и пр., к 171, 181, стр. 143, 144, 149 (опись 1695 г.); “Продолж. древн. Вивлиоф.”, 1788 г., 228 (духовн. 1504 г. кн. Иулианы; «да отцу своему духовному приказала есми дати по души по своей Егорьевскому игум. Мисаилу на белках кортель тафта голуба, да душогрея моя лисья»). 1556 . Георгиевский, мужской, со­всем уничтоженный, подле села Николо-Царевки, Ярославской губ., Угличского у., в 50 вер. к юго-юго-вост. от Углича, на высоком холме. Разрушен поляками в 1610 г. и потом не возобновлялся. Журавлев, “Путев. по Яросл. губ.”, 341; “Ярослав. губ. в.”, 1857 г., 27 (вотчина Спасо-Яросл. м-ря в Углич. у.). 1557 . Георгиевский – Каменные церкви, мужской, ныне приходская церковь , в губерн. гор. Владимире, на краю холма торговой части, у спуска на Клязьме. Основан в 1129 г. кн. Геор­гием Владимировичем Долгоруким, кня­жившим тогда в Ростове и Суздале. В нынешней церкви погребены княгиня Феодосия, дочь храмоздателя, мать Вел. кн. Александра Невского, и его старший брат Феодор; надписи на гробницах указывают годы 1233 и 1244. “Ист. Росс. Иер.”, VI, 958; Ратшин, 43; “Труды Владим. губ. стат. Комит.”, IX, 26; “Ежегодник Владим. губ. стат. Комит.”, III, Отд. I, 61, 193, 285; “Древн. Суздаль-Владим. обл.”, I, 37; Дмитревский, “О начале Владимира, что на Клязьме”, I, 29; “Зап. и труды Общ. ист. и древн. Росс.”, 1815 г., I, 161; Бакмейстер, “Топограф. извест.”, 1771 г., 118; “Владим. губ. вед.”, 1844 г., 7; 1854 г., 25 (Мон. быв. во Влад.); 1856 г., 10 (опис. церкви; там сказано, что основан в 1153 г.); 1862 г., 38 (истор. замет.); Орлов, “Руководитель Владим. богомольцев”, 1880 г., 39; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 702, 26; “Дополн. к Акт. истор.”, IX, 106 (Опись городов 1678 г., стр. 220); Мака­рий, “Ист. Р. Ц.”, II, 100; “Полн. собр. лет.”, VII, 152 (в 1244 г. погреб. В. кн. Феодосиа Ярославля... и положена бысть посторонь сына своего Феодора; наречено же бысть имя ей Ефросинья); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции”, IV, грамоты 115, 4 (отступная докладная игум. Егорьев. Каменн.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

172 «Граматика, сложена от различных грамматик, студеями, иже в львовской школе. В друкарни братской». Строева опис. книг Толстого стр. 64. 173 Грамоты Патриарха и короля во 2 ч. виленских грам. 3, 4. Король подтверждал свою волю в 1593 г. там же 2, 116–123. С 1590 г. братство уже издавало книги, напр. виленский апостол 1591 г. 175 В 1618 г. князь Константин Долмат Цеперский отдал недвижимое свое имение в пользу монастыря цеперского и в заведование братского монастыря святого Духа, но с тем непременным условием, чтобы в случае отступления виленского братства в унию имение оставалось собственностью православия. Собр. вилен. грам. 2, 40. 176 В Евю изданы братством псалтырь и новый завет 1611 г., часослов 1612, диоптра 1612 г., анфологион 1613 г., евангелие учительное 1616 г., грамматика 1619 г. Киновиан, или изображение иноческого общего жития 1618. 177 В Вильне изд. об антихристе и грамматика Зизания 1596 г., повседневные молитвы 1596, служебник 1617. Требник 1618, вертоград душевный Фекары (с предисловием Архимандрита Леонтия Карповича) 1620 г., грамматика (букварь) 1621 г., псалтырь и новый завет 1623 г., беседы Макария 1627 г. и пр. Особенности в содержании служебника у Сахарова в лет. книг 166 (Спб. 1849). 179 Максимовича киевлянин на 1841 г. здесь грам. Патриарха Кирилла и фундаторы братства и пр. стр. 60–67. 304–323, Памятники киевск. комм. 1845 г., здесь а) грамота короля Сигизмунда 1619 г.; б) четыре патриаршии грамоты; в) первый устав луцкой школы; г) второй устав луцкой школы и несколько других документов луцкого братства. 180 Королевская грамота Спасскому братству в Велор. Арх. ч. 1 стр. 36. 43. Другам с гневом по жалобе униата Бролепицкого в Могилев. губерн. ведом. 1347 г. 6. Третья 1602 г. утверждающая постановления братства Церкви Входа Господня между прочим о школе – там же 10. Патр. грам. 1633 г. – там же 1. Грамота патриаршего представителя Никифора 1597 г. там же 41. Сл. ист. иер. 3, 440. 441. 181 Ист. киевской академии Киев 1843 г. Иоан. Голятовским написано наставление, как сочинять слова (изд. при книге: ключ разумения, в Киеве 1660 г). Петр Могила Митрополит киевский, в прибавлении к творениям отцов Церкви 1846, кн. 1. Участие других Пастырей в поддержании Киевской коллегии: в грам. 12 июля 1640 г. «Иосиф Горбацкий, Епископ витебский, мстиславский, оршанский, могилевский и игумен киевский михайловский и Иосиф Чаплиц Шпановский Епископ луцкий и острожский архимандрит» обещают жертвовать братству каждый год по 500 злотых; а «Дионисий Балабан, Епископ хельмский и бельжский, и Антоний Винницкий, Епископ перемышльский и самборский» обещают давать по 200 злотых в год. (Киев. Памятн. 2. 199).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

48 . Никандр Псковский, уединенный отшельник, подсинившийся там, где после него была устроена пустыня, названная по его имени Никандровой, которая находится при дороге из Пскова в Порхов, расстоянием от первого в 60-ти, а от последнего в 25-ти верстах (По Ист. Иер., – V, 181), скончавшийся 24-го Сентября 1581-го года. Существует известие, что по благословению Новгородского митрополита, последующего патриарха, Никона, одним почитателем его памяти была построена церковь , послащенная его имени 253 ; следовательно, местное празднование ему установлено не позднее 1649 – 1652 годов, в продолжение которых Никон был Новгородским митрополитом. В Истории иерархии сообщается, что перед 1673-м годом в Никандровой пустыне была уже церковь , посвященная имени преподобного Никандра и сгоревшая в этом последнем году (V, 183 fin.). Но затем в повести об обретении мощей преподобного, которое имело место в 1686-м (1687-м?) году, говорится, что для свидетельствования мощей была присылана в пустыню патр. Иоакимом комиссия, состоявшая из епископа, архимандрита, игумена и священника и что после свидетельствования и было установлено патриархом празднование ему 254 . На основании сказанного нужно думать, что празднование преп. Никандру было установляемо дважды, – сначала епархиальным архиереем и потом подтвердительно самим патриархом 255 . 49 . Герман Соловецкий, вместе с Савватием и Зосимою один из троих основателей Соловецкого монастыря, скончавшийся в 1484-м году 256 . Местное празднование (30-го Июля) установлено в 1690-м или в 1691-м году (Братия Соловецкого монастыря обращались в первом году к архиепископу Холмогорскому Афанасию с просьбою о дозволении праздновать в монастыре память препод. Германа; архиепископ, изъявив собственное согласие, отвечал братии монастыря, что этого нельзя сделать без воли великих государей с патриархом и без свидетельства, и относительно сего последнего писал в своей грамоте в монастырь: «не яко уничижая его (Германа) предодобство, но храня целость святые церкви догматов (надлежит сделать это, т. е. испросить согласие великих государей с патриархом и произвести свидетельство), яко издревле во св. православной вере нашей обыкоша о св. Божиих угодниках предлагатися прежде о житии и чудесех их свидетельства достоверные, по свидетельству ж со благоволения общего православных монархов и архипастырского составляются им службы и каноны, и тако устрояются праздновати, без свидетельства же и без благословения государского и святейшего патриарха никако же сие состоятися и прочно быть может» 257 . Не имеем прямых сведений, когда архиепископ исходатайствовал у государей и патриарха согласие на празднование преп. Герману, но думаем, что более или менее вскоре после написания своей грамоты в монастырь, которая от 16-го Сентября 1690-го года.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ [греч. Αρσνιος] (между VIII и X вв.), прп. (пам. 13 дек.), игум. Латрийский. Род. в знатной к-польской семье; стал патрикием и стратигом фемы Киверриотов. Во время одного из морских походов фемный флот попал в бурю и потерпел крушение, спасся один А., к-рый решил после этого посвятить свою жизнь Богу. Став монахом, он поселился вблизи местности под названием Иер, затем около г. Милета на Латрской горе (Λτρος или Λτμος), где крестным знамением умертвил ядовитую змею. По приглашению настоятеля Келливарского мон-ря (τν Κελλιβρων) перешел в обитель, где на протяжении всей недели жил в тесной келье и лишь по воскресеньям общался с братией и принимал пищу. В конце жизни преподобный сподобился от Бога чудесной помощи и дара чудотворения: он был питаем ангелом, превратил своим жезлом горькие воды в пресные и, совершив множество др. чудес, почил в мире. Память А. содержится в греч. богослужебных книгах, ориентированных на Иерусалимский устав . Краткое житие А. включено в греч. печатные Минеи (изд. Венеция, 1595). В рус. календарях наиболее ранние упоминания А. относятся ко времени распространения Иерусалимского устава (кон. XIV - нач. XV в.): Евангелие Кошки 1392 г. (Л. 301об.), Типиконы кон. XIV в. (ГИМ Син. 328, 329 - Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Отд. 1. С. 276-286). Гимнография. Последование неизвестно. В печатных Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, по 6-й песни канона утрени, помещен стишной синаксарь А. (Μηναον. Δεκμβριος. Σ. 181). Иконография. В иконописном подлиннике С. Т. Большакова, XVIII в., под 13 дек. сказано: «И преподобного отца нашего Арсения, иже в Латре, брада и подобие Сергиевы, риза испод дымчат» ( Большаков. С. 56). Ист.: BHG, N 2046; ЖСв. Дек. С. 390-391. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 504-505 (2-я паг.); Большаков. Подлинник иконописный. С. 56; Wiegand Th. Der Latmos//Milet. В., 1913. Bd. 3/1. S. 171-172; Νβακ Γ. Αρσνιος//ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 234; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 43. А. Ю. Виноградов Рубрики: Ключевые слова: АКАКИЙ СИНАЙСКИЙ (1-я пол. VI в.), прп. (пам. 3 или 7 июля 26 или 27, 29 нояб.и в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных) АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.)

http://pravenc.ru/text/76188.html

1509 . Вознесенский – Киево – Печерский, женский, совсем уничтожен­ный, в гор. Киеве, где ныне арсенал, против св. врат Лаврских. Основан в 1566 г.; в 1707 г. по причине уст­ройства крепости инокини переведены в Фроловский мон. на Подоле. Церковь , построенная в 1705 г. матерью гетмана Мазепы, Мариею, бывшею здесь игуменьею, разобрана в царствование Импер. Екатерины II. “Ист. Росс. Иер.”, III, 581; Ратшин, 132; Закревский, “Летоп. и опис. гор. Киева”, 232; “Акты истор.”, V, 164 (Жалов. грам. 1688 г. на отчины и угодья и на приписный к нему Глуховский-Преображенский мон.); “Матер. для стат. России”, 1841 г., Отд. I, 19; “Пут. по св. мест. Русск.”, II, 185; Протоиер. Н. Думитрашко, “Ист. стат. очерк Золотонош. Красногор. Богослов. жен. м-ря”, 44 (грамоты на поместья); А. Муравьев, “Киев и его свят.”, 1864 г., 180; И. М., “Паломн. Киев.”, 1849 г., 45; Строев, “Список иерар. и настоят.”, 29, 12; “Акты к истор. Ю. и З. Р.”, VIII, 32 (Письмо 1669 г. к царице Марье Ильин. игумении Афанасии Салтановны с просьб. о милостыне), 43 (Челобит. 1669 г. архим. Иннок. Гизеля, см. пункты 5 и 13; список с челобит.: II, 1 об отказе от имущества в пользу Печерск. м-ря), 82 (Ц. гр. 1669 г. об утверждении имущ. за Печер. м-рем); IX, 87 (Письмо 1671 г. игум. Афанасии Матвееву о по­собии по случаю быв. пожара); “Дополн. к Акт. истор.”, X, 72 (Ц. гр. 1683 г. о даче игуменье Марье-Магдалине Мазепиной 100 руб. на постр. теплой церкви); XII, 46 (Разн. документы 1687 г., относящ. до м-ря; в 1665 г. игуменья Афанасия Андаховская; в 1687 г. игум. Мария Магдалина, мать Мазепы); “Акты Зап. Р.”, V, 25 (Послушн. гр. 1648 г. крестьян. села Подгорцев об отправл. монастыр. работ и повинн.; игум. Магда­лина Белецкая), 175 (Универсал 1687 г. на влад. прежнею отчин. с придачею к ней села Бугаевки с приселк. Берковым; игум. Магдал. Мария Мазепина), 181 (Универсал 1688 г. Переясл. полку не вступаться в село Иванково, принадлежащ. м-рю); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1885 г., II, Отд. 2, 65 (Опись Киеву 1682 г.); “Сборник летоп. южн. и зап. Руси”, 46 (о построении крепости и переводе м-ря в Флоролавр. м-рь, в 1707 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Терминология относительно внутреннего строя монастырей в рус­ской литературе крайне неустойчива, почему и пр. Нила некоторые счи­тают то пустынножителем, то скитником и т. п. Никитский различает три формы иночества, согласно с терминологией митр. Фотия (1418 г.), именно: «общее по всему житье, отшельство – два или три, особное каждого житие в монастыре, преданное внимающим понести великого и жестокого жития» (Никитский, Очерк внутр. истории Пскова, СПБ. 1873, стр. 204. А. И. I, 26, стр. 52), а преп. Нила считает «пустынножителем, т. е. защитником той формы жизни, когда каждый отдель­ный монах уже образовал особенный монастырь» (Очерк внутр. исто­рии Новгорода, стр. 86). Но учение преп. Нила не было защитой анахоретства, как увидим ниже. – С другой стороны, термин «отшельни­чество» не обозначает жизни по два или по три: а особножитие не есть то же, что анахоретство, а как раз наоборот. – Из летописи видно, что м. Макарий в 1528 г. вводил общежитие в монастыре, где до того времени жили «особь», «коиждо себе в келиях ядяху и всякими житей­скими печальми одержими бяху, а в лучших монастырех 6 чернцов или 7, а в прочих два или три (II. С. Р. Л., VI, 284, 1528 г.). Таким образом, особножитие состояло из общины, но в ней иноки подви­зались «особь». – В таком же смысле употребляли термин особножитие и афонские иноки в послании к великому князю Василию Ивановичу (Рук. Соф. б. 1490; см. также А. И. т. I, 181, стр. 343) . – Скитничество, поэтому, есть особножитие. Вообще под общежитием мы будем разуметь форму монашества, при которой между иноками существует не только совместное жительство в монастыре, но и во всем общие цели и интересы; особножитием будем называть формы иночества, где на ряду с общими интересами, господствуют и личные относи­тельно средств к существованию и подвигов. Таким образом, под особножитие подойдут и общины, состоящие из отдельных келлиотов (скиты), и пустынножительство, т. е. анахоретство (хотя пустынею иногда назывались в древности и скиты. Ист. Росс. Иер.. IV, 301).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

лесом); “Сенат. вед.”, 1841 г., 51; “Вестн. И. Р. Геогр. Общ.”, XXII, смесь, 13 (начало распростр. христ. в Вологод. крае); “Вологод. губ. вед.”, 1846 г., 2 (гора Глядень); 1847 г., 8, 9, 19 (описание); 1854 г., 28 (Подорожник р. Сухоны); 1855 г., 22 (челобит. игум. Ионы патр. Никону); 1857 г., 13 (летоп. г. Устюга), 44 (1659 г. заложение камен. церкви св. Троицы вместо дерев.), 45 (1697 г. учреждение архимандрии), 49 (1764 г. назначение игуменства вместо архим.), 52 (1841 г. о приписке к Арханг. мон.); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.”, 150, 297 (преп. Киприан); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 745, 5; Проценко, “М-ри в России”, 51; “Акты Археогр. Эксп.”, IV, 146 (Ц. гр. 1663 г.; упомин. игум. Афанасий), 304 (Ц. гр. 1691 г. о сборе денег на конюш. расходы); “Вологод. сборн.”, 1887 г., 92 (нашеств. поляк.); “Дополн. к Акт. истор.”, X, 34 (Челобитн. 1682 г. крестьян; 109 дворов); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, II, 100; Калачов, “Акты юрид. быта древн. Росс.”, I, 88, 30 (Ж. гр. 1689 г. архиеп. Великоустюж. Александра игум. Андронику на пустынь Теплогорскую), 145, 47 (Настольн. гр. 1692 г. архим. Филарету на управление м-рем), 148, 47 (Настольн. гр. 1697 г. архим. Филарету на среброкованную шапку); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1860 г., III, Отд. 1, 143 (в 1744 г. имел 994 душ. крест.); Иванов, “Опис. госур. архива стар. дел”, 348 (в 1700 г. имел 181 двор. крест.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, II, ч. 2, 119 (в 1722 г. м-рь отдал серебр. посуду и лом для денежн. двора); VI, 1826 г., 64 (в 1727 г. судия архиер. Устюж. дома игум. Иосиф сделан архимандритом м-ря), 447 (разрешено по прошению Иоасафа с братиею устроить камен. однопрестольную церковь во имя Успения Богород.). 163. Гнилушская – Николаевская , мужская пустынь, упраздненная Московской губ., Коломенского у., близ города, на берегу рч. Гнилуши. О ней известно только, что она существовала в 1662 г., когда в ней был настоятелем Макарий, и по штатам 1764 г. оставлена на своем содержании, но вскоре упразднена.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

опис. Савв.-Сторожев. монастыря. С. 7,10, М., 1846 (388); Акт., относ, до юридич. быта Росс. 1. 92 (229). 2331 Житие прп. Стефана Махриц. в сборн. моей библ. 51. Л. 191 и след. (151); Истор. росс. иерарх. 6. 850–853 (234). 2332 Акт. эксп. 1. 29 (232); Акт., относ, до юрид. быта России. 1. 77, 443 (229); Ист. росс. иерар. 3. 432, 569 (234). В Вассиановом житии прп. Пафнутия Боровского (сборн. моей библ. 100) говорится: «Постризается в иноческий образ в обители Пречистыя Богородица честнаго Ея Покрова, Высокое нарицаемо, в скрай предреченного града Боровска рукоположением пастыря того настоятеля, Маркелла именем». И далее: «20 лет облечеся в иноческий образ и жил в монастыри... в своем пострижении 30 лет без полугоду...» и проч. См. также: П. собр. р. лет. 8. 183 (351). 2333 Полев. Истор. русск. народа. 5. 230. Прим. 232 (350); Ник. лет. 5. 12 (374); Акт. ист. 1. 51 (228); Акт. эксп. 1.17 (232). 2335 П. собр. р. лет. 3. 70 (351); архим. Макария Археолог. опис. церк. древ. в Новгороде. М., 1860.1.145 (323). 2336 Житие св. Моисея, архиеп. Новгор. в сборн. моей библ. 14. Л. 74, 75 (149); П. собр. р. лет. 3. 74, 77, 85, 86, 88,133,182, 228, 235 (351); Ник. лет. 3.162, 228 (374); Ист. росс. иер. 3. 394; 5. 661; 6. 142, 474, 711 (234); архим. Макар. Археол. опис. церк. древ. в Новгор. 1.122, 210, 351, 569, 615, 622, 653 (323). 2337 П. собр. р. лет. 3. 234, снес.: 103,105; 238, снес.: III; 4.109 (351); Ник. лет. 5. 57 (374); Ист. росс. иер. 3. 518, 536; 6. 711 (234); Карамз. 5. Прим. 254. С. 105 (301). 2338 Ист. росс. иер. 4. 878 (234). Снес.: П. собр. р. лет. 3. 237 (351); Ист. росс. иер. 4. 569 (234); П. собр. р. лет. 3. 69, 73, 130, 181 (351). В житии святого Моисея Новгородского сказано, что он по возвращении своем из тверского Отроча монастыря в Новгород вселился здесь «во обитель Пресв. Богородицы на Коломцу, проименованную на Колмово, управляющу же тогда настоятельство обители оноя ктитору Макарию» (в сборн. моей библ. 14. Л. 74 (149)). 2339 П. собр. р. лет. 3. 69, 108, 130, 134, 234, 235, 237; 4. 115 (351); Ист. росс. иер. 3.543, 635; 5. 462; 6. 728(234). 2340 П. собр. р. лет. 4. 94 (351); Ист. росс. иер. 5. 5 (234); П. собр. р. лет. 3. 95. 232 (351); Ник. лет. 4.194 (374); Ист. росс. иер. 6. 712 (234); П. собр. р. лет. 3. 97, 236, снес. 24 и 217; 237, снес. 108 (351); Ист. росс. иер. 4. 295 (234); Макар. Археол. опис. церк. древн. в Новгор. 1.150, 226, 227, 398 (323).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

154 Четьи-Минеи под 3 ч. М. Августа и житие Препод. Антония Римлянина, напечат. в 1860 г. в особой книжке. 158 Преп. Антоний основал обитель в 15 верстах от г. Тихвина при озере Дымском; другой ученик Преп. Ксенофонт устроил Троицкую пустынь в 15 верстах от Хутыня мон. на речке Робейне. Преп. Константин с сотрудником своим Косьмою, – тоже ученики пр. Варлаама, основал монастырь Косин по соседству со старою Руссою, на острове, омываемом реками Полистью и Снежкою. 159 О воскрешении преподобным Варлаамом Григория постельничего В. К. Василья Темного, посещавшего Новгород в 1455 г. См. Полн. Соб. Рус Лет. Т. VI, стр. 321325. 161 См. Четьи-Минею и Прол. по 1 ч. октяб. сн. особо изданное описание жития препод. и чудес, бывших вскоре по кончине его; Ист. Рос. Иер. Ч. III, стр. 544; Кратк. Лет. о Μ. препод. стр. 1 и 2. 162 О Фамилии Бороздиных см. Энциклопедический Лексикон Плюшара Т. 6. стр. 415; Царствен. кн. стр. 345. Список Бояр, в древн. Рос. Библ. Т. 6. стр. 310. 163 См. Пол. Соб. Рус. лет. Т. III, стр. 181 и 182; сн. житие Св. Моисея в конце службы, напечатанное в отдельной книжке и Ист. Рос. Иер. Ч. I, стр. 73 и 74. 166 Жития Св. Рос. Ц. за М. март под 11 ч. стр. 7197 по изд. 1858 г.; сн. Четь-Мин. и Пролог. под 11 ч. марта. 167 Вяжицкий монаст. основан в 1441 г. благочестивыми иноками Евфросином, Игнатием, Галактионом и Пименом. Ист. Рос. Иер. Ч. III, стр. 635. 168 Евфимий св. избран на кафедру в 1429 г. ноября 13 дня; хиротонисан 1434 г. мая 26 д. в Смоленске. Ист. Рос. Иер. Ч. I, стр. 75. 169 Жизнеописание Святителя составлено Афонским монахом Пахомием Логофетом, по приказанию Архиепископа Иовы – преемника Евфимиева. 171 При жизни Св. Евфимия совершались два горьких события для православия: прибытие на Русскую Митрополию изменника православию Исидора и падение Царьграда под оружием Оттоманским. 172 Жития Св. Рос. Ц. за М. ноябр. стр. 432 по изд. 1856 г. Ист. Рос. Иер. Ч. I, стр. 75 и 303; ср. Четьи-Мин. и пролог. под 5 ч. ноябр. 174 Эта подпись свидетельствует не о первоначальном сооружении креста, как увидим далее, а только о перенесении его на другое место, по случаю переноса моста, что вероятно делано было прежде неоднократно, и что, конечно, зависело от градоправителя каковым почитать должно и упоминаемого здесь раба Божия – Невежина.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/skazanie...

“Ист. Росс. Иер.», V, 91; Ратшин, 518; “Памят. кн. Твер. губ. на 1865 г.», Отд. III, 2; на 1868 г., Отд. II, 76; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 468, 15; “Чтения в И. Общ. ист.», 1875 г., III, Отд. 2, 42 (опис. Ниловой пуст.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», VII, 1727 г., 181 (дело о монахе пустыни Тарасие Семерихине). 930. Моденский – Николаевский или Воскресенский, мужской, 3-го класса (с 1764 г.), Новгородской губ., Устюженского у., в 30 вер. к вост.– сев.-вост. от Устюжны, при впадении рч. Моденки в Мологу. Уже существовал в 1579 г., когда в нем был игуменом Иосиф; в 1661 г. м-рь сгорел. М-рь дает помещение для училища на 50 челов. мальч. и девоч., которое содержится на счет земства. “Ист. Росс. Иер.», V, 92, Ратшин, 385; “Опис. монаст.», 1817 г., 74; Пушкарев, “Новгор. губ.», 33; “Памят. кн. Новгор. губ. на 1858 г.», Отд. II, 62; “Извл. из отч. Об.-Пр.», 1850 г., 90 (надел. лесом 150 десят.); 1884 г., 237 (училище); “Новгор. губ. в.», 1853 г., 30 (ист. памятн.); “Ярослав. губ. в.», 1857 г., 20 и 21 (следств. дело 1605 г. о черномъ попе Антоние, распространившем известие о приходе на Москву Лжедмитрия); Строев, “Спис. иер. и наст.», 102, 36; “Акты истор.», II, 55 (Отписка 1605 г. Углицк. воеводы на черного попа Антония о распростран. им будто бы слухов про Лжедмитрия); “Собр. госуд. грам. и договор.», I, 203 (Утвердит. гр. 1613 г. об избрании ц. Мих. Фед.; игум. Антоний); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 146 (в 1744 г. имел 312 душ. крест.); Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел», 346 (в 1700 г. имел 65 двор. крест.); “Древн. Росс. Вивлиоф.», 1774 г., V, 372 (игум. Антоний подписал акт избрания ц. Мих. Феодор. 1613 г.). 931. Моисеевский – Богадельный, женский, совсем уничтоженный, в гор. Москве, находился на Тверской улице, у Охотного ряда. Делается известным с XVI ст., когда при нем была устроена богадельня, существовавшая и по упразднении монастыря в 1764 г. Каменная церковь Благовещения с приделами прор. Моисея и св. Николая, построенная в 1647 г., а также и богадельня за ветхостью сломаны в 1789 г., и место, занимаемое ими, присоединено к Охотному ряду.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010