487 Новые монастыри: а) в Вильне братский святаго Духа около 1600 г., благовещенский девичий, голдовский троицкий; б) в воеводстве вилькомирском сурдецкий успенский с 1627 г., кейданский преображенский (в Жмуди); в) в воеводстве троцком евейский троицкий с 1619, яблоченский онуфриев; г) в Якобштадте святого Духа; д) слуцкий старчицкий, девичий прор. Илии; е) в пинском повете цеперский преображенский с 1618 г. (прим. 181, 485), дятловицкий преображенский под Пинском с 1622 г., пинский богоявленский с 1633 г., Грозовский с 1639 г.; ж) в минском воеводстве покровский, петропавловский минский с 1633 г., дисненский воскресенский с 1633 г., бряхимовский селецкий с 1631 г., минский троицкий, руцкий, горецкий крыжборский; з) в воеводстве мстиславском, братский могилевский с 1619 г., оршанский кутеинский богоявленский с 1623 г., кутеинский успенский девичий с 1631 г., миорский в бреславском повете с 1633 г., лукомский в повете оршанском, могилевская краминская пустынь с 1633 г., буйницкий святаго Духа, бельский николаев, балколабский вознесенский с 1641 г., мстиславский тупичев святаго Духа с 1641 г., охорский, шкиловский мужеский и девичий, музаловский девичий, гривенский, два девичьи в могилеве, костюковский девичий с 1665 г. О печальной судьбе их виленские грамоты изд. 1843, стр. 114–118. 124–132. Минск. грам. 66. 70. 75. 81. 118. 125. 136. История унии Бантыш-Каменского стр. 146. 153. 166. 182. 190. 191. 195. 199. 202. 220. 235. 281–285. 302. 312. 326. 356. 360. 300. 423–429. 435. 448. Памят. киев. кон. 2, 174. Ист. Иер. и не знав, о других говорить не верно. 488 См. в 6 т. ист. иер. хронологический список монастырей. Ист. унии 147. Молодик 1844, стр. 223. О луцком братском 1617 г., чарницком 1639 г. Киевлянин 1841, стр. 517 и памятники киев. ком.; о монастырях густинском, ладынском и мгарском ркп. из Чт. Моск. Ист. 1648. окт. 1616 г. Построен Бершадский преображ. в Ольгиопольском уезде Каменец-Подольской области. 489 Монастыри, заведовавшие другими: киевская лавра, виленский братский святаго Духа, слуцкий троицкий, кутеинский богоявленский, дрогичанский троицкий. Вилен. грам. 2, 124. Ист. унии 167. 182. 190. Востокова опис. муз. О соф. соб. 245–248. «Архимандрии обыкновенно принадлежат и другие монастыри» – писал Митроп. Варлаам Мазепе, предлагая учредить в Батуринском монастыре Архимандрию; Св. Димитрий, будучи Архимандритом черниговского елецкого монастыря, заведовал и глуховской обителью. Диария 1692, 1697.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

сборн.», IV, Отд. 6, 80; Озерецковский, “От СПб. до Ст. Руссы», 39; “Ист. разгов. о древн. В. Новгр.», 86; “Книга степенная», I, 317, 364; II, 198; “Церковн. ведом.», 1890 г., 27, прибавл., 883 (Праздники в м-ре: в первый пяток Петрова поста и 6 ноября); “Извл. из отч. Об.-Пр.», 1849 г., 82 (пожертв. кам. лавки); 1852 г., 87 (надел. землею); 1861 г., 22 (пожертв. место с домом); “Олон. губ. в.», 1849 г., 3 (писцов. кн. 1628 г.; владения м-ря в Николь. Шуй. погосте); 1850 г., 42 (вотчина м-ря в Пиркин. Важен., Оштин., Вытегор. и Бадожском погостах); 1856 г., 6–7 (челобитная 1674 г. стряпч. Ульяна Копытова и челобит. 1678 г. Ив. Свечина); “Новгор. губ. в.», 1840 г., 17, 18 (ист. статист. свед.); 1853 г., 28 (ист. памятн.); 1854 г., 13 (могила Державина); Павлов, “Ист. опис. святыни Новгор.», 1848 г., 22; Вихров, “Новгород. святые места», 1860 г., 38; “Житие преп. Варлаама Хутын., Новгород. чудотв.», Москв., 1884 г., брошюра; Толстой, “Книга глагол. опис. о Россий. свят.», 35, 114 (архиеп. Антоний, принял здесь иночество), 36, 117 (архиеп. Симеон, инок м-ря), 39, 123 (преп. Варлаам), 69, 181 (св. митр. Дионисий, быв. игумен, здесь скончался в изгнании); Строев, “Спис. иер. и наст.», 49, 2; Фишер, “Сибир. ист.», 303 (архим. Киприан, митр. Сибирский); Ключевский, “Жит. свят.», 58, 140, 163, 264, 356 в примеч., 401, 419, 462; Макарий, “Ист. Р. Ц.», III, 74, 78 (устав Варлаама), 98 (литой медный крест), 250 (чернец Антоний), 251 (чернец Арсений); VI, 316 (Иоанн Грозн.), 319 (игум. Дионисий, митр. Москов.); VII, 156 (житие преп. Варлаама), 170 (чудо), 448 (игумен Маркелл 1555 г.), 481 (игум. Феодосий); VIII, 5 (церк. Григория 1535 г.), 36 (чествование мощей); “Акты Арх. Эксп.», I, 308 (собор. постанов. 1581 г.; игум. Дионисий); II, 7 (избр. 1598 г. Бор. Годунова; игум. Аркадий); III, 139 (Ц. ж. гр. 1623 г. Новгор. митроп. Макарию на влад. вотчин.), 145 (Ц. гр. 1623 г. о сборе денег на постр. мостов), 258 (Ц. гр. 1635 г. в Пермь Великую об отыскании бежав. туда черн. диакона Брюханова, обвиняем.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

496. Троице – Сергиева , мужская пустынь, 1-го класса, С.-Петербургской губ., Петергофского у., от С.-Петербурга в 19 вер. к зап. и от Петергофа в 9 вер. къ вост., на возвышенности южного берега Финского залива. Основана архим. Троицкой Москов. лавры Варлаамом, духовником Имп. Анны Иоанновны, подарившей ему в 1733 г. мызу скончавшейся сестры своей вел. кн. Екатерины Иоанновны. Тогда же пустынь была поставлена в зависимость от лавры, которая и присылала от себя сюда наместников; в 1764 г. положена во 2-м классе, а в 1836 г. возведена на степень 1-го класса с удержанием названия пустыни. В 1805 г. разрешено в пустыне построить церковь и учредить инвалидный дом на 30 человек, на иждивение братьев покойного графа Валериана Зубова. В соборном храме св. Троицы, построенном в 1752 – 1758 г., находится чудотв. икона преп. Сергия Радонежского, а близ алтаря под часовнею покоится прах основателя, погребенного здесь в 1737 г. 28 июля. “Новая церковь во имя преп. Сергия Радонеж. чудотв. в Тр. Серг. пуст. близ Стрельны”, Спб., 1859 г.; “Ист. Росс. Иер.”, II, 181 (Архим. Варлаам Великоросс.); VI, 86; Ратшин, 475; “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., I, 58; “Опис. монаст.”, 1817 г., 118; “Свед. о существ. в Росс. лавр. и монаст.”, 126; “Ист. опис. Троице-Серг. лавры”, 1852 г., 255; “Воен. стат. обозр. СПбург. губ.”, 295; “Полн. собр. закон.”, 1805 г., XXVIII, 21823; “Ист.-статист. свед. о СПбург. епархии”, вып. II, Отд. I, 190, 213; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1842 г., 96 (надел. лесом); 1884 г., 232 (освящ. храма Воскр. Хр.); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 270, 2; Проценко, “М-ри в России”, 51; “Чтения в И. Общ. ист.”, 1869 г., III, Отд. 1, 345 (архим. Феофилакт Русанов 1776 – 1778 г.); 1874 г., I, смесь, 41 (Цесарев. Елисав. Петров.; игум. Варлаам 1735 г.); 1875 г., II, смесь (письма Игнатия Брянчанинова к Антонию Бочкову, игум. Череменецкому); 1876 г., III, смесь, 101 (духовники царские XVIII ст.; игум. Варлаам); 1878 г., IV, ист. опис. Тр. Серг. лав., 144 (архим. Варлаам), 186 (основ. м-ря 1734 г.); 1879 г., II, 114 (архим. Варлаам Высоцкий), 115 (Досифей Ильин, с 1793 г. архим. пустыни, а с 1798 г. еписк. Орлов.); “Древн. Росс. Вивлиоф.”, 1791 г., XVIII, 100 (архим. Иоасаф Заболотский , с 1782 г. еписк. Нижегор.), 103 (в пустыни в 1782 г. происходила хиротония Заиконоспасс. м-ря архим. Дамаскина Руднева на Севскую епархию).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Паисий , 1692. Петроний , 1695. Леонтий , до 1708. Иулиан определён в дек. 1708. 65 Галилейская Троицкая пустынь, в Валдайском уезде, упразднена 1764 г. [III, 683.] Строители Евфимий , 1659–73. Никанор , 1678, Трифиллий , в янв. 1698. Ануфрий 1746. Маркелл (Ист. Иер., VI, 32). 66 Лятский Николаевский, под Новгородом, существовал в XIV веке 33 ; упразднён 1764 г. [V, 34.] Строители Игум. Антоний , 27 дек. 1551. Гурий , 1643, 57, дек. Пахомий , 1662. Игнатий , 1663. Сильвестр , 1668. Иона , 1670–77. Давид , 1680. Мартиниан , 1691. Порфирий , 1764. 67 Понедельский Николаевский, от Новгорода в 24 верстах; упразднён 1764 г. [V, 599.] Строители Иона , 1652. Боголеп , 1671. Иаков , 1686 и 87. Феофил , 1688 и 90. 68 Семеновская Троицкая пустынь, от Крестец в 36 верстах, основана 1653; приписана к архиерейскому дому 1675; упразднена 1764 г. [VI, 80.] Строители Феодосий , 1653–1663, февр. Феогност , 1666–68. Савва (игум.) 1669 и 70. Симеон , 1678. Игнатий , 1686. Звадский Спасский, от Старой Руссы в 15 верстах; когда основан, неизвестно; упразднён 1764 г. [IV, 142.] Игумены Иосиф , 1617–21. Мисаил , 1655. Феофил , 1658. Гермоген , 1660. Макарий , 1662–65. Строители Боголеп , 1667. Иосиф , 1677–80. Сергий , 1684 и 85. 70 Кречев (на Кречеве) Николаевский, «Особный» (Акт. Ист., I, 181) близ Старой Руссы; 22 сент. 1676 был приписан в Иверскому; упразднён 1764 г. [IV, 874.] Строители Иоаким , в янв. 1572. Киприан , в нояб. 1576. Леонтий , 1592. 71 Усненский, в Старой Руссе, когда основан, неизвестно; упразднён 1764 г. [VI, 317.] Игуменьи Иулиана , 1663. Евфимия , 1696–1700. Косин Николаевский, от Старой Руссы в 3-х верстах, основан преподобный Константином будто бы в XIII веке; в янв. 1688 был отписан от Зеленецкого к архиерейскому Новгородскому дому. Упразднён 1764. [IV, 786.] Игумены Иона , 1574. Герасим , 1660. Строители Игнатий , 1566, 79, мая. Савватий , 1691. Никон , 1700. Иаков , 1737. Антоний , 1755–64. 73 Короцкий Покровский, от Валдай в 5 верстах; упразднённый. [IV, 776.] Строители

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

15 июня м-рь сгорел), 181 (в 1684 г. при архим. Александре начато копать рвы под кам. церковь ; мощи преп. Трифона обретены 3 июня), 183 (в 1689 г. освящ. кам. церковь , и в 1690 г. 2 авг. мощи перенесены сюда из часовни), 185 (в 1700 г. был архим. Александр), 186 (в 1701 г. 23 сент. м-рь сгорел); 1885 г., 192 (м-рь имел во влад. в 1662 г. 573 двора крест., в 1678 г. 980 дв. и 5.276 душ, в 1719 г. 14.452 души, в 1722 г. 5.264 дв. и 25.636 душ, в 1764 г. 23.859 душ); 1886 г., 171 (вотчины м-ря); 1889 г., 15 (крестн. ход в день Преполов. в часовню преп. Трифона, внутри м-ря), 17 (крест. ход из м-ря в Сарапул); “Древн. Росс. Вивлиоф.», 1774 г., V, 372 (архим. Иоанн подписал акт избрания ц. Мих. Феод. 1613 г.); “Матер. для ист. г. Вятки XVII и XVIII cm.», 37 (переписн. кн. 1646 г.; архим. Александр), 55 (переписн. кн. 1678 г.; архим. Иоиль), 92 (переписн. кн. 1710 г.; архим. Александр), 125 (из описи 1721 г. видно, что м-рю принадлежали слободки Заоградная Большая и Малая, Заоградная Хлыновская), 145 (перепись 1724 г. монастыр. вкладчиков), 249 (опись м-ря и его вотчин 1717 г.), 253 (ведомость о м-ре 1739–41 г.), 255 (опись 1764 г.). 1224. Трифонов – Успенский – Чусовской, мужской, ныне село Чусовское-Успенское, Пермской губ. и уезда, в 81 вер. к сев.-вост. от Перми, на правом берегу р. Камы. Основан во второй половине ст. преп. Трифоном, основателем Трифонова мон. в Вятке, поселившимся среди язычников на горе, которая считалась тогда обиталищем злого духа и на которую никто не осмеливался входить. Около 1580 г. преподобный должен был оставить монастырь, препоручив его ученику своему Иоанну. Упразднен в 1764 г. “Ист. Росс. Иер.», VI, 718; Берг, “Пут. в гор. Черд. и Соликам.», 79; “Журн. Мин. Народ. Просвещ.», 1857 г., 232; “Памят. кн. Перм. губ. на 1863 г.», Отд. II, 50; Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 254, 451; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 950; “Чтения в И. Ощ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 146 (в 1744 г. имел 232 души крест.). 1225. Троицкая – Верховятская – Холуницкая, мужская пустынь, ныне село Троицкое, Вятской губ., Слободского у., в 95 вер.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Мощи оставались здесь до 1786 г., когда 23 янв. перенесены в Юрьев монастырь, где положены под аркою, проделанною в северной стене собора, между Георгиевским храмом и приделом. Благовещенский мон. около 1750 г. был приписан к Духову мон., в 1764 г. оставлен за штатом, а в 1786 г. обращен в приходскую церковь. “Ист. Росс. Иер.”, III, 359; Ратшин, 398; “Словарь истор. о свят. в России”, 285; Толстой, “Свят. и древн. Вел. Новгр.” 165, 246; “Сказание о жизни митроп. Гавриила”, изд. 1857 г., 71; Макарий, “Археол. опис. церковн. древн. в Новгор.”, I, 89, 90, 127, 421, 532; “Матер. для стат. России”, изд. Мин. Вн. Д., 1841 г., Отд. I, 43; “Новгор. сборн.”, IV, Отд. 6, 5; “Опис. монаст.”, 1817 г., 12; “Ист. разгов. о древн. В. Новгор.”, 83; “Книга степенная”, II, 124; Толстой, “Книга глагол. опис. о Россий. свят.”, 39, 121 (св. архиеп. Феоктист), 260, 460 (архиеп. Григорий); Строев, “Спис. иер. и наст. м-рей”, 111, 57; “Акты истор.”, I, 235 (Тархан. гр. 1592 г. игум. Иоасафу о выставочной церкви Ильинской); Ключевский, “Жит. свят.”, 163; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, III, 73 (сказано, что основан в 1170 г. архиеп. Иоанном и братом его Гавриилом), 78 (сохранил студийский устав), 250 (архиеп. Митрофан); “Известия Археол. Общ.”, 1861 г., II, 96 (крест древний над могилою священ. Землянского); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1861 г., I, Отд. 3, 6, 25 (Древн. церков. обряды в Новгор.); Калачов, “Новгор. писцов. кн.”, III, 192, 194, 480; “Полн. собр. лет.”, III, 15 (основ. м-ря в 1170 г.), 17 (постр. кам. церкви 1180 г.), 69 (архиеп. Новгор. Феоктист ушел на покой в 1308 г. и скончался в 1310 г.), 94 (игум. Парфений 1388 г.), 110 (игум. Захарий 1421 г. и постр. церк. Воскресения), 126 (постр. церк. Богоявления 1185 г.), 133 (игум. Парфений 1388 г.), 140 (постр. церк. Воскрес. 1422 г.), 143 (в 1478 г. В. кн. Ив. Вас. взял от м-ря 303 обжи земли), 155 (игум. Арсений 1552 г.), 159 (игум. Трифон 1558 г.), 181 (преставление архиеп. Феоктиста в 1310 г.), 216 (в 1179 г. постр. кам. церк. Благовещ., а в 1180 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

святые места», 1860 г., 41; Толстой, “Книга глагол. опис. о Россий. свят.», 36, 115 (архиеп. Моисей); Строев, “Спис. иер. и наст.», 68, 8; “Дополн. к Акт. истор.», VII, 63 (Роспись 1677 г. харатейн. книгам, взят. в Москву; строит. Пахомий); Калачов, “Акты юрид. быта древн. Росс.», II, 194 (Спорное дело XVII ст. строителя старца Пахомия с подъячим Ив. Микитиным о хлебн. передаче); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 145 (в 1744 г. имел 380 душ. крест.); 1861 г., I, Отд. 3, 41 (Древ. церк. обряды в Новгор.), II, Отд. 3, 23 (Обозр. древ. монаст. рукоп. и книг); 1880 г., I, подроб. опис. рукописн. сочин. архим. Фотия (игум. Фотий в 1822 г.); “Полн. собр. лет.», III, 88 (погреб. в 1362 г. архиеп. Моисея), 104 (чудо 1409 г.), 106 (игум. Михаил 1415 г.), 135 (чудо 1409 г.), 143 (в 1478 г. В. кн. Ив. Вас. взял от м-ря 97 обеж земли), 181 (жизнеопис. архиеп. Моисея), 183 (чудо от гроба Моисея в 1484 г. с архиеп. Сергием), 228 (основ. м-ря в 1355 г.), 243 (чудо 1484 г. с архиеп. Сергием); IV, 62 (основ. м-ря 1355 г.), 64 (погреб. 1362 г. архиеп. Моисея), 94 (разорен. новгородцами 1386 г.), 112 (чудо 1409 г.); V, 229 (погреб. архиеп. Моисея 1362 г.); VI, 17 (в 1476 г. В. кн. Ив. Вас. взял 97 обжи земли), 216, 217 (в 1478 г. В. кн. Ив. Вас. взял от м-ря 97 обжи), 285 (в 1528 г. введено общежитие); VIII, 12 (в 1362 г. погреб. архиеп. Новгор. Моисей), 88 (игум. Михаил, 1415 г.); X, 228 (в 1355 г. постр. цер. св. Михаила); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», III, прилож., CXLVI, XXXV (игум. Симеон в 1723 г. был при встрече мощей св. Алекс.-Нев.). 1148. Сновидский или Сновицкий – Благовещенский, мужской, ныне старинной архитектуры церковь во имя Благовещения, в ½ вер. от села Сновицы, Владимирской губ. и уезда, в 6 вер. к сев.-зап. от Владимира, при рч. Содышке. Существовал еще в XV ст., когда в одной из грамот 1461 г. он именуется митрополичьим; упразднен в 1764 г. У паперти сохранилась надгробная плита из белого камня с надписью: «Лета 7120 (1612) преставися раба Божия...

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

2) Не менее малочисленные „Выписки из дел о скопцах“, заключающие в себе разного рода докладные записки, извлечения из допросов скопцам, частную переписку между официальными лицами, рапорты, отношения и проч. и проч. („Чтен. в общ. ист. и древн. Росс.“ 1872 г. 3. V. 195–202; 222–231; 241–294 стр. Там-же, 4. V. 39–47; 50–78; 99–100; 101–139 стр. Там-же, 1873 г. 1. V. 158–162; 169–205; 206–224 стр.). Значение и этого рода „Выписок“ из правительственных бумаг тоже, что и указов и распоряжений правительства. При этом, так как во многих „Выписках“ представлен ряд показаний подсудимых (для примера см. „Чтен. в общ. ист. и древн. Росс.“ 1872 г. 4. V. 122–139 стр.) и так как эти показания в большинстве случаев касаются обстоятельств, сопровождавших совершение оскопления, то, очевидно, значение этих „Выписок“ как источника, увеличивается сравнительно с первыми правительственными документами. Четвертую группу источников составляют многочисленные официальные записки, составленные в разное время правительственными лицами на основании архивных дел и представленные в разные правительственные учреждения. К ним относятся: 1) „Записка, составленная о Кондрате Селиванове в министерстве внутр. дел, на основании архивных дел, в 1857 году“. 2) „Сказания и песни о Кондратии Селиванове“ („Чтен. в общ. ист. и древн. Росс.“. 1872 г. 3. V. 59–141 стр.). Обе записки, говоря об одном и том же лице, пополняют одна другую. Первая сообщает краткие исторические сведения о жизни и деятельности основателя скопческой секты; вторая сообщает сведения о том же самом предмете, заимствованные из „Страд“, преданий скопцов и их песен. Такой систематический свод сведений о жизни и деятельности основателя скопческой секты, не смотря на его неполноту и в некоторых случаях неверность, служит не маловажным пособием при изучении истории скопческой секты в первые 48 лет ее существования. 3) „Записка об Александре Ивановиче Шилове“,– составленная в 1843 году и потом дополненная в 1857 году. В историческом отношении записка эта неудовлетворительна. Кроме неполноты, свойственной ей, в ней заключаются некоторые исторические погрешности, напр. о происхождении Шилова („Чтен. в общ. ист. и древн. Росс.“ 1872 г. 3. V. 182–189 стр.). Прекрасным дополнением к этой записке служат: „Свод сведений из разных дел“, составленный Мельниковым (Там-же, 179–181 стр.) и обнародованные Шульгиным новые сведения о Шилове („Для истории русских тайных сект в конце осьмнадцатого века“. «Заря». 1871 г. 5. 29–46 стр.); последние сведения о Шилове напечатаны и Мельниковым („Чтен. в общ. ист. и древн. Росс.“ 1873 г. 1. V. 6–29 стр.).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sekty-hl...

179 Об истреблении Умани Казаками Маркевич, 2, 659 – 671. Ист. Унии стр. 391. и пр. Слч. в Москвитянине 1845 5. Замечания Максимовича против грубых ошибок и кривых толков Скальковского (Наезды Гайдамаков. Одесса 1845). 180 Россия возвратила себе землю между Днепром, Западною Двиною и Дручем. К Австрии присоединена тогда Галиция, к Пруссии Померания. Бандтке Hist. Krol. Polsk. 2, 470. Устрялова История 4, 32 – 52. Четыре округа Белоруссии – могилевский, оршанский, рогачевский и мстиславский составили тогда епархию могилевскую, а остальные три – полоцкий, витебский и двинский присоединены к псковской епархии (В Собр. Зак. указ 14 декабря 1772 г.). Об Украине Ист. Унии стр. 392 – 94. Из списка церквей, приложенного к просьбе украинских депутатов видно, что тогда – в 1771 г. а) в брацлавском воеводстве было 897 православных церквей, – в том числе в уманской протопопии 170 церквей; б) в воеводстве киевском (на правом берегу Днепра) – 1105 церквей, а всего 1902 церкви. 181 Ист. Унии 396 – 99. Из указа 1785 г. видно, что комиссия, долженствовавшая открыть заседания в июне 1775 г., не составлена была еще и в 1785 г. 182 В. Каменский пишет (Ист. Унии стр. 412), что этот проект на польском языке напечатан и разослан был в воеводства. В моих руках русский перевод сего проекта, найденный в Вильне. Проект, величая униатских епископов глупцами и невеждами, полагает: а) всех униатских епископов подчинить латинскому архиепископу; б) униатские школы уничтожить; в) помещикам предписать, чтобы церковные имения забирали в свои руки и давали немногое в виде милости; г) усилить миссии, и проч. 184 Устрялов 4, 117 – 132. По второму разделу Пруссии достались великопольские области с Данцигом и Торном, с 3,136,389 жителей. По третьему разделу Австрия взяла воеводства краковское, сендомирское и люблинское, с 1,037,742 жителей: остальные города Польши с Варшавою, с 940,000 жителей, взяла Пруссия; Польское королевство уничтожено. Россия по второму разделу приобрела 3,011,688 жителей, – по третьему – 1,176,590 жителей. Бандтке Ист. Кор. Польск. 1, 472 – 476.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

„Послание“ в первый раз было издано г. Надеждиным в приложении к его „исследованию“; в „Сборник“ Кельсиева оно также вошло (III вып. 17–26 стр.). Впоследствии, в 1863 г., оно в видоизмененной несколько форме было напечатано в „Истории Министерства внутренних дел“ VIII т. 140–168 стр. Наконец, в 1864 году „Послание“ издано было В. С. Толстым в „Чтен. в общ. ист. и древн. Росс.“ (1864 г. Книга 4. Раздел V. 66–90 стр.), но только в соединении с „Страдами“. Текст „Послания и Страд“ напечатанный В. С. Толстым, по отзыву Мельникова („Чтен. в общ. ист. и древн. Росс.“ 1872 г. 3. V. 141 стр.), есть самый верный. Вследствие этого, мы в своем сочинении ссылались на это издание „Послания и Страд“. Письма в количестве двух изданы были первоначально Н. И. Надеждиным; потом вошли в „Сборник“ Кельсиева (III. 26–28 стр.) и, наконец, напечатаны Мельниковым („Чтен. в общ. ист. и древн. Росс.“ 1872 г. 2. 181–182 стр.). „Страды“, взятые отдельно, суть не что иное, как повествование о тех приключениях, какие испытал в своей жизни основатель скопческой секты до возвращения из Сибири. Таким образом, „Страды“ могут иметь характер исторического документа при изложении первоначальной истории скопческой секты. К сожалению, изложение событий в них до того перепутано, до того темно, как это мы увидим в своем месте, что доискаться на основании их исторической правды трудно и даже невозможно. Отдельное издание „Страд“ помещено в приложении к тому же исследованию Н. И. Надеждина, которое вошло и в „Сборник“ Кельсиева (III. 1–16 стр.). Г. Мельников издал первую редакцию „Страд“, которая отличается как по полноте, так и по оглавлению. Последнее читается так: „страданий света, истинного государя батюшки, странствований и трудов дражайшего нашего искупителя и вселенского учителя оглашение“ („Чтен. в общ. ист. и древн. Росс.“ 1872 г. 3. V. 142–154 стр.). 3) Множество официальных донесений, которые подавались скопцами в разное время и разным лицам и учреждениям. Первое по времени появления донесение принадлежит камергеру Елянскому, который в 1804 году на имя Новосильцева представил свой проект об учреждении в России теократического образа правления с приложением „Части известия, на чем скопчество утверждается“.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sekty-hl...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010