто христиане здесь припасают себе толико стяжаний, как бы на веки здесь им жить? почто столько созидают домов? почто столько притяжевают земель, отчин, крестьян? почто умножают добро, сребро, злато и пр.?.. Все сие оставят на земле, и ничего с собою не возьмут: ничтоже внесохом в мир сей, яве, яко ниже изнести что можем ( 1Тим. 6:7 ). Но и самое тело, которое в мир сей внесохом, оставим погребенное в земле. Едиными душами отъидем к определенному от Бога месту. 3) Христианам, которые хотят богатеть в мире сем, надлежит внимать тому, что Апостол глаголет: ( 1Тим. 6:9 ), и что Христос Бог с высоты славы Своей: безумие... яже уготовал еси вся, кому будут ( Лк. 12:20 . Част. 9, гл. 3)? О грехе святитель Тихон от святых уст св. Иоанна предлагает вот что: грех есть всех зол причиною. – Грех есть болезнь души. – Грех человеков творит скотами. – Грех есть велие пьянство и зло. – Нет ничего тягчайше греха. – Грех есть проказа. – Грех есть тяжкое расслабление. Лучше нагому ходить, нежели обременившемуся грехами быть. – Грех злейший есть демона. – Грех есть корень смерти. – Грех есть демон самопроизвольный и безумие добровольное. Вот почему св. Златоустый неопустительно в известный час сию творил молитву: Господи, еже согреших словом, делом, помышлением, прости ми. Вопр. Что есть грех , вопрошает святитель Тихон, изъясняя тайну покаяния? Отв. Грех есть преступление заповеди Божия. Вопр. Для чего грех называется смертным? Отв. поскольку наносит душе смерть вечную. Вопр. Колико грехов смертных? Отв. Седмь: 1) гордость, т. е. безчинное власти и славы желание; 2) лакомство, т. е. безмерное желание внешних благ, чтобы иметь богатство и стяжание (любостяжательность); 3) блуд и нечистота, т. е. бесчинное вожделение плотского осквернения, или самым делом похоти телесной исполнение; 4) обжорство или чревоугодие, т. е. безмерное ядения и пития употребление; 5) зависть, т. е. печаль и болезнь сердца о добре ближнего, радость же и веселие о зле; 6) гнев, т. е. безмерное желание отмщения; 7) леность или уныние, т. е. студеность и нерадение о душевном спасении.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

4) Св. Иоанн. Имя его еврейское, и значит – благодатнаго, или Богу приятнаго, был иудеянин, из Галилеи; прежде был рыбарь; имел весьма горячее сердце, но благодатию Духа прекротким сделался. Христос, его и брата его Иакова назвал воанергесом, т. е. с сирского языка: дети грома ( Мк. 3:17 ). Он своими глазами, с Петром и братом своим Иаковом, видел преобразившегося Иисуса Христа. Христос самою нежною любовию любил его; почему и на персях Христовых возлежал он. Христос ему со креста поручил Матерь Свою: се Мати твоя, рек Он ( Ин. 19:27 ). Евангелие свое написал он в 101-е лето по вознесении Господа. Вопр. Что есть Евхаристия ? Отв. Евхаристия, ответствует свят. Тихон, есть тайна, в которой преподается нам истинное тело и истинная кровь Христа Бога нашего, под видом хлеба и вина, и в которой истинно и господственно присутствует существенно Иисус Христос. Вопр. Какая материя или вещество требуется для Евхаристии? Отв. Хлеб пшеничный, квасный, и вино естественное виноградное. Вопр. Какими словами окончательно совершается самое таинство? Отв. Сими: и сотвори убо хлеб сей честное тело Христа Твоего; а еже в чаши сей – честную кровь Христа Твоего, преложив Духом Твоим Святым; и тогда существо хлеба претворяется в существо тела Христова, а существо вина – в существо крови Христовой, действием Святого Духа. Вопр. Что надлежит хранить в тайне сей? Отв. Четыре сии: 1) да будет иерей законно хиротописанный (т. е. посвященный): ибо никто не может совершать тайну сию, кроме архиерея и иерея. 2) Да будет подобающая тайне сей вещь (вещество), т. е. хлеб пшеничный, квасной, чистый, не смешанный с иною мукою; также и вино да будет естественное, не притворное (не поддельное) и не смешанное с чем, ниже во оцет (окись) претворившееся, ниже оплесненное, – но чистое в себе самом. В него на проскомидии да вливается мало воды, как научает в служебниках чин. 3) Да будет престол освящен самим архиереем, там, где имеет приноситися бескровная жертва; или вместо престола, да будет, по крайней мере, антиминс, освященный от архиерея. Никто не может освятить престола или антиминса, кроме архиерея. 4) Да имать иерей мысль и намерение таковое во время освящения Даров, яко существу хлеба и вина пременитися в существо тела и крови Христовой действием Св. Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Мытареву обычаю поревнуем, кичение возношения далече отметающе (оттуда же). Высокоречия убежим фарисеева, смирению же навыкнем мытареву... Святый Иоанн Златоустый , изъясняя притчу о фарисее и мытаре, вот что внушает нам: «станем здесь, братия, скорбеть и плакать о грехах... Но тебе стыдно разсказать о грехах своих?.. Стыдно грешить, а не исповедовать грехи; – и что я говорю, что памятование о грехах не постыдно? Не столько прославляет нас память о добродетелях, сколько воспоминание о грехах. Напротив еще, память о добродетелях не только не прославляет, но и подвергает стыду и осуждению; а памятование о грехах сообщает нам всякое дерзновение и оправдание. Кто говорит об этом? Фарисей и мытарь. Ибо этот, открывши грехи свои, вышел из храма оправдан; а тот, разсказавши о своих добродетелях, вышел униженный пред Богом. Видишь ли – какой вред от памятования о своих добродетелях? И какая – напротив, польза, от незабвения грехов?.. Но недовольно сказать: я грешник; надобно припомнить и каждый вид грехов: потому что, как огнь, упавши в терние, легко истребляет оное; так и душа, часто у себя перебирая грехи, легко их истребляет и изглаждает. Бог же, побеждающий беззакония, истребляющий неправды, и от грехов да освободит нас, и царствия небеснаго да сподобит, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, чрез Него же и с Ним же Отцу, купно со Святым Духом слава, ныне и присно и во веки веков. Аминь». Вопр. Что есть миропомазание ? вопрошает святой строитель таин Божиих – Тихон в своем наставлении духовенству. Отв. Миропомазание есть таинство, в котором даются нам от Духа Святого благодатные дары, возращающие и укрепляющие в жизни духовной. Вопр. Какая материя или вещество сего святого таинства? Отв. Миро святое, от Архиерея освященное. Вопр. Какая форма или совершение таинства миропомазания? Отв. Сии слова: печать дара Духа Святаго. Аминь. Вопр. Что подобает хранить в тайне сей? Отв. Две вещи: 1) да будет Миро святое, неповрежденное в своем благоухании. Ибо Миро, не имеющее благоухания, или возсмердевшее, недовольно (недостаточно) к совершению Тайны, яко пременися существо, изменившуся благоуханию.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010