Христианская Церковь с самых первых времен своего существования разделялась на две половины: восточную и западную. Между этими частями Вселенской Церкви сначала было полное единение, и весь христианский мир был объединен единством вероисповеданий и основных начал церковного устройства и одушевлен единою христианскою любовию. Но впоследствии дух злобы начал мало-помалу отторгать западную Церковь , а наконец и совсем отторг ее от святого союза с восточною Церковию. Видимое начало ослабления этого союза восходит к тому времени, когда стала ослабевать гражданская связь между восточною и западною римскою империею, а окончательное расторжение его последовало уже в XI веке по случаю спора из-за опресноков, когда легаты римские положили (16 мая 1054 г.) на престол храма Софии в Константинополе анафему на патриарха со всеми его последователями. Отделившись от восточной Церкви и начавши жить жизнью особою, в себя замкнутою, западная церковь все более и более отступала от чистоты древних преданий и христианского вероучения и все более и более вносила нововведения и новшества в церковную жизнь. Особенно много таких нововведений в учении веры, в обрядах церковных и иерархическом устройстве внесено было в темные средние века. Схоластическая наука привела все эти отступления и нововведения в систему, обставила их равными доказательствами и закрепила в сознании католического мира. Позднейшие западные соборы придали этим нововведениям равное значение с догматами и правилами древней Вселенской Церкви. Таким образом в западной церкви образовалась целая особенная система вероучения и церковного устройства. Дух властолюбия, все более и более развившийся в западной церкви, извратил в ней внутренние начала духовной жизни – начала свободной и братской любви, превратив ее из духовного царства Божия в царство мирское, принявшее в себя начала мирского государственного устройства и мирские государственные дела, интересы и стремления. Отступления римской церкви от православной содержатся в учении: I) об источниках церковного учения; II) о личном свойстве Святого Духа; III) о первородном грехе и непорочном зачатии Пресвятой Девы; IV) об оправдании и спасении человека; V) о Церкви и ее устройстве; VI) о таинствах и VII) о загробной судьбе человека. Кроме вероучения римская церковь еще отличается от православной свои VIII) нравоучением и IX) богослужением.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

еп. Сергий (Голубцов) Аннотация Настоящая публикация представляет собой текст из архива епикопа Сергия (Голубцова). Автор прослеживает историю храмостроительства, начиная с первохристианских времен римских катакомб, затем рассматривает особенности храмового строительства в Малой Азии, Сирии, Палестине и Месопотамии, Армении, особенности древнейшего грузинского храмового зодчества, архитектуру Святой Софии, русские церкви вплоть до появления новых храмов на Руси такого, как Покровский храм в Москве ( церковь Василия Блаженного). Согласно заключению автора, храмовая архитектура является выразителем церковного Предания, что позволяет определить, являет ли тот или иной храм верность церковному Преданию или же искажает его привнесением чуждых православию элементов, ведь мистическая сущность храмовой архитектуры призывает иметь единство внутреннего и внешнего выражения в каждом православном храме. Храмы, в которых совершается богослужение Православной Церкви, имеют историческим началом, с одной стороны, ветхозаветную скинию, а с другой – горницу, в которой была совершена Евхаристия Господом нашим Иисусом Христом. Первая служила прообразом Церкви Христовой, вторая – ее осуществлением, зерном, из которого впоследствии выросло могучее древо, символизировавшее грядущее Небесное Царство. В первые века христиане не могли осуществлять храмостроительство из-за репрессий, но тем не менее с самого возникновения христианских общин мы наблюдаем вполне сложившееся внутреннее размещение главных богослужебных помещений. Мы имеем в виду подземные храмы в катакомбах: крипты и капеллы. Так, например, на краю Рима, около ворот, носивших название Порта Маджиоре, в 1917 г. был обнаружен подземный храм-базилика 2 , возникший в толще грунтового туфа в 50-х годах I века, в правление Клавдия 3 . Еще не будучи законченной, она была засыпана, на стенах ее сохранились росписи. Эта удивительно сохранившаяся базилика является древнейшим типом храмового зодчества, без сомнения, христианского происхождения. Она проливает свет на храмовую христианскую архитектуру древнейшего периода 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vyrazhen...

М.Б. Данилушкин Глава 20. Русская Православная Старообрядческая Церковь: годы 1917–1996 “Произошло кровоизлияние из Русской Церкви. Она потеряла драгоценнейшую энергию и в анемическом ослаблении подверглась сильным инородным воздействиям, мешавшим ей до последнего времени даже осознать свою потерю XVII века” (А.В. Карташев). 960 “Русская земля раскололась надвое – разорвалось надвое Русское народное сердце, надвое расщепилась, как вековое дерево, Русская народная мысль, и самая Русская жизнь с этих несчастных годов потекла по двум течениям, одно другому враждебным, одно другое отрицающим” (Д.Л. Мордовцев). 961 Историософскую суть проблемы едва ли кто выразил лучше, чем А.В. Карташев , нарисовавший яркую и трагическую картину нашего прошлого; «Задача Третьего Рима в голове молодого царя Алексея Михайловича воспылала мечтой освободить Православных от Турок и войти в Цареград василевсом всего Православия, а его друга патриарха Никона – служить литургию в Святой Софии во главе четырёх остальных патриархов. Для этого спешно нужно было согласовать все книги и обряды с Греческими. Началась неграмотная и нетактичная ломка. А Греческим справщиком у патриарха Никона оказался Арсений, выученик униатской коллегии в Риме, а оригиналом для исправления новопечатные греческие книги, изданные в Венеции». 962 Старообрядческое движение возникло как протест против Никоновских реформ. Это стало огромным несчастьем в жизни Церкви и народа, новой внутренней катастрофой в судьбах Святой Руси, расколовшей душу народа и помрачившей национальное сознание Русская национальная идея «Москва – хранительница чистоты Православия, Москва – Третий Рим» была истолкована не в эсхатологическом, а в политическом, имперском смысле, что можно рассматривать как подлог национальной идеи и миссии. Политической подоплёкой никоно-алексеевской реформы (планированием создания Великой Греко-Российской империи) и объясняются сомнения в ее богословской и канонической необоснованность. 16 апреля 1905 года, накануне издания Указа о веротерпимости, старообрядцам были оказаны некоторые знаки официального внимания. Московский генерал-губернатор получил следующую телеграмму Государя Императора: «Повелеваю в сегодняшний день наступающего Светлого праздника распечатать алтари старообрядческих часовен Рогожского кладбища 963 и предоставить впредь состоящим при них старообрядческим настоятелям совершать в них церковные службы. Да послужит это столь желанное старообрядческим миром снятие долговременного запрета новым выражением Моего доверия и сердечного благоволения старообрядцам, искони известным своей непоколебимой преданностью Престолу. Да благословит и умудрит их Господь с полной искренностью пойти навстречу желаниям и стремлениям Русской Православной Церкви и прекратить соборным решением тяжелую историческую церковную рознь, устранить которую может только Церковь . Николай II». 964

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Архимандрит Григорий (Зумис) о экуменизме и Римском папе Архимандрит Григорий (Зумис) о экуменизме и Римском папе      Вглядываясь в историю мы можем увидеть сотни цитаделей: ассирийцев, египтян, евреев, древних греков, византийцев... Все они остались только в истории. Мы знаем их только в описаниях и немногочисленных сохранившихся реликвиях... Только цитадель франков – Ватикан, который всегда защищали темные силы, остался непоколебимым. А мы, многократно залитые кровью и проткнутые папским обоюдоострым мечом, забыв обо всем, посещаем своих вечных врагов и начинаем разговоры об объединении. Бог, после падения дьявола, не стал с ним вести диалог, чтобы восстановить его. А мы сегодня хотим стать выше Бога любви и открываем диалоги, которые называем «богословскими»... Мы забыли о многочисленных папских богословских заблуждениях. Мы забыли о проклятых крестовых походах. Мы забыли, что франки, когда они вошли в собор Святой Софии, осквернили Престол и насиловали ромейских девушек... Если бы собор на Крите рассказал бы нам, какую пользу принес Православной Церкви этот многолетний «богословский» диалог, мы бы признали, что что-то было сделано. Но теперь мы восклицаем: «Этот богословский диалог не принес Православной Церкви никакой пользы». Ватиканский понтифик ни на шаг не отошел от своего приводящего в ужас богословия. Для чего тогда объятия и поцелуи православных с западным дьяволом? Он когда-либо говорил «мы были неправы, когда отдалились от Восточной Церкви»? Нет, мы не строим из себя зилотов. Но этот богословский диалог мы отвергаем. Мы не хотим такого соединения и не молимся о нем. На чем стоим, на том и стоять будем. Мы не хотим, чтобы в наших диптихах поминался наш главный разрушитель... Мы устали слушать фразу «экуменическое движение». Оставим эти дела Богу, потому что Он великий начальник в Церкви и во всем мире. Не мутите воду и не загрязняйте воздух, чтобы, наконец, увидеть морское дно и звездное небо. Не тащите нас в пропасть экуменизма. Мы устали. Мы не желаем глядеть на Запад. Мы смотрим на Восток, наша опора - Церковь Православная. «Мы не хотим под твое крыло, Римский понтифик. Оставь свои крылья для разоренной Европы. У нас есть свои крылья, которые оградят нас – это святые Отцы и Учителя».

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2680

Самыми величественными храмами западного христианства, во славу Христа, считаются церковь святого апостола Петра в Риме и святого апостола Павла в Лондоне. Самым величественным храмом восточного христианства, воздвигнутым во славу Христа, является храм святой Софии в Константинополе. Святая София означает мудрость Божию или Божие Слово. Посвящение главных храмов Востока и Запада Христу символично и исполнено смысла. Восточное полушарие христианства, которое оставалось неизменным и не поддавалось духу времени, но хранило христианскую доктрину и богопочитание такими, какими приняло их от святых апостолов и отцов церкви, посвятила свои самые выдающиеся здания Слову Божию, не словам, но Слову. Символически это посвящение выражает истинный глубочайший принцип Восточной Православной Церкви. Это означает вбираемость Восточной Церкви. Что значит принцип вбираемость? Значит, что Восточная Церковь , кафолическая и апостольская вбирает в себя все отдельные принципы, на которых выстроены другие. Возьмем, например, принцип непогрешимости, на котором основана римская Церковь . Восточная Церковь не отрицает этого принципа, но самого своего основания вбирает в свой Символ веры , с той разницей, что считает непогрешимой не какую-то одну личность, а Вселенский Собор, как Собор церквей, которым руководит Дух Святой. Принцип непогрешимости присущ христианству на протяжении всей его истории. У святого апостола Петра было свое мнение на обрезание, у святого апостола Павла свое. Однако ни мнение святого Петра ни мнение святого Павла не было непогрешимым, но непогрешимым было решение Апостольского собора. Или, возьмем старый вопрос: приходит ли спасение только от веры как думал Лютер, или только от дел, как думали последователи святого Петра. Вопрос этот мучил западное христианство веками. Восточная Церковь, которая больше всего придерживается Евангелия апостола Иоанна, которое как она верит, вбирает в себя оба, и евангелие святого Петра и святого Павла, никогда не была озадачена этим болезненным вопросом. Она от начала исповедывала любовь как высшее проявление христианской веры. Ибо любовь, как видно из самого слова, вбирает в себя и то и другое, и веру и дела. Кто бы ни следовал одному из них, вере или делам, тот никогда не постигнет понимания слова, вернее, его значения, до гармонии и мудрости.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Тринадцатый день. Св. Никифор Исповедник. (О скорбях пастырских). I. Св. Церковь празднует ныне память св. Никифора, патриарха царьградского. Когда вступил при нем на царство иконоборец Лев Армянин, св. Никифор требовал, чтобы он своею рукою подписал обещание соблюдать догматы св. веры. Но Лев сочувствовал больше иконоборцам, потому он хотя и дал обещание подписать догматы православной веры, но на деле не исполнил его и вместо этого объявил гонение на православных. И вот начались заключения, притеснения и телесные наказания всех почитателей св. икон. Многие устрашились гонения и перешли к иконоборцам. Положение патриарха было самое тяжелое! Он горячо молился Господу о сохранении церкви от еретиков, действовал на пасомых и словом убеждения и всех умолял не бояться гонений и держаться православия. Многие внимали его слову. Но императору это было неприятно и он решился самого патриарха склонить к отступлению от православной веры. Он старался на него действовать и ласками и угрозами, – но ничто не помогало. «Напрасны твои труды, государь! Мы не можем изменить древняго предания, – мы чтим изображения святых, как крест и Евангелие». Так отвечал св. Никифор, ни мало не боясь царского гнева. Св. патриарх соборно молился Господу об уничтожении ереси, открыто посреди церкви учил и убеждал всех почитать св. иконы. Тогда по повелению императора, убедившегося в непреклонности патриарха, явились воины, взяли св. Никифора и отправили в заточение на один остров. Тринадцать лет св. исповедник провел там в душной темнице при непрестанных оскорблениях и угнетениях, которые мало-по-малу расстроили его здоровье; он скончался в 828 году и был погребен при церкви св. муч. Феодора в монастыре, самим святителем основанном. Через 19 лет по смерти св. Никифора в царствование благочестивой царицы Феодоры св. патриарх Мефодий предложил ей перенести св. мощи Никифора в Константинополь, на что она охотно согласилась. Св. мощи Никифора были обретены нетленными и благоухающими и с торжеством были перенесены в Царьград 13-го марта 846 г. и положены в соборной церкви св. Софии. Сама царица Феодора с сыном своим Михаилом присутствовала при этом торжестве.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

19. Понедельник 3-й седмицы. Мчч. Хрисанфа и Дарии. Прп. Симеона Псково-Печерского . Прав. Софии, кн. Слуцкой . Иконы Божией Матери, именуемой «Умиление», Смоленской. Прп. Иннокентия Комельского, Вологодского. Вечерня. Примечание. В современной богослужебной практике Русской Православной Церкви распространен обычай совершать в вечер четырех воскресных дней Великого поста (как правило, начиная не с Недели Торжества Православия, а со 2-й Недели – свт. Григория Паламы, за исключением тех случаев, когда на понедельник приходится Благовещение, 1-е и 2-е Обретение главы Иоанна Предтечи, память 40 мучеников Севастийских, храмовый или полиелейный праздник) чинопоследование пассии. Об истории и различных вариантах совершения пассии см. в документе «Пассия как элемент богослужения Русской Православной Церкви» (см. в приложении «Богослужебных указаний») . Перед вечерней, совершаемой в воскресенье вечером, на середину храма поставляется большое Распятие и аналой под Евангелие. Начало вечерни обычное. Совершается вход с кадилом – ради великого прокимна. На стиховне, на «Слава, и ныне» или на «И ныне», поется стихира Великого Пятка: «Тебе, одеющагося...». Во время пения этой стихиры отверзаются царские врата и из алтаря выносится Святое Евангелие: предстоятель несет Евангелие, ему предшествует свещеносец; за предстоятелем идут прочие священники по старшинству. Евангелие полагается на аналое перед Крестом, и совершается полное каждение храма. Затем следует акафист Божественным Страстям Христовым, причем 1-й кондак хор начинает петь сразу после стихиры «Тебе, одеющагося...». По окончании каждения священнослужители снимают головные уборы. Во время акафиста диакон непрерывно кадит Крест, а на 11-м икосе обычно совершается малое каждение. По окончании акафиста возглашается прокимен, глас 4-й: «Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий», стих: «Боже, Боже Мой! Вонми Ми, вскую оставил Мя еси?». После прокимна читается Евангелие, предваряемое возглашением «И о сподобитися нам...». Перед чтением Евангелия хор поет: «Слава Страстем Твоим, Господи!».

http://patriarchia.ru/bu/2024-04-01/

Архимандрит Исидор (Минаев): «Встречая свой юбилей на посту главы Миссии в Иерусалиме…». Часть 1 Серьезной подготовки кадров у нас пока нет, но когда-нибудь к этому вопросу наша Церковь все-таки обратится. Тогда и в Миссию к нам будут приходить люди подготовленные, владеющие определенными дипломатическими знаниями, знающие языки, имеющие понятие о дипломатическом протоколе и умеющие в незнакомой стране водить автомобиль. 25 октября, 2011 Серьезной подготовки кадров у нас пока нет, но когда-нибудь к этому вопросу наша Церковь все-таки обратится. Тогда и в Миссию к нам будут приходить люди подготовленные, владеющие определенными дипломатическими знаниями, знающие языки, имеющие понятие о дипломатическом протоколе и умеющие в незнакомой стране водить автомобиль. В октябре 2007 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви игумен Исидор (Минаев) назначен членом Русской духовной миссии в Иерусалиме. Однако уже в середине апреля следующего года его определили настоятелем Свято-Николаевского подворья Русской Православной Церкви в Софии (Болгария). В марте 2009 года решением Священного Синода он назначен начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, а через несколько дней Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом был возведен в сан архимандрита. С отцом Исидором по видеосвязи из Мюнхена побеседовал корреспондент Анатолий Холодюк. Холодюк Анатолий: В октябрьском расписании богослужений в Троицком соборе в Иерусалиме 27 число обозначено как день памяти мчч. Назария, Гервасия, Протасия, Келсия и «50-летний юбилей начальника РДМ в Иерусалиме архимандрита Исидора». Согласитесь, полвека – это определенный рубеж в жизни каждого человека. Какими мыслями вы бы хотели поделиться в преддверии этого памятного дня? Отец Исидор: Вот я встречаю свой юбилей на посту главы Миссии в Иерусалиме, и меня не покидает мысль о том, что уже прожито полжизни, а сделано совсем немного, прежде всего в духовном преуспеянии. За эти годы появился некий опыт имитирования – своего имиджа, отношений с людьми, внешнего благочестия.

http://pravmir.ru/arximandrit-isidor-min...

Николай Медведев Содержание Введение § 1. Биографические сведения о В. Н. Лосском § 2. Гносеология в понятии В. Н. Лосского Часть первая. Гносеологические принципы в усвоении истин о Боге и человеке Глава первая. Пути богопо3нания § 1. Античная мудрость и откровение. § 2. апофатизм § 3. мистический элемент в Богословском познании § 4. Катафатизм § 5. Значение христианской жизни в деле Богопознания Глава вторая. Антропологический этюд § 2. Учение о человеке в богословскои концепции В. Н. Лосского § 3. Проблема грехопадения Часть вторая. Антиномии в онтологическом аспекте, или предел познания человеком духовных структур Глава первая. Тринитарное богословие § 1. Пролог Евангелия от Иоанна § 2. Учение о Софии в трудах русских богословов. § 3. о нетварных энергиях Глава вторая. Христологический обзор § 2. Кенозис воплощения § 3. Искупительный подвиг Христа Спасителя. § 4. Славное воскресение Христово Глава третья. Экклезиологический очерк § 1. Пятидесятница – утверждение личностно и множественности § 2. Сознание соборности Церкви Заключение Богословие Владимира Николаевича Лосского Список принятых сокращений Список опубликованных трудов В. Н. Лосского Посмертные издания Статьи В. H. Лосского помещенные в различных периодических изданиях с 1929 по 1974 гг. (кроме приведенных выше) Неопубликованные труды В. Н. Лосского Библиография     ВВЕДЕНИЕ § 1. БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О В. Н. ЛОССКОМ Божественное Провидение в разные исторические моменты являло миру своих светильников на ниве христианского просвещения. И никогда нельзя было предугадать: где, когда и как предстоит нести свет евангельского учения тому или иному избраннику. Судил Бог и Владимиру Николаевичу Лосскому родиться в России, получить первоначальные сведения о вере православной в недрах Русской Православной Церкви, а потом свидетельствовать о ней во Франции, а через нее и во многих странах Запада. Подробная биография В. Н. Лосского еще не написана, поэтому в настоящем введении будут предложены фрагменты из жизни этого замечательного человека-христианина, взятые из мемориального выпуска «Вестника Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата» за 1959 год, статьи А. В. Ведерникова, помещенное в сборнике «Богословские труды» за 1972 год и некоторых данных из Ε. Г. Παπαδπουλος. Λσσκυ Νικολεβιτς Βλαδμηρος. " Θρησκευτικ κα θικ εγκυκλοπαιδεα», τ. 8, A­ θηναι, 1966, σ.350. Hildegard Schaeder. Weltkirchenlexikon. Stuttgart, 1960, p.837.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Переход в новую раскольническую структуру «ПЦУ» бывшего митрополита Винницкого и Барского Симеона (Шостацкого), единственного правящего архиерея УПЦ (не считая викарного митрополита Александра Драбынко, также ушедшего в раскол), приковал внимание миллионов верующих к Виннице – столице Православной Подолии, оказавшейся в эпицентре новой схизмы, теперь уже с участием Константинопольского Патриархата. Стало известно, что еще накануне так называемого «объединительного собора» раскольников в Софии Киевской 15 декабря с.г. митрополит Симеон предусмотрительно переоформил документы на кафедральный Свято-Преображенский собор и епархиальное управление, выведя их из юрисдикции УПЦ. А после утренней службы несколько десятков мускулистых парней с военной выправкой изъяли ключи от храмового комплекса у охраны и потребовали от духовенства и служащих собора, не поддержавших Симеона, «собрать вещи и удалиться». С этого дня по всей винницкой епархии на храмы канонической Церкви начался настоящий «крестовый поход» с участием властных структур и «активистов» ПЦУ в лице агрессивных националистов и филаретовских раскольников. Во все населенные пункты области были разосланы специальные бланки с текстами «уже состоявшихся собраний общин» УПЦ, которые якобы изъявили желание перейти в новую конфессию. Оставалось лишь поставить фамилии и подписи. Кроме всего прочего, на все приходы были направлены посланцы перешедшего в раскол Симеона с целью «провести подробную разъяснительную работу» на местах. В результате около 30 приходов епархии удалось перевести в «ПЦУ». А украинские телеканалы, обслуживающие информационное поле президента Порошенко, констатировали «масовий до Церкви»». Стало известно также, что главам районных администраций была отправлена негласная разнарядка с самой политической верхотуры: до нового года в каждом из 27 районов области «отжать» у УПЦ по три прихода в пользу «ПЦУ». Чем не лозунг «безбожной пятилетки» ХХ века: «Через безбожие – к коммунизму!»? Слово «коммунизм» можно с успехом заменить на а «безбожие» оставить, как эквивалент и синоним раскола. Ведь, по сути, раскол – это и есть настоящее безбожие...

http://pravoslavie.ru/118428.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010