София. Церковь Николая Чудотворца. Руска църква " Свети Николай Чудотворец " Карта и ближайшие объекты Окруженный березами, живописный храм в самом центре болгарской столицы нельзя обойти стороной. Его золоченые маковки, высокий шатер и старомосковское крыльцо сразу привлекают внимание и вызывают желание зайти помолиться. Но прежде спустимся в часовню под храмом, где в особом приделе находится беломраморная гробница архиеп. Серафима (Соболева) (1881–1950), выдающегося архиерея и богослова, который долгие годы служил в Никольской церкви. Это — ее главная святыня, к которой непрерывно идут богомольцы разного возраста и звания, ибо Владыка Серафим давно почитается в народе. В 2002 Болгарская Старостильная Церковь причислила его к лику святых. Русская церковь в Софии появилась не сразу после освобождения Болгарии. По окончанию русско-турецкой войны 1877–1878 в столице поселилась небольшая группа русских экспертов, которая оказывала помощь болгарскому правительству: военные и гражданские чиновники со своими семьями. Когда в центре Софии был заложен огромный Александро-Невский собор, возводившийся как дар России Болгарской Православной Церкви, в русской колонии возникла мысль построить небольшой собственный храм. С этой целью был образован комитет, и его членом стал акад. А. Н. Померанцев, по проекту которого возводился вышеназванный собор. Комитет приступил к сбору средств, главным образом среди русских, живших в Болгарии. В числе жертвователей был и Император Николай II. «Весь смысл постройки русского храма заключается именно в том, чтобы представить образец русского церковного зодчества и истинно православного благочестия в духе теплоты религиозного чувства, соответствия храмовой обстановки со смыслом и характером нашего богослужения», — полагали устроители. Однако это начинание из-за политических осложнений двигалось не слишком быстро, несмотря на то, что в 1882 городские власти предоставили под храм участок в 1400 кв. м, примыкавший к российской миссии. Много содействовали делу русские дипломатические агенты: Бахметьев и Д. К. Сементовский-Курило, ставший вскоре после провозглашения независимости Болгарского царства (1908) первым послом Российской империи. Хотя уже в 1902 говорили о скорой закладке посольской церкви, она, однако, по разным (в основном политическим) причинам откладывалась, и члены русской общины молились «в одном из зал дипломатического агентства, куда бывает трудно прилично поместить всех присутствующих».

http://sobory.ru/article/?object=07086

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕБЕСНАЯ ЛИТУРГИЯ В христ. изобразительном искусстве название литургической композиции, в основе к-рой лежит представление о непрестанном служении ангелов Богу. Понимание «Н. л.» не сводится к одному эпизоду Божественной литургии, но с т. зр. иконографии понимается как изображение процессии Великого входа (см. ст. Вход ), где в качестве диаконов представлены ангелы. В НЗ видение небесного богослужения у Престола славы было открыто евангелисту Иоанну (Откр 4. 6-8). Основными литературными источниками композиции являются составленные в V-VIII вв. песнопения, к-рые исполняются во время Великого входа - шествия с евхаристическими Дарами из жертвенника к престолу алтаря, когда священники уподобляются херувимам ( Херувимская песнь ) (о влиянии чина литургии на иконографию см.: Покровский. 2001. С. 373-375; Stefanescu. 1936. P. 71-77, 189-191; Lucchesi Palli E. Liturgie, Himmlische//LCI. Bd. 3. Sp. 103-104; Taft. 1975; Успенский. 1982; Walter. 1982. P. 200-221). «Небесная литургия». Фрагмент композиции в росписи Кралевой церкви мон-ря Студеница. 1318–1319 гг. «Небесная литургия». Фрагмент композиции в росписи Кралевой церкви мон-ря Студеница. 1318–1319 гг. Изображение Божественной литургии тесно связано с др. литургическими темами: Евхаристией, Поклонением Жертве, Приготовлением Жертвы (Мелизмос Амнос), Службой св. отцов. Так, в композиции «Евхаристия» («Причащение апостолов») начиная с XI в. рядом с Христом, предстающим в качестве священника, изображены сослужащие Ему ангелы в диаконских одеждах (фреска ц. Св. Софии в Охриде, 40-е гг. XI в.; мозаика собора Св. Софии в Киеве, 40-е гг. XI в.). Впервые совершающие Великий вход ангелы в виде диаконов, с кадилами в руках и Св. Дарами, несомыми на головах, появляются на миниатюре с изображением Евхаристии в Иерусалимском свитке литургии свт. Иоанна Златоуста (Hieros. S. Crucis. 109, кон. XI - нач. XII в.); эта заставка предваряет текст молитв, читаемых священником на проскомидии ( Grabar.

http://pravenc.ru/text/2564804.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Шкаровский М. В. Болгарские письма протоиерея Всеволода Шпиллера иеромонаху Клименту (Лялину) Состоявшееся в ноябре 2014 г. празднование столетия освящения русского храма свт. Николая Чудотворца в Софии привлекло повышенное внимание к истории русской церковной общины в Болгарии. В связи с этим значительный интерес представляет введение в научный оборот новых документов известных деятелей этой общины. Одним из наиболее ярких ее представителей был протоиерей Всеволод Дмитриевич Шпиллер, письма которого за период 1937–1948 гг. из Пазарджика и Софии насельнику католического Шеветоньского монастыря в Бельгии иеромонаху Клименту (Лялину) представлены в данной публикации. Публикуемые документы хранятся в архиве бенедиктинского Крестовоздвиженского монастыря (Archives Amay-Chevetogne), расположенного в селении Шеветонь в юго-восточной части Бельгии. Монастырь был основан в 1926 г. о. Ламбером Бодуэном в бельгийском городке Амэ-сюр-Мёз и с самого начала придерживался православного типикона. Кроме того, его насельники несколько десятилетий поддерживали активные связи с русскими обителями Святой Горы. Один из первых монахов монастыря о. Феодор (Теодор) Бельпер (Belpaire) вскоре после принятия им монашеского пострига 14 сентября 1927 г. был послан из Амэ на Афон и провел там 3 месяца. Эта поездка повлияла на всю его дальнейшую жизнь. Всем знавшим о. Феодора позднее в качестве настоятеля в монастырях Амэ и Шеветоне, он подавал пример своим смирением, молитвенной жизнью, личным нестяжанием и привязанностью к духовным традициям православной Церкви. Многие другие монахи общины в Амэ также совершали поездки на Святую Гору. Можно вспомнить в этой связи об о. Иринее Дунсе (Doens), который стал крупным специалистом по монашеской жизни на Афоне. Следует сказать и о секретаре о. Ламбера Бодуэна иеромонахе Давиде Бальфуре (Balfour), который встречался на Афоне со старцем прп. Силуаном (Антоновым) и его учеником о. Софронием (Сахаровым). Именно эти подвижники повлияли на переход отца Давида в православие с новым монашеским именем Димитрий.

http://sedmitza.ru/lib/text/6346355/

В 1914 г. поступил в Софийскую духовную семинарию, к-рую окончил в 1920 г. В 1920-1923 гг. студент Богословского фак-та Белградского ун-та. 30 дек. 1923 г. в кафедральном соборе св. Недели в Софии пострижен в монашество с именем Кирилл, на следующий день рукоположен во диакона. Недолго работал в канцелярии Софийской митрополии, с 1 февр. по 18 сент. 1924 г. воспитатель в Софийской семинарии. В 1924 г. поступил на философский фак-т Загребского ун-та, в 1925 г.- на богословский фак-т Черновицкого ун-та, где в 1927 г. получил степень доктора богословия. С 1 апр. по 15 сент. 1926 г. секретарь канцелярии Рильского монастыря, затем учитель-воспитатель в Софийской семинарии. В 1928-1929 гг. изучал философию в Вене и Берлине. 22 июня 1930 г. в домовом храме Софийской семинарии рукоположен во иерея. С 5 дек. 1931 по 1 сент. 1932 г. протосинкелл Софийской митрополии. 9 янв. 1932 г. возведен в сан архимандрита. С сент. 1932 по март 1935 г. начальник Культурно-просветительского отдела Синода Болгарской Православной Церкви (БПЦ), до мая 1938 г., секретарь Синода. 12 июля 1936 г. в храме-памятнике св. блгв. кн. Александра Невского в Софии хиротонисан во епископа с титулом «Стобийский». 15 мая 1938 г. избран, 29 мая канонически утвержден митрополитом Пловдивским. С 1939 по 1945 г. управлял Маронийской епархией. В 1939 г. назначен начальником военного болг. духовенства. В начале второй мировой войны обещал, что если фашисты начнут вывозить болг. евреев в концлагеря, то он ляжет на рельсы под поезд. Благодаря его протестам тысячи болг. евреев избежали смерти, за что в 2002 г. израильский мемориал Яд Вашем присвоил ему звание «Праведник народов мира». 14 окт. 1944 г. после гос. переворота 9 сент. был арестован, но в марте 1945 г. отпущен. С 3 янв. 1951 по 10 мая 1953 г. наместник-председатель Синода БПЦ. После восстановления на III Церковно-народном Соборе БПЦ Патриаршества 10 мая 1953 г. из 3 кандидатов большинством голосов (104 голоса из 107) К. был избран патриархом. Мн. исследователи полагают, что его избрание произошло при поддержке коммунистических властей Болгарии и по протекции Москвы.

http://pravenc.ru/text/1840309.html

Вологда. Собор Софии, Премудрости Божией. Софийский собор Карта и ближайшие объекты Древнейшее каменное здание – Софийский собор - памятник архитектуры XVI века. Его строительство связано с именем Ивана IV Грозного, по приказу которого с 1565 по 1570 гг. в Вологде разворачивается грандиозное строительство кремля-крепости площадью 56 га. В 1570 г. собор в основном был закончен, но затем работы по приказу царя, принявшего падение кирпича со свода при входе его в храм за плохое предзнаменование, были прекращены. Собор простоял неотделанным 17 лет и был освящен уже после смерти Ивана IV. В 1612 г., когда Вологда была сожжена, собор лишился крыши и глав, но уже в 1615-1616 гг. он был отремонтирован, а в 1624-1625 гг. деревянное покрытие глав заменено железным; спустя 27 лет все кровли собора были покрыты железом. В 1635 г. к западному входу пристроили деревянное крыльцо - паперть. За четыре века своего существования Софийский собор подвергался различным переделкам. Наиболее значительными из них являются растеска большинства оконных проемов в конце XVII в., устройство новых глав меньшего размера и четырехскатного покрытия вместо позакомарного. Западное деревянное крыльцо паперти заменено каменным; в 1850 г. пристроены притворы к северному и южному порталам. И все же, несмотря на переделки позднейшего времени, собор сохранил архитектурный облик монументального шестистолпного пятиглавого храма московской школы XVI в. Но в предельной лаконичности его форм, конструктивно-оправданной обработке глади стен фасадов пилястрами - лопатками и профильном обрамлении закомар чувствуется какая-то северная суровость, не свойственная московским храмам того времени. http://www.vologdamuseum.ru/content?id=10 Первая звонница Софийского собора сгорела в Смутное время, вторая - в 1636 году, пожара третьей решили не ждать. В 1654-1659 годах выстроили шатровую восьмигранную каменную колокольню с использованием кирпича, сохранившегося от недостроенного кремля Ивана Грозного. В 1870 году при архиепископе Палладии, впоследствии возглавившем Санкт-Петербургскую епархию, а затем ставшего экзархом грузинской православной церкви, под руководством губернского архитектора В.Н. Шильдкнехта колокольня подверглась реконструкции. Шатровый верх был снят, и восьмерик основания надстроен выше прежнего уровня на 15 саженей. Колокольня стала самой высокой в епархии - 78,5 метров, но на 5 метров ниже Ивана Великого в Москве.

http://sobory.ru/article/?object=00233

Липецк. Домовая церковь Софии, Премудрости Божией при бывшем Питиримовском духовном училище. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Липецкое духовное училище было основано в 1829 г. Его торжественное открытие состоялось 10 сентября того же года. Училище существовало за счёт взносов церквей 12 благочиннических округов Тамбовской епархии: четырёх — Липецкого уезда, четырёх — Лебедянского и четырёх — Усманского. Обучались в нём большей частью дети священно- и церковнослужителей этих уездов. Первоначально Липецкое духовное училище вместе с приходским располагалось в наёмном доме. С ведома и благословения Преосвященного Евгения, епископа Тамбовского и Шацкого, для училища предполагалось купить дом ценою, не превышающей 8 000 руб. Смотритель училища священник Филипп Кастальский хлопотал о покупке дома и открытии училища. За 375 руб. ассигнациями для училищ был нанят каменный дом Яковлева. В 1836 г. за 29 950 рублей было приобретено здание на ул. Дворянской для размещения в нём училищно-бурсачного дома на 100 учащихся. В 1875 г. почётный блюститель по хозяйственной части Липецкого духовного училища надворный советник Пётр Аввакумович Трунцевский и его супруга Софья Николаевна решили пожертвовать училищу свой большой каменный двухэтажный дом на Лебедянской улице (ныне улица Зегеля) под устройство в нем общежития для своекоштных воспитанников. Единственным условием, которое поставили Трунцевские, было пожелание устроить при общежитии домовую церковь, в которой бы вечно поминались живые и умершие родственники жертвователей. Трунцевские оставляли за собой право в случае неисполнения этих условий вернуть дом в собственность. Отцам-депутатам Липецкого церковного округа такие условия показались неудобными и неприемлемыми, поэтому сразу пожертвование не состоялось, хотя проблема общежития была для училища злободневной. Вопрос о собственном здании для общежития Липецкого духовного училища стоял перед священноначалием уже давно. Даже деньги стали собирать на это богоугодное дело, которое дало бы «приют детям, подвергавшимся всем физическим и нравственным бедствиям, сопряжённым с квартирной жизнью».

http://sobory.ru/article/?object=43354

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БОЛГАРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ [БПЦ; болг. Българска Православна Църква]. Современное положение В наст. время юрисдикция БПЦ распространяется на территорию Болгарии, а также на правосл. болг. общины Зап. Европы, Сев. и Юж. Америки и Австралии. Высшая духовная власть в БПЦ принадлежит Свящ. Синоду, в к-рый входят все митрополиты во главе с Патриархом. Полный титул предстоятеля: Святейший Патриарх Болгарский, митрополит Софийский. Резиденция Патриарха находится в Софии. В малый состав Синода (постоянно работающий) входят 4 митрополита, избираемые сроком на 4 года всеми архиереями Церкви. Законодательная власть принадлежит Церковно-Народному Собору, членами к-рого являются все служащие архиереи, а также представители духовенства и мирян. Высшая судебная и адм. власть осуществляется Синодом. При Синоде имеется Высший Церковный Совет, в ведении к-рого находятся хозяйственные и финансовые вопросы БПЦ. Председателем Высшего Церковного Совета является Патриарх; Совет состоит из 2 священнослужителей, 2 мирян как постоянных членов и 2 заместителей, избираемых на 4 года Церковно-Народным Собором. БПЦ состоит из 14 епархий (митрополий): Софийская (кафедра в Софии), Варненская и Преславская (Варна), Велико-Тырновская (Велико-Тырново), Видинская (Видин), Врачанская (Враца), Доростольская и Червенская (Русе), Ловчанская (Ловеч), Неврокопская (Гоце-Делчев), Плевенская (Плевен), Пловдивская (Пловдив), Сливенская (Сливен), Стара-Загорская (Стара Загора), Американско-Австралийская (Нью-Йорк), Центрально-Западноевропейская (Берлин). На 2002 г. в БПЦ действовали, по офиц. данным, ок. 3800 храмов, в к-рых служили более 1300 священнослужителей; более 160 мон-рей, где подвизались ок. 300 монахов и монахинь. Богословские дисциплины преподаются в гос. учебных заведениях (богословский фак-т Софийского ун-та им. св. Климента Охридского; богословский фак-т и фак-т церковного искусства Велико-Тырновского ун-та; кафедра богословия Шуменского ун-та).

http://pravenc.ru/text/149675.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА один из устойчивых символических топонимов в восточнохрист. традиции, отождествляющий сакральное пространство города с прообразом Царьграда (К-поля). З. в. называли парадные ворота, открывавшиеся на главную улицу. В рим. топонимике название Porta Aurea обозначало триумфальные арки или главные городские ворота (известны в Агригенте, Беневенте, Пестуме, Пуле, Равенне). Во дворце имп. Диоклетиана в Спалате (ныне Сплит, Хорватия, кон. III - нач. IV в.) ворота именовались по металлам - «Золотые», «Серебряные», «Бронзовые» и «Железные». З. в. упомянуты в «Mirabilla Urbis Romae» как одни из 3 ворот Рима в Трастевере. В христ. время в продолжение традиции З. в. вслед за К-полем были возведены в Фессалонике (как и в К-поле, они открыты на запад и стоят на Виа Эгнатия), в Киеве и во Владимире. Топоним «З. в.» известен в Иерусалиме, но там его история, так же как история обозначаемого им реального сооружения, менее изучена. Образ З. в. как священного символа нерушимости христ. города нашел отражение на Руси в ряде средневек. легенд (о том, что киевский богатырь Михайлик унес З. в. из Киева в Царьград; об ударах по З. в. польск. кн. Болеслава Храброго и хана Боняка; об угрозе болг. хана Крума вонзить копье в З. в. К-поля и др.). Небесную защиту города символизировали храмы, размещенные над проездами З. в.: в Киеве - в честь Благовещения Пресв. Богородицы, во Владимире - в честь Положения ризы Пресв. Богородицы во Влахерне (на Руси эта традиция неразрывно связана с З. в. и позже трансформировалась в устроение надвратной церкви на св. воротах мон-ря). Типология З. в. как парадного триумфального въезда включала его размещение на главной улице города, к-рая вела к площади, где располагался дворец правителя, епископский комплекс или городской собор. Меса в К-поле выводила на пл. Августеон, к имп. дворцу и храму Св. Софии. В копировавшем визант. модель Киеве от З. в. открывался путь к «великому двору Ярослава», к великокняжеским церквам вмч. Георгия и вмц. Ирины (?) и к митрополичьему двору с собором Св. Софии. Константинополь

http://pravenc.ru/text/199983.html

Процесс становления монастыря в инородной и иноверческой среде был трудным. Скудость материального обеспечения, тяжелый физический труд, а также внутренние нестроения, связанные с приходом новых сестер, сменой настоятельниц и священнослужителей, разногласиями с Нероновыми, все это испытали насельницы обители, число которых достигло 70 человек. В 1905 году Линтульская община получила статус монастыря. Возрастали его известность и значение. Был открыт детский приют со школой для местного населения на 30 детей. Поддерживалась связь с Гродненским Красностокским миссионерским монастырем. Линтульский приют с храмом в честь равноапостольного великого князя Владимира и мученицы Софии был построен на пожертвования И.М. Тюлева (+29.6.1924 г.) и М.П. Фроловой-Тюлевой (+1.01.1924 г.) в память ее умерших детей Владимира и Софии. Освятил храм архиепископ Сергий (Страгородский) 18 сентября 1911 г. Обучение на русском языке для местных жителей давало возможность в дальнейшем работать в русскоязычной среде; русский язык приводил иноязычных через православную культуру в Церковь. После революции для обители наступили скорбные времена: гражданская война, голод, разруха, отрыв от родной России, изменение церковного управления. Число сестер сократилось с семидесяти до сорока. Так как монастырь находился за границей Советской России, гонений за веру не было, однако обитель испытывала недостаток хлеба, не было уверенности в будущем. В это время монастырь окормляли монахи Валаамского монастыря. В 1924 году в Выборге состоялся монашеский собор, на котором был принят общий Устав общежительных монастырей Финляндской епархии (Валаамского, Коневецкого, Трифоно-Печенгского и Линтульского), в котором были закреплены основы монашеской традиции: единоначалие, уставное богослужение, трудовое послушание и благотворительность. В это время в Линтульском монастыре наладилась духовная жизнь, о чем свидетельствуют совершавшиеся в монастыре монашеские постриги. Второй период в истории Линтульской обители: с 1939 года по настоящее время. В связи с началом советско-финской войны монастырь был вынужден переехать вглубь Финляндии и обустроиться на новом месте. Теперь Линтульский монастырь располагается в местечке Палокки и входит в юрисдикцию Финляндской Автономной Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4984396...

София. Кафедральный собор Александра Невского. Храм-паметник " Свети Александър Невски " , Патриаршеска църква " Свети Александър Невски " Карта и ближайшие объекты Кафедральный патриарший собор Болгарской Православной Церкви. Расположен в столице Болгарии Софии, на площади Александра Невского. Идея воздвигнуть храм-памятник в честь освобождения Болгарии и посвятить его русскому святому Александру Невскому была выдвинута 13 апреля 1879 года на заседании Первого Учредительного Народного Собрания в Велико-Тырново Петко Каравеловым. 26 февраля 1881 года была образована Центральная строительная комиссия с комитетом при ней; 19 февраля 1882 года на самом высоком месте в центре Софии была совершена закладка храма, который был завершён строительством в 1912 году. Автором проекта храма был российский архитектор Александр Померанцев. После вступления в октябре 1915 года Болгарии в Первую мировую войну на стороне Центральных держав, 2 марта 1916 года Народное собрание Болгарии приняло решение о переименовании собора — в честь святых Кирилла и Мефодия, что официальным органом российского Святейшего Синода было названо «великим грехом Болгарии». По отречении царя Фердинанда от престола в 1919 году, Синод обратился к правительству с просьбой отменить решение о переименовании собора, вопрос о чём был внесён в Народное Собрание Болгарии, которое постановило возвратить собору первоначальное наименование. 12 сентября 1924 года, в день памяти князя Александра Невского, митрополитом Пловдивским Максимом было совершено освящение главного алтаря храма в честь святого князя, а на следующий день северного придела — во имя святых Кирилла и Мефодия, а 14 сентября — южного во имя святого царя Бориса. Крупнейший православный собор на Балканах. Высота главного купола собора — 45 м, колокольни — 53 м, площадь собора — 3170 кв.м. Храм вмещает до 5000 человек. На колокольне находится 12 колоколов общим весом 23 тонны. Среди авторов писанных маслом 82 икон, а также 273 фресок храма — 17 посланцев России, в том числе В.

http://sobory.ru/article/?object=11800

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010