Можно с уверенностью сказать, что послевоенное поколение священнослужителей во главе с архиепископом Серафимом (Соболевым), служившим в нашем подворье, жаждало святости и жило по евангельским заповедям. То, что эти духовники сумели создать живую православную общину в сложнейших исторических условиях, сохраняя традиции русского благочестия, русской литургической традиции, традицию богословской науки — абсолютно актуально и важно для нашего современного поколения. Следует сказать и о народном почитании владыки Серафима; и о духовном наследии протоиерея Всеволода Шпиллера, чьи духовные чада через восемь лет после его кончины, в начале 1992 года, основали в Москве Свято-Тихоновский богословский институт ; и о великом русском историке Церкви и богослове Николае Никаноровиче Глубоковском (в этом году исполнилось 75 лет со дня его преставления в Господе). Жизнью и подвигом многих людей, священников и мирян, был создан этот феномен — Русская церковь в Софии. Говоря словами выдающегося русского философа и историка Г.П. Федотова, «излучающаяся святость» этого поколения дошла и до нашего времени. — В ноябре этого года исполнится 60 лет, с тех пор как русский храм стал представительством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси при Святейшем Болгарском Патриархе… — Да, как известно, при подворье действует представительство Патриарха Московского и всея Руси при Святейшим Патриархе Болгарском, а сам храм представляет собой не приход, а Патриаршее подворье. Но это не всегда было так. До революции, а точнее, во время большой эмиграции русских людей в Болгарию, церковь св. Николая считалась храмом при российском посольстве в Болгарии. Затем, в 20-е, 30-е, 40-е годы и до 1952 года главным русским храмом считался Никольский храм. Можно даже сказать, что он был кафедральным храмом русского благочиния в Болгарии. С церковно-канонической точки зрения, конечно, это было неприемлемо — иметь параллельную иерархию в стране, которая имеет свою Поместную Церковь. Такая же ситуация возникла и в Сербии, и в Румынии в послереволюционные годы, и это объяснялось очень тяжелыми историческими обстоятельствами, которые вызвали бегство миллионов православных людей из России. И благодаря любви болгарского народа и Болгарской Православной Церкви к гонимой Русской Церкви и к православному русскому народу, здесь, в Болгарии, беженцы из России нашли свое второе Отечество. Архиепископ Серафим (Соболев) называл Болгарию «хорошей сторонушкой».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2549362...

Представление о Русской земле как образе " обетованной земли " Царства Небесного, " Иерусалима Нового " (Откр.21:1-2), развитие и воплощение этого представления в зримых архитектурных образах и названиях различных мест - самая поразительная и захватывающая особенность церковно-богословского и народного сознания Руси X-XVII веков. Последний более чем двухсотлетний период свободного проникновения западных влияний в русскую культуру и даже в русскую церковную жизнь вытеснил это представление из школьного, академического богословия, как бы загромоздил и затушевал его другими построениями, проблемами, направлениями мысли. Этим и объясняется в основном то обстоятельство, что одна из самых ярких и самобытных идей древнерусского церковного сознания не получила должной разработки в современном богословии нашей Церкви; эту идею теперь приходится открывать заново, реконструировать ее, проводя работы, в сущности, подобные реставрации древних икон... Как нечто неожиданное и странное воспринимается нами теперь " подмосковная Палестина " святейшего патриарха Никона - грандиозный замысел создания святых мест во образ мест Палестины, связанных с земной жизнью и подвигом Господа Иисуса Христа, с центром в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре, главный собор которого построен по плану, размерам и по подобию храма Гроба Господня в Иерусалиме. А между тем детище патриарха Никона - это лишь как бы кристаллизация и вершина развития очень древних традиций Русской церкви, берущих свое начало в X веке, со времен крещения Руси. Правда, эта кристаллизация была настолько смелой, решительной и откровенной, что даже тогда, в середине - второй половине XVII столетия, замысел святейшего Никона не всеми в русском обществе был понят и принят (хотя многие тогда же с радостью и поняли и приняли его). Все началось вполне естественно и органично. Приняв веру Христову от православной Византии, Русь тут же постаралась устроить свою столицу - г. Киев во образ столицы Византии - Константинополя. Уже в X веке постройкой и освящением знаменитой Десятинной церкви Успения Пресвятой Богородицы Киев, подобно Константинополю, посвящал себя Царице Небесной: 11 мая 330 года равноапостольный император Константин Великий посвятил свою новую столицу Богоматери, что было отмечено в греческом месяцеслове как праздник " обновления Царьграда " , и на этот же день, 11 мая (или по другим источникам - 12 мая), равноапостольный князь Владимир назначил освящение Десятинной церкви, повелев внести это событие как праздник в месяцеслов русский В XI веке Ярослав Мудрый, сын Владимира, строит в Киеве величественный Софийский собор во образ Софии Константинопольской и сооружает новую крепостную стену города, где главные и парадные ворота получают название Золотых, как в Константинополе

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/304/...

прот. Лев Лебедев Богословие земли русской Представление о Русской земле как образе «обетованной земли» Царства Небесного, «Иерусалима Нового» ( Откр. 21, 1–2 ), развитие и воплощение этого представления в зримых архитектурных образах и названиях различных мест – самая поразительная и захватывающая особенность церковно-богословского и народного сознания Руси X – XVII веков. Последний более чем двухсотлетний период свободного проникновения западных влияний в русскую культуру и даже в русскую церковную жизнь вытеснил это представление из школьного, академического богословия, как бы загромоздил и затушевал его другими построениями, проблемами, направлениями мысли. Этим и объясняется в основном то обстоятельство, что одна из самых ярких и самобытных идей древнерусского церковного сознания не получила должной разработки в современном богословии нашей Церкви; эту идею теперь приходится открывать заново, реконструировать ее, проводя работы, в сущности, подобные реставрации древних икон... Как нечто неожиданное и странное воспринимается нами теперь «подмосковная Палестина» святейшего патриарха Никона – грандиозный замысел создания святых мест во образ мест Палестины, связанных с земной жизнью и подвигом Господа Иисуса Христа, с центром в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре, главный собор которого построен по плану, размерам и по подобию храма Гроба Господня в Иерусалиме. А между тем детище патриарха Никона – это лишь как бы кристаллизация и вершина развития очень древних традиций Русской церкви, берущих свое начало в X веке, со времен крещения Руси. Правда, эта кристаллизация была настолько смелой, решительной и откровенной, что даже тогда, в середине – второй половине XVII столетия, замысел святейшего Никона не всеми в русском обществе был понят и принят (хотя многие тогда же с радостью и поняли и приняли его). Все началось вполне естественно и органично. Приняв веру Христову от православной Византии, Русь тут же постаралась устроить свою столицу – г. Киев во образ столицы Византии – Константинополя. Уже в X веке постройкой и освящением знаменитой Десятинной церкви Успения Пресвятой Богородицы Киев, подобно Константинополю, посвящал себя Царице Небесной: 11 мая 330 года равноапостольный император Константин Великий посвятил свою новую столицу Богоматери, что было отмечено в греческом месяцеслове как праздник «обновления Царьграда», и на этот же день, 11 мая (или по другим источникам – 12 мая), равноапостольный князь Владимир назначил освящение Десятинной церкви, повелев внести это событие как праздник в месяцеслов русский 592 . В XI веке Ярослав Мудрый, сын Владимира, строит в Киеве величественный Софийский собор во образ Софии Константинопольской и сооружает новую крепостную стену города, где главные и парадные ворота получают название Золотых, как в Константинополе 593 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделы портала «Азбука веры» 1. Начальный период (от образования миссийной русской митрополии (861 г.) до Крещения Руси (988 г.)). Крещение на юге Руси 200 семейств св. братьями Солунскими. Константинопольский патриарх Фотий посылает возглавить эту первую русскую Церковь миссийного епископа Михаила, ставшего первым русским митрополитом (впоследствии канонизирован). Поход киевских князей Аскольда и Дира на Константинополь и принятие ими христианской веры. Киевская княгиня Ольга отправляется в Царьград, принимает торжественно христианскую веру и нарекается Еленой. Построение в Киеве храма Святой Троицы. Мученическая смерть в Киеве святых Феодора и Иоанна варягов. 987 или 988 Князь Владимир принимает Св. Крещение и нарекается Василием. 2. Киевский период (от Крещения Руси (988 г.) до нашествия татаро-монголов (1237 г.)). 2.1 От Крещения Руси (988 г.) до учреждения Киевской митрополии Константинопольского патриархата (1037 г.). Принятие христианской веры всей русской землей. Князь Владимир закладывает в Киеве Церковь св. Василия (позднее на ее древнем остатке построена Трехсвятительская церковь). Заложение Десятинной церкви в Киеве, первого русского кафедрального собора. Построение в Новгороде храма во имя Софии, Премудрости Божией. 989 – 1015 Создание первого русского церковного устава св. Владимиром. Возникновение епархий в Новгороде, Полоцке, Турове, Тмутаракани, Чернигове, Ростове, Владимире-Волынском и Белгороде (в настоящее время местечко Белгородка под Киевом). 990е годы Предположительно создание Устава св. Владимира, данного на имя храма Пресвятой Богородицы (сохранился лишь в списке конца XIII века в Новгородской Кормчей). 9901022 около Князь Владимир с двумя епископами проповедует Евангелие в земле Суздальской, закладывает Владимир-на-Клязьме и строит в нем деревянную церковь Успения Пресвятой Богородицы. “Летопись новгородских Владык” сообщает о прибытии в Киев Льва (Леона) митрополита Киевского (по некоторым данным это — возглавитель автокефальной Охридской митрополии Лев, являвшийся номинальным главой еще не сформировавшейся миссионерской русской Церкви).

http://azbyka.ru/shemy/istoria_russkoi_t...

23 марта, в день памяти великомученика Феодора Тирона, на подворье Русской Православной Церкви в Софии (Болгария) во время Божественной литургии на заупокойной ектении  возглашались прошения о жертвах теракта. В Неделю Торжества Православия 24 марта Патриарший экзарх Юго-Восточной Азии митрополит Сингапурский и Юго-Восточно-Азиатский Сергий совершил Литургию на Архиерейском подворье — во Владимирском храме в Бекаси (Индонезия). За богослужением архипастырь  вознес сугубые молитвы о выздоровлении пострадавших и об упокоении безвинно убиенных во время террористического акта в «Крокус сити холле» в Красногорске. Эти сугубые прошения были вознесены во всех храмах Сингапурской епархии : в Сингапуре, в Индонезии и в Малайзии. По окончании богослужения был совершен чин Торжества Православия. 23 марта Патриарший экзарх Западной Европы митрополит Корсунский и Западноевропейский Нестор , временный управляющий Испанско-Португальской епархией , совершил в кафедральном соборе равноапостольной Марии Магдалины в Мадриде (Испания) заупокойную литию по всем невинно убиенным в ходе чудовищного теракта в «Крокус Сити Холле». В тот же день в кафедральном соборном храме Пресвятой Троицы в Париже (Франция) были совершены Божественная литургия и панихида, за которыми духовенство и прихожане собора  вознесли особые молитвы об упокоении всех трагически погибших в результате теракта в концертном зале «Крокус Сити Холл», а также об исцелении раненых и пострадавших. Кроме того, митрополит Нестор  благословил  архипастырям и духовенству Патриаршего экзархата Западной Европы в связи с терактом в подмосковном Красногорске совершить 23 или 24 марта во всех без исключения храмах и приходах Экзархата заупокойные богослужения по жертвам террористического акта. «Сострадание, милосердие, наша вера в Господа Иисуса Христа, пострадавшего за нас и страдающего вместе с нами, наша общая молитва — вот ответ на поистине сатанинскую, бессмысленную жестокость и бесчеловечное варварство», — говорится в обращении митрополита Нестора.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6115477...

III. Храм Первозванного Станем на горах Киевских, там, отколе, по выражению преподобного Нестора, пошла Русская земля: ибо свет истины, просвещающий всякого человека, грядущего в мир, есть и духовное начало всякого царства! – Поклонимся тому месту, на коем стояли священные стопы Апостола, просветителя Руси! воскликнем ему от полноты сердца вместе с Пророком: «коль красны ноги благовествующих мир, благовествующих благая!» ибо, действительно, «во всю землю изыде вещание их и в концы вселенные глаголы их»! – О как драгоценно для сердца каждого Русского сие отечественное предание! – Первозванный из Апостолов идет во мрак Скифии, в край ему неведомый, но ведомый Богу, предъизбравшему Себе и в нем верных служителей, как между прочих языков. Вверх пустынной реки Ворисфена идет он не по дикому ее берегу, а по самым волнам, которые стелются влажною стезею пред учеником Того, Кому дана всякая власть на небеси и на земли. На вершине одного из холмов Киевских водружает Андрей победную хоругвь, крест искупления, с пророческим словом: «что на сих горах воссияет благодать Божия, и град великий возникнет, и церкви многие воздвигнет в нем Бог.» – И вот тысяча лет, которые пред Богом, как день вчерашний, уже протекший, или как одна стража ночная, – миновались, и предки наши увидели событие слов Апостольских, которому доселе дивимся мы, их позднейшие потомки. – Так не упадает тощим на землю ни один глагол Божий, и крест, насажденный Апостолом, разросся спасительным древом, осенившим собою целую Русь! На старом Киеве ударяли ко всенощной, у св. Софии и в обители Архангела, по случаю праздника Всемилостивого Спаса: но, минуя древние святилища, предпочел я идти в храм Первозванного, чтобы там присутствовать при торжественном изнесении честного креста, которое совершается на сей всенощной; я хотел поклониться кресту на том месте, где впервые водрузил его Апостол в отечестве нашем. Хотя великолепна самая церковь по чрезвычайной красоте и смелости своего зодчества: но убогое священнослужение, по бедности причта, не могло бы, казалось, произвести того впечатления, какое невольно проникает душу при внешнем благолепии; ибо и оно необходимо для возвышенных обрядов православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

В Болгарии выберут Патриарха В работе Собора примут участие 142 делегата-выборщика: 14 митрополитов, 19 епископов, 48 священников, 13 монахов, 11 монахинь, 32 мирянина, 3 представителя трех самых крупных ставропигиальных монастырей (Рыльского, Бачковского и Троянского) и по одному представителю от Софийской и Пловдивской духовных семинарий. 23 февраля, 2013 В работе Собора примут участие 142 делегата-выборщика: 14 митрополитов, 19 епископов, 48 священников, 13 монахов, 11 монахинь, 32 мирянина, 3 представителя трех самых крупных ставропигиальных монастырей (Рыльского, Бачковского и Троянского) и по одному представителю от Софийской и Пловдивской духовных семинарий. В преддверии 60-летнего юбилея со дня восстановления Патриаршества в Болгарской Православной Церкви будет избран ее очередной Предстоятель – Святейший Патриарх Болгарский и митрополит Софийский. Патриарший избирательный церковный Собор состоится 24 февраля в Синодальной палате. В работе Собора примут участие 142 делегата-выборщика: 14 митрополитов, 19 епископов, 48 священников, 13 монахов, 11 монахинь, 32 мирянина, 3 представителя трех самых крупных ставропигиальных монастырей (Рыльского, Бачковского и Троянского) и по одному представителю от Софийской и Пловдивской духовных семинарий. По уставу Болгарской Церкви новый Патриарх считается избранным, если наберет большинство от 2/3 голосов присутствующих делегатов. Таким образом, если в работе Собора смогут принять участие все 142 делегата, то кандидатура Патриарха должна будет набрать не менее 95 голосов. Если же бюллетеней за каждого из трех кандидатов окажется недостаточно, повторное голосование пройдет между двумя кандидатами, набравшими наибольшее число голосов. Голосовать делегаты будут до тех пор, пока один из кандидатов не получит необходимое большинство. Вечером накануне Собора в Патриаршем соборе-памятнике св. Александра Невского в Софии будет совершено Всенощное бдение. Сюда же после избрания Патриарха от Синодальной палаты отправится шествие, которое встретят почетные гости – около 30-40 митрополитов епископов и иерархов из других Поместных Православных Церквей. 25 февраля они примут участие в Литургии в Патриаршем кафедральном храме, которую впервые возглавит новый Патриарх.

http://pravmir.ru/v-bolgarii-vyberut-pat...

епископ Григорий (Граббе) Скачать epub pdf Правила Сардикийского Собора Часть 1 Сардикийский или Сердикский Собор был созван в городе Сардике, или Сердике, ныне болгарской столице Софии. Город этот лежал на границе между Восточной и Западной частью Римской Империи. Собор был многочисленный, – в нем участвовало 376 епископов, из которых 300 западных и 76 восточных. Собор был длительный. Некоторые историки полагают, что он продолжался с осени 343 года до весны 344 года. Председательствовал на Соборе Осия Кордубский. Почти все правила Собора начинаются словами: «Осия града Кордубы рек», но в Книге Правил это приводится только в начале правил 1, 7, 13 и 18. Собор был созван в связи с обвинениями против Св. Афанасия Великого , которого он полностью поддержал в борьбе против ариан. Будучи Собором Западным он в Римском Папе видел высшую инстанцию суда. (20 Правил). 1 . Осий, епископ града Кордувы, рек: подобает из самых оснований искоренить не столько худое обыкновение, сколько вреднейшее расстройство дел церковных. Никому из епископов да не будет позволено из малого града переходить в иной град. Ибо в сем деле явна причина, для коей оно предприемлется, потому что никогда не было возможно обрести ни одного епископа, который бы из великого града во град меньший стремился быть переведенным. Отселе явствует, что таковые пламенною страстью многостяжания возжигаются и гордости более работают, да получат большую, по видимому, власть. Итак, будет ли угодно всем, да суровее наказуется такое развращение; думаю же, что таковым не должно иметь общения даже и наравне с мирянами. Все епископы сказали: угодно всем. Ср. Ап. 14 и 15; I Всел. 15. 2 . Если же обрящется кто настолько безумен или дерзновен, что возомнит некое извинение приносить в таковом деле, утверждая, что от народа прислано к нему послание, то явно есть, что могли немногие некие, прельщенные воздаянием и ценою, скопище составить в церкви, как бы желая иметь его епископом. Посему полагаю: сии ухищрения и козни всеконечно наказывать, да никто из таковых, даже и при кончине своей, не будет удостаиваем общения, даже наравне с мирянами. Угодно ли мнение сие? – отвечайте. И отвечали: изреченное приемлем.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Мы надеемся не на человеческие силы, а на силу Божию» Сегодня, несмотря на протесты верующих УПЦ МП, на Украину прибывает патриарх Константинопольский Варфоломей 20.08.2021 1555 Время на чтение 3 минуты Сегодня патриарх Константинопольский Варфоломей отправляется с визитом в Киев по приглашению президента Украины Владимира Зеленского для участия в торжествах по случаю 30-летия независимости страны, сообщает РИА Новости. «Вселенский патриарх будет находиться на Украине с 20 по 24 августа. Программу визита мы не даем, это должна делать принимающая сторона», - сообщили РИА Новости в пресс-службе главы Фанара. В соответствии с программой визита, которую публикуют греческие церковные СМИ, официальная часть начнется 21 августа. В Киеве патриарх Варфоломей встретится с Владимиром Зеленским, а также премьер-министром Денисом Шмыгалем и спикером Верховной рады Дмитрием Разумковым, вместе с главарём т.н. ПЦУ Сергеем уменко возложит венки возле стены памяти погибших защитников Украины и к мемориалу жертвам голодомора. Патриарх Варфоломей встретится также с детьми погибших в конфликте в Донбассе. 21 августа состоится торжественная встреча патриарха и благодарственная молитва (доксология) в кафедральном Свято-Михайловском Златоверхом соборе. В воскресенье на территории собора Святой Софии в Киеве начнется Божественная литургия, которую возглавят патриарх Варфоломей и Сергей Думенко. Глава Фанара также совершит службу в Андреевской церкви в Киеве. Она была передана Константинопольскому патриархату после предоставления «автокефалии» т.н. ПЦУ и стала главным храмом ставропигии, то есть представительства Вселенской патриархии на Украине. Патриарх Варфоломей встретится также с послами Турции и Греции на Украине. Наконец, он примет участие в торжествах, посвященных 30-летию независимости Украины. Глава Информационно-просветительского отдела УПЦ МП митрополит Нежинский и Прилуцкий Климент (Вечеря) заявил РИА Новости, что огромное число верующих Украинской Православной Церкви Московского Патриархата выступают против визита в Киев главы Фанара. «Огромное количество верующих со всех регионов Украины протестуют против визита патриарха Варфоломея», - сказал митрополит Климент.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/08/20/my...

Закрыть itemscope itemtype="" > Украинские национал-демократы выступают за объединение украинского православия 12.04.2002 152 14 и 18 июля в Киеве проходят панихиды и всенародное вече под лозунгом " Вечная память героям Украины ! Украине - единую поместную православную церковь! " Эти акции посвящены пятилетию со дней смерти и похорон первого избранного на Украине патриарха Киевского и всея Украины Владимира (Романюка), который в 1992 году возглавил самопровозглашенную Украинскую православную церковь Киевского патриархата (УПЦ КП). Она была создана путем слияния отколовшейся от Московского патриархата части и возродившейся из подполья Украинской автокефальной православной церкви. Избрание патриархом многолетнего узника сталинских и брежневских концлагерей, авторитетного в духовной среде Владимира Романюка, поддержанное властями и тогдашним президентом Украины Леонидом Кравчуком, было первой более-менее удачной попыткой объединения украинского православия, к тому времени уже расколотого на несколько ветвей. Однако после внезапной смерти Владимира и избрания патриархом лишенного сана, а затем и отлученного Москво й от церкви " за раскольничество " митрополита Киевского и всея Украины Филарета (Денисенко) украинское православие вновь оказалось расколотым и пребывает в таком состоянии доныне. Похороны же Владимира (Романюка) 18 июля 1995 года закончились кровопролитным побоищем на площади перед Софийским собором, в котором от милицейских дубинок и слезоточивого газа пострадали тридцать священников и сотни прихожан. Этот вторник и назвали " черным " . Украинские власти, пользуясь отсутствием в столице нового президента Украины Леонида Кучмы, запретили хоронить умершего патриарха на территории Софии Киевской - историко-культурного заповедника. Однако запрет нарушили и захоронили патриарха перед входом в собор. Когда похороны уже заканчивались, " наводить порядок " прибыли сотни бойцов киевского ОМОНа и милиционеров. Многие из них, встретив сопротивление верующих, действительно бросились " в бой " с криками " Бей хохлов! " . Под ногами стражей порядка оказались старики и дети, иконы, хоругви и даже государственные флаги Украины. Пострадали и десятки журналистов, которые снимали и описывали траурную процессию.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2002/0...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010