монастырь, где и пострижен. Там узнал и полюбил его блаж. митрополит Киприан, управлявший тогда южно-русскими епархиями. Когда Киприан в 1390 г. возвратился из Царяграда с именем и правами митрополита всей России: то отправляясь в Москву, он взял с собою Арсения в звании своего архидиакона и поручил ему заведывать письменными делами митрополии, как человеку сведущему и чистой совести. В том же году св. Арсений рукоположен в сан епископа Тверского. Пустыннолюбивый архипастырь искал себе отдыха пустынного. В 4 верстах от г. Твери, на р. Тмаке полюбилось ему место и он построил здесь храм в честь преп. Антония и Феодосия, незримых наставников своих, поставил кельи, пригласил иноков, и избрал для них игумена. Это было в 1394 г. С того времени он часто проживал здесь, занимаясь богомыслием, молитвами и трудами пустынника. Вслед за тем, как окончилось построение обители, святитель начал готовить себе гроб. Собственными руками тесал он его из камня, выдалбливая ложе из одного и покрышку из другого камня. Так готовил он душу свою к жизни загробной. Ум. 2 марта 1409 года. Мощи, обретенные в 1485 году, почивают открыто в соборном храме Желтикова монастыря. Память святителя совершается 2 марта, по определению Собора 1549 года (Житие св. Арсения, напеч. в 1882 году. Ист. опис. Желтикова монастыря). Житие св. епископа Арсения, очень редкое в рукописях, сохранилось с прибавкой большего или меньшего количества позднейших чудес. Проложное сокращение его помещено уже в сборнике, составленном около половины XVI века. ( В.О. Ключевский , стр. 181 и 182). По «Иконописному Подлиннику»: «подобием стар, сед, брада аки Сергиева, в схиме, мантия с источники, омофор перекинут через плеча, концами на перед, правая рука благословенна, в левой Евангелие» (Филимонов, стр. 282). 356. Святый Симеон епископ, преставися в лето 6000 Из рода князей Полоцких (Ист. Р. Иер., I, 105), епископ с 1271. Кафедра его была прежде в Полоцке, но неустройство и распри Литовскх князей принудили его переселиться в Тверь, принадлежавшую к той же епархии. Великий князь Ярослав Ярославич принял его с любовию и наделил новую епископию богатыми имениями и угодьями. Блаж. Симеон управлял паствою, как один из лучших пастырей Церкви. По свидетельству летописи, он хорошо

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ [греч. Αρσνιος] (между VIII и X вв.), прп. (пам. 13 дек.), игум. Латрийский. Род. в знатной к-польской семье; стал патрикием и стратигом фемы Киверриотов. Во время одного из морских походов фемный флот попал в бурю и потерпел крушение, спасся один А., к-рый решил после этого посвятить свою жизнь Богу. Став монахом, он поселился вблизи местности под названием Иер, затем около г. Милета на Латрской горе (Λτρος или Λτμος), где крестным знамением умертвил ядовитую змею. По приглашению настоятеля Келливарского мон-ря (τν Κελλιβρων) перешел в обитель, где на протяжении всей недели жил в тесной келье и лишь по воскресеньям общался с братией и принимал пищу. В конце жизни преподобный сподобился от Бога чудесной помощи и дара чудотворения: он был питаем ангелом, превратил своим жезлом горькие воды в пресные и, совершив множество др. чудес, почил в мире. Память А. содержится в греч. богослужебных книгах, ориентированных на Иерусалимский устав . Краткое житие А. включено в греч. печатные Минеи (изд. Венеция, 1595). В рус. календарях наиболее ранние упоминания А. относятся ко времени распространения Иерусалимского устава (кон. XIV - нач. XV в.): Евангелие Кошки 1392 г. (Л. 301об.), Типиконы кон. XIV в. (ГИМ Син. 328, 329 - Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Отд. 1. С. 276-286). Гимнография. Последование неизвестно. В печатных Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, по 6-й песни канона утрени, помещен стишной синаксарь А. (Μηναον. Δεκμβριος. Σ. 181). Иконография. В иконописном подлиннике С. Т. Большакова, XVIII в., под 13 дек. сказано: «И преподобного отца нашего Арсения, иже в Латре, брада и подобие Сергиевы, риза испод дымчат» ( Большаков. С. 56). Ист.: BHG, N 2046; ЖСв. Дек. С. 390-391. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 504-505 (2-я паг.); Большаков. Подлинник иконописный. С. 56; Wiegand Th. Der Latmos//Milet. В., 1913. Bd. 3/1. S. 171-172; Νβακ Γ. Αρσνιος//ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 234; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 43. А. Ю. Виноградов Рубрики: Ключевые слова: АКАКИЙ СИНАЙСКИЙ (1-я пол. VI в.), прп. (пам. 3 или 7 июля 26 или 27, 29 нояб.и в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных) АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.)

http://pravenc.ru/text/76188.html

вместо деревянной церкви были построены две каменные: одна во имя Введения, другая Парасковеи Пятницы. Первоначально был муж­ским, и в 1561 г. состоял за Троиц­кою лаврою; игумены Троицкие в сыр­ную неделю ходили к Введению на По­дол прощаться. Во время осады лавры поляками монастырь былъ разорен, но в 1611 г. возобновлена Пятницкая цер­ковь, а в 1621 г. и Введенская, при этом был обращен в женск. и сюда переведены инокини Успен. Богор. под сосною м-ря. В 1660 г. монастырь упразднен и обра­щен в приходскую церковь , а инокини переведены в Хотъков монастырь. “Ист. Росс. Иер.”, II, 110; Ратшин, 286; “Церковно-истор. месяцеслов св Тр.-Сергиевой лавры”, 74; И. С., “Путев. зап. о Троиц. лавре”, 12, 34; “Ист. опис. Тр. Сергиевы лавры”, 147; “Акты истор.”, II, 181 (выпись 1609 г. вылазкам из Троице-Сергиева м-ря); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 15; “Чтения в И. Общ. ист.”, 1878 г., ист.-стат. опис. Тр. Серг. лавры, 179 (кратк. ист.); 1883 г., Отд. 1, 642 (в 1630 г. цар. Евдокия Лукьян., бывши у Троицы на богомолье, пожаловала игуменьи с сестрами 10 руб.); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции”, I, книги дозорн., переписн. и проч., к 107, 60 (опис. церквей Введения и Парасковеи Пятн. в 1680 г.); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 259 (игум. Евфимий м-ря св. Пятницы). 1956 . Пятницкий – Козмодемьянский, мужской, совсем уничтоженный, в окрестностях Новгорода, по Иваньгородской дороге. В записи о ружных церкв. и м-рях 1577 – 89 г. сказано: «В м-рь св. Пятници да чудотв. Космы и Дамиана, что на Иванегородской дороге игум. Тарасию и 15 старцам». Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 31; “Временник Общ. ист.”, 1856 г., XXIV, запись о ружн. церк. и мон., 38. 1957 . Пятницкий на Плоту, муж­ской, ныне село Пятницы Плот, Твер­ской губ., Новоторжского у., в 12 вер. к зап.-сев.-зап. от Торжка, при р. Осуге. Существовал в 1665 г., когда в нем был настоятелем строит. Ири­нарх; в 1690 г. приписан к Новгор. архиер. дому. “Ист. Росс. Иер.”, V, 654; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 484; “Архив ист. и практ. свед., относящ.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

стат. указатель г. Пскова”, 56, 44. 1807 . Николаевский из Корельского городка, мужской, давно уничтоженный, в окрестностях нынеш­него гор. Кексгольма, Выборгской губ., в Финляндии, на сев.-зап. берегу Ладож­ского оз. Существовал в XV ст. и по переписн. окладн. книгам Водской пя­тины 1500 г. имел во владении несколь­ко населенных деревень. “Временник Общ. ист. и древн.”, 1852 г., XII, 30, 74, 119, 143 (Пе­реписн. кн. 1500 г.); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 34. 1808 . Николаевский – Красногородский, мужской, совсем несуществующий, при гор. Красном, Смолен­ской губ. О нем известно только, что в 1642 г. настоятелем его был архи­мандрит Неофит. “Ист. Росс. Иер.”, VI, 1016; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 548 (литовского гор. Красного). 1809 . Николаевский – Кречев – Особный, мужской, ныне погост Кречев, Новгородской губ., Старорусского у., в 5 вер. к сев.-вос. от Старой Руссы, на левом берегу р. Полисти (см. “Воен,– топогр. карту 10 вер. в дюйме”, лист 42). Существовал в XV ст., когда в 1443 г. здесь была поставлена кам. церковь св. Николая, архиеп. Новгород. Евфимием. В 1572 г. Никольскому особному м-рю на Кречеве дана была жалов. грамота архиеп. Леонидом. По описи 1615 г. в нем значилось: «храм каменн, да трапеза дервянная Николай чудотв. и Александр Свирский , да в приделе Онуфрий Вели­кий и Петр Афонский и Нерукотворенный Образ». В 1676 г. приписан к Ивер­скому м-рю. “Ист. Росс. Иер.”, IV, 874; Архим. Макарий, “Церков. ист. опис. гор. Стар. Руссы”, 1866 г., 75; Строев, “Спис. иер. и наст.”, 116, 70; “Акты истор.”, I, 181 (Ж. гр. 1572 г. строит. Иоакиму и священноиноку Киприану); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 32; “Временник Общ. ист.”, 1857 г., XXV, 98 (о приписке к Ив. м-рю); “Русск. истор. Библиот.”, V, 833, 329 (таже грам. 1676 г. ми­троп. Корнилия о приписке к Ивер. м-рю). 1810 . Николаевский – Кушеверский, мужской, ныне погост Кушеверский, Новгородской губ., Боровичского у., в 80 вер. к сев.-вост. от Борович, между р. Песью, озер. Сокольник и Игор. По описи 1581 г. значится: «В Кузмо-Демьянском погосте в Кушевере Ца­рев и Вел. кн. монастырь на черном лесу. А в нем церковь Никола Чудотв. на Крутом на реке на Песи. А на мо­настыре кельи: келья строителя Пимена, да 3 кельи, а в них старцы, да дво­рец конюшенной, да дв. гостиной, да дворец, а в нем живут монастырские детеныши, да дворец коровей». Неволин, “Пятины, в Зап. И. Р. Геогр. Общ.”, VIII, прилож., XI, 294; “Памят. кн. Новгор. губ. на 1858 г.”, при­лож., 31; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 28.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

1854 г.; “Ист. Росс. Иер.», II, 111; VI, 600; Ратшин, 260; Проценко, “М-ри в России», 54; “Словарь ист. о свят.», 242; “Истор. и топогр. опис. город. Москов. губ.», 112; Шевырев, “Поезд. в Кирил.-Белозер. мон.», I, 7; “Путев. зап. о Троиц. лавре», 7; “Воен. стат. обозр. Москов. губ.», 219; “Извл. из отч. Об.-Пр. св. Син.», 1839 г., 104 (пожертв. 70 десят. земли); 1842 г., 96 (надел. лесом); “Москов. губ. в.», 1841 г., 41 (Троиц. дорога; краткое опис.); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 231, 39; Макарий, “Ист. Р. Ц.», IV, 181, 216; Калачов, “Писцов. кн. XVI ст.», I, Отд. 1, 79 (опись м-ря; 2 дерев. церкви: Покрова и теплая св. Николая), 85 (влад. старицы м-ря Дорофеи Ладыгиной), 239 (опись м-ря; 16 келий, 2 церкви); “Чтения в И. Общ. ист.», 1865 г., IV, смесь, 124 (приписан к Тр.-Сергиев. м-рю по грам. 1544 и 1551 г.), 125 (вотчины м-ря); 1873 г., III, смесь, 184 (игум. Вера Головина, 1855–58 г.); 1878 г., IV, ист. опис. Тр.-Серг. лавры, 179 (приписан в 1544 г.); “Полн. собр. лет.», VI, 120 (житие св. Сергия; Варфоломей и брат его Стефан постриглись у Покрова); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции», II, книги дозорн., переписн. и проч., к 107 (опись м-ря и его владений 1680 г.). 1344. Христорождественский, женский, ныне приходская церковь , в гор. Балахне, Нижегородской губ. История его неизвестна, но уже существовал в полов. XVI ст. и получил от царя Иоанна Вас. Грозного две грамоты, подтвержденные в 1606 г. Вас. Шуйским и в 1646, 1677, 1685 год. Этими грамотами, между прочим, назначалась руга на содержание монахинь, но в 1729 г. выдача прекращена, почему причт получил себе приход, а старицы жили только подаянием. М-рь обращен в приход в 1764 г. “Ист. Pocc. Иер.», III, 342; Ратшин, 365; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 630; Макарий, “Ист. Р. Ц.», VII, 17; Макарий, “Памят. церк. древн.», в “Зап. И. Археол. Общ.», 1857 г., X, 284. 1345. Христорождественский или Рождественский на поле у Скуделен, а также на Божьем Дому, мужской, ныне кладбищенская церковь в Новгороде, в ½ вер.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

к сев.-зап. от Устюжны, на берегу Синичьего озера, при р. Чагодоще и ручье Гвозденке. Основана преп. Евфросином, отшедшим сюда на уединение в 1600 г. из Тихвинского Большого мон., где жизнь иноческая казалась ему шумною; он при нашествии литовцев был убит в 1612 г. 20 марта, в каковой день и чтится его память. В 1655 г. мощи преподобного положены под колокольнею на правой стороне в вост. углу, а в 1799 г. устроено новое надгробие вместо обветшавшего. Нынешняя церковь св. Троицы построена в 1646 г. До 1753 г. пустынь была в зависимости от Воскресенского Устюж. мон., с 1753 до 1758 г. от Тихвинского Большого, а с 1758 г. и до упразднения своего в 1764 г. снова приписана к Воскресенскому. Церковная утварь в 1764 г. передана в Духов Боровичский м-рь. “Ист. Росс. Иер.», VI, 108; Ратшин, 406; “Словарь ист. о свят.», 105, “Ист.– стат. опис. Тихвин. Больш. мон.», 133; “Памят. кн. Новгор. губ. на 1858 г.», прилож., 47; Павлов, “Ист. опис. святыни Новгор.», 1848 г., 34; “Опис. Борович. Духова м-ря», 36; Чистович, “Ист. правосл. церкви в Финлян.», 57; Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 181, 347; Строев, “Спис. иер. и наст.», 124, 90; “Известия Археол. Общ.», 1861 г., II, 366 (рукопись Поливина о Синозер. пуст.); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., Отд. 1, 150 (в 1744 г. имела 17 душ крест.). 1236. Троицкая – Соезерская, мужская пустынь, ныне погост Соезерский-Троицкий или Монастырек, Вологодской губ., Сольвычегодского у., Федьковской волости, в 170 вер. к сев.-зап. от Сольвычегодска, близ р. Двины (см. «Волости и важн. сел.», VI, 255, 1247, в «Спис. насел. м. Волог. губ.» 8419 неправильно названо Соцерская пустынь). Основана в 1639 г. иеромонахом Кириллом с братиею; по штатам 1764 г. упразднена. “Ист. Росс. Иер.», VI, 169; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 779, 52; Калачов, “Акты юрид. быта древ. Росс.», III, 192, 321 (Роспись 1668 г. пошлинн. деньгам; черн. поп Нифонт с братиею); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 148 (в 1744 г. имела 118 душ. крест.). 1237.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В 1602 г. открыта епархия астраханская со значением архиепископии, в 1667 г. получившая звание митрополии. В 1621 г. учреждена архиепископия сибирская в Тобольске. В 1616 г. во Пскове Архиепископ Иоаким (Древл. Вивл. 15, 214–216). В 1667 г. назначались Епископы для Холмогор, Вятки, Томска, Енисейска, Устюга, Воронежа, Тамбова, Углича, Каргополя, Белоозера, Дмитрова и Ржева т. е. 13. Но собор русских архипастырей оставался довольным, если бы поставлены были архиерейские кафедры в первых 6 городах. В нояб. 1681 г. Царь и Патриарх предполагали ввести степени между пастырями с тем, чтобы в ведении 13 Митрополитов было 25 Архиепископов и Епископов, именно 6 Архиепископов и 19 Епископов. Но когда Царь предложил это собору, собор (1682 г.) положил: открыть вновь кафедры Архиепископов или Епископов, только без зависимости от Митрополитов, дабы иначе не вышло церковного разногласия в архиерейском чине, не явились распри и превозношение ко вреду Церкви. О новых кафедрах полагал, что достаточно будет, если определены будут Архиепископы в Севск, в Холмогоры, в Енисейск и Устюг, – Епископы в Галич, Арзамас, Тамбов, Воронеж, Болхов и Курск. На деле в исполнение сих определений могли открыть только епархии а) белгородскую в 1667 г. и нижегородскую в 1672 г. со званием митрополии; б) в 1682 г. епархии устюжскую и холмогорскую со званием архиепископии и то же название тогда же получили епархия вятская, открытая для Епископа в 1658 г; а суздальская архиепископия наименована митрополией, «ради древнего великого княжения суздальского»; в) тогда же в 1682 г. посвящены Епископы воронежский и тамбовский (Акт. Эксп. 4, 204. 155. Акт. Ист. 2, 422. 5, 110. 111. 480. 481. Собр. грам. 4 391. 393. Записки для Сибирской Ист. в древл. Вив. 3, 2. Ист. Иер. 1, 30. 35. 169–73.). По описи 1702 г. самые обширные епархии, после патриаршей (пр. 6), новгородская с 1017 Церквей, рязанская с 955, суздальская с 902, ростовская с 731, вологодская с 588 Церквами, – самые меньшие воронежская с 182 Церквами, вятская с 181, тамбовская с 168, смоленская с 171, псковская 159, сибирская с 150; а всех Церквей было 12 076; но в описи не показаны Церкви епархий киевской, астраханской, черниговской (Ист. Иер 1, 72.). С назначением иркутской епархии в ведении тобольского Митрополита оставались округи тобольский, енисейский, исетский и екатеринбургский. Суздальская епархия заключала в себе уезды суздальский, юрьево-польский, шуйский, верхне- и нижне-домовский, темниковский и киренский; до 1667 г. и тарусский. Границы епархии много еще представляли затруднений для управления, хотя и определены были лучше, чем прежде. Приходы древней новгородской области, отшедшие с 1611 г. к Швеции, оставались в ведении новгородского пастыря. (Акт. Ист. 5, 243. 325).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

изд. 22 Статейные списки Посольского приказа в арх. мин. иностр. дел, 3, листы 290 – 317; 345 – 373; ср. Древн. росс. вивлиофика, XII, 351 – 425; Муравьева Сношения с Востоком, I, 248 – 264. 23 Некоторые историки, как например Щербатов, Карамзин и Костомаров, думают, что учреждение патриаршества в России есть дело Бориса Годунова, который хотел патриаршим титулом задобрить митр. Иова и сделать его помощником себе в утверждении на царском престоле. Но сомнительно, чтобы патриаршество, которое прочно держалось в России в продолжение более ста лет и после того оставалось для великороссов дорогим и желательным, было вызвано исключительно корыстными расчетами одного лица. Притом же, когда начались переговоры с патриархом Иоакимом об учреждении патриаршества, митрополитом в Москве был еще Дионисий, предшественник Иова. Наконец душею переговоров по этому вопросу с патриархами Иоакимом и Иеремиею, по современным и позднейшим памятникам, является сам государь Феодор Иванович. Всего естественнее искать причины учреждения русского патриаршества глубже, – в историческом ходе русской жизни, в положении Русского государства и Церкви и в сознании русского общества. Это и делают другие историки, как например преосв. Макарий, Николаевский, Зернин, Соколов и др. 24 См. Николаевского – Хр. Чт. 1879, ч. II, 30 – 40, 369 – 406, 552 – 581; 1880, I, 128 – 158; Макария X, 3 – 54. 25 См. Матер. для Ист. раскола I, стр. 12. Николаевский (Христ. Чт. 1888, I, стр. 177 –  8) говорит, что в 1657 г. была закрыта епархия коломенская и еп. Александр переведен на вятскую, а в 1667 г. восстановлена; но Макарий (XII, 780) и Амвросий (Ист. иер. ч. I, стр. 246), не допускают такого временного закрытия коломенской епархии. Ср. постан. собора 1667 г.: в Коломне «вместо епископа архиепископу быти» (Матер. для ист. раск. II, стр. 379). 26 Деян. собора 1667 г. гл. VIII и прилож. к ней см. в Матер. для ист. раск. ч. II, стр. 376 – 382 и 420 – 430. 27 См. Истор. Акты V, 75, стр. 110 – 111. Ср. Николаевского Хр. Чт. 1888, 1, стр. 181 – 183, 186 – 187. Дар предлагал было сначала 69, а потом 34 новых епархии. У Филарета Черниговск. (Ист. Р. Церкви IV, § 3, стр. 17) ошибочно помечены только 10 кафедр, предполагаемых собором 1682 г. к открытию (пропущена уфимская); а у Знаменского (Руков. по Ист. Р. Церкви 1886, стр. 213) ошибочно сказано, что собор 1682 г. предполагал разделить Р. Церковь на 13 митрополий, 6 архиепископий и 49 епископий.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

170 «Се аз Марья, Григорьева дочи, а Истоминская жена, да со своими детьми, с Феодором да Петром, да с внуком Ивановым сыном, приданово дали есма старцу Феодосию Суморину, от отца своего благословение, пустошь симакинскую на Песья-Деньге и на Ковде со всем угодьем, что к ним исстари потягло… и дали есма ему на монастырское строение… Данную писал Коземка Иванов, сын Тараканов, л. 7061 (1553) августа в 10 д.». 171 На ризе иконы надпись: «в Спасо-суморинскую обитель сей св. образ принесен руками преп. Феодосия, тотемского нового чудотворца, из Спасо-прилуцкого вологодского монастыря в 1554 г. июня 29 д.». Эта надпись, очевидно, не древняя, но она основана на древней монастырской описи. 173 Ист. иер. VI, 418 «А духовную память писал Игнашка Гостко, Федоров сын, лета 7076 (1567) декаб. 19 д.». 174 Над гробом преподобного положена была каменная плита с надписью: «лета 7076 января 28 д. преставился раб Божий строитель и начальник сей пустыни Феодосий Ульянов Суморин». – Эта плита от пожаров раздробилась. 175 По ркп. святцам 17 в. «Преп. Феодосий, Суморина монастыря игумен, иже на Сухоне реке и на речке Песья-деньга». Нафанаил опис. мон. стр. 35–37. 177 Косов свидетельствует (патерик на польск. яз. стр. 180. К. 1635 г.), что в его время еще видно было место бывшего Димитриева монастыря близ лавры. В 1128 монастырь был приписан к печерской обители и ко храму, построенному блаж. князем Ярополком во имя св. Петра, называли его Петровой церковью (собр. л. I, 88, 131). Но после того Поликарп был игуменом Димитриева монастыря, как говорит Симон. 181 Калайдович в предисл. к памяти. XII в. стр. 21, 22. По ркп. святцам, между святыми, почивающими в киевской пещере, первым показан: «св. Лаврентий епископ туровский». 184 Сказание о жизни и трудах св. Стефана пермского, стр. 64, 65. Спб. 1856 г. Ист. иер. 6, 576. Другая такая же икона и также древняя стоит в вознесенском устьвымском храме. Ист. иер. 6, 579. 186 Извлечение из современной записки – с волог. епарх. вед. 1865 г. 22. Устьвымский священник Евтихий (в 1717 г.) писал к секретарю вологодского архиерейского дома: «пишем тебе, господину, о том, что в архиерейском доме или в соборной церкви или у твоей милости есть о начале и о бытности на Устьвыме, епископии Стефана, епископа пермского, и по нем иных епископов по ряду и чудотворцев Герасима, Питирима и Ионы, в которые годы они епископствовали и откуда родом и который епископ и чудотворец сколько годов в епископии пребывал, и каковы чудотворцев кончины были и что из чудес и который епископ где почивает и в которые годы с Устьвыми на Вологду переведен? Мы не ведаем; а приходящие к чудотворцам богомольцы, осуждают о том деле, что мы не ведаем; да и надлежит у их раки о вышесказанном деле на письме быть сполна. – Ради их, чудотворцев прикажи взыскать и архиерею Божьему доложить и выписать и к нам на Устьвым прислать». Что сделал по сему предмету дьяк вологодского епископа, остается неизвестным.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

1939 . Преображенский в Присеках, мужской, ныне село Присеки, Тверской губ., Бежецкого у., в 10 вер. от Бежецка, при р. Мологе. Это село еще в 1441 г. дано в Троицкий-Сергиев мон. по князе Юрье Дмитр. Крас­ном; впоследствии в нем образовался Преображенский мон., о котором упоми­нается в 1561 г., когда состоял при­писанным к Троицкой лавре. Церковь села основана в 1796 г. “Ист. Росс. Иер.”, II, 110; “Ист. опис. Троице-Сергиевы лавры”, 147; “Твер. губ. в.”, 1854 г., 7 (краткие свед.); “Акты Арх. Эксп.”, I, 296 (Ж. гр. 1577 г. Новгор. архиеп. Александра об освобожд. от пошлин 11 цер­квей в селах Тр.-Серг. м-ря); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 24; “Чтения в И. Общ. ист.”, 1878 г., IV, “Ист.-стат. опис. Тр.-Серг. лавры”, 178 (упоми­нается 1561 г.). 1940 . Преображенский – Романовский, женский, упраздненный, в гор. Романове-Борисоглебске, Ярославской губ. О нем известно только, что в 1669 г. им управляла строительница Анисия. Не был ли этот м-рь впослед. при существующей ныне церкви Преобра­жения построенной в 1758 г.? Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 376. 1941 . Преображенский – Спасский на Всходне, мужской, ныне село Спас или Спасское, Московской губ. и уезда, в 14 вер. к сев.-зап. от Мос­квы, близ известной дер. Тушино, при рр. Москве и Сходне. По началу своему современен преп. Сергию Радонежскому, т. е. уже существовал в XIV ст., недолго управляем его преемниками, став жертвою смут во время самозванцев. По писцов. книгам XVI ст. в м-ре были 2 церкви камен. Преображения и строив­шаяся св. муч. Андрея Стратилата, келья игумена Ивакха, да 3 кельи с 6 черно­ризцами; м-рь имел во владении земли. В 1570 г. супруга кн. Петра Телятевского, в иночестве София, отдала в Троицкий Сергиев мон., на поминовение отца своего Федора Тушина и брата, ро­довое село свое Тушина и монастырь. Оставшаяся церковь Преображения с при­делом преп. Сергия – древней постройки. Ратшин, 282; “Ист. опис. Тр.-Сергиевы лавры”, 149; “Москов. губ. в.”, 1852 г., 4 (Опис. Москов. у.; село Спасское); Калачов, “Писцов. кн. XVI ст.”, I, Отд. 1, 54 (опись м-ря и его владений в Горстовом стане); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1865 г., IV, смесь, 126 (вотчины м-ря в 1684 и 1752 год.); 1878 г., IV, Ист. опис. Тр. Серг. лавры, 181 (при­писан в 1570 г.); “Дворцов. разряды”, III, 304 (встреча мощей патриар. Иова 1652 г.); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 259 (игум. Макарий 1566–73 г.); “Продолж. Древн. Вивлиоф.”, 1788 г., III, 190, 229 (упоминается в 1477 г. «мыт Свойнитцкий, что у Спаса на всходне»).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010