Томас Шпидлик (католический кардинал) Глава восьмая. Софиология Русская софиология Комментируя одно из писем Ф. Самарина , о. Павел Флоренский замечает, что идея Премудрости Божией коренится в самих истоках русского религиозного сознания, ибо она связана с глубинными основами его своеобразной природы; сказать «Россия» и «русская мысль», забывая при этом о Софии, было бы несовместимо с этими понятиями 1665 . В Истории русской философии о. Василия Зеньковского сказано, что русская софиология является «органическим синтезом космологии, антопологии и богословия» 1666 . Такая концепция нашла свое выражение, прежде всего, у Владимира Соловьева. Затем она развивалась и разрабатывалась отцом Павлом Флоренским, отцом Сергием Булгаковым , отцом Василием Зеньковским , Владимиром Эрном 1667 . Большие поэты, Блок и Вяч. Иванов, среди прочих, обрели основу своего символизма на путях софиологии 1668 . Но, с другой стороны, не следует забывать, что софиологическое направление русской мысли сталкивалось с сильным противодействием Московского Синода. Софиология подвергалась резкой критике отцом Георгием Флоровским , Вл. Лосским и другими. «Тем не менее, в видоизмененной форме, не противоречащей догматам Православной Церкви, она, несомненно, сыграет значительную роль в дальнейшем развитии религиозной философии» 1669 . Значительная часть трудностей, возникавших перед некоторыми русскими мыслителями в отношении софиологии, часто была связана с нечетко формулируемой проблемой ее понимания: софиология предполагает определенное духовное видение, которое плохо согласуется с рациональными концепциями, с помощью которых ее хотят рассматривать. Следует вспомнить, что о. П. Флоренский обратился к софиологическим размышлениям после ознакомления с опубликованной Службой Софии Премудрости Божией 1670 . Он попытался сохранить единство между культом и религиозным опытом. А в таком случае понять софиологию означает, что мыслить о ней следует, опираясь одинаковым образом как на культ, так и на религиозный опыт.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/russ...

Предстоятель Болгарской Православной Церкви совершил молебен в крестовом храме резиденции Святейшего Патриарха Московского и всея Руси 23 мая 2014 г. 20:18 23 мая 2014 года Святейший Патриарх Болгарский Неофит , прибывший с визитом в пределы Русской Православной Церкви, посетил резиденцию Патриарха Московского и всея Руси в Даниловом монастыре . Святейшего Патриарха Неофита сопровождает делегация в составе митрополита Видинского Дометиана, митрополита Ловчанского Гавриила, митрополита Варненского и Великопреславского Иоанна, митрополита Русенского Наума, начальника Синодального богослужебного отдела архимандрита Дионисия (Мишева), представителя Патриарха Болгарского при Патриархе Московском и всея Руси архимандрита Феоктиста (Димитрова) , диакона Иоанна Петкова, начальника канцелярии Святейшего Патриарха Болгарского Теодора Русева Атанасова, начальника отдела по связям с общественностью при Священном Синоде Болгарской Православной Церкви  Александра Иванова Карамихалева. В резиденции в Даниловом монастыре Предстоятеля Болгарской Церкви приветствовал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Святейший Патриарх Неофит совершил в крестовом храме во имя Всех святых Церкви Русской благодарственный молебен, во время которого Святейший Патриарх Кирилл молился в алтаре. Также за богослужением молились председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий , первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии епископ Воскресенский Савва , наместник Данилова ставропигиального монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов) , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве протоиерей Владимир Диваков , заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов , настоятель Подворья Русской Православной Церкви в Софии архимандрит Филипп (Васильцев) , настоятель Подворья Болгарской Православной Церкви в Москве архимандрит Феоктист (Димитров), секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, помощник председателя ОВЦС протодиакон Владимир Назаркин.

http://patriarchia.ru/db/text/3654540.ht...

В феврале 2009 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл получил послание Святейшего Патриарха Болгарского Максима и Священного Синода Болгарской Православной Церкви с уведомлением о принятом 22 января 2009 года Европейским судом по правам человека решении по жалобе болгарской раскольнической организации, возглавляемой «митрополитом Софийским» Иннокентием. В письме, в частности, отмечено, что данным решением Европейский суд по правам человека осудил Республику Болгарию за нарушение статьи 9 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, сочтя, что государство вмешалось в канонические вопросы посредством закона и действий по урегулированию спора между " двумя руководствами " Болгарской Православной Церкви. При этом, сообщается в письме, Европейский суд проигнорировал решение Всеправославного Собора, состоявшегося по данному вопросу в Софии в 1998 году, а также мнения Предстоятелей Православных Церквей и аргументы государства и Болгарской Православной Церкви по правовым и каноническим вопросам, связанным с преодолением раскола. В послании Святейшего Патриарха Максима выражены обеспокоенность в связи с тем, что решение Европейского суда «создает опасный прецедент и возможность разделения и вмешательства в каноническую жизнь любой Поместной Православной Церкви», а также пожелание объединить усилия всех Православных Церквей для того, чтобы «отстаивать каноническое единство каждой Церкви и всего Святого Православия и не позволить ни государственным, ни европейским, ни международным организациям и судебным инстанциям судить о канонических вопросах единства, управления и представительства Поместных Православных Церквей, равно как и о других канонических вопросах». К письму приложено заявление Священного Синода Болгарской Православной Церкви, в котором выражено категорическое несогласие с «несправедливыми, предвзятыми и искажающими факты аргументами суда», а судебное решение расценено как «вмешательство в дела самоуправляющейся Болгарской Православной Церкви».

http://pravoslavie.ru/29588.html

Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний: «Соборный разум Церкви должен дать оценку действиям Патриарха Варфоломея» 25.08.2021 18:08:35 Приехавший на Украину Патриарх Константинопольский Варфоломей отказался встретиться с тысячами прихожан Украинской Православной Церкви у здания Верховной Рады в Киеве. Во время этого визита, который грозит обрасти конфликтами и еще более усугубить церковный раскол в стране, управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский и Броварской Антоний рассказал РИА «Новости» , к какому развитию событий готовится каноническая Церковь, как она оценивает сложившуюся ситуацию, готовы ли защищать чистоту веры Поместные Церкви, и необходимо ли продолжать их диалог в «амманском» формате. — Владыка Антоний, в Киев по случаю Дня независимости Украины приехал Патриарх Константинопольский Варфоломей, ранее говорили и о возможном визите папы Франциска. Как в Украинской Православной Церкви относятся к приезду этих религиозных деятелей? Остается ли в силе отказ ее духовенства от участия в мероприятиях, связанных с визитом Варфоломея? — Если судить по риторике представителей органов государственной власти, то визит Папы Римского в Украину, скорее всего, не состоится, поскольку о его подготовке не было никаких упоминаний. В свою очередь, о приезде Патриарха Варфоломея стало известно еще несколько месяцев назад. Многие эксперты прогнозируют, что это событие станет катализатором обострения религиозной ситуации в стране. Ведь данный визит и прием главы Фанара на самом высоком политическом уровне могут быть восприняты сторонниками «ПЦУ» как сигнал поддержки их усилий по ослаблению Украинской Православной Церкви. И за этим, в частности, может последовать новая волна рейдерских атак на общины и храмы канонической Церкви. В данном контексте мы заявили, что не сможем принять участие в запланированном мероприятии, если там, в Софии Киевской, будет присутствовать делегация Константинопольского Патриархата, поскольку именно Фанар и его глава во многом несут ответственность за нарушения прав верующих Украинской Православной Церкви. А как можно находиться рядом с теми, от чьих решений простые люди, желающие сохранить веру своих дедов-прадедов, натерпелись столько зла и бед?

http://radonezh.ru/2021/08/25/mitropolit...

Закрыть itemscope itemtype="" > Раскол 1990-х годов в Болгарской Православной Церкви Свобода совести и свечной заводик «Илиянцы» 18.01.2022 606 Время на чтение 22 минут Источник: ХРИЗМА Фото: Христофор Сыбев дает интервью через окно захваченного раскольниками здания.   Сегодня, в условиях кризиса межправославных отношений, вызванного неканоническими действиями Константинопольского патриархата, всё чаще раздаются голоса иерархов разных поместных Церквей о необходимости соборного, всеправославного обсуждения и решения проблем. Первой к этому призвала Русская Православная Церковь, затем по инициативе Иерусалимского Патриархата было проведено Амманское совещание. Раздавались голоса и архиереев Болгарской Православной Церкви. Эта поместная Церковь по историческим меркам совсем недавно – в 1990-х годах – претерпела очень тяжёлый раскол, который угрожал, по украинс кому сценарию, перерасти в многолетнее разделение христиан Болгарии. Однако благодаря стойкости болгарских иерархов и лично патриарха Максима, а также поддержке поместных Православных Церквей (прежде всего Русской) болгарский раскол был преодолён. Ключевое значение для этого имел всеправославный собор в Софии в 1998 году. О том, как возник и был преодолён раскол в БПЦ, читайте в следующей далее статье  Янины Алексеевой. Многие факты впервые доступны широкой русскоязычной аудитории. Следует в том числе обратить внимание на весьма неоднозначную роль, которую сыграл в болгарской истории патриарх Константинопольский Варфоломей. Редакция сайта Православного исследовательского центра «Хризма» Раскол в Болгарской Православной Церкви так же, как и на Украине, возник из перестроечной смуты, при столь же активном участии светских властей и с теми же целями – политическими (и геополитическими), экономическими, идеологическими, с целью ослабления влияния России на Балканах. Ошалевший от свободы (которую позже сам же иронично назовет «свободией») народ истово крушил все старое коммунистическое, и вместе с памятниками вождям и мавзолеем досталось, как «красной», более других пострадавшей в предыдущее лихолетье Болгарской Православной Церкви. Ночные, с огоньками свечей многочисленные митинги-молебны болгарского Гапона – депутата-иеромонаха Христофора (Сыбева), прозванного «Фори Светулката» (светлячок), для многих стали началом и символом «возрождения» страны. Спустя годы, зимой 1997-го на той же площади перед Патриаршим собором св. Александра Невского, во имя светлого евроатлантического будущего огромная толпа будет подскакивать, скандируя: «Кой не скача е червен! Кой не скача е червен!» (кто не скачет – тот «красный») Но уже без свечей и «светлячка», поскольку возведенный в 1992-ом болгарскими раскольниками во «епископство» и отлученный канонической БПЦ Фори Сыбев к тому времени получит политическое убежище в США (это при победившей-то в Болгарии демократии!) и создаст в штате Юта свою «Болгарскую православную церковь заграницей». Да, теперь уже точно – свою.

http://ruskline.ru/opp/2022/01/18/raskol...

Документы Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 31 марта 2009 года ч. 2 31.03.2009 22:41 Журнал 26 СЛУШАЛИ: Сообщение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о епархиях и приходах за рубежом. ПОСТАНОВИЛИ: Русская Духовная Миссия в Иерусалиме: Назначить игумена Исидора (Минаева), настоятеля Подворья Русской Православной Церкви в Софии, начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Берлинская и Германская епархия: Включить в состав Берлинско-Германской епархии новообразованные приходы на территории Германии: • в честь святых благоверных князей Бориса и Глеба в городе Кобленце; • в честь святителя Николая в городе Кемптене; • в честь святого великомученика Георгия Победоносца в городе Нойрупине; • в честь Сретения Господня в городе Алене; • в честь преподобного Серафима Саровского в городе Кобурге. Приходы Московского Патриархата в Италии: Протоиерея Алексия Галуна, клирика Украинской Православной Церкви, по согласованию с Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром направить в распоряжение архиепископа Корсунского Иннокентия, управляющего приходами Московского Патриархата в Италии, для назначения на пастырское служение и для окормления украинской православной диаспоры в городе Кальяри, о. Сардиния. Богоявленский приход в городе Ньюкасле, Австралия Священника Александра Фильчакова, согласно прошению, освободить от должности настоятеля Богоявленского прихода в городе Ньюкасле, Австралия, и направить в распоряжение председателя Отдела внешних церковных связей. Казанский приход в городе Гаване, Куба 1. Протоиерея Владимира Клюева освободить от должности настоятеля Казанского прихода в городе Гаване, Куба, согласно прошению, и направить в распоряжение председателя Отдела внешних церковных связей. 2. Настоятелем Казанского прихода в городе Гаване, Куба, назначить протоиерея Вячеслава Бачина, заштатного клирика Красноярской епархии.   Журнал 27 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о Патриаршем знаке святого страстотерпца цесаревича Алексия.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Святейший Патриарх Кирилл возглавил XVI церемонию вручения премий Международного фонда единства православных народов Видео: Роман Самсонов, Лев Брусенцов, Александр Бригадов. 10 марта 2016 г. 17:24 9 марта 2016 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил XVI ежегодную церемонию вручения премий имени  Патриарха Алексия II   Международного общественного фонда единства православных народов  «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов. За утверждение и продвижение христианских ценностей в жизни общества» за 2015 год. Лауреатами премии стали:  Святейший Патриарх Болгарский Неофит , Президент Республики Сербия Томислав Николич, председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.Е. Нарышкин. Перед началом церемонии в Патриарших покоях Храма Христа Спасителя  состоялась встреча  Святейшего Патриарха Кирилла с Президентом Республики Сербии Томиславом Николичем. Также состоялось краткое общение Предстоятеля Русской Православной Церкви с Патриархом Болгарским Неофитом и председателем Государственной Думы ФС РФ С.Е. Нарышкиным. По окончании беседы Святейший Патриарх Кирилл, лауреаты премии и другие участники встречи проследовали в Зал церковных соборов. Святейший Владыка благословил начало торжественной церемонии. На торжественном мероприятии присутствовали: управляющий делами Московской Патриархии  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий ; председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата  митрополит Волоколамский Иларион ; председатель  Издательского Совета  Русской Православной Церкви  митрополит Калужский и Боровский Климент ; первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве  митрополит Истринский Арсений ; митрополит Западно- и Центральноевропейский Антоний ( Болгарская Православная Церковь ); викарий Софийской митрополии епископ Браницкий Григорий (Болгарская Православная Церковь); представитель Патриарха Сербского при Патриархе Московском и всея Руси  епископ Моравичский Антоний ;  епископ Подольский Тихон ; генеральный секретарь Священного Синода Болгарской Православной Церкви архимандрит Герасим (Георгиев); председатель церковного совета собора Александра Невского в Софии архимандрит Дионисий (Мишев) (Болгарская Православная Церковь); заместитель председателя ОВЦС МП  протоиерей Николай Балашов ; настоятель подворья Русской Православной Церкви в Софии  архимандрит Филипп (Васильцев) ; представитель Патриарха Болгарского при Патриархе Московском и всея Руси  архимандрит Феоктист (Димитров) ; представитель  Православной Церкви Чешских земель и Словакии   архимандрит Серафим (Шемятовский) .

http://patriarchia.ru/db/text/4394970.ht...

  разделы   рассылка  распечатать Сергей Антоненко Подвиг воссоединения Источник: Родина Церковное единство – условие восстановления Русского мира Совершившееся в мае 2007 года восстановление канонического общения в Поместной Русской православной церкви может по праву быть названо явлением Софии, действием Божественного Промысла, ставящего пределы хаосу и раздорам. Так воспринимают свершившееся верующие. Но думается, что и для людей, далеких от религии, происходившее не лишено радостного значения. Ведь так редко в " век ссор, лжи и лицемерия " – а тем более в нашем славянском доме, где, кажется, расколоты уже все горшки, – встречаются впечатляющие примеры воли к объединению, способности пожертвовать личными амбициями и пренебречь ветхими обидами!.. Что принесет воссоединение Русской церкви нашей стране и всему миру? Евхаристическое общение означает, что православные христиане России и зарубежья, прежде входившие в две разные юрисдикции, теперь смогут беспрепятственно, без ущерба для своей совести исповедоваться, причащаться, а также участвовать в других таинствах в храмах друг у друга. Оказавшись за границей, мы сможем вместе с братьями из русского рассеяния молиться и подходить к святой чаше; наши соотечественники, приезжая на родину, также не почувствуют ни малейшего отчуждения в патриарших церквях. Каноническое единство, кроме того, подразумевает вхождение Русской православной церкви Заграницей (РПЦЗ) – на правах широкой автономии – в состав церковно-административного организма Русской православной церкви, глава которого – Патриарх. Представители Зарубежной церкви становятся членами Поместного, Архиерейского соборов и Священного синода Русской православной церкви (и, разумеется, признают их решения для себя обязательными). Патриарх утверждает избрание Первоиерарха РПЦЗ. Для православных христиан глубокого мистического значения исполнен тот факт, что теперь все русское зарубежье будет получать святое миро от Московского Патриарха. После исторического события, пробуждающего в памяти эпоху великих вселенских соборов, наша единая Поместная церковь становится одной из ведущих религиозных организаций в мире, а русское православие – духовной силой международного масштаба. Объединение завершает процесс преодоления Смуты XX века: корабль изгнанников, проведенный своими кормчими – церковными иерархами – сквозь все бури эпохи, ныне причалил к берегу родины. По словам выдающегося духовного деятеля зарубежья архиепископа Марка (Арндта), РПЦЗ была единственной церковной общиной рассеяния, сохранявшей верность Русской церкви.

http://religare.ru/2_42524.html

поиск:   разделы   рассылка Протоиерей Георгий Коваленко: Украинская Церковь – итоги 2011 и перспективы 2012 Источник:  Православие и мир Оценки и анализ церковных событий минувшего года в Украине, проблемы, вызовы и перспективы в информационной сфере – в интервью пресс-секретаря Блаженнейшего Митрополита Владимира, главы Синодального информационно-просветительского отдела Украинской Православной Церкви протоиерея Георгия Коваленко специально для портала " Православие и мир " . – Отец Георгий, каким минувший, 2011 год был для Украинской Православной Церкви? – Если смотреть на 2011 год с церковно-христианской точки зрения, то он был годом, за который нужно говорить: " Слава Богу за все! " Он вряд ли чем-то удивил или потряс верующего православного человека, но, наверное, иначе и не должно быть. С точки зрения церковно-общественных отношений или, скажем так, околоцерковных чаяний, можно сказать, что это был год предчувствий потрясений, которых не произошло. 2011-й можно назвать юбилейным. Исполнилось 20 лет независимости Украины, 1000 лет – Софии Киевской, древнему собору Киевских Митрополитов, 450 лет – Пересопницкому Евангелию, на котором Президенты Украины принимают присягу на верность народу. В этом году прошел Юбилейный Собор Украинской Православной Церкви – впервые за 19 лет. Юбилейным он был назван потому, что проходил после празднования 20-летия нынешнего статуса Украинской Православной Церкви, во время празднования 45-летия архиерейской хиротонии Блаженнейшего и в преддверии 20-летия его пребывания на Киевской кафедре. Вокруг Собора было много разговоров в СМИ и среди православных обозревателей, высказывались предчувствия и прогнозы каких-то переворотов. На самом деле Собор прошел достаточно спокойно, хотя и не без дискуссий. Решения на нем были приняты практически единогласно, а то, что высказались те, кто имел другую точку зрения, подтвердило, что наша Церковь объединяет разных людей. Что в ней вместе молятся Богу, живут и трудятся люди с разными взглядами на будущее Церкви, с разными взглядами на геополитические вопросы, люди разного социального уклада. Церковь продемонстрировала свою соборность и единство.

http://religare.ru/2_91746.html

Вестник ПСТГУ Новые сведения о взглядах архиепископа Богучарского Серафима (Соболева) на проблемы Русской Православной Церкви Источник Публикуемый документ – письмо известного подвижника благочестия епископа (впоследствии архиепископа) Серафима (Соболева) архиепископу Вениамину (Федченкову) . Причина появления письма – звучавшие со стороны архиепископа Вениамина обвинения в ереси в адрес митрополита Антония (Храповицкого) . Епископ Серафим, будучи противником учения митрополита Антония об искуплении, тем не менее высказался против подобных обвинений. Епископ Серафим приводит в своем письме ряд интересных фактов, характеризующих отношение праведного Иоанна Кронштадтского к архиепископу Феофану (Быстрову) и Г. Распутину. Архиепископ Серафим (в миру Николай Борисович Соболев) является одним из наиболее почитаемых в Болгарии и в России подвижников благочестия и одним из наиболее авторитетных апологетов православия. Иерарх родился в 1881 г., окончил Рязанскую духовную семинарию и Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1908 г. за сочинение «Учение о смирении по Добротолюбию» удостоен ученой степени кандидата богословия. В 1908 г. был рукоположен во иеромонаха, затем преподавал в Пастырском училище в Житомире, в Калужской и Костромской духовных семинариях. С 1912 г. о. Серафим был возведен в сан архимандрита и назначен ректором Воронежской духовной семинарии. Вместе с отступавшими войсками генерала А. И. Деникина архимандрит Серафим уехал на юг России. В соответствии с решением Высшего Церковного Управления на юге России, в день Покрова Пресвятой Богородицы 1920 г. архимандрит Серафим был рукоположен во епископа Лубенского, викария Полтавской епархии. В ноябре того же года архипастырь покинул Россию, а в 1921 г. возглавил русские приходы в Болгарии. В том же году иерарх был переименован Патриархом Тихоном во епископа Богучарского. В 1938 г. за сочинение «Новое учение о Софии Премудрости Божией» удостоен ученой степени магистра богословия и был включен в состав Ученого комитета при Архиерейском Синоде Русской Православной Церкви заграницей (РПЦЗ). В 1944 г. архиепископ Серафим перешел из ведения Архиерейского Синода в подчинение Московского Патриархата. Скончался архипастырь в день Торжества православия 26 февраля 1950 г. В 2010 г. имя архипастыря было включено в святцы Русской православной Церкви заграницей (РПЦЗ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010