Считая Иисуса Христа обыкновенным человеком, хлысты приравнивают его к своим христам и, ссылаясь на слова ап. Павла: «кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» ( Рим. 8:9 ), говорят, что всякий, кто имеет Дух Христов, тот и Христос. Но согласиться с ними нельзя. Как видно из содержания 8 гл. послания к римлянам, ап. Павел сравнивает жизнь по плоти с жизнью по духу и, обратившись к римским христианам, говорит: вы живете не по плоти, а по духу, т. е. не плотской, греховной жизнью, а духовной, богоугодной, потому что в вас обитает Дух Божий. А кто не живет по духу, или, как говорит апостол, не имеет в се6е Духа Христова, тот – не Его последователь, не христианин. Выражение «иметь Дух Христов», по объяснению наших лучших толкователей Св. Писания, равносильно выражению: быть во Христе, иметь благодать Христа в себе, иначе – питать в себе те святые мысли и чувства, которые были во Христе, исполнять Его учение, вообще быть Его истннным последователем, истинным христианином. Однако, и сделавшись истинным христианином, человек никогда не может сравниться с воплотившимся Христом, потому что Христос Сын Божий был совершенно чужд греха ( Мф. 1:18–28 ; Рим. 8:3 ; 1Пет. 2:22 ; 1Ин. 3:5 ; Евр. 7:26 ), а никто из людей не был и не может быть без греха ( Пс. 50:7 ; Еккл. 7:20 ; Иов.14:4 , Рим. 5:12 ). г) О перевоплощении Христовом. Сущность хлыстовского учения о перевоплощении Христовом заключается в следующем: Христос – Царь небесный, чтобы спасти людей на земле, воплощается в избранных Им личностях. Это воплощение совершается посредством передачи Христом своего достоинства другому, достойному этого, или путем нравственным, или естественным (посредством рождения). После воплощения все такие лица уже не простые люди, подобные нам грешным, а настоящие христы, спасители мира. Такие христы всегда были в человечестве и будут. Но учение это несправедливо. История божественного домостроительства спасения рода человеческого ясно показывает, что по определению совета Св. Троицы, нас ради человек и нашего ради спасения, благоволил воплотиться от Духа Свята и Марии Девы, вочеловечиться и совершить дело искупления единородный Сын Божий, Господь Иисус Христос, Который есть «единый посредник между Богом и человеками» ( 1Тим. 2:5 ) и единственный Искупитель мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Се убо исполнилось то Христово предречение, которое Он произрек о веровавших в Него:  «языки возглаголют новы»  (Мк 16:17). Но всеми ли языки говорили Апостолы, какие известны были тогда на свете? Или токмо некоторыми, теми то есть одними, кои были им нужны для слушателей, бывших в то время во Иерусалиме? Священный Историк о сем умолчал. Однако ж, поелику все тогда там находившиеся, слыша Апостолов, говорящих отечественным языком каждого из них, удивлялись и говорили:  «И како мы слышим кийждо свой язык наш, в нем же родихомся»  ( Деян 2:8 ): то отсюда явствует, что Апостолы говорили тогда и Парфянским и Мидянским, и Еламитским, и Еллинским, и Египетским, и Латинским, и Арабским, и всяким другим языком, на котором могли говорить и понимать люди, тогда там собравшиеся. Говорили же они разными языки не токмо в то время, но и после, как явствует из первого Павлова послания Коринфянам (1 Кор 12). Дар сей получили не одни Апостолы, но по них и другие Богоглаголивые мужи, как свидетельствует о сем Святой Ириней (Ирин. кн. 5, гл. 6, стр. 299). Он уверяет, что видел многих братий в Церкви, имеющих дары Пророческие и Духом глаголющих всеми языки. Деян 2:5. Бяху же во Иерусалиме живущии Иудеи, мужие благоговейнии от всего языка иже под небесем. Потомки Иудейского рода, издавна еще от предков своих обитающие в чужестранных местах, хотя по роду и Богослужению были подлинно Иудеи, но получали себе наименование от места своего обитания. Почему и назывались они Парфяне, Мидяне, Римляне, Александрийцы и Антиохийцы (См. Иосиф. кн. 2, стр. 1063). Сих-то именовал Богоглаголивый Лука сперва Иудеями по роду и по вере их, а потом Парфянами, Мидянами, и Еламитянами, по месту их пребывания: из них некоторые, коих ниже поименно он исчисляет, движимы почтением к закону Моисееву, приходили во Иерусалим отправлять там троекратно в году праздники, законом учрежденные (Исх 23:14, 17): сии-то, говорю, благоговейные Иудеи находились во Иерусалиме в оный день Пятидесятницы, в который Дух Святой сошел на Апостолов (Втор 16:16).

http://bible.predanie.ru/nedelya-8-aya-p...

«Верующий» – это тот, кто хотя все должное делает, но считает себя «рабом неключимым». Он оправдание основывает не на этих своих делах, а на вере в Бога, веруя, что Бог не попустит ему погибнуть, но спасет его. Апостол называет такого оправданного верующего «нечестивым», потому что, хотя он и делает все, что в его силах, он остается все равно грешным. Но ради его веры Бог принимает его как блудного сына, прощает ему его нечестие. Вера есть высшее и драгоценнейшее, что может явить человек-грешник в свое оправдание. При покаянии, стремлении к праведности его недостатки и грехи покрываются праведностью Божией, усвояемой верой. И уже не мерою дел дает Бог оправдание, а безмерно, сколько человек может вместить. И как верующий уповал не на дела, хотя и богат ими, а на милость Божию, то и дает Бог ему по вере, а не по делам. Истинная вера немыслима без дел, ибо она, как акт духа, определяет дело, а дела без веры могут быть и механическими, тщеславными, своекорыстными. Поэтому ап. Павел и говорит, что вера не уничтожает и не обесценивает дела закона, но их утверждает ( Рим.3:31 ). Так как оправдание вменилось Аврааму до обрезания, по вере, значит, оно не зависит от обрезания и распространяется не только на плотских потомков Авраама, но на всех верующих и в необрезании, т. е. на язычников, принявших веру. Поэтому Авраам является отцом всех верующих независимо от национальности ( Рим.4:12–18 ). «Закон производит гнев» ( Рим.4:15 ) в том смысле, что грех неведения закон делает грехом явным и произвольным. Закон лишь обличает грех , но не может помочь плотскому человеку его преодолеть, чем еще больше навлекает на него гнев Божий. Пример Авраама показывает силу веры вообще ( Рим.4:18–21 ): верующий, уповая не на свои силы, но на силу Божию, преодолевает формальную логику и доказательства своего разума и наперекор всему доверяется Богу. Бог и вменяет ему в праведность это мужество и исполняет Свои обетования. 3. Действия, или плоды оправдания (5–8 гл.) Выше ап. Павел показал, что оправдание человека перед Богом совершается только верой в Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

9), а другое, написанное в неизвестном году и относимое к XII в., находится в Московской Синодальной типографии (у Воскресенского ibid, стр. 20 fin.), и затем несколько небольших отрывков из Евангелий (об отрывках из двух Евангелий XII в. см. у Срезневского в Сведениях и заметках о малоизвестных и неизвестных памятниках, стр. 9 и 15 sqq). Что касается до небогослужебного Апостола, то в отдельном виде (без толкований) и вместе полном составе книг, его составляющих, неизвестно ни одного списка, но известны списки: 1) написанный в 1220году и содержащий послания ап. Павла к Римлянам, два к Коринфянам, к Галатам и недоконченное к Ефесеям (прерывающееся на 4 ст. 4 гл.) вместе с толкованием на них принадлежащим или по крайней мере усвояемым Икумению Триккскому , находящийся в Синодальной Библиотеке (Горский и Невоструев Описание Синодальных рукописей Отд. II, 1, стр. 142, и у Воскресенского в его исследовании: Древний славянский перевод Апостола и его судьбы до XV в., М., 1879, стр. 50); 2) написанный до 1250г. или около и содержащий Апокалипсис с толкованием Андрея Кесарийского (Срезневский Древние памятники Русского письма и языка, 59 col. 2), находящийся там же. Из толкований на книги Святого Писания были в славянском переводе в наш период до-монгольский: 1 . На книгу Иова толкование Олимпиодора диакона Александрийского (сокращённое против подлинника, см. Горский и Невоструев Описание Синодальных рукописей отд. I, стр. 57, и отд. II, 1, стр. 54). 2 . На Псалтирь два толкования, – усвояемое Афанасию Александрийскому (Востоков Описание Румянцевского Музея стр. 469, и Горский и Невоструев Описание Синодальных рукописей. отд. II, 1, стр. 69), и принадлежащее Феодориту Кирскому (Востоков ibid. стр. 470), оба совершённые у Болгар в самое первое время славянской письменности (Востоков, ibid.). 3 . На Песнь песней Филона Карпафийского (Горский и Невоструев Описание Синодальных рукописей отд. I, стр. 74 sqq). 4 . На 16 пророков толкование довольно значительно неполное, принадлежащее неизвестному, главным образом сокращённое из Феодорита Кирского , но также выбранное и из других отцов. С этим толкованием читались книги пророческие в той рукописи 1047г., о которой сказали мы выше (Горский и Невоструев Описание Синодальных рукописей и след. отд. II. 1, стр. 109 sqq; о самом толковании, – об его составе и неполноте, стр. 113) 1601 . На пророка Даниила толкование Ипполита Римского , состоящее из 12 слов. См. о нём книгу И. И. Срезневского : Сказания об антихристе в славянских переводах, СПб, 1874, стр. 8 sqq., а два первые слова напечатанными по Чудовской рукописи XII-XIII в. тут же, второго счёта стр. 5 sqq (заимствование Киевским летописцем под 1111г. из 9 слова этого толкования – Ипатская летопись 2 издание стр. 195). 5 . На первые пять посланий ап. Павла толкование Икумения Триккского , о котором сказали мы выше и которое покойный А. В. Горский, как кажется, относит к началу XIII века (Описание Синодальных рукописей II, 1, предисл. стр. 11).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Не отбрасывай его, прежде сам испытай! Сколько людей пользуется с давних пор этим способом лечения своей души! 1 . Если тоска одолевает тебя и ты покинут даже друзьями, читай Пс.23:27 ; Евангелие от Луки, гл. 15. 2 . Если дела идут плохо – Пс.37 ; Евангелие от Иоанна, гл. 15. 3 . Если теряешь мужество и находишься в беде – Пс.126 ; Евангелие от Иоанна, гл. 14. 4 . Если чувствуешь совсем не по себе – Послание к Евреям, гл. 12. 5 . Если окончательно начинаешь терять веру в людей – 1. Послание к Коринфянам, гл. 1. 6 . Если все выходит не по-твоему – Послание Иакова, гл. 3. 7 . Если колеблешься неверием – Евангелие от Иоанна, гл. 6; 7, 16–17; Послание к Филиппийцам, 2, 5–12. 8 . Если ты совершенно утомлен, измучен грехом – Евангелие от Иоанна, гл. 8; от Луки 18, 9–14; 19, 1–9 . 9 . Если отчаиваешься – Евангелие от Луки, гл. 19; от Иоанна 3, 16 . 10 . Если все благополучно, возгревай себя – Пс.121 ; Евангелие от Матфея 6, 33–34 ; Послание к Римлянам 1, 12. 11 . Если ищешь укрепления в надежде на Бога – Пс.26 . 12 . Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы. Послание Иакова 5, 13 . Вообще в горе, по совету святых отцов, следует читать Страстные Евангелия (то есть последние главы всех четырех евангелистов). Вид страдающего ради нашего спасения Господа дает силу и нам для перенесения страданий. Об искушениях В жизни христианской необходимы искушения – пробы для испытания нашего душевного состояния. Искушения по большей части бывают: 1 . для испытания веры и преданности; 2 . иногда для исправления 3 . и для наказания за грехи. 1 . Примеры испытания: праведный Лот, Авраам, Иов и многие святые. 2 . Для исправления – когда Господь, смиряя Своих праведных за малые какие-нибудь и легкие грехи или за превозношение своею праведностью, предает их разным искушениям, чтоб здесь еще, в настоящей жизни, очистить их от всякой скверны помыслов и, выжегши всякую, какую видит, нечистоту, не позволяет оставаться в них ничему нечистому. В этом смысле и сказано: «Многи скорби праведным» ( Пс.33:20 ) или: «Сыне, не пренебрегай наказанием Господним, ниже ослабевай от Него обличаем. егоже бо любит Господь, наказует: биет же всякаго сына, егоже приемлет. Аще наказание терпите, якоже сыновом, обретается вам Бог» ( Притч.3:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

18 . Из Первого Послания к Коринфянам (гл. 2, ст. 10–12): “Нам же Бог открыл есть Духом Своим: Дух бо вся испытует, и глубины Божия. Кто бо весть от человек, яже в человеце, точию дух человека живущий в нем; такожде и Божия никтоже весть, точию Дух Божий. Мы же не духа мира сего прияхом, но Духа Иже от Бога, да вемы яже от Бога дарованная намъ”. 19 . Из Послания к Римлянам (гл. 8, ст. 9–11): “Вы же несте во плоти, но в дусе, понеже Дух Божий живет в вас. Аще же кто Духа Христова не имать, сей несть Егов. Аще же Христос в вас, плоть убо мертва греха ради: дух же живет правды ради. Аще ли же Дух воскресившего Иисуса от мертвых живет в вас, воздвигий Христа из мертвых, оживотворит и мертвенная телеса ваша, живущим Духом Его в вас”. 20 . Из Послания к Галатам (гл. 4, ст. 6): “И понеже есте сынове, посла Бог Духа Сына Своего в сердца ваша, вопиюща: Авва Отче”. 21 . Из Послания к Титу (гл. 3, ст. 5, 6): “Спасе нас банею пакибытия, и обновления Духа Святаго, егоже излия на нас обильно Иисусом Христом Спасителем нашимъ”. 22 . Святого Дионисия, из второй книги : “О Божественных именах”: “ ...и Дух Истины, Который от Отца исходитъ” 329 . 23 . Из той же книги: “Но и Те, Которые – пресущественного Божественного рода, не обращаются Друг в Друга; единый же Источник пресущественного Божества – Отец; так что ни Отец не станет Сыном, ни Сын – Отцемъ” 330 . 24 . Из той же книги: “Затем из Священных Писаний мы приняли, что Отец – Источник Божества; Сын же и Дух – Божественного рода; Они, если так нужда сказать, – Отрасли богонасажденные и как Цветы и пресущественные Светы. Каким же образом это имеет место, – невозможно ни сказать, ни разуметь” 331 . 25 . Его же, из книги: “О таинственном Богословии”, глава 3: “Как из невещественного и нераздельного Блага раждаются, происходящие от сердца, Светы Благостыни” 332 . 26 . Святого Афанасия, из первого послания к Серапиону: “Ибо, как и Рожденное Единородное – Сын, таким же образом – и Дух, Сыном даемый и посылаемый, и Он – один, а не много, и не из многих один, но – единственный Тот Дух. Ибо, как один – Сын, Живое Слово, так долженствует быть и единая совершенная и полная, освящающая и просвещающая Жизнь, Которая является действием Его и Даром, Который, говорится, от Отца исходит, поскольку от Слова, Которое исповедуется быть от Отца, Он воссиявает и посылается и дается” 333 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogod...

______________ б) 2 редакции 1. х іс Б 6. 3. различенъ Б 5. Примечания. Гл. 9, стихи 1–5 чит. в суб. 6 по пятидес.–А 11 по сп. 2 ред., а Б 5. 11 по сп. 1 ред.–Ст. 6–19 чит. в пят. 3 нед. по пятидес.–Сего чтения нет в А 2, за утратою соотв. Листа.–Б9 по сп. 4ред. 148 Послание 9, 7–13 А. Толк. Апост. 1220 г. 7. ни понеже суть см авраамле. вси чада. нъ исац наречеть ти с см 8. іеже іесть ко не чада плътьска си чада бжи нъ чада обтованиію причитаіеть въ см. 9. обтованию бо слово се) на се врем приду и будеть сарр снъ. 10. не тъкмо же. нъ и ревека іединого ложа ймоущи исака оца нашего. 11. не убо роженома. ни съдвъшема чсо блга йли зла. да по йзбьранию прозрниіе бжиіе бываіеть. 12. не длъ нъ призывающааго речес іей ко болий поработаіеть мьньшемоу. 13. коже іесть писано йкова възлюбихъ а йсава възненавидхъ. Б. Толст. Апост. XIV в. 7. имьже суть плем аврамле вси чада. но въ исац наречетьс) теб плем. 8. се же есть нечад плотьна си чада би чада обтьна намнютьс въ плем. 9. обтъ бо есть слово. все врем приду и будеть сарр снъ. 10. не точью же нъ и ревека единого ложа) имущи исака оца нашего. 11. не убо роженома и створшема что блга или зла да по избранию изволение бие пребудеть. 12. не делесъ но призывающаго. речес еи ко вщии поработаеть меньшему. 13. коже пишетьс. икова възлюбихъ. а исава) възненавидхъ. ______________ Разночтения а) 1 редакции 7. (Изб. 1073 г. л. 67 об. о ислац наречеть ти с им). 8. сирчь А 6. 12. 16. рекше А 8. 13. 17–19 чда бтиа А 8 намнтс А 8 въ плем А 8. 20. 9. придоше А 17 (быть может, юсовая форма 1 л. ед. ч. буд. вр. прид принята писцем за 3 л. Мн. Ч. 2 аор. И обращена в соотв. Лице и число 1 аор.?).. придеть сарьр снь А 6. 10. имщии ца нашего исака А 8 (перест). 11. сьдлавшима А 6. сьтворшема А 12. 13. 16–20 изволениіе А 20 прбываіет А 12. 13. 17. 21. 22. 27. 28. пребысть А 18. 12. вещи ( вщии) А 19. 9, 7–13 К римлянам 149 В. Чуд. Рукоп. Нов. Зав. XIV в. 7. ни понеже су см авраамле. вс чада. но о ісац наречеис см. 8. се іесть не часа плотиа. си чада бь но чада обща вмніе в см. 9. обтова бо слово сице. на врем се придоу. і буде сарр снъ. 10. не токмо ж но и ревекка. изъ единого ложа имущи ісаака оца наго. 11. не у. бо. роженома. ниже сдвшема что блго л зло да по избранью прозрньіе бжиіе пребывае. 12. не длъ. но звавшаго. речес іей. ко вщши поработаіе меншему. 13. ко пишеть ікова взлюби ісава же възненавид.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

3, 2–5 К римлянам 83 В. Чуд. Рукоп. Нов. Зав. XIV в. 2. много по вскому образу первоіе же убо. ко увришас словеса бь. 3. что оубо аще не вроваша нции еда неврствиіе ихъ вроу бью оупразни не боуди то. 4. да буде же бъ истине вс же члвкъ ло. ко пишетс ко да оправдишис словесъ твоихъ и одоліеши внегда судити ти. 5. аще же неправда наша бжью правду съставліе. что рче еда не праведе бъ. иж нанос гнвъ по члвкоу глю. Г. Библия 1499 г. 2. много. по вском браз. перве уб ко вроваш словеса бжїа. 3. что б аще не врваша нцїи. еда б неврїе ихъ вр бжію празнить. 4. да не бдеть. да бде же бъ истиненъ, вскъ же члкъ ложь коже пише. ко да правдишис въ словесе свои, и побдиши вньгда сдити ти. 5. аще ли же неправда наша бжїю правд съставлеть, что рече. еда неправеденъ бъ нанос гнвъ, по члк гл, _________________________ по члвку А и А 18. 29 ( А 6 по члчю ).. по члвчъству А 8. 16. 17. 19–21. 12. 13. 27. 28. по члчьскоу А 22 аште бо наша рече неправьда бжи правьду съставліеть почто речемы іеда неправьдьнъ бъ іесть члчскы гл не буди то Изб. 1073 г. л. 100. б) 2 редакции 3. црквь (вм. вру) Б 9. 4. да бы Б 8 ложь е (приб.) Б 6. 5. напущаи ( πιφρων) Ср. Римл. 8, 3; 10, 15 . Пустити вм. послати употребляется в Мстисл. Ев. XII в., в Изб. 1073 г. л. 117 и др. древнерус. пам. по члчю глу Б 6. 84 Послание 3, 6–12 А. Толк. Апост. 1220 г. 6. да не бдеть. а како судить бъ всему мир. 7. аще бо истина бжи) въ моіеи лъжи избысть въ славу іего что убо іеще) и азъ ко гршьникъ осужаюс. 8. и не) коже хоулу приіемлемъ и коже глють насъетерн глати. ко створимъ зла да придуть на ны блга ихъ же осоужениіе правьдьно іесть. 9. что убо преспли быхомъ. не вско. преже бо рхомъ виноу июдіемъ же и іелиномъ вьсмъ подъ грхомъ быти 10. коже іесть писано ко н правьдьника ни іединого же. 11. нсть размвай. н възискаи ба. 12. вси уклонишас въкуп и неключими быша н твори блностын. нсть ни іединого.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010