82 Did. Arabica. XXIII. 21 (ed. F. Funk, II. P. 132: Et sic episcopus liturgiam faciat velo demisso et intra hoc versantibus presbyteris, diaconis et subdiaconis et lectoribus et viduis, quae diaconissae sunt, et eis, qui charismata habent. В Сирийской Дидаскалии (XXVI. 3, ed. F. Funk, I. P. 102) говорится: «Istienimsacerdotesvestri... modosuntdiaconi, presbyteri, viduae et orphani». О диакониссах здесь не упоминается, но далее, когда речь идет о клириках в отдельности, упоминается и о диакониссах (II. 26.6), и о вдовах (8). Таким образом, «вдовы» ­­ вдовы диакониссы. Между тем Апостольские постановления и в первом месте добавляют α δικονοι. 83 Did. II. 57. 8: «Anuset viduae seorsum sedeant», ср.: Пост. ап. II. 57. 12: « α παρθνοι δ κα α χραι κα α πρεσβτιδες πρται πασν στηκτωσαν καθεζσθωσαν». 84 Did. III. 4. 2 (ed. F. Funk, I. P. 186, 187): «Qui enim dona dant, non suis manibus ea viduis dent, sed tibi conferant». 97 Пост. ап. III. 8. 1 (ed. F. Funk, I. P. 196): manus alicui imponere et огаге, ср.: Пост. ап. III. 8. 2: cui manum commodasti. 107 Лаодикийский Собор. Правило 11 (Правила св. Апостол, св. Соборов Вселенских... С. 1120; Σ. III, 181): Περ το, μ δεν τς λεγομνας πρεσβτιδας, τοι προκαθημνας, ν τ κκλησ καθστασθαι. 111 См.: Hanel G. Corpus Legum ab Imperatoribus Romanis ante Iustinianum Latarum quae Extra Constitutionum Codices Extant. Leipzig, 1857. Repr.: 1965. P. 196, ср.: Евсевий. Церк. ист. X. 6. 112 Халкид. пр. 3: «попечение о сиротах и вдовах беспомощных» (Правила св. Апостол, св. Соборов Вселенских и Поместных... С. 323). 117 См.: Собор в Оранже 441 г., пр. 27; Hefele К. J. Conciliengeschichte (Freiburg, 1873–1890. Bd. 1–6). Bd. 2. S. 295: «Обет вдовства должно произносить перед епископом в Secretarium’e (сакристии), причем вдова облекается в одежду вдовства, которую передает ей епископ. Кто похищает такую вдову, будет наказан, а также и она сама, если оставит вдовство». Ср.: Собор в Лериде, 524 или 546 г., пр. 6 (Hefele К. Op. cit. Bd. 2. S. 706), где вдова, давшая обет, уже приравнивается к virgo religiosa, то есть монахине. Обряд посвящения вдов содержится в Missa Francorum (Muratori L. A. Liturgia Romana vetus, tria sacramentaria complectens: Leonianum scilicet, Gelasianum, et antiquum Gregorianum. Venice, 1748. Vol. 3. P. 463) и в Sacr. Greg. (Ibid. Vol. 2. P. 380, 785; Vol. 3. P. 507; Hittorf M. Ordo Romanus antiquus. Roma, 1591. P. 149; PL. LXXVIII. 1005, 1056).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

«Early Christian and Byzantine political Philosophy» (Раннехристианская и византийская политическая философия: Происхождение и предпосылки). В последние годы жизни Д. были опубликованы его книги: «The Idea of Apostolicity in Byzantium and the Legend of the Apostle Andrew» (Идея апостольства в Византии и легенда об ап. Андрее), «Byzantine missions among the Slavs» (Византийская миссия к славянам). Соч.: Les Slaves: Byzance et Rome au IXe siècle. P., 1926; La Vie de st. Grégoire le Décapolite et les Slaves macédoniens au IXe siècle. P., 1926; Deux inscriptions gréco-bulgares de Philippes//BCHell. 1928. T. 52. P. 125-147; Le second schisme de Photios: Une mystification historique//Byz. 1933. Vol. 8. P. 425-474; The Circus Parties in Byzantium//Byzantina-Metabyzantina. N. Y., 1946. Vol. 1. N 1. P. 119-133; The Kiev State and its Relation with Western Europe//TRHS. 1947. Ser. 4. Vol. 29. P. 27-46; The Making of Central and Eastern Europe. L., 1949; Emperors, Popes, and General Councils//DOP. 1951. Vol. 6. P. 1-26; The Patriarch Photius and Iconoclasm//Ibid. 1953. T. 7. P. 67-97; Byzantine Political Ideas in Kievan Russia//Ibid. 1955-1956. Vol. 9-10. P. 73-121; The Idea of Apostolicity in Byzantium and the Legend of the Apostle Andrew. Camb., 1958; Byzance et la Primauté romaine. P., 1964; Early Christian and Byzantine Political Philosophy: Origins and Background. Wash., 1966. 2 vol.; Svatý Vojtch: Druhý praský biskup. R., 1967; Byzantine Missions among the Slavs: Saints Constantine-Cyril and Methodius. New Brunswick, 1970; Missions of the Greek and Western Churches in the East During the Middle Ages//XIII Междунар. конгресс ист. наук (Москва, 1970): Докл. М., 1973. T. 1. Ч. 4. C. 181-201 (рус. пер.: Миссии греческой и западной церквей на Востоке в средние века. М., 1970); Photius " Career in Teaching and Diplomacy//Bsl. 1973. T. 34. P. 211-218; Photius, Nicholas I and Hadrian II//Ibid. P. 33-50. Лит.: Obolensky D. Father F. Dvornik//Harvard Slavic Studies. Camb. (Mass.), 1954.

http://pravenc.ru/text/171515.html

394 Слова и речи, изд. 1848 г. 1, 150. 181. – «Преслушание, грех, смерть: это звенья одной цепи; взявший за первое звено влечет к себе последнее». «Грех и смерть ручаются в мире друг за друга, что они тут». Это вполне естественно. «Дав бытие ничтожеству, Бог дал бытию закон, по которому бы оно действовало ко благу: действование но сему закону есть жизнь... Тварь выходя из пределов, премудростию и благостию Творца ей поставленных, не может взойти к высшему со­вершенству, которого, будучи сама в себе ничтожество, не только дать, ниже возвратить себе не может; (поэтому) ее уклонение от закона по необходимости есть падение в низший круг действования, расстройство, разрушение «смерть». Слова и речи, изд. 1848 г. 1, 155. 150, 97; ср. изд. 1885 г. 5, 536–7. 399 Можно «вообразить, что оно по существу своему было противо­положно древу жизни, что сколько живоносной силы заключено было в древе жизни, столько сродной веществу мертвенности скрывалось в древе познания, что сколько совершенно влияния первого соответствовали устроению человеческого тела, столько действия последнего были несообразны с оным, а потому разрушительны». Зап. на Быт. 1, 40–2 . 401 На смерть телесную необходимо смотреть, как на следствие греха; потому что, «по слову Божию ( Быт.2, 17 ), всякая смерть есть наказание, и, по древнему церковному учению, Бог созда человека в неистление ( Прем. 2, 23 )». Зап. на Быт. 1, 44, 70–1 ; Библ. Ист. 10. – Различие между смертью телесною и душевною заключается в том, что «тело, когда умирает, теряет чувство и разрушается, а душа, когда умирает грехом, лишается духовного света, радости и блаженства, но не разру­шается и не уничтожается, а остается в состоянии мрака, скорби и страдания». Катех. 32. – Смерть телесная не так ужасна, как смерть душевная, в некоторых случаях она может быть даже благодетель­на. Телесная смерть «убивает временное», тогда как духовная «вечное; та сама смертна, a сия может быть бессмертною. Гроб, по словам одного христианского учителя (Терт), есть убежище от смерти: но это не для умирающего во грехе; ибо его и за гробом ожидает смерть вто­рая ( Откр.21:8 ) или раскрытие первой смерти во всех ее ужасах». Слова, изд. 1848 г.1, 98.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Евлампий (Пятницкий; 16 февр. 1834 - 22 июня 1840), Анатолий (Мартыновский; 4 авг. 1840 - 10 июня 1841), Мелхиседек (Золотницкий; 6 авг. 1841 - 24 сент. 1845), Иона (Капустин; 19 мая 1846 - 21 нояб. 1859), Ириней (Боголюбов; 17 янв.- 8 мая 1860), Варлаам (Денисов ; 21 авг. 1860 - 19 мая 1862), Митрофан (Винницкий; 28 мая 1862 - нояб. 1866), Вассиан (Чудновский; 21 нояб. 1866 - 9 сент. 1876), Варсонофий (Охотин ; 31 окт.- 19 нояб. 1876), Модест (Стрельбицкий ; 10 апр. 1877 - 9 дек. 1878), Вениамин (Смирнов ; 4 марта 1879 - 5 апр. 1882), Нафанаил (Леандров; 5 апр. 1882 - 29 янв. 1885). Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 205. Д. 838, 867, 894; Оп. 439. Д. 181, 207, 474, 492; ГА Свердловской обл. Ф. 6. Оп. 4. Д. 268. Ист.: Указ Св. Синода от 31 янв. 1833 г. с инструкциею еп. Екатеринбургскому, вик. Пермскому//Пермские ЕВ. 1883. 9. Отд. офиц. С. 95-97; Варлаам (Денисов), архим. Преосв. Ириней, еп. Екатеринбургский//Странник. 1860. 9. С. 105-119; Преосв. Иона, бывший еп. Екатеринбургский//Пермские ЕВ. 1867. 4. Отд. неофиц. С. 64-71; Отъезд Преосв. Модеста из г. Екатеринбурга//Там же. 1879. 8. Отд. неофиц. С. 81-84; Положение о правах и обязанностях епископа - викария Пермского//Там же. 1880. 26. Отд. офиц. С. 255-258; Ярушин П., прот. Преосв. Вассиан, еп. Пермский и Верхотурский: (Некролог)//Там же. 1883. 4. Отд. неофиц. С. 27-37; Отъезд из Екатеринбурга Преосв. Анатолия, 2-го епископа Екатеринбургского, на Острожскую викарную кафедру//Екатеринбургские ЕВ. 1888. 4. Отд. неофиц. С. 75-77; Преосв. Нафанаил: (Некролог)//Там же. 1888. 1. Отд. офиц. С. 1-4; Памяти Преосв. Ионы, еп. Екатеринбургского, вик. Пермской епархии//Там же. 1889. 41. Отд. неофиц. С. 889-892; К биографиям Преосвященных Анатолия и Мелхиседека, епископов Екатеринбургских, викариев Пермских//Там же. Отд. неофиц. 1898. 10. С. 265-272; С[мородинцов Н.]. Мат-лы для истории церквей г. Екатеринбурга//Екатеринбургские ЕВ. 1901. Отд. неофиц. 7. С. 279-282; 9. С. 378-388; 1902. 5. С. 207-218; 6. С. 275-281; 7. С. 315-321; 8. С. 366-369; 9. С. 405-408; Мат-лы для истории Екатеринбургской епархии: Иона, еп. Екатеринбургский, вик. Пермской епархии, бывший на кафедре с 1849 по 1859 г. Екатеринбург, 1915.

http://pravenc.ru/text/189629.html

181). 152 Denzinger. Ritus orientalium. I, 185. Интересно отметить, что в обряднике патриарха Александрийского Гавриила лампада с елеем при совершении таинства помещалась перед образом блаженнейшей и святейшей Марии и подле нее евангелие и крест. Ibid. 11, 483. 167 Но на такой позиции, соответствовавшей первоначальному положению дела, возжжение светилен не удержалось.. Когда в чинах елеосвящения прочно утвердились чтения из апостола и евангелия, возжжение светилен стало твердо приурочиваться к этим чтениям. 172 Софийская библиотека. 1063, 1065, 1070, 1096. Публичная библиотека (собрания Погодина). 308. Библиотека Академии наук. 16.7.27. 173 С возжжением светилен и в славянских чинах св. елея наблюдается та же история, что и в греческих, т.е. вместо возжжения их на освящении елея утвердилась практика зажжения их на чтениях из апостола и евангелия. 174 Так говорит о практике древних христиан греков Теодульф, архиеп. Орлеанский. Martene. De antiquis ecclesiae ritibus. 1, 845–7. 179 В рукописях Софийской библиотеки 1054 (л. 1), Московской Синодальной библиотеки 373 (л. 83), Порф. Успенск. (Публичной) библиотеки 582 и др. 180 В рукописях Софийской библиотеки 841, 1063, 1067, 1070, 1093, Публичной библиотеки из собраний Погодина 308, библиотеки Академии наук 21.2.1, 33.4.11 и др. 184 Из венецианского издания евхология 16 в. нам известны издания 1558 и 1564 гг. с таким замечанием. 185 Рукописи Софийской библиотеки 1053 и 1054 (л. 1), Московской Синодальной библиотеки 373 (л. 89 об.). 197 Ordo ex ms. Pontificali Anglicano monasterii Gemmeticensis, annorum circiter 900. Ordo ex ms. Pontificali Prudentii episcopi, qui ante annos 850. Ordo ex antiquo libro Sacramentorum insignis ecclesiae S. Gatiani Turonensis ante annos 800 scripto. Martene. De antiquis ecclesiae ritibus. 1, 841, 847, 851. 200 Не стоит ли употребление пшеницы и даже, вина в таинстве елеосвящения в зависимости от освящения пшеницы, вина и елея на праздничной утрени? Освящение елея в 10–13 вв. иногда также совершалось за утреней и для таинства елеосвящения и даже, вполне возможно, одновременно и для сакраментального и для общего употребления. Не повлекло ли это обстоятельство того, что когда вместе с елеем стали освящаться за утреней пшеница и вино, то последние вещества стали присоединяться к елею и в том случае, когда освящение его совершалось для таинства? Вино в этом случае могло примешиваться к елею, а пшеница служить подставкой для лампады. 201 Ordo ex ms. Pontificali insignis ecclesiae Salisburgensis, annorum 600. Martene. De antiquis ecclesiae ritibus. 1, 902. Читать далее Источник: К истории православного богослужения : Ист.-литург. и археол. исслед. о чине таинства елеосвящения : С 4 прил. древнеславян. ред. чина елеосвящения/Иеромонах Венедикт (Алентов). - Киев : Общество любителей православной литературы. Издательство имени святителя Льва папы Римского, 2004. - 616, с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

211 « В воспоминание 12 янв. 1855 г. Учено-литературные статьи профессоров и преподавателей Императорского московского университета, изданные по случаю его столетняго юбилея. М. 1855». Статья 12-я. 212 Празднование столетней годовщины Ломоносова 4 апр.1765 – 1865г. Императорским московским университетом в торжеств. собрании апр.11 -го дня. М.1865 », стр. 19. 213 «Памяти Ломоносова. 6 апр. 1865 г. Харьков, 1865 ».Кстати отмечу здесь, что в Журн. Мин. Нар. Просв. 1869, авг. – сент. напечатано изследование проф. Будиловича : «Об ученой деятельности Ломоносова по естествоведению и филологии», явившееся в то же время и отдельно книгой под заглавием: «М.В. Ломоносов как натуралист и филолог. С приложениями, содержаниями материалы для объяснения его сочинений по теории языка и словесности» Спб. 1869,80, 120 и 72 стр. ( написанная по поводу этого сочинения статья Л.Н. Майкова : « К характеристике Ломоносова как ученого» напечатана в «Заре» 1870 г. и перепечатана в «Очерках из истории русской литературы и столетий », Спб.1889, стр.234 – 251). В 1873г. напечатано обширное жизнеописание Ломоносова, составленное академиком П. Пекарским (История Императорской академии наук, m.II,cmp. 259 – 892 и приложения 893 – 963 ). 214 Извлечения из юбилейных статей московских и харьковских профессоров – у Пекарского в Ист. акад. наук, II, 451 – 452 и 815 – 818, и в Истории рус. словесности И. Порфирьева , II : 1, Казань, 1880, стр.181– 185. 217 Сухомлинов, М.Ломоносов студент марбургского университета,– «Рус. Вестник »,1861, 1, стр.139– 158. 218 По его рекомендации определялись академики ( в том числе лучшие из них : Бернулли, Бюльфингер, Мартини и др.) Он брал на себя приглашать их, вступал в переговоры с ними, отправлял их в Россию; он доставлял книги в академию, сообщал ей о любопытных явлениях в науке и вел деятельную переписку. Переписка Вольфа с петербургской академией наук издана Куником под заглавием : Briefenon Christian Wolff aus den Jahren 1719 – 1753.Ein Beitrag zur Geschichte der kaiserlichen Acaemie der Wissenschaften zu S t. -Petersburg.1860.80. Здесь содержатся любопытные сведения о пребывании Ломоносова в Марбурге.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

В февр. 867 г. К. уступил должность аббата Ритканту и через год скончался в возрасте 80 лет. Погребение святого возглавил Ривалин, еп. Алетский; впосл. монахи возвратились в Редон и перенесли туда мощи К. Правитель Саломон щедро одарил аббатство, принял его под защиту и освободил монахов от налогов, пошлин и др. выплат (17 апр. 869). Аббатство Редон, пользовавшееся покровительством герцогов Бретани, было одним из крупнейших бретонских монастырей. По указанию кард. А. Ж. дю Плесси де Ришелье (в 1622-1642 аббат Редона на условиях комменды ) мон-рь был включен в конгрегацию св. Мавра. В годы Французской революции аббатство было закрыто, святыни, в т. ч. мощи К., утрачены. Местное почитание К. в архиеп-стве Рен было подтверждено декретом Конгрегации обрядов от 3 мая 1866 г. (ASS. T. 1. P. 655). Ист.: BHL, N 1945-1946; ActaSS Bened. Saec. 4. Pars 2. P. 193-231; Brett C., ed. The Monks of Redon: «Gesta Sanctorum Rotonensium» and «Vita Conuuoionis». Woodbridge, 1989; Cartulaire de l " abbaye de Redon en Bretagne/Éd. A. de Courson. P., 1863; La Chronique de Nantes (570 environ - 1049)/Éd. R. Merlet. P., 1896. P. 33-39. Лит.: Lobineau G.-A. Les Vies des Saints de Bretagne. Rennes, 1725. P. 181-193; [ Jausions P.] Vie de S. Convoion, fondateur et premier abbé de Redon. Redon, 1867; Albert le Grand. Les Vies des Saints de la Bretagne Armorique. Quimper, 19015. P. 1-16; Lot F. Mélanges d " histoire bretonne. P., 1907. P. 5-96; Waquet H. Conwoion//DHGE. T. 13. Col. 796-797; Gordini G. D. Convoione//BiblSS. Vol. 4. Col. 164-165; Davies W. Small Worlds: The Village Community in Early Medieval Brittany. Berkeley; Los Ang., 1988; Tanguy B. Autour de l " adoption de la règle bénédictine par l " abbaye de Redon//Bull. de la Société archéologique du Finistère. 1989. Vol. 118. P. 141-152; Poulin J.-C. Le dossier hagiographique de St. Conwoion de Redon//Francia. Sigmaringen, 1991. Vol. 18. N 1. P. 139-159; idem. Sources hagiographiques de la Gaule (SHG) III: Les dossiers des saints Melaine, Conwoion et Merve (Province de Bretagne)//Manuscrits hagiographiques et travail des hagiographes/Éd.

http://pravenc.ru/text/1841880.html

223) Παρθνιος Αλεξανδρεας και Ευγνιος ωαννολις (κκλησ. Φρος, II 23–30). 224) Σημεωμα περ Φιλιππουπλεως (κκλησ. Φρος, II, 193–194). 225) Επισκοπ Διαυλεας και Ταλαντου (κκλησ. Φρος, II, 409). 1909. 226) Αποφθγματα εκ κωδικς XIV αινος (Ж.М.Н.Пр. 1909, декабрь, 493–499). 227) Varia graeca. sacra Petropoli 1909 (Записки Ист.-Филол. Факультета Имп. С.-Пб. Унив. 95) 228) Γλωσσριον βραιοελληνικν. Berlin 1909. 229) Επιστολ ανωνμου προς αυτοκρτορα (κκλησ. Φρος, III, 323–326). 230) Ιωννης πκαυκος και Νικτας Χωνιτης. ν Αθναις 1909. 231) ΚανονικαΙ πρξεις Γεωργου Βαρδνη και Ιωννου ποκακου (κκλησ. Φρος, IV, 62–69). 2o2) Συνοδικ γρμματα Ιωννου του ποκακου («Βυζαντς», Ι, 3–30). 233) Συμβολα εις την στοραν της αρχιεπισκοπς του ορος Σνα, κδιδμεναι μετ προλγου. Πετροπολις 1909 (Црав. Палест. Сборн., вып. 58). 234) Ελληνικ κεμενα χρσιμα τγ ιστορα της «Ρουμανας. ν Βουκουρεστω 1909. 235) Διονυσου του εκ Φουρνα Ερμηνεα της ζωγραφικς τχνης και κριαι αυτς ανκδοτοι πγα, εκδιδομνη μετ προλγου νυν τ πρτον πλρης κατ τ πρωττυπον αυτς κεμενον, δαπναις της Αυτοκρατορικς «Ρωσικς »Αρχαιολογικς Εταιρεας. Πετροπολις 1909. 236) Γρηγριος ó θεολγος κρινμενος πο Μιχαλ του Ψελλο (Ж. Μ. Η Πρ. 1910, январь, классич. отд., стр. 1–25). 237) Μγας Κανν Ανδρου Κρτης (κκλησ. Φρος, V, 501 – 513). 238) σημεριν θσις του περ " Ακθιστου ζητματος (Виз. Врем. ΧV 357–383). 1911. 10 239) Λιορθωτα εις το προηγομενον (κκλησ. Φρος, VII, 160). Ср. 237. 1913. 240) Χριστιανικ! πιγραφα εκ του κρημνο του Χοζεβα (Сообщ. Имп. Прав. Палест. Общ. 1913, II, 181–228). 241) Noetes Petropolitanae. Сборник византийских текстов XII–XIII вековъ. Спб. 1913 (с предусловием В. Н. Бенешевича ), в «Записках Имп. Русск, Археол. Общ.». 1914. 242) Ελληνικο κδικες Τρα εζουντος (Визавт. Врем., XIX, 224–281). 243) Ελληνικο κδικες εν τ βιβλιοθκη της .μονς Σουμελα (Визант. Врем., XIX, 282–322). НЕ НАПЕЧАТАНО: 244) Περιγραφ των εν τ?) Αυτοκρατορικ Δημοσα Βιβλιοθκη ελληνικν χειρογρφων. Обширное описание всех греческих рукописей Императорской Публичной Библиотеки, сделанное на греческом языке по образцу заграничных каталогов этого рода, но признанное не целесообразным для напечатания его в России. Публичная Библиотека совместно с Императорскою Академиею Наук нашли нужным сделать описание на русском языке и освободить его от множества таких второстепенных подробностей, которые, усложняя издание, в тоже время не помогают главной цели каталога – служить средством скорого и точного ознакомления с содержанием рукописей. Рукопись Афанасия Ивановича хранится в рукописном отделении Библиотеки, а новое, русское описание поручено автору сих строк, который не преминет воспользоваться всеми полезными указаниями покойного.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Лит.: Б[утков] П. Г. Разбор трех древних памятников рус. духовной лит-ры//Современник. 1852. Т. 32. 4. Отд. 2. С. 85-106; Погодин М. П. Яков Мних, рус. писатель XI в., и его сочинения//ИОРЯС. 1852. Т. 1. Вып. 7. Стб. 326-334; Макарий (Булгаков), еп. Еще об Иакове Мнихе//Там же. 1853. Т. 2. Вып. 5. Стб. 145-157; Тюрин А. Ф. Мнение о Иакове Мнихе акад. П. Г. Буткова//Там же. Вып. 3. Стб. 81-95; Хрущов И. П. О древнерус. ист. повестях и сказаниях: XI-XII ст. К., 1878. С. 41-53; Соболевский А. И. В каком году крестился св. Владимир?//ЖМНП. 1888. Ч. 257. Июнь. Отд. 2. С. 396-403; он же. «Память и похвала» св. Владимиру и Сказание о св. Борисе и Глебе: По поводу статьи г. Левитского//ХЧ. 1890. 5/6. С. 791-795; Левитский Н. М. Важнейшие источники для определения времени крещения Владимира и Руси и их данные: По поводу мнения проф. Соболевского//Там же. 1890. 3-4. С. 370-421, 687-740; Никольский Н. К. Ближайшие задачи изучения древнерус. книжности. СПб., 1902 С. 29-31. (ПДПИ; 147); он же. Мат-лы для повременного списка рус. писателей и их сочинений, X-XI вв. СПб., 1906. С. 225-271; Шахматов А. А. Корсунская легенда о крещении Владимира. СПб., 1906. С. 16-24; он же. Разыскания о древнейших рус. летописных сводах. СПб., 1908. С. 13-28; Серебрянский Н. И. Древнерус. княжеские жития: (Обзор редакций и тексты). М., 1915. С. 32-36, 43-51; Бугославский С. А. Жития//История рус. лит-ры. М.; Л., 1941. Т. 1. С. 332-333; Тихомиров М. Н. Начало рус. историографии//ВИ. 1960. 5. С. 53-54; Poppe A. «Pami i pochwaa» ks. Wodzimierza//Sownik staroytnoci sowiaskich. Wrocaw, 1970. T. 4/1. S. 16-18; Насонов А. Н. История рус. летописания XI - нач. XVIII в. М., 1969. С. 27-31; Кузьмин А. Г. Начальные этапы древнерус. летописания. М., 1977. С. 272-273, 359-361; Подскальски Г. Христианство и богосл. лит-ра в Киевской Руси, 988-1237 гг. СПб., 19962. С. 198-202 [Библиогр.]; Творогов О. В. Иаков (XI в.)//СККДР. 1987. Вып. 1. С. 191-192 [Библиогр.]; Фет Е. А. «Память и похвала» кн. Владимиру//Там же. С. 288-290 [Библиогр.]; Мумриков А., диак., Белицкая А. «Память и похвала» Мниха Иакова и «Корсунская легенда»//БТ. 1989. Сб. 29. С. 41-58; Цыб С. В. О летописном источнике «Памяти и похвалы» князю Владимиру//Россия в X-XVII вв.: Проблемы истории и источниковедения: Тез. докл. и сообщ. 2-х чтений, посвящ. памяти А. А. Зимина. М., 1995. Ч. 2. С. 640-644; Щапов Я. Н. «Память и похвала» кн. Владимиру Святославичу Иакова Мниха и Похвала кнг. Ольге//Письменные памятники истории Др. Руси: Летописи. Повести. Хождения. Поучения. Жития. Послания: Аннот. Кат.-справ./Ред.: Я. Н. Щапов. СПб., 2003. С. 181-185.

http://pravenc.ru/text/200333.html

Дополн. к Акт. ист. 1. 181 Напечатаны в Дополн. к Акт. ист. 1. 180 Заглавие третьего, ненапечатанного, см. там же в прим. с. 15. Дополн. к Акт. ист. 1. 183 Акт. ист. 1. 30 Напечат. в П. собр. р. лет. 6. 144 Ник. лет. 5. 100 В послании в Киево-Печерский монастырь Фотий писал: «Не зазрите убо смерению моему, яко неискусну ми сущю писанию вашему и языку» (Доп. к Акт. истор. 1. С. 323 В Никоновой летописи о нем замечено: «Книжен зело, изучен убо бе книжнии мудрости всяцей из детства, и много писаниа сотворив остави» (5. 73 Коялович говорит о нем: «Gregoreus Cemivlacus vir singularis eruditionis, in sacra scriptura commendatus [Григорий Цамблак — человек исключительной учености, большой знаток Священного Писания (лат.)]» (Miscell. rerum ad stat. eccles. in magno Lituaniae ducatu. Vilnae, 1650. P. 43 См. прил. 10. Перечень и оглавление Слов Григория Самвлака в Опис. рукоп. Моск. Синод. библ. Кн. 4. 235. С. 134–140 и Шевыр. Ист. русск. слов. 3. Лекц. 15. Прим. 2 Опис. рукоп. Москов. Синод. библ. Кн. 4. 330. С. 741 254]. Акт. ист. 1. 12, 16, 27 П. собр. р. лет. 4. 118 Опис. рукоп. Моск. Синод. библ. Кн. 4. 321. С. 626 254]. П. собр. р. лет. 4. 118 Ник. лет. 5. 72 Список составленного Епифанием жития святого Стефана Пермского есть в сборн. моей библ. 68. Л. 190–263 ; но в более полном виде оно напечатано в Памятн. старинн. русск. лит. 4. 119–171 Надобно заметить, что после этого «Плача пермьских людей», которым в нашем списке оканчивается житие святого Стефана, в списке напечатанном следуют еще три статьи: а) «Плачь Церкви Пермъския», б) «Молитва за Церковь», в) наконец, «Плачь и похвала инока списающа». Все эти статьи, а особенно последняя, отличаются, как и все житие, чрезвычайным многословием и витиеватостию. Мы пользовались списком этого жития по сборн. нашей библ. 42. Л. 1–269 Находится в том же сборн. Л. 269–316. В предисловии к этому Слову Епифаний говорит: «Светла убо воистину, и просвещенна, и всякоя почести от Бога и радости достойна, имже наших боголюбивых душ, яко возлюбленных чад отец,

http://sedmitza.ru/lib/text/435948/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010