Он говорил: «если король узнает о присяге, данной шляхтою и дворовыми людьми, то велит изрубить Епископов и духовенство». (Бантыш-Кам. ист. малор. 1, 357–359. прим. 320–323). Ян Квиткевич (Supplement rocznych dziejow 1646–1696 г. изд. 1708) говорит, что о подчинении московскому Патриарху Сильвестр хотел снестись с константинопольским Патриархом, но покорился Царю и без сношения. Хмельницкий в грамоте от 23 марта 1657 г. писал к Патриарху Никону , что Сильвестр готов сам явиться в Москву для изъявлений покорности Патриарху, но по обстоятельствам не может, почему гетман просил Патриарха не гневаться более на Митрополита, как будто на непокорного Патриарху. (О Соф. соб. прилож. 17). В 1659 г. одной из статей договора Малорусии с Царем было положено: «Киевскому Митрополиту и прочему малорусскому духовенству быть в ведении Святейшего Московского Патриарха, с тем только, чтобы он не касался преимуществ Малорусской Церкви». (У Маркевича т. 3. стр. 183. 184. 186. Полнее у Ригельмана: о малой России кн. 4, стр. 31. 33. 35). О епархиях Ист. иер. 101 Лет. Самов. о войнах Хмельницкого стр. 44. 50. 56. 57. Молодик на 1844 г. стр. 226. 227. Ист. Малор. Маркевича 2, 179. 187. 194. 195. Т. 3 стр. 224. 225. Истор. Малор. Б. Каменского 2, пр. 193. 195. Тяпкин писал в январе 1658 г. к Ордыну-Нащокину: «Архимандрит печерский (Иннокентий Гизель) с Митрополитом тукальским великую любовь между собой и в народе силу имеют». Б. Каменский 2, пр. 61. О прочем там же прим. 147. 181. 194. 196. Письмо к Нащокину писано 9 августа 1670 г. Ригельман не знал Тукальского. (Кн. 2, стр. 123. 124). 103 Клятвенное обещание его при посвящении в Епископа Митрополитом Дионисием в ист. Малор. Б. Каменского 2, пр. 197. 104 Собр. зак. Т. 2, 1191. 1198. 1199. Молодик на 1844, стр. 227–229. Грамота Конст. Патриарха и его собора, подписанная в июне 1686 г. в прилож. к опис. Соф. соб. 21. 22. Только Архиепископ Лазарь Баранович и печерский Архимандрит испросили себе право непосредственной зависимости от Московского Патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

казен. доход. по Устюж. у.), 192, 321 (Роспись 1668 г. пошлинным деньгам, взятым с м-ря и вотчин; архим. Арсений); “Чтения в И. Общ. ист.», 1859 г., IV, Отд. 1, 29 (О недвижим. имущ.); 1860 г., III, Отд. 1, 142 (в 1744 г. имел 2.315 душ. крест.); 1874 г., I, смесь, 180 (архим. Пахомий, 1725–35 г.), 181 (архим. Иосиф с 1755 г.); 1882 г., III, Отд. 1, 455 (архим. Варлаам, с 1626 г. архиеп. Вологод.); Иванов, “Опис. госуд. архива старых дел», 344 (в 1700 г. имел крестьян 92 двора); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», I, 79 (прош. 1721 г. архим. Варсонофия о платеже податей), 349 (прошен. 1721 г. служек м-ря Новикова и Романова об увольнении их от службы), II, ч. 2, 119 (в 1722 г. м-рь отдал серебр. посуду и лом для денежн. двора); VII, 1727 г., 343 (ложний донос на наместника м-ря Льва); “Древности, Труды Москов. Археол. Общ.», 1873 г., т. III, вып. 3, матер. для археол. словаря, 44 (Соколов Петр в 1679 г. написал для м-ря икону чудес Пресв. Богород. Владимирской); “Собр. узак. и распор. Правит.», 1888 г., 27, ст. 268 (епископу викарию Вологод. епархии назначено постоянное местопребыв. в Устюж. Михаило-Архан. м-ре, который и вверен его управлению). 624. Архангельский, женский, ныне церкви, в гор. Ядрине, Казанской губ. Без сомнения основан в XVII ст., так как в 1677 г. упоминается «Ядринской, арх. Михаила, новопостроенной пустыни», игумения Таисия. Упразднен в 1764 г. и имел тогда каменные церкви Арх. Михаила и Владимирской Бож. Матери. “Ист. Росс. Иер.», 832 (показан мужским); “Памят. кн. Казан. губ. на 1863 г.», Отд. IV, 117; Строев, “Спис. иер. и наст.», 308. 625. Архангельский, женский, ныне приходская церковь в слободе Васильевой, Нижегородской губ., Балахнинского у., в 43 вер. к сев.-зап. от Балахны, на правом берегу р. Волги. Существовал в XVII ст. и в 1677 г. им управляла игуменья Марфа. Упразднен в 1764 г. “Ист. Росс. Иер.», III, 502; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 630. 626. Архангельский, женский, ныне церковь в гор. Княгинине, Нижегородской губ. Должно думать, что он основан во второй половине XVI ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

344. Ондрусова или Андрусова – Николаевская, а также Андреева – Новая , мужская пустынь, заштатная, Олонецкой губ., Олонецкого у., в 22 вер. к зап. от Олонца, в небольшой губе вост. стор. Ладожского озера, на ровном и каменистом полуострове, который при возвышении воды в озере принимает вид острова. Основана в первой половине XVI ст. схимонахом Валаамской обители Адрианом, учеником препод. Александра Свирского , которого он нечаянно на охоте встретил на месте монастыря, будучи тогда придворным и нося имя Андрея Завалишина. Принявши иночество, он удалился сюда на уединение из Валаамского мон. Преп. Адриан был в 1549 г. воспреемником царевны Анны, дочери царя Иоанна Грозного и Анастасии Романовны; 15 мая 1550 г. был убит в лесу разбойниками, чудесным явлением обретены мощи его через два года, которые покоятся под спудом в местной церкви. По описи 1582 г. называется „Монастырь Ондрусов Ондрея Нова пустыня». В 1723 г. по малобратству приписана к Сяндемской пустыни, с которою потом отписана к Александро-Свирскому мон. и в 1764 г. упразднена и оставалась в совершенном запустении; наконец, в 1817 г. восстановлена трудами игумена Иннокентия и иждивением Андрея Серг. Сергеева. Память преп. Адриана совершается 26 августа. Барсов”, Андрей Завалишин и его пустынь”, напечатано в “Чтен. И. Общ. ист.”, 1884 г., IV, Отд. 1; Игум. Дамаскин, настоятель Валаам. мон., “Ондрусова-Николаевская пустыни”, СПб., изд. 1856 г., с видами и изображениями преп. Адриана и старца Иннокентия; “Ист. Росс. Иер.”, III, 98; VI, 943; Озерецковский, “Путеш. по оз. Ладож. и Онеж.”, 123; Ратшин, 422 (совершенно неверное описание); Неволин, “Пятины, в Зап. И. Р. Геогр. Общ.”, VIII, прилож. VI, 556; “Памят. кн. Олон. губ.”, 1860 г., 19, 24; 1867 г., Отд. III, 10; “Полн. собр. Закон.”, 1818 г., XXXV, 27226; “Олон. губ. в.”, 1842 г., 34 (кратк. извест.); Чистович, “Ист. правосл. церкви в Финляндии”, 57; Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.”, 181, 346; Строев, “Спис. иер. и наст. м-рей”, 1011; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 36; “Временник Общ. ист. и древ.”, 1850 г., V, летоп. Нормантьского, 55 (старец Андреян в 1550 г. крестил царев. Анну); 1856 г., XXIV, Запись о ружн. церкв. и м-рях 1577–89 г., 34 (игумену Арсению и 15 старцам); “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, III, 1721 г., 263 (допрос строителя м-ря Афанасия); “О Высоч. посещениях Олонец. губ. Август. Особами”, I, 55 (посещ. Имп. Александром I в 1819 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

223. Иоанно – Предтечев , мужской, ныне архиерейский дом, в губерн. гор. Туле, на берегу р. Уны, к вост. от Тайницкой башни, которая по м-рю называлась Ивановскою. Основан в 1552 г. тульскими гражданами в память славной обороны гор. Тулы, наместником царя Иоанна Грозного, князем Темкиным-Ростовским, против Крымского хана Девлет-Гирея. По писцов. книгам 1587 г. в м-ре были церкви Третье обретение главы Иоанна Предтечи и теплая Похвалы Богородицы с приделом св. Николая, да „келья – игумен Ефрем да 2 священника да дьякон черных, да 13 келей, а в них 13 братов, около м-ря огорода, замет да ворота светые створчатые, а в них деисус на бели, а другие воротцы маленкие. Да у м-ря же слободка, а в ней живут м-ря крестьяне пашенные». При издании штатов в 1764 г. положен в 3-й класс; в 1799 г. при переводе коломенских епископ. в Тулу обращен в архиерейский дом и назван церковью Похвалы Богородицы. “Ист. Росс. Иер.”, V, 621; VI, 1040; Ратшин, 527; “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., 1, 178; “Опис. монаст.”, 1817 г., 90; Афремов, “Ист. обозр. Тульск. губ.”, 46, 67, 68, 75, 137, 142, 148, 151; “Памят. кн. Тульск. губ. на 1871 г.”, Отд. III, 124; “Полн. собр. Закон.”, штаты, 19156; Бакмейстер, “Топогр. извест.”, 219; “Матер. для ист-статист. опис. Тулы”, вып. I, св. храмы, 1, 23, 50–56, 58; “Тульск. губ. в.”, 1864 г., 45 (кратк. опис. м-ря); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 792, 2; Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел”, 347 (в 1700 г. имел крест. 64 двор.); “Собр. госуд. грам. и договор.”, IV, 128 (Постановление 1681 г. о содержании архиереев), Калачов, “Писцов. кн. XVI ст.”, I, Отд. 2, 1073, 1087, 1208; “Чтения в И. Общ. ист.”, 1860 г., III, Отд. I, 148 (в 1744 г. имел 81 душ. крест.); 1874 г. I, смесь, 181 (архим. Иосиф, с 1758 г. настоят. в Высокопетров. Моск. м-ре); “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, II, ч. 2, 119 (в 1722 г. м-рь отдал серебр. посуду и лом для денежн. двора); VI, 1726 г., 337 (доношение о нестроении на землях м-ря штабных дворов; архим. Дионисий); VII, 1727 г., прилож., CXV, VIII (при м-ре была школа); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции”, I, 626 (межевая книга 1692 г. вотчинной земли м-ря села Ярославы), 632 (межев. кн. 1700 г. вотчин. земли м-ря в диком поле у Татинской дороги, по Красному Околку); “Переписн. книги Москвы”, 1739–45 г., V, 31 (пустырь Тульского м-ря подворье, Барашской слоб. земля по Узской улице); “Древности, Труды Москов. Археол. Общ.”, 1886 г., XI, исследов., 1–38 (церковно-археол. памятники, хранящ. в ризнице Тульск. архиер. дома).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

70 Стен, кн., летописи новгор. 2-я и 3-я (П. С. Лет. III. 129 и 220) и старинные святцы (по рук. Моск. дух. акад. 209) относят ее к 1243 году. – ошибка, очевидно, произошедшая от смешения преп. Варлаама с Варлаамом Прокшиничем, на что и указал арх. Филарет в Р. Свв., нояб., прим. 72, 71 Поздние новгор. летописи смешивают эту церковь с малой, конченной и освященной (П. С. Л. III, 127 и 217). Воскресенская (там же, VII, 102) точнее замечает иод 6701 годом: «Заложи церковь камену Преображение чудотв. Варлаам хутынскый; тогоже лета и преставися». Затруднение остается в примирении одного известия древней летописи о пострижении Прокши Малышевича при иг. Варлааме; следовательно, не позже 1192, с другим, которое выставляет того же Прокшу иод мирским именем основателем церкви 40 мученик в 1199, если только это имя не поставлено здесь по старой памяти вместо иноческого (П. С. Л. III, 25, прим. р.). 73 Так Ист. росс иер. III, 277; преосв. Макарий в Ист. P. Ц. III, 56; Муравьев в Жит. свв. росс, ц , дек., стр. 243 и ел.; Ратшин в Ист. свед. о мои., стр. 397; в Р. Свв. арх. Филарета нет и статьи об Аркадии. 74 «Изиде в пусто место и созда церковь св. Богородица, яже стоит и до сего дне». Летопись: «Сруби Аркад игумен церковь св. Богородица Успение и состави себе монастырь». Под 1188 годом летопись говорит о построении здесь каменной церкви Успенской. Если при этом была сложена аркадиевская деревянная и если слова записи относятся к самому зданию церкви то записка написана в 1163–1188 годах. 76 Единственный нам известный отдельный список жития в рук. Моск. дух. акад. XVI века, 576, л. 1 –9, и тот, кажется, выписан из летописного сборника, судя по началу: «Преставися в. кн. Александр Ярославич в лето 6771. Скажем мужество и житие его». Другие списки в летописных сборниках: во 2-й псковской летописи (П. С. Р. Л. V, 2–6) с пропусками, в лаврентьевской (там же, I, 204–206) без конца, в 1-й софийской и воскресенской (там же, V, 176–181,191; VII, 146–151): здесь житие подновлено и разбито на отдельные статьи, перемешанные с летописными известиями; точно так же и в тверской (там же, XV, 375–384).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

218 Так говорят игум. Илия и справщик Григорий Онисимов в предисловии к Моск. Катехизису Лаврентия Зизания. Розенкампф о Кормчей 71–74. Догадки Розенкампфа о содержании Киприановой Кормчей оказываются неверными. Список ее – в библ. Москов. Успенского Собора (Снегирева Памятники 40 – 48). 221 Полоцкий Епископ Алексий в 1231 г. в Лет. (Карамз. 3. пр. 153. 369.) называется вместе Белогородским и Юрьевским; а Адриан Белогородский в 1191 г. Епископом Белогородским и Юрьевским. 222 Луцкая епископия известна была еще Князю Владимиру Васильковичу († 1288 г.), который сделал ей некоторые пожертвования (Волын. Лет. 223, и след. в Луцке был Епископ и прежде Феодосия, известного в 1326 г. Степ. кн. 1, 419. Ист. Р. Цер. 1, 445.). Украшение (но не основание) Холма начато не прежде 1233 г. Прежде, чем открыта была кафедра в Холме, она находилась в Уговеске: но когда Угровесский Иоасаф захотел быть Митрополитом (§ 23), тогда «переведена бысть пискупья в Холм». Здесь пребывал с 1242 г. Кирилл Епископ Холмский, нареченный Митрополит; в благодарность за чудное избавление от Батыя (в 1246 г.) Даниил украсил Холм великолепными храмами, и тогда «набран бысть и поставлен бысть Иван пискуп», т. е. по возвращении Митр. Кирилла из Никеи в 1250 г. Волын. Лет. 163. 175. 181. 196. 197. Слч. Известия Суши в Маяке 1843. кн. 22; в Север. Пчеле N 289. 1840.). О Перемышле Ист. Р. Цер. 1, 424. Волын. Лет. 218. 222. О Перемышльском епископе Афанасие 1407 г., неизвестном для Ист. Иер., говорит грамота Ягеллы 1407 г. у Зубрицкого (О Червонной Руси прибавл. Д.). См. еще выше прим. 207. 208. 189. 198. Вол. Лет. 218,222. По Новгор. 1 Лет. в 1331 г. при посвящении Новгор. Василия были Григорий Полоцкий, Афанасий Владимирский, Феодор Галицкий, Марк Перемышльский, Иоанн Холмский. 223 Волын. Лет. стр. 163. После Иоасафа, которого в 1229 г. Новгородцы хотели вызвать к себе на архиепископию (Новг. Лет.), во Владимире были Епископами Василий из Святой горы, Никифор и потом уже Косма, – все четверо были при Кн. Данииле и Васильке († 1271 г.); за тем до 1287 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Арсению панагия, омофор, крест, найденный во гробе его, посох и каменный гроб, сделанный самим Арсением для своего погребения. Тут же находится древний образ св. Арсения, писанный при открытии мощей. По штатам 1764 г. монастырь положен в 3-м классе, но в 1836 г. возведен во 2-ой класс с назначением в нем местопребывания викарного епископа. В м-ре некоторое время жил царевич Алексей Петрович. В 1759 г. сюда был назначен архимандритом св. Тихон Задонский . Архим. Платон, “Ист. опис. Твер. Успен. Желтикова мон., с присовокуплением жития св. основателя оного, св. Арсения, еписк. Тверского”, Тверь, 1852 г.; “Ист. Росс. Иер.”, 105; Ратшин, 509; “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., I, 130; “Опис. монаст.”, 1817 г., 42; “Словарь ист. о свят.”, 41; Проценко, “М-ри в России”, 23; Дмитриев, “Путев. от Москвы до Спб.”, 126; “Воен. стат. обозр. Твер. губ.”, 229; “Памят. кн. Твер. губ. на 1863 г.”, Отд. III, 81; на 1865 г., Отд. III, 149, 8; Ключевский, “Жит. свят.”, 181, 354, 400; “Полн. собр. Закон.”, 1836 г., XI, 8928; Покровский, “Ист. статист. опис. Твер. губ.”, I, 92; “Твер. губ. в.”, 1848 г., 8 (Твер. у.; краткое опис.); 1854 г., 50 (грамота); 1865 г., 10 (остатки старины); Иером. Геронтий, “Ист. стат. опис. Задон. Богор. м-ря”, 32; Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.”, 41, 126 (преп. Савва Вишерский пострижен. м-ря), 185, 355 (преп. Арсений), 187, 357 (св. Акакий, еписк.); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 456, 5; “Акты Арх. Эксп.”, 1, 213 (Окружн. гр. 1547 г. митроп. Макария на Волог. и Белооз. об установл. празднов. новым Русск. святым); “Акты юридич.”, 202 (Порядная 1663 и 1664 г. бортников; игум. Пахомий); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, IV, 193; VIII, 51 (инок Феодосий, 1483 г.); Калачов, “Писцов. кн. XVI ст.”, I, Отд. 2, 175 (вотч. в волости Суземье), 218 (вотч. в вол. Воловичи); “Известия Археол. Общ.”, 1868 г., VI, 29 (церковн. древн.); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1860 г., III, Отд. 1, 144 (в 1744 г. имел 534 душ. крест.); 1861 г., III, Отд. 1, 39 (Мих. Александр., В. кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Оставшаяся от пожара церковь во имя св. Духа и построенная в 1642 г. возобновлена в 1798 г. кн. Александрою Владим. Козловскою, урожд. Долгоруковою. “Ист. Росс. Иер.”, IV, 69; Ратшин, 463; Воздвиженский, “Ист. обозр. Рязан. епар.”, 326; “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., I, 121; “Рязан. губ. в.”, 1855 г., 39 (м-ри прежде бывшие); 1859 т., 50 (Опис. город. Рязан. губ.; здесь сказано, что основан в XII ст.); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 428, 6; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 18; Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел”, 345 (в 1700 г. имел крестьян 95 двор.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, VII, 1727 г., 266 (прошение вкладчиков; настоятел. определен архим. Троиц. Рязан. м-ря Варсонофий); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции”, II, 3297 (межев. книга 1677 г. вотчинн. земли м-ря в пустоши, что была дер. Некрасовская и в пустоши, что была дер. Кузмина, Черленое тоже, Кобыльского стана); “Журн. Мин. Вн. Дел”, 1841 г., XL, 476 (древн. Рязан. епархии; церковь св. Духа постр. в 1515 г.); “Матер. для ист. г. Рязани XVII и XVIII ст.”, 40 (опись 1696 г. двора Духова м-ря подле большого москотинного ряду), 43 (тоже, двор у ц. Козмы и Демьяна), 46 (тоже, двор по улице, что ездят от Рязан. башни к Духову м-рю позади митрополья двора), 73 (тоже, двор Духова м-ря игум. Иустина с брат. по улице в Навилках). 181. Духов , мужской, заштатный, Тульской губ., Новосильского у., в 4 вер. к сев.-зап. от Новосиля, при селе Задугине и р. Зуше. История его неизвестна, но он уже существовал в 1619 г., когда им управлял строит. Порфирий. Из некоторых монастырских записок видно, что он был загородным домом преосвященных Крутицкой епархии. При издании штатов 1764 г. упразднен, но по просьбе жителей в 1767 г. восстановлен. В церкви св. Духа, построенной в 1770 году, находится древней живописи чудотв. икона св. Николая. “Ист. Росс. Иерар.”, V, 69; VI, 69; Ратшин, 526; “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., I, 178; Проценко, “М-ри в России”, 45; Афремов, “Ист. Обозр. Тульск. губ.”, 54, 69; “Памят. кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Алексея и скончавшийся в 1377 г. 5 мая. В соборном храме, существующем с XIV ст., находится особо чтимая жителями древняя чудотв. икона Введения во храм пр. Богородицы; тут же помещается чудотв. образ св. Иоанна Воина, подвергшийся поруганию во время нашествия татар и послуживший чудесным орудием к обращению поругателя в христианство . В. А. Рождественский , “Ист. опис. Серпуховского Владычного общежительного девичьего монастыря”, Москва, 1866 года, с 6 рисунками; “Ист. Росс. Иер.”, III, 569; Ратшин, 263; “Опис. монаст.”, 1817 г., 24; Проценко, “М-ри в Росс.”, 16; “Ист. и топо- граф. опис. городов Москов. губ.”, 1787 г., 322; Бакмейстер, “Топограф. известия”, 1771 г.. 76; “Москов. губ. в.”. 1849 г., 36 (очерк Серпух. у.: кратк. опис.); Иером. Иосиф, “Кратк. свед. о собор. и м-рях, находящ. в Москов. кремле”, 1872 г., 17; Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.”, 238, 429 и 430; Строев, “Опис. иер. и настоят.”, 221, 29; “Дополн. к Акт. истор.”, XII, 57 (Указ 1689 г. о сборе славленных денег; 1 руб.); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, IV, 199; Горчаков, “Монаст. Приказ, прилож. документ.”, 43, 3 (Ведом. 1735 г. о числе монахов, коих положено в м-ре 25); “Чтения в И. Общ. ист.”. 1860 г., Отд. I, 143 (в 1744 г. имел крест. 1.331 душ.); 1874 г., I, смесь, 176 (архим. Иосиф, с 1699 г. митр. Псков., удалился сюда на покой в 1717 г. и здесь скончался), 181 (архим. Иосиф с 1750 – 55 г.); Иванов, “Опис. госуд. архива старых дел”, 345 (в 1700 г. имел крестьян 199 двор.); “Опис. докумен. и дел архива св. Синода”, II, ч. I, 1176 (дело 1722 г. о приписке к Заиконоспасс. м-рю); VI, 425 (в 1727 г. м-рь отписан от Заиконоспасс. м-ря по просьбе вкладчиков кн. Наталии Петр. Голицыной и братьев Ладыжинских; игуменом назначен иеромон. Покров. Убожедом. м-ря Лаврентий, быв. здесь прежде казначеем); VII, 21 (дело 1726–30 г. о пострижении в монашество Вас. Ладыжинского); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции”, I, 2473 и 2474 (межевая книга 1683 г. вотчинн. земель м-ря на реке Оке, против села Подмоклова, Окологородн.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

монастырь, где и пострижен. Там узнал и полюбил его блаж. митрополит Киприан, управлявший тогда южно-русскими епархиями. Когда Киприан в 1390 г. возвратился из Царяграда с именем и правами митрополита всей России: то отправляясь в Москву, он взял с собою Арсения в звании своего архидиакона и поручил ему заведывать письменными делами митрополии, как человеку сведущему и чистой совести. В том же году св. Арсений рукоположен в сан епископа Тверского. Пустыннолюбивый архипастырь искал себе отдыха пустынного. В 4 верстах от г. Твери, на р. Тмаке полюбилось ему место и он построил здесь храм в честь преп. Антония и Феодосия, незримых наставников своих, поставил кельи, пригласил иноков, и избрал для них игумена. Это было в 1394 г. С того времени он часто проживал здесь, занимаясь богомыслием, молитвами и трудами пустынника. Вслед за тем, как окончилось построение обители, святитель начал готовить себе гроб. Собственными руками тесал он его из камня, выдалбливая ложе из одного и покрышку из другого камня. Так готовил он душу свою к жизни загробной. Ум. 2 марта 1409 года. Мощи, обретенные в 1485 году, почивают открыто в соборном храме Желтикова монастыря. Память святителя совершается 2 марта, по определению Собора 1549 года (Житие св. Арсения, напеч. в 1882 году. Ист. опис. Желтикова монастыря). Житие св. епископа Арсения, очень редкое в рукописях, сохранилось с прибавкой большего или меньшего количества позднейших чудес. Проложное сокращение его помещено уже в сборнике, составленном около половины XVI века. ( В.О. Ключевский , стр. 181 и 182). По «Иконописному Подлиннику»: «подобием стар, сед, брада аки Сергиева, в схиме, мантия с источники, омофор перекинут через плеча, концами на перед, правая рука благословенна, в левой Евангелие» (Филимонов, стр. 282). 356. Святый Симеон епископ, преставися в лето 6000 Из рода князей Полоцких (Ист. Р. Иер., I, 105), епископ с 1271. Кафедра его была прежде в Полоцке, но неустройство и распри Литовскх князей принудили его переселиться в Тверь, принадлежавшую к той же епархии. Великий князь Ярослав Ярославич принял его с любовию и наделил новую епископию богатыми имениями и угодьями. Блаж. Симеон управлял паствою, как один из лучших пастырей Церкви. По свидетельству летописи, он хорошо

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010