Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЛИРОС объединение священников кафедральных соборов, состоявшее при епископах Русской Церкви в X-XVII вв., орган епархиального управления. X-XIII вв. В древнерус. языке от греч. κλρος («клир», «духовенство», букв.- «жребий») образовались слова «крылос», «крылошане», обозначавшие епископский, кафедральный клир (в научной лит-ре, как правило, приняты понятия «клирос» и «клирошане»). Кроме того, словом «клирос» первоначально, в домонг. период, обозначалось место в церкви на предалтарном возвышении кафедрального храма, на к-ром во время богослужения наряду с певчими стояли и пели священники - члены К.; позднее К. в этом значении - сев. и юж. концы солеи. Институт К. не был заимствован из Византии, но являлся нек-рым аналогом католич. капитулу (capitulum). Имеется косвенное свидетельство существования этого института начиная с периода Крещения Руси. Под 989 г. в начальном летописании сообщается, что св. равноап. кн. Владимир (Василий) Святославич заложил соборную ц. во имя Пресв. Богородицы и приставил к ней служить «корсунских попов» (греч. священников, вывезенных после взятия визант. Херсонеса в 989) во главе с Анастасом Корсунянином (ПВЛ. С. 54). Согласно «Чтению о святых мучениках Борисе и Глебе» прп. Нестора , митр. Иоанн I (наиболее вероятное время святительства которого - после 1039 и не позднее 1051) «събратися повеле всему крилосу церковному» (т. е., очевидно, духовенству собора Св. Софии в Киеве) и отправился с ним крестным ходом в Вышгород (Жития святых мучеников Бориса и Глеба и службы им/Ред.: Д. И. Абрамович. Пг., 1916. С. 17). После возведения в Вышгороде соборной ц. во имя святых Бориса и Глеба при ней был организован К.: митр. Иоанн «постави попы и дьяконы, и повеле им пети в церькви святою вечернюю и заутренюю, святую литургию по вся дьни служити. И постави им старейшину» (Там же. С. 19). В граффито киевского собора Св. Софии кон. XI - нач. XII в. священники-клирошане, названные по именам, выступают свидетелями акта о покупке земли ( Высоцкий С. А. Древнерус. надписи Софии Киевской, XI-XIV вв. К., 1966. Вып. 1. С. 61. 25).

http://pravenc.ru/text/1841443.html

Раздел 1.4. Самоуправляемые Церкви Самоуправляемые Церкви (из Устава Русской Православной Церкви) См.: Устав Русской Православной Церкви. Глава XI. 1.4.1. Украинская Православная Церковь (Московского Патриархата) Об Украинской Православной Церкви (принято Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 25–27 октября 1990 г.) 1. Украинской Православной Церкви предоставляется независимость и самостоятельность в ее управлении. 2. В связи с этим наименование «Украинский экзархат» упраздняется. 3. Предстоятель Украинской Православной Церкви избирается украинским епископатом и благословляется Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. 4. Предстоятель Украинской Православной Церкви носит титул «Митрополит Киевский и всея Украины». 5. Митрополиту Киевскому и всея Украины в пределах Украинской Православной Церкви усвояется титул «Блаженнейший». 6. Митрополит Киевский и всея Украины имеет право ношения двух панагий и предношения креста во время богослужения. 7. Синод Украинской Православной Церкви избирает и поставляет правящих и викарных архиереев, учреждает и упраздняет кафедры в пределах Украины. 8. Митрополит Киевский и всея Украины, как Предстоятель Украинской Православной Церкви, является постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви. 9. Настоящее Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви подлежит утверждению Поместным Собором Русской Православной Церкви с внесением соответствующих изменений в Устав об управлении Русской Православной Церкви. Благословенная Грамота (Томос) Патриарха Алексия II (подписана 27 октября 1990 г.; оглашена 28 октября 1990 г. в киевском соборе Святой Софии Патриархом Московским и всея Руси Алексием II) Мы, смиренный Алексий Второй, Божиею милостию Патриарх Московский и всея Руси, купно со всеми Преосвященными архиереями Русской Православной Церкви – Московского Патриархата, собравшимися на Архиерейский Собор 25–27 октября 1990 года в Даниловом монастыре в Богоспасаемом граде Москве, руководствуясь стремлением иметь благословенный мир, богозаветную любовь Христову и братское единение в общем делании на ниве Божией со всей Полнотой Украинской Православной Церкви, во внимание к желанию и ходатайству ея Преосвященных архипастырей, собравшихся 9 июля сего 1990 года в Богоспасаемом граде Киеве для обсуждения и решения их церковной жизни на началах независимости и самостоятельности,

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

13 февраля 2009 г. Выступление епископа Венского и Австрийского Илариона на Всеправославном совещании в Софии Ваше Святейшество! Досточтимые архипастыри и пастыри! Уважаемые участники совещания! Ознакомившись с заявлением Священного Синода Болгарской Православной Церкви от 24 января и получив письмо Святейшего Патриарха Болгарского от 30 января, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл с братским сопереживанием воспринял те трудности, через которые вновь проходит болгарское православие в связи с решением Страсбургского суда по правам человека от 22 января сего года. На встречах с делегацией Болгарской Православной Церкви, принимавшей участие в его интронизации на Патриарший Престол, а также с Президентом Болгарии господином Пырвановым, он выражал поддержку Болгарской Церкви и Болгарскому государству в защите канонического православия и в поисках путей преодоления раскола. Участие делегации Русской Православной Церкви в настоящем совещании является выражением нашего стремления помочь Церкви-сестре в преодолении новых проблем. Курс Святейшего Патриарха Кирилла продолжает линию поддержки канонического православия в Болгарии, которую Русская Церковь занимала с самого начала раскола в 1990-х годах при покойном Патриархе Алексии. Хорошо зная на своем опыте о боли, которую наносят раны раскола и церковных нестроений, Московский Патриархат оставался неизменным сторонником сохранения единства Болгарской Церкви. Ранее, руководствуясь этими принципами, Русская Церковь принимала участие во Всеправославном совещании 1998 года. К сожалению, нанесенная расколом рана тогда не была полностью излечена и впоследствии продолжила кровоточить, причиняя боль телу Церкви и обществу Болгарии. Только принятый в 2002 году закон, закрепивший статус канонической Болгарской Православной Церкви, помог стабилизировать не только ситуацию в религиозной и общественной жизни страны, но положительно был воспринят во всем православном мире. В глобализирующемся мире, а особенно в Европе, где интеграционные процессы идут с большой интенсивностью, решение Европейского суда по правам человека по делу болгарских раскольников приобретает совершенно иное звучание. Речь идет уже не только и не столько о конкретном судебном решении по поводу взаимоотношений между отдельным государством и отдельным религиозным объединением. Это решение формулирует норму, на основе которой будут решаться другие подобные вопросы, касающиеся церковно-государственных отношений. Значит, эта норма может быть применена к жизни любой традиционной религиозной общины в Европе. Это создает почву для озабоченности не только каждой Православной Церкви, но и всякой другой традиционной религиозной организации. Нам представляется, что на настоящем заседании, размышляя о том, как помочь Церкви-сестре, мы должны серьезно обсудить содержание той нормы религиозно-государственных отношений, которая представлена в этом решении.

http://e-vestnik.ru/docs/vystuplenie_epi...

Закрыть itemscope itemtype="" > В Софии встретят мощи святых братьев Мефодия и Кирилла 21.05.2022 424 Источник: Центр " Хризма "   Сайт Софийской святой митрополии  сообщает , что с 23 по 25 мая 2022 г., по благословению Святейшего Патриарха Болгарского Неофита и Св. Синода Болгарской Православной Церкви, с разрешения Константинопольского Патриарха Варфоломея и Св. Кинота Святой Горы Афон, в Софию будут принесены и представлены для всенародного поклонения святые мощи равноапостольных братьев Мефодия и Кирилла из афонского монастыря Эсфигмен. Сопровождать святыню будет архимандрит Варфоломей, игумен афонского монастыря «новый» Эсфигмен. Святые мощи будут выставлены для поклонения в митрополичьем соборе Святой мученицы Недели (Кириакии). Сайт митрополии сообщает, что при необходимости в этот период храм будет открыт и в ночное время, и приглашает честной клир и верный народ, всех желающих принять участие в этом историческом событии. Известно, что мощи св. Константина-Кирилла Философа хранятся в базилике Св. Климента в Риме, но мало известна история их утраты и нового обретения. В 1809 г. Наполеон вошел в Италию, объявляя ее своей, и решил построить в Риме, возле Колизея триумфальную арку, от которой планировалось проложить бульвар, ведущий в сторону Неаполя. По плану бульвар проходил через базилику Св. Климента. Когда начались строительные работы, все святыни из церкви римские аристократы скрыли в своих домах. Планам Наполеона, однако, не дано было осуществиться, и французская армия покинула Италию. Реликварий, в котором находилась кость св. Кирилла, был найден в июле 1963 г. в дворцовой капелле рода Античи-Маттеи в г. Реканати. Основную часть мощей найти не удалось. В ноябре1963 г., во время празднования 1100-летия славянской миссии, папа Павел VI поместил этот реликварий в церкви Сан-Клементе. Правительство Республики Болгарии при поддержке Св. Синода Болгарской Православной Церкви неоднократно обращалось к Ватикану с просьбой о даровании частички от мощей св. Кирилла, хранящихся в базилике Св. Климента в Риме. И неоднократно получало отказ. В 2002 г. вместо мощей св. Кирилла папа Иоанн Павел подарил Болгарской Православной Церкви мощи св. Дасия из Дорострума – нынешнего болгарского города Силистра. А в 1974 г. частица мощей св. Кирилла была передана Константинопольскому патриарху Димитрию I, в наст. время она хранится в Фессалонике в храме во имя Мефодия и Кирилла (построен в 1981–1985). Частицы мощей св. Кирилла, о происхождении которых не сохранилось никаких сведений, есть и в других храмах и монастырях.

http://ruskline.ru/opp/2022/05/21/v_sofi...

Интервью Святейшего Патриарха Алексия болгарскому порталу «Религия БГ» 9 апреля 2007 г. 21:13 В преддверии Светлого Христова Воскресения Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II ответил на вопросы главного редактора болгарского портала «Религия БГ» Албены Алексиевой. — Ваше Святейшество, традиции и теплые связи между нашими Православными Церквами — Болгарской и Русской — коренятся в глубокой древности. Еще митрополит Киприан (болгарин по происхождению) возродил Русскую Православную Церковь в XV веке. Русская Церковь в лице святителя Феофана Затворника сыграла большую роль в заступничестве перед царем–освободителем для освобождения Болгарии от турецкого ига. Ныне в Болгарии имена великих русских святителей Тихона Задонского, Дмитрия Ростовского, Серафима Саровского, Иоанна Кронштадтского, Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника, Митрополита Алексия и т.д. очень известны и глубоко почитаются. Большая духовная радость сегодня у нас и то, что в глубоком сердце нашей столицы Софии находятся святые мощи святителя Серафима Соболева. Имея в виду эти духовные и исторические связи между нашими Церквами, как Вы расцениваете эти связи сегодня, в настоящем дне? — В настоящее время эти связи также поддерживаются на традиционно высоком уровне и отличаются особой теплотой и интенсивностью. В Москве действует подворье Болгарской Православной Церкви , а в Софии — Подворье Русской Православной Церкви. Официальное общение между нашими Церквами проходит на уровне церковных делегаций. За последнее время ни одно важное церковное празднование ни в Болгарии, ни в России не проходило без участия, соответственно, русской или болгарской церковных делегаций. Студенты из Болгарии учатся в духовных школах Русской Православной Церкви, также как и наши студенты ездят на учебу в Болгарию. Среди епископата нашей Церкви есть архиереи, получившие духовное образование в богословских заведениях Болгарской Церкви, а многие болгарские архиереи называют Московскую Духовную академию своей Alma Mater. Мы видим, что традиция нашего близкого братского общения не прерывается.

http://patriarchia.ru/db/text/226823.htm...

Закрыть itemscope itemtype="" > О новом и старом стиле Доклад на Московском Всеправославном Совещании 1948 г. 23.12.2015 1281 Время на чтение 19 минут 3-4 декабря в Софии состоялось заседание совместной комиссии Русской и Болгарской Православных Церквей по вопросу канонизации архиепископа Богучарского Серафима (Соболева, 1881 - 1950), иерарха Русской Православной Церкви, долгие годы вплоть до своей кончины жившего в Болгарии и широко почитаемого болгарскими православными верующими. Со стороны Русской Православной Церкви в ее работе приняли участие председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, председатель Синодальной комиссии по канонизации святых епископ Троицкий Панкратий, настоятель Подворья Русской Православной Церкви в Софии архимандрит Филипп (Васильцев), ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, доцент ПСТГУ А.А. Кострюков. «На совместной комиссии были изучены все имеющиеся материалы, решены все спорные вопросы и было принято единогласное решение о том, что для его канонизации препятствий нет, - сказал митрополит Волоколамский Иларион. - Это наше единодушное, решение, которое мы сообщим синодам наших Поместных Церквей для того, чтобы они могли принять соответствующее решение». Владыка уточнил, что заседание Синода Русской Церкви ожидается 24 декабря, а архиерейский собор, где может быть принято окончательное решение о канонизации архиепископа Серафима, запланирован на 2-3 февраля. В преддверии этих событий публикуем доклад архиепископа Серафима (Соболева) на Московском Всеправославном Совещании 1948 г. «О новом и старом стиле». Один из ученых исследователей вопроса о новом и старом стиле, действительный член Русского астрономического общества Е. Предтеченский говорит, что лишь с эпохи Возрождения стали на Западе заниматься в числе других научных вопросов и пасхальным вычислением " К несчастью, - заявляет он, - едва поняв устройство Александрийского канона, и поняв, может быть далеко не как следует, западные пасхалисты вскоре захотели быть реформаторами и самонадеянно взялись за исправление прекрасно исполненного труда " . По словам Предтеченского, " если бы эпоха Возрождения началась одновременно как на Западе так и на Древнем Востоке Европы, если бы несчастные обстоятельства не загубили в конец образованности в древних Христианских Церквах в Византии... если бы александрийские традиции и образованность первых веков не прерывались на Востоке, то едва ли бы возможно было и все преобразование, сделанное папою Григорием XIII " ( Е. Предтеченский - действительный член Русского астрономического о-ва, " Церковное времяисчисление и критический обзор существующих правил определения Пасхи " . СПб. 1892. С. 4-5. ).

http://ruskline.ru/analitika/2015/13/24/...

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть itemscope itemtype="" > «Раскольники и еретики, изыдите!» Отпевание почившего Патриарха Неофита было омрачено скандалом, устроенным патриархом Варфоломеем и Думенко Редакция РНЛ   12:40 18.03.2024 514 Время на чтение 3 минуты Фото: mospat.ru В субботу, 16 марта, в Патриаршем кафедральном соборе благоверного князя Александра Невского в Софии были совершены Божественная литургия и отпевание Святейшего Патриарха Болгарского Неофита, скончавшегося 13 марта, сообщает Патриархия.ru. Заупокойную Литургию возглавил председательствующий в Синоде Болгарской Православной Церкви митрополит Варненский и Великопреславский Иоанн в сослужении сонма болгарских архиереев. Почтить память почившего Предстоятеля Болгарской Православной Церкви приехали представители Поместных Православных Церквей. За Литургией молились представлявшие Русскую Православную Церковь Патриарший экзарх Западной Европы митрополит Корсунский и Западноевропейский Нестор и настоятель Патриаршего подворья в Софии протоиерей Владимир Тыщук, которые возложили венок от имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/18/ra...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Кремиковский мон-рь [болг. Кремиковски манастир], женский, во имя вмч. Георгия Победоносца, Софийской епархии Болгарской Православной Церкви. Находится на юж. склоне горы Стара-Планина близ Софии. По преданию, К. м. основал болг. царь Иоанн Александр в XIV в. на месте древней крепости (во время раскопок археологи нашли остатки фундаментов и фрагменты бытовой керамики XII-XVI вв.). Возможно, обитель пострадала при османском завоевании Софии (1385). Надпись на ктиторской фреске в притворе ц. вмч. Георгия Победоносца сообщает, что в 1493 г., при Софийском митр. Калевите, К. м. восстановил вельможа Радивой в память умерших детей Тодора и Драганы (в 1987 в храме были обнаружены захоронения 2 детей, скончавшихся от чумы, вероятно, во время эпидемии 1492 г.). Я. Шафарик считал Радивоя представителем одной из серб. династий ( Шафарик Я. Писмени споменици: Српски и бугарски//Гласник Друштва српске словесности. Београд, 1855. Св. 7. С. 191-193); особенности орнамента костюмов фигур ктиторов стали основой гипотез о валашском ( Шандаров И. Няколко бележки за Кремиковския манастир при София//СбНУНК. 1898. Кн. 15. С. 304-309) или румын. происхождении Радивоя ( Iorga N. Inscriptii din bisericile Romaniei. Bucur., 1908. Vol. 2. Р. 80. (Studi i Documenti; 15); Vatasianu V. Istoria artei feudale în rile Romîne. Bucur., 1959. Vol. 1. Р. 842-843). С. Михаилов считает, что этот же Радивой упоминается в записи 1512 г. в ц. св. Петки в с. Кремиковци ( Михаилов. 1960). В 1493 г., согласно надписи на серебряном ковчеге, в обитель была вложена частица мощей нмч. Георгия Нового Софийского. В сер. XVIII в. опустевший мон-рь обновили монахи Христофор и Антоний. 18 дек. 1881 г. он был преобразован в женский и заселен монахинями из Македонии. Вскоре в К. м. были возведены трапезная, игуменский корпус (кон. XIX в.) и большая крестово-купольная с 3-ярусной колокольней над притвором ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы (1901-1907). При ее возведении разобрали экзонартекс Георгиевского храма, хотя настоятельница мон. Акелина в 1899 г. просила председателя Х Народного собрания Болгарии сохранить в целостности древнюю церковь, в 1908 г. об этом же председатель Болгарского Синода митр. Врачанский Константин просил митр. Софийского Парфения. Др. здания мон-ря были построены в 30-х гг. XX в.

http://pravenc.ru/text/2459009.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАРФЕНИЙ [Болг. Партений] (Стаматов Стоян Стоянов; 7.03.1907, г. Провадия - 2.03.1982, София), еп. Левкийский Болгарской Православной Церкви (БПЦ). Начальное образование получил в родном городе, в 1923-1929 гг. учился в Софийской ДС. 8 июня 1929 г. пострижен в монашество с именем Парфений Софийским митр. Стефаном (Шоковым; впосл. экзарх Болгарский), на следующий день рукоположен во диакона. В 1929-1933 гг. учился на Богословском фак-те Софийского ун-та, служил в храме вмч. Георгия Победоносца в Софии. 20 июля 1933 г. рукоположен во иерея. 15 сент. того же года назначен преподавателем и библиотекарем Софийской ДС. 15 сент. 1936 г. стал протосинкеллом Неврокопской епархии , это послушание исполнял до 1944 г. В 1937/38 г. проходил богословскую стажировку в Берне и Фрайбурге. 7 янв. 1939 г. возведен в сан архимандрита. После прихода к власти в Болгарии «Отечественного фронта» (9 сент. 1944) П. был арестован, через 40 дней освобожден благодаря прошению Болгарского митр. Стефана. 1 дек. того же года поставлен протосинкеллом Софийской митрополии. 8 апр. 1945 г. в кафедральном соборе блгв. кн. Александра Невского в Софии хиротонисан во епископа с титулом Левкийский, викария Софийского митрополита. Считал своим духовным отцом архиеп. Богучарского свт. Серафима (Соболева). Входил в состав делегации БПЦ на Всеправославном совещании на о-ве Родос (24 сент.- 30 сент. 1961; см: Всеправославно предсъборно съвещание на о-в Родос//ДК. 1962. Год. 42. N 1. С. 3-6; N 2. С. 1-9; N 3. С. 1-10. N 4. С. 3-15; Втори Родос//Там же. 1964. Год. 44. N 8. С. 1-16). Неск. раз посещал СССР в составе делегаций БПЦ. 15 янв. 1965 г. был определен викарием митр. Андрея (Петкова), управлявшего болг. епархией в Америке (см. в ст. Американо-Австралийская епархия ). Во время торжеств в честь 10-летия совершеннолетия наследника болг. престола, жившего в эмиграции в Испании, Симеона II Саксен-Кобург-Готского (род. в 1937) П. крестил в Православие 2 его сыновей - первенца Кардама (1962-2015) и Кирилла (род. в 1964). Это крещение вызвало недовольство властей Болгарии, к-рые, опасаясь, что П. станет духовным главой болг. эмиграции, потребовали отозвать его из Америки. Имея возможность остаться в США, П. последовал решению Болгарского Синода и в кон. 1965 г. вернулся на родину. Он никогда не скрывал антикоммунистических взглядов и отказывался от сотрудничества с органами безопасности Болгарии, что помешало его церковному служению - до конца жизни он оставался викарием Софийского митрополита. Был духовником схиигум. Марии (Дохторовой; † 1978), некролог к-рой опубликовал в ЖМП (ЖМП. 1978. 12. С. 51).

http://pravenc.ru/text/2579089.html

     На Пасху торжественная служба и крестный ход прошли и в Исаакиевском собора Петербурга. Недавно решением региональных властей храм должен быть передан в пользование Русской Православной Церкви. В городе с этим согласились не все. Петербургский избирком зарегистрировал инициативную группу по организации референдума по принадлежности Исаакия. Дискуссия таким образом приобретает затяжной характер. " Вести недели " поинтересовались, как обстоит дело с самыми великими и знаковыми храмами Европы — Рима, Ватикана, немецкого Кёльна. Общеевропейский опыт таков, что эти великие храмы принадлежат государству, но переданы в пользование той древней структуре, для которой были созданы, — Церкви. Справедливости ради есть и другой пример использования шедевра мировой архитектуры — это храм Софии в Стамбуле. Как известно, там — музей. Если кого-то вдохновляет такой пример, то так и надо говорить: по модели Софии в Стамбуле. Каждый день в " сердце Парижа " , как называл Нотр-Дам великий Виктор Гюго, звучат звуки органа. Это месса, католическая молитва Господу. Туристы из разных стран и разных вероисповеданий на вопрос, куда они пришли отвечают, не раздумывая: " Это храм. Мы пришли сюда, чтобы увидеть храм " . Собор Парижской Богоматери — собственность государства. Государство несет ответственность за ремонт и состояние, оплачивая реставрацию из своих фондов. Религиозную жизнь храма осуществляет главное объединение католиков страны Конфедерация епископов Франции. Получается, что Нотр-Дам находится в распоряжении служителей Церкви, но формально он им не принадлежит. В этом есть плюсы: Церковь не платит налоги на недвижимость и землю. Ежегодно храм посещают 14 миллионов человек. Абсолютно бесплатно. Как, кстати, и большинство французских церквей. Платными в Нотр-Дам являются только сокровищница и колокольни. " Для меня как для истинного парижанина, верующего католика, конечно, это храм, где происходят службы, рукоположения священников. Государство является собственником стен и занимается реставрационными работами. Все, что внутри, принадлежит Церкви " , — сказал Бертран Грюненвальд, руководитель хора собора Парижской Богоматери.

http://pravoslavie.ru/102780.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010